Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе на 2020-21 учебный год. 6 класс
Класс 6 – А
Учитель Андреева Алла Юрьевна
Количество часов за год 34 часа
№ уро ка |
Дата |
Тема урока |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
|
Дом. зад. |
|
Предметные |
УУД |
Личностные |
|
||||
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
|
|
|
|
1 |
|
Образность как неотъемлемый признак всякого вида искусства
|
Слушание и конспектирование лекции учителя |
Научиться воспринимать материал на слух. Понять, что такое образное мышление. Осмыслить, что объединяет все виды искусств и какими «материалами» пользуются творцы |
Познавательные: уметь самостоятельно выделять основную и дополнительную информацию, составить личный маршрут самообразования и развития |
Стартовая мотивация к учению, понимание, что предлагаемый курс будет способствовать Формированию креативных способностей |
Рекомендо ванные славянские и античные мифы прочитать. Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 3-5 |
В неделю 1 час
Примерное планирование контрольных и творческих уроков: соч. 3; развернутых ответов на проблемные вопросы – 2; тестов – 3; зачетов по выразительному чтению – 4; Творческие проекты: проба пера (сочинение стихов) – 2, иллюстрирование текстов – 4.
|
|
|
|
|
креативных способностей. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осмыслить, всё ли получаете на уроках творчества, как их можно восполнить. Коммуникативные: уметь ставить вопросы, выявлять проблемы и обращаться за помощью к учебной литературе, интернет ресурсам, к преподавателям, к одноклассникам. |
человека творческой профессии. |
|
У ИСТОКОВ. СЛАВЯНСКАЯ И АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ( 4 час.+ 1: творческий проект)
|
|||||||
СЛАВЯНСКАЯ И АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ – 2 часа
|
2 |
|
Из мифологии древних славян. Велес. Миф о Велесовом рождении. и Азовушке.
|
Выразительное чтение мифов, выражение личного отношения к прочитанному.
Устное рецензирование чтения одноклассников. Пересказ
Устные и письменные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге. Презентация и защита собственных иллюстраций.
Сообщения по теме
Иллюстрации 1.Окрыленный Икар 2.«Золотая кифара в море» или «Золотая кифара среди созвездий» |
Знать жанровую особенность мифов, Уметь выявлять характерные художественные приёмы, осмыслить древнюю концепцию мира, человека и творчества. Понять и усвоить эстетические идеалы, ставшие вечными эталонами новых цивилизаций. Уметь выделять проблемы и отвечать на проблемные вопросы. Приобретать навыки аргументированного, логичного ответа на вопросы. Извлекать нравственные уроки из прочитанного |
Познавательные: Планировать необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь ориентироваться в разнообразии решения задач. Регулятивные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность при решении познавательных задач. Участвовать во фронтальных и |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и место творчества в жизни человечества, формирование этических вкусов, чувства прекрасного и осознание проблем, с которыми может столкнуться творческий человек. Присмотреться к себе, к своим проблемам взросления и отношению к советам старших.
|
Сообщение об одном из славянских богов. Презентации приветствуют ся.
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 5-12
|
3 |
|
Античная литература – норма и недосягаемый образец. У истоков. Миф о Дедале и Икаре. «Вечные» проблемы творчества и творческих личностей, осмысленные в древности.
Миф об Орфее и Эвридике. Тема необыкновенной силы любви, толкающей человека на подвиги, на сочинение потрясающих по силе чувств творений. |
Иллюстрации к «Икару и Дедалу» и к «Орфею и Эвридике» закончить. «Арион» Пушкина выучить
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 14-16 |
|
|
|
|
|
эвристических беседах. |
|
|
|
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В КЛАССИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2 ЧАСА +1: творческий проект) |
||||||
4 |
|
Античные образы в классической русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин и легендарный Арион.
|
Устные и письменные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге. Иллюстрации к «Ариону».
Защита собственных иллюстраций |
Знать жанровую особенность легенд. Уметь выделять проблемы и отвечать на проблемные вопросы. Приобретать навыки аргументированного, логичного ответа на вопросы. Извлекать нравственные уроки из прочитанного
|
Познавательные: выполнять учебнопознавательные действия по определению темы, авторской мысли, трактовки метафорических образов, осуществлять для решения учебных задач операции исследовательского характера: анализа, сравнения, учиться извлекать из поэтического и прозаического текста нужную, как поверхностную, так и скрытую, информацию. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. |
|
Иллюстрацию к «Ариону» Пушкина закончить. Выучить стихотворение Фета (по выбору) Очерк «Выпрямила» Закладки в тексте для чтения выбранных мест. Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.17-23 |
5 |
|
Афанасий Афанасьевич Фет и античная Венера Милосская. Стихотворение «Венера Милосская». Эстетический идеал женской красоты.
|
Выразительное чтение стихотворения, работа с текстом очерка, высказывание своего восприятия, комментарий, анализ.
|
Усвоить жанровые особенности стиха, очерка. Выявлять изобразительные средства, учиться находить и называть поэтические тропы и их роль. |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков. |
Работа с конспектом Замысел своего стихотворе ния: о чем писать, какой |
|
|
Глеб Иванович Успенский и его Венера Милосская. Очерк «Выпрямила». Таинственная «выпрямляющая» сила искусства. |
Словесное оформление авторской мысли Пересказ.
Устные и письменные ответы на вопросы.
Составить свой вопросник к стихотворению и очерку.
Участие в коллективной беседе.
Очерк «Произведение искусства, которое потрясло меня» |
Понять эстетические вкусы авторов и сказать, как они согласуются с античными идеалами.
Глубинное проникновение в текст, ответить на вопрос: чем автора очерка не удовлетворяет взгляд поэта Фета на Венеру Милосскую? Отрабатывать навыки аргументированного, логичного ответа на вопросы, устно и письменно привлекать цитаты и уметь оформлять их. Учиться извлекать нравственные уроки из прочитанного |
Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.
|
Положительно относиться к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствовать имеющиеся навыки. Осмыслить, что материал уроков необходим для формирования эрудиции, вкусов и запросов творческих личностей. Задуматься над тем, какие шедевры вызывали у тебя состояние «выпрямления»?
|
образ писать |
6 |
|
Творческая мастерская. Проба пера. Основные направления: 1. Арионы современности 2. Окрыленные |
Сочинение стихотворений.
Проверка на практике способности создавать свой поэтический образ. |
Уметь создавать письменные высказывания. Использовать выразительные средства языка в соответствии с поставленной задачей. |
Познавательные: Учиться ориентироваться в разнообразии решения задач, вникая в особенности стихотворной |
Осознавать свои трудности, проблемы и стремиться к их преодолению. Понимать, что будущему художнику чувство |
Одно из рекомендованных стихотворе ний А. С. Пушкина |
|
|
|
Редактирование и рецензирование стихотворений
|
Реализация в творческой работе теоретических знаний и практического опыта по теме «Идеалы античного искусства».
|
формы и оформляя мысли в образы, выравнивая размеры. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь строить образные поэтические высказывания, проявлять готовность к сотрудничеству с учителем. |
образа необходимо, в том числе – поэтического. Задуматься над вопросом: кто я как творец? Что такое мой дар?
|
выучить наизусть.
Черновик стихотворе ния отредактировать
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 23-27 |
|
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ: 8 час. + 1 час: контрольный |
|
|
||||
7-8 |
|
Александр Сергеевич Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии. Стихотворения: «Поэт», «К Н. Я. Плюсовой», «Пророк», «Памятник». «Глаголом жечь сердца людей». Зачет по выразительному |
Прослушивание актерского чтения и выразительное чтение пушкинских стихов, чтение наизусть.
Устные и письменные ответы, |
Знать содержание изучаемых произведений А.С. Пушкина, понимать идею произведений, сопоставлять, знать избранные стихотворения наизусть.
|
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. |
Понять, что знание Пушкинского творчества необходимо интеллигентному человеку, а осмысление пушкинской образной концепции и его понимания роли |
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.28-32
Выучить наизусть стихотворение Лермонтова (по выбору).
|
|
|
чтению избранного стихотворения |
в том числе и на проблемные вопросы.
Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в авторскую идею нахождение изобразительных средств.
Обращение к библейскому сюжету.
Творческий практикум иллюстраторов.
Иллюстрации к выбранным стихотворениям (по желанию). |
Осмысление и усвоение образовательной цели урока: по Пушкину, поэзия – это ответственное и трудное дело; поэт отличается от простых людей тем, что ему дано слышать, видеть, понимать то, что не дано другим. Поэт обязан «глаголом жечь сердца», он должен быть свободным.
Пополнение знаний о поэтических тропах и стилистических фигурах.
Создавать свой иллюстративный образ поэтического текста. |
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию в соответствии со своими запросами. Объективно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач, уметь вести диалог.
|
творческой личности – лучший ориентир для избравших творческую профессию.
|
|
9 |
|
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Поэт», «Я жить хочу, хочу печали», «Пророк», Мотивы одиночества поэта, не понятого |
Выразительное чтение, чтение наизусть и прослушивание актерского чтения лермонтовских стихов. |
Знать содержание изучаемых произведений М. Ю. Лермонтова, понимать идеи произведений, сопоставлять, знать избранные |
Понять, что знание творчества М. Ю. Лермонтова обязательно, чтобы понять, насколько человеку необходимы |
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.
Выучить наизусть |
|
|
толпой, но сохранившего в душе «любви и правды чистые ученья». Зачет по выразительному чтению избранного стихотворения |
Устные и письменные ответы, в том числе - на проблемные вопросы.
Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в авторскую идею, характеристика образнометафорической системы стихотворений.
Сопоставлять лирических героев, тем и идей Пушкина и Лермонтова. Заполнение таблицы.
Творческий практикум иллюстраторов. Иллюстративный образ поэтического текста. Эмблема как образ-символ.
|
стихотворения наизусть. Знать об эпохе Золотого века и о периоде «межвременья». Понять, как время и общество влияют на поэтическое восприятие мира.
Пополнение сведений по теории стихосложения.
Осмыслить основную мысль урока: мало того, чтобы голос пророка прозвучал, – он должен быть услышан. |
|
идеалы свободы, красоты. Осмыслить нравоучительную мысль Лермонтова о том, талант – это не только Божий дар, это еще и огромная ответственность, что бездействующий творец подобен ржавому клинку. Нет оправдания, ни временем, ни условиями, равнодушию к добру и злу, такое - от неумения понять «мечты поэзии, создания искусства», тем более – их сотворить. |
стихотворение Некрасова (по выбору)
Эмблемы «Пророков» дописать. |
|
|
|
Заполнение сопоставительной таблицы «Два пророка». |
|
|
|
|
10 |
|
Н. А. Некрасов. «Блажен незлобивый поэт», «Друзьям». Эстафета пушкинской лирики. |
Выразительное чтение и прослушивание актерского чтения некрасовских стихов.
Устные и письменные ответы, в том числе - на проблемные вопросы.
Заполнение таблицы сопоставлений «Перекличка поэтов» /«Памятник» А. С. Пушкина и «Друзьям» Н. А. Некрасова/
Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в авторскую идею, характеристика |
Знать содержание изучаемых произведений Н. А. Некрасова, понимать некрасовскую трактовку темы, гражданственный, пропагандистский подход, понять народность мастерства поэта.
Уметь сопоставлять со стихами предшественников, знать избранные стихотворения наизусть.
Знать о демократическом периоде и понимать, что такое «гражданственность» и «народность».
Пополнение сведений по теории стихосложения. |
|
Стремиться осваивать новые виды деятельности, формировать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей. Задуматься над тем, какой путь творца тебе интересней: писать и создавать для себя или нести созданное людям. А готов ли ты ко второму? Что нужно для того, чтобы народ оценил твои труды? |
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 33-36
Выучить наизусть стихотворение Фета или Тютчева.
|
|
|
|
изобразительных средств.
Сопоставлять лирических героев, трактовку темы поэта и поэзии Некрасова и его предшественников: традиции и новаторство.
|
Основная мысль: истинно народный поэт, писавший о народе, для народа, народным языком.
|
|
|
|
11 |
|
А. А. Фет. «Музе». Назначение поэзии и её задачи в понимании Фета. Дискуссия с Некрасовым. Два поэтических мира.
Ф. И. Тютчев «Поэзия». Поиск гармонии в самом гармоничном роде словесного творчества — лирике. |
Прослушивание актерского чтения стихов поэтов «чистого искусства»
Чтение наизусть
Устные и письменные ответы, В том числе - на проблемные вопросы.
Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в авторскую идею, характеристика |
Знать содержание изучаемых произведений Тютчева и Фета, понимать их трактовку темы как полный отказ от политизации и гражданственности, а поиск прекрасного в жизни и окружающем мире. Концепция «чистого искусства». Быть в курсе развернувшейся в то время дискуссии и иметь собственное мнение по этому вопросу.
|
Стремиться осваивать новые виды деятельности, формировать нравственные ориентации, вырабатывать эстетический вкус, участвовать в исследовательском учебном процессе. Поставить перед собой вопросыдилеммы: гражданственность, политизация и искусство – вещи совместимые? Уживается ли категория прекрасного с |
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.39-43
Проиллюстрируйте избранное стихотворение.
Выучите одно из программных стихотворений Блока |
|
|
|
изобразительных средств.
Сопоставлять лирических героев, трактовку темы поэта и поэзии сторонников «чистого искусства» и концепцию поэтов демократического, лагеря, «некрасовской» школы, понять, в чем принципиальная разность подходов.
Иллюстрация поэтического текста.
|
Уметь сопоставлять со стихами Некрасова, знать избранные стихотворения наизусть.
Знание поэтических троп и стилистических фигур и способность применять эти знания на практике.
Создавать свой иллюстративный образ поэтического текста. |
|
социальными проблемами?
|
|
12 |
|
В.Брюсов «Творчество».
А. А. Блок «Земное сердце стынет вновь», «Я вам поведал неземное» Зачет по выразительному |
Выразительное чтение или прослушивание актерского чтения стихов поэтов – символистов.
Чтение наизусть избранных стихотворений.
Устные и письменные ответы, |
Знать содержание изучаемых произведений Брюсова и Фета, читать наизусть избранное. Искомая мысль – приближение к запредельному миру посредством образовсимволов.
|
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, на электронных носителях, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. |
Стремиться осваивать новые виды деятельности, формировать творческие ориентации, вырабатывать эстетический вкус, участвовать в исследовательском учебном процессе. |
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 44-47
Выучите одно из программных стихотворений Маяковского |
|
|
чтению избранного стихотворения Блока
|
В том числе - на проблемные вопросы.
Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в авторскую идею характеристика изобразительных средств
|
Пополнение сведений по теории стихосложения, применение их при анализе.
Создавать свой иллюстративный образ поэтического текста. |
Учиться работать по предложенному алгоритму.
Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу по анализу поэтического текста, извлекать нужную информацию. Объективно оценивать свои достижения.
Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. |
Пополнять свою поэтическую копилку. Осознавать себя творческой личностью, способной видеть красоту природы, красоту человека, Учиться у классиков выражать мысли образно, своеобразно, отлично от других и поэтически грамотно. Задуматься над вопросом: понятие прекрасного существует объективно или это плод субъективного восприятия?
|
|
13 |
|
Пастернак «Определение поэзии».
Маяковский «Поэзия», «Я знаю силу слов». |
Выразительное чтение или прослушивание актерского чтения стихов поэтов – |
Знать содержание изучаемых произведений поэтовфутуристов, читать наизусть избранное.
|
Желать и учиться и пробовать искать новые подходы, новые образы, новые средства в избранном |
Выучите одно из стихотворений Есенина (по |
|
|
Контрольный вопрос по анализу стихотворения |
футуристов, их трактовка.
Чтение наизусть избранных стихотворений.
Устные и письменные ответы, В том числе - на проблемные вопросы.
Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в образную систему. |
Понимать трактовку ими темы как поиск нового видения обычного.
Пополнение сведений по теории стихосложения, применение знаний на практике при анализе.
Основное в новаторском поиске – образ-вызов, образэпатаж, не признающий никаких рамок и канонов.
|
|
творческом пути, осознание, что творчество – это «езда в незнаемое» |
собственно му выбору) Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.48-51 |
14 |
|
Ахматова «Творчество».
С. Есенин «Мне осталась одна забава» Зачет по выразительному чтению избранного стихотворения |
Знакомство с новым материалом из лекции учителя и интернет ресурсов.
Выразительное чтение и прослушивание актерского чтения и музыкального исполнения стихов Ахматовой и |
Знать содержание изучаемых произведений поэтов, читать наизусть избранное.
Понимать трактовку ими темы как возможность найти прекрасного на земле.
Пополнение сведений по теории |
Учиться видеть красоту окружающего мира, искать и находить слова для выражения своего видения. Задуматься над словами Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи, не |
Подготовка материала к классному сочинению
|
|
|
|
Есенина, их трактовка.
Чтение наизусть избранных стихотворений.
Анализ идейнотематического содержания, глубинное проникновение в образную систему.
Мини-исследования поэтических текстов |
стихосложения, применение знаний на практике при анализе.
Искомая мысль: дань классической традиции, вбирая в своё творчество лучшие её достижения и выводя на новый, неведомый доселе уровень. Прекрасное – всюду.
|
|
ведая стыда» и Есенина: «Розу белую с черной жабой / Я хотел на земле повенчать». Понять эти установки.
|
|
15 |
|
Контрольное сочинение – анализ избранного стихотворения (стихотворений). |
Сочинение по предложенному плану. |
Уметь изложить материал аргументированно, логично; правильно включать и оформлять цитаты. Высказывать своё согласие или неприятие позиции автора избранного стихотворения. Иметь базу научнокритических «инструментов» для суждений о поэтическом тексте. |
|
Почувствовать интерес к сочинениям исследовательского характера, вырабатывать художественный вкус, взвешивать свою способность оценивать «качество» художественных шедевров. |
Чтение предложенных глав «Войны и мира» Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.52-55, 61-65 |
МУЗЫКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: |
4 часа+ 1 - контрольный |
|||||||
16 |
|
Л. Толстой «Война и мир». Эпизод. Т. 2. Часть 1. Глава XV. Наташа Ростова. Музыка в семье Ростовых, её спасительная и объединяющая роль А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Финальный эпизод. Глава XIII. Соната и её влияние на Веру Шеину. |
Быть активным слушателем лекционного и информационного материала.
Выразительно читать и комментировать предлагаемые на уроке эпизоды.
Находить текстовые аргументы и факты.
Устные и письменные ответы.
Конспектирование.
Составление плана.
Составление опорных схем.
Сбор цитатного материала.
Находить речевые изобразительные средства для |
Понять, как музыка одухотворяет и помогает в трудных ситуациях музыкальному семейству Ростовых, как она раскрывает их души, как музыка растопила холод аристократической Веры Шеиной. Уметь анализировать портрет. Осмыслить главное, что язык музыки у героев Толстого, Куприна— язык их душ, их связь с чудесным миром красоты и гармонии, предвосхищение событий в их жизни, тот луч, что связывает человека с высшим разумом. |
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, на электронных носителях, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Учиться работать по предложенному алгоритму.
Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу по анализу поэтического текста, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные: уметь строить |
Понимание того, что музыка — не просто способность слушать или воспроизводить музыкальные фразы, не только настроение. Это состояние души, предчувствие чегото важного, переломного, созвучие счастью. |
Закладки в тексте «Слепого музыканта».
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 56-61
Работа над ошибками сочинения |
17 |
|
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Выделение и осмысление философских проблем смысла жизни, |
Найти текстовой материал, сцены и факты о спасительной роли музыки в судьбе слепого музыканта. |
Осознать, что талант, которым наделен человек, дарует ему великую силу, которая может воздействовать на |
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 66-71 |
|
|
жизненных испытаний, исторической памяти народа, проблем истинного искусства, проблем инвалидов. Тестирование
|
выражения авторской позиции.
|
Понять, как решается проблема отношения к инвалидам. Искомая мысль: музыка – ангелхранитель необычного мальчика, открывшая для ребенка небывалые краски мира, мир эмоций, который он понимал на универсальном языке. |
монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. |
людей, рассказать им то главное о жизни, что понял сам. И помнить: дорогу осилит идущий. |
|
18 |
|
А. Грин. Рассказ «Черный алмаз». Величайшая сила искусства. Тестирование |
Знать сюжет рассказа. Сформулировать ответ на проблемные вопросы. Аргументированно, доказательно отвечать на вопросы.
Прочувствовать образ музыки раскрепощающей: «…она /музыка/ сделала чудо: освободила меня…» |
Ответить для себя на вопросы: -Почему музыка волнует и трогает? -Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения? -Почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном, когда, желая высказать высшую прелесть мира, он говорит: |
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.72-77 |
||
19 |
|
Твардовский «Василий Тёркин». Глава «Гармонь». «Кто сказал, что надо |
Знать сюжет главы. Проследить, как в военное время гармонь и гармонист принесли |
Составить план эссе «В чем сила |
|
|
бросить песни на войне?» |
|
минуты радости и отдыха измотанным войной людям. Образ немудрёной музыки, которая врачевала, поддерживала, объединяла. «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» - вопросутверждение. |
|
«музыка природы», «музыка души»? |
музыки», сбор фактическо го и цитатного материала |
20 |
|
Творческая мастерская. Эссе. В чем сила музыки? |
Написание эссе, прозаического сочинения небольшого объёма (1-1,5 стр.) и свободной композиции, подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу: осмысление собственного понимания силы музыки. Обращение к литературным текстам приветствуется. Замена эссе стихотворением приветствуется. |
Уметь изложить материал аргументированно, логично; правильно включать и оформлять цитаты. Иметь базу научно-критических «инструментов» для суждений по предложенной теме.
|
Познавательные: владеть изученным материалом. Учиться работать по предложенному алгоритму, самому составлять план действий.
Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу по составлению текстаразмышления, привлекать нужную информацию Критически оценивать |
Осваивать новые виды практической деятельности, участвовать в творческом и созидательном процессе. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
|
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 78-82 |
|
|
|
|
|
написанное. Редактировать черновые наброски. |
|
|
|
ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, АРХИТЕКТУРА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: 10 час. + 1 час: творческий проект |
||||||
|
ЖИВОПИСЦЫ И ЗОДЧИЕ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ (2 часа + 1:творческий проект)
|
||||||
21 |
|
Живописцы и зодчие в русской лирике. Д. Кедрин. Баллада «Зодчие». Поэт воспевает красоту русской земли, её талантливых людей, честно изображает быт и нравы простого народа, осуждает жестокость царской воли. |
Знакомство с текстом поэмы. Комментирование услышанного.
Составление вопросника по тексту. |
Знать сюжет поэмы. Понять, какие проблемы поднимает поэт. Запомнить утверждаемую мысль: русская культура, несмотря на репрессии и казни, держится на самородках, на силе народа, создателя самобытных шедевров и двигателя истории. |
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, на электронных носителях, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Учиться работать по предложенному алгоритму.
Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу по анализу поэтического текста, извлекать |
Понимание того, что истинные творцы духовных ценностей- простые люди. Определить для себя нравственные ориентиры: «Благослови же работу народную/ И научись мужика уважать!» |
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр.83-86 |
22 |
|
Б. Окуджава. «Живописцы». Н. Заболоцкий. «Любите живопись, поэты» |
Прослушивание литературномузыкальной композиции.
Работа над образной системой стихов.
|
Запомнить жизненный поэтический призыв: не стоит думать и о критиках, творите, рисуйте, пишите: рисуйте судьбы людей, показывайте красоту родного края; а если кому-то будет |
Осмыслить лейтмотивную мысль: трудолюбие и работоспособность в творчестве обязательно дадут плоды, творить надо свободно, без |
Выучить избранное стихотворе ние.
Замысел стихотворе ния. |
|
|
|
Вырабатывать навык выразительного чтения.
Сформулировать, как понимают живопись поэты. |
не понятно, то обязательно найдется тот, кто объяснит. |
нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. |
оглядки на мнения судей. |
|
23 |
|
Проба пера. Творческий проект. «Мы рисуем, нам зачтётся». |
Проба пера. Сочиняем стихи на тему творчества: как понимаем свою роль, место и цели, к созданию какого образа стремимся. |
Мысли о творческом процессе, о роли творческой личности, о возможных проблемах творческого пути, об импонирующем творческом направлении суметь облечь в стихотворную форму, создать свой образ творца или своего творения. |
Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Взять на вооружение |
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 86-88.
Отредакти ровать черновой вариант своего стихотворе ния |
|
ЖИВОПИСЦЫ И ЗОДЧИЕ В РУССКОЙ ПРОЗЕ (8 часов)
|
|
||||||
24- 25 |
|
Живописцы и зодчие в русской прозе.Н. В. Гоголь. «Портрет». История воскрешения и погибели души. Творчество и ремесло. Тестирование
|
Детальнее знакомство с текстом.
Пересказ.
Комментарий.
Анализ образа главного героя.
|
Понять, как автор решает дилемму, которая стоит и перед гениями, и перед многими творческими людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив |
Взять в духовный багаж гоголевское напоминание: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова? |
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 89-91 |
|
|
|
(К уроку 24-25) Беседа по проблеме: творчество и ремесло.
(К уроку 26) Беседа по проблеме: что есть истинно прекрасное и где его искать и для кого его создавать
Творческая мастерская художников. Рисунок: Радость, Радугу
Комментаторы: ассоциации к рисункам соседа по парте.
Обсуждение ассоциации. |
свой талант, жизнь, продав душу.
|
|
|
|
26 |
|
И. С. Шмелёв. «Неупиваемая чаша». Повесть, посвящённая молодежи, которая не потеряла идеал прекрасного и чистого в человеке. |
Понять художественные и нравственные аспекты рассказа: духовной радость, наполненности жизнью, которое приносит художнику искусство, вдохновленное любовью к людям и к своей земле и отечеству. Обратить внимание на авторскую трактовку: высшую творческую свободу - свободу поступать по собственному разумению обретают самые неимущие, самые презираемые. |
Совершенствовани е работы с художественным произведением, воспитание читательской культуры, эстетического вкуса. Обратить внимание и осмыслить то, что свобода Ильииконописца обеспечивается тем, что ему много не надо.
|
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 91-97 |
||
27- 28 |
|
В. В. Вересаев. «Состязание» - литературная сказкапритча о живописцах и даре художественного видения. |
Знакомство с текстом. Осмысление жанрового своеобразия литературной сказки. Выписать, |
Уметь делать комплексный анализ текста. Оперировать понятиями: композиция, мотив, экспозиция, завязка, |
Понять, что подразумевается под понятием «комплексный анализ текста». Урок, который стоит усвоить: истинная красота в |
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 98-109
Контрольный разверну- |
|
|
|
что от фольклорной сказки.
Работа над смыслом заглавия, над именами героев, пейзажем, над образамисимволами.
Беседа по вопросам. |
кульминационный момент, развязка, антитеза, образ-символ Пополнять свои знания о жанре, Об образах-символах. Суметь понять главную мысль сказки: важно то, как художник видит и что художник видит. |
|
простоте. В умении любить. Холодная красота не согревает (Вспомнить Веру Шеину в «Гранатовом браслете») и не облагораживает людей. |
тый ответ на проблемный вопрос |
29 |
|
П. П. Бажов. «Каменный цветок». Сказ о красоте простого, но талантливого и трудолюбивого народа, о силе мастерства в сочетании с опытом и любовью к прекрасному. |
Знакомство с текстом. Закрепление знаний о жанровом своеобразии сказа. Вспомнить сказ «Медной горы хозяйка», сравнить с «Каменным цветом». Беседа по вопросам. Сделать вывод, с какими проблемами творчества познакомились, изучая сказ. |
Знать текст сказа, запомнить его героя Данилу. Отрабатывать умение работать над текстом произведения, давать характеристику героев; развивать устную речь. О творческих муках настоящего мастера, добивавшегося, чтобы, глядя на его творение, люди забывали о мастерстве создателя, а любовались, как любуются красотой камня, цветка. |
Осмысление того, что настоящий творец не соперничает с природой, не «удваивает» действительность, а создает то, от чего душа переполняется наслаждением от чувства прекрасного. |
Учебное пособие «РРЛИ» 6: стр. 109116
Закончить свою иллюстрац ию (или лепнину) каменного цветка. |
|
30- 31 |
|
К. Паустовский. «Золотая роза». Золотая роза как символ счастья, красоты, |
Вдумчивое чтение «Золотой розы»: вступления и рассказа |
Осмыслить и запомнить символический образ - хрупкое совершенство из мельчайших |
Будущим художникам и ваятелям перенести метафорическою мысль на |
Сбор материала, план к итоговому сочинению |
|
|
творчества. Драгоценная пыль как символ писательского труда. |
«Драгоценная пыль».
Фронтальная беседа по толкованию метафорического образа-символа – золотой розы из драгоценной пыли.
Собственный рисунок «каменный цветок». |
песчинок, легендарную золотую розу из обыкновенной пыли, что окружает всех нас, но только некоторые способны разглядеть в ней те крупицы золота, из которых сотканы самые заветные мечты и светлые грезы. И только для них эта пыль будет носить название драгоценной. |
|
осмысление творческого процесса: из миллионов крупинок жизненных ситуаций, брошенных невзначай взглядов, незаметных движений человеческого сердца, летучего пуха тополя или огня звезды в ночной луже куют живой поток литературы, живописи, скульптуры. |
-рассуждению. |
Итоговые и резервные уроки: 2 часа + 1: контрольный
|
|||||||
32 |
|
Ты и мир вокруг тебя. Сочинениерассуждение |
Самостоятельная работа над сочинением |
Уметь писать текстрассуждение. Уметь сформулировать главную мысль своего рассуждения, аргументировать свои рассуждения. Логично вводить правильно оформленные цитаты. |
|
|
|
33 |
|
Подведение итогов. Выставление отметок. |
|
|
|
|
|
34 |
|
Резервный урок |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.