Кулинарное путешествие по России. Реализация программы «Разговор о правильном питании»
Необходимым условием выполнения требований Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения является образование детей в сфере здоровья. При формировании культуры здоровья как ценности одной из важных составляющих является культура питания.
С этой целью в нашей школе была создана программа «Формирование культуры питания и здоровья обучающихся и воспитанников в ОУ».
Работа по данной программе требует комплексного подхода и включает в себя: интегрированный урок, внеклассное мероприятие, классный час с выходом на социально-значимую деятельность и просветительскую работу с родителями, планирование результатов работы и оценку достижений обучающихся, воспитанников в соответствии с современными требованиями контроля и оценки ФГОС.
Реализуя программу в образовательном процессе, мы используем системно-деятельный подход в работе, а также разнообразные формы и методы, которые носят преимущественно интерактивный характер, обеспечивают непосредственное участие детей, стимулируют их интерес к изучаемому материалу, дают возможность проявить свои творческие способности.
Работа по формированию культуры питания и здоровья детей обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.
Для современного школьника крайне важно умение ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения. Для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Школьник должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы. Все эти умения формируются в процессе развития познавательных УУД.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Формирование познавательных УУД возможно проводить при работе практически над любой темой Программы. Сегодня мы хотим остановиться на развитии познавательных навыков учащихся в процессе изучения модуля «Две недели в лагере здоровья».
Формирование познавательных УУД подразумевает, что ученик научится или получит возможность научиться:
· формулировать полученные знания на основе выделения существенных признаков;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
· проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
· строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить логическую цепь рассуждений.
Одной из самых интересных тем в рамках блока «Две недели в лагере здоровья» является тема «Кулинарное путешествие по России. Эта тема предназначена для учащихся 3-4 классов. Учитывая опыт работы по данной теме, можно сказать, что она традиционно вызывает интерес у школьников. Но также необходимо добавить, что в процессе занятий у детей часто возникают вопросы, касающиеся кулинарных особенностей родного края. При планировании занятий по программе были учтены эти моменты.
Цель: расширение представлений о кулинарных традициях как части культуры народа
Задачи:
- сформировать представление о кулинарных традициях - активизировать познавательную активность обучающихся, развивать познавательные УУД при изучении данной темы;
- расширить знания учеников и родителей об основных правилах питания, сформировать готовность соблюдать эти правила.
Планируемые результаты при реализации выбранной темы (познавательные)
Учащиеся научатся: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с добытым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы и т.д.
Для реализации содержания выбранной темы использованы следующие формы:
1. Занятия в музее (экскурсии, интерактивные занятия)
2. Поисковая работа (работа в библиотеках, в сети Интернет)
3. Игры, конкурсы.
4. Проектная работа («Скатерть-самобранка», конкурс семейной фотографии «Кулинарное путешествие во времени»).
5. Тематические домашние задания.
6. Создание слайдовых презентаций, сборников.
7. Родительский лекторий.
8. Совместная работа с родителями.
Каждое занятие по теме строится в соответствии с системно-деятельностным подходом, при этом главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Таким образом, во время занятий по данной программе ребенок имеет возможность проявить свою познавательную активность и способности.
Практические задания для формирования и развития познавательных УУД.
1. Перепутанные пословицы, в которых первая часть от одной пословицы, вторая — от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части. Тема пословиц: «Хлеб – всему голова», «Щи да каша – пища наша» и пр.
2. Придумывание рифм к заданным словам, а затем учащиеся пытаются сочинить двустишия или четверостишия с целью связать эти слова единым смыслом.
3. Сочинение синквейна на заданную тему (например, «Самовар»).
4. Задание «Понимание научного текста»: учащимся предлагается текст познавательного характера (1—2 стр.), который они внимательно читают, находят в нём ответы на вопросы, данные в схеме, и заполняют соответствующие графы конспекта.
5. Составление «толстых» и «тонких» вопросов по прочитанному или услышанному.
Наиболее эффективно познавательные УУД развиваются в процессе работы над проектами. С целью более глубокого формирования у обучающихся познавательных навыков занятия по программе «Разговор о правильном питании» проводятся в тесной интеграции с другой внеурочной программой, осуществляемой в рамках ФГОС НОО, «Учусь создавать проект». На занятиях по данному курсу изучается алгоритм исследовательской работы, проводится защита и презентация проектов.
Пример. Проект «Скатерть-самобранка»
На уроке окружающего мира мы говорили о том, что Россия – многонациональная страна, а затем пришли к выводу, что наше село тоже многонациональное. Даже в каждом классе обучаются дети разных национальностей. Ребята узнали о том, что каждый народ имеет свои культурные традиции и обычаи, в том числе и кулинарные. В связи с этим появился интерес к изучению кухни народов нашего села, и мы начали работу над аналогичным проектом. К нам присоединились ребята из другого класса. Учащиеся объединились в группы в зависимости от схожести интересов, близкого места жительства и даже по национальному признаку. Прежде всего несколько ребят обратились к работникам сельского совета за информацией о том, люди каких национальностей проживают в нашем селе. Результатом стала такая справка об актуальности нашего проекта:
Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру и, конечно же, свою кухню. Мы решили изучить кухню народов нашего села и создать свою книгу рецептов, так как нас интересует история нашей малой родины.»
Затем ребята работали в группах, подбирали необходимый материал, обращаясь в процессе деятельности к родителям, бабушкам, в библиотеки, к Интернет-источникам. Каждая группа представила в результате по 2-3 рецепта национальных блюд, причём обязательным условием было, чтобы блюдо являлось полезным.
Самые интересные рецепты мы собрали в книгу «Скатерть-самобранка» и приняли с нею участие в областном конкурсе детских проектов «Кулинарное путешествие».
При работе над этим проектом у учащихся формировались следующие познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Комплексный подход к изучению темы
«Кулинарное путешествие по России. |
Виды деятельности участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, воспитанников и их родителей) |
|||
Урочная деятельность (интеграция в |
Внеклассная
деятельность
|
Внеурочная, внешкольная, совместная деятельность детей, родителей, общественных организаций |
Просветительс-кая работа с родителями
|
|
Кулинарное путешествие по России. Питание народов Самарской области.
|
Урок –путешествие окружающего мира «Необычное кулинарное путешествие по Самарской области»
|
Классный час совместно с родителями на тему: «Кулинарные секреты народностей нашего села». Конкурс семейной фотографии «Кулинарное путешествие во времени». Проект «Скатерть-самобранка» |
Фольклорный праздник «Лен-леночек» (совместно с Сельским Домом культуры). Экскурсия в краеведческий музей г. Похвистнево «Крестьянский быт. Как питались народы, населяющие Похвистневский район». |
Родительский лекторий «О соблюдении культуры здорового питания в семье» (с привлечением фельдшера). Кулинарный практикум «Сохраняя народные традиции».
|
2. Участие родителей при изучении темы
Мероприятия |
Форма участия |
Классный час совместно с родителями на тему: Кулинарные секреты. |
Родители-соавторы |
Фольклорный праздник в СДК «Лен-леночек». |
Родители-зрители |
Экскурсия в краеведческий музей «Крестьянский быт. Как питались народы нашей местности». |
Родители-организаторы |
Родительский лекторий «О соблюдении культуры здорового питания в семье». |
Родители-участники |
Конкурс семейной фотографии «Кулинарное путешествие во времени» |
Родители-эксперты |
Кулинарный практикум «Сохраняя народные традиции» |
Родители - авторы блюд |
3. Подробное описание конкретного занятия.
Экскурсия в краеведческий музей. Как питались народы нашей местности».
Экскурсия в музей - одна из форм внеурочной деятельности, которая создает условия для развития познавательных навыков учащихся за пределами школы, для получения дополнительной информации о правилах и культуре питания народов. Работа направлена на то, чтобы научить детей добывать новую информацию в обыденном, обогатить свои представления, формировать эмоционально-оценочные суждения по поводу увиденного, вызвать желание отражать полученные знания в собственной творческой деятельности, т.е. формировать познавательную визуальную культуру и опыт в условиях музейной коммуникации.
В краеведческом музее г. Похвистнево созданы все условия для знакомства с народными традициями, бытом русских крестьян, их питанием. Все это способствует развитию интереса к русской национальной культуре, формирует познавательный интерес, содействует воспитанию бережного отношения к народным традициям и их сохранению.
Экскурсия включает следующие этапы работы:
I. Подготовительная работа:
а) четкое определение ее цели,
б) выбор объекта изучения;
в) постановка перед учащимися конкретных вопросов.
П. Содержательная часть экскурсии, т.е. организация учебной работы по восприятию, усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения с помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации.
III. Подведение итогов, обобщение того, что учащиеся узнали нового во время ее проведения.
Приемы, используемые при проведении экскурсии:
a) показ, организующий наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющий выделить объект из окружающей среды
б) рассказ, пробуждающий воображение экскурсантов, делающий зримыми изменения во внешнем облике объекта
Цель экскурсии: знакомство учащихся с элементами крестьянского быта и с питанием народов нашей местности.
Задачи:
1) познакомить с понятием «крестьянский быт» и элементами крестьянского быта, кулинарными традициями крестьян;
2) развивать наблюдательность, внимание;
3) воспитывать уважение к культуре и традициям крестьян.
Методы и приёмы, использованные во время проведения данной экскурсии:
Ø вовлечение в прошлое;
Ø вопросно-ответный метод;
Ø использование загадок, пословиц, поговорок;
Ø опросно-ответная беседа;
Ø ролевая игра;
Ø использование музейных предметов.
Сосредоточение в музеях колоссального и разнообразного систематизированного ценностного материала способствует превращению их в подлинные очаги художественной культуры. Выявлены роль и место музейной экспозиции в образовательно-воспитательной деятельности школьников, изучена познавательная ценность музейного экспоната (подлинность, уникальность, историческая значимость) как важного средства развития познавательных УУД у учащихся.
Детям было предложено участие в конкурсе семейной фотографии «Кулинарное путешествие во времени». Они решили, что у них недостаточны знания о старинном быте крестьян, поэтому попросили учителей и родителей организовать экскурсию в краеведческий музей .
Экскурсия была подготовлена работниками музея с участием учителей. Роль Хозяек исполняли экскурсовод и учитель. В качестве подготовительной работы к занятию учащиеся получили задания: найти в справочниках, словарях, энциклопедиях, сети Интернет объяснения новых слов (список прилагается), подобрать пословицы и поговорки о русской печи, приготовить презентации по заданию учителя.
Ход экскурсии
Описание хода экскурсии |
Формируемые познавательные УУД |
||||||||
Хозяйка 1. Дорогие ребята, мы познакомим вас со старинным бытом русской избы. А вы внимательно слушайте и в конце нашего занятия ответите на вопрос: Что интересного и полезного вы узнали сегодня? Вам встретятся на занятии новые слова, объяснения которых вы могли найти заранее. Подпечек – узкое и низкое пространство под русской печью (для ухватов, кочерег и т.п.). Чугунок – горшок из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи. Ухват – приспособление для подхватывания в печи горшков. Чтобы догадаться, с чего мы начнём разговор, – отгадайте загадку: Толстая Федора наедается не скоро, Но зато, когда сыта, от Федоры теплота. Что же это за Федора? (Печь) Любая деревенская изба жива печью. Печь хороша, если дров немного, а тепло держит долго. Такой рассыпчатой каши, таких пышных караваев, пирогов, пампушек, жаворонков без русской печи не видать, не едать. Вот и любили ее, хлопотунью, как родного человека. А знаете ли вы, ребята, что русская печь появилась очень-очень давно. Когда-то в старой русской избе была всего лишь одна комната. И почти половину ее занимала русская печка. Ребята, а ну-ка подумайте, для чего нужна была русская печь в те давние времена? • В ней готовилась еда. • В русской печке пекли хлеб и пироги. • На печке варили квас и пиво. • В печке сушили грибы и ягоды. • На печке сушили одежду и обувь. • В старину на печке даже мылись. • На печке лечились. • На ней тепло и уютно было спать старикам и детям. Существовало немало примет и поверий, связанных с печью. В частности, при переходе в новый дом, если огонь, зажженный один раз, горел ясно, то жизнь в этом доме будет веселой, если тускло, и дым шел в дом, то это к ссоре. У русской печи велись беседы, а сколько сказок было рассказано на печи долгими, зимними вечерами. В подпечке (что это?) было главное обиталище (место) покровителя дома - домового и его семейства. Вот видите, в чем причина ее долголетия? Не зря в народе говорили: «Без печки изба не изба», «Печь нам мать родная всем, на печи все красно лето, у печи и сплю и ем». Печь всегда воспринималась как существо одушевленное. Хозяйка 1 (заглядывая в печь). Ах, чудеса-то какие! Наша печка испекла нам пироги румяные! Да не простые, а с «начинкою»! (т. е с заданием) Задание №1 Проговорить скороговорку: «Сижу на печи, да слушаю чужие речи» Задание № 2 Вспомнить пословицы о печке. • Без работы и печь холодна. • На холодной печи не пекут калачи, а в печь суют, а потом жуют. • Из одной печи, да не одни калачи. • Иного хлебом не корми, только с печи не гони. Задание № 3 Назвать сказки, где упоминается печка. • «Гуси-лебеди» • «Домовенок Кузя» • «Маша и медведь» • «Колобок» • «Каша из топора» Хозяйка 2. Ребята, а вы знаете, благодаря русской печке появилась и посуда особой формы – а какая, вы узнаете, отгадав загадку. Дедко коптел, Много лет терпел, Много душ кормил. А разбился – под плетнем очутился. (Горшок, чугунок) Правильно – горшки да чугунки (что это?) Как вы думаете, можно ли руками достать чугунок из печки? Почему? А теперь отгадайте другую загадку: Черный конь идет в огонь. (Ухват) (что это?) Сколько ухватов нужно было хозяйке для русской печи? Почему? Очень вкусной в печи получалась каша – рассыпчатая, душистая. А готовили каши в печи не простые, а с добавками. Вот, например, пшённая каша с тыквой. Двое учащихся представляют приготовленные презентации: 1) о пользе тыквы; 2) о пользе и способах приготовления в печи пшённой каши. Практикум: учащиеся пробуют сами достать из печи горшок с помощью ухвата, лопаты для хлеба. Хозяйка 1.Трудно представить себе русский стол без самовара. Самовар был вещью удобной, необходимой и даже престижной. Он был незаменим для беседы и утешал в одиночестве. А еще стоил недешево и считался необходимой частью приданого для городских жителей. В домашнем кругу чаепитие с медом или вареньем было способом времяпрепровождения. За всю историю самовар принимал самые причудливые формы. Он был похож на чайник, цилиндр, шар, был перетянут в талии. Делали его из меди, чугуна, его серебрили, золотили, украшали чеканкой, штамповали узорные детали. (Демонстрируются разные виды самоваров.) Практикум: работа в группах. 1. Составление синквейна со словом «самовар». (Самовар. Металлический, медный. Пыхтит, угощает, греет. Собирает семью за столом . Похож на чайник.)
2. Изготовление аппликаций разных по форме самоваров из заготовленных деталей. Хозяйка 2. А сейчас мы приглашает всех к столу. Отведайте каши пшённой с тыквой и попейте чайку из самовара (помощь родителей). Рефлексия. Детям раздаются конверты с загадками. Дети отгадывают загадки и находят в избе предметы. Поясняют, для чего этот предмет нужен был в доме, как его использовали. - Что нового вы узнали сегодня на экскурсии. Ответы запишите в карточку.
Хозяйка 1. Вот такой в старину была жизнь наших предков. И наша задача – сохранить память и беречь всю красоту, что досталась нам от них. |
Выделение и формулирование познавательной цели.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Анализ, выделение существенных признаков объекта, синтез.
Извлечение необходимой информации из прослушанного.
Структурирование знаний. Произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Извлечение необходимой информации из прослушанного.
Произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Извлечение необходимой информации из прослушанного.
Использование полученной самостоятельно информации.
Структурирование знаний.
Анализ, выделение существенных признаков объекта, синтез.
Произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Анализ, выделение существенных признаков объекта, синтез. Произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Извлечение необходимой информации из прослушанного. Произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Умение осуществлять записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ. Практическое использование полученных знаний. Извлечение необходимой информации из прослушанного.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Обобщение полученной информации.
|
4.Анализ эффективности предложенной методической системы
Комплексный подход и разные формы при работе над данной темой способствовали формированию познавательных УУД. Учащиеся научились искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с добытым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы и т.д.
Кроме того, в результате работы над темой «Кулинарное путешествие по России. Питание народов .» создается единство образовательно-воспитательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт детей, так как особое внимание уделяется социальной адаптации учащихся. Поэтому именно система синхронного сочетания урочной, внеклассной и внешкольной работы способствовали расширению и формированию представлений у учащихся о кулинарных традициях как части культуры народов.
Таким образом, умело построенная работа по данной теме Программы не только способствует формированию и развитию познавательных навыков школьников, но и позволяет воспитывать толерантность и межкультурное взаимопонимание через знакомство с национальными кухнями разных народов, помогает объединиться родителям, детям и педагогам за одним делом и раскрыть грани различных культур, что на сегодняшний день очень актуально. Мы разные, но все вместе мы – одна семья!
5.Инфомационные источники, используемые при подготовке конкурсной работы
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/02/23/formirovanie-poznavatelnykh-uud-na
https://infourok.ru/formirovanie-poznavatelnih-uud-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-1055086.html
https://intolimp.org/publication/razvitiie-poznavatiel-nykh-navykov-u-obuchaiushchikhsia-obshchieobrazovatiel-nyk.html
https://znanio.ru/media/razvitie_poznavatelnyh_navykov_u_obuchayuschihsya_obscheobrazovatelnyh_organizatsij_pri_realizatsii_programmy_razgovor_o_pravilnom_pitanii-61283/73542
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.