МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД «ПОЛЯНКА»
Культурная практика по художественно-эстетическому развитию (старшая группа)
Кружок «Волшебный завиток».
Воспитатель:
Васильева Светлана Викторовна
2019 – 2020 гг.
Пояснительная записка.
Данная программа имеет художественно-эстетическую
направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Квиллинг»
способствует развитию у дошкольников мелкой моторики, мышления, речи, чувства
формы и цвета, воображения, усидчивости.
Квиллинг (бумагокручение)– искусство изготовления плоских или
объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Искусство пришло в Россию из Кореи. Квиллинг ещё называют «бумажной
филигранью».
Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает фантазию и
художественно-эстетический вкус, изобразительные и конструкторские способности,
образное и пространственное мышление. В процессе занятий у детей
развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость,
аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками. Тем самым является
одним из важных элементов подготовки дошкольников к обучению в школе.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него хорошо развита память, внимание и связанная
речь. Программа пробуждает интерес к созданию прекрасного вокруг себя. Также занятия квиллингом оказывает положительное
влияние на гиперактивных детей, они становятся более спокойными и усидчивыми, им
становится важен конечный результат. Созданные собственными руками подарки
повышают самооценку ребёнка.
Актуальность: возросший интерес детей и взрослых к искусству «квиллинг». При изготовлении поделок в технике «квиллинг» используется доступный материал (бумага). Техника" квиллинг" очень удивительная и интересная. В процессе обучения квиллингом необходимо формировать чувство успеха, уверенности в себе , что побуждает ребенка к желанию творить. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Цель: создание благоприятных условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития старших дошкольников в процессе овладения элементарными приёмами техники «квиллинга.
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
2. Обучать различным приёмам работы с бумагой.
3. Формировать умение следовать устным инструкциям.
4. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина. Обогащать словарь детей специальными
терминами.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
3. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к искусству квиллинга.
2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
3. Прививать детям аккуратность, умение бережно и экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место.
В реализации программы участвуют дети старшей группы «Кузнечик» (5-6 лет). Программа предполагает 1 занятие в неделю во II половине дня. Продолжительность занятия 25 минут. Общее количество занятий в году с октября 2019 по май 2020 г. составляет 28 занятий. Педагогический анализ знаний и умений проводится 2 раза в год: вводный – в конце сентября, итоговый – в середине мая.
Форма подведения итогов.
- Выставка детских работ – 1 раз в квартал;
- Публикация статьи в газете: «Вести из Полянки»;
- Отчёт о работе кружка на родительском собрании;
- Составление альбома лучших работ;
- Оформление группы детскими работами.
Содержание курса кружка «Волшебный завиток»
Тема |
Цель |
Материал-бумага |
Познакомить детей с материалом – бумагой, её изготовлением, назначением и разнообразием. |
Беседа о квиллинге |
Познакомить детей с искусством – квиллинг, техникой безопасности при работе с инструментами. |
Разноцветные мячики |
Учить детей технике скручивания роллов из широких полос. |
Весёлая гусеница |
Учить скручивать спираль разного размера |
Божья коровка |
Учить составлять из отдельных частей-целое, обводить контур по трафарету. |
Яблонька |
Продолжаем осваивать технику обрывания. Скручивать элемент «свободная спираль». |
Гриб-мухомор |
Продолжаем учить обводить трафарет, вырезать по контуру, скручивать элемент «свободная спираль». |
Виноград |
|
Основная форма-капля |
Познакомить детей с преобразованием ролла в новую форму – «капля» |
Снежинка |
Учить детей делать композицию из знакомых элементов. |
Новогодняя открытка «Рукавичка» |
Учить детей делать композицию из знакомых элементов. |
Композиция «Снегирь на ветке рябины» |
Продолжаем учить обводить трафарет, вырезать по контуру, закреплять умение скручивать «свободную спираль» |
Ромашки в вазе |
Закреплять умение скручивать «свободную спираль и каплю» |
Сердечко |
Учить детей делать новую форму «завиток-сердце» |
«Плывёт кораблик» - подарок папе |
Закрепить с детьми знакомые формы техники квиллинга |
Объёмный цветок в подарок маме |
Продолжать учить скручивать знакомые элементы, собирать объёмную композицию |
Верба |
Продолжать учить скручивать элемент «капелька» |
Колокольчики |
Учить детей делать новую форму квиллинга – «стрела» |
Ландыши |
Учить детей делать новую форму квиллинга – «глаз» |
Первые листочки |
Закрепить умение скручивать знакомую форму – «капелька» |
Композиция на диске - «Красивые цветы» |
Закреплять умение скручивать знакомые формы, составлять из них композицию.
|
Изготовление животных из гофрированного картона |
Учить детей работать с гофрированным картоном в технике «квиллинг» |
Творческая мастерская. Работа по замыслу «Скоро лето!» |
Развивать у детей творчество. Учить самостоятельно задумывать сюжет работы, воплощать свои замыслы в технике «квиллинг» |
Подготовка к выставке |
Учить детей аккуратно оформлять свои работы. Развивать эстетический вкус. |
Учебно-тематический план кружка.
|
раздел |
Тема |
Кол-во занятий |
|
|
Теор. |
Практ. |
||
октябрь |
Вводный блок |
Материал-бумага. Как родилась бумага. Родственники бумаги. Волшебные свойства бумаги. Опыты с бумагой |
1 |
|
Беседа о квиллинге. Основные правила работы. Техника безопасности |
1 |
|
||
Конструирование из бумаги в технике «Квиллинг» |
Разноцветные мячики - скручивание роллов из широких полос |
0,5 |
0,5 |
|
Весёлая гусеница |
|
1 |
||
ноябрь |
Божья коровка |
|
1 |
|
Яблонька |
|
1 |
||
Гриб-мухомор |
|
1 |
||
Виноград |
|
1 |
||
декабрь |
Основная форма-капля |
0,5 |
0,5 |
|
Снежинка |
|
1 |
||
Новогодняя открытка «Рукавичка» |
|
2 |
||
январь |
Композиция «Снегирь на ветке рябины» |
|
2 |
|
Ромашка в вазе |
|
2 |
||
Февр. |
Сердечко |
|
1 |
|
«Плывёт кораблик» - подарок папе |
|
2 |
||
март |
Цветок в подарок маме (объёмный) |
|
1 |
|
Верба |
|
1 |
||
Колокольчики |
|
1 |
||
Ландыши |
|
1 |
||
апрель |
Первые листочки |
|
1 |
|
«Красивые цветы» - композиция на диске |
|
1 |
||
Конструирование из гофрированного картона-квиллинг |
Изготовление животных из гофрированного картона |
0,5 |
0,5 |
|
Творческая мастерская. Работа по замыслу «Скоро лето!» |
|
1 |
||
май |
Заключительный блок |
Подготовка к выставке |
1
|
Перспективный план
|
Тема |
Теоретическое занятие |
Практическое занятие |
Развивающая среда |
Итог |
октябрь |
Материал-бумага |
Беседа о бумаге. Как родилась бумага. Её родственники. Волшебные свойства бумаги. |
Опыты с бумагой. |
Бумага разная по толщине, структуре, назначению, ёмкость с водой, поделки и изделия из бумаги. |
|
Беседа о квиллинге |
Беседа. техника безопасности. Приёмы работы. |
|
Двухсторонняя бумага, образцы, ножницы, линейки, зубочистки, игрушка- Буратино. |
|
|
Разноцветные мячики |
Продолжение показа способов и техники квиллинга. |
Скручивание роллов из разноцветных широких полосок. |
Разноцветные полоски, зубочистки |
Коллективная работа |
|
Весёлая гусеница |
|
Скручивание роллов из полосок |
Зелёные полоски, линейки с отверстиями, зубочистки, клей ПВА, картинака с изображением гусеницы |
Объёмная картина «Гусеница» |
|
|
Божья коровка |
|
Д/и «Насекомые», обведение по шаблону, вырезание по контуру, скручивание роллов |
Листик из картона, шаблон-овал, цв. Бумага красного и жёлтого цвета, чёрные полоски, простой карандаш, ножницы, клей ПВА |
Готовая работа |
ноябрь |
Яблонька |
|
д/и «овощи-фрукты». Техника обрывания, скручивание роллов |
Цв.бумага зелёная , коричневая, полоски красного цвета, муляжи яблок, яблоки, картон для фона |
Картинка мозаика «яблонька» |
Гриб - мухомор |
|
Обведение по шаблону, вырезание по контуру, скручивание роллов |
Цв.бумага красная, белая, зелёная, полоски белого цвета, картинки – разные грибы, картон |
аппликация |
|
Виноград |
|
Симметричное вырезание, скручивание роллов, д/и «из чего какой сок» |
Цв.бумага- зелёная, полоски зелёного цвета, клей ПВА, ножницы, муляж виноград |
Объемная аппликация |
|
Основная форма «Капля» |
Обучение изготовления новой формы |
Скручивание и сжимание ролла в форму «капля» |
Полосы бумаги, схема, образец, иллюстрация с изображением дождя, капель |
Коллективная работа «Капель» |
|
декабрь |
Снежинка |
|
П/и «Снежинки». Скручивание форм: спираль и капля, наклеивание на основу |
Картон голубой, полоски белой бумаги, образец, картинки с изображением разных снежинок |
Снежинки для украшения группы |
Новогодняя открытка «Рукавичка» |
|
Вырезание по шаблону, украшение при помощизнакомых элементов техники «квиллинг» |
Картон, шаблоны, полоски бумаги, клей ПВА, ножницы |
Открытка поздравительная |
|
январь |
Снегирь на ветке рябины |
|
Обведение по трафарету, вырезание, скручивание ягод-техника квиллинг |
Цветная бумага, трафареты, полоски оранжевого цвета , иллюстрация- снегирь |
Картинка |
Ромашка в вазе |
|
Обрывание, скручивание форм – спираль, капля. Худож.слова Серова «Ромашка» |
Полоски жёлтого и белого цвета, зелёный картон, картинка- ромашка |
Картинка |
|
февраль |
Сердечко |
|
Скручивание новой формы- завиток-сердце |
Полоски красного цвета, пряжа, клей ПВА |
Подарок ко дню Св. Валентина |
Плывёт кораблик |
|
Скручивание знакомых форм. Составление и склеивание композиции |
Полоски голубого, белого, коричневого, жёлтого, красного цвета, картон для фона, образец, иллюстрации |
Открытка в подарок папе |
|
Март
|
Объёмный цветок |
|
Скручивание знакомых форм, склеивание объёмного цветка |
Полоски разного цвета, клей ПВА, цв. бумага или фольга, бутылёк маленький |
Подарок к 8 марта |
Верба |
|
Скручивание ролла, изготовление формы - капля |
Картон для фона с наклеенной веточкой, полоски жёлтого цвета |
картинка |
|
Колокольчики |
|
Преобразование спирали в новую форму «стрела», х/сл. |
Полоски голубого и зелёного цвета, картон для фона, иллюстрации |
картинка |
|
Ландыши |
|
Преобразование спирали в новую форму «глаз» |
Полоски зелёного и белого цвета |
картинка |
|
Апрель
|
Первые листочки |
Беседа о весне |
Закрепление полученных умений в технике квиллинга |
Картон для основы, полоски зелёного цвета |
картинка |
Красивые цветы |
|
Закрепление изготовления различных основных форм |
Старые диски, полоски разного цвета, клей ПВА, иллюстрации с разными цветаи |
|
|
Животные из гофрированного картона |
Рассматривание гофрированного картона. Беседа о зоопарке. Показ приёмов изготовления |
Скручивание роллов из гофрированного картона. преобразование в основные формы |
Полоски гофрированного картона, цв.бумага, клей ПВА, ножницы |
Изготовление разных животных |
|
май |
Творческая мастерская |
|
Самостоятельное придумывание композиции |
Полоски бумаги и гофрированного картона, цв. бумага, цв. картон, кукла |
Подарок кукле на день рождение |
Подготовка к выставке |
|
Оформление работ |
Детские работы, цв. бумага, цв. картон, фольга, клей ПВА, ножницы, зубочистки |
Оформленные работы |
Ожидаемый результат.
К концу учебного года дети:
- научились различным приёмам работы с бумагой;
- познакомились с искусством бумагокручения;
- узнали основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
- научились следовать устным инструкциям, создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- развилось внимание, память, мышление, пространственное воображение, творческие способности и фантазия;
- овладели навыками культуры труда.
Методическое обеспечение.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям)
- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
- демократичность и гуманизм
- научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы)
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
- Наглядный (показ мультимедиа, иллюстраций, наблюдение, показ выполнения педагогом, работы по образцу)
- Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстрационный – восприятие и усвоение готовой информации
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске решения
- Исследовательский – самостоятельное творческое решение поставленных в работе задач.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности на занятиях:
- фронтальный - со всеми детьми
- индивидуально-фронтовой - чередование
- групповой – организация работы в группах
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Дидактический материал:
- полоски двухсторонней цветной бумаги
- цветной картон
- старые диски
- ножницы
- клей ПВА
- зубочистки
- линейки с круглыми отверстиями.
Диагностика.
Низкий: Умеет пользоваться стержнем, то есть скручивать формы с помощью воспитателя. Не может назвать формы. Плохо знает цвета и оттенки.
Средний: Умеет пользоваться стержнем, скручивать формы, но требуеся не значительная помощь воспитателя. Знает формы, но не все. Изготавливает поделки по образцу не проявляя творчества.
Высокий: Умеет стержнем самостоятельно изготавливать все формы. Знает и называет их. Умеет самостоятельно составлять композицию, проявляя творчество. Подбирает цвета.
Используемая литература:
1. А. Быстрицкая «Бумажная филигрань».
2. Д. Дженкинс « Поделки и сувениры из бумажных ленточек».
3. Х. Уолтер « Узоры из бумажных лент».
4. Д. Чиотти « Оригинальные поделки из бумаги ».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.