КТП по музыке - 3 класс

  • docx
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КТП, музыка 3 кл.docx

 

 

Календарно - тематическое планирование

 

 

по учебной дисциплине «музыка»

 для 3 класса

 

УМК «Школа России»

 

         

Наименование учебного предмета: музыка 3 класс

Тип программы: общеобразовательная.

Авторы программы: Критская Е.Д.

Количество часов, отводимых на учебный курс в соответствии с программными требованиями: 34

п\п, дата

Тема урока

Тип урока

Форма урока

Домашнее задание

Цели и задачи урока

Содержание урока

Планируемые результаты УУД обучающихся:

 

Музыкальный

материал

Общеучебные

Регулятивные  УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

 

 

Россия – Родина моя 5 часов

1

Мелодия  - душа музыки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.    Урок-беседа.                               

Нарисовать рисунок по впечатлению от прослушанной музыки

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Определять средства музыкальной выразительности.

 

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

              Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хован¬щина». М. Мусоргский.

•              Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.

•              Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации,

Уметь:  демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

Организация  самостоятельной работы;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде;

- воспринимать  информацию;

- оценивать  и

осмыслять результаты своей  деятельности;

- умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;

- умение отвечать на вопросы;

- работать с рисунками;

 -составлять рассказ по рисунку;

- определять общие свойств и  признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя);

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- владение умениями совместной деятельности:

- согласование и координация

деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- импровизировать на заданные тексты.

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

2

Природа и музыка. Комбинированный урок.

Традиционный.

Слушать музыку

Выявлять жанровое начало  музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

 

Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

•              Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого.

•              Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

•              Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Знать/понимать:  названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов,   продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

3

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

Комбинированный урок.

Традиционный.

Заучить песню «Солдатушки браво ребятушки»

Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей. Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов.

 

Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

·          Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.

·          Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

Знать/понимать:  названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость.  Уметь:  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность,  основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.

4

Кантата «Александр Невский».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-презентация.

Индивидуальное задание

Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.

Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

·          Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

 

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата)

Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать знания о различных видах музыки,

5

Опера «Иван Сусанин».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок –беседа.

Выучить стихотворение о Родине»

Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. Жанры музыки (песня, танец, марш);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов;

Уметь:

Выявлять жанровое начало  музыки.

 

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. 

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». 

•              Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

День, полный событий. – 4 ч.

6

Утро.

Урок закрепления нового материала.

Урок-беседа.

Рисунок «Утро в природе»

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

 

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

·          Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

·          Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свири-денко.

·          Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

 

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей.

Самостоятельная  организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку;

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

тексты;

- выделять главную мысль.

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем.

-  Решать творческие задачи на уровне импровизаций.

- Самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

- Оценивать  и

осмыслять результаты своей  деятельности;

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

 

Заучить «Болтунья» наизусть

Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

·          Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

·          Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

·          Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

 

 Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов;  Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Традиционный.

 

Рисунок «Любимая игрушка»

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

·          С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музы­ка М. Мусоргского.

·          Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

·          Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

 

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

9

Обобщающий урок.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

 

 

Не задано

Уметь  видеть многообразие  музыкальных  сочинений.  Исполнять  песни  о  вечере  мягко,  распределяя  дыхание  на всю  фразу.

Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.

Внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения

О России петь - что стремиться в храм 4 часа

10

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

 

 

 

 

 

Посетить Храм

Сравнивать  музыку  Шуберта  и  Рахманинова. Уметь  характеризовать  духовную  музыку. 

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.

Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.

Богородице Дево радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

 

 Знать/ понимать: образцы духовной музыки,  религиозные традиции.

Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять  и сравнивать характер, настроение и средства  музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Формирование  монологической речи учащихся;

 -умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;

- выделять их признаки и свойства;

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- импровизировать на заданные тексты.

Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность

11

Древнейшая песнь материнства. Комбинированный урок.

Традиционный.

 

Портрет мамы

Сравнивать содержание  художественных  картин,    музыкальные  и  художественные  образы.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

·          Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.

 

 Знать/ понимать: образцы духовной музыки,  религиозные традиции.

Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.

Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимо-помощь и взаимоподдержку членов общества.

12

Вербное Воскресение. Вербочки.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.

 

Выразительное чтение стихотворения А. блока «Вербочки»

Знакомить  с  праздниками  Православной  церкви. Знать  историю  праздника  «Вербное  воскресение».

Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

·          Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

·          Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвез­да». Э.-Л. Уэббер.

·          Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

 

 Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции.

Уметь:  демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.

 Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

13

Святые земли Русской. Княгиня Ольга и  князь Владимир.

Комбинированный урок.

Традиционный.

 

Слушать духовную музыку

Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

·          Величание князю Владимиру и княгине Ольге;

·          Балла­да о князе Владимире. Слова А. Толстого

 

 

 

 

Знать/ понимать: смысл понятий: величание, молитва; Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки;

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию

Гори, гори ясно, чтобы не погасло – 4 часа

14

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе

Комбинированный урок.

Традиционный.

 

 

Прочитать отрывок из былины

Определить  характер  былин,  знать  содержание,  особенности  исполнения  народных  певцов  русской  старины - гусляров,  особенности  жанра  «былина»/ старина/.

Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Былины.

·          Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова.

·          Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская ста­рина).

·          Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

 

 

Знать/ понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы.

Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов  (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Работать  с рисунками,;

- составлять рассказ по рисунку;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация).

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

- пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту;

- определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок;

- оценивание своих учебных достижений.

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала

15

Певцы русской старины. Лель.

Комбинированный урок.

Традиционный.

 

Разыграть песенку по ролям

Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.

Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

·          Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

 

Знать/ понимать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов,   смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано.

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы.

Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества.

16

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Урок-викторина.

Участие в празднике

Исполнение с сопровождением  простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.

Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского  композитора  Н.Римского-Корсакова.

·          Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

·          Веснянки. Русские, украинские народные песни.

 

 Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); 

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).

Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края).

17

Обобщающий урок.

Не задано

Повторить и закрепить изученный материал

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

·           

Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь  узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы.

В музыкальном театре 6 часов

18

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок- беседа.

Рассказать о Руслане

Знакомство с  разновидностями   голосов /баритон  и  сопрано/.   Составление характеристики героя,  сравнение  его  поэтического  и  музыкального  образов.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

•              Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

 Знать/понимать: названия изучаемых жанров  и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра

Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей. Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь  переносить знания;

- умения в новую ситуацию для решения проблем;

 - подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями раз-личных видов искусства;

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музы-кальных произведениях

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация);

- формирование монологической речи учащихся;

 - умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;

-  выделять их признаки и свойства.

Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей.

19

Опера «Орфей и Эвридика».

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

 

Нарисовать Эвридику по представлению

Определение  увертюры. Уметь услышать,  на  каких  темах построена  музыка  увертюры. Исполнять  тему  заключительного  хора.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика».

·          Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

 Знать/понимать: названия изучаемых жанров,  смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей

20

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Комбинированный урок. Традиционный.

Нарисовать Снегурочку

Видеть  контраст  добра и  зла,  познакомиться  с  мифом  об  Орфее,  выучить  темы. Услышать  в  музыке  современность/ написана  давно, но  созвучна  нашим чувствам/.

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. . Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

·          Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

 

Знать  названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита.

Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

21

«Океан – море синее».

Комбинированный урок.

Традиционный.

Читать сказку «Спящая красавица»

Услышать  контраст  в  музыке  пролога  и  сцены  таяния,  составить  портрет  царя  Берендея,  проследить  развитие   пляски  скоморохов.

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И. Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

·          Океан — море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков.

 

Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма.  Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей

. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем

22

Балет «Спящая красавица».

Комбинированный урок.

Традиционный.

Задание в тетради

Услышать  контраст  во  вступлении  к  балету, слушая  финал,  рассказать  о  том, как  заканчивается  действие.

Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

·          Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

 

Знать/понимать: контрастные образы, балет, развитие.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение).

Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

23

В современных ритмах (мюзикл).

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.

Выучить распевку

Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

·          Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

·          Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыб­ников, сценарий Ю. Энтина.

 

 

 Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов. Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

В концертном зале 6 часов

24

Музыкальное состязание (концерт).

Комбинированный урок.

Традиционный.

Выучить «Веснянка»

Уметь в  музыке  услышать  близость  народной  песне. 

Различные виды музыки: инструментальная.  Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

·          Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский.

·          «Веснянка»-укр. народная песня.

 

 Знать/ понимать: смысл понятий: композитор – исполнитель – слушатель вариационное развитие.

Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Работать  с учебным текстом;

- делать простые выводы;

- участие в диалоге;

- поиск необходимой информации в словарях;

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями раз-личных видов искусства.

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- работать с учебным текстом;

- делать простые выводы;

-участие в диалоге;

- формирование учебного сотрудничества;

- поиск необходимой информации в словарях;

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

- импровизировать на заданные тексты.

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

25

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

Комбинированный урок.

Урок-лекция.

Слушать музыку

 Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.

 

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты.

·          Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.

·          Волшебный смычок, норвежская народная песня;

·           Скрип­ка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

 Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь:  демонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала

26

Музыкальные инструменты (скрипка).

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

Выучить распевку

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

·          «Волшебный смычок» - норвежская народная песня

·          Мелодия. П. Чайковский.

·          Каприс № 24. Н. Паганини

Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз. Уметь: демонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала

27

Сюита «Пер Гюнт».

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.

Нарисовать по впечатлениям рисунок

Сравнивать образ 1  части  симфонии с  картиной  Айвазовского «Буря  на  северном  море». Сравнить  характер  тем  финала.

Продирижировать  оркестром.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

·          Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты);

·          Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.

 

Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

28

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-лекция.

Задание в тетради

Знать/понимать: смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы.

Уметь:  передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

29

Мир Бетховена.

Комбинированный урок.

Традиционный.

Слушать музыку Бетховена

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л. Бетховена.

Симфония.  Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.  Контрастные образы симфонии Л .Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

·          Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

·          Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.

 

 

 Знать/понимать:  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Уметь:  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5ч.

30

Чудо музыка. Острый ритм – джаза.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Выучить «Колыбельную Клары»

Знакомство с разновидностями, особенностями  джазовой музыки.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.

Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

·          Мелодия. П. Чайковский.

·          Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, рус­ский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Знать/ понимать: творчество отечественных и зарубежных композиторов, знакомство с джазовой музыкой, ее специфические особенности, известных джазовых исполнителей. Детские музыкальные коллективы и театры.

Уметь:  узнавать изученные произведения, называть имена авторов, использовать приобретенные знания и умения для передачи музыкальных впечатлений.

Анализировать  и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

устно описывать объект наблюдения,

владение способами контроля и оценки деятельности;

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями раз-личных видов искусства;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- устно описывать объект наблюдения;

- владение способами контроля и оценки деятельности;

- аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала

31

Мир Прокофьева.

Урок закрепления знаний.

Урок- беседа.

Рисунок «Снег идёт»

Стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, М. Мусоргского.

·          Шествие солнца. С. Про­кофьев.

·          Мелодия. П. Чайковский.

·          Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;

 Знать и  понимать смысл понятий: «композитор» -  «исполнитель» - «слушатель»;

названия изученных произведений и их авторов и  исполнителей;

Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;  называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала

32

Певцы родной природы.

 Комбинированный урок.

Традиционный.

Задание в тетради

Стилистические особенности музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

·          Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

·          Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

·          Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

·          Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина.

 Знать и понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства.

33

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Урок- беседа.

Задание в тетради

Гимн  человеческому  счастью.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.

·          Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.

·          Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.

·          Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.

·          Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Си­нявского;;

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

34

Обобщающий урок.

 Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся

Урок – концерт

 

Не задано

Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса.

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

·          Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александ­ровой

Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь  узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы.