КТП по окружающему миру 4 класс

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КТП по окружающему миру 4 класс.docx

Календарно – тематическое планирование уроков

по окружающему миру в 4 классе

при нагрузке 2 часа в неделю

 

 

№  №

Тема урока

Дата проведения

(плановая)

Дата проведения

(фактическая)

 

Земля и человечество (10 ч)

 

 

1/1

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

04.09

04.09

2/2

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяется день, ночь, времена года.

Тест № 1 по теме «Мир глазами астронома».

06.09

06.09

3/3

Звездное небо – великая книга природы.

11.09

11.09

4/4

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

Наш край на карте Родины.  Формы поверхности, характерные для нашего края.

13.09

13.09

5/5

Пояса Земли.

Тест № 2 по теме «Мир глазами  географа».

18.09

18.09

6/6

Мир глазами историка. Что такое история?

20.09

20.09

7/7

Когда и где. История – путешествие вглубь времен. Карта – помощница.

Тест № 3  по теме   «Мир   глазами историка».

25.09

25.09

8/8

Прошлое и настоящее глазами эколога. Сын или покоритель? Экологические проблемы. Лечить планету сообща.

27.09

27.09

9/9

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Редкие животные и растения нашей республики.

2.10

2.10

10/10

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Наша Земля сегодня.

Проверочная работа «Земля и человечество».

4.10

4.10

 

Природа России (11 ч)

 

 

11/1

Равнины и горы России. Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье. Уральские, Кавказские, Алтайские горы, Саяны, вулканы Камчатки.

9.10

9.10

12/2

Моря, озера и реки России. Балтийское, Черное, Каспийское моря, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озера. Реки Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и др.

Водоемы нашего края: реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни человека.

11.10

11.10

13/3

Зона Арктических пустынь. Царство льда и снега. Арктика и человек.

Тест  № 4 по теме «Зона арктических пустынь».

16.10

16.10

14/4

Тундра. Природа тундры. Тундра и человек.

Тест № 5 по теме «Тундра».

18.10

18.10

15/5

Леса России. Тайга, смешанные и широколиственные леса. 

Проверочная работа за I четверть.

23.10

23.10

16/6

Лес и человек. Роль леса в природе и жизни человека. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Что зависит от каждого и нас?

Лес – «лёгкие» Земли. Бережное использование лесных богатств края.

25.10

25.10

17/7

Зона степей. Природа степей. Степи и человек.

 Тест № 6 по теме «Зона степей».

6.11

6.11

18/8

Пустыни. В пустыне вовсе не пусто. Пустыня и человек.

8.11

8.11

19/9

У Чёрного моря. Природа Черноморского побережья Кавказа. Человек у моря.

Тест № 7 по теме «У Черного моря».

13.11

13.11

20/10

Экологическое равновесие.

15.11

15.11

21/11

Обобщающий урок.

Проверочная работа «Природа России».

20.11

20.11

 

Родной край – часть большой страны (12 ч)

 

 

22/1

Наш край. Географическое положение. Границы. Столица.

22.11

22.11

23/2

Поверхность нашего края. (Мы – дети природы)

Надо ли охранять поверхность?

27.11

27.11

24/3

Водоемы нашего края.

Значение водоемов и их охрана.

  Подземные воды – одно из богатств края.

29.11

29.11

25/4

Наши подземные богатства. Полезные ископаемые: гранит, известняк, песок, глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ и др. Охрана подземных богатств.

4.12

4.12

26/5

Земля – кормилица. Какие бывают почвы. Охрана почвы.

Тест № 8 по теме «Наши подземные богатства».

6.12

6.12

27/6

Леса. Лесные этажи. Животные нашего леса. Картины природы в лесной зоне.

11.12

11.12

28/7

Луга. Луг – природное сообщество. Луга и человек.

Тест № 9 по теме «Жизнь луга».

13.12

13.12

29/8

Водоемы нашего края. Жизнь пресного водоема. Разнообразие жизни в водоеме. Если вмешается человек…

18.12

18.12

30/9

Растениеводство нашего края. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства.

Тест № 10 по теме « Растениеводство в нашем крае»

20.12

20.12

31/10

Незаметные защитники урожая.

Проверочная работа №2 за 2 четверть.

25.12

25.12

32/11

Животноводство нашего края. Породы домашних животных. Отрасли животноводства.

27.12

27.12

33/12

Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны».

15.01

15.01

 

Страницы всемирной истории (6 ч)

 

 

34/1

Начало истории человечества.

17.01

17.01

35/2

Мир древности: далекий и близкий (Древний Египет. Древняя Греция и древний Рим.

Тест № 11 по теме « Мир далекий и близкий».

22.01

22.01

36/3

Средние Века: время рыцарей и замков.

Тест № 12 по теме « Средние века».

24.01

24.01

37/4

Новое время: встреча Европы и Америки (Время отважных путешественников. Что оставило нам новое время?)

29.01

29.01

38/5

Новейшее время: история продолжается сегодня .

Тест № 13 по теме «Новое время».

31.01

31.01

39/6

Обобщение.

Тест «Страницы всемирной истории».

5.02

5.02

 

Страницы истории Отечества (20 ч)

 

 

40/1

Жизнь древних славян.

Тест № 14 по теме « Жизнь древних славян».

7.02

7.02

41/2

Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси .

Тест  № 15 по теме «Древняя Русь».

12.02

12.02

42/3

Страна городов: путешествие в древний Киев и древний Новгород.

14.02

14.02

43/4

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

19.02

19.02

44/5

Трудные времена на Русской земле: нашествие Батыя. Князь Александр Невский.

Тест № 16 по теме «Трудные времена на Русской земле».

21.02

21.02

45/6

Русь расправляет крылья (Как возрождалась Русь. Московский князь Иван Калита).

26.02

26.02

46/7

Куликовская битва.

28.02

28.02

47/8

Путешествие в древнюю Москву. Иван Третий. Иван Грозный.

5.03

5.03

48/9

Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Федоров. Врата учености.

Проверочная работа за III четверть.

7.03

7.03

49/10

Патриоты России.

12.03

12.03

50/11

Пётр Великий.

14.03

14.03

51/12

Михаил Васильевич Ломоносов.

19.03

19.03

52/13

Екатерина Великая.

21.03

21.03

53/14

Отечественная война 1812 года. Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну с Наполеоном поднялся весь народ .

Тест  № 17по теме «Россия в XVII-XVIII веках».

2.04

2.04

54/15

Страницы истории 19 века. Царь-освободитель. Петербург и Москва. Технические новшества.

4.04

4.04

55/16

Россия вступает в 20 век. Последний русский царь. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Гражданская война.

9.04

9.04

56/17

Страницы истории 20-30-х годов. Новое государство – Советский Союз. Страна-труженица.

11.04

11.04

57/18

Великая война и великая Победа. «Все для фронта! Все для победы!». Героическая летопись Великой Отечественной.

16.04

16.04

58/19

Страна, открывшая путь в космос. Первые в космосе. «Это наша с тобой география!»

18.04

18.04

59/20

Обобщение по теме «Страницы истории Отечества».

23.04

23.04

 

Современная Россия (9 ч)

 

 

60/1

Основной закон России. Ты живешь в России. Конституция – основной закон России. Что такое права человека.

25.04

25.04

61/2

«Дети имеют право на особую защиту и помощь». Важный документ – конвенция о правах ребенка.

Тест № 18 по теме «Основной закон России. Права человека».

30.04

30.04

62/3

Мы – граждане России. Что такое права и обязанности гражданина? Президент России. Федеральное собрание и правительства Российской Федерации.

Тест № 19 по теме « Мы – граждане России».

2.05

2.05

63/4

Славные символы России.

Тест № 20 по теме «Славные символы России».

7.05

7.05

64/5

Такие разные праздники .

14.05

14.05

65/6

Путешествие по России. По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу. По северу европейской России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. На Волге. По югу России.

16.05

16.05

66/7

Путешествие по России. По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу. По северу европейской России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. На Волге. По югу России.

21.05

21.05

67/8

Путешествие по России. По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу. По северу европейской России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. На Волге. По югу России.

23.05

23.05

68/9

Обобщение по теме «Страницы истории Отечества.

28.05

28.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Тест №1 «Планеты Солнечной системы»

Выбери верное высказывание:

1. Планеты Солнечной системы изучают ...

а) географы;   б) химики;

в) астрономы;            г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их .

а) 7;     б)9;      в) 11.

3. Плутон - это ...

а) самая большая планета Солнечной системы;

б) самая маленькая планета Солнечной системы;

в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер,                  Уран;

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,        Плутон.

5. Есть ли у Земли естественные спутники?

а) есть, один; б) нет; в) есть, два.

6. Какая планета названа в честь римского бога войны?

а) Плутон;      б) Нептун;

          в) Марс;      г) Сатурн.

 

 

Тест №2 «Звездное небо»

Выбери верное утверждение:

1. Галактика, в которой мы живем, называется ...

а) Туманность Андромеды;

б) Большое Магелланово облако;

в) Млечный путь.

2. Звезда-это ...

а) раскаленный газовый шар;

б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.

3. Созвездия - это ...

а) группы звезд, изменяющие свои очертания;

б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.

4. Звезда Сириус находится в созвездии ...

а) Скорпион; б) Большая Медведица;

в) Большой Пес;        г) Телец.

5. Полярная звезда всегда находится на ...

а) юге; б) севере;

в) западе;        г) востоке.

6. Самые яркие звезды имеют ... цвет:

а) красный;    б) желтый;,

            в) голубой;    г) белый.

 

Тест№3 «Тепловые пояса»

Найди продолжение высказывания.

1. Различные участки Земли солнце нагревает ...

а) одинаково;

б) по-разному.

2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю ...

а) отвесно; б)наклонно.

3. Полярные пояса ограничены линиями ...

а) Северный и Южный тропики;

б) Северный и Южный полярные круги.

4. В умеренных поясах летом день ...

а) короче ночи;

б) равен ночи;

в) длиннее ночи.

5. Тропический пояс проходит через ...

а) Южный тропик;

б) экватор;

            в) Южный полярный круг.

 

Тест №4 «Равнины и горы России»

Продолжи высказывание:

1. Наш город расположен на ...

а) Средне-Сибирском плоскогорье;

б) Восточно-Европейской равнине;

в) Западно-Сибирской равнине.

2. Каменным поясом земли называли ...

а) вулканы Камчатки;

б) Кавказские горы;

в) Уральские горы.

3. Самые высокие горы России - это ...

а) Саяны;

б) Алтай;

в) Кавказские горы;

г) вулканы Камчатки.

4. Восточно-Европейская равнина - это ...

а) холмистая равнина;

б) плоская равнина.

5. В Список Всемирного наследия включены ...

а) вулканы Камчатки;

б) Саяны;

в) Алтай.

6. Ильменский заповедник расположен ...

а) на Кавказе;

б) в Саянах;

в) на Урале.

 

Тест №5 «Моря, озера и реки России»

1. Самое большое по площади озеро России - это

а) Онежское;

б) Байкал;

в) Каспийское.

«Онего-батюшко и Ладога-матушка»?

а) Аральское и Каспийское моря;

б) Ладожское и Онежское озера.

7. В Список Всемирного наследия внесено

а) Белое море;

         б) озеро Байкал.

 

Тест №6 «Арктика»

1. Природная зона арктических пустынь расположена ...

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2. Территория зоны ...

а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились ...

а) суровые условия; б) комфортные условия.

4. В ледяной зоне растут ...

а) кедры, березы, черемуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки;

в) бузина, орешник, айва.

5. В Арктике обитают животные: ...

а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, рыси;

в) моржи, тюлени, белые медведи.

6. Найдите верную цепь питания:

а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь;

б) водоросли—рачки—сайки—тюлени.

7. Арктический заповедник расположен ...

а) на земле Франца Иосифа;

б) на Северной земле;

в) на острове Врангеля.

8. Большое скопление птиц на скалах называют ...

а) «птичьи рынки»; б) «птичьи базары».

9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено дви­жение судов по Северному морскому пути;

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тю­леней, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;

    в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

 

Тест № 7 «Тундра»

1. Зона тундры расположена ...

а) севернее арктических пустынь;

б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена ...

а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах.

3. В тундре ...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по про­должительности;

б) длинная суровая зима и жаркое лето;

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры - ...

а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие.

5. Растения тундры ...

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся ...

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б) кедр, осина, пальма;

в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают ...

а) тюлени, моржи, киты;

б) песцы, лемминги, волки;

в) верблюды, лошади, коровы.

8. Укажи верную цепь питания:

а) растения — лемминги — полярные совы;

б) комары, мошки — полярные куропатки — песцы;

в) растения — кречеты — волки.

9. Тундровый заповедник расположен ...

а) на полуострове Ямал;

б) на полуострове Таймыр;

            в) на Кольском полуострове.

 

Тест №8 «Природная зона лесов»

1. Природная зона лесов состоит из ...

а) 5 частей; б) 2 частей; в) 3 частей;          г) 1 части.

2. Самую большую территорию занимают ...

а) смешанные леса;   б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

3. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;

б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

4. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы; б) дубы, сосны, ели;

в) березы, липы, лиственницы.

5. Лесным исполином называют ...

а) благородного оленя; б)лося; в) медведя.

6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;

б) краснозобая казарка, кречет, стерх;

в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

7. Экологические проблемы лесной зоны связаны ...

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;

б) с неблагоприятными погодными условиями;

в) с участившимися лесными пожарами.

8. На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский; б) Кандалакшский;

в) Приокско-Террасный; г) остров Врангеля.

9. Фитонциды - это:

а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;

б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

10. Охрана лесов - это:        

а) обязанность государства;

б) обязанность государства и долг каждого гражданина;

            в) забота самих обитателей леса.

 

Тест №9 «Зона степей»

1. Зона степей расположена на ... нашей страны:

а) севере;        б) востоке;     в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:

а) розовым; б) зеленым; в) желтым;          г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей - это

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся ...

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны:...

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологиче­ские проблемы: ...

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неог­раниченное заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограни­ченный выпас оленей;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика — лемминг — песец;

б) водоросли — рачки — сайка — гагарка;

в) растения — заяц-беляк — рысь;

г) зерно — суслик — орел-беркут.

8. Основным занятием населения степей является ...

а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство.

9. В, Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:...

а) кречет, стерх, краснозобая казарка;

б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;

            в) зубр, филин, женьшень.

 

Тест № 10 «Пустыни»

1. Пустыни занимают...

а) огромную территорию в центральной части России;

б) небольшую территорию по берегам северных морей;

в) небольшую территорию на юго-западе страны.

2. В пустыне

а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая Зима;

б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;

в) ярко выделяются все четыре времени года.

3. Пустыни России ...

а) каменные; б) песчаные; в) глиняные.

4. В пустыне...

а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;

б) выпадает малое количество осадков;

в) чаще всего осадков не бывает.

5. Растения пустыни ...

а) высокие, широколиственные;

б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;

в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.

6. Животные пустыни ...

а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни;

б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех;

в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы.

7. К растениям пустыни относятся:

а) ковыль, полынь, тюльпан; б) морошка, брусника, черника;

в) колосняк, солянка, джузгун.

8. К животным пустыни относятся:

а) корсак, сайгак, тушканчик; б) рысь, лев, тигр;

в) морж, тюлень, медведь.

9. Экологическими проблемами пустыни являются:

а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;

б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;

в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разру­шение почв тяжелой техникой, браконьерство.

10. Пустынный заповедник:

            а) Баргузинский; б) Черные земли; в) Приокско-Террасный.

 

Тест №11 «Черноморское побережье Кавказа»

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ...

а) в арктической зоне страны; б) в лесной зоне страны;

в) в субтропической зоне страны; г) в степной зоне страны.

2. Субтропики России - это ...

а) обширная зона в центре страны;

б) обширная зона на востоке страны;

в) небольшая зона на побережье северных морей;

г) небольшая зона на побережье Черного моря.

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются деревья:

а) бук, каштан; б) ель, сосна; в) ольха, липа.

4. На Черноморском побережье обитают:

а) пчелы, комары, мошки;

б) цикады, богомолы, олеандровые бражники;

в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки.

5. В Черном море у побережья обитают:

 а) киты, морские черепахи, тюлени;

 б) медузы, крабы, морские коньки;

 в) крокодилы, анаконды, котики.

6. В парках и на улицах городов Черноморск. побереж. растут:

а) кипарисы, пальмы, магнолии; б) липы, джузгун, маки;

в) полынь, типчак, ель.

7. Черное море относится к морям ... океана:

а) Индийского; б) Атлантического;

в) Северного Ледовитого; г) Тихого.

8. О каком животном идет речь в описании: это умные морские животные, хорошие пловцы, в море ориентиру­ются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставля­ют в беде сородичей?

а) морской конек;     б) кит; в) дельфин; г) морская черепаха.

9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, дости­гает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу?

а) бук; б) каштан; в) тис;    

 г) самшит.

10. В субтропической зоне:

а) умеренно жаркое лето и теплая зима;

б) жаркое лето и умеренно холодная зима;

            в) умеренно теплое лето и холодная зима.

 

Тест №12 «Мой край»

1. Мой край расположен на материке...

а) Африка;     б) Евразия;

в) Австралия; г) Северная Америка.

2. Мой край находится в природной зоне...

а) лесов;         б) тундра;

в) степи;         г) пустыни.

3. Мой край находится в ...

а) восточном полушарии;

б) западном полушарии.

4. В моем краю растут...

а) кактусы, кипарисы;

б) ягель, клюква, карликовая ива;

в) ель, береза, осина;

г) полынь, ковыль, саксаул.

5. У нас обитают...

а) лоси, зайцы, кабаны; б)косули, волки; в) олени, медведи.

6. Мой край дает стране...

а) продукты сельского хозяйства;

б) легковые автомобили;

в) морепродукты.

7. Территория моего края расположена в...

а) тропическом поясе;

б) полярном поясе;

в) умеренном поясе.

 

Тест №13 «Поверхность и водоемы нашего края»

1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпаю­щиеся склоны, называется...

а) балка;         б) холм;          в) овраг.

2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют...

а) холм; б) гора; в) плоскогорье.

3. Горы, созданные людьми, называют...

а) холмы; б) плоскогорья; в) терриконы.

4. Хранилища воды называют...

а) низменности; б) водоемы; в) плато.

5. К естественным водоемам относятся...

а) пруд, озеро, канал;

б) ручей, море, река;

в) водохранилище, океан, пруд.

6. Какие океаны омывают Россию?

а) Индийский, Тихий, Атлантический;

б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический;

в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.

7. Водоемы - это...

а) хранилища воды, место обитания животных и растений, ме­сто отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;

б) место обитания животных и растений;

в) украшение Земли.

8. С водоемами связана жизнь следующих животных:

а) утки, лебеди, цапли;

б) трясогузки, совы, кукушки;

            в) орлы, аисты, кедровки.

 

Тест № 14 «Наши подземные богатства»

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают.

а) археологи; б) геологи; в)строители.

2. К полезным ископаемым относятся...

а) кирпич, бетон, бензин;

б) станки, вазы, ножницы;

в) нефть, газ, глина.

3. В строительстве используются...

а) торф, железн. руда, самоцветы;

б) песок, глина, гранит;

в) мрамор, каменный уголь, малахит.

4. Металлы получают из...

а) каменного угля, янтаря, мела;

б) жемчуга, известняка, торфа;

в) железной руды, медной руды.

5. При помощи буровых установок добывают...

а) нефть, природный газ;

б) калийную соль, алмазы;

в) мрамор, гранит.

6. В шахтах добывают...

а) известняк, ракушечник, гранит;

б) каменный уголь, антрацит, железную руду;

в) поваренную соль, жемчуг, графит.

7. В карьерах добывают...

а) известняк, песок, глину;

б) золото, малахит, мрамор;

в) нефть, торф, бурый уголь.

8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...

а) алмаз, известняк, графит;

б) железная руда, поваренная соль, мел;

            в) каменный уголь, антрацит, торф.

 

Тест № 15 «Земля-кормилица» (почвы)

1. Характерными почвами нашего края являются...

а) черноземы;            б) подзолистые почвы;

в) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают...

а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в степях; г) в пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества...

а) песка; б) перегноя; в) глины;     г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...

а) вода; б) воздух; в) камни;           г) соли.

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...

а) песок; б) глина; в) перегной;      г) ил.

6. В состав почвы входят...

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо...

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и жи­вотных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...

а) 100-150 лет; б) 5-10 лет; в) 250-300 лет; г) 1-2 года.

9. Какое из высказываний верно?

а) если использовать большое количество ядохимикатов, то поч­ва потеряет плодородие;

б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает уро­жайность;

            в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

 

Тест №16 «Лес и луг— природные сообщества»

1. Лес называют природным сообществом, потому что...

а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;

б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;

в) весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными.

2. В лесу растения образуют ярусы:

а) верхний - мхи и лишайники, средний - деревья, нижний - кустар;

б) верхний - деревья, средний – трав. растения, нижний - кустарник;

в) верхний - деревья, средний - кустарники, нижний - травы, мхи и лишайники.

3. На деревьях обитают...

а) белки, дятлы, кедровки; б) мыши, зайцы, медведи;

в) кроты, лоси, черви.

4. В лесной подстилке живут...

а) ежи, кроты, землеройки; б) бактерии, насекомые и их личинки;

в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши.

5. К съедобным грибам относятся...

а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы;

б) дождевики, пороховки, шампиньоны-рыжеющие;

в) лисички, рыжики, маслята.

6. На лугу растут...

а) только травянистые растения; б) мхи и лишайники;

в) кустарники и травянистые растения.

7. На лугу живут...

а) лебеди, рябчики, шелкопряды; б) шмели, совы, глухари;

в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки.

8. Растениями луга являются...

а) тимофеевка, клевер, нивяник; б) ландыш, осока, ягель;

в) черника, пион, типчак.

9. Санитарами луга и леса называют...

а) жуков навозника и могильщика, дятла;

б) пчел, кабанов, соек;

в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов.

10. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?

а) желуди — мыши — совы;

б) мятлик — мыши — совы;

            в) остатки растений — дождевой червь — трясогузка.

 

Тест №17 «Жизнь пресного водоема».

1. К искусственным водоемам относятся...

а) реки, моря, океаны; б) водохранилища, пруды, каналы;

в) ручьи, реки, озера, моря, океаны.

2. Растения водоема это...

а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;

б) брусника, черника, мох; в) кувшинка, ряска, тростник.

3. Санитарами пресных водоемов считают...

а) рака, беззубку; б) прудовика, катушку;

в) клопа-водомерку, жука-плавунца.

4.Живым фильтром называют...

а) головастиков; б) раков; в) двустворчатых моллюсков.

5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются...

а) люди; б) цапли; в) ондатры;       г) бобры.

6. С водоемами связана жизнь...

а) зябликов, трясогузок, соек; б) цапель, уток;

в) лебедей, тетеревов, сов.

7. Водоем называют природным сообществом, потому что...

а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;

б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;

в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.

8. Болота - это...

а) ненужная и вредная часть природы;

б) природное хранилище чистейшей воды;

в) место жизни многих растений и животных.

9. Хищниками пресных водоемов являются...

а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;

б) караси, мотыли, раки;

в) циклопы, прудовики, головастики.

10. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что...

а) это плавает ряска;

б) много микроскопических водорослей;

            в) на дне много ила.

 

Тест № 18 «Растениеводство и незаметные защитники урожая»

1. Основными отраслями растениеводства являются...

а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство;

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

в) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыболовство.

2. Село дает городу...

а) продукты питания;

б) продукцию для заводов и фабрик;

в) продукцию для ткацких фабрик.

3. Главными зерновыми культурами являются...

а) картофель, томаты, лен;

б) овес, ячмень, рожь, пшеница;

в) лук, репа, подсолнечник.

4. К овощным культурам относятся...

а) морковь, петрушка, томат;

б) капуста, абрикос, персик;

в) вишня, баклажан, патиссон.

5. К сельскохозяйственным профессиям относятся...

а) ткач, металлург, геолог;

б) агроном, комбайнер, овощевод;

в) цветовод, археолог, инженер.

6. Масло получают из семян...

а) гречихи и ячменя; б) проса и овса;

в) подсолнечника и льна.

7. Жука с десятью черными полосками называют...

а) майским;    б) скоробеем;

в) колорадским;        в) жужелицей.

8. Врагами тлей являются...

а) канюки;      б) златоглазки;

в) синицы;     г) божьи коровки.

9. Гусениц яблоневой плодожорки уничтожают...

а) златоглазки;          б) пустельги; в) жужелицы; г) скворцы.

10. От мышей и полевок урожай защищают...

            а) совы;          б) дрозды; в) канюки;         г) пустельги.

 

Тест №19 «Отрасли сельского хозяйства»

1. Растениеводство делится на отрасли:

а) пчеловодство, цветоводство, плодоводство, птицеводство;

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

в) полеводство, коневодство, свиноводство, плодоводство.

2. Растения, из зерен которых получают муку и пекут хлебобу­лочные изделия, это...

а) овес;           б) рожь;

в) просо;         г) пшеница.

3. К овощным культурам относятся...

а) огурец, морковь, чеснок;

б) картофель, подсолнечник, лен;

в) овес, слива, астра.

4. Выберите верную цепь питания:

а) зерна — полевка — скворец;

б) листья картофеля — колорадский жук — жужелица;

в) яблоки — тли — златоглазки.

5. В животноводстве есть такие профессии...

а) овощевод;  б) ветеринар;

в) зоотехник; г) пчеловод.

6. Крупный рогатый скот- это...

            а) коровы;      б) козы; в) быки;      г) свиньи.

 

Тест №20 «Страницы всемирной истории»

Вариант I

1.         Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?

а)         история Новейшего времени;

б)         история древнего мира;

в)         первобытная история.

2.         В глубине пещер первобытный человек изображал:

а)         животных; б)  людей; в)        растительность.

3.         На берегах какой реки возникло Египетское государство?

а)         Нил; б)            Дон; в) Нева.

4.         Кто, согласно легенде, основал город Рим?

а)         Рем; б) Ромул; в) Марс.

 5. В Средневековье буддизм возник

а)         в Европе; б) в Индии; в) на Ближнем Востоке.

 6. В Средневековье, воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли:

а)         рыцарь; б) ковбой; в) оруженосец.

7.         Какой материк называют Новым Светом?

а)         Африка; б) Америка; в) Антарктида.

8.         Кто написал картину «Сикстинская мадонна»?

а)         Рафаэль Санти; б)      Леонардо да Винчи;

в)         Даниэль Дефо.

9.         С какого года мы ведем отсчет истории Новейшего времени?

а)         1917; б) 1920; в)          1900.

10.        Это техническое изобретение XX века:

а)         паровоз; б) автомобиль; в)    компьютер.

 

Вариант II

1.         Какая эпоха в истории человечества является самой короткой?

а)         история Средних веков;

б)         история Новейшего времени;

в)         история Древнего мира.

2.         Первые орудия труда первобытного человека были из:

а)         камня; б)         металла; в) дерева.

3.         Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида-...

а)         Эхнатон; б)    Хеопс; в)        Тутанхамон.

4.         Холм в Афинах, где находились главные храмы города:

а)         Акрополь; б) Агора; в)          Академия.

5.         Здания для молитв у мусульман называются:

а)         церкви,соборы;

б)         буддистские храмы;

в)         мусульманские мечети.

6.         Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом, назывались:

а)         литеры; б) литавры; в)         лавры.

7.         Кто открыл Америку?

а)         Фернан Магеллан; б) Христофор Колумб;

в)         Михаил Лазарев.

8.         Кто автор книги «Робинзон Крузо»?

а)         Даниэль Дефо; б) Жюль Верн; в)Рафаэль Санти.

9.         Кто первым побывал на Южном полюсе?

а)         Роберт Пири; б) Фернан Магеллан;

в)         Руаль Амундсен.

 

Тест №21 «Жизнь древних славян»

Вариант I

1.         Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а)         восточных славян;

б)         западных славян;

в)         южных славян.

2.         Древние славяне жили:

а)         семьями;

б)         в одиночку;

в)         племенами.

3.         Посуду делали Древние славяне из:

а)         глины;

б)         металла;

в)         дерева.

4.         Богом грома и молнии у Древних славян был:

а)         Зевс;

б)         Перун;

в)         Марс.

 

Вариант II

1. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы;

б) в восточной части Европы;

в) в центральной Европе.

2. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.

3. Праздник Ивана Купалы:

а) в честь воды;

б) в честь Солнца;

в) в честь Земли.

 4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;

б) бортничеством;

          в) рыболовством.

 

Тест №22 «Трудные времена на Руси»

Вариант I

1. Поход монголо-татар возглавил хан...

а) Чингисхан;

б) Батый;

в) Темучин.

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань;

б) Владимир;

в) Новгород.

3. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а) Новгород;

б) Рязань;

в) Козельск.

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп;

б) налог;

в) дань.

 

Вариант I

1. Поход монголо-татар возглавил хан...

а) Чингисхан;

б) Батый;

в) Темучин.

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань;

б) Владимир;

в) Новгород.

3. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а) Новгород;

б) Рязань;

в) Козельск.

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп;

б) налог;

в) дань.

 

Тест №23 «Русь расправляет крылья»

Вариант I

1.         Какой монгольский хан привел свои войска к реке Угра?

а)         Мамай;

б)         Батый;

в)         Ахмат.

2.         Около какой реки происходила Куликовская битва?

а)         Угра;

б)         Дон;

в)         Волга.

3.         Сражение на Куликовом поле состоялось...

а)         8 сентября 1380 года;

б)         летом 1380 года;

в)         осенью 1480 года.

4.         Главный храм на Руси:

а)         Троицкий монастырь;

б)         Грановитая палата;

в)         Успенский собор.

 

Вариант II

1. Зависимость Руси от Орды закончилась...

а) в 1480 году;

б) в 1380 году;

в) в 1242 году.

2.         При каком князе Русь полностью освободилась от зависимо­сти Орды?

а)         Иван Калита;

б)         Дмитрий Донской;

в)         Иван III.

3.         Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при...

а)         Иване Калите;

б)         Дмитрии Донском;

в)         Иване III.

4.         Объединение разрозненных княжеств на Руси – эта задача стояла при правлении...

а)         Дмитрия Донского;

б)         Ивана Калиты;

          в)           Ивана III.

 

Тест №24 «Отечественная война 1812года»

 

Вариант I

1.         Во Франции в XVIII веке к власти пришел полководец...

а)         Багратион;

б)         Наполеон;

в)         де Толли.

2.         Французская армия вторглась в Россию в...

а)         1821 году;

б)         1818 году;

в)         1812 году.

3.         В честь победы над Наполеоном был построен...

а)         Петропавловский собор;

б)         Храм Христа Спасителя;

в)         Спасо-Преображенский собор.

4.         После окончания Отечественной войны 1812 года в Москве на
Красной площади соорудили памятник...

а)         Минину и Пожарскому;

б)         Медный всадник;

в)         Екатерине II.

 

Вариант II

1.         Главнокомандующим русскими войсками был назначен...

а)         М.И. Кутузов;

б)         А.В. Суворов;

в)         Ф.Ф. Ушаков.

2.         Бородинская битва произошла...

а)         26 января 1812 года;

б)         26 августа 1821 года;

в)         26 августа 1812 года.

3.         Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?

а)         оставить Москву;

б)         дать под стенами Москвы еще одно сражение;

в)         признать Наполеона победителем.

4.         Война 1812 года называется Отечественной потому, что...

а)         главное сражение произошло под Москвой;

б)         на войну поднялся весь народ;

в)         вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.

 

 

Тест №25 «По страницам истории Отечества»

Вариант III

1. Русский князь, который прибил свой щит к воротам Царьграда.

а) Игорь;

б) Олег;

в) Владимир.

2. Славянскую азбуку создали...

а) Кирилл и Мефодий;

б) Минин и Пожарский;

в) Иоганн Гутенберг.

3. Что выплачивала Русь Орде?

а) Налог;

б) Выкуп;

в) Дань.

4. Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле?

а) Дмитрий;

б) Владимир;

в) Ярослав.

5. На какой реке русская рать с Иваном III встретилась с вой­ском хана Ахмата?

а) Нева;

б) Угра;

в) Дон.

6. В каком году был заложен город на Неве?

а) 1703;

б) 1803;

в) 1817.

7. Город Санкт-Петербург начал строиться с...

а) Петропавловского собора;

б) Крондштата;

в) Петропавловской крепости.

8. Кто из военачальников стал генералиссимусом?

а) Ф.Ф. Ушаков;

б) А.В. Суворов;

в) М.И. Кутузов.

9. Когда началась Первая мировая война?

а) в 1914;

б) в 1917

в) в 1922.

10. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

а) 300 дней;

б) 600 дней;

в) 900 дней.

 

Вариант IV

1. Как стали называть в Древней Руси князя Владимира?

а) Долгорукий;

б) Невский;

в) Красное Солнышко.

2. В Древнем Новгороде городом управляли...

а)посадники;

б) вече;

в) бояре.

3. На какой реке князь Александр побил шведов?

а) Дон;

б) Днепр;

в) Нева.

4. Кокой город стал центром княжества при Иване Калите?

а) Москва;

б) Киев;

в) Новгород.

5. Как прозвали князя Дмитрия после Куликовской битвы?

а) Невским;

б) Донским;

в) Мудрым.

6. В каком году Романовы вступили на престол?

а) 1613;

б) 1720;

в) 1813.

7. По предложению Ломоносова в Москве открыли...

а) Музей;

б) Университет;

в) Парк.

8. Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности?

а) Петр I;

б) Николай II;

в) Александр II.

9. В каком году появилось новое государство - СССР?

а) 1922;

б) 1917;

в) 1914.

10. Какое событие произошло в 1991 году?

а) Первый человек полетел в космос;

б) Советский Союз прекратил свое существование;

в) Запущен первый спутник земли.