РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИИ: ОТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
Ключевые слова: журналистика, СМИ, издание, дети, детство, образование, газета, печать, пресса, телевидение, радио, медиа, периодика, журнал.
В данной статье рассматривается развитие детской журналистики в России от момента начала её становления до современности. Изучаются особенности становления СМИ, их направления и жанры. Анализируется деятельность детей не только как потребителей информации, но и как её авторов/распространителей.
Журналистика - многогранная и стремительно развивающаяся сфера жизни человечества. С древнейших времён людям было важно доносить до друг друга информацию и сейчас, в современном мире, сведения важны как никогда. От них зависит буквально жизнь всех нас.
Журналистика делится на множество жанров и направлений в зависимости от аудитории и места своего распространения. Одно из этих ответвлений - детская журналистика. Как и в каждом журжанре, начиналось всё с печати. Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок», издававшийся в Германии с 1772 по 1774 год [1]. К концу 1770-ых «Детское чтение для сердца и разума» стало выходить в России. Его автором стал русский просветитель Николай Новиков. Этот журнал стал приложением к «Московским ведомостям» и издавался с 1785 по 1789 годы. Целью издания дополнения была реализация педагогических и просветительских идей автора. Новиков хотел через печать воспитывать «граждан с трезвым умом и добрым сердцем». Между прочим, знаменитый хирург Пирогов вспоминал, что зачитывался журналом больше, чем любой приключенческой книжкой. Печатался в «Детском чтении» не только Новиков, но и Карамзин. Например, в одном из выпусков появилась его повесть «Евгений и Юлия». [2]
«Детское чтение для сердца и разума» запустило цепь новых детских изданий по всей России. Появились «Друг юношества и всяких лет» М.Невзорова (1807-1815), «Друг детей» Н.Ильина (1809), «Новое детское чтение» С.Глинки (1821-1824) и т.д. Следующим очень популярным детским журналом стала «Библиотека для воспитания» (1843-1846). Его основателем стал литератор-славянофил Д.А.Валуев, а публиковались в нём Т.Грановский, Ф.Буслаев, И.Киреевский. Материалы были посвящены истории Российского государства [3]. В журнале не было развлекательных разделов и иллюстраций, так как Невзоров считал, что главное в материалах «добротность», а не красочность. В 1847 году редактором журнала стал профессор П.Редкий. Он переименовал издание в «Новую детскую библиотеку» и изменил состав выпускаемых статей для юного поколения. В журнале стали появляться не только исторические произведения, но и научно-популярные статьи. Это сильно понравилось известному литературному критику Белинскому, он высказывался о «Новой детской библиотеке» как об издании, прививающем детям реалистичное отношение к жизни [4]. Журнал просуществовал недолго, но успел оставить заметный след в истории детского просвещения и журналистики. Так, рядом с образовательными статьями о машинах, анатомии, мироустройстве на страницах издания появлялись пересказы «Илиады» и «Одиссеи», перевод сказок Андерсена.
В 1858-1862 годах выпускался «Подснежник. Журнал для детского и юношеского возраста». Его издавал известный поэт В.Майков. На страницах издания появлялись переводы произведений Шекспира, Андерсена, Гофмана, братьев Гримм [1].
Особую роль в детском просвещении и журналистики играет имя Александры Ишимовой. Она в XIX веке издавала два ежемесячных детских журнала - «Звёздочка» (1842-1863) и «Лучи» (первый журнал «для девиц», 1850-1860). Содержание обоих бумажных изданий было адресовано воспитанникам казённых учреждений и финансировалось за счёт императорской казны. «Лучи» читали более старшие дети, а «Звёздочку» - малыши. Материалы, публикуемые в журналах, сочетали в себе развлекательность и дидактику [3].
XX век стал расцветом детской журналистики. Начнём по порядку. Первым детским журналом в XX веке стало издание «Северное сияние». Его выпускал Максим Горький. Аудитория, на которую было расчитано издание - 9-12 лет. Материалы в нём были нацелены на пропаганду госстроя, например, там публиковались статьи о боевых буднях рудокопов в Средней Азии, стихотворение «Завоёванные дворцы». Выпускался журнал в Петрограде порядка двух лет. Причиной закрытия стала банальная нехватка бумаги в период Гражданской войны [1].
В 1924 году на свет появился «Новый Робинзон» Самуила Маршака. В нём в последствии публиковались Борис Житков, евгений Шварц и Виталий Бианки. Тексты здесь были куда менее ангажированы, нежели в «Северном сиянии». Редакция понимала, что дети в большей степени нуждаются не в госпропаганде, а в развлечении [5].
В 1928 году в свет вышел один из самых известных детских журналов СССР - «Ёж». В 1930 начал печататся «Чиж». В полной степени продемонстрировать то, какое влияние оказали эти два издания на советскую детскую журналистку могут слова писателя Николая Чуковского: «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне весёлых, истинно литературных, детски озорных журналов». Что же особенного было в «Еже» и «Чиже»? Здесь печатались не только красочные иллюстрации для маленького читателя и познавательные статьи, но и увлекательные рассказы, загадки, анекдоты, раскраски, кроссворды. Авторский состав этих журналов формировался вокруг детского отела государственного издательства в Ленинграде. Он был создан в 1924 году по инициативе Корнея Чуковского и представлял из себя уникальное по своему составу созвездие писателей и художников[5].
Конечно, говоря о детской периодике в СССР, нельзя не сказать о «Мурзилке». это советский общесоюзный массовый ежемесячный русскоязычный литературно-художественный журнал, издававшийся с 1924 года. Издание было адресовано детям от 6 до 12 лет - проще говоря, это было СМИ для «октябрят». В 1960-80-ые годы тираж издания превышал 5 млн экземпляров. Журнал выходит и сейчас. [6]
В современной России детская печатная журналистика существенно изменилась.
Во-первых, теперь дети нередко сами выступают авторами материалов. В некоторых журналах есть колонки для читателей, где малыши (конечно, после редактирования журналистов) оставляют свои заметки. Иногда ребята и вовсе в соавторстве с «мастерами пера» создают материалы.
В общей же сложности, по данным на 2006 год в России выпускалось порядка 40 детских газет и более 80 журналов. Издания делят по своим категориям на 4 типа: журналы для дошкольников («Новая игрушечка», «Весёлые картинки»), младших школьников («Поиграем в сказку»), подростков («Пионерская правда», «Юный натуралист», «Пионер», «Глагол» и т.д.). [7]
Что же касается развития детского радио и телевидения в СССР и России?
Первой детской радиопередачей в Советском Союзе стала радиогазета «Пионерская зорька». Впервые её малыши услышали в 1934 году. У микрофона читали свои стихи такие поэты, как Владимир Маяковский, Самуил Маршак, Агния Барто, Лев Кассиль, Сергей Михалков.
Ранее в пробном формате выпускался журнал «Радиопионер» (1925 год).
В 1930-40-ых годах радиоэфир контролировала Роза Иоффе. Её передачи: «Маша-растеряша», «Горошина», «Петрушкина почта», « Внимание, на старт!», «Клуб знаменитых капитанов», « Музыкальная шкатулка», «Радиоклуб юных географов», радиоспектакль «Буратино» А.Н.Толстого. В 1950-ых в радиоэфире звучали «Мир, в котором мы живём», «Путешествие по любимой Родине», «КОАПП». [8]
Сейчас детская радиожурналистика в России хоть и не находится в полном забвении, но уже не имеет такого распространения, как в Советском Союзе. Причины тому - популяризация ТВ и блогов в сети. Дети всё же более любят не только слышать голос, но и видеть картинкую В 2007 году была основана радиостанция «Детское радио». Сейчас региональная сеть насчитывает 65 передатчиков, охватывающих порядка 18 тысяч населённых пунктов.
Телевидение в Советском Союзе начало популяризироваться после окончания Великой Отечественной войны. Датой рождения детской тележурналистики считается в СССР 18 января 1963 года. Именно тогда была образована Главная редакция программ для детей Центрального телевидения. В эфир выходил 10-минутный киножурнал для малышей «Хочу всё знать!». [9]
Самыми известны телепередачами для малышей в СССР стали «Спокойной ночи, мылаши!», которая выходит в свет и сейчас, «В гостях у сказки»(выпускалась с 1970-ых по 1990-ые годы, кинорубрика, в которой после слов ведущей показывались экранизированные сказки, потом обсуждалась их мораль, а следом - транслировались рисунки, которые маленькие телезрители присылали в редакцию), и, конечно, «Ералаш» - советский, а теперь уже российский юмористический киножурнал, выпускаемый с 1974 года. Первые серии показывали в кинотеатрах, сейчас же смотреть современные выпуски тележурнала можно на любой удобной платформе. «Ералаш» вырастил ни одно поколение телезрителей, стал стартом карьеры многих талантливых актёров.[9]
Сейчас в России существует множество специализированных детских каналов, на которых практически в круглосуточном режиме вещают мультики, образовательные программы для детей и шоу, в которых главными героями и ведущими становятся юные артисты и зрители. Таковыми можно считать: «Солнце», «Мульт», «Тлум», «Карусель» и т.д.
Главное отличие детского радио и ТВ вещания СССР и России: сейчас дети могут быть не только потребителями информации, но и её создателями. Конечно, раньше юные артисты тоже снимались в кино, выступали в качестве дикторов, но сейчас это куда более популяризированно.
Детская интернет-журналистика.
Интернет в России зародился и популяризировался не так давно - в начале 2000-ых годов.
Детская журналистика началась с распространения блогов. В 2008 году ВГТРК создала первую в России детскую социальную сеть. Сначала она называлась «Мир Бибигона», потом - «Страна друзей». Здесь регистрировались дети и подростки в возрасте от 6 до 16 лет. Они вели блоги, выкладывали фото и видео - вели медиажизнь. С развитием ВК и «Одноклассников» соцсеть ушла в забвение. [10]
Первым проявлением полноценной детской интернет-журналистики можно считать появление ютуб-блогеров. В 2010-2017 годах свои каналы на площадке YouTube создали Марьяно Рожкова (Марьяна Ро), Ивангай, Саша Спилберг, Ян Го и др. Их основной аудиторией были дети и подростки в возрасте от 8 до 16 лет. Причём, сами блогеры в большинстве своём тоже были несовершеннолетние. Конечно, контент ютуберов нельзя было назвать полноценным журналистским продуктом, однако он активно тиражировался, зачастую носил познавательный и/или информационный характер: обучение макияжу, моде, рассказы о путешествиях, выбор продукции и т.д.
В конце 2010-ых-начале 2020-ых годов начали появляться блогеры-дети: Mister Max&Miss Katy, KikiDo, Milana Star. Это был контент уже другого формата: игровые видео, лайф-ролики, блоги о детских путешествиях, предназначенные для совсем юной аудитории: 5-10 лет. Больший интерес детей подогревало то, что главные герои - тоже малыши.
С распространением Интернета детям стало проще получать информацию: они смотрят блогеров, могут онлайн включить любимый канал, даже самостоятельно вести страницы в социальных сетях. Правда, в этом кроется и опасность - зачастую несовершеннолетние натыкаются на нежелательный контент, способный нанести травмы их психике. К счастью, программисты, педагоги, родительское сообщество и правоохранительные органы старательно разрабатывают и предпринимают меры по устранению таких проблем.
Таким образом, детская журналистика - пласт российской СМИ-сферы, не менее важный чем другие ответвления профессии.Он включает в себя самые разные способы и виды информации: от развлекательной до познавательной, от игровых роликов до специальных программ про дикую природу. Сами дети часто тоже становятся производителями контента - работают на радио и ТВ, снимают блоги. Родители должны уделять должное внимание тому, что смотрят, читают и слушают их дети, так как в сети могут распространятся материалы, способные нанести вред неокрепшей юной психике.
Список литературы
1. Детская литература. Учебное пособие /под ред. Николаева С., Арзамащева И.Н., М.: Академия, 1997.
2. Справочная информация. Официальное сообщество Арзамасской центральной районной детской библиотеки. URL: https://vk.com/wall-34790691_7221 (дата обращения: 10.08.2024).
3. Бурнакин А. Детские журналы // «Новое время». 1912. № 6. – С. 32.
4. Добролюбов Н.А. Обзор детских журналов // В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. – М., 1954, – с. 325.
5. Холмов М. Становление советской журналистики для детей. – М.: Логос, 2004. – 304 с.
6. Портал «Семья Шмелёвых». Детская пресса 2. Дата публикации: 22.08.2023. URL: https://semya-shmelyovyh.ru/detskaya-pressa-2/ (дата обращения: 13.08.2024).
7. Детское чтение: история в событиях. Полка. Варвара Бабицкая, Вера Котенко, Денис Ларионов, Софья Лурье, Светлана Маслинская, Лев Оборин, Юрий Сапрыкин, Евгения Шафферт. 12 октября. URL: https://polka.academy/materials/726 (дата обращения: 18. 08.2024).
8. Ильиногорская библиотека: «Слушайте «Пионерскую зорьку!». Сайт Володарской межпоселенческой библиотеки. URL: https://volodmb.ru/ilinogorskaya-biblioteka-slushajte-pionerskuyu-zorku-9/ (14.09.2024).
9. Семь лучших советских передач для детей. Виктория Чернышева. 18.01.2014. Российская газета. URL: https://rg.ru/2014/01/18/teleprogrammy-site.html. (08.09.2024).
10. Социальная сеть для юных интернетчиков - «Мир Бибигона». Министерство образования Чувашской республики. От 12 августа 2009 года. URL: https://obrazov.cap.ru/news/2009/08/12/socialjnaya-setj-dlya-yunih-internetchikov-mir-bib (13.09.2024).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.