КТП по предмету "Профильный труд" 5 класс

  • docx
  • 21.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проф труд.docx

Профильный труд.

Пояснительная записка.

   Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), ТМНР; Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) ( вариант 2)

   Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности.

   Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениям и т.д.

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции.

Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Профильно-трудовая подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья базируется на общих принципах обучения, но имеет и свои специфические особенности, в частности носит коррекционную направленность, то есть предполагает максимально возможное исправление недостатков развития личности школьников.

К специфическим задачам обучения труду учащихся, в первую очередь, относится развитие общетрудовых умений и сознательное овладение приемами работы, воспитание у учащихся устойчивого, положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к общественной собственности и т. п.

 

Место учебного предмета в учебном плане

   Предмет «Профильный труд» относится к предметной области  «Технология».

 Количество часов на изучение данного предмета: 5 часов в неделю, 34 учебных недели, 170 часов в год.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат). Обучающийся учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием.

 С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует

качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями.,

 

Содержание учебного предмета

Обслуживающий труд

Рабочее место и правилами ухода за ним

Предметы и средства личной гигиены. Их назначение.

Уход за руками до работы, во время и после работы

Ежедневная уборка помещения

Инвентарь и приспособления для уборки помещения

Правила безопасности при работе с инвентарем

Приемы подметания пола. Мытье классной доски

Работа с бумагой

Правила работы с бумагой, ножницами, клеем

Бумага, виды (писчая, цветная), назначение

Измерительная линейка. Разметка деталей

Изготовление шаблонов

Вырезание и наклеивание деталей

Аппликация «Жилая комната» (детали аппликации: окно, шкаф, диван и др.)

Обои: назначение, виды

Оклеивание с макета обоями

Изготовление блокнота

Работа с тканью

Знакомство с инструментами и материалами.

Откуда берутся нитки. Как их хранить.

Подготовка рабочего места

Упражнения в отрывании, отрезании.

Упражнения в скручивании ниток.

Правила безопасности при работе с иглой и ножницами.

Упражнение по вдеванию нитки в иголку.

Закрепление нитки в начале и в конце строчки.

Упражнение в резании ткани ножницами по намеченной линии.

Выполнение шва «вперед иголкой»

Растениеводство.

Комнатные растения: названия

Инструменты и материалы для ухода за комнатными растениями

Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами

Уход за комнатными растениями

Опрыскивание и полив растений

Требования к размещению растений. Светолюбивые и теневыносливые растения

Пересадка комнатных растений

Составление букетов из цветов.

Значение сельско-хозяйственного труда в жизни человека

Сельскохозяйственный труд людей осенью.

Сельскохозяйственный труд людей весной

Инвентарь и спецодежда для работы в цветнике

Правила техники безопасности при работе с инвентарем

Культурные и дикорастущие цветковые  растения: виды, разница .

Растения, выращиваемые на улице

Весенние работы в цветнике

Подготовка почвы для посадки

Правила работы на участке

 

Базовые учебные действия

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием ФАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и

включает следующие задачи:

1.   Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,

к                   эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2.      Формирование учебного поведения:

·     направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

·     умение выполнять инструкции педагога;

·     использование по назначению учебных материалов;

·     умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.   Формирование умения выполнять задание:

·     в течение определенного периода времени,

·     от начала до конца,

·     с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задани

(операции,  действия)  к  другому  в  соответствии  с  расписанием  занятий,

алгоритмом действия и т.д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

 

Личностные , предметные результаты освоения учебного предмета.

  В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМР ( вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Планируемые результаты по предмету «Профильный труд»

Личностные результаты:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому еѐ восприятию.

Предметные результаты

-знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

-представления об основных свойствах используемых материалов;

-знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;

-отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

-представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

-владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов .

чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;

-представления о разных видах профильного труда ( швейное дело, растениеводство) понимание значения и ценности труда;

-понимание красоты труда и его результатов;

-заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

-понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

-выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);

-организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;

-осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

-выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

-комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий.

 

Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 - не выполняет, помощь не принимает;

1 - выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;

2 - выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или

после частичного выполнения педагогом;

3 - выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 - выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;

5 - выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:0 - не воспроизводит при максимальном объеме помощи;

1 - воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами;

2 - воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками;

3 - воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками;

4 - воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок;

5 - воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения ФАООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:

0 - отсутствие динамики или регресс.

1 - динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 - минимальная динамика;

3  - средняя динамика;

4 - выраженная динамика;

5 - полное освоение действия.

Учебно- тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Обслуживающий труд

22

2

Растениеводство

76

3

Работа с тканью

49

4

Работа с бумагой

23

Итого:

 

170

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение предмета включает

Комплекты демонстрационных и раздаточного материалов (нитки, ткани, картон с проколами, цветная бумага, ножницы, клей…);

таблицы по разделам и темам профильного труда;

фото, картинки, с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования;

 технологические карты,  компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы;

 примеры (образцы) народных промыслов, презентации.


 

Посмотрите также