Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования, планируемых результатов начального общего образования,
примерной образовательной программы начального общего образования,
авторской программы «Русский язык 14» Канакиной В. П., Горецкого В.Г.и
др. М.: Просвещение, 2011, учебного плана ГБОУ СОШ пос. Кировский на
20162017 учебный год.
На изучение русского языка в первом классе начальной школы выделяется —
165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели)
отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10
учебных недель) — урокам русского языка.
Используется учебнометодический комплекс «Школа России»:
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Рабочие программы. 14
классы. М.: Просвещение, 2011
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 1 класс. М.:
Просвещение, 2015.
3. Прописи (Обучение грамоте):
В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. Пропись 1. М.: Просвещение, 2016.
В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. Пропись 2. М.: Просвещение, 2016.
В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. Пропись 3. М.: Просвещение, 2016.
В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. Пропись 4. М.: Просвещение, 2016.
4. Конакина В. П. Русский язык: Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение,
2016.
5. В. Г. Горецкий и др. Обучение грамоте. Методическое пособие. 1 класс.
М.: Просвещение, 2012
6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 1
класс. М.: Просвещение, 2011
7. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. М.:
ВАКО, 2011.
Результаты освоения предмета «Русский язык» в 1 классе
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются
следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является
сформированность следующих умений:
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
вычленять слова из предложений;
вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
различать гласные и согласные звуки и буквы;
правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я,
и мягким знаком;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный;
согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и
непарные);
не смешивать понятия «звук» и «буква»;
переносить слово по слогам; делить слово на слоги, ставить ударение;
определять количество букв и звуков в слове;
писать заглавную букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие
предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
Содержание программы
№ Название
раздела
1 Фонетика17
часов
Содержание раздела
Формы занятий Виды
учебной
Звуки речи. Осознание
единства
звукового
состава слова и его
значения.
Установление числа и
последовательности
звуков в слове.
Сопоставление слов,
различающихся одним
или
несколькими
звуками. Составление
звуковых
моделей
слов.
Сравнение
моделей различных
слов. Подбор слов к
определённой модели.
Различение гласных и
согласных
звуков,
гласных ударных и
безударных, согласных
твёрдых и мягких,
звонких и глухих. Слог
как
минимальная
произносительная
единица. Деление слов
на слоги. Определение
места
ударения.
Смыслоразличительна
я роль ударения.
Беседа, игра;
деловая игра;
обучение
письму;
характеристика
звуков;
индивидуальная
работа;
работа в парах.
деятельности
Отвечать
на
вопросы учителя о
назначении
прописи.
Ориентироваться в
первой учебной
тетради.
Правильно
располагать
учебную тетрадь
на рабочем месте,
демонстрировать
правильное
положение ручки
при письме.
Воспроизводить с
опорой
на
наглядный
материал
(иллюстрации в
прописи, плакаты
и
др.)
гигиенические
правила письма.
Называть
письменные
принадлежности с
опорой
на
иллюстрации
прописи.
Обводить
предметы
по в
контуру.
Находить
элементы букв в
контурах
предметных
картинок, данных
на
страницах
прописи.
Обводить
элементы букв,
соблюдая
указанное
прописи
направление
движения руки.
Писать
графические
по
элементы
в
заданному
прописи образцу:
правильно
на
располагать
рабочей строке
элементы букв,
соблюдать
интервал между
графическими
элементами.
Чередовать
элементы узоров,
ориентируясь на
образец.
Воспроизводить с
опорой
на
наглядный
материал
(иллюстрации в
прописи, плакаты
и
др.)
гигиенические
правила письма,
демонстрировать
их выполнение в по
задачу
процессе письма.
Обводить
предметы
контуру.
Находить
элементы букв в
контурах
предметных
картинок, данных
на
страницах
прописи.
Чередовать
элементы узоров,
ориентируясь на
образец. Осваивать
правила работы в
группе.
Принимать
учебную
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи
под
руководством
учителя.
месте.
Применять
гигиенические
правила письма
при выполнении
заданий.
Выполнять слого
звуковой анализ
слов по выбору
учителя.
Писать короткую
наклонную линию
с
закруглением
вверху влево и
закруглением
внизу вправо.
Писать наклонные
линии с петлёй вверху и внизу
Обозначать
условным знаком
(точкой) наиболее
удавшийся
элемент.
Рисовать бордюры
по
заданному
алгоритму.
Находить
знакомые
графические
элементы букв в
изображении
предметов.
Составлять
связные рассказы
по иллюстрациям,
данным в прописи.
Воспроизводить и
применять правила
работы группе.
Принимать
учебную
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи
под
руководством
учителя.
Воспроизводить
правила посадки,
владения
инструментами,
расположения
тетрадипрописи
на рабочем месте.
Демонстрировать
правильное
применение
гигиенических
правил письма.
Анализировать
задачу
Беседа,
игра;
деловая игра;
обучение
письму;
характеристика
звуков;
индивидуальная
работа;
работа в парах;
работа
в
команде;
чистописание;
выставка
лучших работ.
2 Графика73
часа
Различение звука и
буквы: буква как знак
звука.
Овладение
позиционным
способом обозначения
звуков буквами. Буквы
гласных
как
показатель твёрдости
мягкости согласных
звуков. Функция букв
е, ё, ю, я. Мягкий знак
как
показатель
мягкости
предшествующего
согласного звука.
Знакомство с русским
алфавитом
как
последовательностью
букв.
Чтение. Формирование
навыка
слогового паузами
чтения (ориентация на
букву, обозначающую
звук).
гласный
Плавное
слоговое
чтение и чтение
целыми словами со
скоростью,
соответствующей
индивидуальному
ребёнка.
темпу
Осознанное
чтение
слов, словосочетаний,
предложений
и
коротких
текстов.
Чтение с интонациями
и
в
соответствии
со
знаками препинания.
Развитие осознанности
и
выразительности
чтения на материале
небольших текстов и
стихотворений.
Знакомство
орфоэпическим
чтением (при переходе
к чтению целыми
словами).
Орфографическое
чтение
(проговаривание) как
средство
самоконтроля
при
письме под диктовку и
при списывании.
Письмо.
гигиенических
при
требований
письме.
Развитие
моторики
мелкой
пальцев и свободы
руки.
движения
Развитие
умения
Усвоение
с
и
образец изучаемой
буквы,
выделять
в
элементы
строчных
и
прописных буквах.
Называть
правильно
элементы буквы ы.
Сравнивать
печатную
письменную
буквы.
Конструировать
букву ы из
различных
материалов.
Писать букву ы в
соответствии
с
образцом.
Анализировать
написанную букву,
выбирать наиболее
удавшийся
вариант,
его
обозначать
условным знаком
(точкой),
ориентироваться
на лучший вариант
в процессе письма.
Воспроизводить
форму изучаемой
её
буквы и
соединения
с
другой буквой по
алгоритму.
Соблюдать
соразмерность
элементов буквы
по высоте, ширине
и углу наклона.
Сравнивать
написанную букву ы с образцом.
Писать
слоги,
слова с новой
буквой, используя
приём
комментирования.
и
слов,
с
ориентироваться на
пространстве листа в
тетради
на
пространстве классной
доски.
Овладение
начертанием
письменных
прописных (заглавных)
и строчных букв.
Письмо
букв,
буквосочетаний,
слогов,
предложений
соблюдением
гигиенических норм.
Овладение
разборчивым,
аккуратным письмом.
Письмо под диктовку
слов и предложений,
написание которых не
расходится с их
произношением.
Усвоение приёмов и
последовательности
правильного
списывания текста.
Слово и предложение.
Восприятие слова как
объекта
изучения,
материала для анализа.
Наблюдение
над
значением слова.
Различение слова и
предложения. Работа с
предложением:
слов,
выделение
изменение их порядка.
Интонация
в
предложении.
Моделирование
предложения
соответствии
в
с 3 Орфография
25 часов
с
заданной интонацией.
Знакомство
правилами
правописания и их
применение:
раздельное написание
слов;
обозначение гласных
после шипящих (ча—
ща, чу—щу, жи—ши);
прописная (заглавная)
буква
начале
предложения, в именах
собственных;
перенос слов по
слогам без стечения
согласных;
знаки препинания в
конце предложения.
в
Словарная
работа;
минутка
чистописания;
орфографическа
я минутка,
самопроверка;
взаимопроверка
в парах;
письмо
памяти;
наблюдение;
беседа;
фронтальный
опрос;
опрос в парах;
комплексная
работа;
тестирование;
минипроекты.
по
Высказываться о
значении языка и
речи в жизни
людей, о великом
достоянии
русского народа
— русском языке,
проявлять
уважение к языкам
других народов.
Приобретать опыт
различении
в
устной
и
письменной речи.
Оценивать
результаты
выполненного
задания: «Проверь
себя»
в
Находить
предложениях
сравнения,
осознавать,
с
какой целью они
использованы
авторами.
свои
Развивать
творческое
воображение,
подбирая
примеры
сравнений.
Оценивать
результаты
выполненного
задания «Проверь
себя» по учебнику
и электронному приложению
учебнику.
к
Соотносить
произношение
ударных гласных в
сочетаниях жи—
ши, ча—ща, чу—
щу
их
обозначение
буквами.
и
Находить в словах
сочетания жи—
ши, ча—ща, чу—
щу,
подбирать
примеры слов с
такими
сочетаниями.
со
Работать
со
страничкой для
любознательных.
Знакомство
значением
шипящих звуков
[ж] и [ш] в
древнерусском и
современном
русском языке.
Находить в словах
сочетания чк, чн,
чт,
подбирать
примеры слов с
такими
сочетаниями.
Произносить слова
с сочетаниями чн,
чт (чтобы, скучно
в
и
соответствии
с
др.) нормами
литературного
произношения и
оценивать с этой
точки
зрения
произнесённое
слово.
Писать слова с
сочетаниями чк,
чн, чт.
Соотносить
количество звуков
и букв в таких
словах, как конь,
день, деньки.
Объяснять
причины
расхождения
звуков и букв в
этих словах.
Подбирать
примеры слов с
мягким знаком (ь).
Определять путём
наблюдения
способы переноса
слов с мягким
знаком
в
середине слова.
(ь)
Накапливать опыт
в переносе слов с
мягким
знаком
(пальцы, пальто).
Обозначать
мягкость
согласного звука мягким знаком в
конце слова и в
середине слова
перед согласным
(день, коньки).
(на
текста)
Обсуждать
основе
состояние
внешнего облика
ученика.
Составлять ответы
на
вопросы,
составлять рассказ
по рисунку.
Использовать в
общении правила и
принятые нормы
вежливого
обращения друг к
другу по имени, по
имени и отчеству.
Оценивать
результаты
выполненного
задания «Проверь
себя» по учебнику
и электронному
приложению
к
учебнику.
Знакомство
учебником.
Знакомство
видами речи.
Построение
высказываний о
значении языка и
речи. *Слова с
непроверяемым
написанием: язык,
с
с
4 Развитие
речи 2часа
Понимание
прочитанного текста
при самостоятельном
чтении вслух и при его
прослушивании.
Составление
небольших рассказов
повествовательного
характера по серии
сюжетных картинок,
Словарная
работа;
минутка
чистописания;
орфографическа
я минутка,
самопроверка;
взаимопроверка
в парах;
письмо
по материалам
собственных
игр,
занятий, наблюдений,
на основе опорных
слов.
памяти;
наблюдение;
беседа;
фронтальный
опрос;
опрос в парах;
комплексная
работа;
тестирование;
составление
предложений по
теме урока.
5
Текст и
предложение
3 часа
(общее
как
слов,
Текст
представление).
Предложение
группа
выражающая
законченную мысль.
Диалог.
по
Словарная
работа;
минутка
чистописания;
орфографическа
я минутка,
самопроверка;
взаимопроверка
в парах;
письмо
памяти;
наблюдение;
беседа;
фронтальный
опрос;
опрос в парах;
комплексная
работа;
тестирование;
составление
предложений по
картине.
к
русский язык.
Проявлять
уважение к языкам
других народов.
Приобретать опыт
различении
в
устной
и
письменной речи.
Оценивать
результаты
выполненного
задания: «Проверь
себя».
Различать текст и
предложение.
Подбирать
заголовок
тексту.
Составлять текст
из
деформированных
предложений.
Составлять
небольшие тексты
по рисунку, на
заданную тему, по
данному началу и
концу.
Находить
информацию
(текстовую,
графическую,
изобразительную)
учебнике,
в
анализировать её
содержание.
Отличать
предложение от
группы слов, не
составляющих
предложение.
Выделять
предложения из выбирать знак
в
речи.
Определять
границы
предложения в
деформированном
тексте,
препинания
конце
предложения.
в
Соблюдать
устной
речи
интонацию конца
предложения.
Сравнивать схемы
предложений,
соотносить схему
и предложение.
Приобретать опыт
в
составлении
предложения по
рисунку
и
заданной схеме.
Различать диалог.
Определять
количество слов в
предложении,
вычленять слова из
предложения.
Различать предмет
(действие,
признак) и слово,
называющее
предмет (признак
предмета,
действие
предмета).
Приобретать опыт
в различении слов
названий
предметов,
признаков
предметов,
6 Слова, слова,
слова 4 часа
Роль слов в речи.
Слованазвания
предметов, признаков
предметов,
действий
предметов.
Тематические группы
слов.
Вежливые слова.
Слова однозначные и
многозначные (общее
представление)
Слова,
близкие и
противоположные по
значению.
Словарная
работа;
минутка
чистописания;
орфографическа
я минутка,
самопроверка;
взаимопроверка
в парах;
письмо
памяти;
наблюдение;
беседа;
фронтальный
опрос;
опрос в парах;
комплексная
работа;
тестирование;
по минипроекты;
работа
словарями.
со
и
по
над
действий
предметов
лексическому
значению
вопросу.
Классифицировать
и
объединять
слова по значению
(люди, животные,
растения и др.) в
тематические
группы.
Использовать в
речи «вежливые
слова».
Наблюдать
употреблением
однозначных и
многозначных
слов, а также слов,
близких
и
противоположных
по значению в
речи, приобретать
в
опыт
их
различении.
Работать
словарями
учебника:
и
толковым
и
близких
противоположных
по значению слов,
находить в них
нужную
информацию о
слове.
Работать
со
страничкой для
любознательных.
Наблюдать
над
этимологией слов
пенал,
со к
над
здравствуйте,
благодарю.
Выполнять
тестовые задания
электронного
приложения
учебнику.
Оценивать
результаты
выполненного
задания «Проверь
себя» по учебнику
и электронному
приложению
к
учебнику.
Составлять текст
по рисунку и
опорным словам.
Различать слово и
слог.
Наблюдать
слоговой
структурой
различных слов.
Определять
количество в слове
слогов.
Находить новые
способы
определения
слогов в слове
через проведение
лингвистического
опыта со словом.
Анализировать
модели
слов,
сопоставлять их
по
количеству
слогов и находить
слова по данным
моделям.
Анализировать
слоги
7 Слово и слог.
Ударение6
часов
Слово и слог. Слог как
минимальная
произносительная
единица. Деление слов
на слоги.
Перенос
слов. Ударение (общее
представление).
Ударные
безударные слоги.
и
Словарная
работа;
минутка
чистописания;
орфографическа
я минутка,
самопроверка;
взаимопроверка
в парах;
письмо
памяти;
наблюдение;
беседа;
фронтальный
опрос;
опрос в парах;
комплексная
работа;
тестирование;
минипроекты.
по относительно
количества в них
гласных
и
согласных звуков.
Классифицировать
слова
по
количеству в них
слогов.
Составлять слова
из слогов.
Самостоятельно
подбирать
примеры слов с
заданным
количеством
слогов.
Оценивать
результаты
выполненного
задания «Проверь
себя» по учебнику
и электронному
приложению
к
учебнику.
Сравнивать слова
по возможности
переноса слов с
одной строки на
другую
(крот,
улей, зима).
Определять путём
наблюдения
способы переноса
слов с одной
строки на другую
(василёк,
васи
лёк)
Переносить слова
по слогам.
Находить
предложениях
сравнения,
осознавать,
с
в свои
какой целью они
использованы
авторами.
Развивать
творческое
воображение,
подбирая
примеры
сравнений.
Оценивать
результаты
выполненного
задания «Проверь
себя» по учебнику
и электронному
приложению
к
учебнику.
Наблюдать
над
ролью словесного
ударения в слове,
осознавать
его
значимость в речи.
Определять
ударение в слове,
находить наиболее
рациональные
способы
определения
ударения в слове.
Наблюдать
изменение
значения слова в
зависимости от
ударения (замок и
замок).
Различать ударные
и
безударные
слоги.
Сравнивать
модели
слогоударной
структуры слова и
подбирать к ним с
Произносить
в
с
слова.
Составлять
простейшие
слогоударные
модели слов.
слова
соответствии
нормами
литературного
произношения и
оценивать с этой
точки
зрения
произнесённое
слово.
Работать
орфоэпическим
словарём,
находить в нём
нужную
информацию о
произношении
слова.
Оценивать
результаты
выполненного
задания «Проверь
себя» по учебнику
и электронному
приложению
к
учебнику.
Составлять сказку
по её данному
началу
и
заключительной
части и рисункам
к сказке. 8
Звуки и
буквы34
часа
Особенности
и
Звуки и буквы
Смыслоразличительна
я роль звуков и букв в
слове.
Русский алфавит, или
Азбука
Значение алфавита.
Буквы, обозначающие
гласные звуки.
Гласные звуки. Буквы
е, ё, ю, я и их функции
в слове.
Гласные звуки.
Слова с буквой э.
Ударные и безударные
гласные
звуки.
Обозначение ударного
гласного буквой на
письме.
проверяемых
проверочных слов.
Развитие
речи.
Составление устного
рассказа по рисунку и
опорным словам.
Согласные звуки.
Буквы, обозначающие
согласные звуки.
Слова с удвоенными
согласными.
Слова с буквами И, и,
й.
Твёрдые и мягкие
согласные звуки.
Звонкие и глухие
согласные звуки.
Парные глухие и
звонкие
согласные
звуки.
Обозначение парных
звонких и глухих
согласных звуков на
Словарная
работа;
минутка
чистописания;
орфографическа
я минутка,
самопроверка;
взаимопроверка
в парах;
письмо
памяти;
наблюдение;
беседа;
фронтальный
опрос;
опрос в парах;
комплексная
работа;
тестирование;
минипроекты.
по
над
Наблюдать
образованием
звуков речи на
основе проведения
лингвистического
опыта.
Распознавать
условные
обозначения
звуков речи.
Сопоставлять
звуковое
буквенное
обозначения слова.
и
Соотносить
количество звуков
и букв в таких
словах, как клён,
ёлка, мяч, маяк.
Объяснять
причины
расхождения
количества звуков
и букв в слове.
Высказываться о
значимости
изучения
алфавита.
Классифицировать
буквы по сходству
в их названии, по
характеристике
который
звука,
называют.
они
Знакомство
с
этимологией слов
алфавит и азбука
Наблюдать
способами
над конце слов.
Проверочный диктант
по теме: «Согласные
звонкие и глухие».
Шипящие согласные
звуки. Проект
«Скороговорки».
Буквосочетания ЧК,
ЧН, ЧТ.
Буквосочетания ЖИ—
ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—
ЩУ.
Проверочный диктант
по теме: «Шипящие
согласные звуки».
Заглавная буква в
фамилиях,
именах,
отчествах,
кличках
животных, названиях
городов и т.д. (общее
представление).
Заглавная буква в
словах
Проект «Сказочная
страничка»
(в
названиях сказок —
изученные
правила
письма).
Повторение
и
обобщение изученного
материала.
пополнения
словарного запаса
русского языка.
Определять
качественную
характеристику
гласного
звука:
гласный ударный
или безударный.
в
букву
Находить
двусложных
словах
безударного
звука,
гласного
написание которой
надо проверять.
Запоминать
написание
непроверяемой
буквы безударного
гласного звука в
словах,
предусмотренных
программой
класса.
1
Писать
двусложные слова
безударным
с
и
гласным
объяснять
их
правописание
Определять
«работу» букв и, е,
ё, ю, ь после
согласных в слове.
Определять
согласный звук в слове и вне слова.
Дифференцироват
ь
гласные и
согласные звуки.
Определять
«работу» букв,
обозначающих
согласные звуки в
слове.
с
Знакомиться
памяткой:
«Как
определить в слове
ударный
и
безударный
гласные звуки».
Повторение
1час
КВН
по
русскому языку
Обобщение
полученных знаний
.
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
КТП для АСУ по русскому языку (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.