«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»
Оценка 4.8

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
психологическая работа +2
8 кл—11 кл +1
11.02.2017
«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»
Данное занятие ориентировано на знакомство с особенностями общения между собой и со сверстниками противоположного пола. Это позволяет способствовать развитию навыков, с помощью которых решаются самостоятельно проблемы в общении, а также развивается умение слушать, понимать и сопереживать партнёру по общению .Данное занятие ориентировано на знакомство с особенностями общения между собой и со сверстниками противоположного пола. Это позволяет способствовать развитию навыков, с помощью которых решаются самостоятельно проблемы в общении, а также развивается умение слушать, понимать и сопереживать партнёру по общению .
«Культура общения между мальчиками и девочками».doc
«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ» Задачи:  знакомство с особенностями общения со сверстниками противоположного пола;  способствование   развитию   навыков,   с   помощью   которых   решаются   самостоятельно проблемы в общении;  развитие умения слушать, понимать и сопереживать. ХОД ЗАНЯТИЯ: РАЗОГРЕВ Сегодня занятие будет посвящено культуре общения. Культура поведения проявляется, прежде всего, в общении, которое предполагает:         потребность и умение понять другого человека;  искренний интерес к нему;  умение легко вступать в беседу;  способность сдерживать эмоции в ситуации не требующей их проявления;  умение слушать;  вступать в общение без предвзятости;  не навязывать вкусы и привычки и др. Разделитесь на две группы – мальчиков­юношей и девочек­девушек. Зачитайте написанные советы ­ мальчики по очереди читают наставления для девочки, а девочки по очереди для мальчиков. Поведение культурного мальчика Мальчик  во всех случаях обязан уважать и защищать честь девочки. Мальчик  первым приветствует девочку. Мальчик  уступает лучшее место девочке и поддерживает   её   при   подъеме,   а   также помогает   войти   и   выйти   девочке   из транспорта. Если со стороны девочки нет опасности, то мальчик идёт слева от девочки, а если есть опасность в виде обрыва или движущегося транспорта   и   др.,   то   он   идёт   со   стороны опасности. В зрительном зале, кафе и др., мальчик идёт впереди,   помогает   своей   спутнице   сесть, при   выходе   пропускает   ее   вперёд;   а   если девочка   встаёт,   то   мальчик   должен   тоже Поведение культурной девочки Девочка   первой   протягивает   руку   для пожатия,   если   пожелает,   а   если   нет,   то ограничивается поклоном головы.   Девочка не берет за правило ходить в кино, кафе за счет мальчика.  Если на танец или прогулку одновременно приглашают   два   молодых   человека,   то делает выбор сама девочка.  Принимая знаки внимания, девочка обязана поблагодарить. Девочке   следует   быть   «загадкой»,   а   не раскрытой книгой. встать   и   помочь   ей   подняться,   по возвращению   он   также   должен   встать   и помочь ей сесть. Мальчик   не   критикует   свою   подругу слишком   часто,   а   вот   комплименты обязательны –  их  надо высказать  хотя бы дважды за встречу. Молодой   человек,   которому   отказано   в дружбе,   должен   согласиться   с   мнением девочки и принять её решение.  Мальчик не настаивает на чём­нибудь лишь для   того,   чтобы   последнее   слово   было   за ним, не мучает окружающих.  Мальчик не опаздывает это не по­мужски и наглядно свидетельствует об отсутствии у него   чувства   ответственности   и ненадежности как человека. Мальчик   не проявляет слишком большую подозрительность в правильности,   в   правдивости)   –   это отталкивает и надоедает. Молодой   человек   не   проявляет   свои симпатии   к   понравившейся   девочке   через неподобающие   формы   обращения   на   себя внимания,   такие   как   "задирание", приставание   и   даже   болезненные действия… (сомнение     Девочке   не   следует   смотреть   во   время танца  в упор  на своего  партнера, но и  не надо отворачиваться.  Девочке   некрасиво   без   умолку   болтать, равно, как и молчать в общении с другими. Девочка   не   расследует,   где   мальчик   был вчера, следует доверять друг другу.  Девочка не пытается переделать мальчика, по крайней мере, старается «изменить» его так, чтобы он этого не замечал.    не Девочка   поступков, противоречащих   натуре   или   мужской натуре вообще мальчика.  требует   Если   молодой   человек   оказывает   знаки внимания,   но   девочке   они   не   важны,   она должна   корректно   и   по­доброму   об   этом сказать. ОСНОВНОЙ БЛОК Мини­лекция «Взросление» Человек проходит определённые стадии в своём развитии, в каждой из которой у Младенческий – от 0­1 года.  него есть ведущая деятельность по Д.Б. Эльконину таких этапов шесть: 1. Ведущая деятельность ­ общение со взрослыми.  Ребенок   учится   взаимодействовать   с   окружающими,   в   первую   очередь,   с   мамой   с помощью   жестов,   мимики   и   звуков.   Близкое   эмоциональное   общение   позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться. 2. Ведущая деятельность ­ манипуляции с предметами. В жизни ребенка появляются предметы, которые он трогает, кусает, ломает и т.д. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия.  3. Ведущая деятельность ­ ролевая игра. Дошкольный возраст – от 3­7 лет.  Раннее детство – от 1­3 лет. В   игре   дети   учатся   взаимодействовать   друг   с   другом,   учатся   подчиняться   и придерживаться   правил.   В   этот   период   также   возникает   потребность   в   общественно­ значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать. Младший школьный возраст – от 7­11 лет.  4. Ведущая деятельность – учение. Ребенок­школьник   учится   контролировать   свое   поведение   согласно   требованиям   и принятым   правилам.   У   него   развивается   произвольность   (сидеть   за   партой   30   минут, слушая   учителя   и   не   отвлекаясь),   самоконтроль   (отложить   игру   и   делать   домашнее задание)   и   внутренний   план   действий   (выстраивать   порядок   выполнения   домашнего задания). Подростковый возраст – от 11­15 лет.  5. Ведущая деятельность ­ общение со сверстниками.  Присутствует желание найти себя, своё место в коллективе, появляется самооценка ­ то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими.   Основная   потребность   ­   быть   частью   группы,   получать   ее   поддержку, чувствовать единство.  6. Ведущая деятельность ­ учебно­профессиональная.  Появляется ответственность за свое будущее. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Задаются вопросы: "Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет?"  Юношеский возраст – от 15­17 лет.  Таким   образом,   в   вашем   возрасте   ведущей   деятельностью   является   общение   со сверстниками. Это существенно влияет на изменение отношений между мальчиками и девочками: проявляется интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие.  Возникающий интерес к другому полу вначале проявляется в неадекватных формах. Так,   для   мальчиков   характерны   такие   формы   обращения   на   себя   внимания,   как "задирание", приставание и даже болезненные действия (толкание, дёргание за волосы и др.).  Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков.  Позднее отношения усложняются: =исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении; =испытываются чувства напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц.  Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так   как   для   этого   подросткам   необходимо   не   только   преодолеть   собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников. Это наступает чуть позднее и общение между мальчиками и девочками становится более   открытым:   когда   в   круг   общения   включаются   подростки   обоих   полов. Привязанности к сверстнику другого пола может придаваться очень большое значение. Романтические   отношения   могут   возникать   при   совместном   проведении   времени:   на прогулках, при посещении музеев, кафе, кино и т.д.  Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: "Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь!" Взаимные взгляды и улыбки уже ко   многому   обязывают.   Это   как   бы   немой   обет   к   предпочтению   другим.   Другой становится предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе. Именно в эту пору многие подростки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают писать дневник, стихи и т.д. Многие   не   переживают   открыто   и   экспрессивно   своих   чувств.   Однако   и   они мечтают   о   ком­то   прекрасном,   а   найдя   в   толпе   сверстников   симпатию,   открыто   не смотрят в глаза другому, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за ними.  Если  ответных   взглядов  нет,  то   подросток  сильно  и  остро   страдает.  У  девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: "Он меня не любит!" Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций. Подобный   интерес   к   сверстникам   противоположного   пола   также   ведёт   к увеличению   возможности   выделять   и   оценивать   переживания   и   поступки   другого,   к развитию   рефлексии   и   способности   к   идентификации.   Первоначальный   интерес   к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще.   Постепенное   увеличение   выделяемых   в   других   личностных   качеств   и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Мозговой штурм Но   часто   среди   мальчиков   и   девочек   иногда   встречаются   малообщительные   и застенчивые. Им очень трудно дается общение с противоположным полом в адекватных формах. В   группах   обсудите   и   запишите,   что   способствует   развитию   конструктивной общительности между мальчиками и девочками?   улыбка как сигнал внутреннего благополучия и одобрения межличностного общения. Естественная,   открытая   улыбка,   обращенная   к   другому   человеку   или   группе   людей, является   универсальным   знаком   личного   расположения,   дружественности, положительного   отношения   к   поддержанию   контакта   к   сближению.   Значение   улыбки особенно   велико   в   тех   случаях,   когда   общение   протекает   на   фоне   завязывания знакомства;  устранение   робкой   позы,   неуверенной   походки,   напряжение   мышц   лица,   корпуса, суетливых движений, просительных интонаций и жалобной мимики, никаких внушающих «не могу», «не получается» ­ всё это действует угнетающе и с такими людьми стараются не общаться. Следует заметить, что человек аккуратный, со вкусом одетый, более уверен в себе и привлекателен для общения;   выступление с короткими сообщениями в классе;  проба   в   роли   организатора   различных   дел, самодеятельности;  участие в различного рода играх, общение с младшими по возрасту ребятами;   участника   художественной  приглашение к себе гостей и самому не отказываться пойти за компанию в кафе или к кому­либо из сверстников домой;   работа   над   эрудицией,   чтобы   стать   интересным   собеседником,   необходимо   много читать, знать, интересоваться событиями в стране и за рубежом и др.;  овладение собственным голосом, в этом поможет чтение вслух и лучше читать для кого­то  (для   брата,  сестры,  друга,  малышей),  тогда   есть  возможность   корректировать чтение.   При   чтении   следует   добиваться   плавного   звучания   фразы,   изменения   высоты голоса   (интонации),   гибкости   интонирования.   Этим   раскрепощается   речевой   аппарат, сознательно регулируется ритм речи. Лучше подбирать такие стихи, на которых можно тренировать   интонации   свободные,   мягкие,   сдержанные   и   успокаивающие:   «Я   помню чудное мгновенье…»  не считать себя неудачником. Необходимо определить у себя положительные качества и максимально использовать их в общении с другими людьми;  прощать   обиды,   забывать   их,   злопамятность   делает   человека   угрюмым   и необщительным. Игра  «Искусство нравиться» Сейчас проведём ролевую игру, где вы сможете использовать свои житейские или научные знания.  Давайте выберем участников игры:   молодой человек;  сотрудник телефона доверия;  психолог;  два критика разного пола, которые оценивают действия участников игры;  зрители. Молодой человек Игорь набирает номер телефона службы доверия.  Сотрудник службы доверия. Служба телефона доверия вас слушает.  Игорь. Понимаете, у меня трудности.  Сотрудник службы доверия. Как вас зовут?  Игорь. Меня зовут Игорь. Сотрудник службы доверия. Сколько вам лет?  Игорь. Мне 14 лет.  Сотрудник службы доверия. Какие именно у вас сложности? Игорь. Трудность в установлении контакта с девочками. Сотрудник службы доверия. Расскажите подробнее. Игорь. Мне нравится девочка, ей тоже 14 лет. Я её несколько раз приглашал погулять, она не приходит. Мне с детства трудно даётся общение с противоположным полом, я либо молчу,   либо   иронизирую.   И   девочка,   как   мне   кажется,   не   может   легко   общаться   с молодыми  людьми.  Сотрудник службы доверия. Вы учитесь?  Игорь. Я и она школьники.   Сотрудник службы доверия. Где познакомились?  Игорь. Познакомились по месту учебы.  Сотрудник службы доверия. Опишите её. Игорь. Красивая, весёлая, добрая… Сотрудник   службы   доверия.  Обратитесь   к   психологу,   который   вам   сможет   более конкретно помочь.  Игорь. Спасибо. Сотрудник службы доверия. До свидания. Игорь приходит к психологу. Психолог. Здравствуйте, как вас зовут? Игорь. Меня зовут Игорь. Психолог. Заполните консультационную карточку.  Игорь заполняет карточку. Психолог просматривает заполненную карточку. Психолог. Раньше вы имели опыт доверительного общения с девочками?  Игорь.  Нет.   Мне   всегда   было   трудно   с   ними   общаться.   Возможно,   это   связано   с особенностями  моего характера?  Психолог. А это мы сейчас посмотрим. Заполните, пожалуйста, вот эти два опросника.  Психолог. Приходите завтра и мы обсудим результаты диагностирования. Игорь. До свидания. Игорь приходит к психологу на следующий день. Игорь. Здравствуйте. Психолог. Здравствуйте, проходите. Психолог смотрит результаты заполнения опросников. Психолог. Да, потребность в общении, у вас довольно низкая. Вы не любите бывать среди людей, предпочитаете одиночество. Вы довольно­таки рассудительная натура, стремитесь к успеху. Стараетесь быть независимой личностью.  Выраженность этих качеств мешает вам в определенной мере в общении с людьми и в особенности с противоположным полом. Вы   очень   любите   своих   близких,   умеете   объективно   оценить   поступки   людей.   Вас отличают тактичность, эрудированность.  Психолог. Вы пробовали в общении делать упор на эти качества? Игорь. Нет. Психолог. Постарайтесь в общении использовать именно эти свои качества. Ознакомьтесь с   рекомендациями   по   общению   и   отберите   для   себя   те   которые   помогут   вам раскрепоститься и вести себя не скованно в отношениях с противоположным полом и преодолеть проблемы возникающие, при общении. Эти упражнения не способ действий при решении различных проблем в общении, а лишь способ развития навыков, с помощью которых вы сможете решать подобные проблемы самостоятельно. Игорь   читает   упражнения   для   развития   навыков   общения   предложенные   Ф. Зимбард, А.Б. Добрович: 1. Заставьте   себя   вступать   в   максимальное   число   контактов:   в   общественном транспорте, в очереди, на улице ­ спрашивайте дорогу, даже если вы её знаете, спросите у трёх человек, как вам куда­то пройти. Постарайтесь проговорить с одним из них хотя бы две минуты. При этом постарайтесь проследить, как вы обращаетесь к разным людям, в чем разница вашего поведения и почему; 2. 3. Пригласите кого­нибудь, кому по дороге с вами; Включайтесь в общую беседу по учебе; В общественном месте ­ магазине, кафе, библиотеке и др., ответьте улыбкой первым   Попытайтесь   вообразить   их   лица   улыбающимися, Когда у вас возникнет какая­то проблема, обратитесь с ней к кому­то из соседей, с 4. трем людям, которые на вас посмотрят; 5. кем вы раньше не общались; 6. Позвоните по телефону однокласснику противоположного пола, с которым у вас не близкие   взаимоотношения   и   узнайте,   что   задано,   когда   состоится   интересующее   вас мероприятие и др.; 7. Часто люди бывают вам неприятны, хотя для этого нет особой причины. Заготовив заранее тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с подобным человеком первым; 8. Выбирайте людей, которые не вызывают у нас сразу личной симпатии, и тех, кто, по вашему впечатлению, не склонен к случайной беседе ­ простой вариант ­ своего пола, более сложный ­ противоположного пола. Задача научиться «разговорить» даже самого необщительного собеседника; В общественном транспорте приучите себя анализировать пассажиров: «угадывать» 9. их   профессию,   служебное   и   семейное   положение,   биографию   и   т.д.   Постарайтесь определить, что именно в их внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе.   опечаленными, насмешливыми, испуганными, полными нежности и др.; 10. Позвоните   в   телефонную   справочную   и   узнайте   номера   больницы,   ЗАГСА, администрации   города;   в   железнодорожной   справочной,   узнайте   время   отправления поезда   и   др.   Во   время   всех   звонков   следите   за   культурой   речи,   соблюдением   норм делового этикета. И не забывайте благодарить тех, кто отвечает на ваши вопросы; 11. Перед   выходом   «на   люди»   подумайте   о   чем­нибудь   смешном   или   веселом. Посмотритесь в зеркало, запомните свое выражение лица и постарайтесь сохранить его как можно дольше; 12. Старайтесь   приветствовать   любого   знакомого   и   незнакомых   попутчиков,   с которыми   вы   встречаетесь   в  течении   дня.  Улыбнитесь   и   скажите   что­то   хорошее  ­   о погоде   или   комплимент.   Старайтесь,   чтобы   как   можно   больше   людей   отреагировали доброжелательно; 13. Делайте   как   можно   больше   комплиментов   как   близким,   так   и   малознакомым   и незнакомым. Поводом для комплиментов могут служить внешность, одежда, умения («У тебя особенно здорово получается это блюдо»), личные особенности («Ты всегда такая очаровательная, а сегодня особенно») и т.д.; 14. При   случайной   ссоре   с   незнакомым   или   малознакомым   человеком   коротко извинитесь   и   замолчите   вне   зависимости   от   того,   что   о   вас   будет   сказано.   Такая тренировка   выдержки   и   собственного   достоинства   может   оказаться   полезной   в   более значимой ситуации; 15. Побудьте актёром и примерьте следующие маски: =у вас превосходное настроение. Попытайтесь вести себя в разговоре так, чтобы ваш собеседник,   прервав   его,   спросил:   «Что   это   ты   сегодня   такой   подавленный?   Что случилось?»; =вы не в духе. Пусть ваш собеседник этого ни в коем случае не заметит; =выберите   какую­то   достаточно   эмоциональную   ситуацию   (сдерживаемый   гнев, скрываемая   радость,   неосознанная   тревога)   и   попытайтесь   вести   беседу   с   хорошо знакомым   вам   человеком   в   этом   эмоциональном   ключе.   Спросите   насколько   это выглядело естественно и понял ли он, что именно вы хотели выразить; 16. Прочтите сборник текстов выступлений любого выдающегося оратора или судебные речи   адвокатов,   обращая   особое   внимание   нате   места,   которые   носят   не   столько информационный,   сколько   непосредственно   воздействующий   на   аудиторию   характер. Выделите для себя «ударные» слова, особенно выразительные. Попытайтесь заменить их синонимами. Попробуйте ответить, почему был избран данный вариант. Игорь. Спасибо за помощь, буду применять эти  способы. Слово критикам. Ваши ощущения. Участникам. Сделайте предположение, удастся ли Игорю наладить контакт с девочкой или нет? ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК Теперь   вы   заполните   опросники   первый   –   определяющий   уровень   самооценки   и   второй «Потребность в общении». РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК Психологи   Е.И.   Головаха   и   А.И.   Головаха   сочинили   ряд   интересных   афоризмов   из   области психологии человеческого взаимопонимания.  Поразмышляйте над ними вытянув из мешочка тот, который вам в данный момент больше всего необходим.   Что мешает понять другого? – то, что он другой.       Что поможет понять другого? – то, что он другой!   Барьеры на пути к взаимопониманию – в вас самих.       И чтобы преодолеть их, нужно подняться над собой.   Стремление произвести приятное впечатление не предосудительно,       если оно не единственное.   По одному нельзя судить обо всех,       так же как по всем – об одном.   Чтобы понимать, недостаточно слушать слова,       нужно слышать человека.   Если вы хотите быть понятыми, говорите так,       чтобы это не мешало понять, что же вы хотите.   Не огорчайтесь, если вас не поняли сразу.       Легко находит единомышленников только тот, кто ни о чем не думает.   Чтобы быть понятыми, одним не хватает слов, другим – пауз между ними.   В человеческих отношениях ничего нельзя делить на свое и чужое.       Чужое горе бывает только у равнодушных, чужая радость – у завистников.   Каждый интересен для других в той мере,       в какой он интересен для самого себя.   Страдают не от одиночества,       а от чрезмерного общения с собой.   Отношения между людьми не будут справедливыми,       пока каждый не получит то, что он желает другим.  Любовь бескорыстна и не отдает предпочтения тем, кто ее больше заслуживает.   Если вы не в состоянии управлять эмоциями,       не позволяйте хотя бы им управлять вами.   Критика принесет пользу, если вы сумеете убедить человека, совершившего ошибку, в том, что он, умнее своего проступка.   Трудно переубедить человека, уверенного в своей правоте.       Невозможно – уверенного в противном.   В конфликте неправой стороной выглядит не та, которая получила больше оскорблений, а та, которая их больше нанесла.   Правила общения полезны в любой ситуации, кроме конкретной.       Но пренебрегая ими, вы рискуете конкретную ситуацию превратить в неприятную.  Поступайте с другими, так как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.  Жить в мире ­ значит идти на компромиссы и вступать в диалог.  Много бед происходит   с людьми от того, что они не слышат друг друга, а потому и не понимают.  Можно ли  подобными афоризмами руководствоваться в повседневной жизни? Поведение культурного мальчика Мальчик  во всех случаях обязан уважать и защищать честь девочки. Мальчик  первым приветствует девочку. Мальчик  уступает лучшее место девочке и поддерживает   её   при   подъеме,   а   также помогает   войти   и   выйти   девочке   из транспорта. Если со стороны девочки нет опасности, то мальчик идёт слева от девочки, а если есть опасность в виде обрыва или движущегося транспорта   и   др.,   то   он   идёт   со   стороны опасности. В зрительном зале, кафе и др., мальчик идёт впереди,   помогает   своей   спутнице   сесть, при   выходе   пропускает   ее   вперёд;   а   если девочка   встаёт,   то   мальчик   должен   тоже встать   и   помочь   ей   подняться,   по возвращению   он   также   должен   встать   и помочь ей сесть. Мальчик   не   критикует   свою   подругу слишком   часто,   а   вот   комплименты обязательны –  их  надо высказать  хотя бы дважды за встречу. Молодой   человек,   которому   отказано   в дружбе,   должен   согласиться   с   мнением девочки и принять её решение.  Мальчик не настаивает на чём­нибудь лишь для   того,   чтобы   последнее   слово   было   за ним, не мучает окружающих.  Мальчик не опаздывает это не по­мужски и наглядно свидетельствует об отсутствии у него   чувства   ответственности   и ненадежности как человека. Мальчик   не проявляет слишком большую подозрительность в правильности,   в   правдивости)   –   это отталкивает и надоедает. Молодой   человек   не   проявляет   свои симпатии   к   понравившейся   девочке   через неподобающие   формы   обращения   на   себя внимания,   такие   как   "задирание", приставание   и   даже   болезненные (сомнение     Поведение культурной девочки Девочка   первой   протягивает   руку   для пожатия,   если   пожелает,   а   если   нет,   то ограничивается поклоном головы.   Девочка не берет за правило ходить в кино, кафе за счет мальчика.  Если на танец или прогулку одновременно приглашают   два   молодых   человека,   то делает выбор сама девочка.  Принимая знаки внимания, девочка обязана поблагодарить. Девочке   следует   быть   «загадкой»,   а   не раскрытой книгой. Девочке   не   следует   смотреть   во   время танца  в упор  на своего  партнера, но и  не надо отворачиваться.  Девочке   некрасиво   без   умолку   болтать, равно, как и молчать в общении с другими. Девочка   не   расследует,   где   мальчик   был вчера, следует доверять друг другу.  Девочка не пытается переделать мальчика, по крайней мере, старается «изменить» его так, чтобы он этого не замечал.    не   поступков, Девочка противоречащих   натуре   или   мужской натуре вообще мальчика.  требует   Если   молодой   человек   оказывает   знаки внимания,   но   девочке   они   не   важны,   она должна   корректно   и   по­доброму   об   этом сказать. действия… Молодой человек Игорь набирает номер телефона службы доверия.  Сотрудник службы доверия. Служба телефона доверия вас слушает.  Игорь. Понимаете, у меня трудности.  Сотрудник службы доверия. Как вас зовут?  Игорь. Меня зовут Игорь. Сотрудник службы доверия. Сколько вам лет?  Игорь. Мне 14 лет.  Сотрудник службы доверия. Какие именно у вас сложности? Игорь. Трудность в установлении контакта с девочками. Сотрудник службы доверия. Расскажите подробнее. Игорь.  Мне нравится девочка, ей тоже 14 лет. Я её несколько раз приглашал погулять, она не приходит. Мне с детства трудно даётся общение с противоположным полом, я либо молчу, либо иронизирую. И девочка, как мне кажется, не может легко общаться с молодыми  людьми.  Сотрудник службы доверия. Вы учитесь?  Игорь. Я и она школьники.   Сотрудник службы доверия. Где познакомились?  Игорь. Познакомились по месту учебы.  Сотрудник службы доверия. Опишите её. Игорь. Красивая, весёлая, добрая… Сотрудник   службы   доверия.  Обратитесь   к   психологу,   который   вам   сможет   более   конкретно помочь.  Игорь. Спасибо. Сотрудник службы доверия. До свидания. Игорь приходит к психологу. Психолог. Здравствуйте, как вас зовут? Игорь. Меня зовут Игорь. Психолог. Заполните консультационную карточку.  Игорь заполняет карточку. Психолог просматривает заполненную карточку. Психолог. Раньше вы имели опыт доверительного общения с девочками?  Игорь.  Нет. Мне всегда было трудно с ними общаться. Возможно, это связано с особенностями моего характера?  Психолог. А это мы сейчас посмотрим. Заполните, пожалуйста, вот эти два опросника.  Психолог. Приходите завтра и мы обсудим результаты диагностирования. Игорь. До свидания. Игорь приходит к психологу на следующий день. Игорь. Здравствуйте. Психолог. Здравствуйте, проходите. Психолог смотрит результаты заполнения опросников. Психолог.  Да, потребность в общении, у вас довольно низкая. Вы не любите бывать среди людей, предпочитаете   одиночество.   Вы   довольно­таки   рассудительная   натура,   стремитесь   к   успеху. Стараетесь быть независимой личностью.  Выраженность этих качеств мешает вам в определенной мере в общении с людьми и в особенности с противоположным полом. Вы   очень   любите   своих   близких,   умеете   объективно   оценить   поступки   людей.   Вас   отличают тактичность, эрудированность.  Психолог. Вы пробовали в общении делать упор на эти качества? Игорь. Нет. Психолог.  Постарайтесь   в   общении   использовать   именно   эти   свои   качества.   Ознакомьтесь   с рекомендациями по общению и отберите для себя те которые помогут вам раскрепоститься и вести себя не скованно в отношениях с противоположным полом и преодолеть проблемы возникающие, при общении. Эти упражнения не способ действий при решении различных проблем в общении, а лишь   способ   развития   навыков,   с   помощью   которых   вы   сможете   решать   подобные   проблемы самостоятельно. Игорь  читает  упражнения для  развития  навыков  общения предложенные  Ф. Зимбард, А.Б. Добрович: 1. Заставьте   себя   вступать   в   максимальное   число   контактов:   в   общественном   транспорте,   в очереди, на улице ­ спрашивайте дорогу, даже если вы её знаете, спросите у трёх человек, как вам куда­то пройти. Постарайтесь проговорить с одним из них хотя бы две минуты. При этом постарайтесь   проследить,   как   вы   обращаетесь   к   разным   людям,   в   чем   разница   вашего поведения и почему; 2. Пригласите кого­нибудь, кому по дороге с вами; 3. Включайтесь в общую беседу по учебе; 4. В общественном месте ­ магазине, кафе, библиотеке и др., ответьте улыбкой первым трем людям, которые на вас посмотрят; 5. Когда у вас возникнет какая­то проблема, обратитесь с ней к кому­то из соседей, с кем вы раньше не общались; 6. Позвоните   по   телефону   однокласснику   противоположного   пола,   с   которым   у   вас   не   близкие взаимоотношения и узнайте, что задано, когда состоится интересующее вас  мероприятие и др.; 7. Часто люди бывают вам неприятны, хотя для этого нет особой причины. Заготовив заранее тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с подобным человеком  первым; 8. Выбирайте людей, которые не вызывают у нас сразу личной симпатии, и тех, кто, по вашему впечатлению, не склонен к случайной беседе ­ простой вариант ­ своего пола, более сложный ­ противоположного   пола.   Задача   научиться   «разговорить»   даже   самого   необщительного собеседника; 9. В   общественном   транспорте   приучите   себя   анализировать   пассажиров:   «угадывать»   их профессию, служебное и семейное положение, биографию и т.д. Постарайтесь определить, что именно в их внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе. Попытайтесь вообразить   их   лица   улыбающимися,   опечаленными,   насмешливыми,   испуганными,   полными нежности и др.; 10. Позвоните в телефонную справочную и узнайте номера больницы, ЗАГСА, администрации города; в железнодорожной справочной, узнайте время отправления поезда и др. Во время всех звонков следите за культурой речи, соблюдением норм делового этикета. И не забывайте благодарить тех, кто отвечает на ваши вопросы; 11. Перед   выходом   «на   люди»   подумайте   о   чем­нибудь   смешном   или   веселом.   Посмотритесь   в зеркало, запомните свое выражение лица и постарайтесь сохранить его как можно дольше; 12. Старайтесь   приветствовать   любого   знакомого   и   незнакомых   попутчиков,   с   которыми   вы встречаетесь в течении дня. Улыбнитесь и скажите что­то хорошее ­ о погоде или комплимент. Старайтесь, чтобы как можно больше людей отреагировали доброжелательно; 13. Делайте   как   можно   больше   комплиментов   как   близким,   так   и   малознакомым   и   незнакомым. Поводом   для   комплиментов   могут   служить   внешность,   одежда,   умения   («У   тебя   особенно здорово   получается   это   блюдо»),   личные   особенности   («Ты   всегда   такая   очаровательная,   а сегодня особенно») и т.д.; 14. При   случайной   ссоре   с   незнакомым   или   малознакомым   человеком   коротко   извинитесь   и замолчите   вне   зависимости   от   того,   что   о   вас   будет   сказано.   Такая   тренировка   выдержки   и собственного достоинства может оказаться полезной в более значимой ситуации; 15. Побудьте актёром и примерьте следующие маски: =у   вас   превосходное   настроение.   Попытайтесь   вести   себя   в   разговоре   так,   чтобы   ваш   собеседник, прервав его, спросил: «Что это ты сегодня такой подавленный? Что случилось?»; =вы не в духе. Пусть ваш собеседник этого ни в коем случае не заметит; =выберите   какую­то  достаточно  эмоциональную   ситуацию  (сдерживаемый  гнев,  скрываемая   радость, неосознанная   тревога)   и   попытайтесь   вести   беседу   с   хорошо   знакомым   вам   человеком   в   этом эмоциональном ключе. Спросите насколько это выглядело естественно и понял ли он, что именно вы хотели выразить; 16. Прочтите   сборник   текстов   выступлений   любого   выдающегося  оратора   или   судебные   речи адвокатов, обращая особое внимание нате места, которые носят не столько информационный, сколько непосредственно воздействующий на аудиторию характер. Выделите для себя «ударные» слова,   особенно   выразительные.   Попытайтесь   заменить   их   синонимами.   Попробуйте   ответить, почему был избран данный вариант. Игорь. Спасибо за помощь, буду применять эти  способы. Упражнения для развития навыков общения предложенные Ф. Зимбард, А.Б. Добрович: 1. Заставьте себя вступать в максимальное число контактов: в общественном транспорте, в очереди, на улице ­ спрашивайте дорогу, даже если вы её знаете, спросите у трёх человек, как вам куда­то пройти. Постарайтесь проговорить с одним из них хотя бы две минуты. При этом постарайтесь проследить, как вы обращаетесь к разным людям, в чем разница вашего поведения и почему; 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Пригласите кого­нибудь, кому по дороге с вами; Включайтесь в общую беседу по учебе; В общественном месте ­ магазине, кафе, библиотеке и др., ответьте улыбкой первым трем людям, которые на вас посмотрят; Когда у вас возникнет какая­то проблема, обратитесь с ней к кому­то из соседей, с кем вы раньше не общались; Позвоните по телефону однокласснику противоположного пола, с которым у вас не близкие   взаимоотношения   и   узнайте,   что   задано,   когда   состоится   интересующее   вас мероприятие и др.; Часто люди бывают вам неприятны, хотя для этого нет особой причины. Заготовив заранее тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с подобным человеком  первым; Выбирайте людей, которые не вызывают у нас сразу личной симпатии, и тех, кто, по вашему впечатлению, не склонен к случайной беседе ­ простой вариант ­ своего пола, более сложный   ­   противоположного   пола.   Задача   научиться   «разговорить»   даже   самого необщительного собеседника; В общественном транспорте приучите себя анализировать пассажиров: «угадывать» их профессию, служебное и семейное положение, биографию и т.д. Постарайтесь определить, что именно в их внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе. Попытайтесь вообразить   их   лица   улыбающимися,   опечаленными,   насмешливыми,   испуганными,   полными нежности и др.; Позвоните   в   телефонную   справочную   и   узнайте   номера   больницы,   ЗАГСА, администрации города; в железнодорожной справочной, узнайте время отправления поезда и др. Во время всех звонков следите за культурой речи, соблюдением норм делового этикета. И не забывайте благодарить тех, кто отвечает на ваши вопросы; Перед   выходом   «на   люди»   подумайте   о   чем­нибудь   смешном   или   веселом. Посмотритесь  в   зеркало,  запомните  свое  выражение   лица   и  постарайтесь   сохранить   его  как можно дольше; Старайтесь приветствовать любого знакомого и незнакомых попутчиков, с которыми вы   встречаетесь   в   течении   дня.   Улыбнитесь   и   скажите   что­то   хорошее   ­   о   погоде   или комплимент. Старайтесь, чтобы как можно больше людей отреагировали доброжелательно; Делайте   как   можно   больше   комплиментов   как   близким,   так   и   малознакомым   и незнакомым. Поводом для комплиментов могут служить внешность, одежда, умения («У тебя особенно   здорово   получается   это   блюдо»),   личные   особенности   («Ты   всегда   такая очаровательная, а сегодня особенно») и т.д.; При случайной ссоре с незнакомым или малознакомым человеком коротко извинитесь и замолчите вне зависимости от того, что о вас будет сказано. Такая тренировка выдержки и собственного достоинства может оказаться полезной в более значимой ситуации; Побудьте актёром и примерьте следующие маски: =у вас превосходное настроение ­попытайтесь вести себя в разговоре так, чтобы ваш собеседник, прервав его, спросил: «Что это ты сегодня такой подавленный? Что случилось?»; =вы не в духе ­ пусть ваш собеседник этого ни в коем случае не заметит; =выберите   какую­то   достаточно   эмоциональную   ситуацию   (сдерживаемый   гнев,   скрываемая радость, неосознанная тревога) и попытайтесь вести беседу с хорошо знакомым вам человеком в этом эмоциональном ключе. Спросите насколько это выглядело естественно и понял ли он, что именно вы хотели выразить; Прочтите сборник текстов выступлений любого выдающегося  оратора или судебные речи   адвокатов,   обращая   особое   внимание   нате   места,   которые   носят   не   столько информационный, сколько непосредственно воздействующий на аудиторию характер. Выделите для   себя   «ударные»   слова,   особенно   выразительные.   Попытайтесь   заменить   их   синонимами. Попробуйте ответить, почему был избран данный вариант. 16. Потребность в общении1 ФИ__________________________ класс_________ возраст________ дата ______________ Инструкция: ответьте либо «да» либо «нет» на следующие вопросы.  ДА НЕТ Вопросы Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей. № п/п 1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.  2. 3. Мне нравится высказывать кому­либо свое расположение.  4. 5. 6. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.  Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.  Когда   я   узнаю   об   успехе   моего   товарища,   у   меня   почему­то   ухудшается настроение.  Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому­то в чем­то помочь.  7. 8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.  9. Мои друзья мне основательно надоели.  10. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.  11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.  12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.  13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.  14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные трудности.  15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.  16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.  17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.  18. В   одиночестве   я   испытываю   тревогу   и   напряженность   больше,   чем   когда   я нахожусь среди людей.  19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.  20. Мне жалко брошенных собак и кошек.  21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.  22. Я люблю бывать среди людей.  23. Я долго переживаю ссоры с близкими.  24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.  25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.  26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению во мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других людей.  27. Я   придаю   большее   значение   материальному   благополучию   и   престижу,   чем радости общения с приятными мне людьми.  28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.  29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.  30. Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.  31. 32. В детстве я входил в компанию, которая держалась вместе.  Ради друга я могу пожертвовать всем.  1 Потребность в общении / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.428­430. 33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о силе дружбы.  Обработка результатов: Цель ­ диагностика потребности в общении.  За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл.   • Ответы «да» на вопросы: 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33,   • Ответы «нет» на вопросы: 3, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.  Чем больше суммарный показатель, тем выше уровень потребности в общении. Результат исследования уточняется при сравнении с оценочной шкалой. ТЕСТ «КАК У ТЕБЯ С САМООЦЕНКОЙ?» ФИ ________________________  класс  ________  возраст ___________ дата __________ Инструкция:  Отвечая на вопросы, укажите, как часты перечисленные ниже состояния по шкале. № п/п 1. Вопросы часто ­ 3 балла Шкалы иногда ­ 2 балла редко – 1 балл никогда ­ 0 баллов очень часто – 4 балла Я   часто   волнуюсь понапрасну. 2. Мне   хочется,   чтобы друзья   мои подбадривали меня. Я   боюсь   выглядеть глупцом. Я   беспокоюсь   за   свое будущее. Внешний   вид   других куда лучше, чем мой. Как   жаль,   что   многие не понимают меня. Чувствую,   что   я   не умею   как   следует разговаривать с людьми. Люди   ждут   от   меня очень много. Чувствую скованным. себя     3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Мне   кажется,   что   со мной должна случиться какая­нибудь неприятность. 11. Мне   не   безразлично, как люди относятся ко мне. 12. Я   чувствую,   что   люди говорят   про   меня   за моей спиной. 13. Я   не   чувствую   себя   в безопасности. 14. Мне   не   с   кем своими   поделиться мыслями. 15. Люди   не   особенно интересуются   моими достижениями. Обработка результатов: Сложите все баллы по утверждениям. Завышенная   самооценка   ­   меньше   10   баллов   ­   тебе   нужно   избавляться   от   чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая   конфликтная   ситуация   возникла   из   искры,   которую   ты   высек   сам   или   помог зажечь. Адекватная   самооценка   ­   от   10   до   30   —   ты   психологически   зрелая   личность,   что проявляется,   прежде   всего,   в   адекватности   самоотражения,   то   есть   реалистической оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела. Заниженная самооценка ­ больше 30 баллов— ты недооцениваешь себя. Что мешает понять другого? – то, что он другой.  Что поможет понять другого? – то, что он другой!  Барьеры на пути к взаимопониманию – в вас самих.  И чтобы преодолеть их, нужно подняться над собой.  Стремление произвести приятное впечатление не предосудительно,  если оно не единственное.  По одному нельзя судить обо всех,  так же как по всем – об одном.  Чтобы понимать, недостаточно слушать слова,  нужно слышать человека.  Если вы хотите быть понятыми, говорите так,  чтобы это не мешало понять, что же вы хотите.  Не огорчайтесь, если вас не поняли сразу.  Легко находит единомышленников только тот, кто ни о чем не думает.  Чтобы быть понятыми, одним не хватает слов,  другим – пауз между ними.  В человеческих отношениях ничего нельзя делить на свое и чужое.  Чужое горе бывает только у равнодушных, чужая радость – у завистников.  Каждый интересен для других в той мере,  в какой он интересен для самого себя.  Страдают не от одиночества,  а от чрезмерного общения с собой.  Отношения между людьми не будут справедливыми,  пока каждый не получит то, что он желает другим.  Любовь бескорыстна и не отдает предпочтения тем,  кто ее больше заслуживает.  Если вы не в состоянии управлять эмоциями,  не позволяйте хотя бы им управлять вами.  Критика принесет пользу, если вы сумеете убедить человека, совершившего ошибку,  в том, что он, умнее своего проступка.  Трудно переубедить человека, уверенного в своей правоте.  Невозможно – уверенного в противном.  В конфликте неправой стороной выглядит не та,  которая получила больше оскорблений, а та, которая их больше нанесла.  Правила общения полезны в любой ситуации, кроме конкретной.  Но пренебрегая ими, вы рискуете конкретную ситуацию превратить в неприятную. Поступайте с другими, так  как бы вы хотели, чтобы поступали с вами. Жить в мире ­ значит идти на компромиссы  и вступать в диалог. Много бед происходит  с людьми от того, что они не слышат друг друга,  а потому и не понимают. Литература: Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017