Цаболова Я.Э., Краснюк Л.В.
КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цаболова Яна Эриковна студентка 1 курса психолого-педагогического факультета
Филиал государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки)
(357600, Россия, Ессентуки, ул. Долина Роз, 7, е-mail: yana.tsabolova.99@mail.ru)
Краснюк Людмила Владимировна, д-р э. н, доцент, профессор кафедры педагогики, психологии, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки)
(357600, Россия, Ессентуки, ул. Долина Роз, 7, е-mail: klv_2015@bk.ru)
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме общей культуры, как основе педагогической деятельности и профессионального мастерства педагога. Педагогическая культура интерпретируется, важный элемент общей культуры, слагаемое общей культуры педагога, который характеризуется глубиной и тщательностью своих знаний педагогической теории в процессе ее непрерывного развития и обладает способностью использовать эти знания независимо, методично и с высокой эффективностью в образовательном процессе, с учетом индивидуально-типических особенностей обучающихся, их интересов и в неразрывной связи с развитием науки и практики. На мой взгляд, это одна из важнейших проблем, которая стоит перед обществом в целом.
Ключевые слова: личность, профессиональный педагог, педагогическая культура, общая культура, культура поведения, мастерство
Актуальность исследования заключается в том, что профессия учителя является одной из самых важных в современном мире, поскольку будущее человеческой цивилизации зависит от усилий учителя.
При рассмотрении профессиональной деятельности педагога важно обратить внимание на субъект этой деятельности - профессионального специалиста, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизни ребенка, который находится и способен помочь ему, свободно владеет комплексом общетеоретических и специальных знаний, набором необходимых навыков и обладает определенными способностями.
Профессиональный учитель - единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и образованием детей младшего школьного возраста. Учитель - это модель, которой ученики сознательно и чаще всего бессознательно подражают, принимая то, что делает учитель. Обязательным условием и основой успеха педагога является уважение, знание и понимание своего ученика. Он должен понимать и принимать ученика независимо от того, совпадают ли их системы ценностей, поведение и оценки; это также требует знания психологических механизмов и моделей поведения и общения.
Они говорят, что «педагогическая деятельность является многопрофильной и многоаспектной». Это означает, что в каждой сфере деятельности учителя (от практики до менеджера) ему приходится работать с людьми, особенно с детьми [1, с.85].
Эффективность общения учителя с детьми во многом определяется совокупностью его личных качеств. Моральные и профессиональные качества ориентированы в первую очередь на целевые функции управления младшей школьной командой, неоднородные по составу. Высокий уровень развития этих качеств делает учителя психологически привлекательным, близким и понятным для младших школьников, укрепляет его позиции в системе межличностных отношений и создает условия для восприятия учителя младшими школьниками не как администратором, а как лидер.
Современное общество ставит для учителей сложную задачу -воспитать хорошо образованного и воспитанного молодого человека. Формирование культуры поведения является одной из неотложных и сложных проблем, с которыми должны столкнуться все, кто связан с детьми. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортную симпатию. Быть культурным и воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – вот право и обязанность каждого человека. [5, с. 97 ].
Для педагога культура поведения являются одними из важнейших элементов его профессиональной культуры. Так же показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Мы называем культурного человека с широким спектром духовных и физических потребностей – в работе, познании, искусстве, спорте, общение с природой, с достаточным научным, политическим, художественным кругозором: соблюдающего социальные нормы поведения в обществе, производственной, бытовой среде [3, с. 294].
Педагогическая культура - основа педагогического совершенства. Она отражает способность педагога к упорному и эффективному выполнению учебной деятельности в сочетании с эффективным взаимодействием с учеником. Это условие профессиональной деятельности учителя. Структура педагогической культуры учителя показана на рисунке 1 [4, с.234].
Исследованием темы занимались ряд авторов, таких как А.В. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин .
Одним из основных компонентов педагогической культуры является культура речи. Самое важное для учителя - это умение общаться с детьми и их родителями. Педагогическая профессия относится к типу «человек-человек». Без умения правильно выражать свои мысли, правильно их формулировать, невозможно говорить об успехах в педагогической деятельности [2, с. 387].
Из этого можно сделать вывод, что педагогическая культура индивида не рождается в вакууме вне общего развития субъекта деятельности, а возникает из общей культуры как своеобразное продолжение. Педагогическая культура учителя включает в себя оживление и самореализацию работы учителя и учеников. Эффективность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется степенью развития эмоционально желаемой сферы, богатством и «дисциплиной» чувств, т. е. умением себя сдерживать, не подчиняться настроению и прислушаться к голосу разума. [6, с. 217]
В результате выяснилось, что специальные занятия и практика - доказывает о важности черт характера учителя. Такие качества, как энергия, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора - способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Иногда доводится слышать, что настоящий учитель должен родиться. Это так, когда дело доходит до яркого таланта, большого таланта. Однако мне кажется, что любой учитель, который хочет работать с младшими школьниками, готовый поделиться своими знаниями и опытом с ними - может стать профессионалом с большой буквы, уроки которого будут аналогичны актерской пьесе в сказочном спектакле, в котором все понятно и увлекательно.
Для этого важно рекомендовать непрерывно работать над собой: духовно обогащать себя, развивать и обновлять свой творческий потенциал, эти личные качества, которые способствуют благотворному влиянию на других; осваивать передовые идеи и технологии в области педагогики, методики преподавания и обучения, исследовать опыт передовых преподавателей и твердо верить в свой успех.
Список литературы:
1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.
2. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры педагога // Сов. педагогика. – 2000. - 560 с.
3. Бондаревской Е. В. Введение в педагогическую культуру / - Ростов-на-Дону. – М., 1995. – 428 с.
4. Бенин В. Л. Сущность понятия «педагогическая культура» (Понятийный аппарат педагогики). – Екатеринбург. – 1999. – 277 с.
5. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: АПКиППРО, 2009. – 116 с.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 576 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.