Культура здоровья на уроках русского языка

  • Педсоветы
  • docx
  • 27.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном выступлении рассказывается о таких понятиях, как: культура здоровья, здоровый образ жизни, сохранение здоровья, причем данные понятия активно используются не только на уроках физической культуры и ОБЖ, но и на уроках русского языка и литературы, а также во внеклассной деятельности учителя.Материал данного файла содержит сведения об использовании культуры здоровья на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
Иконка файла материала Культура здоровья на уроках русского языка.docx
Говоря о культуре здоровья, мы  привыкли к тому, что этот термин,  как правило, звучит на уроках физической культуры и ОБЖ. Но  в  наше время накоплено большое количество информации по  сохранению и укреплению здоровья человека, поэтому, исходя  из требований современности, любой учитель, в том числе  учитель­словесник, должен использовать такую информацию  на своих уроках как можно чаще. О культуре здоровья мы  говорим постоянно. В начале и в конце учебного года на уроках  русского языка с 5 по 9 классы проводятся сочинения по ПДД на  темы: «Я­пешеход», « Что дает знание ПДД?», « Зачем нужно знать  ПДД?». И надо отметить, что сочинения учеников не повторяются  из года в год, а становятся все более  развернутыми и  осмысленными. Если в 5 классе дети, как правило, пишут о сигналах светофора и о разметке,  то к 9 классу рассуждают именно на темы  культуры здоровья, из чего можно сделать вывод о том, что в  старших классах ученики  осознанно подходят к знанию и  соблюдению ПДД. Часто можно услышать вопрос: «Почему  сочинения по ПДД проводят именно в начале и в конце учебного  года?»   Начало года ­ сложный адаптационный период для учащихся, время  после приятно проведенных летних каникул, время, когда ученики  еще только настраиваются на учебный процесс, и именно в это  время необходимо вспомнить об опасностях, подстерегающих на  дорогах, именно в это время необходимо напомнить об  осторожности поведения на дороге, именно в это время на уроках  сочинения по русскому языку  мы, учителя, и напоминаем о ПДД, то есть о культуре здоровья.  Конец года не менее сложный период для учащихся. Впереди долгие каникулы, ученики забывают обо всем, в том числе и об  осторожности, и работа над сочинением по ПДД позволяет еще раз  напомнить о правилах дорожного движения, о том, на какой свет  переходить дорогу, что делать, если нет светофора и т.д., то естьповторить перед каникулами технику безопасности и Правила  поведения на дороге.  Термин «ЗОЖ» в наше время звучит постоянно, поэтому с точки  зрения популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся на уроках  русского языка и литературы  эффективны рубрики «Информация к размышлению» или «Знаете ли вы?» Знаете ли вы, что русские писатели А.П.Чехов и В. Гиляровский  основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»;  Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и  велоспортом; английский поэт Д.Г. Байрон, несмотря на  хромоту, был великолепным пловцом и т.д. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике,  связанной с укреплением здоровья, спортом. Например, на уроках  развития речи при изучении темы: «Стили речи» можно детям  предложить такой текст:  В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте  гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились  олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых  празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались  исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись  хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены  освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались  питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались  праздником мира. Во время их проведения прекращались все  военные действия между враждовавшими государствами. Помимо того, что я являюсь учителем русского языка и литературы, я еще и классный руководитель, и как классный руководитель   постоянно напоминаю детям  о культуре здоровья, так как   сохранение здоровья ­ это и есть культура. В моем плане работы есть и лекции («Безопасность на дороге»,  «Дорожные знаки», «Правила безопасности для велосипедистов»), и викторины: ­На какой свет нужно переходить улицу? ­ При каком свете двигаться нельзя?­ На какой свет могут двигаться машины?  ­ Что называется площадью?   ­   Как   называется   часть   улицы,   расположенная   между двумя перекрестками? ­ Какие технические средства регулирования движения вы знаете?   и беседы по ПДД (« Агрессия на дорогах»,  «Внимательность на дороге при подготовке к выпускным  экзаменам», «Дорога. Навык переключения на  самоконтроль») и т.д.,  Каждый год класс участвует в конкурсе рисунков  « Дорога глазами детей», до 5 сентября я всегда проверяю  « Безопасный маршрут движения», который есть у наших  учеников в дневниках, ведь именно из участия во всех этих  мероприятиях и формируется культура здоровья. И  в заключение хочется отметить, что здоровье  подрастающего человека – это одна из главных проблем  современной школы,  и не только социальная, но и  нравственная, и свой  посильный вклад  в сохранение  здоровья молодого поколения  может внести каждый  учитель.

Посмотрите также