КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
Оценка 4.6
Документация
doc
естествознание
3 кл
20.06.2017
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков. КТП составлено с расчетом 2 часа в неделю. Содержит: дату, тему урока,тип урока, основные виды учебной деятельности, планируемые предметные результаты освоения материала, универсальные учебные действия. Ктп построено по разделам учебника "Окружающий мир" 3 класс .
ktp_okm.doc
№
п/п
1
2
3
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
Тема
урока
Тип урока
Основные виды
учебной деятельности
Планируемые предметные
результаты освоения
материала
Универсальные учебные
действия
Раздел «Как устроен мир» (6 часов)
Природа.
Урок
введения в
новую
тему.
Урокигра.
Человек.
Стартовая
диагности
ка.
Знакомиться с учебником и
учебными пособиями, с целями и
задачами раздела. Понимать
учебную задачу урока и стремиться
её выполнить. Доказывать,
пользуясь иллюстрацией учебника,
что природа удивительно
разнообразна; раскрывать ценность
природы для людей. Предлагать
задание к рисунку учебника и
оценивать ответы одноклассников,
осуществлять самопроверку.
Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить.
Наблюдать и описывать проявления
внутреннего мира человека;
обсуждать, как возникают
богатства внутреннего мира
человека.
Проект
«Богатства
, отданные
Урок
проект.
Учиться распределять обязанности
по проекту в группах; собирать
материал; подбирать
1
Анализировать текст учебника,
извлекать из него необходимую
информацию; сравнивать
объекты неживой и живой
природы по известным
признакам, классифицировать
объекты живой природы.
Формулировать выводы из
изученного материала, отвечать
на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке. Объяснять
значения слов: «организмы»,
«биология», «царства»,
«бактерии», «микроскоп».
Называть сходства человека и
живых существ и отличия его от
животных. Различать внешность
человека и его внутренний мир;
анализировать проявления
внутреннего мира человека в его
поступках, внешности,
взаимоотношениях с людьми,
отношении к природе; оценивать
богатство внутреннего мира
человека. Объяснять значения
слов: «психология»,
«восприятие», «память»,
«мышление», «воображение».
Определять цель проекта,
работать с известной
информацией, собирать
Преобразование модели с
целью выявления общих
законов, определяющих
данную предметную область.
Построение логической
цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений.
Умение работать в паре.
Умение моделировать ступени
познания человеком
окружающего мира в ходе
ролевых игр: формулировать
выводы из изученного
материала; отвечать на
итоговые вопросы и
оценивать результаты
работы.
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено людям».
иллюстративный материал,
изготавливать недостающие
иллюстрации, оформлять стенд;
презентовать проект; оценивать
результаты работы.
дополнительный материал,
создавать способы решения
проблем творческого и
поискового характера.
4
Общество.
Урок
изучения
нового
материала.
Определять место человека в мире;
характеризовать семью, народ,
государство как части общества;
сопоставлять формы правления в
государствах мира. Формулировать
выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
5
Что такое
экология.
Комбиниро
ванный
урок.
Анализировать текст учебника с
целью обнаружения взаимосвязей в
природе, между природой и
человеком, прослеживать по схеме
обнаруженные взаимосвязи,
рассказывать о них, опираясь на
схему. Формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
2
Анализировать таблицу с целью
извлечения необходимой
информации; описывать по
фотографиям
достопримечательности разных
стран; соотносить страны и
народы, осуществлять
самопроверку; рассуждать о
многообразии и единстве стран и
народов в современном мире.
Объяснять значения слов:
«семья», «народ», «государство»,
«общество».
Называть экологические связи и
их разнообразие. Анализировать
схемы учебника и с их помощью
классифицировать экологические
связи; приводить примеры
взаимосвязи живого и неживого,
растений и животных, человека и
природы; описывать окружающую
среду для природных объектов и
человека. Объяснять значения
слов: «окружающая среда»,
«экология».
учащимися, и того, что ещё
неизвестно. Поиск и
выделение необходимой
информации,
структурирование знаний;
представление полученной
информации; оценка
результатов работы.
Сотрудничество с учителем и
учащимися.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
умение читать таблицы и
работать с ними, давать
аргументированный ответ на
поставленный вопрос. Умение
сотрудничать с учителем и
сверстниками.
Построение логической
цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений.
Умение интегрироваться в
группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие
и сотрудничество со
сверстниками. Моделирование
связей организмов с
окружающей средой,
обсуждение и оценивание
предложенных моделей. 6
7
8
9
Природа в
опасности!
Урок
исследова
ние.
Устанавливать причинно
следственные связи между
поведением людей, их
деятельностью и состоянием
окружающей среды; различать
положительное и отрицательное
влияние человека на природу;
сравнивать заповедники и
национальные парки.
Называть положительные и
отрицательные влияния человека
на природу. Рассуждать о том,
почему люди не могут полностью
прекратить использование
природных богатств; объяснять,
какое отношение к природе
можно назвать ответственным.
Объяснять значения слов:
«заповедник», «национальный
парк».
Моделирование в виде схемы
воздействия человека на
природу. Обсуждение, как
каждый может помочь
природе. Работа со
взрослыми: подготовка
сообщения о заповедниках и
национальных парках.
Участие в природоохранной
деятельности.
Урок
исследова
ние.
Тела,
вещества,
частицы.
Практическ
ая работа
№ 1 «Тела,
вещества,
частицы».
Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)
Понимать учебные задачи раздела и
данного урока и стремиться их
выполнить; классифицировать тела
и вещества, приводить примеры
естественных и искусственных тел,
твёрдых, жидких и газообразных
веществ; наблюдать опыт с
растворением вещества.
Объяснять значения слов:
«тело», «вещество», «частица».
Различать тела и вещества,
осуществлять самопроверку;
проверять с помощью учебника
правильность приведённых
утверждений.
Высказывание
предположений,
объясняющих результат
опыта; доказательство на
основе опыта, что тела и
вещества состоят из частиц.
Моделирование процесса
растворения, а также
расположения частиц в
твёрдом, жидком и
газообразном веществах.
Постановка и
формулирование проблемы,
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при
решении проблем поискового
характера; анализ объектов с
целью выделения признаков
(существенных,
несущественных).
Наблюдать и характеризовать
свойства поваренной соли, сахара,
крахмала, кислоты.
Ставить опыты по обнаружению
крахмала в продуктах питания,
использовать лабораторное
оборудование, фиксировать
результаты исследования в рабочей
тетради.
Объяснять значения слов:
«химия», «поваренная соль»,
«крахмал», «кислота». Описывать
изучаемые вещества по
предложенному плану;
использовать информацию из
текста учебника для объяснения
содержания рисунков; различать
сахар, соль, крахмал по
характерным признакам.
Разнообра
зие
веществ.
Урок
исследова
ние.
Практическ
ая работа
№ 2
«Обнаруж
ение
крахмала в
продуктах
питания».
Воздух и
его охрана.
Практическ
Урок
практика.
Анализировать схему (диаграмму) с
целью определения состава
воздуха. Исследовать с помощью
3
Объяснять значение слова
«кислород». Различать цель
опыта, ход опыта, вывод.
Анализ объектов с целью
выделения признаков
(существенных, 10
11
12
ая работа
№ 3
«Свойства
воздуха».
Вода.
Практическ
ая работа
№ 4
«Свойства
воды».
Превращен
ия и
круговорот
воды.
Практическ
ая работа
№ 5
«Круговор
от воды в
природе».
Берегите
воду!
опытов свойства воздуха.
Урок
практика.
Урок
практика.
Исследовать по инструкции
учебника свойства воды.
Анализировать схемы учебника и
применять их для объяснения
свойств воды. Рассказывать об
использовании в быту воды как
растворителя.
Высказывать предположения о
состояниях воды в природе.
Наблюдать в ходе учебного
эксперимента образование капель
при охлаждении пара.
Урок
исследова
ние.
Высказывать предположения о том,
почему нужно беречь воду;
находить и использовать при ответе
на вопрос цифровые данные из
учебника. Обсуждать способы
экономного использования воды.
Рассказывать о загрязнении воды с
помощью модели.
Объяснять свойства воздуха,
используя знания о частицах;
осуществлять самопроверку.
Называть правила охраны
воздуха.
Объяснять значение слова
«фильтр». Определять и
называть цель каждого опыта,
устно описывать его ход,
формулировать выводы и
фиксировать их в рабочей
тетради.
Объяснять значения слов:
«состояние», «испарение»,
«круговорот». Различать три
состояния воды, формулировать
на основе наблюдения вывод о
причинах образования облаков и
выпадении дождя.
Анализировать схему в учебнике,
сопоставлять полученные
сведения с информацией из
текста. Понимать, что надо
охранять и беречь воду.
несущественных).
Интервьюирование взрослых
о мерах охраны чистоты
воздуха в родном городе.
Анализ объектов с целью
выделения признаков
(существенных,
несущественных); проведение
миниисследования об
использовании питьевой воды
в семье.
Моделирование круговорота
воды в природе с помощью
пластилина, осуществление
самопроверки.
Самостоятельное выделение
и формулирование
познавательной цели.
Моделирование в виде
динамической схемы
источников загрязнения воды.
Интервьюирование взрослых
по охране чистоты воды в
родном городе (селе).
Осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания в устной
форме.
13
Как
Урок
Высказывать предположения о
Характеризовать процесс
Выделение необходимой
4 причинах разрушения горных пород
в природе. Наблюдать процесс
расширения твёрдых тел в ходе
учебного эксперимента;
моделировать в виде схемы
увеличение расстояния между
частицами твёрдых тел при
нагревании и уменьшение – при
охлаждении.
разрушения горных пород в
результате нагревания,
охлаждения, замерзания воды в
трещинах и укоренения растений
в них.
информации; установление
причинноследственных
связей, представление
цепочек объектов и явлений;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Анализировать рисунок учебника по
предложенным заданиям и
вопросам; высказывать
предположения (гипотезы) о том,
почему почва плодородна,
обосновывать их. Исследовать
состав почвы в ходе учебного
эксперимента.
Объяснять значение слова
«перегной». На основе схемы
моделировать связи почвы и
растений. Характеризовать
процессы образования и
разрушения почвы;
характеризовать меры по охране
почвы от разрушения.
Анализ объектов с целью
выделения признаков
(существенных,
несущественных);
установление причинно
следственных связей,
представление цепочек
объектов и явлений.
разрушают
ся камни.
исследова
ние.
Что такое
почва.
Урок
практика.
Практическ
ая работа
№ 6
«Состав
почвы».
Разнообра
зие
растений.
Урок
развития
умений и
навыков.
Знакомиться с группами растений
по материалам учебника.
Классифицировать растения из
предложенного списка; знакомиться
по учебнику с понятием «виды
растений»; использовать
предложенную информацию при
характеристике групп растений.
Объяснять значение слова
«ботаника». Называть растения с
помощью атласаопределителя.
Приводить примеры растений
разных групп и видов.
Солнце,
растения и
мы с вами.
Урок
изучения
нового
материала.
Выявлять с помощью схемы
сходство и различие процессов
питания и дыхания растений.
Моделировать процессы дыхания и
питания растений, рассказывать об
этих процессах с помощью
выполненной схемы.
Выявлять роль листьев, стебля и
корня в питании растений.
Доказывать, что без растений
невозможна жизнь животных и
человека.
Самостоятельное создание
способов решения проблем
поискового характера; умение
с достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации. Подготовка
сообщения об одном из видов
растений любой группы.
Умение извлекать
информацию из учебника,
карты, моделировать объекты
окружающего мира;
придумывать фантастический
рассказ.
14
15
16
17
Размножен Комбиниро
Характеризовать условия,
Объяснять значение слова
Давать аргументированный
5 ванный
урок.
необходимые для размножения
растений и их распространения.
Наблюдать в природе, как
распространяются семена деревьев.
Выявлять роль животных в
размножении и развитии растений.
«опыление». Характеризовать с
помощью схем стадии развития
растения из семени. Называть
разные способы распространения
плодов и семян.
ответ на поставленный вопрос.
Анализ объектов с целью
выделения признаков
(существенных,
несущественных).
ие и
развитие
растений.
Практическ
ая работа
№ 7
«Размноже
ние и
развитие
растений».
Охрана
растений.
Прове
рочная
работа.
Разнообра
зие
животных.
18
19
20
Контрольн
ообоб
щающий
урок.
Актуализировать сведения об
исчезающих и редких растениях.
Характеризовать факторы
отрицательного воздействия
человека на мир растений.
Оформлять памятку «Берегите
растения».
Урок
формирова
ния умений
и навыков.
Понимать учебную задачу и
стремиться её выполнить.
Классифицировать животных.
Называть факторы
отрицательного воздействия
человека на мир растений,
правила поведения в природе.
Установление причинно
следственных связей.
Постановка и
формулирование проблемы.
Объяснять значения слов:
«зоология», «земноводные»,
«пресмыкающиеся»,
«млекопитающие». Приводить
примеры животных разных групп; с
помощью атласаопределителя
определять животных,
изображённых на рисунках, и
относить их к определённой группе.
Самостоятельное создание
способов решения проблем
поискового характера; умение
с достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации. Умение
работать с текстом, выделять
новые понятия, определять их
существенные признаки.
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно. Поиск и
выделение необходимой
информации,
структурирование знаний;
Урок
проект.
Кто есть
кто?
Проект
«Разнообр
азие
природы
родного
края».
Характеризовать животных по типу
питания, приводить примеры
животных по типу питания.
Анализировать схемы цепей
питания. Характеризовать
защитные приспособления растений
и животных. Обсуждать роль
хищников в поддержании
Определять цель проекта,
работать с известной
информацией, собирать
дополнительный материал,
создавать способы решения
проблем творческого и
поискового характера.
6 21
22
23
24
равновесия в природе. Составлять и
презентовать «Книгу природы
родного края».
Размножен
ие и
развитие
животных.
Урок
развития
умений и
навыков.
Характеризовать животных разных
групп по способу размножения,
моделировать стадии размножения
животных разных групп.
Рассказывать, как заботятся
домашние животные о своём
потомстве.
Объяснять значения слов:
«личинка», «куколка», «малёк»,
«головастик». Рассказывать о
размножении и развитии
животных разных групп.
представление полученной
информации; оценка
результатов работы.
Сотрудничество с учителем и
учащимися.
Моделирование —
преобразование объекта из
чувственной формы в модель,
где выделены существенные
характеристики объекта.
Осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания, аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации.
Установление причинно
следственных связей.
Постановка и
формулирование проблемы.
Охрана
животных.
Урок
конференц
ия.
В царстве
грибов.
Урок
развития
умений и
навыков.
Актуализировать знания о редких и
исчезающих животных.
Характеризовать факторы
отрицательного воздействия
человека на животный мир.
Формулировать с помощью
экологических знаков правила
поведения в природе. Создать
книжкумалышку «Береги
животных».
Характеризовать строение
шляпочных грибов. Моделировать
различие грибовдвойников.
Великий
круговорот
жизни.
Контрольн
ообоб
щающий
урок.
Характеризовать организмы
производители, организмы
потребители и организмы
разрушители. Обсуждать опасность
7
С помощью атласаопределителя
и электронного приложения
определять животных,
занесённых в Красную книгу
России. Называть меры по охране
животных.
Объяснять значения слов:
«грибница», «съедобные грибы»,
«несъедобные грибы». С
помощью иллюстраций учебника и
атласаопределителя различать
съедобные, несъедобные и
ядовитые грибы. Называть
правила сбора грибов.
Рассказывать о круговороте
веществ на Земле. Называть
основные звенья круговорота
веществ: производители,
Умение работать с текстом,
выделять новые понятия,
определять их существенные
признаки. Строить
рассуждения в форме связи
простых суждений об
объекте, его строении,
свойствах и связях.
Построение логической
цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений. 25
26
27
исчезновения хотя бы одного из
звеньев цепи круговорота веществ в
природе. Моделировать круговорот
веществ в природе.
потребители, разрушители.
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)
Актуализировать знания по анатомии
и физиологии человеческого
организма. Характеризовать системы
органов человека. Обсуждать
взаимосвязь наук анатомии,
физиологии и гигиены. Анализировать
схемы расположения органов
человека, уметь показывать
расположение внутренних органов на
своём теле и теле собеседника.
Практическая работа в паре:
измерение роста и массы человека.
Самостоятельно изучать материал
темы и готовить рассказы по
предложенному плану.
Распознавать предметы на ощупь и
по запаху в ходе учебного
эксперимента. Формулировать
правила гигиены органов чувств.
Практическая работа: изучить
свойства кожи. Осваивать приёмы
оказания первой помощи при
повреждениях кожи. Подготовить
рассказ об уходе за кожей.
Объяснять значение выражения
«система органов». Называть и
показывать на модели органы
человека.
Объяснять значения слов:
«обоняние», «осязание».
Называть органы чувств
человека: глаза, уши, нос, язык,
кожа. Рассказывать о правилах
гигиены органов чувств.
Объяснять значение слов:
«ушиб», «ожог»,
«обмораживание».
Характеризовать средства
гигиены и ухода за кожей.
Называть меры первой помощи
при повреждениях кожи.
Тест №1.
Организм
человека.
Урок
введения в
новую
тему.
Органы
чувств.
Урок
исследова
ние.
Урок
практика.
Надёжная
защита
организма.
Практическ
ая работа
№ 8
«Знакомст
во с
внешним
строением
кожи».
Умение работать с текстом,
выделять новые понятия,
определять их существенные
признаки. Строить
рассуждения в форме связи
простых суждений об
объекте, его строении,
свойствах и связях.
Самостоятельное выделение
и формулирование
познавательной цели;
структурирование знаний.
Выделение необходимой
информации; установление
причинноследственных
связей, представление
цепочек объектов и явлений;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
28
Опора тела
Урок
Характеризовать роль скелета и
8
Объяснять значения слов:
Самостоятельное выделение и и
движение.
развития
умений и
навыков.
мышц в жизнедеятельности
организма. Раскрывать роль
правильной осанки для здоровья
человека.
«скелет», «мышцы», «опорно
двигательная система», «осанка».
Рассказывать о роли опорно
двигательной системы в
организме человека. Понимать
важность выработки и
сохранения правильной осанки.
Урок
проект.
Наше
питание.
Проект
«Школа
кулинаров»
.
Определять наличие питательных
веществ в продуктах питания.
Моделировать строение
пищеварительной системы.
Характеризовать изменения,
которые происходят с пищей в
процессе переваривания.
Обсуждать правила рационального
питания. Составлять меню
здорового питания.
Объяснять значения понятий:
«белки», «жиры», «углеводы»,
«пищеварительная система».
Определять цель проекта,
работать с известной
информацией, собирать
дополнительный материал,
создавать способы решения
проблем творческого и
поискового характера.
формулирование
познавательной цели;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания в устной и
письменной форме. Следить за
правильной осанкой на уроке и
вне его, выполнять физминутки.
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно. Поиск и
выделение необходимой
информации,
структурирование знаний;
представление полученной
информации; оценка
результатов работы.
Сотрудничество с учителем и
учащимися.
Самостоятельное выделение
и формулирование
познавательной цели;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания в устной и
письменной форме.
Объяснять значения понятий:
«дыхательная система»,
«кровеносная система».
Рассказывать о дыхательной и
кровеносной системах, их
строении и работе. Понимать
взаимосвязь дыхательной и
кровеносной систем.
Урок
практика.
Дыхание и
кровообра
щение.
Практическ
ая работа
№ 9
«Подсчет
ударов
пульса».
Проверим
себя и
оценим
Контрольн
ообоб
щающий
Актуализировать знания о лёгких и
сердце. Характеризовать строение
дыхательной системы и её роль в
организме. Моделировать строение
дыхательной системы.
Характеризовать строение
кровеносной системы и роль крови и
кровеносной системы в организме.
Моделировать строение
кровеносной системы. Измерять
пульс на запястье и подсчитывать
количество его ударов в минуту при
разной нагрузке.
Выполнять задания; проверять свои
знания.
9
Адекватно оценивать и
анализировать свои
знания/незнания.
Оценка — выделение и
осознание обучающимся того,
что уже усвоено и что ещё
29
30
31 урок.
Урок
конференц
ия.
Выступать с подготовленными
сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами.
Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и
достижения других учащихся.
Представлять результаты
проектной деятельности.
Формировать адекватную оценку
своих достижений.
свои
достижения
за первое
полугодие.
Промежут
очная
диагности
ческая
работа.
Презентация
проектов
«Богатства,
отданные
людям»,
«Разнообраз
ие природы
родного
края»,
«Школа
кулинаров».
Умей
предупреж
дать
болезни.
32
33
34
Урок
обобщения
и
систематиз
ации
знаний.
Характеризовать и формулировать
факторы закаливания. Составлять
памятку по закаливанию.
Составлять инструкцию по
предупреждению инфекционных
заболеваний.
Здоровый
образ
жизни.
Урок
обобщения
и
систематиз
ации
знаний.
Обсуждать и формулировать
правила здорового образа жизни и
стараться их соблюдать.
10
Объяснять значения понятий:
«закаливание», «инфекционные
болезни», «аллергия». Называть
способы закаливания организма,
правила поведения в случае
заболевания. Формулировать
правила предупреждения
инфекционных болезней и
аллергии.
Объяснять значение выражения
«здоровый образ жизни».
Различать факторы,
укрепляющие здоровье, и
факторы, негативно на него
влияющие.
нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения;
оценка результатов работы.
Моделирование —
преобразование объекта из
чувственной формы в модель,
где выделены существенные
характеристики объекта
(пространственно
графическая или знаково
символическая); умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Структурирование знаний;
постановка и
формулирование проблемы,
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого
и поискового характера.
Структурирование знаний;
постановка и
формулирование проблемы,
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого
и поискового характера. 35
36
37
38
Раздел «Наша безопасность» (7 часов)
Огонь,
вода и газ.
Урок
введения в
новую
тему.
Чтобы путь
был
счастливы
м.
Контрольн
ообоб
щающий
урок.
Тест № 2.
Дорожные
знаки.
Тест № 3.
Контрольн
ообоб
щающий
урок.
Проект
«Кто нас
защищает».
Урок
проект.
Понимать учебные задачи раздела и
данного урока и стремиться их
выполнить. Актуализировать знания
об опасностях в быту.
Характеризовать действия при
пожаре, аварии водопровода и утечке
газа. Моделировать действия при этих
ситуациях в виде схем и ролевой игры.
Анализировать схему эвакуации из
школы и моделировать её в ходе
учебной тревоги.
Актуализировать правила
безопасного поведения на улице.
Изучать по материалам учебника
правила поведения на улице и в
транспорте; готовить сообщения.
Обсуждать предложенные
ситуации, которые являются
потенциально опасными.
Моделировать свои действия в ходе
ролевой игры. Выполнять тесты о
правильном/неправильном
поведении на улице и в транспорте.
Актуализировать знание дорожных
знаков. Анализировать разные типы
знаков, обсуждать, как они
помогают пешеходам. Моделировать
в виде схемы путь от дома до школы
с обозначением имеющихся
дорожных знаков. Выполнять тесты
с выбором ответа, требующие
знание дорожных знаков.
Находить в Интернете и других
источниках информации сведения о
Вооружённых Силах России,
деятельности полиции, службы
пожарной безопасности, МЧС.
11
Объяснять значение слова
«диспетчер». Называть наизусть
телефоны экстренного вызова,
родителей, соседей.
Формулировать действия при
пожаре, аварии водопровода,
утечке газа.
Называть правила поведения по
дороге в школу, при переходе
улицы, езде на велосипеде, езде
в автомобиле, общественном
транспорте.
Постановка и
формулирование проблемы,
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при
решении проблем поискового
характера; умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Построение рассуждения в
форме связи простых
суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
Построение логической
цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений.
Объяснять значение слова
«сервис». Называть дорожные
знаки: предупреждающие,
запрещающие, предписывающие,
информационноуказательные,
знаки сервиса.
Построение рассуждения в
форме связи простых
суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
Построение логической
цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений.
Определять цель проекта,
работать с известной
информацией, собирать
дополнительный материал,
создавать способы решения
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно. Поиск и Интервьюировать ветеранов
Великой Отечественной войны,
военнослужащих, сотрудников
полиции, пожарной охраны, МЧС.
Оформлять собранные материалы в
виде стендов, альбомов и т.д.
Презентовать и оценивать
результаты проектной
деятельности.
Актуализировать полученные ранее
знания о потенциально опасных
местах. Обсуждать потенциальные
опасности в доме и вне его.
Составлять схему своего двора и
окрестностей с указанием опасных
мест.
Характеризовать опасности
природного характера. Находить
информацию о ядовитых растениях
и грибах. Характеризовать правила
гигиены при общении с домашними
животными. Различать гадюку и
ужа.
Анализировать по схеме цепь
загрязнения, приводить примеры
цепей загрязнения. Моделировать
пути поступления загрязняющих
веществ в организм. Обсуждать
проблему экологической
безопасности и меры по охране
окружающей среды. Знакомиться с
устройством и работой бытового
фильтра для очистки воды.
12
проблем творческого и
поискового характера.
Называть правила поведения в
потенциально опасных местах: на
балконе, в лифте, на
стройплощадке, пустыре, в парке,
лесу, на обледенелых
поверхностях и т.д.
Понимать, какие опасности
природного характера могут
принести гроза, ядовитые
растения и грибы, змеи, собаки,
кошки.
Объяснять значения слов:
«экологическая безопасность»,
«цепь загрязнения», «бытовой
фильтр». Называть правила
экологической безопасности.
выделение необходимой
информации,
структурирование знаний;
представление полученной
информации; оценка
результатов работы.
Сотрудничество с учителем и
учащимися.
Построение рассуждения в
форме совокупности простых
суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
Построение логической
цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений.
Построение рассуждения в
форме совокупности простых
суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
Построение логической
цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений.
Выделение необходимой
информации; установление
причинноследственных
связей, представление
цепочек объектов и явлений;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
39
40
41
Опасные
места.
Урок
систематиз
ации
знаний.
Природа и
наша
безопаснос
ть.
Контрольн
ообоб
щающий
урок.
Урок
практика.
Провероч
ная
работа.
Экологичес
кая
безопаснос
ть.
Практическ
ая работа
№ 10
«Устройств
о и работа
бытового
фильтра
для 42
43
44
45
очистки
воды».
Для чего
нужна
экономика.
Урок
введения в
новую
тему.
Природные
богатства и
труд людей
– основа
экономики.
Урок
изучения
нового
материала.
Полезные
ископаемы
е.
Комбиниро
ванный
урок.
Практическ
ая работа
№ 11
«Полезные
ископаемы
е».
Растениев
одство
Практическ
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)
Понимать учебные задачи раздела и
данного урока и стремиться их
выполнить. Различать товары и
услуги; приводить примеры товаров
и услуг. Характеризовать роль
труда в создании товаров и услуг.
Работать со взрослыми:
прослеживать, какие товары и
услуги были нужны семье в течение
дня.
Раскрывать понятия «экономика»,
«потребности», «услуги».
Понимать, что удовлетворение
потребностей людей – главная
задача экономики.
Раскрывать роль природных
богатств и труда людей в экономике
по предложенному плану.
Прослеживать взаимосвязь труда
людей разных профессий. Выяснять
роль профессий родителей в
экономике.
Объяснять значения слов:
«природные богатства»,
«капитал», «труд». Приводить
примеры использования
природных богатств и труда в
процессе производства товаров.
Раскрывать роль науки в
экономическом развитии.
Актуализировать знания о полезных
ископаемых. Определять полезные
ископаемые. Выявлять, при
производстве каких товаров
применяются изучаемые полезные
ископаемые. Характеризовать
особенности добычи различных
полезных ископаемых.
Объяснять значения слов:
«месторождение», «геолог».
Называть наиболее важные в
экономике полезные ископаемые.
Раскрывать основные способы
добычи полезных ископаемых.
Анализировать правила охраны
полезных ископаемых.
Постановка и
формулирование проблемы,
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при
решении проблем поискового
характера; умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Умение работать с текстом,
выделять новые понятия,
определять их существенные
признаки.
Осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания, аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации.
Извлечение необходимой
информации из текстов;
постановка и
формулирование проблемы,
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при
решении проблем поискового
характера.
Урок
практика.
Актуализировать знания о
дикорастущих и культурных
растениях. Исследовать выданное
учителем сельскохозяйственное
13
Объяснять значения слов:
«отрасль», «растениеводство».
Различать и классифицировать
культурные растения.
Структурирование знаний;
постановка и формулирование
проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов ая работа
№ 12
«Знакомст
во с
культурны
ми
растениям
и».
Животново
дство.
Урок
исследова
ние.
Какая
бывает
промышлен
ность.
Урок
исследова
ние.
46
47
48
Проект
Урок
растение и описывать его по плану.
Обсуждать, зачем люди занимаются
растениеводством. Характеризовать
роль выращивания культурных
растений в экономике и труд
растениеводов. Выявлять связь
растениеводства и промышленности.
Работа со взрослыми:
интервьюировать работников
сельского хозяйства.
Актуализировать знания о диких и
домашних животных.
Классифицировать домашних
сельскохозяйственных животных.
Характеризовать роль разведения
сельскохозяйственных животных в
экономике и труд животноводов.
Выявлять взаимосвязь
растениеводства, животноводства и
промышленности. Исследовать,
какие продукты животноводства
использует семья в течение дня.
Работа со взрослыми:
интервьюировать работников
животноводства.
Характеризовать отрасли
промышленности по их роли в
производстве товаров. Соотносить
продукцию и отрасли
промышленности. Выявлять
взаимосвязь отраслей
промышленности. Характеризовать
труд работников отраслей
промышленности. Работа со
взрослыми: выявить, какие отрасли
промышленности, какие крупные
предприятия есть в регионе.
Собирать информацию об
14
Определять с помощью атласа
определителя культурные
растения. Классифицировать
культурные растения: зерновые,
кормовые и прядильные
культуры, овощи, фрукты, цветы.
деятельности при решении
проблем творческого и
поискового характера. Поиск и
выделение необходимой
информации.
Объяснять значение слова
«животноводство». Называть
домашних сельскохозяйственных
животных, рассказывать об их
содержании и разведении, об их
роли в экономике. Называть
продукты животноводства,
которые использует семья в
течение дня.
Постановка и формулирование
проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности при решении
проблем творческого и
поискового характера. Поиск и
выделение необходимой
информации.
Структурирование знаний.
Объяснять значения понятий:
«добывающая промышленность»,
«электроэнергетика»,
«металлургия»,
«машиностроение», «химическая
промышленность», «лёгкая
промышленность», «пищевая
промышленность».
Постановка и формулирование
проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности при решении
проблем творческого и
поискового характера. Поиск и
выделение необходимой
информации.
Структурирование знаний.
Определять цель проекта,
Постановка учебной задачи проект.
«Экономик
а родного
края».
экономике своего края (города,
села). Оформлять собранные
материалы в виде фотовыставки,
стенгазеты, альбома и т.д.
Коллективно составлять книгу
справочник «Экономика родного
края». Презентовать и оценивать
результаты проектной
деятельности.
работать с известной
информацией, собирать
дополнительный материал,
создавать способы решения
проблем творческого и
поискового характера.
Характеризовать виды обмена
товарами (бартер и купляпродажа);
моделировать ситуации бартера и
куплипродажи. Раскрывать роль
денег в экономике. Рассматривать и
сравнивать монеты России по
внешнему виду, устно описывать их.
Объяснять значения слов:
«деньги», «рубль», «заработная
плата», «бартер», «купля
продажа». Называть виды
денежных знаков: банкноты и
монеты. Различать денежные
единицы разных стран.
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно. Поиск и
выделение необходимой
информации,
структурирование знаний;
представление полученной
информации; оценка
результатов работы.
Сотрудничество с учителем и
учащимися.
Самостоятельное выделение
и формулирование
познавательной цели;
структурирование знаний.
49
50
51
Что такое
деньги.
Урок
практика.
Практическ
ая работа
№ 12
«Знакомств
о с
различным
и
монетами».
Государств
енный
бюджет.
Урок
изучения
нового
материала.
Семейный
бюджет.
Урок
изучения
нового
материала.
Характеризовать государственный
бюджет, его доходы и расходы.
Определять, люди каких профессий
получают зарплату из
государственного бюджета.
Выявлять взаимосвязь между
доходами и расходами государства.
Моделировать доходы и расходы
государства в виде математических
задач.
Характеризовать семейный бюджет,
его доходы и расходы. Выявлять
сходство и различия
государственного и семейного
бюджета и их взаимосвязь.
15
Объяснять значения слов:
«бюджет», «доходы», «расходы»,
«налоги». Объяснять, зачем
нужен государственный бюджет,
на что расходуются деньги из
государственного бюджета.
Умение работать с текстом,
выделять новые понятия,
определять их существенные
признаки.
Осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания, аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации.
Объяснять значения слов:
«стипендия», «пенсия».
Понимать, что такое семейный
бюджет, анализировать его
доходы и расходы.
Умение работать с текстом,
выделять новые понятия,
определять их существенные
признаки.
Осознанное и произвольное 52
53
54
55
Экономика
и экология.
Тест № 4.
Контрольн
ообоб
щающий
урок.
Экономика
и экология.
Урок
исследова
ние.
Определять, какие доходы и из
каких источников может иметь
семья. Обсуждать, какие расходы
семьи являются первостепенными, а
какие – менее важными.
Моделировать семейный бюджет.
Актуализировать знания о влиянии
человека на окружающую среду.
Характеризовать вредное
воздействие различных отраслей
экономики на окружающую среду.
Раскрывать взаимосвязь между
экономикой и экологией.
Обсуждать, почему при
осуществлении любого
экономического проекта в
настоящее время осуществляется
экологическая экспертиза.
Выяснять, какие меры
экологической безопасности
предпринимаются в регионе.
Объяснять значения слов:
«танкер», «экологическая
катастрофа», «экологический
прогноз». Понимать взаимосвязь
экономики и экологии.
Приводить примеры изменения
экономических проектов под
влиянием экологов.
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов)
Золотое
кольцо
России.
Урок
путешестви
е.
Прослеживать маршрут
путешествия по карте в учебнике и
настенной карте России.
Объяснять значение слова
«финифть». Рассказывать о
достопримечательностях городов
Золотого кольца. Узнавать
достопримечательности городов
Золотого кольца по
фотографиям.
Золотое
кольцо
России.
Урок
путешестви
е.
Моделировать маршрут Золотого
кольца, используя фотографии
достопримечательностей, сувениры и
т.д.
Узнавать достопримечательности
городов Золотого кольца по
фотографиям.
16
построение речевого
высказывания, аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации.
Поиск и выделение
необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания в устной и
письменной форме.
Постановка и
формулирование проблемы,
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого
и поискового характера.
Умение получать
информацию на основе
изучения карты, ставить
познавательную задачу,
соотносить информацию из
разных источников. Умение
работать с текстом, выделять
новые понятия, определять их
существенные признаки.
Структурирование знаний;
умение читать схемы и
работать с ними, давать
аргументированный ответ на
поставленный вопрос; умение
строить рассуждения в 56
57
58
59
Золотое
кольцо
России.
Урок
викторина.
Составлять вопросы к викторине по
Золотому кольцу. С помощью
Интернета готовить сообщение о
любом городе Золотого кольца.
Называть города, которые входят
в Золотое кольцо.
Урок
проект.
Проект
«Музей
путешестви
й».
Собирать экспонаты для музея,
составлять этикетки. Оформлять
экспозицию музея. Готовить
сообщения, презентовать свои
сообщения с демонстрацией
экспонатов.
Определять цель проекта,
работать с известной
информацией, собирать
дополнительный материал,
создавать способы решения
проблем творческого и
поискового характера.
Наши
ближайшие
соседи.
Урок
путешестви
е.
На севере
Европы.
Урок
путешестви
е.
Показывать на карте России её
границы и пограничные
государства, их столицы, в том
числе страны, граничащие только с
Калининградской областью или
имеющие с Россией только морские
границы. Обсуждать, почему с
государствамисоседями нужно
иметь добрососедские отношения.
Готовить сообщение о странах,
граничащих с Россией.
Самостоятельно изучить материал
учебника о странах севера Европы,
подготовить сообщения с показом
местоположения страны и её
столицы на политической карте
17
Объяснять значения понятий:
«сухопутные границы», «морские
границы». Называть государства,
граничащие с Россией, их столицы.
Объяснять значения понятий:
«Скандинавские страны»,
«фьорд», «аквапарк», «гейзер».
Называть страны севера Европы,
их столицы. Узнавать по
форме связи простых
суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
Умение получать
информацию на основе
изучения карты,
моделировать объекты
окружающего мира.
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно. Поиск и
выделение необходимой
информации,
структурирование знаний;
представление полученной
информации; оценка
результатов работы.
Сотрудничество с учителем и
учащимися.
Умение получать
информацию на основе
изучения карты, ставить
познавательную задачу,
соотносить информацию из
разных источников. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Умение получать
информацию на основе
изучения карты, ставить
познавательную задачу,
соотносить информацию из 60
61
62
Что такое
Бенилюкс.
Урок
путешестви
е.
В центре
Европы.
Урок
путешестви
е.
Урок
путешестви
е.
По
Франции и
Великобри
тании
(Франция).
Европы. Соотносить государства и
их флаги. Составлять вопросы к
викторине по странам севера
Европы. Работать со взрослыми: в
магазинах выяснять, какие товары
поступают из стран севера Европы.
Самостоятельно изучить материал о
странах Бенилюкса, подготовить
сообщения с показом
местоположения страны и её
столицы на политической карте
Европы. Составлять вопросы к
викторине по странам Бенилюкса.
Работать со взрослыми: в магазинах
выяснять, какие товары поступают
из Бельгии, Голландии,
Люксембурга.
Самостоятельно изучить материал о
странах центра Европы,
подготовить сообщения с показом
местоположения страны и её
столицы на политической карте
Европы. Моделировать
достопримечательности из
пластилина. Работать со взрослыми:
в магазинах выяснять, какие товары
поступают из Германии, Австрии,
Швейцарии.
Самостоятельно изучить материал о
Франции, подготовить сообщения с
показом местоположения страны и
её столицы на политической карте
Европы. Составлять вопросы для
викторины о Франции. Работать со
взрослыми: в магазинах выяснять,
какие товары поступают из
Франции.
18
фотографиям
достопримечательности
изучаемой страны, её известных
людей.
Объяснять значение слова
«дамба». Называть страны
Бенилюкса, их столицы.
Описывать
достопримечательности стран
Бенилюкса по фотографиям.
Объяснять значение слова
«фиакр». Называть страны
центра Европы, их столицы.
Узнавать и описывать
достопримечательности по
фотографиям. Узнавать
известных людей стран Европы.
Показывать местоположение
Франции на карте, называть её
столицу. Описывать
достопримечательности Франции
по фотографиям. Узнавать её
замечательных людей.
разных источников. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Умение получать
информацию на основе
изучения карты, ставить
познавательную задачу,
соотносить информацию из
разных источников. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Умение получать
информацию на основе
изучения карты, ставить
познавательную задачу,
соотносить информацию из
разных источников. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Умение получать
информацию на основе
изучения карты, ставить
познавательную задачу,
соотносить информацию из
разных источников. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями 63
64
65
66
Урок
путешестви
е.
По
Франции и
Великобри
тании
(Великобри
тания).
На юге
Европы.
Урок
путешестви
е.
Комбиниро
ванный
урок.
По
знамениты
м местам
мира.
Тест № 5.
Контрольн
ообоб
щающий
урок.
Проверим
себя и
оценим
свои
достижени
я за второе
Самостоятельно изучить материал о
Великобритании, подготовить
сообщения с показом
местоположения страны и её
столицы на политической карте
Европы. Составлять вопросы для
викторины о Великобритании.
Работать со взрослыми: в магазинах
выяснять, какие товары поступают
из Великобритании.
Самостоятельно изучить материал о
Греции и Италии, подготовить
сообщения с показом
местоположения стран и их столиц
на политической карте Европы.
Составлять вопросы для викторины
по Греции и Италии. Работать со
взрослыми: в магазинах выяснять,
какие товары поступают из Греции
и Италии.
Соотносить памятники архитектуры
и искусства с той страной, в которой
они находятся. Обсуждать цели
международного туризма. Находить
в дополнительной литературе и в
Интернете материал о
достопримечательностях разных
стран, готовить сообщения.
Выполнять задания; проверять свои
знания.
19
Показывать местоположение
Великобритании на карте,
называть её столицу. Описывать
достопримечательности
Великобритании по
фотографиям. Узнавать её
замечательных людей.
Показывать местоположение
Греции и Италии на карте,
называть их столицы. Описывать
достопримечательности Греции и
Италии по фотографиям.
Узнавать их замечательных
людей.
Описывать по фотографиям
изучаемые
достопримечательности.
Адекватно оценивать и
анализировать свои
знания/незнания.
коммуникации.
Умение получать
информацию на основе
изучения карты, ставить
познавательную задачу,
соотносить информацию из
разных источников. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Умение получать
информацию на основе
изучения карты, ставить
познавательную задачу,
соотносить информацию из
разных источников. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Умение получать
информацию на основе
изучения карты, ставить
познавательную задачу,
соотносить информацию из
разных источников.
Инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации.
Оценка — выделение и
осознание обучающимся того,
что уже усвоено и что ещё
нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения;
оценка результатов работы. 67
68
полугодие.
Итоговая
диагности
ческая
работа.
Презентац
ия
проектов
«Кто нас
защищает»,
«Экономик
а родного
края»,
«Музей
путешестви
й».
Презентац
ия
проектов
«Кто нас
защищает»,
«Экономик
а родного
края»,
«Музей
путешестви
й».
Урок
конференц
ия.
Выступать с подготовленными
сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами.
Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и
достижения других учащихся.
Представлять результаты
проектной деятельности.
Формировать адекватную оценку
своих достижений.
Урок
конференц
ия.
Выступать с подготовленными
сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами.
Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и
достижения других учащихся.
Представлять результаты
проектной деятельности.
Формировать адекватную оценку
своих достижений.
Моделирование –
преобразование объекта из
чувственной формы в модель,
где выделены существенные
характеристики объекта
(пространственно
графическая или знаково
символическая); умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Моделирование –
преобразование объекта из
чувственной формы в модель,
где выделены существенные
характеристики объекта
(пространственно
графическая или знаково
символическая); умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
20 МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
энциклопедии,
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в
классе научнопопулярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым
материалом),
словари естественнонаучного,
обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины
Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин
художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
справочники,
– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников,
царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и
исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт;
адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы
(альбомы, комплекты открыток);
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений
(по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки;
плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов
родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы
ухода за растениями и животными.
Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование:
– демонстрационный экземпляр микроскопа;
– демонстрационный экземпляр глобуса;
– комплект луп для работы в группах по 56 человек;
– комплект компасов для работы в группах по 5–6 человек;
– демонстрационный экземпляр флюгера;
– демонстрационный экземпляр барометра;
– демонстрационный экземпляр бинокля;
– демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
– демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового,
биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся
действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства,
сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь
раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных
коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на
экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь
пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
21 Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций:
посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы
(свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь,
нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
22
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
КТП окружающий мир 3 класс "Школа России" А.А.Плешаков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.