Культура Древней Руси
Оценка 4.7

Культура Древней Руси

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
9 кл
11.11.2019
Культура Древней Руси
Разработка данного урока поможет начинающим и более опытным педагогам в подготовке уроков по обществознанию. В данной разработке освещены ключевые вопросы данной темы, обращается внимание на основные понятия и термины, без которых невозможно полное восприятие и закрепление учебного материала обучающимися в современной школе.
Культура Древней Руси.docx
Тема: Культура  Древней Руси Цели и задачи урока: познакомить учащихся с важнейшими достижениями  древнерусской культуры; показать, что накопление трудового опыта способствовало  развитию культуры; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать  с учебной литературой; воспитывать патриотизм, бережное отношение к достояниям  национальной культуры. Основные понятия: культура, фреска, мозаика, иконопись, былина, летопись Оборудование: картины с изображением архитектурных памятников Руси, фресок  из Софийского собора, музыкальные записи, компьютер, проектор, проекционный экран. Тип урока: интегрированный (история, литература, музыка, ИЗО) Ход урока             I. Организационный момент II. Мотивация учебной деятельности.  Звучит фрагмент музыки. Учитель истории О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами  прославилась ты. Всеми ты преисполнена, Земля Русская! Так далекие предки гордились своей Отчизной. И было чем! Великолепные  памятники архитектуры и живописи, поразительной «узорочье» ­ ювелирные изделия,  прекрасные литературные произведения создавались в разных княжествах Киевской Руси.  До сих пор мы восхищаемся ними. Это истоки русской культуры. (Уч­ся рассматривают иллюстративный материал) Знакомству с этим и посвящен наш урок. (Сообщение темы и цели урока). Наш урок мы построим как путешествие в Древнюю Русь. В этом нам помогут  учителя литературы, музыкального и изобразительного искусства. III. Изучение нового материала План. 1. Что такое культура 2. Путешествие в древнерусские города. Развитие ремесла  3. Архитектура Древней Руси 4. Изобразительное и музыкальное искусство 5. Развитие письменности и литературы  1. Учитель истории.  Беседа с учащимися. ­ Как вы понимаете понятие «культура»? (Ответы уч­ся) ­ Кем создаются памятники культуры?  (народом) ­ Следовательно, что лежит в основе развития культуры? (трудовой опыт народа) А теперь давайте сделаем вывод из ваших ответов. Вывод: Понятие «культура» связано с деятельностью людей в материальной и  духовной областях. Подумайте, какие достижения отнесем к материальной, а какие к  духовной? Тема: Культура  Древней Руси Цели и задачи урока: познакомить учащихся с важнейшими достижениями  древнерусской культуры; показать, что накопление трудового опыта способствовало  развитию культуры; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать  с учебной литературой; воспитывать патриотизм, бережное отношение к достояниям  национальной культуры. Основные понятия: культура, фреска, мозаика, иконопись, былина, летопись Оборудование: картины с изображением архитектурных памятников Руси, фресок  из Софийского собора, музыкальные записи, компьютер, проектор, проекционный экран. Тип урока: интегрированный (история, литература, музыка, ИЗО) Ход урока             I. Организационный момент II. Мотивация учебной деятельности.  Звучит фрагмент музыки. Учитель истории О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами  прославилась ты. Всеми ты преисполнена, Земля Русская! Так далекие предки гордились своей Отчизной. И было чем! Великолепные  памятники архитектуры и живописи, поразительной «узорочье» ­ ювелирные изделия,  прекрасные литературные произведения создавались в разных княжествах Киевской Руси.  До сих пор мы восхищаемся ними. Это истоки русской культуры. (Уч­ся рассматривают иллюстративный материал) Знакомству с этим и посвящен наш урок. (Сообщение темы и цели урока). Наш урок мы построим как путешествие в Древнюю Русь. В этом нам помогут  учителя литературы, музыкального и изобразительного искусства. III. Изучение нового материала План. 1. Что такое культура 2. Путешествие в древнерусские города. Развитие ремесла  3. Архитектура Древней Руси 4. Изобразительное и музыкальное искусство 5. Развитие письменности и литературы  1. Учитель истории.  Беседа с учащимися. ­ Как вы понимаете понятие «культура»? (Ответы уч­ся) ­ Кем создаются памятники культуры?  (народом) ­ Следовательно, что лежит в основе развития культуры? (трудовой опыт народа) А теперь давайте сделаем вывод из ваших ответов. Вывод: Понятие «культура» связано с деятельностью людей в материальной и  духовной областях. Подумайте, какие достижения отнесем к материальной, а какие к  духовной? Культура материальная архитектура, орудия труда, предметы быта духовная просвещение,  литература, искусство,  живопись 2.  Путешествие в древнерусские города. Развитие ремесла ­ А сейчас мы с вами начнем путешествие в древнерусские города и познакомимся с  некоторыми видами ремесел. ­  Ребята, а почему мы на уроке, который посвящен культуре, затрагиваем вопрос о  развитии ремесла?  (потому, что ремесленники производили предметы культуры) Работа в группах.  1. Учащиеся объединяются  в 3 группы 2. Задание группам. Ознакомиться с текстом и ответить на вопросы. 1 группа: Киевский Подол Кузница. Гудит пламя в кузнечном горне. Милонег раздувает его мехами, и  домотканая рубаха уже промокла от пота. Вот вишнево­красные полосы металла  становятся белыми, и отец останавливает знаком мальчика. Огромными клещами он  выхватывает из горна эти полосы, одни бросает на наковальню, другие закаливает, опуская  в большой горшок с холодной водой. Милонег уже знает: полосы, закалённые таким  образом один раз, ­ железо, несколько раз – сталь. Отец со старшим братом скручивают  стальные и железные полосы (как будто косы заплетают), а потом сваривают и вытягивают. И только тогда начинают ковать меч. Отец постукивает маленьким молотком то по  раскалённому бруску, то по краю наковальни. И как бы в ответ на перезвон его молота  ухает кувалдой брат. Милонег снова берётся за кленовые, отполированные до блеска его  ладонями ручки мехов. Он без передышки нагнетает воздух в печь, поддерживая гудящее  пламя. Меч уже готов: темная полоса железа на его лезвии чередуется со светлой –  стальной полосой. Сталь дает крепость, железо – гибкость. Никогда не сломается такой  меч в бою. ­ Пора! – подает знак отец. Милонег бежит во двор, выводит коня, вскакивает в седло. Отец выносит из кузни  пышущий жаром меч и рукояткой, обмотанной мокрой овчиной, передаёт его младшему  сыну. Мальчик выезжает со двора, галопом направляет коня к воротам Подола. Прильнув  к крутой шее коня, Милонег крепко держит в руке пылающий меч, чтобы хорошенько  охладили его холодные струи. Приезжают в Киев заморские купцы, чтобы закупить побольше таких мечей и узнать секрет их изготовления. Культура материальная архитектура, орудия труда, предметы быта духовная просвещение,  литература, искусство,  живопись 2.  Путешествие в древнерусские города. Развитие ремесла ­ А сейчас мы с вами начнем путешествие в древнерусские города и познакомимся с  некоторыми видами ремесел. ­  Ребята, а почему мы на уроке, который посвящен культуре, затрагиваем вопрос о  развитии ремесла?  (потому, что ремесленники производили предметы культуры) Работа в группах.  1. Учащиеся объединяются  в 3 группы 2. Задание группам. Ознакомиться с текстом и ответить на вопросы. 1 группа: Киевский Подол Кузница. Гудит пламя в кузнечном горне. Милонег раздувает его мехами, и  домотканая рубаха уже промокла от пота. Вот вишнево­красные полосы металла  становятся белыми, и отец останавливает знаком мальчика. Огромными клещами он  выхватывает из горна эти полосы, одни бросает на наковальню, другие закаливает, опуская  в большой горшок с холодной водой. Милонег уже знает: полосы, закалённые таким  образом один раз, ­ железо, несколько раз – сталь. Отец со старшим братом скручивают  стальные и железные полосы (как будто косы заплетают), а потом сваривают и вытягивают. И только тогда начинают ковать меч. Отец постукивает маленьким молотком то по  раскалённому бруску, то по краю наковальни. И как бы в ответ на перезвон его молота  ухает кувалдой брат. Милонег снова берётся за кленовые, отполированные до блеска его  ладонями ручки мехов. Он без передышки нагнетает воздух в печь, поддерживая гудящее  пламя. Меч уже готов: темная полоса железа на его лезвии чередуется со светлой –  стальной полосой. Сталь дает крепость, железо – гибкость. Никогда не сломается такой  меч в бою. ­ Пора! – подает знак отец. Милонег бежит во двор, выводит коня, вскакивает в седло. Отец выносит из кузни  пышущий жаром меч и рукояткой, обмотанной мокрой овчиной, передаёт его младшему  сыну. Мальчик выезжает со двора, галопом направляет коня к воротам Подола. Прильнув  к крутой шее коня, Милонег крепко держит в руке пылающий меч, чтобы хорошенько  охладили его холодные струи. Приезжают в Киев заморские купцы, чтобы закупить побольше таких мечей и узнать секрет их изготовления. 2 группа: Чернигов – ювелиры Вот и златокузец Улеб с учеником Ярошкой приступил к работе. ­ Формочку для запястья, ­ объясняет Улеб, ­ делаем сначала из воска. Обмазываем  её глиной и ставим в раскалённую печь. Высохнет глина – выплавим воск. Застынет –  разобьем глину молотком, неровности и заусенцы снимем маленьким напильником. Но это  самое лёгкое. Трудно выбить на браслете рисунок. Ты глаз оттачиваешь, как я говорил,  стреляешь из лука в кольцо? Ну, тогда возьми шилбце и молоточек и попробуй по моим  отметкам выбить рисунок. Эх, Ярошка, Ярошка! Неровно в одном месте ударил. То ли глаз тебя подвёл, то ли рука дрогнула. А наш брат златокузнец ошибаться никак не может. Ты  знаешь, мы работаем для радости людей. В Чернигове ни одна молодая девица не выйдет на улицу без наших с тобой колтов­серёжек, подвесок –ожерелий да запястий­браслетов. Да и  в других городах тоже. 3 группа: Новгород – плотники Новгородский плотник Ефим быстро починил путешественникам пострадавшую в  бурю ладью. Вместе со своими помощниками он поднял её на берег , установил, что нужно  заменить несколько досок в правом борту. Плотники рубили секирами – топорами на  длинных ручках корабельные сосны, распилили их на доски, строгали, строгали. Плотно  пригоняя одну к другой. ­ Плотниками Новгород стоит, ­ говорил Ефим, ­ и славится. Из чего мостовая  сделана? Из цельных дубовых плах. А пригнаны как плотно! Мелкая монета в расщелину  между плахами не проскочит! Это плотники – мостовщики постарались. ­ Избы наши новгородские, ­ продолжает он, ­ ладно срублены. Брёвнышки ровные,  без сучка без задоринки. Концы брёвен как пальцы меж собою переплетены. А на  наличниках рисунок – вечно зелёное дерево жизни, а на ветвях райские птицы поют;  деревянные коньки – горбунки на крышу взлетели. Наши плотники – огородники город  дважды окружили великой стеной, высотой в пять человеческих ростов. Сколько брёвен  для тех стен понадобилось, камней да песку, которые между их рядами засыпаны! По берестяным трубам подземным мы из города воды отводим. Их тоже не просто  сделать, чтобы по всей длине одинаковы были, и вода нигде не протекала! А деревянные столы, скамейки, бадейки, коромысла, тарелки, чашки, ложки – вся  домашняя утварь и посуда кем сделаны? То­то и оно – тоже плотниками! Кто ладью построил? Плотники­ладейщики, а колоду – днище ладьи они из ствола  сделали. Нелёгкая это работа! Тут самое главное – терпение. Железные клинья в ствол  вбивать, крепкую как камень древесину долотами выбить, калёным железом выжигать.  Сорок коней на больших ладьях помещается.  Теперь военное время возьмём. Кто князю Олегу Царьград помог взять?  Новгородские плотники. Когда греки цепями затворили гавань Золотой Рог, новгородцы за  день две тысячи ладей на колёса поставили.  Вопросы группам 2 группа: Чернигов – ювелиры Вот и златокузец Улеб с учеником Ярошкой приступил к работе. ­ Формочку для запястья, ­ объясняет Улеб, ­ делаем сначала из воска. Обмазываем  её глиной и ставим в раскалённую печь. Высохнет глина – выплавим воск. Застынет –  разобьем глину молотком, неровности и заусенцы снимем маленьким напильником. Но это  самое лёгкое. Трудно выбить на браслете рисунок. Ты глаз оттачиваешь, как я говорил,  стреляешь из лука в кольцо? Ну, тогда возьми шилбце и молоточек и попробуй по моим  отметкам выбить рисунок. Эх, Ярошка, Ярошка! Неровно в одном месте ударил. То ли глаз тебя подвёл, то ли рука дрогнула. А наш брат златокузнец ошибаться никак не может. Ты  знаешь, мы работаем для радости людей. В Чернигове ни одна молодая девица не выйдет на улицу без наших с тобой колтов­серёжек, подвесок –ожерелий да запястий­браслетов. Да и  в других городах тоже. 3 группа: Новгород – плотники Новгородский плотник Ефим быстро починил путешественникам пострадавшую в  бурю ладью. Вместе со своими помощниками он поднял её на берег , установил, что нужно  заменить несколько досок в правом борту. Плотники рубили секирами – топорами на  длинных ручках корабельные сосны, распилили их на доски, строгали, строгали. Плотно  пригоняя одну к другой. ­ Плотниками Новгород стоит, ­ говорил Ефим, ­ и славится. Из чего мостовая  сделана? Из цельных дубовых плах. А пригнаны как плотно! Мелкая монета в расщелину  между плахами не проскочит! Это плотники – мостовщики постарались. ­ Избы наши новгородские, ­ продолжает он, ­ ладно срублены. Брёвнышки ровные,  без сучка без задоринки. Концы брёвен как пальцы меж собою переплетены. А на  наличниках рисунок – вечно зелёное дерево жизни, а на ветвях райские птицы поют;  деревянные коньки – горбунки на крышу взлетели. Наши плотники – огородники город  дважды окружили великой стеной, высотой в пять человеческих ростов. Сколько брёвен  для тех стен понадобилось, камней да песку, которые между их рядами засыпаны! По берестяным трубам подземным мы из города воды отводим. Их тоже не просто  сделать, чтобы по всей длине одинаковы были, и вода нигде не протекала! А деревянные столы, скамейки, бадейки, коромысла, тарелки, чашки, ложки – вся  домашняя утварь и посуда кем сделаны? То­то и оно – тоже плотниками! Кто ладью построил? Плотники­ладейщики, а колоду – днище ладьи они из ствола  сделали. Нелёгкая это работа! Тут самое главное – терпение. Железные клинья в ствол  вбивать, крепкую как камень древесину долотами выбить, калёным железом выжигать.  Сорок коней на больших ладьях помещается.  Теперь военное время возьмём. Кто князю Олегу Царьград помог взять?  Новгородские плотники. Когда греки цепями затворили гавань Золотой Рог, новгородцы за  день две тысячи ладей на колёса поставили.  Вопросы группам 1. С каким видом ремесла вы познакомились? 2. Докажите, что любое ремесло требовало от мастера умения, упорства,  настойчивости. 3. Было ли у ремесленников стремление к лучшим результатам своего труда? 4. Сделайте вывод об уровне развития ремесла. Делаем общий вывод: Ремесленное производство Киевской Руси достигло высокого уровня 3. Архитектура Древней Руси. Древняя Русь славилась многочисленными городами. Город являлся средоточием  торговли и ремесел, был культурным центром. Прекрасным убранством древнерусских городов являются архитектурные здания и  сооружения. Архитектурный памятник может рассказать о своем времени и о людях так же правдиво, как и произведение другого вида искусства, но рассказать своим особым, только  архитектуре присущим языком. Давайте войдем в Киев. Приезжавшие видели перед собой Золотые ворота и  изумлялись, что человеческие руки способны поднять камень на такую высоту. ­ Что вы знаете о Золотых воротах? Ученик: ­ По сравнению с хижинами предместья, воротная башня казалась огромной, и чтобы еще более усилить впечатление величия и в то же время легкости, хитроумный строитель  несколько сузил ее к верху так, что построенная на высоком забрале церковь уже как бы  висела в воздухе, витала в облаках, медленно проплывающих по небу. Башня была из  розового кирпича, а церковь сияла на солнце белизной своих стен. Приводили в восхищение дубовые створки ворот, обитые листами позолоченной меди. Учитель истории: ­ А вот собор – жемчужина Киева – София Киевская. Что знаете о нем? Ученик: ­ Собор расположен на берегу Днепра. Блестя свинцовыми куполами, собор как бы  господствует над окрестностями. Собор построен на том месте, где воины Ярослава  Мудрого одержали победу над печенегами. Стены собора выложены из плитообразного  кирпича, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести. Это могучее.  Величественное сооружение. Учитель истории:.  ­ Ребята, какое впечатление производят на вас эти памятники архитектуры? (ответы уч­ся) Если научиться читать «каменную книгу», архитектурные сооружения могут  рассказать нетолько о времени своего  создания. Недаром их называют «каменной  летописью». Познакомившись лишь с некоторыми памятниками архитектуры, сделаем  вывод об уровне развития дренерусской архитектуры. Вывод: В Древней Руси развивалась архитектура. Сохранившиеся сооружения  свидетельствуют о высоком уровне развития зодчества. ­ Как мы должны относиться к памятникам архитектуры? 1. С каким видом ремесла вы познакомились? 2. Докажите, что любое ремесло требовало от мастера умения, упорства,  настойчивости. 3. Было ли у ремесленников стремление к лучшим результатам своего труда? 4. Сделайте вывод об уровне развития ремесла. Делаем общий вывод: Ремесленное производство Киевской Руси достигло высокого уровня 3. Архитектура Древней Руси. Древняя Русь славилась многочисленными городами. Город являлся средоточием  торговли и ремесел, был культурным центром. Прекрасным убранством древнерусских городов являются архитектурные здания и  сооружения. Архитектурный памятник может рассказать о своем времени и о людях так же правдиво, как и произведение другого вида искусства, но рассказать своим особым, только  архитектуре присущим языком. Давайте войдем в Киев. Приезжавшие видели перед собой Золотые ворота и  изумлялись, что человеческие руки способны поднять камень на такую высоту. ­ Что вы знаете о Золотых воротах? Ученик: ­ По сравнению с хижинами предместья, воротная башня казалась огромной, и чтобы еще более усилить впечатление величия и в то же время легкости, хитроумный строитель  несколько сузил ее к верху так, что построенная на высоком забрале церковь уже как бы  висела в воздухе, витала в облаках, медленно проплывающих по небу. Башня была из  розового кирпича, а церковь сияла на солнце белизной своих стен. Приводили в восхищение дубовые створки ворот, обитые листами позолоченной меди. Учитель истории: ­ А вот собор – жемчужина Киева – София Киевская. Что знаете о нем? Ученик: ­ Собор расположен на берегу Днепра. Блестя свинцовыми куполами, собор как бы  господствует над окрестностями. Собор построен на том месте, где воины Ярослава  Мудрого одержали победу над печенегами. Стены собора выложены из плитообразного  кирпича, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести. Это могучее.  Величественное сооружение. Учитель истории:.  ­ Ребята, какое впечатление производят на вас эти памятники архитектуры? (ответы уч­ся) Если научиться читать «каменную книгу», архитектурные сооружения могут  рассказать нетолько о времени своего  создания. Недаром их называют «каменной  летописью». Познакомившись лишь с некоторыми памятниками архитектуры, сделаем  вывод об уровне развития дренерусской архитектуры. Вывод: В Древней Руси развивалась архитектура. Сохранившиеся сооружения  свидетельствуют о высоком уровне развития зодчества. ­ Как мы должны относиться к памятникам архитектуры? 4. Изобразительное и музыкальное искусство Древней Руси. Учитель музыкального и изобразительного искусства Ребята, слушая ваши ответы, я хотела бы поделиться своими впечатлениями об  услышанном и увиденном. Ведь изучая культуру Древней Руси, мы становимся  свидетелями того, что человек способен на великое чудо. Культура Древней Руси  вдохновляет нас на поэтические строки: Как исповедь душевной чистоты, Безмолвие красы и божества, Построены соборы были на Руси И возносились к небу купола. Манили глаз картины из стекла. Мозаики неповторимый блеск. И живопись божественной была, И фресок изумляла простота. А знаете ли вы, что такое фреска?  Это роспись по сырой штукатурке минеральными красками. Что такое мозаика? Это картины, сложенные из разноцветных кусочков стекла –  смальты. Также в Древней Руси развивалась иконопись. Обратите внимание на фреску Софийского собора. Что на ней изображено? (ответы  уч­ся) Назовите музыкальные инструменты, изображенные на фреске (гусли, дудки,  свирели, лютни, тарелки, арфы).  Вывод: музыкальная культура Древней Руси была  связана с развитием струнно­щипковых, духовых и ударных инструментов. И эти  инструменты встречаются среди археологических находок. Попробуем оживить фреску Софийского собора, услышав звуки музыкальных  инструментов. (Слушание музыкальных инструментов и хорового пения) В Древней Руси было широко развито хоровое пение в сопровождении музыкальных  инструментов, а также церковное хоровое пение. Давайте сделаем вывод об уровне развития музыкального и изобразительного  искусства в Древней Руси. (Уровень развития был высоким.) Почему?  (Было много различных музыкальных инструментов, развито хоровое  пение, развивалась фресковая живопись, иконопись) Достижения музыкальной культуры и живописи Древней Руси сохранились до  нашего времени. Как мы должны относиться к достижениям наших предков? (ответы уч­ся) 5. Литература Древней Руси Учитель литературы. Из далекой древности обращаются к нам наши далекие предки, передают свои думы, тревоги, заветы. Молчат гробницы, мумии и кости. Лишь слову жизнь дана. Из древней тьмы на мировом погосте 4. Изобразительное и музыкальное искусство Древней Руси. Учитель музыкального и изобразительного искусства Ребята, слушая ваши ответы, я хотела бы поделиться своими впечатлениями об  услышанном и увиденном. Ведь изучая культуру Древней Руси, мы становимся  свидетелями того, что человек способен на великое чудо. Культура Древней Руси  вдохновляет нас на поэтические строки: Как исповедь душевной чистоты, Безмолвие красы и божества, Построены соборы были на Руси И возносились к небу купола. Манили глаз картины из стекла. Мозаики неповторимый блеск. И живопись божественной была, И фресок изумляла простота. А знаете ли вы, что такое фреска?  Это роспись по сырой штукатурке минеральными красками. Что такое мозаика? Это картины, сложенные из разноцветных кусочков стекла –  смальты. Также в Древней Руси развивалась иконопись. Обратите внимание на фреску Софийского собора. Что на ней изображено? (ответы  уч­ся) Назовите музыкальные инструменты, изображенные на фреске (гусли, дудки,  свирели, лютни, тарелки, арфы).  Вывод: музыкальная культура Древней Руси была  связана с развитием струнно­щипковых, духовых и ударных инструментов. И эти  инструменты встречаются среди археологических находок. Попробуем оживить фреску Софийского собора, услышав звуки музыкальных  инструментов. (Слушание музыкальных инструментов и хорового пения) В Древней Руси было широко развито хоровое пение в сопровождении музыкальных  инструментов, а также церковное хоровое пение. Давайте сделаем вывод об уровне развития музыкального и изобразительного  искусства в Древней Руси. (Уровень развития был высоким.) Почему?  (Было много различных музыкальных инструментов, развито хоровое  пение, развивалась фресковая живопись, иконопись) Достижения музыкальной культуры и живописи Древней Руси сохранились до  нашего времени. Как мы должны относиться к достижениям наших предков? (ответы уч­ся) 5. Литература Древней Руси Учитель литературы. Из далекой древности обращаются к нам наши далекие предки, передают свои думы, тревоги, заветы. Молчат гробницы, мумии и кости. Лишь слову жизнь дана. Из древней тьмы на мировом погосте Звуча лишь письмена. В IX веке Русь обрела письменность. Ее возникновение было вызвано  потребностями государства. Письменность применялась в торговле, в развитии ремесла, в  быту. В концеX века на Русь пришел более совершенный алфавит – славянская азбука,  составленная братьями­славянами Кириллом и Мефодием. При церквях и монастырях  стали открываться школы, где обучались письму и чтению по новой азбуке. Сценка. Дьяк: Послал наш Господь Константина, называемого Кириллом, мужа праведного и истинного и создал он азбуку из тридцати восьми букв. Вот, отроки, славянские буквы,  которые следует читать и оглашать. (Оглашает – аз, буки, веди…..) Чтец: В старину учились дети.  Их учил церковный дьяк. Приходил он на рассвете И твердили буквы так. А и Б – как Аз и Буки, В – как Веди Г – Глаголь. И учитель для науки По субботам их порол Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину. А девице полагалось Не учиться ничему. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. Дьяк: Слово книжное есть свет дневной. Учитель литературы. О широком распространении не Руси слова книжного, т.е. письменности  свидетельствуют древнерусские архитектурные памятники. Археологи обнаружили на их  стенах различные надписи и рисунки, которые оставили посетители. Эти неофициальные  надписи называются «граффити» от лат. «графо» ­ пишу. Людей грамотных на Руси в XII веке было много. Поистине талантлив народ русский. Работая, не покладая рук, учился, защищал  землю русскую от врагов, не щадя живота своего и слагал о своих героях былины. (уч­ся слушают отрывок «Песнь о вещем Олеге») Учитель: ­Как называется эта былина? ­Какие былины вы знаете? ­Почему герои былин – богатыри? Богатыри защищали  землю Русскую, чтобы спокойно могли жить и трудиться наши  предки. А в это время… В монастырской келье узкой, Звуча лишь письмена. В IX веке Русь обрела письменность. Ее возникновение было вызвано  потребностями государства. Письменность применялась в торговле, в развитии ремесла, в  быту. В концеX века на Русь пришел более совершенный алфавит – славянская азбука,  составленная братьями­славянами Кириллом и Мефодием. При церквях и монастырях  стали открываться школы, где обучались письму и чтению по новой азбуке. Сценка. Дьяк: Послал наш Господь Константина, называемого Кириллом, мужа праведного и истинного и создал он азбуку из тридцати восьми букв. Вот, отроки, славянские буквы,  которые следует читать и оглашать. (Оглашает – аз, буки, веди…..) Чтец: В старину учились дети.  Их учил церковный дьяк. Приходил он на рассвете И твердили буквы так. А и Б – как Аз и Буки, В – как Веди Г – Глаголь. И учитель для науки По субботам их порол Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину. А девице полагалось Не учиться ничему. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. Дьяк: Слово книжное есть свет дневной. Учитель литературы. О широком распространении не Руси слова книжного, т.е. письменности  свидетельствуют древнерусские архитектурные памятники. Археологи обнаружили на их  стенах различные надписи и рисунки, которые оставили посетители. Эти неофициальные  надписи называются «граффити» от лат. «графо» ­ пишу. Людей грамотных на Руси в XII веке было много. Поистине талантлив народ русский. Работая, не покладая рук, учился, защищал  землю русскую от врагов, не щадя живота своего и слагал о своих героях былины. (уч­ся слушают отрывок «Песнь о вещем Олеге») Учитель: ­Как называется эта былина? ­Какие былины вы знаете? ­Почему герои былин – богатыри? Богатыри защищали  землю Русскую, чтобы спокойно могли жить и трудиться наши  предки. А в это время… В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах,  О земле, о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом. Он писал из года в год Про великий наш народ. Какой известный вам монах занимался это кропотливой работой? (Нестор) Его вы видите на картине художника Васнецова. Кропотливый был труд летописца, он не имел права на ошибку, вот Нестор  склоняется над листом, еще и еще раз обдумывает фразу. Выверяет ее на слух, и только  потом начинает писать. Пишет неспешно, крупными буквами уставного письма, слитной  строкой, не разделяя слов. «Се повесть временных лет» ­ озаглавил свой исторический труд Нестор, монах  Киево­Печерской лавры.  ­ О чем хотел поведать нам Нестор? ­ В чем заключалось значение летописи? Проходят годы, века, тысячелетия, а культура народа жива, ибо культура – это  душа народа, а душа, как известно, бессмертна.                           IV. Закрепление изученного материала Учитель истории Итак, ребята, мы совершили с вами краткое путешествие по древнерусской земле и  познакомились лишь с незначительным количеством памятников культуры. Наше  путешествие могло бы продолжаться бесконечно, потому, как достояние нашей культуры  велико. ­ Так что же такое культура? ­ Для чего нужно изучать культуру?  (чтобы быть добрее, быть человечнее, ценить  прошлое) Да, я с вами согласна. Ведь без прошлого нет настоящего и не будущего.  В искусстве наш народ увековечил свою жизнерадостную молодость, любовь к  родной земле. Древнерусская культура – великое творение своего времени. Она  неповторима, как и та эпоха, которая его породила. V. Подведение итогов урока VI. Домашнее задание В четырех глухих стенах,  О земле, о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом. Он писал из года в год Про великий наш народ. Какой известный вам монах занимался это кропотливой работой? (Нестор) Его вы видите на картине художника Васнецова. Кропотливый был труд летописца, он не имел права на ошибку, вот Нестор  склоняется над листом, еще и еще раз обдумывает фразу. Выверяет ее на слух, и только  потом начинает писать. Пишет неспешно, крупными буквами уставного письма, слитной  строкой, не разделяя слов. «Се повесть временных лет» ­ озаглавил свой исторический труд Нестор, монах  Киево­Печерской лавры.  ­ О чем хотел поведать нам Нестор? ­ В чем заключалось значение летописи? Проходят годы, века, тысячелетия, а культура народа жива, ибо культура – это  душа народа, а душа, как известно, бессмертна.                           IV. Закрепление изученного материала Учитель истории Итак, ребята, мы совершили с вами краткое путешествие по древнерусской земле и  познакомились лишь с незначительным количеством памятников культуры. Наше  путешествие могло бы продолжаться бесконечно, потому, как достояние нашей культуры  велико. ­ Так что же такое культура? ­ Для чего нужно изучать культуру?  (чтобы быть добрее, быть человечнее, ценить  прошлое) Да, я с вами согласна. Ведь без прошлого нет настоящего и не будущего.  В искусстве наш народ увековечил свою жизнерадостную молодость, любовь к  родной земле. Древнерусская культура – великое творение своего времени. Она  неповторима, как и та эпоха, которая его породила. V. Подведение итогов урока VI. Домашнее задание

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2019