"Культура и религия"
Оценка 4.6

"Культура и религия"

Оценка 4.6
doc
16.11.2020
"Культура и религия"
ВКР.doc

I.                  Оглавление.

1        Автор: Алтухова Лариса Александровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 55 «Лингвист».

2        Тема «Культура и религия», 2012 год, г. Липецк

II.               Введение.

        Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис. Одной из важных составляющих кризиса российского школьного образования является кризис воспитания, выражающийся в потере учащимися нравственных ориентиров жизненного выбора. Необходимость воссоздания системы нравственного воспитания школьников отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, Законе РФ «Об образовании», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», «Национальной доктрине образования до 2025 г.», «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Задача, которую  ставит наше Правительство перед школой (Поручение Правительства РФ от 11 августа 2009г. №ВП-П44-4632) заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живем в  одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур. Это может стать мощным фактором сплочения общества. Но чтобы научиться по - настоящему уважать и понимать другую культуру, надо сначала понять и полюбить культуру свою.  В основе любой культуры лежит некая мировоззренческая позиция (картина мира, система ценностей), которая вырастает из религии и поддерживается ею, что объясняет устойчивый статус религии как вечной необходимости любого времени и любой страны. В этом быстро меняющемся мире человечество видит в религии то неизменное, что позволяет ему существовать и развиваться дальше.

       Выбор темы моей работы обусловлен необходимостью разрешения противоречия между потребностью личности  в духовном развитии и состоянием процесса воспитания в современной школе.

      Актуальность данной темы возникла в связи с появлением  проблем воспитания духовности современных школьников, у которых наблюдается отсутствие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, понимания  их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

       Т.к. культура – это все, что создано человеком, его «вторая природа», я определила для себя, что религия, как система верований, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому может рассматриваться как феномен культуры. Выявить  аспекты взаимодействия религии и культуры, их влияние на формирование личности человекацель данной  работы.

Задачи:

1.           осуществить сравнительный анализ теоретико - методологических подходов к исследованию соотношения религии и культуры, воздействию религии на формирование наследия культуры; проанализировать философские концепции роли религии в формировании отечественного культурного наследия;

2.           выделить конструктивные научные идеи в рамках данных концепций для выявления современных проблем сохранения культурного наследия в условиях светского государства;

3.           на основе исследований определить базовые принципы, направления, формы и методы работы с младшими школьниками по формированию у них мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

III.            Основное содержание.

    Религия и культура являются предметом познания в отдельности, а в их взаимосвязи – формами общественного сознания, реального и ,прежде всего, современного общества, как его неотъемлемые части, взаимодополняющие друг друга.

     Отрыв культуры от её религиозных основ не может остаться без роковых последствий. Подлинный культурный расцвет немыслим без интенсивной духовной жизни.

   Целью и задачей, как культуры, так и религии является духовное совершенствование человека. В этом между ними нет никакого различия. Различие между культурой и религией состоит в способах и путях самого совершенствования. Если культура целиком развивает сознательную часть в человеке, его способность воспринимать и оценивать мир видимый и Божественный в рамках разума и сознания, то религия развивает интуитивную способность человека, выражающуюся не в осознании себя и Божественного начала, а в расширении своего познания о них; то есть религия, не отрицая формы сознания и разумной способности человека мыслить осознанно, тем не менее, устанавливает совсем другой способ познания мира человека и мира Божественного на основе веры как внутренней неотделимой от человека его духовной способности к познанию единства гармонии человека в окружающем мире.
     Взаимодействие религии и культуры предполагает более справедливые нормы человеческого общежития на основе всеобщего права и закона, в соблюдении которых сам человек более этичен и морален с точки зрения всеобщей нравственности.

       Попытка очертить круг проблем, связанных со специфически культурологическим аспектом рассмотрения религии, сразу же наталкивается на трудности и притом разного порядка. Во-первых, бросается в глаза необъятная широта темы “Культура и религия”: все без исключения проявления религиозной жизни включены в реальную культуру. Во-вторых, сложности перехода от систематического подавления свободы совести в условиях государственного атеизма к официально пропагандируемой  религиозности и к государственному мистицизму – создают массу препятствий для объективного научного, и тем более культурологического, исследования. В-третьих, если логически понятия “культура” и “религия” связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры, то аксиологически – в сфере отношений ценности и оценки – они равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и культура – с позиций религии. Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на системном подходе, который позволил провести культурологический анализ места и роли изучения культуры и религии в современной  школе России.

     Общие теоретико-методологические основы темы  «Культура и религия» получили фундаментальную разработку как в отечественной, так и в зарубежной философской мысли. Отдельные вопросы исследуемой проблемы представлены в работах В. Виндельбанда, Р. Генона, Г. Риккерта, А. Швейцера, М. Шелера и других представителей западной философии. Особый след в науке оставили исследования российских ученых и философов: H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, B.В. Зеньковского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, К.Н. Леонтьева, П.А.Флоренского, С.Л. Франка, A.C. Хомякова и других.

Неотъемлемой частью темы «Культура и религия»  в контексте ценностных ориентаций личности являются работы, посвященные анализу феномена духовности, определению механизмов духовно-нравственного формирования личности, а также изучению специфики отечественного менталитета. Прежде всего, к ним следует отнести творческие искания С.С.Аверинцева, B.C. Барулина, И.А. Бокачева, Л.П. Буевой, Э.Ф. Володина, В.В. Журавлева, М.С. Каган, С.П. Крымского, В.А. Лекторского, М.М. Тоненковой, В.Н.Шердакова и других.

Весьма ценными представляются  культурологические изыскания А.Э. Баллера, Ю.Б. Борева, С.П. Мамонтова, Э.С. Маркаряна, А.Н. Мячина, A.A. Оганова, Е.В. Попова, И.Г. Хангельдиевой, в которых осуществлено целостное раскрытие сущности человека и его духовного мира, указаны основные направления нравственного совершенствования современной личности. В целом следует отметить, что к настоящему времени достигнуты значительные результаты в изучении духовно-нравственных традиций и ценностных ориентаций личности.

В рамках культурологического подхода определены перспективные методологические стратегии изучения  культуры и религии в  школе, основные педагогические принципы и ведущие факторы, обеспечивающие повышение  эффективности процесса приобщения учащихся к ценностям  культуры и религии через формирование познавательного интереса учащихся к изучению данной темы.

           Чтобы добиться от учащихся осознанного и обоснованного поведения, учителю необходимо вести целенаправленную работу над формированием мотивов и их дальнейшего  развития.

    В данном процессе я исхожу из общественных требований времени, поэтому    с  целью  формирования у учеников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России  мною был разработан  цикл классных часов для обучающихся 1 – 3 классов, объединенных темой «Культура и религия».

Проведение таких классных часов предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, не противоречащих сущности духовно-нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может ограничиваться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера.

 Поэтому при проведении тематических классных часов я активно использую такую форму работы, как заочные экскурсии, при проведении которых учитываю доступность материала, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией, применяя следующие виды деятельности:

Ø просмотр видеофильмов с последующим обсуждением и выполнением заданий;

Ø рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;

Ø самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

Ø посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

    При подготовке заочной экскурсии я продумываю содержание, способы оформления и презентацию материала. Особый интерес вызвали такие заочные экскурсии, как:

Ø «Святые места Иерусалима»,

Ø « Храмы города Липецка»,

Ø « По святым местам Липецкой области»,

Ø «Храмы России»,

Ø  «Духовное краеведение Липецкой области».

  Такие мероприятия я провожу для расширения кругозора детей, развитие их интереса в конкретной области знаний, а именно в области культуры и религии.

Кроме этого, при проведении классных часов я использую следующие формы работы:

1.     Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

2.     Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

3.     Интервью. Эта форма учебной деятельности помогает осуществлять рефлексию по итогам работы класса на занятии или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

4.     Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе.

5.     Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

6.     Составление галереи образов. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой культуры.

IV.            Заключение.

Тематический цикл классных часов по теме «Культура и религия» вызывает интерес не только у моих учеников, но и у их родителей и многих учителей нашей школы. Опытом работы по данной теме систематически делюсь с коллегами на заседаниях кафедр, для родителей провожу дни открытых классных часов, выбирая наиболее актуальные темы. Кроме этого, было проведено 3 совместных с родителями классных часа.

Системный подход при изучении темы «Культура и религия» с использованием новых педагогических технологий во внеурочной деятельности на протяжении последних лет позволяет мне обеспечивать высокую результативность воспитательного процесса в классе.

Результаты диагностики отношения к жизненным ценностям (методика Шемшуриной А.И.):

Результаты диагностики уровня воспитанности (методика Капустиной Н.П.):

Работа по темам курса и выполнение ВКР позволила мне систематизировать имеющиеся знания и получить новые, понять, что подлинный культурный расцвет немыслим без интенсивной духовной жизни, осознать необходимость преподавания курса ОРКСЭ  школьникам.

Прилагаю разработку вводного классного часа из цикла тематических классных часов.

 

V.               ПРИЛОЖЕНИЕ

Классный час «Культура и религия.

Цель: дать первоначальное представление о культуре и религии.

Задачи:

Ø познакомить обучающихся с понятием культуры и религии;

Ø показать взаимосвязь культуры и религии;

Ø развивать творческое воображение и мышление,

Ø воспитывать положительные черты характера.

                               Ход классного часа:

1.Оргмомент.

2. Представление обсуждаемой темы:

Вы узнаете:

-  Что такое культура.

-  Что такое религия.

-  Как связаны между собой религия и культура.

 

3. Изложение информации по теме:

1.     Работа с понятиями: культура и религия.

- Предлагаю вам уже знакомую игру «Подбери слово».

К – красота

У – уникальность

Л – личность

Ь

Т – традиции

У – устои, уважение

Р – развитие

А – абсолют, архитектура

Культура – сложное понятие. Существует более 300 его определений. Первоначально «культурным» называли человека, который обрабатывает, возделывает землю. В самом общем значении мы говорим о «культуре», когда подразумеваем ее отличие от природы («натуры»).

То есть культура – это все «человеческое» в окружающем нас мире, все то, что делают люди.

Например, растения, которые садовод специально выращивает на своем участке, – помидоры, огурцы, кабачки – это культурные растения. Мы за ними ухаживаем, удобряем, подвязываем. А вот сорняки в наших огородах и садах растут самостоятельно, без нашего участия, без человеческих усилий.

Культура

 

                                                 материальная     духовная

Материальная культура – это транспорт и связь, здания и сооружения, породы животных и сорта растений.

Духовная – это все наши знания, наши представления о том, что красиво, а что нет, что такое добро и что такое зло. А еще к духовной культуре относятся наши религиозные верования.

Как надо отмечать государственный, народный или религиозный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры.

Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Обычно человек не выбирает свою культуру: он в ней рождается и в ней растет.

То есть культура – это нормы и правила, существующие в обществе, это духовные ценности, которые создает человек.

Правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог».

Религия – мироощущение, основанное на вере в существование Бога (или богов), ангелов, духов.

Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

 4. - Распредели слова на 2 группы

Милостыня, пост, совесть, чтение книг, посещение музеев, правила поведения, интерес к живописи, помощь ближним, изучение стихосложения, знание основ живописи, добродетели, нормы морали, интеллигентность, исповедание грехов, молитва.

Проявление религии в человеке

Проявление культуры в человеке

 

 

5. Физминутка – игра «Подпись»

По моему сигналу вы начинаете передвигаться по классу в любом направлении. Ваша задача – пожать руки своим одноклассникам и одноклассницам. Каждый, кто пожал другому руку, ставит подпись на его листке. За 2 минуты нужно собрать как можно больше подписей.

6. Тестовая работа с последующей коллективной проверкой.

1.     Для чего человеку необходима религия?

А) Чтобы гордиться перед другими народами достояниями своей культуры.

Б) Чтобы знать свои традиции, приобщаться к наследию своей Родины ценить и умножать культурное достояние своего народа.

В) Чтобы быть лучше всех.

2.     Что религия дает человеку?

А) нормы морали и нравственности, ориентиры на жизненном пути, возможность быть счастливым

Б) превосходство над нерелигиозными людьми

В) материальное благополучие

3.     Как культура взаимодействует друг с другом?

А) Религия основана на культуре

Б) Культура и религия взаимно дополняют друг друга. Религиозные переживания людей находят отражения в культуре, а культура углубляет религиозные представления.

В) Культура существует только благодаря религии.

4.     Когда человек считается культурным?

А) Когда он занимается физкультурой (физической культурой)

Б) Когда он читал книги о культуре.

В) Когда он знает особенности культуры своей Родины и поступает в соответствии со своим знанием

VIII. Подведение итогов.

Итак, культура – это не только область художества и эстетики. Культура охватывает всю нашу жизнь и помогает нам хранить все прекрасное, доброе и вечное.

Религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к  которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

Культура – разная у всех народов, но суть ее у всех одна и та же: добрососедство, взаимопонимание, взаимопомощь, способность переживать горести другого, как свои горести, и радоваться счастью другого, как собственному счастью, это чувство прекрасного и это чувство ответственности за мир, в котором мы живем.

IX. Рефлексия.

У вас на столах лежат кружки, нарисуйте своё настроение, которое у вас осталось после сегодняшнего классного часа.


I. Оглавление

I. Оглавление

России, понимания их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним

России, понимания их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним

Божественного на основе веры как внутренней неотделимой от человека его духовной способности к познанию единства гармонии человека в окружающем мире

Божественного на основе веры как внутренней неотделимой от человека его духовной способности к познанию единства гармонии человека в окружающем мире

Прежде всего, к ним следует отнести творческие искания

Прежде всего, к ним следует отнести творческие искания

Интернет-ресурсов. При подготовке заочной экскурсии я продумываю содержание, способы оформления и презентацию материала

Интернет-ресурсов. При подготовке заочной экскурсии я продумываю содержание, способы оформления и презентацию материала

Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения

Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения

Кроме этого, было проведено 3 совместных с родителями классных часа

Кроме этого, было проведено 3 совместных с родителями классных часа

I. ПРИЛОЖЕНИЕ

I. ПРИЛОЖЕНИЕ

Культура – сложное понятие .

Культура – сложное понятие .

Распредели слова на 2 группы

Распредели слова на 2 группы

В ) Когда он знает особенности культуры своей

В ) Когда он знает особенности культуры своей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2020