Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Астрономия», 11а, 11б классы
2023-2024 учебный год
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание урока |
Формы и методы контроля |
Дом. задание |
Примечание |
|||||||||||
11а |
11б |
Основные понятия |
Требования к результату и уровню подготовки учащихся |
|||||||||||||||
Глава 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками. (2 часа) |
||||||||||||||||||
1. |
06.09 |
05.09 |
Что изучает астрономия. |
КУ |
История, что изучает, связь с другими науками, профессия астронома, значение для народного хозяйства. |
Знать/понимать: Иметь убеждения в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации; иметь сформированное положительное отношение к российской астрономической науке |
Тек.К Устн.Ф УО |
Введение,
§1 |
|
|||||||||
2. |
13.09 |
12.09 |
Наблюдения – основа астрономии. |
КУ |
Астрономические наблюдения и их особенности. Телескопы: виды, разрешение, увеличение, светосила и их нахождение. Радиотелескопы. Обсерватории. |
Знать/понимать: важнейшие понятия: годичный параллакс, светимость, абсолютная звёздная величина; устройство и назначение телескопа; устройство и назначение рефракторов и рефлекторов |
Тек.К. Комб.Ф ФО |
§2 |
|
|||||||||
Глава 2. Практические основы астрономии. (5 часов) |
||||||||||||||||||
3. |
20.09 |
19.09 |
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. |
УПЗУ |
Звездное небо, МАС, понятие созвездия, яркие звезды и обозначение, различие по яркости и светимости, звездная величина, легенды о созвездиях, ПКЗН.
|
Знать/понимать: что такое созвездие; названия некоторых созвездий, их конфигурацию, основные точки, линии и круги на небесной сфере: горизонт, полуденная линия, небесный меридиан, и экватор, эклиптика, зенит, полюс мира, ось мира, точки равноденствий и солнцестояний; теорему о высоте полюса мира над горизонтом; основные понятия сферической и практической астрономии: кульминация и высота светила над горизонтом; прямое восхождение и склонение; сутки; отличие между новым и старым стилями; величины: угловые размеры Луны и Солнца; даты равноденствий и солнцестояний; угол наклона эклиптики к экватору; соотношения между мерами времени для измерения углов; продолжительность года; число звёзд, видимых невооружённым взглядом; принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям; причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Уметь: использовать подвижную звёздную карту для определения координаты звёзд, нанесённых на карту; по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. Решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; определять высоту светила в кульминации и его склонение; географическую высоту места наблюдения; рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи; осуществлять переход к разным системам счета времени; находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них: Большую Медведицу, Малую Медведицу (с Полярной звездой), Кассиопею, Лиру (с Вегой), Орёл (с Альтаиром), Лебедь (с Денебом), Возничий (с Капеллой), Волопас (с Арктуром), Северную корону, Орион (с Бетельгейзе), Телец (с Альдебараном), Большой Пёс (с Сириусом) |
Тек.К. Комб.Ф ФО |
§3,
4 |
|
|||||||||
4. |
27.09 |
26.09 |
Годичное движение Солнца Эклиптика.
|
УОНМ |
Небесная сфера: основные точки, линии и плоскости. Горизонтальная система координат, кульминация, зенитное расстояние. Суточное движение светил. Экваториальные координаты и связь с географическими. Годичное движение звезд, Солнца: эклиптика, зодиакальные созвездия. Работа по ПКЗН. |
Тек.К. Комб.Ф ФО |
§5
|
|
||||||||||
5. |
04.10 |
03.10 |
Движение и фазы Луны. |
УОНМ |
Синодический месяц, узлы лунной орбиты. Фазы Луны. Причина лунных затмений. Приливы и отливы на планете Земля. |
Тек.К Устн.Ф УО |
§6 |
|
||||||||||
6. |
11.10 |
10.10 |
Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. |
КУ |
Почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений. Солнечные сутки, служба Солнца и точного времени. Всемирное время, связь с географической долготой, система счета времени. Исчисление времени в РФ. Летоисчисление, календарь, старый и новый стиль. |
Тек.К. Письм.Ф П/Р
|
§6,7 |
|
||||||||||
7. |
18.10 |
17.10 |
Видимое движение звезд на различных географических широтах.
|
КУ |
Исследование высоты полюса мира на различных географических широтах. Понятия «восходящее и «невосходящее светило», «незаходящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя кульминация». Зависимость между высотой светила, его склонением и географической широтой местности. |
Тек.К. Комб.Ф АД |
§7 |
|
||||||||||
Глава 3. Строение Солнечной системы. (2 часа) |
||||||||||||||||||
8. |
25.10 |
24.10 |
Развитие представлений о строении мира. |
УФУН |
История развития представ-лений об окружающем мире в древности. Геоцентри-ческая система мира Аристотеля и Птолемея. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Становле-ние гелиоцентризма: Бруно, Галилей, Кеплер, Ньютон, Ломоносов и другие. |
знать/понимать: происхождение Солнечной системы; основные закономерности в Солнечной системе; космогонические гипотезы; система Земля–Луна; основные движения Земли; форма Земли; природа Луны; уметь: пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; находить планеты на небе, отличая их от звёзд. |
Тек.К. Письм.Ф СР |
§8,9 |
|
|||||||||
9. |
08.11 |
07.11 |
Конфигурации планет. |
КУ |
Состав СС. Петлеобразное движение планет и объяснение. Конфигурация, виды для верхних и нижних планет. Сидерические и синодические периоды. Разбор задач. |
Тек.К. Комб.Ф ФО |
§10 |
|
||||||||||
Глава 4. Законы движения небесных тел. (5 часов) |
||||||||||||||||||
10. |
15.11 |
14.11 |
Синодический период. |
УОНМ |
Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд. |
Знать/понимать: понятия: - гелиоцентрическая система мира; геоцентрическая система мира; синодический период; звёздный период; горизонтальный параллакс; угловые размеры светил; первая космическая скорость; - вторая космическая скорость; - способы определения размеров и массы Земли; - способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; - законы Кеплера и их связь с законом тяготения. уметь: - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения для объяснения движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера |
Тек.К. Комб.Ф ФО |
§10 |
|
|||||||||
11. |
22.11 |
21.11 |
Законы движения планет Солнечной системы. |
КУ |
Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел. |
Тек.К. Письм.Ф П/Р |
§11 |
|
||||||||||
12. |
29.11 |
28.11 |
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. |
УОНМ |
Расстояние от Земли до Солнца. Способы определения расстояний в СС: Определение размеров небесных тел. Разбор задач |
Тек.К. Устн.Ф УО
|
§12 |
|
||||||||||
13. |
06.12 |
05.12 |
Открытие и применение закона всемирного тяготения. |
УОНМ |
Открытие и применение закона всемирного тяготения. Задачи на применение закона. |
Тек.К. Комб.Ф ФО |
§13 |
|
||||||||||
14. |
13.12 |
12.12 |
Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе. К.р. №1 по главам "Практические основы астрономии", "Строение Солнечной системы". |
КУ |
3-й закон Кеплера, параллактический, радиолокационный. Параллакс, параллактическое смещение. |
Тек.К Письм.Ф КР |
§14 |
|
||||||||||
Глава 5. Природа тел Солнечной системы. (8 часов) |
||||||||||||||||||
15. |
20.12 |
19.12 |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение |
КУ |
Отличия планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта |
знать/понимать: происхождение Солнечной системы; основные закономерности в Солнечной системе; космогонические гипотезы; система Земля–Луна; основные движения Земли; форма Земли; природа Луны; общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность); общая характеристика планет гигантов (атмосфера; поверхность); спутники и кольца планет-гигантов; астероиды и метеориты; пояс астероидов; кометы и метеоры уметь: пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; находить планеты на небе, отличая их от звёзд; применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера |
Тек.К Устн.Ф УО |
§15,16, 20 |
|
|||||||||
16. |
27.12 |
26.12 |
Земля и Луна - двойная планета. |
КУ |
Основные движения Земли. Форма Земли, триангуляция: Эратосфен, Ньютон, Струве. Физические условия на Луне. Рельеф, породы, внутреннее строение. Исследование Луны и их значение. Теория приливов. Зона Роша. |
Тек.К. Письм.Ф П/Р |
§17 |
|
||||||||||
17. |
10.01 |
09.01 |
Две группы планет. |
УОНМ |
Деление планет на группы. Физические свойства планет. |
Тек.К. Комб.Ф ФД |
§18(1,2) |
|
||||||||||
18. |
17.01 |
16.01 |
Природа планет земной группы. |
КУ |
Основные особенности планет земной группы. Спутники Марса Состав атмосфер, рельеф, хронология открытий и исследование КА. |
Тек.К. Комб.Ф ФО |
§18(3) |
|
||||||||||
19. |
24.01 |
23.01 |
Урок -дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?». |
КУ |
Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли и Венеры. |
Тек.К. Комб.Ф ФО |
§18(4) |
|
||||||||||
20. |
31.01 |
30.01 |
Планеты-гиганты, их спутники и кольца. |
КУ |
Основные особенности планет -гигантов. Состав атмосфер, спутники и кольца, хронология открытий и исследование. |
Тек.К Устн.Ф УО |
§19 |
|
||||||||||
21. |
07.02 |
06.02 |
Малые тела Солнечной системы. |
УФУН |
Физическая природа астероидов и комет состав, классификация Бредихина. Пояс Койпера и облако комет Оорта. Кометы, их открытие, орбита, исследования КА. |
Тек.К. Комб.Ф ФО |
§20 |
|
||||||||||
22. |
14.02 |
13.02 |
Метеоры, болиды, метеориты. |
КУ |
Болиды. Метеоры, метеорные потоки, порождаемые кометами. Природа метеоров. |
Тек.К Устн.Ф УО |
§20 |
|
||||||||||
Глава 6. Солнце и звезды. (6 часов) |
||||||||||||||||||
23. |
21.02 |
20.03 |
Солнце, состав и внутреннее строение. |
КУ |
Солнце - источник жизни на Земле, его обожествление в древности. Вид в телескоп, вращение. Размер, масса, светимость, солнечная постоянная. Температура, закон Стефана-Больцмана и Вина. Химический состав Солнца. Решение задач. |
знать/понимать: основные физические характеристики Солнца: масса, размеры, температура; схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю; основные характеристики: спектры, температуры, светимости; пульсирующие и взрывающиеся звезды; порядок расстояния до звёзд, способы определения и размеров звёзд; единицы измерения расстояний: парсек, световой год; важнейшие закономерности мира звёзд; диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость»; способ определения масс двойных звёзд; основные параметры состояния звёздного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние; важнейшие понятия: годичный параллакс, светимость, абсолютная звёздная величина; устройство и назначение телескопа; устройство и назначение рефракторов и рефлекторов. уметь: применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд; решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам; анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса– светимость»; находить на небе звёзды: альфы Малой Медведицы, альфы Лиры, альфы Лебедя, альфы Орла, альфы Ориона, альфы Близнецов, альфы Возничего, альфы Малого Пса, альфы Большого Пса, альфы Тельца |
Тек.К. Комб.Ф ФО |
§22 |
|
|||||||||
24. |
28.02 |
27.03 |
Методы астрономических исследований. |
УОНМ |
Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры |
Тек.К Устн.Ф УО |
§23 |
|
||||||||||
25. |
06.03 |
05.03 |
Солнечная активность и ее влияние на Землю. |
КУ |
Перспективы использования солнечной энергии, Солне-чное излучение: корот-коволновое, корпускуляр-ное, радиоизлучение. Проблема «Солнце-Земля», связи и их значение. Служба Солнца. |
Тек.К Письм.Ф КР |
§22 |
|
||||||||||
26. |
13.03 |
12.03 |
Физическая природа звезд. |
КУ |
Физические характеристики звезд: цвет, температура (закон Вина), спектр и химический состав, светимость, размер, масса, плотность звезд. Типы. Спектральная классифи-кация звезд. Параметры характеристик. Самые, самые звезды. Решение задач |
Тек.К Устн.Ф УО |
§24 |
|
||||||||||
27. |
20.03 |
19.04 |
Переменные и нестационарные звезды. Контрольная работа№2 : «Солнце и Солнечная система»
|
КУ |
Переменные звезды: правильные, полу-правильные, неправильные. Цефеиды. Вспыхивающие (новые) и взрывающиеся (сверхновые). Пульсары (нейтронные). Связь с массой |
Тек.К Устн.Ф УО |
§25 |
|
||||||||||
28. |
03.04 |
02.04 |
Эволюция звезд. |
КУ |
Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды-компаньона гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений |
Тек.К. Комб.Ф ФО |
§26 |
|
||||||||||
Глава 7. Строение и эволюция Вселенной. (4 часа) |
||||||||||||||||||
29. |
10.04 |
09.04 |
Наша Галактика. |
КУ |
Млечный путь. Состав Галактики: звезды, скопления и их виды, туманности и их виды, лучи, поля, газ и пыль. Строение и вращение Галактики. Движение звезд и Солнца. Радиоизлучение Галактики. |
знать/понимать: основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной; понятие «горячая Вселенная»; крупномасштабную структуру Вселенной; что такое метагалактика; космологические модели Вселенной; примерные значения следующих величин: основные типы галактик, различия между ними; примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла; возраст наблюдаемых небесных тел; связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; уметь: объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира |
Тек.К. Письм.Ф П/Р
|
§27, 28 |
|
|||||||||
30. |
17.04 |
16.04 |
Другие звездные системы — галактики. |
УФУН |
Открытие галактик и их многообразие. Классификация по Хабблу. Квазары. Определение размеров, расстояний и масс галактик. |
Тек.К. Комб.Ф ФО |
§29 |
|
||||||||||
31. |
24.04 |
23.04 |
Космогония начала ХХ в. |
КУ |
Космогония. Возраст звезд, скоплений и галактик. Происхождение и эволюция звезд в зависимости от массы. Эволюция Солнца. Черные дыры. Замкнутость цикла. Шкала Вселенной. |
Тек.К. Письм.Ф СР |
§30 |
|
||||||||||
32. |
08.05 |
07.05 |
Основы современной космологии. |
КУ |
Скопление галактик: кратная, местная, скопления, сверхскопления. Метагалактика и ее структура. Закон Хаббла. Нестационарность. Гипотеза «горячей Вселенной», реликтово излучение. Космология. Теория Фридмана и Эйнштейна. Скрытая масса. Решение задач |
Тек.К. Письм.Ф П/Р
|
§31 |
|
||||||||||
Глава 8. Жизнь и разум во Вселенной. (2 часа) |
||||||||||||||||||
33. |
15.05 |
14.05 |
Проблема существования жизни вне Земли. |
КУ |
Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни. Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике. Проблемы внеземной цивилизации. Наши послания. НЛО и АЯ. |
знать/понимать: теорию ускоренного расширения Вселенной; что исследователи понимают под тёмной энергией; зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная; условия возникновения планет около звёзд; методы обнаружения экзопланет около других звёзд; об эволюции Вселенной и жизни во Вселенной; проблемы поиска внеземных цивилизаций; формула Дрейка уметь: использовать знания, для описания и объяснения современной научной картины мира; обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами |
Тек.К Устн.Ф УО |
§32 |
|
|||||||||
34. |
22.05 |
23.05 |
Повторение и обобщение. Итоговый зачет. |
УЗИМ |
Обобщение и систематизация понятий изученных в курсе астрономии. Обобщение и систематизация понятий изученных в курсе астрономии. Проверка знаний по разделам курса. |
Тек.К. Комб.Ф ФО |
|
|
||||||||||
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании
(МО «Естественных наук»)
Тип урока |
Виды контроля |
Методы контроля |
Формы контроля |
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом |
Тематический контроль (Тем.К) |
АД – астрономический диктант |
Устн.Ф – устная форма |
УЗИМ–урок закрепления изученного материала |
Текущий (Тек. К.) - повседневная проверка усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. |
СР – самостоятельная работа |
Письм.Ф – письменная форма |
УПЗУ – урок применения знаний и умений |
ФО – фронтальный опрос |
Комб.Ф – комбинированная форма |
|
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний |
|
ПP – практическая работа |
Т – тест Н – наблюдение |
КУ – комбинированный урок |
|
УО – устный опрос |
Б – беседа |
УФУН – урок формирования умений и навыков |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.