Календарно-тематическое планирование
по основам светской этики
4 класс
Наименование учебного предмета: основы светской этики, 4 класс
Тип программы: общеобразовательная.
Автор программы: Шемшурина А. И.
Автор учебника: Шемшурина А. И.
Количество часов, отводимых на учебный курс в соответствии с программными требованиями: 34 часа
№ п/п |
Тема
|
Дата |
Цель урока Проблема |
Используемые дидактические и технические ресурсы (таблицы, презентации, видео – аудиозаписи, карточки и др.) |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
||
предметные результаты |
метапредметные |
личностные |
||||||
Первое полугодие
Введение (2 часа) |
||||||||
1 |
Россия – наша Родина. |
|
Создать условия для ознакомления обучающихся с духовным миром человека; с понятием «культурные традиции» и для чего они существуют.
|
Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, презентации «РОССИЯ - НАША РОДИНА». |
Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. Уметь: объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: выполнение действий по алгоритму.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. |
Нравственно -эстетическое оценивание понятия Родина. Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.
|
Написать сочинение «С чего начинается Родина?» |
2 |
Этика – наука о нравственной жизни человека. |
|
Создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «этика», и что она изучает. |
Электронное приложение к учебнику |
Знать: что такое этика, и что она изучает. Уметь: формулировать нравственные нормы поведения человека. Понимать, какого человека можно назвать культурным. Рассказать, чем вежливость отличается от доброжелательности. |
Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей. |
Нравственно-эстетическое оценивание.
|
С. 8, вопросы 1,2 |
Раздел 1. Этика общения (4 часа) |
||||||||
3 |
Добрым жить на белом свете веселей. |
|
Создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «доброта» как важнейшим качеством личности.
|
Книга А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Электронное приложение к учебнику |
Знать: какая взаимосвязь существует между культурой, моральными традициями и поведением людей. Уметь: понимать, что доброта является важнейшим качеством личности. |
Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: уметь доброту сочетать с нужными качествами. |
Ценить доброту как важнейшее качество человека. |
С. 14, 4 пословицы и поговорки о доброте. |
4 |
Правила общения для всех. |
|
Создать условия для понимания обучающимися, что общение – одна из главных потребностей человека.
|
Электронное приложение к учебнику |
Знать: что поступать по отношению к другим нужно так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Уметь: формулировать принципы общения. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
|
Ценить и принимать ценности.
|
С.19, вопросы 1 – 3.
|
5 |
От добрых правил – добрые слова и поступки. |
|
Создать условия для понимания обучающимися, что золотое правило этики направлено на создание и сохранение добрых отношений между людьми. |
Сказка В. А. Сухомлинского «Мальчик и колокольчики ландышей». Электронное приложение к учебнику. |
Знать: взаимосвязь между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия. Уметь: различать добро и зло в поведении людей. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
|
Ценить и принимать ценности.
|
С. 23 Вспомнить свои добрые поступки и рассказать. |
6 |
Каждый интересен. |
|
Создать условия для понимания обучающимися, что каждый человек индивидуален и интересен по-своему. |
Макет «волшебного» зеркала. Кружки (синие, зелёные, фиолетовые). Электронное приложение к учебнику. |
Знать: что каждый человек индивидуален и интересен по-своему. Уметь: быть доброжелательным и вежливым со всеми: как мальчиками, так и девочками. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
|
Нравственно-этическое оценивание.
|
С.28 Написать напутствие классу. |
Раздел 2. Этикет (4 часа) |
||||||||
7 |
Премудрости этикета. |
|
Познакомить обучающихся с понятием «этикет» , правилами этикета. |
Электронное приложение к учебнику. |
Знать: что такое этикет. Уметь: пользоваться правилами этикета. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: уметь вести дискуссию |
Этическое оценивание.
|
С.33, вопросы 1,2
|
8 |
Красота этикета. |
|
Создать условия для освоения обучающимися простых правил этикета. |
Электронное приложение к учебнику. Презентация «Правила поведения за столом». |
Знать: определение этикета. Уметь: устанавливать взаимосвязь между культурой и поведением людей. |
Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя |
Нравственно-этическое оценивание.
|
С.37, вопросы 1,2. |
9 |
Простые школьные и домашние правила этикета. |
|
Создать условия для ознакомления обучающихся с простыми школьными и домашними правилами этикета. |
Электронное приложение к учебнику. Презентация «Правила поведения на улице, в школе». |
Знать: значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Уметь: применять простейшие правила этикета на практике. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя |
Нравственно-этическое оценивание.
|
С. 41, дополнить правила этикета.
|
10 |
Чистый ручеёк нашей речи. |
|
Помочь детям сделать их речь чистой, плавной, как ручеёк. |
Электронное приложение к учебнику. Рассказы В. А. Сухомлинского. |
Знать: что речь человека должна восприниматься как чистый ручеёк. Уметь: слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения
|
Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: выражение своих мыслей.
|
Нравственно-этическое оценивание.
|
С. 46, ответить на вопрос.
|
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 часа) |
||||||||
11 |
В развитии добрых чувств – творение души. |
|
Создать условия для понимания души как сути человека, его внутреннего мира.
|
Электронное приложение к учебнику. Рассказы В. А. Сухомлинского. |
Знать: что духовность – это направленность души на высокие смыслы жизни. Уметь: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) |
Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность |
Ценить и принимать ценности.
|
С. 51, раскрыть смысл изречения о душе.
|
12 |
Природа – волшебные двери к добру и доверию. |
|
Создать условия для понимания детьми, что природа - волшебные двери к добру и доверию. |
Иллюстрации с изображением природы разных художников. Электронное приложение к учебнику.
|
Знать: что природа - волшебные двери к добру и доверию. Уметь: устанавливать взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения. |
Регулятивные : оценка нравственных норм Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.
|
Ценить и принимать ценности.
|
С. 55, выучить ст-е о природе.
|
13 |
Чувство Родины. |
|
Создать условия для понимания детьми, что у каждого человека должно быть чувство Родины.
|
Презентация о Родине. Электронное приложение к учебнику. |
Знать: что у каждого человека должно быть чувство Родины. Уметь: толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Быть нравственным, творческим, ответственным гражданином России. |
Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
Ценить и принимать ценности.
|
С. 59, найти пословицу о Родине.
|
14 |
Жизнь протекает среди людей. |
|
Создать условия для понимания детьми, что люди рождены друг для друга. |
Электронное приложение к учебнику. |
Знать: что люди рождены друг для друга. Уметь: пользоваться этическими нормами, нормами морали и нравственности в жизни людей.
|
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя |
Ценить и принимать ценности.
|
С. 62, написать ответ Ж. – Ж. Руссо. |
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 часа) |
||||||||
15 |
Чтобы быть коллективом. |
|
Более подробно познакомить детей с понятием «коллектив». |
Электронное приложение к учебнику. Словарь хороших слов. |
Знать: что коллективом можно считать группу людей, объединённых совместной деятельностью, решением общих задач. Уметь: понимать других людей, дорожить их доверием, уважать человеческое достоинство, быть заинтересованным участником общих дел. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: выражение своих мыслей.
|
Ценить и принимать ценности.
|
С.67, описать стремление следовать нравственной установке.
|
16 |
Коллектив начинается с меня. |
|
Создать условия для понимания обучающимися, что коллектив начинается с каждого из нас.
|
Электронное приложение к учебнику. Словарь хороших слов. |
Знать: что самое важное качество для жизни в коллективе – уважение. Уметь: уважительно относиться к каждому члену коллектива. |
Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. |
С. 69, выявить причины хороших изменений в классе. |
17 |
Мой класс – мои друзья. |
|
Создать условия для понимания каждым из ребят, что его класс – это его друзья.
|
Полоски жёлтой бумаги. Электронное приложение к учебнику.
|
Знать: что такое чуткость, бескорыстие. Уметь: видеть в каждом человеке хорошее, налаживать дружеские отношения с каждым в классе. |
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. |
С. 74, написать сочинение «Скажи сам себе». |
18 |
Ежели душевны вы и к этике не глухи. |
|
Создать условия для дальнейшего углубления в этические размышления. |
Электронное приложение к учебнику. Цветная бумага, ножницы. |
Знать: что этика направлена на обретение и сохранение каждым народом и каждым человеком общечеловеческих ценностей. Уметь: пользоваться этическими нормами, нормами морали и нравственности в жизни людей.
|
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
|
Нравственно-этическое оценивание |
С. 80, подобрать пословицы к золотому правилу этики. |
Второе полугодие
Раздел 1. Простые нравственные истины (4 часа) |
||||||||
19 |
Жизнь священна. |
|
Дать понятие духовных и материальных потребностей человека. Познакомить с главной и простой нравственной истиной – жизнь священна. |
Электронное приложение к учебнику. |
Знать: главную и простую нравственную истину – жизнь священна. Уметь: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) |
Регулятивные : саморегуляция
Коммуникативные: выражение своих мыслей. |
Личностное переживание |
С. 85, подобрать пословицы о значимости жизни человека.
|
20 |
Человек рождён для добра. |
|
Создать условия для понимания обучающимися, что человек рождён для добра. |
Электронное приложение к учебнику. |
Знать: что человек должен стремиться к добру, истине и красоте. Уметь: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)
|
Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
Ценить и принимать ценности.
|
С.89, написать сказку о добре.
|
21 |
Милосердие – закон жизни. |
|
Дать понятие «милосердие». |
Электронное приложение к учебнику. |
Знать: что милосердие должно стать главным правилом жизни каждого человека. Уметь: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)
|
Регулятивные : понимать значение милосердия. Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
Эмоциональное переживание. |
С.93, привести примеры милосердия из литературы.
|
22 |
Жить во благо себе и другпм. |
|
Создать условия для ознакомления обучающихся с толерантным отношением к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.
|
Знать: что жизнь священна, человек рождён для добра, а милосердие – важное правило жизни. Уметь: бережно относиться к другому человеку, это будет для него благом. Вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
|
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. |
Личностное переживание |
С.98, написать сочинение «К какому благу я стремлюсь в своей жизни?» |
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 часа) |
||||||||
23 |
Следовать нравственной установке. |
|
Создать условия для развития у обучающихся умения объяснять основные термины и понятия о нравственности. |
Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.
|
Знать: что любому человеку необходимо следовать велению души и нормам, существующим в обществе. Уметь: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
Личностное переживание |
С. 103, найти пословицы разных народов по теме.
|
24 |
Достойно жить среди людей. |
|
Создать условия для обучающихся, чтобы они поняли, что в своём поведении необходимо руководствоваться выработанной в себе и внутренне осознанной нравственной установкой. |
Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.
|
Знать: жить достойно – значит следовать нормам, которые приняты в обществе, понимать их большую ценность и равное значение для всех. Уметь: проявлять уважение и доброжелательность к человеку, гуманное отношение к нему. |
Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
|
Ценить и принимать ценности.
|
С.109, объяснить одно изречение о достоинстве.
|
25 |
Уметь понять и простить. |
|
Создать условия для понимания обучающимися, того что отношения между людьми должны быть гуманными, а гуманизм – важный этический принцип в отношениях к людям и всему живому. |
Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.
|
Знать: что гуманизм – важный этический принцип в отношениях к людям и всему живому. Уметь: быть гуманным в отношении не только людей, но и всего живого на Земле. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
|
Личностное переживание |
С.115, написать письмо маме о своих чувствах к ней.
|
26 |
Простая этика проступков. |
|
Создать условия для понимания обучающимися того, что поступать надо во благо человеку, т. е. принимать такое решение, которое будет лучше и приятнее для человека, с которым вы взаимодействуете. |
Электронное приложение к учебнику, иллюстрации. Цветные карандаши, бумага. |
Знать: что поступать надо во благо человеку, т. е. принимать такое решение, которое будет лучше и приятнее для человека, с которым вы взаимодействуете. Уметь: анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе и религиозных традициях.
|
Регулятивные : саморегуляция
Коммуникативные: выражение своих мыслей. |
Личностное переживание |
С.120, 3-4 пословицы о терпимости.
|
Раздел 3. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 часа) |
||||||||
27 |
Общение и источники преодоления обид. |
|
Учить детей преодолевать неприятные моменты общения. |
Электронное приложение к учебнику, иллюстрации. Цветные карандаши, бумага. |
Знать: нужно жить дружно и весело. Уметь: анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе и религиозных традициях.
|
Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
Ценить и принимать ценности.
|
С.125, пословицы об общении.
|
28 |
Ростки нравственного опыта поведения. |
|
Учить детей видеть состояние другого человека и бережно относиться к его чувствам. |
Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.
|
Знать: что поступать нужно в соответствии с нравственными нормами и правилами. Уметь: руководствоваться своими чувствами, и чтобы чувствами руководил разум. |
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. |
Ценить и принимать ценности.
|
С.129, найти 5 пословиц о нравственном человеке.
|
29 |
Доброте сопутствует терпение. |
|
Создать условия для понимания обучающимися, что причиной проявления терпения могут стать чувства, дающие человеку душевные силы и мужество. |
Электронное приложение к учебнику, иллюстрации. Сказка Ш. Перро «Золушка».
|
Знать: что причиной проявления терпения могут стать чувства, дающие человеку душевные силы и мужество. Уметь: проявлять терпение в отношениях с другими людьми. |
Регулятивные : саморегуляция
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
Нравственно-этическое оценивание.
|
С.133, найти пословицу к понятию «терпимость». |
30 |
Действия с приставкой «со». |
|
Создать условия для ознакомления обучающихся с нравственными действиями, поступками человека по отношению к людям, которые можно определить словами с приставкой «со». |
Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.
|
Знать: что этическая культура ориентирует человека на нравственные ценности, выработанные и отобранные опытом предшествующих поколений. Уметь: преодолевать чувство зависти. |
Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: выражение своих мыслей. |
Нравственно-этическое оценивание.
|
С. 138,найти 2 – 3 пословицы о содействии.
|
Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 часа) |
||||||||
31 |
С чего начинается Родина? |
|
Создать условия для ознакомления обучающихся с ценностями: Отечество, долг и их понимания как основы традиционной культуры многонационального народа России. |
Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, презентации «РОССИЯ - НАША РОДИНА», «С чего начинается Родина?», аудиопесня «С чего начинается Родина?» |
Знать: с чего начинается Родина для каждого человека. Уметь: любить свою Родину |
Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий
Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
С. 143, написать рассказ о своей Родине. |
32 |
В тебе рождается патриот и гражданин. |
|
Создать условия для ознакомления обучающихся с ценностями: Отечество, долг и их понимания как основы традиционной культуры многонационального народа России. |
Электронное приложение к учебнику, иллюстрации. Презентация о В. О. в. В/ф «Птицы белые».
|
Знать: что каждый человек должен быть патриотом и гражданином. Уметь: объяснить смысл понятий «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность».
|
Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника |
Умение излагать свое мнение |
С. 149, написать о человеке, которого считаешь патриотом. |
33 |
Человек – чело века. |
|
Создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «Человек – чело века». |
Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.
|
Знать: что означает понятие «Человек – чело века». Уметь: анализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. |
Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника |
Умение излагать свое мнение |
Подготовить презентацию своего выступления. |
34 |
Слово, обращённое к тебе. |
|
Создать условия для ознакомления обучающихся с материалами для защиты проектов. |
Творческие работы детей |
Знать: всесторонне тему, по которой готовил выступление учащийся. Уметь: грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы. |
Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника |
Умение излагать свое мнение |
Не задано |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.