Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению
4 класс
УМК «Школа России»
Наименование учебного предмета: литературное чтение 4 класс
Тип программы: общеобразовательная.
Авторы программы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Авторы учебника: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 2018 г
Количество часов, отводимых на учебный курс в соответствии с программными требованиями: 102 часа
№ п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
Домашнее задание |
Цель урока |
УУД |
Личностные результаты
|
Планируемые результаты |
||||||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
|||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Летописи, былины, жития часов 11 часов |
|
||||||||||||
1 |
|
Введение. Самые интересные книги, прочитанные летом. |
Составить кроссворд по прочитанной летом книге |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым учебником, его содержанием. |
Принимают учебную задачу, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности; |
Выполняют анализ прочитанного текста, выделяют основную мысль |
Отвечают на вопросы художественного текста, обсуждают в парах вопросы учителя, доказывают свою точку зрения |
Проявляют бережное отношение к художественной книге, аккуратно её используют; знают правила выбора обложки и закладки для книги |
Научатся самостоятельно выбирать книгу для чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список; оценивать результаты читательской деятельности; вносить коррективы; пользоваться справочниками |
|
|||
2 |
|
Знакомство с разделом «Летописи, былины, жития» |
Стр. 6-8, читать, отвечать на вопросы |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым разделом учебника; с историческими произведениями. |
Принимают учебную задачу, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности; оценивают свою работу на уроке |
Умеют анализировать текст учебника (научно – познавательный), выделяют основную мысль |
Отвечают на вопросы на основе научно – познавательной статьи учебника; доказывают свою точку зрения; обсуждают в парах вопросы учителя, соблюдая нравственно – этические нормы ведения диалога |
Проявляют уважение к истории своей родины |
Научатся называть элементы учебной книги, быстро ориентироваться в ней, отвечать на вопросы цитатами текста |
|
|||
3 |
|
События летописи основные события Древней Руси. Сравнение текстов летописи и исторического источника |
Выразительное чтение отрывка. Узнать о создании бумаги и книги. |
Создать условия для ознакомления обучающихся с событиями летописи как с основными событиями Древней Руси. |
Постановка учебной задачи; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку |
Построение речевого высказывания в устной форме; построение логической цепочки рассуждений; доказательство |
Владение монологической и диалогической формами в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Проявляют доброжелательность по отношению к одноклассникам в дискуссиях |
Научатся сравнивать текст летописи с историческими источниками; использовать разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику разных текстов; участвовать в обсуждении текстов; давать нравственную оценку поступкам героев |
|
|||
4 |
|
Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» |
Выразительное чтение отрывка. Прочитать всё произведение. |
Создать условия для ознакомления обучающихся с отрывками из летописей; помочь понять необходимость знания истории |
Создать условия для формирования умения передавать содержание текста в подробном изложении; совершенствовать умение членить текст на микротемы; дать возможность обучающимся проявить творческие способности4 способствовать воспитанию интереса к предмету |
Составление плана и последовательности действий; способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию; корректирование работы по ходу выполнения. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия. |
Участвуют в диалоге; слушают и понимают речь других, высказывают свою точку зрения; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих |
Научатся находить в тексте устаревшие слова; осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику разных текстов; участвовать в обсуждении текстов; давать нравственную оценку поступкам героев |
|
|||
5 |
|
Сравнение текста летописи и произведения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» |
Выучить отрывок наизусть |
Создать условия для ознакомления обучающихся с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» |
Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность действий; оценивать совместно с учителем или товарищей своих действий, вносить коррективы |
Целенаправленно слушать учителя, одноклассников, решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя) |
Критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться; предвидеть последствия коллективных решений. |
Планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы к учителю, одноклассник |
Научатся сравнивать текст летописи с историческими источниками; использовать разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику разных текстов; участвовать в обсуждении текстов; давать нравственную оценку поступкам героев |
|
|||
6 |
|
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» |
Стр. 17 -19, выразительное чтение, объяснит непонятные слова, рисунок |
Создать условия для ознакомления обучающихся с поэтическим текстом былины |
Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. |
Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. |
Ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. |
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. |
Научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг. Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. |
|
|||
7 |
|
Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой |
Перечитать былину, разделить на смысловые части, записать в тетрадь |
Создать условия для ознакомления и работы обучающихся с прозаическим текстом былины. |
Принимать и сохранять цель и учебную задачу; понимать выделенные ориентиры действий (в задании учебника, памятках), оценивать совместно с учителем или товарищей своих действий, вносить коррективы |
Планировать свою работу по изучению нового материала; самостоятельно предполагать какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала; собирать и отбирать информацию, полученную из разных источников. |
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное |
Вести диалог с учителем, одноклассниками; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. |
Научатся правильно читать текст, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; находить аналогии с реальными историческими событиями; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев |
|
|||
8 |
|
Герой былины – защитник Русского государства. Картина Васнецова «Богатыри» |
Найти материал о Сергии Радонежском |
Создать условия для обогащения знаний обучающихся о былинах и исторических произведениях; учить соотносить текст и картину |
Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность действий; оценивать совместно с учителем или товарищей своих действий, вносить коррективы |
Целенаправленно слушать учителя, одноклассников, решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя) |
Критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться; предвидеть последствия коллективных решений. |
Планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы к учителю, одноклассникам |
Научатся делить текст на части; составлять собственный текст на основе художественного произведения; о былинном герое; рассказ по картине; находить аналогии с реальными историческими событиями; осознанно воспринимать и оценивать исторический текст, |
|
|||
9 |
|
Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому» |
Стр. 22 – 28, прочитать |
Создать условия для ознакомления обучающихся с житием Сергия Радонежского – святого земли Русской |
Высказывать свои предположения относительно способов решения учебной задачи; оценивать результат своих действий, вносить необходимые коррективы. |
Составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в развёрнутом виде. |
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям, посредством языка; осмысление базовых ценностей: |
Научатся использовать разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику разных текстов; участвовать в обсуждении текста; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрации, на основе личного опыта |
|
|||
10 |
|
Житие Сергия Радонежского |
Повторить материал раздела. Выбрать тему проекта, стр. 32 |
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем |
Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. |
Ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. |
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. |
Научатся анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. |
|
||||
11 |
|
Обобщающий урок – игра. Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий» |
Стр. 34, задание 9 |
Создать условия для обобщения знаний по разделу; провести оценку достижений. |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. |
Устанавливать причинно-следственные связи. |
Высказывать и обосновывать свою точку зрения |
|
|||||
Чудесный мир классики 17 часов |
|
||||||||||||
12 |
|
Знакомство с произведением раздела «Чудесный мир классики». П. Ершов «Конёк – Горбунок» |
Прочитать сказку стр. 39 –49 |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым разделом, жизнью и творчеством П. Ершова |
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем |
Строить рассуждения. |
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. |
Научатся формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана; читать вслух с постепенным переходом про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текст; воспринимать на слух художественное произведение |
|
|||
13 |
|
П. Ершов «Конёк – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказки |
Дочитать до конца, дать характеристику братьям, записать в тетрадь |
Создать условия для работы обучающихся с текстом сказки |
Работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. |
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. |
Научатся читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; прогнозировать содержание произведения
|
|
|||
14 |
|
П. Ершов «Конёк – Горбунок». Характеристика героев |
Стр. 60 – 61, задание 9, 13 по выбору, прочитать сказку целиком |
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания; самостоятельно оценивать. |
Анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста, уметь ориентироваться в учебной и справочной книге |
Отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, работать в паре и группе, уметь договариваться о совместных действиях. |
Формировать систему нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявлять интерес к чтению и изучению творчества классиков |
|
|||||
15 |
|
А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора» |
Наизусть по выбору |
Создать условия для ознакомления обучающихся с произведениями Пушкина |
Самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения |
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты. Целенаправленно слушать учителя. |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Осознать личностный смысл учения, планировать дальнейший образовательный мир |
Научатся выразительно читать стихи; находить нужный отрывок в тексте по вопросам читать вслух с постепенным переходом про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текст; воспринимать на слух художественное произведение; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности, отвечать на вопросы по тексту. |
|
|||
16 |
|
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
Перечитать сказку |
Создать условия для ознакомления обучающихся со сказкой А. С. Пушкина; научить внимательно слушать большое по объёму художественное произведение |
Формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке |
Умеют пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других; анализируют художественный текст, выделяют в нём основную мысль, отбор опорных(ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги . |
Отвечают на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил и взаимодействия в парах и группах(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) |
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; формируют систему нравственных ценностей ( любовь к природе, гордость за свою страну, красоту человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению |
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. |
|
|||
17 |
|
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев |
Стр. выразительное чтение отрывка, рисунок |
Создать условия для работы над произведением; учить анализировать поступки героев, давать характеристику героям |
Научатся анализировать поступки героев, делить текст на части; сравнивать народные и литературные сказки; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; принимать культуру речи, культуру слушания; культуру высказывания; культуру эмоций; различать положительных и отрицательных героев; давать краткую характеристику главных героев, оценку им поступкам; научатся работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, память, мышление. |
|
|||||||
18 |
|
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление на части |
Пересказ отрывка |
Создать условия для создания умения обучающихся делить текст на части, озаглавливать их; работать с текстом |
|
||||||||
19 |
|
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» |
Выразительное чтение любого стихотворения Лермонтова |
Создать условия для ознакомления обучающихся с произведениями М. Ю. Лермонтова; учить чувствовать и понимать образный язык произведений. |
Построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепочки рассуждений; оценивание своей работы на уроке |
Владение монологической и диалогической формами в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге |
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в дискуссиях |
Формирование системы нравственных ценностей |
Научатся различать жанры произведений, видеть языковые средства, использованные автором; использовать средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения); определять тему и идею произведений, анализировать поступки героев; правильно отвечать на вопросы; прогнозировать содержание произведения с точки зрения моральных ценностей; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на со-ставные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе |
|
|||
20 |
|
М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» |
Перечитать сказку |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением М. Ю. Лермонтова; учить работать по плану |
|
||||||||
21 |
|
М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» Сравнение мотивов русской и турецкой сказок |
Краткий пересказ сказки |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением М. Ю. Лермонтова; учить работать по плану; сравнения народной и авторской сказки |
|
||||||||
22 |
|
М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев |
Стр. 111, задание 7, отзыв о прочитанном по плану |
Создать условия для ознакомления обучающихся с планом характеристики героя литературного произведения |
|
||||||||
23 |
|
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого |
Прочитать любое произведение Л.Н. Толстого |
Создать условия для ознакомления обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; понимать смысл произведения; выразительно читать произведение |
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
|
Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом(осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в художественной и научной книгах |
Отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы к учителю, одноклассникам |
Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям, посредством языка; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. |
Научатся самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям. |
|
|||
24 |
|
Л.Н. Толстой «Детство» |
Написать сочинение о маме |
Создать условия для обучения работы с текстом; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать смысл произведения |
|
||||||||
25 |
|
Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». |
Выразительное чтение любой басни Толстого |
Создать условия для ознакомления обучающихся с басней; выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение |
|
||||||||
26 |
|
А.П. Чехов «Мальчики» |
Перечитать рассказ «Мальчики», найти объяснение непонятных слов |
Создать условия для отработки обучающимися навыков правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения; составлять план текста
|
Принимать и сохранять цель и учебную задачу; понимать выделенные ориентиры действий (в задании учебника, памятках), оценивать совместно с учителем или товарищей своих действий, вносить коррективы |
Планировать свою работу по изучению нового материала; самостоятельно предполагать какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала; собирать и отбирать информацию, полученную из разных источников. |
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; |
Вести диалог с учителем, одноклассниками; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. |
Научатся различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев, прогнозировать содержание произведения; поиск необходимой информации; раскрывать смысл произведения. |
|
|||
27 |
|
А.П. Чехов «Мальчики» Главные герои рассказа – герои своего времени |
Пересказ по плану |
|
|||||||||
28 |
|
Оценка достижений |
Кроссворд |
Создать условия для обобщения знаний по разделу; провести оценку достижений. |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. |
Устанавливать причинно-следственные связи. |
Высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность её использования, знание правил выбора книги |
Научатся иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других |
|
|||
Поэтическая тетрадь 8 часов |
|
||||||||||||
29 |
|
Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь» . Ф. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко» |
Наизусть любое |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов. |
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать. |
Анализировать , сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её; представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; |
Вести диалог с учителем, одноклассниками; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. |
Научатся формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока; проводить рефлексию на основе данного плана4 анализировать произведения живописи, сравнивать произведения живописи и литературный текст выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. Уметь видеть языковые средства, использованные автором. |
|
|||
30 |
|
А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» |
Наизусть любое |
Создать условия для ознакомления обучающихся со стихами А.А. Фета; учить видеть прекрасное в природе; обогащать словарный запас |
Самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения |
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты. Целенаправленно слушать учителя. |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Осознать личностный смысл учения, планировать дальнейший образовательный мир |
Научатся прогнозировать содержание произведений; воспринимать на слух литературное произведение |
|
|||
31 |
|
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» |
Выразительное чтение, рисунок |
Создать условия для ознакомления обучающихся со стихотворениями Е.А. Баратынского; учить видеть прекрасное с помощью поэзии |
Постановка учебной задачи; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку |
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию по заданному признаку; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом. |
Отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций |
Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям, посредством языка; осмысление базовых ценностей: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие» |
Научатся читать осознанно текст художественного произведения "про себя", высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы , высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы |
|
|||
32 |
|
А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения |
Наизусть, рисунок |
Создать условия для ознакомления обучающихся с творчеством А.Н. Плещеева; обучать правильному, выразительному чтению |
Самостоятельно формулировать задание; определять его цель, планировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на памятку или алгоритм. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу при изучении нового материала. |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; критично относиться к своему умению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм. |
Научатся читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы , высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; |
|
|||
33 |
|
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» |
Наизусть |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым поэтическим произведением |
|
||||||||
34 |
|
Н. А. Некрасов « Школьник», «В зимние сумерки» |
Выразительное чтение, рисунок |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым поэтическим произведением |
|
||||||||
35 |
|
И.А. Бунин «Листопад». Красота осени в стихах Бунина |
Выразительное чтение, подобрать иллюстрации |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым поэтическим произведением |
Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от це-ли. |
формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. |
|
||||||
36 |
|
Обобщающий урок. Оценка достижений. |
Наизусть любое стихотворение |
Создать условия для обобщения знаний по разделу; провести оценку достижений. |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. |
Устанавливать причинно-следственные связи. |
Высказывать и обосновывать свою точку зрения; участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность её использования, знание правил выбора книг; осознать личностный смысл учения, планировать дальнейший образовательный мир |
Научатся иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других |
|
|||
Литературные сказки 11 часов |
|
||||||||||||
37 |
|
Знакомство с разделом «Литературные сказки». В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
Перечитать сказку |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым разделом; познакомить с жизнью и творчеством В. Ф. Одоевского; обогащать словарный запас, прививать интерес к чтению |
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; |
Вычитывают все виды текстовой информации. сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников; размышляют над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей; знают и оперируют понятиями «система нравственных ценностей», «добро побеждает зло», «в чём смысл добра», «почему сказка всегда заканчивается хорошо», «текст повествовательного характера; готовят подробный и выборочный пересказ, создают собственный текст по аналогии с прочитанным |
формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения; осознать личностный смысл учения, планировать дальнейший образовательный мир |
Научатся делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя, составлять простой и сложный план текста; достигать необходимой для продолжения образования уровня читательской компетентности; элементарным приёмам интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий |
|
|||
38 |
|
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Характеристика поступков героев |
Стр. 168, задание 3 и 4 |
Создать условия для развития умения обучающихся анализировать поступки героев, давать характеристику героям |
|
||||||||
39 |
|
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
Рассказ о Мише |
Создать условия для ознакомления обучающихся с умением составлять план художественного произведения; готовить пересказ по плану |
|
||||||||
40 |
|
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра |
Прочитать сказку, найти сведения об авторе |
Создать условия для ознакомления обучающихся с произведением; отрабатывать навыки осознанного чтения |
Принимать и сохранять цель и учебную задачу; понимать выделенные ориентиры действий (в задании учебника, памятках), оценивать совместно с учителем или товарищей своих действий, вносить коррективы |
Планировать свою работу по изучению нового материала; самостоятельно предполагать какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала; собирать и отбирать информацию, полученную из разных источников. |
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; |
Вести диалог с учителем, одноклассниками; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. |
Научатся выразительно читать; определять жанр произведения; проявлять чувство сострадания к другим; анализировать поступки и характеры героев; находить объяснение непонятным словам; прогнозировать содержание сказки, сочинять сказку по аналогии |
|
|||
41 |
|
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании сказки. Герои произведения |
Придумать свою сказку по аналогии с прочитанным, изготовить книжку - малышку |
Создать условия для работы обучающихся с текстом; составлять свой текст по аналогии. |
|
||||||||
42 |
|
П.П. Бажов «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте |
Прочитать сказку, составить план |
Создать условия для ознакомления обучающихся с творчеством П. Бажова. |
Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию |
Составлять устное сочинение; презентовать подготовленную информацию. |
Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
Научатся работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. |
|
|||
43 |
|
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения |
Пересказ сказки |
Создать условия для работы обучающихся с текстом сказки |
|
||||||||
44 |
|
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
Дочитать сказку до конца |
Создать условия для ознакомления обучающихся со сказкой «Аленький цветочек» |
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; |
Осуществлять анализ и синтез строить; рассуждения; понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом(осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в художественной и научной книгах |
Учиться связно отвечать по плану; кратко передавать прочитанное отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы к учителю, одноклассникам |
Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. |
Научатся внимательно слушать произведение; делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя, составлять простой и сложный план текста; достигать необходимой для продолжения образования уровня читательской компетентности; элементарным приёмам интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий |
|
|||
45 |
|
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения |
Дать характеристику сёстрам |
Создать условия для ознакомления обучающихся с умением давать характеристику героям на основе личностных достижений |
|
||||||||
46 |
|
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части |
Пересказ отрывка, рисунок |
Создать условия для ознакомления обучающихся с умением выбирать отрывок для пересказа |
|
||||||||
47 |
|
Обобщающий урок. Оценка достижений |
Ответить на вопросы |
Создать условия для обобщения знаний по разделу; провести оценку достижений. |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. |
Устанавливать причинно-следственные связи. |
Высказывать и обосновывать свою точку зрения; участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность её использования, знание правил выбора книг; осознать личностный смысл учения, планировать дальнейший образовательный мир |
Научатся иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других |
|
|||
Делу время – потехе час 7 часов |
|
||||||||||||
48 |
|
Знакомство с разделом «Делу время – потехе час». Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
Перечитать сказку |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым разделом и произведением |
Принимать и сохранять цель и учебную задачу; понимать выделенные ориентиры действий (в задании учебника, памятках), оценивать совместно с учителем или товарищей своих действий, вносить коррективы |
Планировать свою работу по изучению нового материала; самостоятельно предполагать какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала; собирать и отбирать информацию, полученную из разных источников. |
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; |
Вести диалог с учителем, одноклассниками; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. |
Научатся прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом чтения про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении; воспринимать на слух художественное произведение; делить сказку на части, озаглавливать их; делать картинный план и готовить пересказ по готовому плану. |
|
|||
49 |
|
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения |
Картинный план, пересказ |
Создать условия для ознакомления обучающихся с разными видами плана текста (картинный, краткий, сложный) |
|
||||||||
50 |
|
В.Ю. Драгунский «Главные реки» |
Пересказ от имени Дениски |
Создать условия для расширения знания обучающихся о творчестве Драгунского; отрабатывать навыки выразительного чтения |
Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию |
Составлять устное сочинение; презентовать подготовленную информацию.
|
Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
Научатся работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. |
|
|||
51 |
|
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
Драматизация отрывка |
Создать условия для расширения знания обучающихся о творчестве Драгунского; отрабатывать навыки выразительного чтения |
Научатся создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Чтение по ролям |
|
|||||||
52 |
|
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Смысл заголовка |
Написать мини – сочинение о прогульщике |
Создать условия для ознакомления обучающихся с произведением |
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания; самостоятельно оценивать. |
Анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста, уметь ориентироваться в учебной и справочной книге |
Отвечают на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил и взаимодействия в парах и группах(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) |
Вести диалог с учителем, одноклассниками; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. |
Научатся прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом чтения про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении; воспринимать на слух художественное произведение; делить сказку на части, озаглавливать их; делать картинный план и готовить пересказ по готовому плану. |
|
|||
53 |
|
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения |
Повторить произведения раздела |
Создать условия для ознакомления обучающихся с условиями инсценирования произведения; с театральными профессиями |
|
||||||||
54 |
|
Обобщающий урок. Оценка достижений |
Тест |
Создать условия для ознакомления обучающихся с многообразием детской литературы; обобщить полученные знания |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. |
Устанавливать причинно-следственные связи. |
Высказывать и обосновывать свою точку зрения; участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность её использования, знание правил выбора книг; осознать личностный смысл учения, планировать дальнейший образовательный мир |
Научатся иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других |
|
|||
Страна детства 6 часов |
|
||||||||||||
55 |
|
Знакомство с разделом «Страна детства». Б. С. Житков «Как я ловил человечков» |
Безошибочное чтение |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым разделом |
Принимать и сохранять цель и учебную задачу; понимать выделенные ориентиры действий (в задании учебника, памятках), оценивать совместно с учителем или товарищей своих действий, вносить коррективы |
Анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги |
Умение договариваться о совместных действиях |
Осмысление понятий «ложь», «неправда», «враньё», (что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях) |
Научатся раскрывать смысл содержания рассказа; характеризовать главного героя, его поступки, |
|
|||
56 |
|
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения |
Пересказ от имени героя |
Создать условия для работы обучающихся с текстом рассказа |
|
||||||||
57 |
|
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
Перечитать текст |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением |
Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность действий; оценивать совместно с учителем или товарищей своих действий, вносить коррективы |
Целенаправленно слушать учителя, одноклассников, решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя) |
Критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться; предвидеть последствия коллективных решений. |
Осмысление пословицы «Жизнь дана на добрые дела»; формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях) |
Научатся понимать смысл произведения; видеть прекрасное вокруг; замечать, понимать окружающий мир; работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать взаимосвязь, создавать текст на основе иллюстраций) |
|
|||
58 |
|
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения |
Выписать из текста эпитеты и олицетворения |
Создать условия для ознакомления обучающихся с видами работ над литературным произведением |
|
||||||||
59 |
|
М.М. Зощенко «Ёлка» |
Пересказ от лица мамы или папы, картинный план |
Создать условия для ознакомления обучающихся с текстом |
Создать условия для формирования умения передавать содержание текста в подробном изложении; совершенствовать умение членить текст на микротемы; дать возможность обучающимся проявить творческие способности4 способствовать воспитанию интереса к предмету |
Составление плана и последовательности действий; способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию; корректирование работы по ходу выполнения. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия. |
Участвуют в диалоге; слушают и понимают речь других, высказывают свою точку зрения; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих; осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову» |
Научатся находить в тексте устаревшие слова; осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику разных текстов; участвовать в обсуждении текстов; давать нравственную оценку поступкам героев |
|
|||
60 |
|
Обобщающий урок. Оценка достижений |
Не задано |
Создать условия для повторения и обобщения обучающимися изученного материала |
Самостоятельно формулировать задание; определять его цель, планировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на памятку или алгоритм. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу при изучении нового материала. |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; критично относиться к своему умению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
Проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность её использования, знание правил выбора книг; осознать личностный смысл учения, планировать дальнейший образовательный мир; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуации, осмысливать поступки литературных героев, сравнивать их со своими собственными. |
Научатся иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других |
|
|||
Поэтическая тетрадь 5 часов |
|
||||||||||||
61 |
|
Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь» В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
Наизусть по выбору |
Создать условия для ознакомления обучающихся с произведениями я Брюсова |
Самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения |
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты. Целенаправленно слушать учителя. |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Осознать личностный смысл учения, планировать дальнейший образовательный мир |
Научатся прогнозировать содержание произведений; воспринимать на слух литературное произведение |
|
|||
62 |
|
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» |
Выразительное чтение |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым стихотворением о детях С. Есенина |
Работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. |
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. |
Научатся прогнозировать содержание произведений; воспринимать на слух литературное произведение |
|
|||
63 |
|
М.И. «Цветаева» «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» |
Наизусть |
Создать условия для ознакомления обучающихся с творчеством М. Цветаевой; раскрыть мир поэзии |
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать. |
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты. Целенаправленно слушать учителя. |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Осознать личностный смысл учения, планировать дальнейший образовательный маршрут |
Научатся прогнозировать содержание произведений; воспринимать на слух литературное произведение; сравнивать поэтические сюжеты, героев; находить необходимую информацию в соответствии с заданием; определять основную мысль; соотносить пословицы с темой изучаемого раздела |
|
|||
64 |
|
Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. |
Приготовить стихотворение на конкурс |
Создать условия для ознакомления обучающихся с анализом произведений раздела |
|
||||||||
65 |
|
Оценка достижений. Устный журнал «Поэтическая тетрадь» |
Викторина, тест |
Создать условия для повторения и обобщения знаний обучающимися по разделу |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. |
Устанавливать причинно-следственные связи. |
Высказывать и обосновывать свою точку зрения; участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность её использования, знание правил выбора книг; осознать личностный смысл учения, планировать дальнейший образовательный мир |
Научатся иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других |
|
|||
Природа и мы 10 часов |
|
||||||||||||
66 |
|
Знакомство с разделом «Природа и мы» Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш» |
Безошибочное чтение рассказа |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым разделом и произведениями его. |
Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
Извлекать информацию, представленную в разных формах. |
Учиться связно отвечать по плану; кратко передавать прочитанное; высказывать и обосновывать свою точку зрения; принимать иную точку зрения. |
Мотивация к учению |
Научатся прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом чтения про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении; воспринимать на слух художественное произведение; делить сказку на части, озаглавливать их; делать картинный план и готовить пересказ по готовому плану. |
|
|||
67 |
|
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе |
Придумать продолжение рассказа |
Создать условия для работы с текстом; учить задавать вопросы к тексту; составлять план. |
|
||||||||
68 |
|
А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
Перечитать, ответить на вопросы |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением; учить работать с текстом |
Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой действительности |
Отбирать необходимые источники информации среди предложенных; работать с информацией |
Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
Мотивация к учению |
Научатся раскрывать смысл рассказа, смысл дружбы и верности; анализировать поступки героев; выразительно читать текст, обогащать словарный запас; |
|
|||
69 |
|
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения |
Пересказ от имени Барбоса, по желанию рассказ о сороках |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением; учить работать над содержанием текста |
|
||||||||
70 |
|
М.М. Пришвин «Выскочка» |
Выразительное чтение |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением; учить выразительному чтению |
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания; самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий. |
Целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей. |
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; критично относиться к своему мнению |
Формировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка. |
Научатся анализировать поступки героев; отрабатывать навыки выразительного чтения; составлять собственный рассказ о животном
|
|
|||
71 |
|
М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка |
Написать свой рассказ о животном |
Создать условия для ознакомления обучающихся с анализом произведения |
|
||||||||
72 |
|
Е.И. Чарушин «Кабан» |
Пересказ от имени автора |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением; пересказывать текст |
Формулирование учебной задачи урока исходя из анализа учебного материала в совместной деятельности; оценивание своей работы на уроке |
Анализ художественного произведения; выделение в нём основной мысли, отбор ключевых слов для создания собственного текста; поиск необходимой информации |
Отвечать на вопросы на основе текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре т группе |
Привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим) |
Научатся воспринимать на слух художественное произведение; понимать смысл произведения; видеть прекрасное вокруг; замечать, понимать окружающий мир; работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать взаимосвязь, создавать текст на основе иллюстраций) |
|
|||
73 |
|
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа |
Перечитать рассказ, ответить на вопросы |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением; работать с текстом |
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать. |
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты. Целенаправленно слушать учителя. |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Осознать личностный смысл учения, планировать дальнейший образовательный маршрут |
Научатся анализировать поступки героев; составлять сравнительное описание на основе текста; делить текст на части; озаглавливать каждую часть; проявлять заботливое отношение к животным |
|
|||
74 |
|
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. |
Стр. 111, задание 2,3; пересказ от имени Стрижа |
Создать условия для ознакомления обучающихся с делением текста на части и работе с ними |
|
||||||||
75 |
|
Обобщающий урок – конкурс. Проект «Природа и мы» Оценка достижений. |
Не задано |
Создать условия для обобщения знаний по разделу; провести оценку достижений. |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. |
Устанавливать причинно-следственные связи. |
Высказывать и обосновывать свою точку зрения; участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность её использования, знание правил выбора книг; осознать личностный смысл учения, планировать дальнейший образовательный мир |
Научатся иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других |
|
|||
Поэтическая тетрадь 6 часов |
|
||||||||||||
76 |
|
Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Б.Л. Пастернак «Золотая осень» |
Выразительное чтение |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым разделом; работе над стихотворением |
Самостоятельно формулировать задание; определять его цель, планировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на памятку или алгоритм. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи; составлять план урока |
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу при изучении нового материала; умения анализировать лирический текст; находить опорные слова; видеть картины Родины |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; критично относиться к своему умению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм; умение оперировать понятиями «картины родного края» |
Научатся прогнозировать содержание раздела; правильно читать стихи; анализировать художественные произведения; сравнивать художественные произведения и живописные картины; понимать язык поэзии; видеть прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства |
|
|||
77 |
|
С.А. Клычков «Весна в лесу» |
Выразительное чтение, рисунок |
Создать условия для ознакомления обучающихся со стихотворением Клычкова |
|
||||||||
78 |
|
Д. Б. Кедрин «Бабье лето» |
Мини – текст о бабьем лете |
Создать условия для ознакомления обучающихся с явлениями описанными в стихотворении |
|
||||||||
79 |
|
Н.М. Рубцов «Сентябрь» |
Наизусть |
Создать условия для ознакомления обучающихся с жизнью и творчеством Рубцова |
|
||||||||
80 |
|
С.А. Есенин «Лебёдушка» |
Выучить отрывок, повторить произведения раздела |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением Есенина |
|
||||||||
81 |
|
Обобщающий урок «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений |
Принести книги о Родине |
Создать условия для контроля усвоения материала обучающимися |
|
||||||||
Родина 6 часов |
|
||||||||||||
82 |
|
Знакомство с разделом «Родина» И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте |
План стихотворения; выразительное чтение |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым стихотворением; понимать поэтические произведения о Родине |
Самостоятельно формулировать задание; определять его цель, планировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на памятку или алгоритм. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи; составлять план урока |
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу при изучении нового материала; умения анализировать лирический текст; находить опорные слова; видеть картины Родины |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; критично относиться к своему умению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; деление полномочий в группе при работе над проектом |
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм; умение оперировать понятиями «картины родного края», «гордость за свою страну», «любовь к Родине», « средства художественной выразительности» |
Научатся прогнозировать содержание раздела; правильно читать стихи; анализировать художественные произведения; сравнивать художественные произведения и живописные картины; понимать язык поэзии; видеть прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства; проявлять патриотические чувства |
|
|||
83 |
|
С.Д. Дрожжин «Родине» Авторское отношение к изображаемому |
Наизусть |
Создать условия для ознакомления обучающихся с умением работать над поэтическим произведением |
|
||||||||
84 |
|
А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» |
Выразительное чтение |
Создать условия для ознакомления обучающихся с правилом выразительного чтения поэтического произведения |
|
||||||||
85 |
|
Обобщающий урок «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» |
Мини сочинение «Что значит для меня Родина» |
Создать условия для повторения и обобщения изученного материала |
|
||||||||
86 |
|
Проект «Они защищали Родину» |
Работа по проекту |
Создать условия для ознакомления обучающихся работе над проектом |
|
||||||||
87 |
|
Оценка достижений |
Не задано |
Создать условия для контроля знаний по теме |
|
||||||||
Страна фантазия 5 часов |
|
||||||||||||
88 |
|
Знакомство с разделом «Страна фантазия» Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» |
Перечитать отрывок, объяснить непонятные слова |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым разделом и произведением |
Формулирование учебной задачи урока исходя из анализа учебного материала в совместной деятельности; оценивание своей работы на уроке |
Анализ высказывания известных писателей о ценности книги чтении; нахождение в них общего ценностного смысла |
Ответы на вопросы на основе фантастических произведений; обсуждение в паре ответов на вопросы; доказательства своей точки зрения; деление полномочий в группе при планировании групповой работы |
Проявление бережного отношения к учебной книге, осознание пользы книги и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбор книг по своему интересу |
Научатся прогнозировать содержание раздела; оперировать словами «научно – фантастическая литература»; находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; составлять рассказы по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения
|
|
|||
89 |
|
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Герои фантастического рассказа |
Составить рассказ «Наш друг Электроник» |
Создать условия для ознакомления обучающихся с работой над новым произведением |
|
||||||||
90 |
|
К. Булычёв «Путешествие Алисы» Сравнение героев рассказа фантастического жанра. |
Перечитать отрывок, проиллюстрировать его |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением |
Научатся определять особенности фантастических рассказов; таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения; самостоятельно составлять фантастические рассказы; анализировать поступки героев; составлять картинный план к произведению, готовить по нему пересказ |
|
|||||||
91 |
|
К. Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра |
Рисунок на космическую тему, ответить на вопросы |
Создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями фантастического жанра |
|
||||||||
92 |
|
Путешествие по стране фантазии. Обобщение. |
|
Создать условия для повторения и обобщения знаний по теме |
Научатся выполнять контрольные комплексные тексты |
|
|||||||
Зарубежная литература 10 часов |
|
||||||||||||
93 |
|
Знакомство с разделом «Зарубежная литература» Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» |
Перечитать, проиллюстрировать |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым разделом и произведением |
Самостоятельно формулировать задание; определять его цель, планировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на памятку или алгоритм .В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи; составлять план урока |
Высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев» умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг |
Высказывать и обосновывать свою точку зрения; участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме общения; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умений избегать конфликтных ситуаций и находить выход из конфликтов; осмысливать поступки героев литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками; уважительное отношение к истории и культуре других народов; умение терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности |
Научатся выбирать книги для самостоятельного чтения; характеризовать героев и их поступки; пересказывать тексты от имени героев; составлять картинный план; проявлять интерес к зарубежной литературе; определять особенности зарубежной литературы; пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица главных героев с использованием авторского текста |
|
|||
94 |
|
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе |
Озаглавить части |
Создать условия для ознакомления обучающихся с особым развитием сюжета в зарубежной литературе |
|
||||||||
95 |
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
Перечитать отрывок, поделить на части |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением |
|
||||||||
96 |
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
Дочитать сказку |
Создать условия для ознакомления обучающихся с умением делить большое произведение на части |
|
||||||||
97 |
|
М Твен «Приключение Тома Сойера» |
Выразительное чтение отрывка |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением |
|
||||||||
98 |
|
М Твен «Приключение Тома Сойера» Сравнение героев, их поступков |
Пересказ от имени Тома Сойера |
Создать условия для ознакомления обучающихся с планом характеристики героя и его поступков |
|
||||||||
99 |
|
С Лагерлеф «Святая ночь» |
Выразительное чтение |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением |
|
||||||||
100 |
|
С Лагерлеф «В Назарете» |
Стр. 217, ответить на вопросы |
Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением |
|
||||||||
101 |
|
Контрольная работа по итогам года Урок – игра «Литературные тайны» |
Не задано |
Создать условия для контроля знаний |
|
||||||||
102 |
|
Обобщающий урок. Задание на лето |
Задание на лето |
Создать условия для обобщения изученного |
|
||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.