Культура и быт вайнахов в XVI-XVIII вв 7 класс
Материальная культура чеченцев и ингушей. Каменное строительство по праву считается одним из определяющих признаков высокой степени развития материальной культуры любого народа. На территории Чечено-Ингушетии основными районами каменного строительства являлись такие районы, как Макажой, верховья Аргуна, Нашаха, Малхиста, Майста, верховья Фортанги, Ассы и Джейраховское ущелье.
Башенное строительство вайнахов. К XVI-XVII вв. на базе развитой башенной, замковой культуры здесь сложился т называемый классический стиль вайнахской боевой башни ("б1ов", "воу"). Это высокая, до 20-30 м, каменная стрельница в основании размерами в 4-6 м, имеющая заметное сужение стен кверху. Башни такого типа венчались пирамидально-ступенчатой кровлей, с навершием из замкового камня в виде остроугольной пирамидки. Под кровлей шел пояс из четырех машикулей (навесных бойниц).
Погребальные сооружения чеченцев и ингушей. Параллельно шел процесс развития и совершенствования форм погребальных сооружений, которые, как правило, строились теперь одного типа - надземные ("малхкаш"). Из-за малоземелья в горах они строились порой в два этажа. Покойников обряжали в лучшие одежды, иногда и в восточные шелка, надевали украшения, рядом укладывали различные предметы: женщинам - орудия труда, мужчинам - доспехи и оружие.
На равнине в XVI-XVIII вв. хоронили в грунтовых могилах по исламскому обряду. В изголовья ставили каменные стелы с арабскими надписями. На смену языческим святилищам в XVI-XVIII вв. в Чечено-Ингушетию приходят мечети ("маьждиг"). Они несут в себе черты местной архитектуры.
С появлением и распространением огнестрельного оружия в XVI-XVIII вв., ростом народонаселения и усилившимися миграционными процессами искусство строительства крупных оборонительных сооружений в Чечено-Ингушетии приходит в упадок. Основным типом жилища становятся приземистые сакли с турлучными стенами и плоской земляной кровлей. Но вместе с тем растет уровень деревянного зодчества - известны сооружения боевых и сторожевых башен, а также жилых домов и хозяйственных построек из дерева.
Религиозные верования. Распространение письменности. В XVI-XVIII вв. в среде вайнахского населения наблюдались различные верования. Высокогорные ингуши и чеченцы придерживались древних языческих верований и только в XVIII в. стали постепенно склоняться к исламу. В равнинных же селах и в восточной части Чечни ислам суннитского толка проник и стал утверждаться в XV-XVI вв. Новая религия распространялась главным образом миссионерами из Дагестана, Азербайджана и Крыма.
Грузинские и русские миссионеры не раз предпринимали попытки в XV-XVIII вв. насадить христианство в крае, особенно в Ингушетии, но безуспешно. Основная часть вайнахов уже исповедовала ислам, а другая придерживалась пока языческих верований. С утверждением ислама в крае распространилась и письменность. Первые надписи на арабском языке датируются XVI в., а в XVIII в. отмечена в плоскостных районах широкая сеть так называемых мечетских школ, где дети изучали азы арабской грамоты.
Народное искусство и творчество. Народное искусство вайнахов развивалось в русле традиционных ремесел и не выделялось в самостоятельное направление. Искусными узорами украшались шерстяные ковры и войлочные "истанги", имело место художественное шитье золотой и серебряной нитью. Ювелиры были знакомы с чернением, позолотой, серебрением, выбиванием узоров по матрице. Глубокой и выразительной эстетикой отличались каменные строения, культовые сооружения.
Предметом искусства являлось огнестрельное и холодное оружие вайнахов, богато украшаемое специалистами-оружейниками. Подлинным достижением народной культуры вайнахов XVI-XVIII вв. является устное народное творчество. Оно было представлено мифами, легендами, сказками, лирически песнями, историческими преданиями. Особого внимания заслуживает жанр героико-эпических песен - "илли", который сложился в период национальной консолидации вайнахов. Песенные сюжеты отражают тему борьбы вайнахов с внешними врагами. Герой "илли" смел и отважен, владеет богатырским конем (дин) и превосходным оружием. Он строго соблюдает рыцарский этикет и все благородные нормы поведения в обществе, выработанные народом. Он дружит с лучшими сынами других народов и совершает чудеса героизма во имя идеалов дружбы.
Герои "илли" совершают походы на соседние княжеские владения, отбивают богатства феодалов и раздают их своим односельчанам.
Начало изучения Чечено-Ингушетии в русской науке. В ХVIII веке наибольший интерес к Северному Кавказу и Чечено-Ингушетии начинают проявлять представители российской науки Это были, как правило, немецкие ученые на русской службе -' отлйб Шобер, Иоганн Гербер, Якоб Рейнеггс, академики Иоганн 'юльденштедт, Фальк. Они непосредственно побывали на территории нашего края. Их труды были изданы не только на рус-ком, но и на немецком языках. В них содержатся ценные сведения об истории, географии, хозяйстве, культуре и традициях вайнахов XVIII столетия.
В XVIII в. появились и первые карты Северного Кавказа, оставленные русскими географами, где были нанесены и вайнахские аулы. Чечено-Ингушетию посещают первые европейские художники, как, например, Ян Потоцкий, оставивший зарисовки типов местных жителей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.