КТП по родной русской литературе
Оценка 4.8

КТП по родной русской литературе

Оценка 4.8
pdf
русская литература
22.06.2020
КТП по родной русской литературе
КТП по русской литературе.pdf

Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе  на 2020-21 учебный год. 6 класс 

 

 

Класс                                               6 – А

Учитель                                           Андреева Алла Юрьевна

Количество часов за год                  34 часа

уро ка

Дата

Тема урока

Виды деятельности

Планируемые результаты

 

Дом. зад.

Предметные

УУД

Личностные

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

 

 

 

1

 

 

Образность как неотъемлемый признак всякого вида искусства

 

Слушание и конспектирование лекции учителя

Научиться

воспринимать материал на слух.

Понять, что такое образное мышление. Осмыслить, что объединяет все виды искусств и какими «материалами» пользуются творцы

Познавательные: уметь самостоятельно выделять основную и дополнительную информацию, составить личный маршрут самообразования и развития

Стартовая мотивация к учению, понимание, что предлагаемый курс будет способствовать Формированию креативных способностей

Рекомендо ванные  славянские

и античные мифы прочитать. Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 3-5

В неделю                                         1 час

Примерное планирование контрольных и творческих уроков:  соч. 3;   развернутых ответов на проблемные вопросы – 2; тестов – 3; зачетов по выразительному чтению – 4; Творческие проекты: проба пера (сочинение стихов) – 2, иллюстрирование текстов – 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

креативных способностей. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Осмыслить, всё ли получаете на уроках творчества, как их можно восполнить.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы, выявлять проблемы и обращаться за помощью к учебной литературе, интернет ресурсам, к преподавателям, к одноклассникам.

человека творческой профессии.

 

 

У ИСТОКОВ. СЛАВЯНСКАЯ И АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ( 4 час.+ 1: творческий проект)

 

 

СЛАВЯНСКАЯ И АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ – 2 часа

 

 

2

 

Из мифологии древних славян. Велес. 

Миф о Велесовом рождении.  и Азовушке.

 

 

Выразительное чтение мифов, выражение личного отношения к прочитанному.

 

Устное рецензирование чтения одноклассников. Пересказ

 

Устные и письменные ответы на вопросы.

 

Участие в коллективном диалоге. Презентация и защита собственных иллюстраций.

 

Сообщения по теме

 

Иллюстрации

1.Окрыленный Икар 2.«Золотая кифара в море» или «Золотая кифара среди созвездий»

Знать жанровую особенность мифов,  Уметь выявлять характерные художественные приёмы,  осмыслить древнюю концепцию мира, человека и творчества. Понять и усвоить эстетические идеалы, ставшие вечными эталонами новых цивилизаций. Уметь выделять проблемы и отвечать на проблемные вопросы. Приобретать навыки аргументированного, логичного ответа на вопросы. Извлекать нравственные уроки из прочитанного

Познавательные: Планировать необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь ориентироваться в разнообразии решения задач. Регулятивные:  понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные:

уметь строить монологические высказывания, проявлять активность при решении познавательных задач.

Участвовать во фронтальных и

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и место творчества в жизни человечества, формирование этических вкусов, чувства прекрасного и осознание проблем, с которыми может столкнуться творческий человек.

Присмотреться к

себе, к своим проблемам взросления и отношению к советам старших. 

 

Сообщение об одном из славянских богов.

Презентации приветствуют ся.

 

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 5-12

 

3

 

Античная литература – норма и недосягаемый образец.

У истоков. Миф о Дедале и Икаре. «Вечные» проблемы творчества и творческих личностей, осмысленные в древности.

 

Миф об Орфее и Эвридике. Тема необыкновенной силы любви, толкающей человека на подвиги, на сочинение потрясающих по силе чувств творений.

Иллюстрации к  «Икару и Дедалу» и к

«Орфею и Эвридике» закончить. «Арион» Пушкина

выучить

 

 

 

 

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 14-16

 

 

 

 

 

 

эвристических беседах.

 

 

 

 

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В КЛАССИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2 ЧАСА +1: творческий проект)

4

 

Античные образы в классической русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин и легендарный Арион.

 

Устные и письменные ответы на вопросы.

 

Участие в коллективном диалоге.  Иллюстрации к

«Ариону».

 

Защита собственных иллюстраций

Знать жанровую особенность легенд. Уметь выделять проблемы и отвечать на проблемные вопросы. Приобретать навыки аргументированного, логичного ответа на вопросы. Извлекать нравственные уроки из прочитанного

 

Познавательные: выполнять учебнопознавательные действия по определению темы, авторской мысли, трактовки метафорических образов, осуществлять для решения учебных задач операции исследовательского характера: анализа, сравнения, учиться извлекать из поэтического и прозаического текста нужную, как поверхностную, так и скрытую, информацию. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

 

Иллюстрацию к «Ариону» Пушкина

закончитьВыучить стихотворение Фета (по выбору)

Очерк

«Выпрямила» Закладки в тексте для чтения выбранных мест.

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.17-23

5

 

Афанасий Афанасьевич Фет и античная Венера Милосская.

 Стихотворение

«Венера Милосская». Эстетический идеал женской красоты.

 

Выразительное чтение стихотворения,  работа с текстом очерка, высказывание своего восприятия, комментарий, анализ.

 

Усвоить жанровые особенности стиха, очерка.

Выявлять изобразительные средства, учиться находить и называть поэтические тропы и их роль.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

 

 

Работа с конспектом Замысел своего стихотворе ния: о чем писать, какой

 

 

 

Глеб Иванович

Успенский и его Венера Милосская. 

 Очерк «Выпрямила».

Таинственная

«выпрямляющая» сила искусства.

Словесное оформление авторской мысли Пересказ.

 

Устные и письменные ответы на вопросы.

 

Составить свой вопросник к стихотворению и очерку.

 

Участие в коллективной беседе. 

 

Очерк

«Произведение искусства, которое потрясло меня»

Понять эстетические вкусы авторов и сказать, как они согласуются с античными идеалами. 

 

Глубинное проникновение в текст, ответить на вопрос: чем автора очерка не удовлетворяет взгляд поэта Фета на Венеру Милосскую?

Отрабатывать навыки аргументированного, логичного ответа на вопросы, устно и письменно привлекать цитаты и уметь оформлять их. Учиться извлекать нравственные уроки из прочитанного

Коммуникативные:

уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

 

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствовать имеющиеся навыки. Осмыслить, что материал уроков необходим для формирования эрудиции, вкусов и запросов творческих личностей. Задуматься над тем, какие шедевры вызывали у тебя состояние «выпрямления»?

 

образ писать

6

 

Творческая мастерская. Проба пера.  Основные направления:  1. Арионы современности  2. Окрыленные

Сочинение стихотворений.

 

Проверка на практике способности создавать свой поэтический образ.

Уметь создавать письменные высказывания. Использовать выразительные средства языка в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: Учиться ориентироваться в разнообразии решения задач, вникая в особенности стихотворной

Осознавать свои трудности, проблемы и стремиться к их преодолению. Понимать, что будущему художнику чувство

 

Одно из рекомендованных стихотворе ний А. С. Пушкина

 

 

 

 

 

Редактирование и рецензирование стихотворений

 

 

Реализация в творческой работе теоретических знаний и практического опыта по теме «Идеалы античного искусства».

 

формы и оформляя мысли в образы, выравнивая размеры. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные:

уметь строить образные поэтические высказывания, проявлять готовность к сотрудничеству с учителем.

образа необходимо, в том числе – поэтического. Задуматься над вопросом: кто я как творец? Что такое мой дар?

 

 

выучить наизусть.

 

Черновик стихотворе ния отредактировать

 

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 23-27

 

                                 

                    ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ:

8 час. + 1 час: контрольный  

 

 

7-8

 

Александр Сергеевич Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии. Стихотворения:

«Поэт», «К Н. Я.

Плюсовой», «Пророк», «Памятник». «Глаголом жечь сердца людей». Зачет по выразительному

Прослушивание актерского чтения и выразительное чтение пушкинских стихов, чтение наизусть.

 

Устные и письменные ответы,

Знать   содержание изучаемых произведений А.С. Пушкина, понимать идею произведений, сопоставлять, знать

избранные стихотворения наизусть.

 

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Понять, что знание Пушкинского творчества необходимо интеллигентному

человеку, а осмысление пушкинской образной концепции и его понимания роли

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.28-32

 

Выучить наизусть стихотворение

Лермонтова (по выбору).

 

 

 

 

чтению избранного стихотворения

в том числе и на проблемные вопросы. 

 

Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в авторскую идею нахождение изобразительных средств.

 

Обращение к библейскому сюжету.

 

Творческий практикум иллюстраторов.

 

Иллюстрации к выбранным стихотворениям (по желанию).

Осмысление и усвоение образовательной цели урока: по Пушкину,

поэзия – это ответственное и трудное дело; поэт отличается от простых людей тем, что ему дано слышать, видеть, понимать то, что не дано другим. Поэт обязан «глаголом жечь сердца», он должен быть свободным.

 

Пополнение знаний о поэтических тропах и стилистических фигурах.

 

Создавать свой иллюстративный образ поэтического текста.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную

задачу, извлекать нужную информацию в соответствии со своими запросами. Объективно оценивать свои достижения.

Коммуникативные:

уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач, уметь вести диалог.

 

творческой личности – лучший ориентир для избравших творческую профессию.

 

 

 

9

 

М. Ю. Лермонтов. 

Стихотворения «Поэт», «Я жить хочу, хочу печали», «Пророк», Мотивы одиночества поэта, не понятого

Выразительное чтение, чтение наизусть и прослушивание актерского чтения лермонтовских стихов.

Знать   содержание изучаемых произведений М. Ю. Лермонтова, понимать идеи произведений, сопоставлять, знать избранные

Понять, что знание творчества М. Ю. Лермонтова обязательно, чтобы понять, насколько человеку необходимы

Учебное пособие

«РРЛИ» 6: стр.

 

Выучить наизусть

 

 

 

толпой, но сохранившего в душе «любви и правды чистые ученья». Зачет по выразительному чтению избранного стихотворения

Устные и письменные ответы, в том числе - на проблемные вопросы. 

 

Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в авторскую идею, характеристика образнометафорической системы стихотворений.

 

Сопоставлять лирических героев, тем и идей Пушкина и Лермонтова. Заполнение таблицы.

 

Творческий практикум иллюстраторов. Иллюстративный образ поэтического текста. Эмблема как образ-символ.

 

стихотворения наизусть. Знать об эпохе Золотого века и о периоде

«межвременья».  Понять, как время и общество влияют на поэтическое восприятие мира.

 

Пополнение сведений по теории стихосложения.

 

 

Осмыслить основную мысль урока: мало того, чтобы голос пророка прозвучал, – он должен быть услышан. 

 

идеалы свободы, красоты.  Осмыслить нравоучительную мысль Лермонтова о том, талант – это не только Божий дар, это еще и огромная ответственность, что

бездействующий творец подобен ржавому клинку. Нет оправдания, ни временем, ни условиями,

равнодушию к

добру и злу, такое - от неумения понять «мечты поэзии, создания искусства», тем более – их сотворить.

стихотворение Некрасова (по выбору)

 

Эмблемы 

«Пророков» дописать.

 

 

 

 

Заполнение сопоставительной таблицы «Два пророка».

 

 

 

 

10

 

Н. А. Некрасов. «Блажен незлобивый поэт», «Друзьям». Эстафета пушкинской лирики.

Выразительное чтение и прослушивание актерского чтения некрасовских стихов.

 

Устные и письменные ответы, в том числе - на проблемные вопросы.

 

Заполнение таблицы сопоставлений «Перекличка поэтов»

/«Памятник» А. С. Пушкина и

«Друзьям» Н. А. Некрасова/

 

Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в авторскую идею, характеристика

Знать   содержание изучаемых произведений Н. А. Некрасова, понимать некрасовскую трактовку темы, гражданственный, пропагандистский подход, понять народность мастерства поэта.

 

Уметь сопоставлять со стихами предшественников, знать избранные стихотворения наизусть.

 

Знать о демократическом периоде и понимать, что такое

«гражданственность» и

«народность».

 

Пополнение сведений по теории стихосложения.

 

Стремиться осваивать новые виды деятельности, формировать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей. Задуматься над тем, какой путь творца тебе интересней: писать и создавать для себя или нести созданное людям. А готов ли ты ко второму? Что нужно для того, чтобы народ оценил твои труды?

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 33-36

 

Выучить наизусть стихотворение Фета или Тютчева.

 

 

 

 

 

 

изобразительных средств.

 

Сопоставлять лирических героев, трактовку темы поэта и поэзии Некрасова и его предшественников:

традиции и новаторство.

 

 

Основная мысль: истинно народный поэт, писавший о народе, для народа, народным языком.

 

 

 

 

 

11

 

А. А. Фет. «Музе».  Назначение поэзии и её задачи в понимании Фета. Дискуссия с Некрасовым. Два поэтических мира.

 

Ф. И. Тютчев «Поэзия». Поиск гармонии в самом гармоничном роде словесного творчества — лирике.

Прослушивание актерского чтения стихов поэтов «чистого искусства»

 

Чтение наизусть 

 

Устные и

письменные ответы, В том числе - на проблемные вопросы. 

 

Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в авторскую идею, характеристика

Знать   содержание изучаемых произведений Тютчева и Фета, понимать их трактовку темы как полный отказ от политизации и гражданственности, а поиск прекрасного в жизни и окружающем мире. 

Концепция «чистого искусства». Быть в курсе развернувшейся в то время дискуссии и иметь собственное мнение по этому вопросу.

 

Стремиться осваивать новые виды деятельности, формировать нравственные ориентации, вырабатывать эстетический вкус, участвовать в исследовательском учебном процессе. Поставить перед собой вопросыдилеммы:

гражданственность, политизация и искусство – вещи совместимые? Уживается ли категория прекрасного с

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.39-43

 

Проиллюстрируйте избранное стихотворение.

 

Выучите одно из программных стихотворений Блока

 

 

 

 

изобразительных средств.

 

Сопоставлять лирических героев, трактовку темы поэта и поэзии сторонников

«чистого искусства» и концепцию поэтов демократического, лагеря,

«некрасовской» школы, понять, в чем принципиальная разность подходов.

 

Иллюстрация поэтического текста.

 

Уметь сопоставлять со стихами Некрасова, знать избранные стихотворения наизусть.

 

Знание поэтических троп и стилистических фигур и способность применять эти знания на практике.

 

Создавать свой иллюстративный образ поэтического текста.

 

социальными проблемами?

 

 

12

 

  

В.Брюсов

«Творчество».

 

А. А. Блок «Земное сердце стынет вновь», «Я вам поведал неземное» Зачет по выразительному

Выразительное чтение или прослушивание актерского чтения стихов поэтов – символистов.

 

Чтение наизусть избранных стихотворений.

 

Устные и письменные ответы,

Знать   содержание изучаемых произведений Брюсова и Фета, читать наизусть избранное.  Искомая мысль – приближение к запредельному миру посредством образовсимволов.

 

 

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, на электронных носителях, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Стремиться осваивать новые виды деятельности, формировать творческие ориентации, вырабатывать эстетический вкус, участвовать в исследовательском учебном процессе.

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 44-47

 

Выучите одно из программных стихотворений

Маяковского

 

 

 

чтению избранного

стихотворения Блока

 

В том числе - на проблемные вопросы. 

 

Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в авторскую идею характеристика изобразительных средств

 

Пополнение сведений

по теории стихосложения, применение их при анализе.

 

 

Создавать свой иллюстративный образ поэтического текста.

Учиться работать по предложенному алгоритму.

 

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу по анализу поэтического

текста, извлекать нужную информацию. Объективно оценивать свои достижения.

 

Коммуникативные:

уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Пополнять свою поэтическую копилку. Осознавать себя творческой личностью, способной видеть красоту природы, красоту человека, Учиться у классиков выражать мысли образно, своеобразно, отлично от других и поэтически грамотно. Задуматься над вопросом: понятие прекрасного существует объективно или это плод субъективного восприятия?

 

 

 

13

 

Пастернак

«Определение поэзии».

 

Маяковский «Поэзия», «Я знаю силу слов».

Выразительное чтение или прослушивание актерского чтения стихов поэтов –

Знать   содержание изучаемых произведений поэтовфутуристов, читать наизусть избранное. 

 

Желать и учиться и пробовать  искать новые подходы, новые образы, новые средства в избранном

Выучите одно из стихотворений

Есенина

(по

 

 

 

 

Контрольный вопрос по анализу стихотворения

футуристов, их трактовка.

 

Чтение наизусть избранных стихотворений.

 

Устные и

письменные ответы, В том числе - на проблемные вопросы. 

 

Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в образную систему.

Понимать трактовку ими темы как поиск нового видения обычного.

 

Пополнение сведений

по теории стихосложения, применение знаний на практике при анализе.

 

Основное в новаторском поиске – образ-вызов, образэпатаж, не признающий никаких рамок и канонов.

 

 

 

 

творческом пути, осознание, что творчество – это «езда в незнаемое»

собственно му выбору) Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.48-51

14

 

Ахматова

«Творчество».

 

С. Есенин  «Мне осталась одна забава» Зачет по выразительному чтению избранного стихотворения

Знакомство с новым материалом из лекции учителя и интернет ресурсов.

 

Выразительное чтение и прослушивание актерского чтения и музыкального исполнения стихов

Ахматовой и

Знать   содержание изучаемых произведений поэтов, читать наизусть избранное. 

 

Понимать трактовку ими темы как возможность найти прекрасного на земле.

 

Пополнение сведений по теории

Учиться видеть красоту

окружающего

мира, искать и находить слова для выражения своего видения. Задуматься над словами Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи, не

Подготовка

материала

к

классному

сочинению

 

 

 

 

 

Есенина, их трактовка.

 

Чтение наизусть избранных стихотворений.

 

Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в образную систему.

 

Мини-исследования поэтических текстов

стихосложения, применение знаний на практике при анализе.

 

Искомая мысль: дань классической традиции, вбирая в своё творчество лучшие её достижения и выводя на новый, неведомый доселе уровень. Прекрасное – всюду.

 

 

 

 

ведая стыда» и Есенина: «Розу белую с черной жабой / Я хотел на земле повенчать». Понять эти установки.

 

 

 

15

 

Контрольное сочинение – анализ избранного стихотворения

(стихотворений).

Сочинение по предложенному плану.

Уметь изложить материал аргументированно, логично; правильно включать и оформлять цитаты. Высказывать своё согласие или неприятие позиции автора избранного стихотворения. Иметь базу научнокритических «инструментов» для суждений о поэтическом тексте.

 

Почувствовать интерес к сочинениям исследовательского

характера, вырабатывать художественный вкус, взвешивать свою способность оценивать «качество» художественных шедевров.

Чтение предложенных глав «Войны и мира» Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.52-55,

61-65

МУЗЫКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:

 

4 часа+ 1 - контрольный

16

 

Л. Толстой «Война и мир». Эпизод. Т. 2.

Часть 1. Глава XV. Наташа Ростова.

Музыка в семье Ростовых, её спасительная и объединяющая роль А. И. Куприн.

«Гранатовый браслет».

Финальный эпизод. Глава XIII.  Соната и её влияние на Веру Шеину.

Быть активным слушателем лекционного и информационного материала.

 

Выразительно читать и комментировать предлагаемые на уроке эпизоды.

 

Находить текстовые аргументы и факты.

 

Устные и письменные ответы.

 

Конспектирование.

 

Составление плана.

 

Составление опорных схем.

 

Сбор цитатного материала.

 

Находить речевые изобразительные средства для

Понять, как музыка одухотворяет и помогает в трудных ситуациях музыкальному семейству Ростовых, как она раскрывает их души, как музыка растопила холод аристократической Веры Шеиной. Уметь анализировать портрет.

Осмыслить главное, что язык музыки у героев Толстого, Куприна—  язык их душ, их связь с чудесным миром красоты и гармонии, предвосхищение событий в их жизни,

тот луч, что связывает человека с высшим разумом.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, на электронных носителях, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Учиться работать по предложенному алгоритму.

 

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу по анализу поэтического

текста, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения.

 

Коммуникативные:

уметь строить

Понимание того, что музыка — не просто способность слушать или воспроизводить музыкальные фразы, не только настроение. Это состояние души, предчувствие чегото важного, переломного, созвучие счастью.

Закладки в тексте «Слепого музыканта».

 

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 56-61

 

Работа над ошибками сочинения

17

 

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Выделение и осмысление философских проблем смысла жизни,

Найти текстовой материал, сцены и факты о спасительной роли музыки в судьбе слепого музыканта.

Осознать, что талант, которым наделен человек, дарует ему великую силу, которая может воздействовать на

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 66-71

 

 

 

жизненных испытаний, исторической памяти народа, проблем истинного искусства, проблем инвалидов.

Тестирование

 

выражения авторской позиции.

 

Понять, как решается проблема отношения к инвалидам. Искомая мысль: музыка – ангелхранитель необычного мальчика, открывшая для ребенка небывалые краски мира, мир эмоций, который он понимал на универсальном языке.

монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

людей, рассказать им то главное о жизни, что понял сам. И помнить: дорогу осилит идущий.

 

18

 

А. Грин. Рассказ «Черный алмаз».

Величайшая сила искусства.

Тестирование

Знать сюжет рассказа. Сформулировать ответ на проблемные вопросы.

Аргументированно, доказательно отвечать на вопросы.

 

Прочувствовать образ музыки раскрепощающей: «…она /музыка/ сделала  чудо: 

освободила  меня…»

Ответить для себя на вопросы:  -Почему музыка волнует и трогает?  -Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения?  -Почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном, когда, желая высказать высшую прелесть мира, он говорит:

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.72-77

19

 

Твардовский «Василий

Тёркин». Глава «Гармонь». «Кто сказал, что надо

Знать сюжет главы. Проследить, как в военное время гармонь и гармонист принесли

Составить план эссе «В чем сила

 

 

 

бросить песни на войне?»

 

минуты радости и отдыха измотанным войной людям. Образ немудрёной музыки, которая врачевала, поддерживала, объединяла.

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» - вопросутверждение.

 

«музыка природы», «музыка души»?

музыки», сбор

фактическо го и цитатного материала

20

 

Творческая мастерская. Эссе. В чем сила музыки?

Написание эссе, прозаического сочинения

небольшого объёма

(1-1,5 стр.) и свободной композиции, подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу: осмысление собственного понимания силы музыки. Обращение к литературным текстам приветствуется. Замена эссе стихотворением приветствуется.

Уметь изложить материал аргументированно, логично; правильно включать и оформлять цитаты. Иметь базу научно-критических «инструментов» для суждений по предложенной теме.

 

 

Познавательные: владеть изученным материалом. Учиться работать по предложенному алгоритму, самому составлять план действий.

 

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу по составлению текстаразмышления, привлекать нужную информацию Критически оценивать

Осваивать новые виды практической деятельности, участвовать в творческом и созидательном процессе. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

 

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 78-82

 

 

 

 

 

 

написанное. Редактировать черновые наброски.

 

 

 

ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, АРХИТЕКТУРА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:

10 час. + 1 час: творческий проект

 

 

ЖИВОПИСЦЫ И ЗОДЧИЕ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ (2 часа + 1:творческий проект) 

 

21

 

Живописцы и зодчие в русской лирике.

Д. Кедрин. Баллада «Зодчие». Поэт воспевает красоту русской земли, её талантливых людей, честно изображает быт и нравы простого народа, осуждает жестокость царской воли.

Знакомство с текстом поэмы. Комментирование услышанного.

 

Составление вопросника по тексту.

Знать сюжет поэмы. Понять, какие проблемы поднимает поэт.

Запомнить утверждаемую  мысль: русская культура, несмотря на репрессии и казни, держится на самородках, на  силе

народа, создателя самобытных шедевров и двигателя истории.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, на электронных носителях, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Учиться работать по предложенному алгоритму.

 

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу по анализу поэтического текста, извлекать

Понимание того, что истинные творцы духовных ценностей- простые люди.

Определить для себя нравственные ориентиры: «Благослови же работу народную/ И научись мужика

уважать!»

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.83-86

22

 

Б. Окуджава.

«Живописцы». Н. Заболоцкий. «Любите живопись, поэты»

Прослушивание литературномузыкальной композиции.

 

Работа над образной системой стихов.

 

Запомнить жизненный поэтический призыв: не стоит думать и о критиках,  творите, рисуйте, пишите: рисуйте судьбы людей, показывайте красоту родного края; а если кому-то будет

Осмыслить лейтмотивную

мысль: трудолюбие и работоспособность  в творчестве обязательно дадут плоды, творить надо свободно, без

Выучить избранное стихотворе ние.

 

Замысел стихотворе ния.

 

 

 

 

Вырабатывать навык выразительного чтения.

 

Сформулировать, как понимают живопись поэты.

не понятно, то обязательно найдется тот, кто объяснит.

нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения.

 

Коммуникативные:

уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

оглядки на мнения судей.

 

23

 

Проба пера.

Творческий проект. «Мы рисуем, нам зачтётся».

Проба пера. Сочиняем стихи на тему творчества: как понимаем свою роль, место и цели, к созданию какого образа стремимся.

Мысли о творческом процессе, о роли творческой личности, о возможных проблемах

творческого пути, об импонирующем творческом направлении суметь облечь в стихотворную форму, создать свой образ творца или своего творения.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Взять на вооружение

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 86-88.

 

Отредакти ровать черновой вариант  своего стихотворе ния

 

                                               ЖИВОПИСЦЫ И ЗОДЧИЕ В РУССКОЙ ПРОЗЕ (8 часов)

 

 

24-

25

 

Живописцы и зодчие в русской прозе.Н. В.

Гоголь. «Портрет». История воскрешения и погибели души. Творчество и ремесло.

Тестирование

 

Детальнее знакомство с текстом.

 

Пересказ.

 

Комментарий.

 

Анализ образа главного героя.

 

Понять, как автор решает дилемму, которая стоит и перед гениями, и перед многими творческими людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив

Взять в духовный багаж гоголевское напоминание: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова?

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 89-91

 

 

 

 

(К уроку 24-25) Беседа по проблеме:

творчество и ремесло.

 

(К уроку 26) Беседа по проблеме: что есть истинно прекрасное и где его искать и для кого его создавать

 

Творческая мастерская художников.

Рисунок: Радость,

Радугу

 

Комментаторы: ассоциации к рисункам соседа по парте.

 

Обсуждение  ассоциации.

свой талант, жизнь, продав душу.

 

 

 

 

26

 

И. С.  Шмелёв.

«Неупиваемая чаша». Повесть, посвящённая  молодежи, которая не потеряла идеал прекрасного и чистого в человеке.

Понять художественные и нравственные аспекты рассказа: духовной радость, наполненности жизнью, которое приносит художнику

искусство, вдохновленное любовью к людям и к своей земле и отечеству.  

Обратить внимание на авторскую трактовку: высшую творческую свободу - свободу поступать по собственному разумению обретают самые неимущие, самые презираемые.

Совершенствовани е работы с художественным произведением, воспитание читательской культуры, эстетического вкуса.

Обратить внимание и осмыслить то, что свобода Ильииконописца обеспечивается тем, что ему много не надо.

 

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 91-97

27-

28

 

В. В. Вересаев. «Состязание» - литературная сказкапритча о живописцах и даре художественного видения.

Знакомство с текстом.

Осмысление жанрового своеобразия литературной сказки. Выписать,

 

Уметь делать комплексный анализ текста.

Оперировать понятиями:

композиция, мотив, экспозиция, завязка,

Понять, что подразумевается под понятием «комплексный анализ текста». Урок, который стоит усвоить:

истинная красота в

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 98-109

 

Контрольный разверну-

 

 

 

 

что от фольклорной сказки. 

 

Работа над смыслом заглавия, над именами героев, пейзажем, над образамисимволами.

 

Беседа по вопросам.

кульминационный момент, развязка, антитеза, образ-символ Пополнять свои знания о жанре,

Об образах-символах. Суметь понять главную мысль сказки: важно то, как  художник видит и что художник видит.

 

простоте. В умении любить. Холодная

красота не согревает

(Вспомнить Веру

Шеину в

«Гранатовом браслете») и не облагораживает людей.

тый ответ на проблемный вопрос

29

 

П. П. Бажов.

«Каменный цветок». Сказ о красоте простого, но талантливого и трудолюбивого народа, о силе мастерства в сочетании с опытом и любовью к прекрасному.

Знакомство с текстом.

Закрепление знаний о жанровом своеобразии сказа.

Вспомнить сказ «Медной горы хозяйка», сравнить с «Каменным цветом».

Беседа по вопросам. Сделать вывод, с какими проблемами творчества познакомились, изучая сказ.

Знать текст сказа, запомнить его героя Данилу. Отрабатывать умение работать над текстом произведения, давать характеристику героев; развивать устную речь. О творческих муках настоящего мастера, добивавшегося, чтобы, глядя на его творение, люди забывали о мастерстве создателя, а любовались, как любуются красотой камня, цветка.

Осмысление того, что настоящий творец не соперничает с природой, не «удваивает» действительность, а создает то, от чего душа  переполняется наслаждением от чувства прекрасного. 

Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 109116

 

Закончить свою иллюстрац ию (или лепнину) каменного цветка.

30-

31

 

К. Паустовский.

«Золотая роза». Золотая роза как символ счастья, красоты,

Вдумчивое чтение «Золотой розы»: вступления и рассказа

Осмыслить и запомнить символический образ - хрупкое совершенство из мельчайших

Будущим художникам и ваятелям перенести метафорическою мысль на

Сбор материала, план к итоговому сочинению

 

 

 

творчества.

Драгоценная пыль как символ писательского труда.

«Драгоценная пыль».

 

Фронтальная беседа по толкованию метафорического образа-символа – золотой розы из драгоценной пыли.

 

Собственный рисунок «каменный цветок».

песчинок, легендарную золотую розу из обыкновенной пыли, что окружает всех нас, но только некоторые способны разглядеть в ней те крупицы золота, из которых сотканы самые заветные мечты и светлые грезы. И только для них эта пыль будет носить название драгоценной.

 

осмысление творческого процесса:  из миллионов крупинок жизненных

ситуаций,  брошенных невзначай взглядов, незаметных движений человеческого сердца, летучего пуха тополя или огня звезды в ночной луже куют живой поток  литературы, живописи, скульптуры.

-рассуждению. 

 

Итоговые и резервные уроки: 2 часа + 1: контрольный

 

32

 

Ты и мир вокруг тебя.

Сочинениерассуждение

Самостоятельная работа над сочинением

 

Уметь писать текстрассуждение. Уметь сформулировать главную мысль своего рассуждения, аргументировать свои рассуждения. Логично вводить правильно оформленные цитаты.

 

 

 

33

 

Подведение итогов.

Выставление отметок.

 

 

 

 

 

34

 

Резервный урок

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе на 2020-21 учебный год

Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе на 2020-21 учебный год

Образность как неотъемлемый признак всякого вида искусства

Образность как неотъемлемый признак всякого вида искусства

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

СЛАВЯНСКАЯ И АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ – 2 часа 2

СЛАВЯНСКАЯ И АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ – 2 часа 2

Устные и письменные ответы на вопросы

Устные и письменные ответы на вопросы

Античные образы в классической русской литературе

Античные образы в классической русской литературе

Глеб Иванович Успенский и его

Глеб Иванович Успенский и его

Творческая мастерская. Проба пера

Творческая мастерская. Проба пера

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ

Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в авторскую идею нахождение изобразительных средств

Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в авторскую идею нахождение изобразительных средств

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Поэт», «Я жить хочу, хочу печали», «Пророк»,

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Поэт», «Я жить хочу, хочу печали», «Пророк»,

Зачет по выразительному чтению избранного стихотворения

Зачет по выразительному чтению избранного стихотворения

Заполнение сопоставительной таблицы «Два пророка»

Заполнение сопоставительной таблицы «Два пророка»

Н. А. Некрасов. «Блажен незлобивый поэт», «Друзьям»

Н. А. Некрасов. «Блажен незлобивый поэт», «Друзьям»

Сопоставлять лирических героев, трактовку темы поэта и поэзии

Сопоставлять лирических героев, трактовку темы поэта и поэзии

А. А. Фет. «Музе». Назначение поэзии и её задачи в понимании

А. А. Фет. «Музе». Назначение поэзии и её задачи в понимании

Сопоставлять лирических героев, трактовку темы поэта и поэзии сторонников «чистого искусства» и концепцию поэтов демократического, лагеря, «некрасовской» школы, понять, в чем принципиальная разность подходов

Сопоставлять лирических героев, трактовку темы поэта и поэзии сторонников «чистого искусства» и концепцию поэтов демократического, лагеря, «некрасовской» школы, понять, в чем принципиальная разность подходов

В.Брюсов «Творчество».

В.Брюсов «Творчество».

Блока В том числе - на проблемные вопросы

Блока В том числе - на проблемные вопросы

Пастернак «Определение поэзии»

Пастернак «Определение поэзии»

Ахматова «Творчество».

Ахматова «Творчество».

Контрольное сочинение – анализ избранного стихотворения (стихотворений)

Контрольное сочинение – анализ избранного стихотворения (стихотворений)

Л. Толстой «Война и мир». Эпизод

Л. Толстой «Война и мир». Эпизод

Сбор цитатного материала.

Сбор цитатного материала.

А. Грин. Рассказ «Черный алмаз»

А. Грин. Рассказ «Черный алмаз»

Образ немудрёной музыки, которая врачевала, поддерживала, объединяла

Образ немудрёной музыки, которая врачевала, поддерживала, объединяла

Творческая мастерская. Эссе

Творческая мастерская. Эссе

ЖИВОПИСЦЫ И ЗОДЧИЕ В РУССКОЙ

ЖИВОПИСЦЫ И ЗОДЧИЕ В РУССКОЙ

Вырабатывать навык выразительного чтения

Вырабатывать навык выразительного чтения

Живописцы и зодчие в русской прозе

Живописцы и зодчие в русской прозе

К уроку 26) Беседа по проблеме: что есть истинно прекрасное и где его искать и для кого его создавать

К уроку 26) Беседа по проблеме: что есть истинно прекрасное и где его искать и для кого его создавать

Работа над смыслом заглавия, над именами героев, пейзажем, над образамисимволами

Работа над смыслом заглавия, над именами героев, пейзажем, над образамисимволами

К. Паустовский. «Золотая роза»

К. Паустовский. «Золотая роза»

Ты и мир вокруг тебя. Сочинениерассуждение

Ты и мир вокруг тебя. Сочинениерассуждение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2020