КТП по ОРКСЭ - 4 класс

  • docx
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОРКСЭ 4 класс.docx

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по основам светской этики

4 класс

 

 

Наименование учебного предмета: основы светской этики, 4 класс

Тип программы: общеобразовательная.

Автор программы: Шемшурина А. И.

Автор учебника: Шемшурина А. И.

 

 

Количество часов, отводимых на учебный курс в соответствии с программными требованиями:  34 часа

 

п/п

Тема

 

Дата

Цель урока

Проблема

Используемые дидактические и технические ресурсы (таблицы, презентации, видео – аудиозаписи, карточки и др.)

Планируемые результаты

Домашнее задание

предметные результаты

метапредметные

личностные

Первое полугодие

 

Введение (2 часа)

1

Россия – наша Родина.

 

Создать условия для ознакомления обучающихся с духовным миром человека; с понятием

«культурные традиции»

 и для чего они существуют.

 

Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, презентации «РОССИЯ - НАША РОДИНА».

Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

Уметь:

 объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). 

Регулятивные :

учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму.

 

Коммуникативные:  

выражение своих мыслей.

Нравственно -эстетическое оценивание понятия Родина. Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.

 

Написать сочинение «С чего начинается Родина?»

2

Этика – наука о нравственной жизни человека.

 

Создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «этика»,  и что она изучает.

Электронное приложение к учебнику

Знать: что такое этика, и что она изучает. Уметь: формулировать нравственные нормы поведения человека. Понимать, какого человека можно назвать культурным. Рассказать, чем вежливость отличается от доброжелательности.

Регулятивные :

саморегуляция

Познавательные:

поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Нравственно-эстетическое оценивание.

 

 С. 8,  вопросы 1,2

Раздел 1. Этика общения (4 часа)

3

Добрым жить на белом свете веселей.

 

Создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «доброта» как важнейшим качеством личности.

 

Книга А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Электронное приложение к учебнику

Знать:  какая взаимосвязь существует  между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Уметь: понимать, что доброта является важнейшим качеством личности.

Регулятивные : саморегуляция

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные: уметь доброту сочетать с нужными качествами.

Ценить доброту  как  важнейшее качество человека.

С. 14, 4 пословицы  и поговорки о доброте.

4

Правила общения для всех.

 

Создать условия для понимания обучающимися, что общение – одна из главных потребностей человека.

 

Электронное приложение к учебнику

Знать: что поступать по отношению к другим нужно так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Уметь: формулировать принципы общения.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера

 

Ценить и принимать ценности.

 

С.19, вопросы 1 – 3.

 

 

5

От добрых правил – добрые слова и поступки.

 

Создать условия для понимания обучающимися, что золотое правило этики направлено на создание и сохранение добрых отношений между людьми.

Сказка В. А. Сухомлинского «Мальчик и колокольчики ландышей».

Электронное приложение к учебнику.

Знать: взаимосвязь между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия.

Уметь: различать добро и зло в поведении людей.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

 

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

 

Ценить и принимать ценности.

 

С. 23

Вспомнить свои добрые поступки и рассказать.

6

Каждый интересен.

 

Создать условия  для понимания обучающимися, что каждый человек индивидуален и интересен по-своему.

Макет «волшебного» зеркала.

Кружки (синие, зелёные, фиолетовые).

Электронное приложение к учебнику.

Знать: что каждый человек индивидуален и интересен по-своему.

Уметь: быть доброжелательным и вежливым со всеми: как мальчиками, так и девочками.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

 

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

 

Нравственно-этическое оценивание.

 

С.28

Написать напутствие классу.

Раздел 2. Этикет (4 часа)

7

Премудрости этикета.

 

Познакомить обучающихся с понятием «этикет» , правилами этикета.

Электронное приложение к учебнику.

Знать: что такое этикет.

Уметь: пользоваться правилами этикета.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

 

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

Этическое оценивание.

 

С.33, вопросы 1,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Красота этикета.

 

Создать условия для освоения обучающимися простых правил этикета.

Электронное приложение к учебнику.

Презентация «Правила поведения за столом».

Знать: определение этикета.

Уметь: устанавливать  взаимосвязь  между  культурой и поведением людей.

Регулятивные : саморегуляция

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя  

Нравственно-этическое оценивание.

 

С.37, вопросы 1,2.

9

Простые школьные и домашние правила этикета.

 

Создать условия для ознакомления обучающихся с простыми школьными и домашними правилами этикета.

Электронное приложение к учебнику.

Презентация «Правила поведения на улице, в школе».

Знать: значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Уметь: применять простейшие правила этикета на практике.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя  

Нравственно-этическое оценивание.

 

С. 41, дополнить правила этикета.

 

10

Чистый ручеёк нашей речи.

 

Помочь детям сделать их речь чистой, плавной, как ручеёк.

Электронное приложение к учебнику.

Рассказы В. А. Сухомлинского.

Знать: что речь человека должна восприниматься как чистый ручеёк.

Уметь: слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения

 

Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

 

Нравственно-этическое оценивание.

 

С. 46, ответить на вопрос.

 

Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 часа)

11

В развитии добрых чувств – творение души.

 

Создать условия для понимания души как сути человека, его внутреннего мира.

 

Электронное приложение к учебнику.

Рассказы В. А. Сухомлинского.

Знать: что духовность – это направленность души на высокие смыслы жизни.

Уметь: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Регулятивные : саморегуляция

 

Познавательные:

анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность

Ценить и принимать ценности.

 

С. 51, раскрыть смысл изречения о душе.

 

12

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

 

Создать условия для понимания детьми, что природа - волшебные двери к добру и доверию.

Иллюстрации с изображением природы разных художников.

Электронное приложение к учебнику.

 

Знать: что природа - волшебные двери к добру и доверию.

Уметь: устанавливать взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей, анализировать  жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения.

Регулятивные : оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:  сотрудничать в совместном решении проблемы.

 

Ценить и принимать ценности.

 

С. 55, выучить ст-е о природе.

 

13

Чувство Родины.

 

Создать условия для понимания детьми, что у каждого человека должно быть чувство Родины.

 

Презентация о Родине.

Электронное приложение к учебнику.

Знать: что у каждого человека должно быть чувство Родины.

Уметь: толерантно относиться  к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Быть нравственным, творческим, ответственным гражданином России.

Регулятивные : саморегуляция

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

Ценить и принимать ценности.

 

С. 59, найти пословицу о Родине.

 

14

Жизнь протекает среди людей.

 

Создать условия для понимания детьми, что люди рождены друг для друга.

Электронное приложение к учебнику.

Знать: что люди рождены друг для друга.

Уметь: пользоваться этическими нормами, нормами морали и нравственности в жизни людей.

 

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя  

Ценить и принимать ценности.

 

С. 62, написать ответ Ж. – Ж. Руссо.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 часа)

15

Чтобы быть коллективом.

 

Более подробно познакомить детей с понятием «коллектив».

Электронное приложение к учебнику.

Словарь хороших слов.

Знать: что коллективом можно считать группу людей, объединённых совместной деятельностью, решением общих задач.

Уметь: понимать других людей, дорожить их доверием, уважать человеческое достоинство, быть заинтересованным участником общих дел.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

 

Ценить и принимать ценности.

 

С.67, описать стремление следовать нравственной установке.

 

16

Коллектив начинается с меня.

 

Создать условия для понимания обучающимися, что коллектив начинается с каждого из нас.

 

Электронное приложение к учебнику.

Словарь хороших слов.

Знать: что самое важное качество для жизни в коллективе – уважение.

Уметь: уважительно относиться к каждому члену коллектива.

Регулятивные : саморегуляция

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

 

Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера

 Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

С. 69, выявить причины хороших изменений в классе.

17

Мой класс – мои друзья.

 

Создать условия для понимания каждым из ребят, что его класс – это его друзья.

 

Полоски жёлтой бумаги.

Электронное приложение к учебнику.

 

Знать: что такое чуткость, бескорыстие.

Уметь: видеть в каждом человеке хорошее, налаживать дружеские отношения с каждым в классе.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

 Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

 

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

С. 74, написать сочинение «Скажи сам себе».

18

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

 

Создать условия для дальнейшего углубления в этические размышления.

Электронное приложение к учебнику.

Цветная бумага, ножницы.

Знать: что этика направлена на обретение и сохранение каждым народом и каждым человеком общечеловеческих ценностей.

 Уметь: пользоваться этическими нормами, нормами морали и нравственности в жизни людей.

 

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

 

Нравственно-этическое оценивание

С. 80, подобрать пословицы к золотому правилу этики.

Второе полугодие

 

Раздел 1. Простые нравственные истины (4 часа)

19

Жизнь священна.

 

Дать понятие духовных и материальных потребностей человека. Познакомить с главной и простой нравственной истиной – жизнь священна.

Электронное приложение к учебнику.

Знать: главную и простую нравственную истину – жизнь священна.

Уметь: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Регулятивные : саморегуляция

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Личностное переживание

С. 85, подобрать пословицы о значимости жизни человека.

 

20

Человек рождён для добра.

 

Создать условия для понимания обучающимися,  что человек рождён для добра.

Электронное приложение к учебнику.

Знать: что человек должен стремиться к добру, истине и красоте.

Уметь: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

 

Регулятивные : саморегуляция

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные:  умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

Ценить и принимать ценности.

 

С.89, написать сказку о добре.

 

21

Милосердие – закон жизни.

 

Дать понятие «милосердие».

Электронное приложение к учебнику.

Знать: что милосердие должно стать главным правилом жизни каждого человека.

Уметь: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

 

Регулятивные : понимать значение милосердия.

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.   

Эмоциональное переживание.

С.93, привести примеры милосердия из литературы.

 

22

Жить во благо себе и другпм.

 

Создать условия для ознакомления обучающихся  с толерантным отношением к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.

 

Знать: что жизнь священна, человек рождён для добра, а милосердие – важное правило жизни.

Уметь: бережно относиться к другому человеку, это будет для него благом. Вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий.

 

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Личностное переживание

С.98,

написать сочинение «К какому благу я стремлюсь в своей жизни?»

Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 часа)

23

Следовать нравственной установке.

 

Создать условия для развития у  обучающихся умения объяснять основные термины и понятия о нравственности.

Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.

 

Знать: что любому человеку необходимо следовать велению души и нормам, существующим в обществе.

Уметь: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

Личностное переживание

С. 103, найти пословицы разных народов по теме.

 

24

Достойно жить среди людей.

 

Создать условия для обучающихся, чтобы они поняли, что в своём поведении необходимо руководствоваться выработанной в себе и внутренне осознанной нравственной установкой.

Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.

 

Знать: жить достойно – значит следовать нормам, которые приняты в обществе, понимать их большую ценность и равное значение для всех.

Уметь: проявлять уважение и доброжелательность к человеку, гуманное отношение к нему.

Регулятивные : саморегуляция

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

 

Ценить и принимать ценности.

 

С.109, объяснить одно изречение о достоинстве.

 

25

Уметь понять и простить.

 

Создать условия для понимания обучающимися, того что отношения между людьми должны быть гуманными, а гуманизм – важный этический принцип в отношениях к людям и всему живому.

Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.

 

Знать: что гуманизм – важный этический принцип в отношениях к людям и всему живому.

Уметь: быть гуманным в отношении не только людей, но и всего живого на Земле.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

 

Личностное переживание

С.115, написать письмо маме о своих чувствах к ней.

 

26

Простая этика проступков.

 

Создать условия для понимания обучающимися того, что поступать надо во благо человеку, т. е. принимать такое решение, которое будет лучше и приятнее для человека, с которым вы взаимодействуете.

Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.

Цветные карандаши, бумага.

Знать: что поступать надо во благо человеку, т. е. принимать такое решение, которое будет лучше и приятнее для человека, с которым вы взаимодействуете.

Уметь: анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе и религиозных традициях.

 

Регулятивные : саморегуляция

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

Личностное переживание

С.120, 3-4 пословицы о терпимости.

 

Раздел 3. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 часа)

27

Общение и источники преодоления обид.

 

Учить детей преодолевать неприятные моменты общения.

Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.

Цветные карандаши, бумага.

Знать: нужно жить дружно и весело.

Уметь: анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе и религиозных традициях.

 

Регулятивные : саморегуляция

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

Ценить и принимать ценности.

 

С.125, пословицы об общении.

 

28

Ростки нравственного опыта поведения.

 

Учить детей видеть состояние другого человека и бережно относиться к его чувствам.

Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.

 

Знать: что поступать нужно в соответствии с нравственными нормами и правилами.

Уметь: руководствоваться своими чувствами, и чтобы чувствами  руководил разум.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

Ценить и принимать ценности.

 

С.129, найти 5 пословиц о нравственном человеке.

 

29

Доброте сопутствует терпение.

 

Создать условия для понимания обучающимися, что причиной проявления терпения могут стать чувства, дающие человеку душевные силы и мужество.

Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.

Сказка Ш. Перро «Золушка».

 

Знать: что причиной проявления терпения могут стать чувства, дающие человеку душевные силы и мужество.

Уметь: проявлять терпение в отношениях с другими людьми.

Регулятивные : саморегуляция

 

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

Нравственно-этическое оценивание.

 

С.133, найти пословицу к понятию «терпимость».

30

Действия с приставкой «со».

 

Создать условия для ознакомления обучающихся с нравственными действиями, поступками человека по отношению к людям, которые можно определить словами с приставкой «со».

Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.

 

Знать: что этическая культура ориентирует человека на нравственные ценности, выработанные и отобранные опытом предшествующих поколений.

Уметь: преодолевать чувство зависти.

Регулятивные : саморегуляция

 

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

Нравственно-этическое оценивание.

 

С. 138,найти 2 – 3 пословицы о содействии.

 

Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 часа)

31

С чего начинается Родина?

 

Создать условия для ознакомления обучающихся с  ценностями:  Отечество, долг и их понимания как основы традиционной культуры многонационального народа России.

Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, презентации «РОССИЯ - НАША РОДИНА», «С чего начинается Родина?», аудиопесня «С чего начинается Родина?»

Знать: с чего начинается Родина для каждого человека.

Уметь: любить свою Родину

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

 

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи.

  

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

С. 143, написать рассказ о своей Родине.

32

В тебе рождается патриот и гражданин.

 

Создать условия для ознакомления обучающихся с  ценностями:  Отечество, долг и их понимания как основы традиционной культуры многонационального народа России.

 Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.

Презентация о В. О. в.

В/ф «Птицы белые».

 

Знать: что каждый человек должен быть патриотом и гражданином.

Уметь: объяснить смысл понятий «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность».

 

Коммуникативные:

Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

Умение излагать свое мнение

С. 149, написать о человеке, которого считаешь патриотом.

33

Человек – чело века.

 

Создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «Человек – чело века».

Электронное приложение к учебнику, иллюстрации.

 

Знать: что означает понятие «Человек – чело века».

Уметь: анализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Коммуникативные:

 Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

Умение излагать свое мнение

Подготовить презентацию своего выступления.

34

Слово, обращённое к тебе.

 

Создать условия для ознакомления обучающихся с материалами для защиты проектов.

Творческие работы детей

Знать: всесторонне тему, по которой готовил выступление учащийся.

Уметь: грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы.

Коммуникативные:

 Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

Умение излагать свое мнение

Не задано