Кукла-оберег в русском народном творчестве.
Оценка 4.9

Кукла-оберег в русском народном творчестве.

Оценка 4.9
docx
28.08.2024
Кукла-оберег в русском народном творчестве.
Открытый урок.docx

Конспект открытого урока по технологии (девочки)

Дата: 25.11.2021

Тема: Кукла-оберег в русском народном творчестве.

Изделие: Кукла - оберег

Класс:

Место проведения: учебный кабинет

Время:30 минут

Цель: формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении  куклы - оберег

Задачи

1. Образовательные (предметные результаты)

·         дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;

·         познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;

·         научить изготавливать тряпичную куклу;

·         развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;

·         развивать умения изготовлять куклу без использования иголки

·         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

2. Развивающие (метапредметные результаты)

Познавательные УУД:

·         Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·         Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;

·         Развивать моторику рук, координацию движений;

·         Добывать новые знания в процессе обсуждения;

·         Развивать творческие способности, мышление, воображение;

·         Развивать умение формулировать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

·         Развивать умение слушать и понимать речь учителя;

·         Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

·         Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.

Регулятивные УУД:

·         Развивать умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя;

·         Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке;

·         Развивать умение организовывать свое рабочее место;

·         Развивать потребность выполнения правил на уроке;

·         В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества выполненной работы;

·         Развивать умение вырабатывать критерии изделия;

·         Развивать умение оценивать свою деятельность на уроке.

3. Воспитательные (личностные результаты):

·         Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу;

·         Воспитывать уважительное отношение к мнениям других людей;

·         Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;

·         Воспитывать позитивное отношение к плодотворному взаимодействию на уроке.

·         Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Методы обучения:

     Основной метод: практическая работа

     Частные методы:

словесные: рассказ, объяснение, диалог, беседа, опрос

наглядные: демонстрация, образец, наблюдение.

методы поощрения: похвала, благодарность, одобрение.

методы контроля: контроль учителя и самоконтроль, рефлексия

Ресурсы занятия:

     Дидактические средства обучения:

для учащихся: ткань, нитки, зерно (крупа)

для учителя: образцы изделия, поэтапные рисунки, ткань, нитки, кусочек синтепона.

 

Ход занятия

1.Организационный момент. 

Проверка готовности учащихся к занятию.

Педагог: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.

Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки. И как вы поняли  из предисловия тема нашего урока ….(ответ детей). Конечно, Кукла-оберег в русском народном творчестве.

2. Изучение нового материала.

Педагог: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девочка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье. (демонстрация кукол и показом слайдов)

1. Кукла на счастье.  Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

2. Кукла День и Ночь символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Её делали под Новый год. Она жила в доме и хозяин с хозяйкой разговаривали с куклой. Ежедневно центром её поворачивали к себе светлой стороной, а вечером -темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачным в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне - чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Кукла оберегала всех домочадцев - охраняла их душевный настрой.

3. Пеленашка .Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

4. Подорожница-помещалась в ладошку, так как её брали с собой в дорогу. Жены давали мужьям. У куклы в руках узелок, в который клали либо золу (символ домашнего очага) либо горошину, чтобы быть в пути сытым.

 5. «Кубышка - травница». Эта кукла защищала от болезней, наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни или ставили у кровати больного. Периодически её необходимо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах. Через два года травку в кукле необходимо менять.

 6. Крупеничка или Зерновушка-кукла из мешковины наполненная гречкой или пшеницей. Главная кукла в доме. Крупеничка помогала в тяжелые голодные времена. Ежегодно её наполняли новым зерном, а весной для посева первые горсти зерна брали именно из Крупенички.

7. Берегиня дома - несла частичку души хозяйки и хозяина и помогала защищать дом. К тому же она приносила в дом достаток для чего в руки её давали узелок. Вешали Берегиню над входом выше головы, так чтобы она могла видеть входящих в дом. Народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей.

Обережных кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена была хранительницей домашнего очага и благополучия

Педагог: И сегодня я предлагаю вместе изготовить куклу-берегиню.

3.Практическая работа.

Но прежде чем приступить к практической работе, давайте вспомним правила техники безопасности. (ТБ при работе с ножницами)

Работа по индивидуальным карточкам (технологические карты).  Перед вами технологические карты для выполнения куклы оберега.

1.Обозначить шею с помощью нити.

2.Подвязываем юбку-панёву.

3.Мастерим ручки.

4.Привязываем ручки.

5.Привязываем передник.

6.Подвязываем обережный поясок.

7.Повязываем платок.

Постарайтесь аккуратно, соблюдая правила техники безопасности, собрать куклу. В этом вам помогут слайды, на которых изображена последовательность вашей работы и технологическая карта на ваших партах.

Выберете себе детали куклы и за работу.

Можно на первых 2-х этапах работать вдвоем: один держит туловище куклы, а второй надевает платок и обвязывает его нитками в области шеи.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Наша  кукла-оберег  готова! Вы молодцы!

Вопросы:

1. Что вам понравилось на уроке?

2. Что было для вас трудно в практической части?

Наш урок подошел к концу. Наведите порядок на столах. Спасибо всем за внимание и работу.

Могут руки людей сделать чудо любое:
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства -
И сошью я такое, что вам и не сниться.
Только чтобы жила на земле красота!


Очень надеюсь на то, что чему вы сегодня научились, пригодится вам в вашей жизни. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект открытого урока по технологии (девочки)

Конспект открытого урока по технологии (девочки)

Развивать умение вырабатывать критерии изделия; ·

Развивать умение вырабатывать критерии изделия; ·

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё

Народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей

Народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей

И сошью я такое, что вам и не сниться

И сошью я такое, что вам и не сниться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2024