КТП по внеурочной деятельности 3 класс
Оценка 4.9

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

Оценка 4.9
docx
21.01.2020
КТП по внеурочной деятельности 3 класс
шахм.азбука.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»

г.п.Тучково

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                   Директор МБОУ «Тучковская СОШ№1»

_______________________/Вишнякова Е.К./

                                                                                           «      »                        2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)

кружок «Шахматная азбука»

3 «Б» класс

(базовый уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

Составитель – Янова И.В..

учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020 уч. г.

 

Аннотация к рабочей программе.

 

Согласно учебному плану по внеурочной деятельности МБОУ «Тучковская СОШ №1» на 2019-2020 учебный год на кружок «Шахматная азбука » в 3 классе отводится 1 час

в неделю , 34 часа  в год.

 

В процессе проведения данного курса внеурочной деятельности ставятся следующие цели:

 

 

·          создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся;

·          формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

 

Задачами курса являются:

 

·          познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом;

·          научить ориентироваться на шахматной доске;

·          научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

·          научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

·          сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат;

·          сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход;

·          познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

·          познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур;

·          сформировать умение записывать шахматную партию;

·          сформировать умение проводить элементарные комбинации;

·          развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

 

Результаты  освоения курса внеурочной деятельности

 

 

личностные

 

метапредметные

 

 

предметные

У обучающихся будут сформированы:

- чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- оказывать бескорыстную помощь своим

сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Обучающиеся получат возможность:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество.

-  предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 

Обучающиеся научатся:

-предвосхищать результат.

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Обучающиеся получат возможность:

-ставить и формулировать проблемы;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-установление причинно-следственных связей;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

 

Обучающиеся научатся:

- формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

-взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

-выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

- ориентироваться на шахматной доске;

-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-правильно помещать шахматную доску между партнерами;

-правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

-объявлять шах;

- ставить мат;

-решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

 

 

 

 

Содержание  программы «Шахматная азбука»

 

Шахматная доска (4 ч) Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и игровые задания.

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

 

Шахматные фигуры (2 ч) Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур.

 Дидактические игры и игровые задания.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

 

Начальная расстановка фигур (1ч) Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и игровые задания.

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

 

Ходы и взятие фигур (16 ч) Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,

не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой

маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Цель шахматной партии (6 ч) Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и игровые задания.

«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.

 

  Игра всеми фигурами из начального положения (4 ч)

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

Дидактические игры и игровые задания.

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

 

Формы и виды организации внеурочной деятельности

Формы занятия:  

1.Практическая игра.

2.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

4.Теоретические занятия, шахматные игры.

5.Участие в турнирах и соревнованиях.

Виды:

 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата

Плановая дата

Фактическая дата

 

Шахматная доска

 

 

1

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

02.09

 

2

Дидактические игры и задания «Горизонталь».

09.09

 

 

Дидактические игры и задания «Вертикаль».

16.09

 

3

Дидактические игры и задания «Диагональ».

23.09

 

4

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

30.09

 

 

Шахматные фигуры

 

 

5

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания «Волшебный мешочек», «Угадай-ка».

07.10

 

6

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания «Секрет», «Что общего?»

14.10

 

 

Начальная расстановка фигур

 

 

7

Расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания «Мешочек», «Да и нет».

21.10

 

Ходы и взятие фигур

 

 

8

 Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»

11.11

 

9

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»

18.11

 

10

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»

25.11

 

11

Игра «Один в поле воин»

02.12

 

12

Игра  «Лабиринт»

09.12

 

13

Игра «Перехитри часовых»

16.12

 

14

Игра «Сними часовых»

23.12

 

15

Игра «Кратчайший путь»

13.01

 

16

Игра «Захват контрольного поля»

20.01

 

17

Игра «Защита контрольного поля»

27.01

 

18

Игра «Двойной удар»

03.02

 

19

Игра  «Взятие»

10.02

 

20

Игра «Атака неприятельской фигуры»

17.02

 

21

Игра «Защита»

24.02

 

22

Игра «Выиграй фигуру»

02.03

 

23

Игра «Ограничение подвижности»

09.03

 

Цель шахматной партии

 

 

24

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

16.03

 

25

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

23.03

 

26

Дидактические игры и задания «Шах или не шах», «Дай шах»

06.04

 

27

Дидактические игры и задания «Пять шахов», «Защита от шаха»

13.04

 

28

Дидактические игры и задания «Первый шах». 

20.04

 

29

Дидактические игры и задания «Рокировка»

27.04

 

 

Игра всеми фигурами из начального положения

 

 

30

Дидактические игры и задания «Два хода», «Кратчайший путь».

 

 

31

Игра «Защита», «Игра на уничтожение»

04.05

 

32

Игры «Один в поле воин», «Лабиринт»

11.05

 

33

Игры  «Двойной удар», «Взятие».

18.05

 

Итоговое занятие

 

 

34

Соревнование между учащимися.

25.05

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО  Протокол № 1 заседания методического  объединения учителей начальных классов    от   «28 » августа 2019 г. ____________/ Волкова С.Н./

 

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР______________/ Янова И.В. /

«     30    »  августа 2019 г.

 

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс

КТП по внеурочной деятельности 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020