КТП Путешествие точки
Оценка 4.7

КТП Путешествие точки

Оценка 4.7
Документация +1
docx
математика +1
1 кл—4 кл
12.04.2019
КТП Путешествие точки
Публикация является частью публикации:
путешествие точки ПЗ.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7  городского округа город Шарья Костромской области Рассмотрено на заседании  методического  объединения учителей  нач. классов Протокол № ___   от «___»  ________ 20…  г., Руководитель:  ________ /____________/ Согласовано зам. директора по УВР     _____________/____________/ «__________ » 2010 г «___» «__________ » 20… г Утверждено:                   Директор школы: ________/А.В.Кобец/ «___» «_______ » 20…г   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности «Путешествие Точки» направление «Общеинтеллектуальное» для учащихся 1 – 4 класса Составитель: Василькова О.С. учитель начальных классов 2014 – 2015 учебный год Пояснительная записка За   основу   программы   «Путешествие   Точки»   взята   экспериментальная   программа «Геометрия   для   младших   школьников»,   автор   В.А. Панчищина,   разработанная   в   рамках проекта   «Математика.   Психология.   Интеллект»,   Издательство   Томского   университета, 1998 г. Продуктивность   ума   человека   определяется   развитием   следующих   свойств   ума: глубины, широты, гибкости, самостоятельности, логичности, критичности. Развитие у детей логического мышления – одна из важных задач начального обучения. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребёнок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Существуют   различные   приёмы   развития   логического   мышления.   Одним   из   таких приемов   является   наблюдение.   Процесс   наблюдения   включает   ряд   последовательно выполняемых приёмов логического мышления. Важнейший из них для учеников начальной школы   –   это   приём   сравнения,   который   позволяет   выделить   в   предметах   разнообразные признаки, приём изменения свойств, необходимый для определения существенного признака предмета.   В   результате   проведения   наблюдения   у   ребёнка   должны   сформироваться простейшие представления или понятия об исследуемом предмете или явлении. Задачи развития логического мышления и познавательной активности решаются при изучении   геометрического   материала.   Изучение   геометрического   материала   способствует формированию   пространственных   представлений   детей,   прививает   элементарные   навыки определения простейших геометрических понятий, навыки чёткой формулировки выводов на основе наблюдений. В процессе накопления геометрических представлений основную роль играют наблюдения и практическая деятельность обучающихся. Формирование представлений идёт от реального предмета определённой формы к геометрической фигуре как его образа и, наоборот, от фигуры – образа к реальному предмету. Систематический курс геометрии, который изучается в школе с 7 класса, традиционно относят к сложным математическим курсам. Программа курса «Путешествие Точки» для младших школьников обеспечивает пропедевтику систематического курса геометрии, а также благотворно   влияет   на   общее   развитие   детей,   так   как   позволяет   использовать   в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей. Эта   программа   основана   на   активной   деятельности   детей,   направленной   на   зарождение, накопление,   осмысление,   некоторую   систематизацию   геометрической   информации.   Кроме того,   изучение   систематического   курса   геометрии   начинается   в   том   возрасте,   когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. В   этом   курсе   центр   внимания   –   геометрическая   фигура,   она   является   исходной клеточкой всего учебного материала. Именно она позволяет детям заниматься геометрией, обусловленной   только   их   пространственным   опытом.   И   именно   геометрическая   фигура помогает   познакомить   детей   с   другой   геометрией   –   геометрией   как   сложно   устроенной системой, в которой все связано друг с другом и подчиняется определенным законам. Актуальность курса «Путешествие Точки» в том, что он даёт возможность получить непосредственное   знание   некоторых   геометрических   понятий,   идей,   обеспечивает пропедевтику систематического курса геометрии и влияет на общее развитие детей, так как позволяет   использовать   в   индивидуальном   опыте   ребёнка   различные   составляющие   его способностей. 2 Начальный   курс   математики   объединяет   арифметический,   алгебраический   и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит   перед   собой   задачу   формирования   интереса   к   предмету   геометрии,   подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади   и   развить   комбинаторные   способности.   Большое   внимание   при   этом   уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы. Программа   курса   составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа внеурочной деятельности «Путешествие Точки» рассчитана для учащихся 1   –   4   классов.   Занятия   проводятся   один   раз   в   неделю.   1   класс   (35   минут),   2   –   4   класс (45 минут). Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 ­ 11 лет. Целью  этой   программы   являются,   с   одной   стороны,   создание   запаса   геометрических представлений,   которые   в   дальнейшем   должны   обеспечить   основу   для   формирования геометрических   понятий,   идей,   методов;   с   другой   стороны,   максимальное   развитие познавательных способностей учащихся. Задачи:    в   доступной   форме   познакомить   с   рядом   геометрических   понятий,   научить ориентироваться   в   простейших   геометрических   ситуациях   и   обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке; создать   запас   геометрических   представлений,   которые   в   дальнейшем   должны обеспечить   основы   для   формирования   геометрических   понятий;   другими   словами, должны помочь в изучении систематического курса геометрии; показать,   что   геометрия   –   это   тонкое   ремесло,   искусство,   наука,   которая   может выступать в трех обликах, тесно связанных между собой;  максимально развивать познавательные способности учащихся. Содержание   программы   внеурочной   деятельности   «Путешествие   Точки» соответствует   цели   и   задачам   основной   образовательной   программы,   реализуемой   в образовательном учреждении. Формы и методы занятий. Ведущей   формой   организации   занятий   является  групповая.  Наряду   с   групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую   часть   педагог   планирует   с   учётом   возрастных,   психологических   и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из практических заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления. В процессе занятий используются различные формы занятий:  традиционные,  творческие  и практические занятия;  индивидуальная деятельность;  различные методы обучения:  словесный (устное изложение, беседа, рассказ);  наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); 3  практический (учащиеся  не только воспринимают и усваивают готовую информацию, но и участвуют в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом). Виды деятельности: ­ творческие работы, ­ задания на смекалку, ­ лабиринты, ­ кроссворды, ­ логические задачи, ­ упражнения на распознавание геометрических фигур, ­ решение уравнений повышенной трудности, ­ решение нестандартных задач, ­ решение текстовых задач повышенной трудности различными способами, ­ решение комбинаторных задач, ­ решение геометрических задач. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итог: № 1 2 3 4 Итог: № 1 2 3 4 5 6 7 Итог: Содержание курса. 1 класс Количество часов Весёлые человечки начинают заниматься геометрией. Как строят дома. Приключения точки. Весёлые человечки узнают, что углы бывают прямые, острые и тупые. Весёлые человечки обсуждают, какие бывают треугольники. Какие бывают четырехугольники. Весёлые человечки чертят круги. Весёлые человечки учатся измерять длину. Весёлые человечки узнают, как измеряют площадь. Симметричные фигуры. Весёлые человечки снова в школе. Куб, шар, цилиндр. 3 ч 2 ч 3 ч 5 ч 5 ч. 3 ч. 4 ч 2 ч 3 ч 3 ч 33 часа 2 класс Количество часов Геометрические фигуры. Конструкции из шашек. Конструкции из кубиков. Координаты и фигуры. 3 класс Оригами и геометрические фигуры. Геометрические тела и их поверхности. Начальные   понятия   геометрии:   геометрические   фигуры   и основания геометрии. Фигура   и   развертка.   Плоская   геометрическая   фигура   как часть поверхности геометрического тела. Математическое вышивание: узоры из линий. Конструкции из шашек. Конструкции из кубиков. 4 20 ч 3 ч 3 ч 8 ч 34 часа Количество часов 2 ч 5 ч 15 ч 2 ч 2 ч. 4 ч. 4 ч 34 часа № 1 2 3 4 5 Итог: 4 класс Количество часов Геометрические фигуры. Путешествие по каменной летописи мира. Координаты и фигуры. Симметрия. Геометрические величины. 22 ч 2 ч 2 ч 6 ч 2 ч. 34 часа Личностными результатами изучения курса «Путешествие Точки» являются:    умение определять подходящий способ получения ответа на возникающие вопросы об окружающем мире; умение отличать известное от неизвестного; умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия; иметь готовность использовать полученные знания в учении и в повседневной жизни;   формирование культуры диалоговых отношений с взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, семья, школа и пр.) Метапредметными результатами изучения курса «Путешествие Точки» являются: Познавательные УУД: классифицировать   объекты,   используя   сравнение   для   установки   общих   и специфических свойств геометрических фигур и объектов; представлять полученные результаты в виде схемы, таблицы; проявлять самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям; обнаруживать свои  трудности в выполнении действия тем или иным способом; владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач; уметь превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других; понимать   позицию   разных   участников   коммуникации   и   продолжать   их   логику рассуждения.            Регулятивные УУД: способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать своё предположение (версию); учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: 5 Учебно­тематическое планирование № Дата проведения Кол­во часов 1 класс Темы занятий Описание примерного содержания занятий Раздел 1. Весёлые человечки начинают  Заниматься геометрией (3 часа) 1 1 1 Что такое геометрия.  Точки и линии Прямая Раздел 2. Как строят дома. Приключения точки (2 часа) 1 1 Вертикальная и  наклонная линия Сравнение отрезков  по длине 1 2 3 4 5 Раздел 3. Весёлые человечки узнают, что углы бывают прямые, острые и тупые  (3 часа) 6 Точки   и   линии.   Пересекающиеся линии.   Ориентация   в   пространстве: слева,   справа,   между.   Графические диктанты. Рисование   точек,   линий.   Упражнения на ориентацию в пространстве Рисование   точек,   линий.   Упражнения на ориентацию в пространстве Упражнения   в   построении   отрезков, лучей и прямой Линии   вокруг   нас.   Прямые   и   кривые линии.   Отрезок,   прямая   и   луч. Вертикальная   и   наклонная   линия. Приключения   точки.   Упражнения   в построении отрезков, лучей и прямой. Сравнение отрезов по длине. Наблюдения за формой архитектурных сооружений,   линий   в   окружающей жизни. плоских геометрических фигур. Рисуем дом. Сравнение   отрезков   с   помощью   Наложение   предметов, циркуля. использование   при измерении   Сравнение   окружающих   предметов   по   длине,   по высоте, по ширине Как лучи соединяются в угол. Вершина и   стороны   угла.   Сравнение   углов. Прямые   и   острые   углы.   Углы   вокруг   посредника длины.   Изготовление 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 1 1 Как лучи  соединяются в углы Какие бывают углы Прямой угол Раздел 4. Весёлые человечки обсуждают, какие бывают треугольники (5 часов) 1 1 1 1 1 Ломаная линия.  Треугольник Какие бывают  треугольники Виды треугольников Сравнение  треугольников Город треугольников Раздел 5. Какие бывают четырехугольники (5 часов) 1 1 1 1 1 Какие бывают  четырёхугольники Прямоугольники Квадрат Диагональ Город  четырёхугольников Раздел 6. Весёлые человечки чертят круги  (3 часа) 7 нас. Графические диктанты.       Рисование   углов   разных   размеров. Вырезание углов, сравнение углов.  Сравнение углов по размеру. Гирлянда из   углов.  Чертим   разные   углы. Групповая работа Наблюдения за углами в окружающей жизни   и   окружающих   объектах. Чертим прямые углы. Ломаная линия. Треугольник. Стороны и   вершина   треугольника.   Виды (равносторонний, треугольников тупоугольный, прямоугольный, равнобедренный). остроугольный, Треугольники   вокруг   нас.   Город треугольников. Чертим треугольники. Треугольники из палочек. Равносторонние прямоугольные, остроугольные, Чертим   треугольники, углы и стороны. Чертим   треугольники, углы и стороны. Сравнение   треугольников   по   разным признакам.  Упражнения   в   построении разных   треугольников   по   заданным признакам. Сюжетная композиция из треугольных форм. Рисуем Город треугольников. треугольники, тупоугольные, равнобедренные.   сравниваем   сравниваем           в построении   Прямоугольник. Четырёхугольники. Квадрат. Ромб. Диагональ. Построение четырёхугольников. Четырёхугольники вокруг нас. Город четырёхугольников. Четырёхугольники из палочек. Рисуем четырёхугольники. Упражнения прямоугольников. Четырёхугольники из палочек. Рисуем четырёхугольники. Разрезание   четырёхугольников   по диагонали, сравнение треугольников Сюжетная из четырёхугольников.  Рисуем   Город четырёхугольников Круг. Окружность, Пересечение, касание. Город кругов.   Центр   и   радиус   круга.   центр   окружности. композиция 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 1 1 1 Круг. Центр и радиус  круга Окружность. Центр и  радиус окружности Город­круг Раздел 7. Весёлые человечки учатся измерять длину (4 часа) 1 2 1 Как измерить длину? Меры длины План. Масщтаб. Раздел 8. Весёлые человечки узнают, как измеряют площадь (2 часа) Как измеряют  площадь? 2 Раздел 9. Симметричные фигуры (3 часа) 1 1 1 Симметрия Симметричные  предметы Мониторинг  сформированности  УУД Раздел 10. Весёлые человечки снова в школе.  Куб, шар, цилиндр (3 часа) 8     в Предметы, имеющие форму круга. Центр круга, радиус. Приёмы работы с циркулем Упражнения построении окружностей и других геометрических фигур Сюжетная   композиция   из   кругов   и окружностей. Рисуем Город­круг. Меры длины. Измерение отрезков. Что можно измерить? Приключения точки. План комнаты, масштаб. Весёлые   человечки   измеряют   длину. Меры   длины.  Знакомство   с   мерами длины.   Упражнения   в   измерении предметов Чертим   отрезки   разной   длины. Измерение отрезков. План   класса.   Масштаб.   Глазомер. Измерение длины и  ширины классной комнаты,   предметов.   Чертим   план классной комнаты. Групповая работа Площадь. Квадратные меры измерения площади. Измерение площади плоских фигур. Сравнение площади. Меры   для   измерения   площади:   см², мм², дм², м². Упражнения в сравнении площади, измерении площади   квадратиков. Строим   плот   из Приключения точки. Форма и размер. Упражнения   в   сравнении   площади, измерении площади Симметрия.   Симметричная   фигура. Симметричные   рисунки.   Симметрия вокруг   нас.   Вырезаем   симметричные фигуры. Симметричность. симметричных фигур. Нахождение   симметричных   фигур, предметов.   Вырезаем   и   чертим симметричные фигуры. Работа в паре. Работа   по   карте   самоконтроля. Задания на построение геометрических фигур. Геометрические   тела.   шар, цилиндр. Грани, рёбра, вершина куба. Что   имеет   форму   шара?   Геометрия вокруг нас. Построение   Куб, 3 1 3 2 3 3 № 1 1 1 Куб. Шар.  Цилиндр. Элементы  пространственных  фигур Экскурсия. Геометрия вокруг нас Геометрическое   тело.   Сказки   про геометрические   фигуры.   Элементы геометрических   тел.   Вершина,   рёбра, грань.   Развёртка.   Клеим   объемные геометрические фигуры из бумаги. Предметы,   имеющие   форму   шара, куба,   цилиндра.  Клеим   цилиндр   из бумаги.  Геометрия   в   архитектуре,   в   бытовых предметах,   в   игрушках,   играх,   в дизайне,   Экскурсия. Находим   геометрические   фигуры вокруг нас.   в   природе. Учебно­тематическое планирование 2 класс Дата Кол­во часов проведения Раздел 1. Геометрические фигуры (20 часов) Темы занятий 9 Описание примерного содержания занятий           Цилиндр, Геометрические   фигуры   на   пути   к понятию: форма и фигура, модель и образ.   шар.   конус, Образование первоначальных представлений  о цилиндре,  конусе, шаре   как   абстрактных   образах объектов окружающей из действительности; введение терминов, выделение существенных признаков.   Призмы   и   пирамиды. Сравнение   с   помощью   моделей цилиндров и конусов с призмами и пирамидами. и элементы многоугольники   –   фигур. геометрических Геометрические на рисунках,   в   стихах,   сказках,   в творческих   работах   учащихся. Создание   идеального   образа геометрических   фигур   в   процессе игровой деятельности учащихся. 2.   Пространственные   и   плоские геометрические   фигуры:   модель   и   фигуры     Круг образ.   Геометрическая   ромашка. Формирование   представлений   о цилиндре,   конусе,   шаре,   призме,   и пирамиде   –   как   пространственных геометрических фигурах; о круге и многоугольнике   –   как   плоских геометрических  фигурах.   Цилиндр, конус,   шар,   призма   и   пирамида геометрические тела. 3.   Геометрические   фигуры   в   игре «Танграм»:   форма   и   фигура. Плоские   геометрические  фигуры  и конструкции   из   многоугольников. Использование треугольников, квадрата,   параллелограмма   для составления из  частей  и разбиения на   части   плоских   геометрических фигур. 4. поверхности геометрического   тела:   модель   и   Геометрические   тела   и образ. Формирование развертки. представлений развертке поверхности   цилиндра   и   конуса   с помощью   бумажных   моделей   этих фигур.   Круг   и     многоугольники   – части   поверхности   геометрических тел. Развертка о             Геометрические фигуры Найти   предметы   геометрической формы вокруг нас Форма. Фигура. Цилиндр Характерные       особенности цилиндра. Предметы цилиндрической формы вокруг нас. Особенности вращения геометрических   фигур.   Лепка фигур. Лепка   геометрических   фигур   из пластилина. Игра «Угадай­ка» Лепка   геометрических   фигур   из пластилина. Игра «Лепесток» Работа с шашками Лепка   фигур   и   игрушек   из пластилина Игра «Ромашка». Изготовление   набора   плоских геометрических фигур Геометрическая   фигура. Конус. Шар. Призмы и пирамиды. Конструкции   из   шашек. Шифр. Сказки и геометрия и   Плоские пространственные геометрические фигуры Элементы геометрических фигур 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Параллелограмм. Графический диктант Плоские   геометрические фигуры и конструкции из многоугольников Танграм   и   Графический Танграм. диктант Конструкции из шашек и их виды. Плоские пространственные геометрические фигуры Ориентация   и   создание образа   на   листе   и   в пространстве Конструкции из кубиков и их виды Графический   диктант. Элементы фигур Раздел 2. Конструкции из шашек (3 часа)  1 1 1 Конструкции из шашек и кубиков. Графический   диктант. Решение геометрических задач Координаты и фигуры Раздел 3. Конструкции из кубиков (3 часа) 1 1 1 Конструкции из кубиков  и их виды Шашки, кубики и  конструкции из них Геометрические тела и  их развертки Раздел 4. Координаты и фигуры (8 часов) 3 Развертки  геометрических фигур 11 Изготовление   набора   плоских геометрических фигур Мозаика из геометрических фигур. Групповая работа Набор   геометрических   фигур   для игры «Танграм» Составление   конструкций   из многоугольников Работа с шашками Сравниваем и анализируем. Работа в паре Сравниваем и анализируем Работа с кубиками Составление   конструкций   из многоугольников 1. Конструкция и шифр. 2. Конструкция и её виды. Сравниваем и анализируем Ориентация   в   пространстве   и   на плоскости Ориентация   в   пространстве   и   на плоскости 1. Конструкция и шифр. 2. Конструкция и виды. 3. Конструкция и её части. Работа с кубиками Работа с шашками и кубиками Развертка цилиндра 1. Ориентация и создание образа на листе   в   клетку   и   в   пространстве. Графические диктанты и «танграм». Описание   правил   движения карандаша   по   странице   тетради. Перекраивание   одних   плоских фигур,   составленных   из   частей квадрата, в другие. Развертка призмы 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Праздник игрушек из  бумаги. Танграм и графический  диктант. Игрушки   из   пространственных геометрических фигур Игрушки из бумаги Игрушки из бумаги. Оригами Творческая работа. Конструкции из многоугольников Конструкции из многоугольников. Мониторинг  сформированности УУД. Экскурсия. Геометрия  вокруг нас. Работа по карте самоконтроля Экскурсия. Геометрия вокруг нас 1 2 1 1 Учебно­тематическое планирование № Дата проведения Кол­во часов 3 класс Темы занятий Описание примерного содержания занятий Раздел 1. Оригами и геометрические фигуры (2 часа) 1 2 1 1   и Вертикальная горизонтальная   шкала отсчета (координаты) Конструкции из кубиков и их виды Раздел 2. Геометрические тела и их поверхности (5 часов) 12 Оригами   на   уроках   геометрии. Оригами   –   древнее   искусство складывания   фигур   из   бумаги. Изготовление   игрушек   из   бумаги; конструирование многоугольников. Построение по координатам его концов отрезков     Работа с кубиками Геометрические   тела:   от   модели   к рисунку. Углубление представлений о пространственных геометрических и пирамиде   моделей фигурах – цилиндре, конусе, шаре, призме – геометрических   телах   с   помощью моделей из пластилина, деление их на   части,   составления   из   данных частей некоторых геометрических   тел.   Изображение геометрических   тел   на   рисунке. Развертка поверхности геометрического   тела:   развертка   – рисунок.  Изображение   разверток поверхностей данных геометрических   тел,   нарисованных или   представленных   моделями. Задача   построения   развертки поверхности геометрического тела: развертка­чертеж.   Обсуждение необходимости   обращения   к основаниям геометрии для решения задачи   построения   плоской геометрической фигуры с данными свойствами. Работа с кубиками Складывание фигур из бумаги Изготовление игрушек из бумаги Игра «Ромашка». Элементы деталей для игры   прямая,   отрезок,   Работа   с наборов Игра   «Угадай­ка». комплектами   геометрических фигур Точка,   луч. Построение  и  обозначение  точек  и отрезков.   Взаимное   расположение точек   и   отрезков.   Продолжение отрезка   за   его   концы.   Взаимное расположение   отрезков,   имеющих общие   Бесконечное продолжение отрезка за его концы. Плоскость. Развитие представлений об   отрезке,   луче,   прямой   как геометрических фигурах. Формирование   представлений   о плоскости   как   геометрической фигуре   пространства.   Деление прямой, плоскости, пространства на две   полупрямые,   полуплоскости, полупространства. Угол. точки.       3 4 5 6 7 1 1 1 1 1 Конструкции из кубиков  и их виды Оригами и  геометрические фигуры Сказка про оригами Пространственные и  плоские геометрические  фигуры Изображение  геометрических тел, их  элементов на рисунке Раздел 3. Начальные понятия геометрии: геометрические фигуры и основания геометрии (15 часов) 13 равного Развернутый   угол.   Смежные   и вертикальные   углы.   Построение   и обозначение   угла   на   плоскости. Исследование   и   построение различных   конфигураций   из   точек, лучей,   углов   на   плоскости. Сравнение   отрезков.   Равенство отрезков.   Сравнение   отрезков   с помощь нитки, циркуля. Построение отрезка, данному. Сравнение   сторон   и   диагоналей многоугольников. Сравнение сторон треугольников, ведение равносторонних   и   равнобедренных треугольников. Окружность   – геометрические на плоскости. Построение окружности с   помощью   циркуля.   Введение радиуса,   хорды,   диаметра,   дуги окружности.   Решение   задач   на взаимное   расположение:   точек   и окружности;   двух   окружностей; окружности и отрезка; окружности и   прямой.  Сравнение   углов. Прямой,   острый   и   тупой   углы. Построение треугольников. Сравнение углов многоугольника. Лепка   геометрических   тел   из пластилина и   фигуры       круг     Обсуждение   схемы   построения циркулем   и   линейкой   правильного пятиугольника Изготовление игрушек из бумаги Изготовление игрушек из бумаги Исследование   и   построение различных   конфигураций   из   точек, лучей, углов на плоскости Исследование   и   построение различных   конфигураций   из   точек, лучей, углов на плоскости Исследование   и   построение различных   конфигураций   из   точек, лучей на плоскости Игра   «Угадай­ка». комплектами     Работа   с наборов 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 2 1 1 1 1 1 Изображение  простейших сечений  куба на рисунке Развертка поверхности  геометрических тел Построение развертки  поверхности  геометрического тела Отрезок, луч, прямая,  как геометрические  фигуры Построение отрезков,  лучей Плоскость как  геометрическая фигура  пространства Плоские и  пространственные  14 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 1 1 1 1 1 2 геометрические фигуры Геометрическая фигура  – угол Углы многоугольника  Сравнение и измерение  отрезков Равносторонние и  равнобедренные  треугольники Окружность и круг –  геометрические фигуры  на плоскости Построение  окружностей. Радиус,  хорда, диаметр, дуга Раздел 4. Фигура и развертка. Плоская геометрическая фигура как часть поверхности геометрического тела (2 часа) 1 1 Задачи на построение  окружностей и  треугольников Сравнение углов  многоугольников.  Прямой, острый, тупой  угол Раздел 5. Математическое вышивание: узоры из линий (2 часа) 1 1 Развертка поверхности  геометрического тела Построение разверток  поверхности куба и  прямоугольной призм  Раздел 6. Конструкции из шашек (4 часа) 1 1 Геометрические фигуры  на кружевах и вышивках Моделирование отрезков и прямых с помощью  ниток 15 геометрических фигур Иллюстрация к сказке «Два брата». Построение и обозначение углов на плоскости Работа   с   мерами   длины.  Работа   в паре Построение   треугольников   с заданными сторонами Решение   задач   на   взаимное расположение точек и окружностей, двух окружностей Исследование взаимного расположении   треугольников   и окружностей     Развертка поверхности геометрического   тела:   развертка­ чертеж.   Сравнение   и   построение прямоугольника   и   квадрата. Построение   поверхностей   куба   и прямой четырехугольной призмы. Построение узоров из окружностей и треугольников Построение различных конфигураций   из   точек,   прямых   и углов     фигуры   Геометрические на кружевах   и   вышивках.   Анализ   и построение   на   листе   в   клетку различных вышивок. Моделирование отрезков и прямых с помощью ниток. Построение разверток поверхностей геометрических тел Изготовление игрушек из бумаги   Конструкция   и   её   перестраивание. всевозможных Определение конструкций   по   отдельным заданным видам Изготовление игрушек из бумаги   Конструирование узоров с помощью ниток   собственных 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 № 1 1 Конструкция из кубиков  и её перестраивание Определение разных  конструкций по  отдельным заданным  видам Создание   разных   рисунков   – вышивок   на   основе   построения прямых на плоскости Работа с кубиками Раздел 7. Конструкции из кубиков (4 часа) 1 1 1 1 Построение плоских  геометрических фигур  по точкам, заданным  координатами Единицы измерения  длины Построение и измерение  отрезков Мониторинг  сформированности УУД     диктанты Графические и координаты   на   листе   в   клетку. Использование   шкалы   отсчёта   для формирования   представлений   о координатах. Измерение   отрезков   и   длины предметов Измерение   отрезков   и   длины предметов. Групповая работа Работа по карте самоконтроля Измерение   углов   треугольников   с помощью транспортира Учебно­тематическое планирование 4 класс Дата Кол­во часов проведения Раздел 1. Геометрические фигуры (22 часа) Темы занятий 16 Описание примерного содержания занятий Геометрические   конструкции   из отрезков: понятие и образ. Отрезки на на       на             фигура Знакомство   Многоугольник   – и   ломаные. геометрическая на плоскости. Сравнение и построение на   листе   в   клетку   геометрических фигур.     Название   и   обозначение многоугольника.   Длина   ломаной линии   и   периметр   многоугольника. Деление   пополам:   отрезка,   дуги, угла.   Ломаные   линии   на   узорах: соединение   различных   ломаных   на чертеже. с геометрическим орнаментом     Построение Древнего   Востока. узоров по схемам. Ломаные и куб. Построение   ломаных, звенья которых   совпадают   с   ребрами   и диагоналями граней куба. Основные геометрические   фигуры   –   точки, прямые,   плоскости   –   и   некоторые отношения   между   ними.   Точки   и прямые плоскости. Пересекающиеся   и   параллельные прямые.   Построение   прямой, проходящей   через   две   заданные точки плоскости. Геометрические   конструкции   из прямых плоскости: геометрические фигуры на пути от образа к понятию. Пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые.   Параллельные   прямые   и четырёхугольники.Параллелограмм, прямоугольник,   квадрат, Геометрические трапеция.   конструкции   из   прямых   и плоскостей   в   пространстве.  Поиск различных   случаев   взаимного расположения в пространстве   с   помощью   линий пересечения   стен,   потолка   и   пола классной   комнаты.   Многогранники и фигуры вращения. Многогранники –   геометрические   тела.   Пирамида, правильная   пирамида.   Призма, прямая   и   правильная   призма. Параллелепипед,   прямоугольный параллелепипед,   куб.   Изображение на   рисунке   призм   и   пирамид. Окружность   и   круг   –   плоские фигуры вращения. Цилиндр, конус, шар вращения. прямых   ромб, тела     –       17 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Плоские и  пространственные  геометрические фигуры.  Элементы фигур Геометрические тела и  их поверхности Угол – геометрическая  фигура. Измерение углов Сравнение и измерение  углов Стороны треугольников.  Виды треугольников. Многоугольник –  геометрическая фигура  на плоскости. Длина ломаной линии и  периметр  многоугольника Геометрический  орнамент Конструкции из кубиков Пересекающиеся и  параллельные прямые Точки и прямые на  плоскости Перпендикулярные  прямые Параллельные прямые и  четырёхугольники Параллелограмм,  прямоугольник, ромб,  квадрат Трапеция Пересекающиеся,  параллельные и  скрещивающиеся прямые Пирамида, правильная  пирамида Призма, прямая и  правильная призма Параллелепипед, куб Изображение на рисунке  призмы и пирамиды Фигуры вращения. Тела  вращения 18 Математическое   вышивание:   узоры из линий. Игра   «Угадай­ка».   Классификация геометрических   названий   по характерным признакам объектов Технология   РКМЧП   «Верные   и неверные высказывания» Работа с транспортиром Работа с транспортиром. Градусные меры угла. Анализ   и   систематизация   знаний   о треугольниках Решение   задач   на   построение многоугольников  Решение   задач   на   построение многоугольников Творческая задача. Эскиз орнамента из геометрических фигур. Работа с кубиками. Наблюдения   за   окружающими объектами природы и предметами Построение прямых на плоскости по заданным точкам. «Волшебные узоры». Построение прямых на плоскости по заданным точкам. Сравнение,   анализ геометрических фигур.   признаков Творческая   работа   «Дорисуй фигуру». Наблюдения   за   разными   прямыми линиями в окружающих объектах и предметах. Модель пирамиды. Модель призмы.     прямоугольного Модель параллелепипеда из бумаги Игровые фигуру», «На что похоже» Анализ   и   обобщение   характерных признаков геометрических фигур задания   «Дорисуй 2 2 1 Моделирование отрезков и прямых с помощью  ниток Работа в технике изонить Раздел 2. Путешествие по каменной летописи мира. (2 часа) Зримая геометрия Добра, Красоты, Совершенства.  Архитектурный орнамент   Древнего   Востока.   Из истории   Зодчества   Древнего Востока.   Из   истории   Зодчества Древней Руси. 1 1 Геометрия в архитектуре Работа   с   печатными   изданиями, Прямоугольная система  координат на плоскости фотографиями Графический диктант  2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 Раздел 3. Координаты и фигуры (2 часа) 1 1 Решение задач о  геометрических фигурах Симметрия, как  всеобщий и  универсальный принцип  организации и познания  мира Раздел 4. Симметрия (6 часов) 1 1 1 Осевая симметрия  плоской фигуры Экскурсия.  Построение точки и  других фигур,  19     на   плоскости. Ориентация координатные Простейшие геометрические конструкции. Прямоугольная   система   координат на плоскости. Работа в паре. Групповая работа   Работа в технике квиллинг Узоры   симметрии.   Симметрия   в природе,   архитектуре,   искусстве, науке.   Знакомство   с   различными проявлениями симметрии в природе и   человеческой   деятельности Геометрические   преобразования   и создание   узоров   на   плоскости. Осевая   симметрия,   поворот, центральная   симметрия.   Равенство фигур   при   осевой   симметрии. Нахождение   осей   симметрии плоских   фигур,   изображенных   на рисунке.   Симметрия   орнаментов: геометрические узоры   преобразования. Выявление закономерностей   построения линейных   орнаментов.   Построение линейных орнаментов на плоскости. Построение   линейных   орнаментов по национальных орнаментов Нахождение окружающих объектах и предметах Построение   симметричных   фигур. Гирлянда. Групповая работа   мотивам   симметрии и в 1 1 1 симметричных данным Линейный орнамент Площадь плоской  геометрической фигуры Геометрическое тело и  его величина Раздел 5. Геометрические величины (2 часа) 1 1 Творческий отчёт Мониторинг  сформированности УУД 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Построение симметричных фигур Меры измерения площади  Меры измерения объема Плоская   геометрическая   фигура   и её величина. Площадь и её свойства. Геометрическое   тело   и   его величина. Объём и его свойства Защита проекта «Геометрия вокруг нас» Работа по карте самоконтроля 20 В результате изучения курса ученики научатся: 1 класс различать плоские и пространственные геометрические фигуры между собой; выделять существенные признаки плоских и пространственных фигур; измерять длину отрезков стандартными мерами длины; иметь представление о разных углах, о разных треугольниках, четырёхугольниках; иметь представление о круге, как о плоской геометрической фигуре; находить   в   окружающей   среде   предметы,   имеющие   формы   плоских   и пространственных геометрических фигур. 2 класс различать плоские и пространственные геометрические фигуры между собой; выделять существенные признаки плоских и пространственных фигур; распознавать на иллюстрациях и в окружающей среде объекты в виде призм, пирамид, конусов, цилиндра; распознавать пространственные геометрические фигуры по её развертке; составлять конструкции их шашек и из кубиков по трём заданным видам; выполнять   рисунки   на   листе   в   клетку   по   словесной   характеристике   движения карандаша; уметь перекраивать одни плоские фигуры в другие из частей квадрата. 3 класс различать   плоские   и   пространственные   фигуры,   описывать   их   по   характерным признакам и узнавать по словесному описанию; уметь использовать оригами для конструирования многоугольников и геометрических тел; изображать развертки поверхностей геометрических тел; иметь представление об отрезке, луче, прямой как геометрической фигуре; иметь представление о равносторонних, равнобедренных треугольниках; строить окружность на плоскости; иметь представление о различии окружности и круга; определять конструкции по заданным видам из  кубиков и шашек; выполнять рисунки при помощи команд «стартовая точка», «вправо», «влево», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали». 4 класс строить и обозначать угол на плоскости; строить   и   различать   конфигурации   из   точек,   прямых   и   углов   (острых,   прямых   и тупых.) на плоскости; строить отрезки по координатам его концов; измерять длину отрезка, переводить одни единицы в другие; составлять рисунки по координатам; видеть симметрию в природе, архитектуре, искусстве, науке; иметь представление об угле, как геометрической фигуре; выполнять задачи на построение окружностей, построение и измерение углов.                               Способами определения результативности программы являются:  Диагностика,   проводимая   в   конце   каждого   года   обучения   в   виде   естественно­ педагогического наблюдения.  Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы. Занятия   по   программе   курса   «Путешествие   Точки»   помогают   расширить представления детей о геометрических фигурах и объёмных телах, формируют навыки 21 пространственного   ориентирования,   способствуют   психическому   саморазвитию   и межличностным отношениям. Результаты практической деятельности учащихся 1 класс  Творческие   работы   в   форме   альбомов   («Город   треугольников»,   «Город четырёхугольников», «Город – круг»).  Наборы плоских геометрических фигур.  Тематические рисунки по изученной теме с героями сказки. 2 класс  Набор пространственных геометрических фигур из пластилина;  Пластилиновые игрушки из геометрических фигур;  Изделия из бумаги оригами;  Развертки геометрических фигур (куб, призма, цилиндр). 3 класс  Элементы геометрических фигур для игры «Танграм»;  Изделия из бумаги оригами;  Математическое вышивание (изонить);  Модели пространственных геометрических фигур (куб, пирамида, призма, цилиндр,  конус). 4 класс  Игрушки из пространственных геометрических фигур;  Математическое вышивание (изонить);  Творческие работы в технике квиллинг, модульное оригами;  Изделия из бумаги оригами;  Аппликации из симметричных фигур.  Коллективная творческая композиция. Замок из пластилина. Ожидаемые результаты реализации программы. Программа предусматривает достижение  3 уровней результатов:  Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения геометрических   и   проектных   задач.   Результат   выражается   в   понимании   детьми   основных геометрических   понятий,   сути   проектной   деятельности,   умении   поэтапно   решать поставленные задачи. Геометрические фигуры воспринимаются как целое, ученик распознает фигуры   по   их   форме.   Свойства   фигур   устанавливаются   экспериментально,   они   только описываются,   но   не   определяются.   Учащиеся   начинают   различать   элементы   фигур, устанавливают отношения между этими элементами. Это происходит в процессе наблюдений, измерения, вычерчивания, моделирования.  Второй   уровень   результатов   предполагает   позитивное   отношение   детей   к   базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном   использовании   школьниками   метода   проектов,   самостоятельном   выборе   тем (подтем)   проекта,   приобретении   опыта   самостоятельного   поиска,   систематизации   и оформлении  интересующей информации.  Третий   уровень   результатов предполагает   получение   школьниками   самостоятельного общественного   действия.   Проявляется   в   участии   школьников   в   реализации   проектов   по самостоятельно   выбранному   направлению.   На   этом   уровне   достигается   отвлечение   от конкретной природы объекта и конкретного смысла отношений, связывающих эти объекты. Геометрия приобретает общий характер и более широкие применения. 22 Материально­техническое обеспечение программы − мультимедийный проектор;  − интерактивная доска;  − компьютер. Экранно­звуковые пособия:  ­ мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике  программы по математике. 1. Голубь В.Т. Графические диктанты. Мастерская учителя. Москва. «Вако» 2008, 138 с. 2. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. «Путешествие по стране Геометрии», Екатеринбург. Средне­Уральское книжное издательство, 1994 г., 205 стр. 3. Кормишина   С.Н.   «Геометрия   вокруг   нас»   Тетрадь   для   практических   работ. Издательство «Учебная литература», 2005 г. 4. Москва. 160 цветных иллюстраций. Издательство «Амарант», Москва, 2005 г. 5. Панчищина В.А. О концепции и содержании экспериментальной программы «Геометрия для   младших   школьников»   (вводный   курс   геометрии).   Томск:   Издательство   Томского университета, 1998. – 20 с. 6. Панчищина В.А., Гельфман Э.Г., Ксенева В.Н., Лобаненко Н.Б. Геометрия (Часть 1 и 2) Издательство Томского университета, Томск 1998. Часть 1 – 135 с. Часть 2 ­ 227 с. 23

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки

КТП Путешествие точки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2019