"Кукла Веснянка"

  • doc
  • 18.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок технологии Кукла-веснянка 4 класс.doc

Урок трудового обучения «Кукла-веснянка», 4 класс.

Цель:  познакомить  детей с историей праздника «Авдотья-Плющиха», с его традициями и символами, народными приметами, различными видами тряпичных кукол; учить применять на практике различные способы соединения ткани, умение подбирать цветовые гаммы; совершенствовать умение работать по инструкционным (технологическим) картам; закреплять знания ТБ на уроках трудового обучения.

Оборудование:

1.     Мультимедийный проектор

2.     Презентация «Приметы весны»

3.     Презентация «История народной игрушки»

4.     Технологическая карта

5.     Ножницы, простой карандаш, ткань, нитки

 

Этап  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

УУД

I Орг. момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 II Сообщение                       темы и целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Работа по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)  Анализ образца.

 

 

б)  Проверка готовности рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV Физминутка.

 

V  Практическая            работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI Подведение итогов.

 

VII Выставка детских работ.

 

VIII  Оценивание  работы детей.

 

 

 

IХ Домашнее задание.

 

 

 

 

Х Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

- Здравствуйте! Начинаем урок труда .   Помните, что на своём рабочем месте необходимо   соблюдать порядок.

- Ребята,  скажите, какое время года наступило?

- Вы все готовились  к уроку, а это значит, что  сегодня мы узнаем об этом времени года много интересного и познавательного.

- На календаре 14 марта. Оказывается, в раньше  на Руси в этот день праздновался старинный русский праздник. Сегодня  мы попробуем узнать, чем он  интересен и как мы с вами можем в наши дни поддержать традиции русского народа.

- Узнаем, как же назывался праздник  (разгадывание кроссворда)

          - Отгадайте приметы весны.

 

          - Ребята, прочитайте ключевое слово.

          - Это первое слово из названия русского праздника. А называется он

Авдотья-Плющиха.

Б) Подробнее о  нём нам расскажут ребята из

II группы.

 

 

 

- Ребята, узнав народную  примету: « На Авдотью погоже – лето пригоже», как вы думаете, какое же будет предстоящее лето?

- Летом вы сможете проверить ваши предположения.

- Поскольку Авдотья-Плющиха – это праздник весенний, мы сейчас вспомним пословицы  о весне.

 

 - Ребята, а какие вы ещё знаете пословицы о весне?

-Обычно на праздники люди  дарят  и получают подарки. На Авдотью-Плющиху было принято дарить тряпичные куклы. О различных видах тряпичных кукол нам расскажут ребята из  IV группы.

 

 

Куклу  сначала показываю, затем прикрепляю  на доску.

-Что мы будем использовать для изготовления  куклы?

- Проверим, всё ли готово у вас к работе. (Проверяют под руководством учителя)

 

 

 

 

- Вспомним правила безопасности при работе с ножницами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Каждая группа будет выполнять одно изделие – одну куклу-веснянку и поэтому вам  необходимо распределить обязанности в группе: кто будет выполнять основу – туловище, кто – руки, а кто – волосы для куклы.

- В выполнении работы вам помогут технологические карты.

-  Все материалы у вас одинаковых размеров, необходимо определиться с длиной косы. Я покажу, как необходимо выполнить заготовку для волос. (Показ)

- Не забывайте работать дружно, согласованно, при необходимости помогайте друг другу. И тогда у вас всё получится.

- Приступайте к работе.

 

- В пословице говорится: всякое дело концом хорошо.

- Покажите, ребята, какие же куклы у вас получились? 

 

- Сегодня все вы молодцы, все потрудились на отлично и  подтверждение  тому – ваши куклы – веснянки.

- Дома вы можете сделать свою куклу, добавив в неё что-нибудь своё. Это может быть дополнительный элемент одежды, украшения и т. д.

- Скажите, ребята, каким было ваше настроение при выполнении этой работы? Что вы чувствовали?

- Ваши куклы – это частичка сегодняшнего весеннего праздника, праздника  тепла, добра и солнечного света. Мы хотим поделиться этими чувствами с нашими гостями и подарить им на память о нашей встрече символ праздника – куклу-веснянку.

- На этом наш урок окончен. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Весна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I группа

Показ презентации сопровождается заполнением кроссворда.

Приложение 1.

 

 

 

 

- Авдотья

 

 

 

 

II группа:

рассказ о празднике.

Приложение 2

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

III группа:

«Народная мудрость гласит…»

Дети перечисляют пословицы (Приложение 3)

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Рассказ с презентацией  «История народной куклы»

 

 

 

 

 

 

- Ткань, нитки, вата.

Ножницы, лоскут для тела 12х30 см, лоскут яркой цветной ткани для рук 13х13 см, нитки цветные для косы, нитки для соединения частей изделия, яркие ленты для косы.

1.     Работай ножницами только на своём рабочем месте.

2.     Ножницы клади кольцами к себе.

3.     Подавай ножницы кольцами вперёд.

4.     Не оставляй ножницы открытыми.

5.   Храни ножницы в чехле .

6.   Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

7.   Используй ножницы по назначению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют по технологическим картам.

 

 

Представляют по одному готовому изделию от группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Удовольствие, интерес – какою кукла получится, радость, тепло, добродушие)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

установка на здоровый образ жизни, ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К:

уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

П:

уметь использовать знаково-символические средства, в том числе и схемы для решения поставленной задачи; уметь устанавливать аналогии

 

 

 

 

 

 

П:

уметь устанавливать причинно-следственные связи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П:

научатся осуществлять синтез как составление целого из частей; строить речевое высказывание в устной и письменной форме

 

Л:

формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р:

учиться учитывать правила в планировании и контроле способа решения

 

К:

уметь контролировать свои действия и действия партнёров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р:

 уметь адекватно воспринимать оценку учителя


 

 

 

 

 

Приложение 1.

Кроссворд  «Приметы весны»

 

 

 

 

 

 

 

 


1.       Набухают почки.

2.       Появляются проталины.

3.       Ледоход.

4.       Половодье.

5.       Оттепель.

6.       Сосульки.

7.       Ярче светит солнце.

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Называется этот праздник так потому, что к этому времени под воздействием первого весеннего тепла снег начинает подтаивать, оседать, сплющиваться, во многих местах распадаться на «плюшки»-делянки.

 Повсеместно праздник был известен под названием «Евдокия Плющиха» . И этот день считается  началом нового года русского земледельца. В народе существовала примета: «На Авдотью погоже – все лето пригоже».  Ясная погода в этого день предвещала хороший урожай. В этот день пора подумать о полевых и огородных работах. Обычно на Авдотью сеют капусту.

По погоде в день Евдокии -Плющихи крестьяне судили какой будет предстоящая весна: «Евдокия красна – и весна красна».

Если было холодно, весну ожидали позднюю: снег долго не сойдет, и скот придется кормить в стойлах на две недели дольше.

И наоборот, если «у Евдокии вода», то «у Егория теплого трава». «Если курочка на Евдокию напьется (талой воды), то овечка на Егория наестся»; «Ни в марте воды, ни в апреле травы».

Приложение 3.

§  Весна красна цветами, а осень пирогами.

§  Весной час упустишь, днем не наверстаешь.

§  Весна - что девушка: не знаешь, когда заплачет, когда засмеётся.

§  Вода на лугу - сено в стогу.

§  Рано затает - долго не растает.

§    Весною как грязь, так и хлебушка даст.

§  Как не злись метелица, всё весной повевает.

§  Кто спит весною - плачет зимою.

§  Вода потекла, весну принесла.

§  Весенний день год кормит.

§  Матушка – весна всем красна.

§  Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.

§  Вода с гор потекла – весну принесла.

§  Весенний день – что ласковое слово.

§  Весной часом отстанешь — днём не догонишь.

§  Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

§  Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

§  Март морозом на нос садится.

§  Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

§  Где в апреле река, там в июле лужица.

§  Апрель с водой, май с травой.

Приложение 4.

а) ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

СЛАЙД №1

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила.

СЛАЙД №2

Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мир

В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

СЛАЙД №3

б) Виды народной тряпичной куклы.

Разные виды кукол использовались для детских игр. Самая простая делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным.

СЛАЙД № 4

Веснянка — это веселая, задорная кукла, которую делают на приход весны. У куколки Веснянки есть еще одно имя — Авдотья-Весновка. Традиционная славянская кукла-веснянка , она  означает окончание холодов и победу солнца - тепла, света и добра.

Ростом куколка – с ладошку.  Обычно  она  была очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Она является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине — всегда быть обаятельной и желанно

СЛАЙД № 5

Куклы-скрутки — удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся нам в этой затее: кукла-скрутка изготавливается БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГЛЫ и ножниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока  трудового обучения «Кукла-веснянка», 4 класс.

Цели урока:  познакомить  детей с историей праздника «Авдотья-Плющиха», с его традициями и символами, народными приметами, различными видами тряпичных кукол; учить применять на практике различные способы соединения ткани, умение подбирать цветовые гаммы; совершенствовать умение работать по инструкционным (технологическим) картам; закреплять знания ТБ на уроках трудового обучения.

На данном  уроке использовалась фронтальная и групповая форма работы с учащимися.  Каждому ребенку на уроке было комфортно. На  уроке присутствовала доброжелательная, творческая обстановка. Все дети были вовлечены в работу,  были активны, внимательны, работоспособны. 

  Выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса. Применение компьютерных технологий способствовало активизации  внимания учащихся . На протяжении урока дети учились  формированию  учебно-познавательного  интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, планированию  своих  действия в соответствии с поставленной задачей, старались  учитывать разные мнения, учились умению  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учились  использовать знаково-символические средства при работе по технологической карте  для решения поставленной задачи, уметь устанавливать причинно-следственные связи , учились осуществлению  синтеза как составление целого из частей;  уметь контролировать свои действия и действия партнёров, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, учились умению адекватно воспринимать оценку учителя.

Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном объеме.