«Культура Карелии в ХIV – ХVII веках»
Оценка 4.8

«Культура Карелии в ХIV – ХVII веках»

Оценка 4.8
docx
06.01.2023
«Культура Карелии в ХIV – ХVII веках»
план конспект урока по Истории Карелии.docx

 

Разработка урока по теме

 

«Культура Карелии в ХIV – ХVII веках»

 

(10 класс)

 

Урок по теме «Культура Карелии в ХIV – ХVII веках » преподается в 10 классе. Дата проведения: согласно календарно-тематическому плану.

Ученики уже владеют некоторыми знаниями по истории Карелии из курса предмета «Моя Карелия». На уроках Истории Карелии получают более глубокие познания по истории своего края.

Очень важно при изучении Истории Карелии обращаться так же и к Истории России. Так как история нашего региона тесно связана с историей страны.

При подготовке к уроку были использован учебник по Истории Карелии. Учебник для 10-11 кл. Петрозаводск, 2014.

Так же при проведении урока была использована презентация по теме «Культура Карелии в ХIV – ХVII веках».

          Материалы урока могут быть полезны учителям истории, «Моя Карелия», МХК, а так же для  элективных курсов по истории родного края.

Цели:

1.     Обучающая: Сформировать знания о развитии культуры на территории Карелии. Показать отличительные черты культуры карел.

2.     Воспитывающая: привить уважение и любовь к истории и культуре родного края.

3.     Развивающая: получить новые знания о культуре Карелии с ХIV – ХVII вв.

Задачи:

обучающие:

·         вспомнить особенности развития культуры в целом на территории русского государства и познакомиться с особенностями развития культуры на территории Карелии.

·         научить учащихся работать индивидуально, способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности.

·         сформировать умение применять полученные знания на уроках истории, МХК и литературы.

воспитательные:

·         показать отличительные черты в развитии культуры карел.

·         продолжить развитие познавательного интереса к предмету.

·         воспитание чувства любви и уважения к истории и культуре своей Родины.

·         способствовать формированию у учащихся чувства ответственности и деликатного отношения к истории и культуре других народов населяющих Карелию.

 

развивающие:

·         развивать умение находить нужную информацию, работать с новым материалом и выбирать главное, необходимое для работы.

·         развивать умение сравнивать и систематизировать знания.

·         развивать умение самостоятельно делать выводы.

·         продолжать развивать навык составления конспекта и плана текста.

Планируемые образовательные результаты обучения:  

Личностные:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; 


- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; 


- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; 


-  понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. 

 

Метапредметные результаты

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; 

- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); 


-  готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. 

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и своего региона, как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; 

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;


-  умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; 


- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и своего региона; 

-  готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и своего региона. 

 

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальный опроссамостоятельная работа (самостоятельное изучение нового материала).

Необходимое техническое оборудование: компьютерное рабочее место учителя (экран и мультимедийный проектор)

Особенность:

Включена межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов (история, литература, культура)

 

 

Оборудование: учебник «История Карелии» (для 10-11 кл.), презентация к уроку.

 

План урока:

1.     повторить особенности развития культуры на территории Русского государства в ХIV – ХVII веках.

2.     Рассмотреть, как развивалась культура на территории Карелия.

3.     Выявить отличительные черты развития культуры карел.

 

Ход урока

1.      Организационный момент.

2.     Повторение материала из курса Истории России

И так давайте вспомним, как развивалась культура в ХIV – ХVII веках в Русском государстве, в частности устное народное творчество, архитектура и изобразительное искусство?

 

 

3.     Урок нового материала.

А как вы думаете, оказывала ли русская культура свое влияние на культуру Карелии?

Теперь давайте поразмышляем, в чем причины влияния русской культуры на культуру народов населяющих территорию Карелии?

 

Причины: 1. Давние и тесные экономические связи Великого Новгорода и Карелии (торговля).

                    2. Ассимиляция с местным населением (смешение русской и карельской культуры)

                    3. Крещение населения Карелии.

 

     Но сегодня на уроке мы с вами разберем особенности культуры народов населявших территорию Карелии. Мы с вами должны научится выделять характерные черты, которые присущи только культуре карел, вепсов и финнов. Ведь культура Карелии и народов, населявших данную территорию, отличалась особым разнообразием и богатством форм и содержания.

     И так первое знакомство с особенностями культуры в Карелии, мы с вами начнем с устного народного творчества, как наиболее распространенного.

     И естественно, что вершиной устного народного творчества Карелии стал эпос «Калевала».

 

     Читая эпос, какие стадии развития общества, вы смогли выделить?

 

Ответы: общинно - племенной, феодальный.

 

     На чем основываются ваши утверждения? Посмотрим 12 параграф стр. 77.

 

Ученики выделяют конкретные факты из текста общинно - племенной строй – миф о зарождении мира и природных стихий, растений и животных, о первых людях и их занятиях. Феодальный строй – хлебопашество, войны, появление железного оружия.

 

     Помимо карельских сказаний, в Карелии стали распространяться и русские былины. Давайте вспомним наиболее известные.

     А теперь, я вам предлагаю, самим выявить разницу, как в русских и карельских былинах положительные персонажи добивались поставленной цели.

 

     Как пример Илья Муромец и Вяйнямёйнен. Ученики предлагают свои варианты, Илья Муромец своей физической силой уничтожает зло, а Вяйнямёнен своей мудростью, хитростью и силой слова.

 

     Естественно, что история во многом строится на письменных источниках, которые дошли до нашего времени. Существуют такие письменные источники и о Карелии. Я предлагаю вам самостоятельно рассмотреть по каким группам источников, мы можем с вами изучать историю Карелии?

 

     Ученики самостоятельно изучают материал на стр. 78 и выделяют три группы источников.

1.     Челобитные (жалобы и прошения).

2.     Царские указы на имя местных воеводских властей и самоуправления, переписи населения.

3.     Книги религиозного содержания.

 

     Теперь, мы с вами рассмотрим, как развивалась архитектура в нашем регионе. Как, мы знаем из Истории России, основным строительным материалом было дерево.

     Предлагаю, вам изучить, как выглядели постройки карел (из чего состоял крестьянский двор). Ученики самостоятельно изучают материал на стр. 79. Затем озвучивают информацию по мере изучения материала, учитель задает вопросы.

     Постройки состояли из отапливаемого жилого помещения избы и пристроенных к ней помещений для скота, сеновал.

 

Вопрос: почему все помещения находились под одной крышей?

 

     Ученики дают свои варианты. Вероятно, потому что в зимний период, когда выпадало много снега, и стояли морозы, было гораздо удобнее, что и жилое помещение и пристройки для скота находились под одной крышей. Сеновал обычно находился прямо над помещением для скота, что тоже было удобно, так как сено можно было просто спустить сверху животным.

 

     Отдельно стояло гумно (для необмолоченного хлеба и соломы) и овин (рига) с открытым очагом для просушки снопов.  Продукты хранили в амбаре, который находился либо на первом этаже дома, либо стоял отдельно.

 

Вопрос: как выглядел план деревни, носил ли он строгий характер?

 

Ученики: постройки занимали неудобные для сельскохозяйственного использования участки, и общая планировка носила свободный, беспорядочный характер.

 

Вопрос: как мы с вами в наше время можем определить возраст населенного пункта (примерно)?

 

  Ученики: Если населенный пункт стоит на берегу реки или озера, мы смело можем говорить, о том, что данное поселение имеет многовековую историю. Это традиционный тип возникновения поселений не только для Карелии, но и для территории всего нашего государства.

    Церкви и часовни ставили только в крупных поселениях, и стояла она не внутри поселений, а поодаль, при кладбище. Шатровый стиль, то есть купол напоминал луковку. Яркий пример Богоявленская церковь в Чёлмужах (1605 г.).

     И последнее, что мы с вами должны рассмотреть на данном уроке, это изобразительное искусство. Отсюда возникает вопрос, какой вид изобразительного искусства был распространен в данное время в России и в том числе и в Карелии?

 

     Ученики: иконопись.

 

     Вопрос: почему только данный вид изобразительного искусства существовал? Почему не развивалась светская живопись?

 

     Ученики: главенство церкви сохранялось во всех сферах жизни человека. и развитие светского изобразительного искусства было не приемлемо.

 

     Вопрос: и все-таки мы можем говорить о разнообразии написания икон по всей стране или все иконы должны быть написаны по строгим правилам? Давайте рассмотрим на стр. 80, как развивалось иконопись в Карелии. Обратите внимание на фотографии в презентации.

     Ученики: к концу средневековья в Карелии стало распространяться так называемое «северное письмо».

     Вопрос: в чем отличие «северного письма» от остальной живописи?

1.     Изображение сцен из жизни простых людей.

2.     Иконы писали не только монахи и дьячки, но и светские люди, горожане и сельские жители.

3.     Не всегда иконы были написаны в совершенстве, но они были душевны и искренне.

«Северное письмо» признано одной из лучших иконописных школ допетровской эпохи. И так, сегодня мы с вами рассмотрели культуру Карелии в ХIV – ХVII веках. Надеюсь, вы вынесете с данного урока много новой и полезной информации, которую сможете использовать по таким предметам как история, литература и МХК. И в заключении урока, мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сказал одним предложением, что интересного, вы вынесли с данного урока.

 

4. Рефлексия

1.     сегодня я узнал…

2.     я понял, что…

3.     теперь я могу…

4.     мне захотелось…

 

Далее учащимся предлагается оценить свою познавательную активность на уроке, эффективность работы класса.

 

Д/З §12.

 

Литература:

1. История Карелии. Учебник для 10-11 кл. Петрозаводск, 2014.

 


 

Разработка урока по теме «Культура

Разработка урока по теме «Культура

МХК и литературы. воспитательные: · показать отличительные черты в развитии культуры карел

МХК и литературы. воспитательные: · показать отличительные черты в развитии культуры карел

Предметные результаты : - овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и своего региона, как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;…

Предметные результаты : - овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и своего региона, как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;…

Русского государства в Х IV –

Русского государства в Х IV –

Помимо карельских сказаний, в

Помимо карельских сказаний, в

Вопрос: как выглядел план деревни, носил ли он строгий характер?

Вопрос: как выглядел план деревни, носил ли он строгий характер?

МХК. И в заключении урока, мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сказал одним предложением, что интересного, вы вынесли с данного урока

МХК. И в заключении урока, мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сказал одним предложением, что интересного, вы вынесли с данного урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2023