Культура питания в детском саду.
Культура питания подразумевает воспитание. «Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить».
А. С. Макаренко
Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться. Правильное питание – одно из важнейших условий сохранения здоровья ребёнка, его нормального роста и развития.
Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.
Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.
Как правило:
-дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;
- не всегда используют салфетку;
- не знают названия блюд;
-не соблюдают правила поведения за столом;
-не всегда используют столовые приборы по назначению.
В детском саду детей учат питаться на классический европейский манер. Вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.
В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.
К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.
К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны.
К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.
По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Если зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.
Детей раннего возраста (1-2 года) учат:
· мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
· садиться за стул;
· пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
· пользоваться ложкой;
· вытираться салфеткой после еды;
· самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
· после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.
Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:
· самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
· опрятно есть, держа ложку в правой руке;
· вытираться салфеткой после еды;
· благодарить после еды.
Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:
· самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
· правильно пользоваться столовыми приборами;
· кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.
Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:
· брать пищу небольшими порциями;
· есть тихо;
· правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
· сидеть с прямой спиной;
· аккуратно составлять посуду после еды;
· относить за собой часть посуды.
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.
Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.
Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. Можно почитать и разучить с детьми стихи:
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Памятка:
"Воспитание у дошкольников культуры поведения за
столом"
1. Организация детского питания напрямую связана
со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом.
Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть
уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка
правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть
обходительными в застольном общении.
2. Правильное отношение к еде, разным блюдам,
умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с
раннего возраста. Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой,
правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не
расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во
время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми
приборами, не набивали рот.
3. Формировать культурно-гигиенические навыки
необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей
ребенка:
Обучать детей правилам поведения за столом можно как на
специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и
обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета,
разумность и необходимость их соблюдения.
Во время приема пищи на чистом столе должны
находиться общие предметы, необходимые во время еды: солонка, хлебница,
салфетница, по возможности ваза с цветами.
Общение с детьми во время еды требует тщательной
психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство,
научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни
обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными.
Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том,
что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного
аппетита” – обязательно!
Возраст |
Задачи |
Дети первой младшей группы (от 2-х до 3 лет) |
Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого. Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить “спасибо” |
Дети второй младшей группы (от 3-х до 4 лет) |
Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место. Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом |
Дети средней группы (от 4-х до 5 лет) |
Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды |
Дети старшей группы (от 5 до 6 лет) |
Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых |
Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) |
Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. Относить за собой часть посуды. |
Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов!
Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам и не только по утрам.
Помни истину простую: лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую, или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.