Конспект открытого урока по технологии (девочки)
Дата: 25.11.2021
Тема: Кукла-оберег в русском народном творчестве.
Изделие: Кукла - оберег
Класс: 5В
Место проведения: учебный кабинет
Время:30 минут
Цель: формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы - оберег
Задачи
1. Образовательные (предметные результаты)
· дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
· познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
· научить изготавливать тряпичную куклу;
· развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
· развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
2. Развивающие (метапредметные результаты)
Познавательные УУД:
· Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;
· Развивать моторику рук, координацию движений;
· Добывать новые знания в процессе обсуждения;
· Развивать творческие способности, мышление, воображение;
· Развивать умение формулировать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
· Развивать умение слушать и понимать речь учителя;
· Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
· Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.
Регулятивные УУД:
· Развивать умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
· Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке;
· Развивать умение организовывать свое рабочее место;
· Развивать потребность выполнения правил на уроке;
· В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества выполненной работы;
· Развивать умение вырабатывать критерии изделия;
· Развивать умение оценивать свою деятельность на уроке.
3. Воспитательные (личностные результаты):
· Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу;
· Воспитывать уважительное отношение к мнениям других людей;
· Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;
· Воспитывать позитивное отношение к плодотворному взаимодействию на уроке.
· Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Методы обучения:
Основной метод: практическая работа
Частные методы:
словесные: рассказ, объяснение, диалог, беседа, опрос
наглядные: демонстрация, образец, наблюдение.
методы поощрения: похвала, благодарность, одобрение.
методы контроля: контроль учителя и самоконтроль, рефлексия
Ресурсы занятия:
Дидактические средства обучения:
для учащихся: ткань, нитки, зерно (крупа)
для учителя: образцы изделия, поэтапные рисунки, ткань, нитки, кусочек синтепона.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к занятию.
Педагог: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.
Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?
Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки. И как вы поняли из предисловия тема нашего урока ….(ответ детей). Конечно, Кукла-оберег в русском народном творчестве.
2. Изучение нового материала.
Педагог: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девочка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах
Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье. (демонстрация кукол и показом слайдов)
1. Кукла на счастье. Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
2. Кукла День и Ночь символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Её делали под Новый год. Она жила в доме и хозяин с хозяйкой разговаривали с куклой. Ежедневно центром её поворачивали к себе светлой стороной, а вечером -темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачным в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне - чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Кукла оберегала всех домочадцев - охраняла их душевный настрой.
3. Пеленашка .Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
4. Подорожница-помещалась в ладошку, так как её брали с собой в дорогу. Жены давали мужьям. У куклы в руках узелок, в который клали либо золу (символ домашнего очага) либо горошину, чтобы быть в пути сытым.
5. «Кубышка - травница». Эта кукла защищала от болезней, наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни или ставили у кровати больного. Периодически её необходимо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах. Через два года травку в кукле необходимо менять.
6. Крупеничка или Зерновушка-кукла из мешковины наполненная гречкой или пшеницей. Главная кукла в доме. Крупеничка помогала в тяжелые голодные времена. Ежегодно её наполняли новым зерном, а весной для посева первые горсти зерна брали именно из Крупенички.
7. Берегиня дома - несла частичку души хозяйки и хозяина и помогала защищать дом. К тому же она приносила в дом достаток для чего в руки её давали узелок. Вешали Берегиню над входом выше головы, так чтобы она могла видеть входящих в дом. Народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей.
Обережных кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена была хранительницей домашнего очага и благополучия
Педагог: И сегодня я предлагаю вместе изготовить куклу-берегиню.
3.Практическая работа.
Но прежде чем приступить к практической работе, давайте вспомним правила техники безопасности. (ТБ при работе с ножницами)
Работа по индивидуальным карточкам (технологические карты). Перед вами технологические карты для выполнения куклы оберега.
1.Обозначить шею с помощью нити.
2.Подвязываем юбку-панёву.
3.Мастерим ручки.
4.Привязываем ручки.
5.Привязываем передник.
6.Подвязываем обережный поясок.
7.Повязываем платок.
Постарайтесь аккуратно, соблюдая правила техники безопасности, собрать куклу. В этом вам помогут слайды, на которых изображена последовательность вашей работы и технологическая карта на ваших партах.
Выберете себе детали куклы и за работу.
Можно на первых 2-х этапах работать вдвоем: один держит туловище куклы, а второй надевает платок и обвязывает его нитками в области шеи.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Наша кукла-оберег готова! Вы молодцы!
Вопросы:
1. Что вам понравилось на уроке?
2. Что было для вас трудно в практической части?
Наш урок подошел к концу. Наведите порядок на столах. Спасибо всем за внимание и работу.
Могут руки людей сделать чудо любое:
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства -
И сошью я такое, что вам и не сниться.
Только чтобы жила на земле красота!
Очень надеюсь на то, что чему вы сегодня
научились, пригодится вам в вашей жизни. Не бойтесь творить, тянитесь к
прекрасному.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.