Ведущий специалист отдела образования администрации МО «Асекеевский район», учитель истории и обществознания МБОУ Асекеевская СОШ Асекеевский район Оренбургской области
Сафиуллин Рушан Рафикович
Культура общения как феномен социокультурного воспроизводства патриота.
Нет родительского счастья светлее хорошей воспитанности своих детей. И нет благополучнее общества, чьё молодое поколение любит и готово защитить от невзгод свою Родину-землю своих отцов и тех, кто на ней живёт. От патриотизма граждан государства и всех тех, из кого состоит общество, зависит настоящее и будущее страны.
Вместе с тем патриотизм-чувство не врождённое, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что обречено на беды то общество, которое не способно воспитать патриотическую себе смену. Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему связанному с ней требует ясного понимания того, каким содержанием наполняется сегодня патриотизм.
Воспитанность человека, его нравственность, порядочность, как известно, исходят из мировоззренческих позиций, формирующихся с детства. Мировоззрение как общая картина мира и отношения к нему складывается из знаний. В этом большую роль играют учебные предметы - естественно - научные, и гуманитарные, которые выполняют не только познавательные функции, но и обладают непреходящим во все времена воспитательным потенциалом.
Успешность воспитательной работы педагога зависит сегодня не только от количества проводимых мероприятий, но и от их содержательности, от понимания им того, чем определяется отношение человека к природе, обществу и его государству, к их взаимодействиям и к самому себе. Причем это отношение должно быть направлено на повышение роли патриотизма в сохранении территориальной целостности страны, улучшении материального благосостояния и духовного совершенства людей.
В формировании достойного гражданина особое место принадлежит семье. Личность зарождается из подражания ребенком взаимоотношение родителей, их отношения к памяти об ушедших из жизни предков. Это подражание рано или поздно превращается в отношение к другим людям, к другим семьям, народам и их традициям. И тот, кто пренебрегает исторически сложившимися традициями своего народа, обращенными в будущее, не может уважать традиции и культуру других народов. Он становится лишенным любви в своей малой, а потому и всей, большой Родине.
Одним из
приоритетов современного образования является организация образовательного
процесса на гуманистических, демократических началах для более успешного
личностного становления учащихся. К основным установкам гуманистически
ориентированного педагога, мастера производственного обучения можно отнести:
открытость, принимать учащихся такими, какие они есть, умение общаться, понимание
его внутреннего мира и мотивов поведения, в чем и проявляется его
патриотическое отношение к способностям, желаниям и склонностям обучаемых, что
способствует их более полному взаимпониманию.
На основе этих установок педагог вырабатывает свой собственный инструментарий
взаимодействия с обучающимися. Формы и методы патриотического воспитания могут
быть различны. Они зависят от творчества и изобретательности педагогического
коллектива. В учреждениях начального профессионального образования большой
процент составляет учащиеся, требующие дополнительных воспитательных
воздействий. К ним относятся подростки с девиантным поведением, склонные к
употреблению алкоголя и наркотиков, из неблагополучных и неполных семей.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность вплоть до самопожертвования к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения он представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей, зарождаясь из любви к своей «Малой Родине».
Умение педагога преподнести нравственные, культурные ценности доступными к восприятию и для понимания - большое искусство. Но такое искусство теснейшим образом сопряжено с духовным содержанием самого педагога. Он через себя транслирует мир воспитаннику. Мир через личность педагога оказывает воздействие на ученика при условии отклика, общения, отзыва в душе педагога. Любые влияния мира затухают, пройдя через пустые коридоры духовного мира педагога. Он может говорить то же самое, что и талантливый педагог, делать то же самое и не получить воспитательного процесса, если духовно пуст: тогда всего лишь транслируется звук, действие, движение, но не мир в его ценностном содержании и многообразии.
Каковы роль и миссия общеобразовательных организаций в воспитании патриотизма и культуры общения учащихся? Это в первую очередь, в формировании как через урочную, так и внеклассную деятельность у молодежи позитивных, гуманистических ценностей, активной жизненной позиции. Нужно повысить внимание к проблемам воспитания на всех уровнях, повысить социальный статус воспитания, координировать работу педагогов по созданию условий для духовно-нравственного, гражданского становления личности, подготовки их к жизненному самоопределению в пользу гуманистических ценностей.
Патриотизм - сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе, подсознании человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого чтят и таковыми считают другие люди, прежде всего его соотечественники.
Создавая условия для общения, влияя на него, уча ребят общаться, пристально вглядываясь в своих учащихся, воспитывая в них патриотическое воспитание, педагогу важно помнить, что за бурными, порой поверхностными их проявлениями скрывается глубокий подтекст. Умение понять его - большое искусство. А понять необходимо, ибо только в этом случае педагог сможет добиться того, чтобы общение стало для его учащихся необходимой роскошью. Помочь этому - гуманная задача педагога. Необходимо проводить работу по активизации этноса, изыскивая мобилизационные средства. Эта система включает формирование и дальнейшее развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе получения образования, проведение массовой патриотической работы в клубах по месту учебы, научных исследований по данной проблеме, постоянное освещение вопросов патриотического воспитания в средствах массовой информации. Система государственных мероприятий должна формировать у юных граждан духовно-нравственные ценности, чувство верности воинскому долгу, готовность выполнять принятые Конституцией принципы гражданской ответственности. Но, для этого недостаточно лишь принять программу действий, а следует применить комплексный подход по созданию клубов, музеев, объединений патриотической, военно-патриотической, военно-исторической, культурно-исторической, военно-спортивной направленности, активизировать работу по идеологическому, духовно-нравственному направлениям.
Литература:
1. Ахияров К.Ш. Мустай Карим – поэт, педагог, патриот [Текст] / К.Ш.Ахияров, К.А.Якупов. –Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. – 142с.
2. Гаязов А.С. Лидирующая роль образования в мире: монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011.-120с.
3. Корнелиус X, Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. [Текст] / Х. Корнелиус , Ш. Фэйр // - М.: АО «Стрингер», 1992. - 213 с.
5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. [Текст]/: В.А.Сухомлинский - М.: Педагогика, 1990. - 287 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.