"Современные педтехнологии в деятельности учителя" "Вольдорфская педагогика"
Оценка 4.7

"Современные педтехнологии в деятельности учителя" "Вольдорфская педагогика"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
другое
Все классы
22.12.2024
"Современные педтехнологии в деятельности учителя" "Вольдорфская педагогика"
Вальдорфская педагогика - альтернативная педагогическая система
Статья «Современные педтехнологии в деятельности учителя».docx

 «Современные педтехнологии в деятельности учителя»

Тема: «Вольдорфская педагогика»               

                                           «Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы.

                                            Но мы не можем додумать до природы.

                                            Ибо мы поистине люди лишь постольку поскольку мы свободны"

                                                                                  Рудольф Штайнер "Философия свободы"

       Актуальность проблемы:                                                                       

Часто в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, поэтому родители активнее интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.

Необходимость личного выбора, в какой детский сад или школу отдать ребенка, где ему будет лучше, рано или поздно заставляет родителей собирать, анализировать имеющуюся информацию о вальдорфской педагогике, чтобы не попасть впросак и не испортить судьбу собственного ребёнка.

Привлекательны лозунги данной методики:

        не ребенок должен адаптироваться к школе, а школа к ребенку;

        приоритетное развитие способностей детей, а не предметных знаний, умений, навыков;

        безоценочное обучение, выстраивание образовательного индивидуального маршрута для каждого ученика, а не массовое образование;

        высокопрофессиональные и любящие школьников и свою работу учителя, а не равнодушные «трансляторы» учебников.

Сегодня вальдофская педагогика известна как совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. В связи с этим задача данной педагогической парадигмы определяется как воспитание духовно свободной личности.

Конечно, такие особенности вальдорфской системы звучат заманчиво для многих родителей.

Цель:  Изучение особенностей  вальдорфской педагогики в подходе к образованию, её плюсы и минусы

Задачи:

1. Изучить историю вальдорфской педагогики и суть вальдорфского метода

2. Рассмотреть её особенности в подходе к образованию.

3. На основе анализа принципов методики вальдорфской педагогики выявить плюсы и минусы

История вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, который позволяет ребёнку развиваться в своём темпе.

Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования. Они считали, что основой обучения было зазубривание материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось. 

Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к их мнению и решил создать новую уникальную школу, которая будет подходить под возрастные особенности детей и развивать в них лучшие качества. Для воплощения Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру.

Профессионально занимаясь воспитанием детей, Штайнер столкнулся со «сложным случаем» –10-летним мальчиком, гидроцефалом, серьезно отстающим в развитии. Педагогический талант молодого человека развернулся в полную мощь: он всего за два года научил ребенка всему тому, что должны знать его ровесники, а в дальнейшем ученик поступил в университет и стал врачом.

Результат впечатляет. Первую свободную вальдорфскую школу Штайнер создал в 1919 году. Школу для работы по новой методике построили за год. Она была весьма необычной и новаторской, а также при ней был открыт детский сад. Название «вальдорфская» происходит от наименования компании «Вальдорф — Астория», которая оплачивала строительство, поскольку это учебное заведение посещали дети сотрудников фирмы. Каких-либо делений по сословной принадлежности здесь не прослеживалось, главную ценность составляла личность ребенка. Процесс обучения был максимально демократизирован, использовались принципы трудового и эстетического воспитания.
Многие идеи Штайнера не утратили своей полезности и актуальности и применяются по сей день. Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей.

Приверженцы методики полагают, что главная цель процесса обучения – не нагрузить ребенка каким-то конкретными знаниями, а воспитать его свободной, творческой, мыслящей личностью, готовой заниматься своим любимым делом, а оттого – счастливой. Специфика учебного заведения состоит в том, что ученика не заставляют учиться, а предлагают ему возможность выбора. Здесь нет уроков в традиционном понимании, однако ученики получают все условия для полноценного раскрытия творческих способностей.

Основной принцип учебного заведения – помочь ребенку как можно дольше оставаться ребенком, не принуждая его взрослеть. Ребёнок проявляет способности, данные ему природой в комфортной обстановке, без страха, стресса и оценки его действий. 

В вальдорфских школах не приветствуется раннее развитие. Считается, что сначала ребёнок должен созреть эмоционально, а затем можно приступать к интеллектуальному развитию. По мнению педагогов ребёнок лучше познаёт мир в процессе трудовой и творческой деятельности, а не за партой от звонка до звонка. 

Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, которая располагает, чтобы ребёнок сам выбирает, что ему интересно.                           

Цель вальдорфской педагогики — воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка, который отвечает за свои поступки и готов помогать другим.

Особенности вальдорфской педагогики

Учебные заведения, практикующие вальдорфскую педагогику,  отличаются от стандартных государственных: там нет шума,  толкотни,  оборудование в основном из натуральных материалов, стены окрашены в определенные цвета, в зависимости от возраста детей, царит атмосфера творчества, доброжелательности, нет привычных учебников, звонков, тетрадей, отметок. Многие родители считают это серьезным преимуществом вальдорфских школ и детских садов.

Этапы обучения

1.      Дошкольный период. Упор на физическое развитие ребенка. Развитие его мелкой моторики через имитацию.

2.      Младшая и средняя школа. Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти и образного мышления через театрализацию. Обучение в начальных классах ведется без учебников.

3.      Старшая школа. Развитие абстрактного мышления и логики через освоение точных наук. Появление оценок.

В центре педагогического процесса ребенок с его индивидуальными особенностями. Ему предоставляются все возможности для развития способностей в собственном темпе. Здесь нет понятий «норма», «опережение развития». В рамках вальдорфской педагогики считается, что это неверно — задавать общие критерии оценки, ведь каждый ребенок имеет свои уникальные таланты.

Вальдорфская педагогическая система «детский сад — школа» работает по следующим основополагающим принципам:

1. Приоритет духовного развития детей. Вальдорфская методика стремится апеллировать в первую очередь к высшим человеческим качествам и свойствам, которые наработаны цивилизацией и культурой.

2. Учебный материал изучается эпохами (блоками) с продолжительностью 3–4 недели, что позволяет ребенку «вжиться».

3. Каждый день разделен на три части: духовный, душевный, креативно-практической.

4. При подаче учебного материала учитывается уровень развития каждого ребенка и этап развития исторического общества (к примеру, в период полового созревания дети проходят эпоху средних веков, при этом делают акцент на мужественности рыцарей и женственности дам).

5. Основным педагогическим методом является метод «душевной экономии», состоящий в том, что педагоги в процессе обучения развивают ту деятельность у ребенка, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма. Так, до полового созревания работают с образным мышлением, чувствами детей и только после прохождения пубертата в учебный материал включаются понятия, направленные на развитие абстрактного мышления.

6. Наглядное обучение применяется после достижения детьми 12-летнего возраста, так как считается, что до этого момента формирование понятий противоестественно для природы ребенка. При взаимодействии с малышами более раннего возраста вальдорфский педагог больше опирается на образное мышление ребенка, на творческий подход.

7. Во время уроков педагоги задействуют эмоциональную память, до 12 лет применяют «метод обучения в сопровождении чувств». Естественный, природный метод, основанный на личностном отношении ученика к изучаемому материалу: интересно — не интересно, радостно — грустно и т. п. Например, чувство ритма считается насущной потребностью ребенка до пубертата, поэтому таблицу умножения дети учат под ритмические хлопки и топанье ногами.

8. Интерес ребенка — сердцевина учебно-воспитательного процесса. Если в 9 лет детям нравится играть, активно двигаться, то и процесс обучения строится на играх, подражании, сказках.

9. Преподается такой предмет, как эвритмия — разработанный Штайнером вид искусства, направленный на развитие воображения, чувств ребенка.

10. Строго соблюдается ритмический распорядок дня.

11. Применяются принципы гармонизации душевной жизни (равновесие воли, чувств, мышления ребенка) и гармонизации социальной среды (создание здоровой социальной среды, где никто и ничто не подавляет индивидуальность учащегося).

12. Вальдорфский педагог обязательно должен заниматься самосовершенствованием, уметь контролировать свои эмоции, поведение.

Итак, вальдорфская педагогика основана на индивидуальном подходе к ребенку, создает комфортные условия для развития его способностей, духовного роста, предъявляет высокие требования к личности учителя. Для этого используются особые педагогические методы, ритмический распорядок дня, цикличность учебной программы, безоценочная система обучения, отсутствие соревнования — ребенок сам оценивает себя и свои достижения.

Отношение к запретам и оценкам

Автор методики и его последователи очень негативно относятся к запретам, считая, что говорить ребенку «нет» можно только в самых крайних случаях:

        если идея малыша опасна для него самого;

        если задумка способна причинить вред другим детям;

        когда воплощение идеи обернется материальными убытками для школы.

Исключительно в этих случаях педагог может ограничивать инициативу детей. При этом запрет должен быть категоричным и не терпящим возражения, это поможет ребенку усвоить, что сама жизнь строится на основе определенных законов, соблюдение которых является обязательным. Отношение к оценкам аналогичное – они в уникальной школе не ставятся, чтобы в еще большей степени подчеркнуть равенство детей. Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности. Однако если ребенок по какой-то причине переводится в обычную школу, необходимые ему оценки будут выставлены. Также не в почете и учебник, его использование ограничено и чаще всего происходит в старших классах.

Методы реализации

Вальдорфская школа необычна еще и тем, что ее педагоги могут сами выбрать, чему и как обучать своих воспитанников. Однако используемые формы должны быть подобраны таким образом, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал детей, не выходя за рамки принципа «неопережения развития». Поэтому основным методом является «душевная экономия» – возможность заниматься тем видом деятельности, который в наилучшей степени будет получаться у ребенка в данном возрасте.

Чаще всего использовались такие приемы:

        для сплочения учеников в единый коллектив – гимнастика, драматургия;

        обучение умению слушать и слышать друг друга – хоровое пение, хоровое чтение;

        практическая деятельность – освоение ремесел, садоводства.

Преподаются и традиционные предметы, при этом каждый новый из них вводится постепенно. Дисциплины художественного профиля (рисование, пение) стоят на одном уровне с математикой, литературой, историей, географией.

Преподаются иностранные языки – английский и немецкий – в легкой ненавязчивой форме, при помощи простых детских песенок и стишков. Однако учиться читать школьники будут только со второго класса.

Есть и необычный предмет – эвритмия. Это своеобразное сочетание танца, музыки, поэтической речи и пантомимики. Занятия позволяют улучшить осанку, развить пластичность тела.

Плюсы и минусы вальдорфской педагогики

С момента основания Рудольфом Штайнером первой школы не утихают споры вокруг нее. Краеугольным камнем для критики является само учение антропософии.

Эзотерические представления о мире навязываются детям, с детского сада они слышат от воспитательницы рассказы об ангелах, домовых, ведьмах и прочем. В школе в течение учебного дня дети произносят молитвы матери-земле. Отмечаются специфические праздники, цитируются фразы Штайнера. Образовательное учреждение становится своеобразным закрытым миром, далеким от реальности, где нет места компьютерам, телевизору, предпочтение отдается всему природному, натуральному.

Игрушки в детском саду изготавливаются воспитателями, родителями, детьми собственноручно из дерева или глины, то есть естественных материалов, категорически запрещено детям играть в покемонов или трансформеров.

Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания. Воспитатели, педагоги вальдорфских школ сами являются антропософами и привлекают родителей к чтению трудов Штайнера, обязательному участию в школьных мероприятиях, часто приходят домой к своим ученикам, контролируют, чтобы атмосфера дома не отличалась от обстановки в школе. Учитель для ребенка является высшим авторитетом, образцом для подражания. Это все дает основание противникам вальдорфской школы называть ее «сектой».

Основными причинами, по которым родители отдают своих детей в вальдорфскую школу, являются: их желание воспитать неординарную личность, дать ребенку необычное образование, отсутствие в школе понятия «отставание в развитии» и др. Привлекают родителей и небольшие группы (классы), индивидуальный подход, «духовность», доброжелательная атмосфера вальдорфских учреждений.

В отличие от большинства государственных традиционных образовательных заведений, здесь охотно идут на контакт с родителями, открыты для общения, предлагают посетить уроки, концерты, демонстрируют творческие работы учеников. Этим вальдорфский процесс обучения располагает к себе тех родителей, которые хотят быть активными участниками процесса.

Разочаровываются в вальдорфской педагогике многие родители из-за того, что нетрадиционное обучение не вписывается в рамки принятых стандартов: выпускнику вальдорфской школы сложно учиться потом в других школах, в вузе — из-за разного содержания образовательных программ, характеристик вместо оценок.

Авторитет учителя для некоторых детей превращается в диктат, оригинальные методы обучения: заучивание стихов, иностранных слов без понимания, эвритмия — плавные движения под музыку, — становятся сущим наказанием, как и вязание, игра на музыкальных инструментах.

На вопрос родителей о сложностях перехода для ребенка из вальдорфской школы в обычную дается ответ: «Умный ребенок везде будет учиться».

В вальдорфской педагогике не может не импонировать то, что ребенок поставлен во главу образовательного процесса. Рудольф Штайнер совершенно верно понимал опасность раннего развития интеллекта в ущерб развитию социальных навыков ребенка. Сначала социальная адаптация, а потом уже интеллектуальная нагрузка.

Развитием чувств у ребенка нужно заниматься не до 12 лет, а до 6–7-летнего возраста, когда наступает пора обучения письму, чтению, счету, развитию абстрактного мышления. В 12–15 лет современный ребенок уже проходит пубертат, а значит, времени на развитие его природных задатков у родителей мало, и начинать в 12 лет слишком поздно.

Сегодня существенно изменились условия жизни людей, развитие науки шагнуло далеко вперед, и наличие одного учителя, который ведет все учебные дисциплины с первого по седьмой класс, вряд ли способствует высокому уровню знаний учащихся.

Создание в школе и дома тепличных условий жизни для ребенка мало способствует его успеху в реальной жизни. Ребенок должен ставиться во главу угла только до определенной степени — важно дать развиться его векторальным свойствам. А вот бегать вокруг него не нужно. Ребенок — это ребенок, и у него должен быть стимул становиться взрослым.

Идея Штайнера, что обучение должно воздействовать на душу, мысли, чувства, волю ребенка, без понимания этих самых мыслей и чувств превращается в голословную теорию, которую Штайнер за неимением лучшего снабдил изобретенными им самим эзотерическими выкладками. Педагоги вальдорфской школы, не зная врожденных свойств детей, действуют наощупь

Важнейший принцип воспитания и обучения детей — формирование у них нехваток, потребности в изучении чего-либо — не используется. Ребенок развивается по своему образовательному маршруту, изучает то, что ему дается легко, между тем он не научается прикладывать усилия для развития своих способностей. Задачей взрослых является воспитание ребенка, в том числе и через преодоление препятствий, сложностей, создание для него не тепличных условий, а тех, которые работают на его развитие. К сожалению, вальдорфский учебный процесс этого не предусматривает.

Отсутствие духа соревнования, состязания в вальдорфской школе, материальных стимулов (оценки, например) негативно сказываются на учебных результатах, личностных достижениях детей, обладающих кожным вектором, которые получают огромное удовольствие от победы, от лидерства.

Плюсы системы

1.      Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка.

2.      Развитие различных творческих способностей.

3.      Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.

4.      Администрация и педагоги активно взаимодействуют с родителями, открыты для общения, посещения занятий.

5.      Аккредитованные вальдорфские школы строят учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения, дети проходят аттестацию в 4, 9 и 11 классах, сдают ОГЭ, ЕГЭ.

Минусы системы

1.      Жизнь в искусственной среде школы не адаптирует ребёнка к реальному миру.

2.      Дети изучают эзотерические представления о мире.

3.      Игры только с игрушками, сделанными из природных материалов.

4.      Навязывание авторитета учителя.

5.      Если ребёнок переходит в государственную школу, он сложно адаптируется к оценочному подходу.

Заключение

.Вальдорфская педагогика занимает среди других инновационных начинаний особое место, так как представляет педагогическую традицию  обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Вальдорфская педагогика явление не сугубо немецкое или европейское, за ней стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени.

 Сегодня, когда разрушаются традиционные культуры, подвергаются сомнению религиозные ценности, исчезает толерантность и общность между людьми, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Именно эти ценности и культивирую сознательно вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями. В конечном счете, весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок «знал и любил этот мир» и всех его обитателей. И в этом смысле завещанный Штейнером подход к образованию смело можно назвать экологическим подходом.

Школы Штейнера представляют собой сегодня один из вариантов гуманной школы и уже только поэтому у нее многому можно и нужно учиться.

Главная идея, положенная в основу вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого образования. Школа не должна ставить перед собой иных задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Детство и юность не есть подготовка к взрослой «жизни». Они представляют собой особые, самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятие «целостности», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам». В любом обществе, где отдельный человек не является лишь средством, система образования должна быть построена на общечеловеческой основе. Вальдорфская школа может рассматриваться как модель такой общеобразовательной школы — нормальной школы для нормальных детей.

Что касается России, то первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре перестройки.

В настоящее время вальдорфские школы, детские сады и педагогические инициативы существуют во многих городах нашей страны. Школы находятся на самых разных стадиях развития. Не так давно ряд вальдорфских школ объединились в Ассоциацию вальдорфских школ России, цель которой способствовать повышению квалификации учителей, разрабатывать и согласовывать учебные планы и представлять движение перед общественностью. Так что можно сказать, что вальдорфская педагогика у нас в стране является пусть скромным, но все же заметным инновационным движением.

Реальность же такова, что вся история педагогики и образования свидетельствует о том, что все, что создавалось вначале альтернативно, со временем проникает во все структуры образовательных процессов.

 

 

Глосарий

Вальдорфская педагогика -это одна из альтернативных педагогических 

общеобразовательных систем, основанная на принципах антропософии

Эвритмия - это своеобразное сочетание танца, музыки, поэтической речи и пантомимики

Антропософии - религиозно-мистическое учение, выделившееся из теософии, основанное в 1912 Рудольфом Штейнером с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Автором и последователями учения характеризуется как «наука о духе»

Социальная адаптация – это усвоение человеком культуры общества, стиля поведения, норм, отношений. Сюда входит также способность человека корректировать среду «под себя», находить в ней свою «нишу», сохраняя способность к нормальной жизнедеятельности.

Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности.

Литература

1.      Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.

2.      Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса.

3.      Вальдорфская педагогика и ее реализация в практике школы: Методические рекомендации для студентов педагогических вузов по истории образования и педагогической мысли. Составитель: А.А.Валеев, к.п.н., доцент кафедры английского языка ТГГПУ

4.       https://razvivashka.online/metodiki/valdorfskaya-shkola

5.       https://www.yburlan.ru/biblioteka/valdorfskaya-pedagogika

6.       https://www.baby.ru/wiki/valdorfskaya-pedagogika/

7.       https://externat.foxford.ru/polezno-znat/sut-i-principy-valdorfskoj-pedagogiki

 

 

           


 

Скачано с www.znanio.ru

Современные педтехнологии в деятельности учителя»

Современные педтехнологии в деятельности учителя»

Задачи: 1. Изучить историю вальдорфской педагогики и суть вальдорфского метода 2

Задачи: 1. Изучить историю вальдорфской педагогики и суть вальдорфского метода 2

Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей

Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей

Младшая и средняя школа. Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти и образного мышления через театрализацию

Младшая и средняя школа. Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти и образного мышления через театрализацию

Во время уроков педагоги задействуют эмоциональную память, до 12 лет применяют «метод обучения в сопровождении чувств»

Во время уроков педагоги задействуют эмоциональную память, до 12 лет применяют «метод обучения в сопровождении чувств»

Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности

Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности

Штайнера. Образовательное учреждение становится своеобразным закрытым миром, далеким от реальности, где нет места компьютерам, телевизору, предпочтение отдается всему природному, натуральному

Штайнера. Образовательное учреждение становится своеобразным закрытым миром, далеким от реальности, где нет места компьютерам, телевизору, предпочтение отдается всему природному, натуральному

На вопрос родителей о сложностях перехода для ребенка из вальдорфской школы в обычную дается ответ: «Умный ребенок везде будет учиться»

На вопрос родителей о сложностях перехода для ребенка из вальдорфской школы в обычную дается ответ: «Умный ребенок везде будет учиться»

Плюсы системы 1. Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка

Плюсы системы 1. Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка

И в этом смысле завещанный Штейнером подход к образованию смело можно назвать экологическим подходом

И в этом смысле завещанный Штейнером подход к образованию смело можно назвать экологическим подходом

Глосарий Вальдорфская педагогика -э то одна из альтернативных педагогических общеобразовательных систем, основанная на принципах антропософии

Глосарий Вальдорфская педагогика -э то одна из альтернативных педагогических общеобразовательных систем, основанная на принципах антропософии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2024