Календарно-тематическое планирование по литературе по программе В.Я Коровиной для 7 класса. КТП рассчитано на 105 часов в год ( 3 часа в неделю). Увеличено количество часов на уроки внеклассного чтения,изучения творчества отдельных писателей и поэтов, изучение УНТ,литературу XX века, зарубежную литературуКалендарно-тематическое планирование по литературе по программе В.Я. Коровиной. 7 класс 105 часов (3 часа в неделю)
. 7 класс Литература.doc
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного курса
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов,
основные факты жизненного и творческого пути писателейклассиков;
основные теоретиколитературные понятия;
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из
В результате изучения литературы ученик должен знать:
изучению;
подлежащих обязательному изучению (по выбору);
уметь:
литературных родов и жанров;
выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
произведением;
точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую
Раздел II. Содержание учебного курса.
Введение. (1 ч)
Изображение человека как важнейшая идейнонравственная проблема литературы.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора,
его труд, позиция и отношение к героям.
Устное народное творчество
Былины (7 ч)
«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского
народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств
(трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость,
физическая сила).
«Илья Муромец и Соловейразбойник». Бескорыстное служение родине и народу,
мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера
Ильи Муромца.
Теория. Былина.
Пословицы и поговорки (2 ч)
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка. Сборники
пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность.
Прямой и переносный смысл пословиц. Сходство и различия пословиц разных стран мира на
одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория. Пословица (развитиепредставлений).
Древнерусская литература (3 ч)
1 «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Нравственные заветы древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.
Из русской литературы ХVIII в.
Михаил Васильевич Ломоносов (2 ч). Краткий рассказ об ученом.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Признание
труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин (1 ч). Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем
стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.
Понимание необходимости свободы творчества.
Александр Сергеевич Пушкин (7ч). Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных
волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в
изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.
Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла ХII).
Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге».
Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл
сопоставления Олега и Волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней
Руси.
Теория. Летопись.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского
писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих
поколений.
Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч). Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значение для понимания
характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном
Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоятьза
правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с
произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы
гусляров. Язык и стих. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Теория. Фольклоризм литературы (начальные представления)
Николай Васильевич Гоголь (7ч). Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждениепредательства.
Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев в борьбе за родную
землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.
Поэтический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория. Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев (5 ч). Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы
мальчиков, их духовный мир. Любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в
рассказе.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы»; «Два богача». Нравственность и
человеческие взаимоотношения.
Теория. Стихотворения в прозе
2 Н.А. Некрасов (4 ч). Краткийрассказ о писателе.
«Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа
русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.«Размышления
у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа.
Некрасовская муза.
Теория. Поэма (развитие).
Михаил Евграфович СалтыковЩедрин (2 ч). Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки
общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение
покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести...».
«Дикий помещик». Художественное мастерство писателясатирика в обличении социальных
пороков.
Теория. Гротеск.
Лев Николаевич Толстой (2 ч). Краткий рассказ о писателе.
«Детство».Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ
собственных поступков.
Антон Павлович Чехов (3ч). Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия
рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».Многогранность комического в рассказах А. П.
Чехова.
Теория. Юмор (развитие).
Иван Алексеевич Бунин (3 ч). Краткий рассказ о писателе.
«Цифры», «Лапти». Воспитание детей в семье. Герой рассказа:сложность взаимопонимания
детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).
Из русской литературы ХХ в.
Максим Горький (7 ч). Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей
жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка,
Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
Теория. Понятие об идее произведения.
В.В. Маяковский (4 ч). Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли
автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,
словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям».Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина
и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория. Лирический герой (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев (3ч). Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.
А.П. Платонов (6 ч). Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка— незаметный герой с
большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
«Неизвестный цветок». Прекрасное — вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои
Платонова.
На дорогах войны ... (2 ч).
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм,
самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны с стихотворениях поэтов —
3 участников войны (А. Ахматова «Клятва», «Песня мира»; К. Симонов. «Ты помнишь,
Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.)
Евгений Иванович Носов (2 ч). Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека.
Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим
людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей
природе. Взаимосвязьприроды и человека.
Федор Александрович Абрамов (1 ч). Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственноэкологические проблемы, поднятые в
рассказе.
Теория. Литературные традиции.
Юрий Павлович Казаков (2 ч).
Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности
характеров героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.
Подвиг мальчика в радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя родина» (3 ч)
Стихотворения о родине, о природе, собственном восприятии окружающего мира (1 ч) (С.
Есенин, А. Прокофьев, М. Исаковский, Н. Заболоцкий, А. Яшин, Н. Рубцов, Н. Рыленков).
Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание
картин природы.
А. Т. Твардовский (1 ч). Краткий рассказ о поэте.
«Братья», Спасибо, моя родная...»,«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка
лета…», «На дне моей жизни...» — воспоминания о детстве, подведение итогов жизни,
размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Дмитрий Сергеевич Лихачев (2 ч).«Земля родная»(главы из книги). Духовное напутствие
молодежи
Теория. Публицистика. Воспоминания. Мемуары (начальные представления).
Край ты мой! Родимый край! (1 ч)
Стихотворения русских поэтов ХIХ века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С.
Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин и др.) Поэтическое
изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания.
Из зарубежной литературы.
Роберт Бернс (1 ч). Особенности творчества Роберта Бернса.
«Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.
Джордж Гордон Байрон (2 ч).«Ты кончил жизни путь, герой!..» Гимн славы герою,
павшему за свободу родины.
Японские хокку (2 ч).
Теория. Особенности жанра хокку (хайку).
Джеймс Олдридж (2 ч). «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм»). Взаимоотношения
родителей и детей — одна из острых проблем века. Сила личного примера. Ответственность
Ответственность за судьбу близкого человека. Любовь к жизни, способность выстоять.
О. Генри (3 ч). «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.
Дуглас Брэдбери (3 ч).
Краткий рассказ о писателе.
«Каникулы».
4 Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы
Содержание
Введение.
Устное народное творчество.
Из древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века
Из русской литературы XIX века.
Из русской литературы XX века.
Зарубежная литература.
Заключение
Колво часов
1
9
3
3
36
41
11
1
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору
учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
A.
С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис
Годунов (отрывок по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда
волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).
И. С. Тургенев. Русский язык.
Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
B.
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест.
И. А. Бунин. Родина (на выбор).
В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
B.
Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору
учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е.
М. Винокуров. Москвичи).
C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой
суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).
А. Жуковский. Приход весны.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся).
Пословицы и поговорки народов мира.
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.
Из русской литературы XVIII века
A. П. Сумароков. Эпиграмма.
B.
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. Басни (на выбор).
A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».
B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.
5 Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в
Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава.
Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.
М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.
Н. А. Некрасов. Саша.
И. С. Тургенев. Бурмистр.
Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь
над водами...».
А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».
А. Н. Майков. Гроза.
Я. П. Полонский. Дорога.
Л. Н. Толстой. Детство.
А. П. Чехов. Размазня.
A. И. Куприн. Изумруд.
Из русской литературы XX века
И. А. Бунин. Лапти.
B. Я. Брюсов. Нить Ариадны.
А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...».
«Там, в ночной завывающей стуже...».
C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.
А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам.
«Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.
A.
Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года.
Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о
Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я
заболею...». Хорошая девочка Лида.
B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.
А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что
происходит...».
Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
В. С. Высоцкий. Песня о друге.
A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.
B.
Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку, или хайку).
Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.
В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах
Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день.
Т. Аверченко. Вечером.
С. Розов. В добрый час!
6 Раздел IV. Календарнотематическое планирование
Тема урока
Планир.
дата
проведен
ия
Фактич.
дата
проведен
ия
Прим
ечани
е
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Введение. – 1 час
Изображение человека как важнейшая идейнонравственная
проблема литературы. Личность автора, его труд, позиция и
отношение к героям
Устное народное творчество (9 часов)
Предания как поэтическая автобиография народа.
Былины. «Вольга и Микула Селянинович» Воплощение в
былине нравственных критериев русского народа,
прославление мирного труда
Теория: былина
Былина «Садко» Киевский и новгородский циклы былин.
Былина «Садко». История жизни и путешествий героя.
Образ Садко: находчивость, предприимчивость,
талантливость, мужество. Фантастический образ морского
царя.
Урок развития речи
Сочинение «Мой любимый былинный герой»
Урок внеклассного чтения
Былина «Илья Муромец и Соловейразбойник»
Карелофинский эпос «Калевала»
Песнь о Роланде –эпическая поэма
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и
поговорок
Теория: пословица (развитие представлений)
10 Урок развития речи
Защита проектов Создание иллюстрированных сборников
«Пословицы и поговорки»
11 Древнерусская литература (3 часа)
«Повесть временных лет». из «Поучения» Владимира
Мономаха (отрывок)
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные
заветы древней Руси
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Образ Февронии
Внимание к личности, гимн любви, верности
12
13
14 Литература XVIII века (3 часа)
М.В. Ломоносов. Краткий рассказ об учёном. «К статуе
Петра Великого»
Теория: ода (начальное представление)
15 М.В. Ломоносов
16
Оды. Патриотизм. Признание деяний на благо родины
важнейшей чертой гражданина
Г.Р. Державин поэт и гражданин.
«Признание» Размышления о смысле жизни, о судьбе.
Понимание необходимости свободы творчества 17 Литература XIX века (36 часов)
18
19
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта
А.С. Пушкин Поэма «Медный всадник» (вступление «На
берегу пустынных волн…» Интерес Пушкина к истории
России.
Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности
композиции. Основная мысль стихотворения
Теория: летопись
20 Урок развития речи
Выразительное чтение баллады «Песнь о вещем Олеге»
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) Образ
летописца как образ древнерусского писателя. Монолог
Пимена
Повесть «Станционный смотритель»
22
23 Урок развития речи
Составление характеристики Самсона Вырина
24 М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
25
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова» Поэма об
историческом прошлом Руси. Аналитическое чтение 1 и 2
ой частей
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова» Картины быта,
их значение для понимания характеров и идеи
произведения. Аналитическое чтение «Песни…»
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Жизнь в Сечи.
Аналитическое чтение 1ой части
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Аналитическое
чтение 2ой
3ей и 4ой частей
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Анализ 512ой глав
Характеры главных героев повести.
32
33
34 Урок развития речи
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
35 Урок развития речи
Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас
Бульба»
И.С Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ
«Бирюк»
Характеристика героев рассказа «Бирюк».
27 Урок развития речи
Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы. Связь
поэмы с произведениями устного народного творчества.
Теория: фольклоризм литературы
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»
Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
21
26
28
29
30
31
36
37
8 38
39
Роль пейзажа в рассказе «Бирюк».
Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два
богача»
40 Урок развития речи
Чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык»
Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе
«Русские женщины», «Княгиня Трубецкая»
Стихотворение«Размышления у парадного подъезда»
41
42
43
44 Урок развития речи
Чтение наизусть стихотворения «Размышления у парадного
подъезда»
45 М.Е. СалтыковЩедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»
46 Урок внеклассного чтения
Сказка «Дикий помещик»
Л.Н Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство».
Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна»
А.К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло
Репнин»жанр исторической баллады
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ
«Хамелеон»
Рассказ «Злоумышленник»
50
51 Урок внеклассного чтения
«Тоска». Тема рассказа, значение пейзажа.
52 Урок развития речи
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских
поэтов 19 века о родной природе.
53 Литература XX века (41 час)
47
48
49
54
55
И.А. Бунин. Сообщение о писателе на основании
высказываний К.Г. Паустовского. Рассказ «Цифры»
Своеобразие образа рассказчика (рассказ от 1го лица).
Воспитание детей в семье. Психологизм рассказа.
Рассказ «Цифры». Герой рассказа: сложность взаи
мопонимания детей и взрослых, авторское решение этой
проблемы. Смысл названия произведения.
Комментированное чтение.
И.А. Бунин. Рассказ «Лапти» Образ Нефеда: готовность к
самопожертвованию, решительность, находчивость,
сострадание, скромность. Роль детали (красные лапти),
природы в рассказе
56 М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Чтение статей «Из
воспоминаний и писем...», «...Из писем М. Горького Павлу
Максимову»
57 М.Горький «Детство» Автобиографический характер
повести «Детство». Особенности повествования. Портрет
как средство характеристики героев (бабушка, дед).
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Изображение
58
9 59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
быта и характеров. «Неумное племя». Составление плана
характеристики литературного героя.
Повесть «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской
жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Роль
антитезы в изображении семьи Кашириных. Контраст между
добротой и жестокостью, справедливостью и неспра
ведливостью. Вера в творческие силы народа. Понятие о
теме и идее произведения
Анализ эпизода повести М. Горького «Детство» Тема эпизо
да, его место в композиции. Роль эпизода в раскрытии идеи
произведения. Герои, их поступки и взаимоотношения.
Речевая характеристика героев. Роль деталей, портрета,
пейзажа, изобразительно. выразительных средств в повести.
Авторрассказчик
Легенда о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изер
гиль» Понятие о романтическом характере
Романтический сюжет легенды и романтический образ
Данко. Изобразительновыразительные средства (эпитеты,
метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы), их роль
в произведении. Контраст света и тьмы. Черты фольклора в
легенде.
Своеобразие личности Л.Н. Андреева. Чтение
воспоминаний К.И. Чуковского о писателе
Рассказ «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим
меньшим.
Бессердечие героев. Изобразительновыразительные
средства, их роль в рассказе. Ведущая роль олицетворения
Слово о В,В. Маяковском. Статья «В творческой лабо
ратории В.В. Маяковского» Стихотворение «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче» Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и об
щества.
Своеобразие стихотворного ритма. Словотворчество
Маяковского. Яркая метафоричность произведения. Юмор
в стихотворении. Роль фантастики.
В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к
лошадям» Своеобразие стихотворного ритма. Яркая зву
копись, игра слов. Понятие о лирическом герое.
Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и
гуманизм, доброта, сострадание лирического героя.
Злободневность стихотворения. Изобразительновы
разительные средства (гиперболы, звукопись), их роль в
стихотворении
Слово об А.П. Платонове. Рассказ «Юшка». Особенности
жанра произведения. «Юшка» и произведения фольклора
общее и различное. Любовь и ненависть окружающих героя
людей.
71 Юшка — незаметный герой с большим сердцем. «Детскость»
героя. Речевая характеристика героя. Осознание
необходимости сострадания и уважении к человеку. Роль
10 72
73
образов природы в рассказе.
Составление плана рассказа.
Автобиографичность рассказа «В прекрасном и яростном
мире». Труд как нравственное содержание человеческой
жизни. Вечные нравственные ценности. Положительный
герой. Талант мастера и человека в рассказе.
74 Урок развития речи
Сочинение «Характеристика героев повести по рассказам
И.Бунина, М.Горького, А.Платонова и Л. Андреева
75 Контрольная работа
по творчеству В. Маяковского, М. Горького, Л. Андреева,
А.Платонова).
Слово о Б.Л. Пастернаке. Стихотворения «Никого не будет
в доме...», «Июль». Картины природы, преображенной
поэтическим зрением Б.Л. Пастернака. Способы создания
поэтических образов (олицетворения, сравнения, метафоры,
перифразы, звукопись) Единение с природой в творчестве
Б.Л. Пастернака.
А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют
синие...», «Июль — макушка лета...». «На дне моей жизни...»
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и
радости грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахма
товой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, А.А. Суркова,
Н.С. Тихонова и др. Трагическая и героическая тема
произведений о Великой Отечественной войне
Чтение наизусть стихотворений по выбору
Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади» Эстетические
и нравственноэкологические проблемы рассказа. Разговор
авторарассказчика с Рыжухой. Олицетворение как
средство раскрытия образов.
Е.И.Носов. Рассказы «Кукла», Нравственные проблемы
рассказа Роль антитезы в рассказе. Протест против рав
нодушия, бездуховности, безразличного отношения к
окружающим людям, природе.
Рассказ «Живое пламя». Сила внутренней, духовной
красоты человека. Осознание огромной роли прекрасного в
душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при
роды и человека. Память о войне. Смысл названий
рассказов.
76
77
78
80
81
82
79 Урок развития речи
83 Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро» Особенности
характеров героев — сельского и городского мальчиков,
понимание окружающей природы. Роль пейзажа в рассказе.
Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей.
Взаимовыручка как мерило нравственности человека.
Подвиг мальчика и радость от собственного доброго
поступка. Речевая характеристика героев. Роль диалога в
композиции.
Д.С. Лихачев. Главы из книги «Земля родная» — духовное
напутствие молодежи. Понятие о жанре мемуаров.
84
85
11 86
Д.С. Лихачев о традициях, сокровищах прошлого, о
формировании человека в детстве и юности, об открытости
русской культуры, о ценности языка, об умении хорошо
говорить и писать, о правилах публичного выступления
87 М.М.Зощенко. Рассказ «Беда» Своеобразие языка писателя.
88
89
90
91
Несоответствие реальности и мечты в рассказе «Беда».
Смешное и грустное в произведении. Способы создания
юмористического
«Тихая моя Родина...». Родная природа в стихотворениях
поэтов XX века Единство людей и природы перед
волшебством обновления в стихотворении В.Я, Брюсова
«Первый снег». Одиночество, скрашенное природой, в
стихотворении Ф.К. Сологуба «Забелелся туман за рекой...».
Одухотворение природы в стихотворении С.А. Есенина
«Топи да болота...». Философские размышления в сти
хотворении Н.А. Заболоцкого «Я воспитан природой
суровой...». «Смертная связь» человека с малой родиной в
стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина». Развитие
понятия о лирике
Песни на стихи русских поэтов XX века Лирические
размышления о жизни, времени и вечности в сти
хотворениях И.А. Гоффа «Русское поле», Б.Ш. Окуджавы
«По Смоленской дороге», А.Н. Вертинского «Доченьки».
Изобразительновыразительные средства, характерные для
лирических песен
92 Итоговая контрольная работа
93
Из литературы народов России. Творчество Р. Гамзатова
Размышления поэта об истоках и основах жизни в
стихотворениях «О моей родине», «Опять за спиною родная
земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю..,».
Особенности художественной образности Р. Гамзатова.
Любовь к малой родине, гордость за нес
Зарубежная литература (11 часов)
Р. Берне.
«Честная бедность» и другие стихотворения Герои
стихотворений Р. Бёрнса. Мастерство переводов С.Я. Мар
шака. Стихотворение «Честная бедность». Представления
поэта о справедливости и честности, об истинных
ценностях. Противопоставление бедности и богатства,
чести и бесчестия.
Дж.Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, ге
рой!..» Прославление подвига во имя свободы Родины.
«Высокая» лексика стихотворения.
Особенности жанра хокку (хайку). Жизнь природы и жизнь
человека в их нерасторжимом единстве. Лаконичные
поэтические картины.
Близость хокку к искусству живописи. Зрительные и
звуковые образы в хокку. Хокку Мацуо Басе", Кобаяси
Исса. Философичность хокку.
О.Генри. Новелла «Дары волхвов» Нравственные проблемы
94
95
96
97
98
12 в произведениях зарубежных писателей. Сила любви и
преданности, жертвенность во имя любви в рассказе «Дары
волхвов».
Особенности стиля писателя (лаконичность, динамичность
сюжета, яркие герои, мягкий юмор)
99
100 О. Генри. «Дары волхвов»
Инсценированное чтение.
Р/р. Сочинение «Незабываемые страницы».
Рэй Дуглас Брэдбери.»Каникулы».
Рэй Дуглас Брэдбери.»Каникулы».
Викторина «По страницам любимых книг»
101
102
103
104
105 Итоговый урок.
13
КТП по литературе 7 класс
КТП по литературе 7 класс
КТП по литературе 7 класс
КТП по литературе 7 класс
КТП по литературе 7 класс
КТП по литературе 7 класс
КТП по литературе 7 класс
КТП по литературе 7 класс
КТП по литературе 7 класс
КТП по литературе 7 класс
КТП по литературе 7 класс
КТП по литературе 7 класс
КТП по литературе 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.