КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА "БУМАЖНАЯ РЕКА"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД - ПЕРИОД ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ДОШКОЛЬНИКУ ВСЕ ИНТЕРЕСНО И ВСЕ ВАЖНО. КАК ВЫСТРОИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНОК СТАЛ НЕ ТОЛЬКО СЛУШАТЕЛЕМ И АКТИВНЫМ УЧАСТНИКОМ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. ИНТЕРЕСНОЙ ФОРМОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАНОВИТСЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА. РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСТУПАЕТ В ПРОЦЕСС ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ( В ДАННОМ СЛУЧАЕ С БУМАГОЙ) РАЗНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С БУМАГОЙ ПОМОГУТ ЕМУ УСВОИТЬ ЕЕ СВОЙСТВА, ВОСПИТАЮТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, УСИДЧИВОСТЬ, НАУЧАТ АКТИВНОМУ И ПОЛЕЗНОМУ ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЮ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ И С ИНТЕРЕСНОМ., С УЧЕТОМ ЛИЧНОГО МНЕНИЯ.культурная образовательная практика "Бумажная река"
Иконка файла материала бумага.docx
Частное дошкольное  образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Соликамскбумпром» «Детский сад № 22» Культурная практика «Бумажная река» Разработала: Александрова Ирина Александровна воспитатель первой квалификационной категории,г. Соликамск, 2016 г.Культурная  образовательная практика  « Бумажная река»                                     Краткое формулирование главной идеи КОП   Первые   представления   об   окружающем   мире   и   возможности   его преобразования   ребенок   получает   именно   в   дошкольном   возрасте.   Дошкольник учиться   устанавливать   первичные   и   элементарные   межпредметные   связи,   у   него формируется   навык   элементарного   умозаключения,   установление   причинно­ следственных   связей   овладевает   возможностью   самостоятельно   использовать полученные знания в практике как в специально подготовленных условиях, так и самостоятельно, Чтобы ребенок стал активным участником общественной жизни, чтобы у него сформировались   такие   общественно­значимые   личностные   качества   как инициативность, креативность, целеполагание, мобильность необходимо включать ребенка в преобразование окружающего его мира, формировать знания об социуме. В   2016   году   градообразующее   предприятие   нашего   города «Соликамскбумпром» отмечает юбилей. Родители наших воспитанников в основном заняты на этом производстве, поэтому было решено организовать краткосрочную образовательную   практику,   направленную   на   обогащение   наших   воспитанников знаниями о том, чем же заняты их родители на производстве и для чего нам нужна бумага.  В основной  образовательной программе учреждения, разработанной на основе примерной   ООП   Н.М.Крыловой  «Детский   сад­дом   радости»  значительное   место уделяется   вопросам   трудового   воспитания,   поэтому   данная   образовательная практика органично вписалась в реализацию таких  образовательных областей как речевое развитие, познавательное развитие, социально­коммуникативное развитие. Активные   познавательно­исследовательские   и   деятельно­практические действия   с   бумагой   будут   способствовать   развитию   психических   качеств   и процессов   личности   ребенка:   комуникативность, инициативность,   эффективное   овладение   сенсорными   эталонами,   овладение навыками   опытнической   и   поисково­исследовательской   деятельности.   Работа   в коллективе   будет   способствовать   усвоению   простейших   навыков   совместной деятельности,   активному   взаимообмену,   взаимосотрудничеству,   формированию коммуникативных навыков у всех участников  овладения КОП.    воображение,   речь, Данная   кратковременная   образовательная   практика   при   целенаправленном взаимосотрудничестве и реализации соответствующих возрасту методов и приемов даст  обучающий и развивающий эффект.  Цель: формирование представлений о значимости бумаги в жизни человека Задачи:  Образовательные:­ Познакомить детей со технологией производства бумаги, ее свойствами и качественными характеристиками бумаги в различных изделиях.  ­Создать условия для овладения художественными способами использования бумаги.  Развивающие: ­  Развивать сенсорную сферу: цветовосприятие, мелкую моторику. ­ Развивать   познавательные   процессы:   память,   внимание,   речь,   творческое воображение. ­   Формировать   произвольность   таких   качеств   как   усидчивость,   умение доводить начатое дело до логического конца. ­   Формировать   навык     осуществления   простейших   логических   операций: умозаключение, сравнение, обобщение, анализ. Воспитательные: ­Воспитывать бережное, экономное  отношение к бумаге: понимание сложности в   технологии   ее   изготовления,     уважения   к   людям,   чья   профессия   связанна     с изготовлением бумаги.  ­   Формировать   потребность   в   активном   использовании   бумаги   в   качестве художественного средства.  ­ Воспитывать навыки коллективной деятельности  Образовательные области: В   ходе   реализации   задач   кратковременной   образовательной   практики   будет осуществляться интеграции всех  образовательных областей, регламентируемых в ФГОС.  Принципы построения КП ­ принцип индивидуализации учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; ­ деятельностный принцип; ­ принцип развивающего обучения  ­ единство   развивающих, образовательных и воспитательных задач процесса образования   детей   дошкольного   возраста,   с   целью   формирования   определенных практических навыков и умений, обогащения знаниями по теме КОП, влияющих на всестороннее развитие ребенка;   ­ построение   образовательной  деятельности с учетом принципа интеграции образовательных   областей   в   соответствии   с   уровнем   подготовленности   с возрастными возможностями и особенностями воспитанников  ­  учет  основного вида деятельности, определяемых в ФГОС как  психолого­ педагогическими особенностями возраста  ­ принцип природосообразности;     ­ принцип «мини­макса» согласно которому, ребенку дается максимальный объем   знаний,   но   освоить   он   должен   минимум,   развитие   каждого   ребенка происходит в своем «темпе».   В   процессе   КОП   «Бумажная   река»   реализуется   принцип   деятельностного подхода   к   организации   детской   деятельности,   дошкольник   включен     в самостоятельную   познавательно­творческую,   игровую     деятельность,   педагог обеспечивает   сопровождение,   поддержку,   ненавязчивое   обучение   и   помощь   вовладении  техническими  навыками  конструкторской  и  творческой  деятельности. Детям   предоставляется   возможность   своими   руками   изучить   процесс приготовления бумаги и способами  креативного  ее использования.  Возрастная категория: 6 лет Количество участников: 2 подгруппы по 10  человек Количество  часов: 28  часов: 7 теоретических часов, 21 практических занятий Периодичность встреч: 1 раз в неделю Длительность  встречи  ­ 30 минут. Формы и методы работы:   Творческая     деятельность   организуется   в   виде   встреч   в   лаборатории профессора   Знайкина.   Каждый   участник   встречи   имеет   свое   специально подготовленное   место.   Включение   в   деятельность   идет   без   принуждения,   через создание   игровой   или   проблемной   ситуации.   Дети   приступают   к   работе   без «призывов»   со   стороны   взрослого,   присоединяются   к   работе   по   собственному желанию.   В   процессе   работы   детям   предоставляется   возможность   свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе деятельности   с   бумагой,   поделиться   своими   знаниями,   умениями,   рассказать   о своих ощущениях, настроении и т.д. В процессе деятельности используются следующие методы и приемы: • создание   ситуации   успеха   (учет   индивидуальных   особенностей, дифференцированная помощь детям); • мотивационный (убеждение, поощрение); • метод «тьютерства»  (индивидуальная работа, сопровождение,  поддержка, помощь,) • метод проблемно­поисковый ситуации: для чего нам это надо и как мы это можем использовать • метод     наглядности   (рассматривание   подлинных   изделий,   иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др.  наглядных пособий),  • метод игровых форм организации (игровые ситуации, игровые «оболочки», • дидактические игры) словесный   (беседа,   вопрос­ответ,   презентация,   объяснение   использование художественного слова) • практический (самостоятельное выполнение детьми изделий); • эвристический (практического обследования и действия);   • метод включение разных видов двигательной активности;  • Результат образовательных достижений ребенка, участвовавшего в КП,  • • овладел   разными   способами   работы   с   бумагой   (оригами,   тестопластика, знает простейшие свойства бумаги; сотворчество;. творческое рисование, аппликативная деятельность); • может     самостоятельно   использовать   различные   технологии   работы   с • бумагой  в самостоятельной деятельности; знает и личностно принимает необходимость бережного и уважительного отношения     к   бумаге,   к   лесу   и   людям,   чья   профессия   связана   с изготовлением  бумаги.• Продукт деятельности:   методический   кейс­портфель   со   сценарием   КОП   «Бумажная   река»   с иллюстративным,   демонстративным     материалом,     альбомами     по   теме, презентационный материал.  Формы подведения итогов КОП: • Детский   мастер   класс   для   родителей   и   детей   в   рамках   дня   открытых дверей; • Выставка презентация  рукотворных работ по итогам тем • Праздник «Бумажная река» • Презентация результатов КОП на педагогическом часе ДОУ, СМИ в форме участия в конкурсных мероприятиях Методика выявления результативности реализации КОП • Методика:     Степень   активности   заинтересованности     старшими дошкольниками   изготовленных поделок    в игровой деятельности. Авторы – составители: Шапкина В.Б, Мартынова А.И, Королева И.В.  • Оценка детьми значения образовательной практики; • Оценка родителями качеством предоставленной услуги. • Результативное участие в творческом конкурсном движении   можно   разбить   поблочно   на Данную   культурную   практику   краткосрочные   образовательные   практики     по   интересам   и   запросам детей   Учебно ­ тематический план № Раздел, тема  Общее количест во часов  Количеств о теоретиче ских часов Количеств о практичес ких часов 1. Проблемная   ситуация   «Кончилась 1 бумага» 2. Создаем бумагу 3. Исследовательская деятельность 1       2 «Разная бумага» 4. Сказка оригами  5 Цветочная сказка (конструирование) 6 7 8 9 Воздушная сказка (аппликация) Тестопластика (папье­маше) Торцевание   Соликамскбумпром Экскурсия музей   в   10 Встреча с интересными людьми 11 Мастерская «Бумагаделкина» 12 Праздник «Бумажная река»  Итого  4 4 4 4 4 1 1 1 1 24 1 0 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 6 0 1 1 3 3 3 3 3 1 1 1 1 18практики «Бумажная река» № Название Задачи 1 2 Проблемная ситуация  1,2,3,4,5­ бумаги   нет, идем искать» Лаборатория профессора Знайкина «Бумажное       Формировать ­ Развивать   познавательные память, процессы: творческое   воображение, речь, ­   навык осуществления   простейших логических операций: умозаключение,    анализ. ­       Воспитывать   бережное, экономное     отношение   к бумаге.    ­   Познакомить   детей   со технологией   производства бумаги,   ее   свойствами   и качественными Содержание   кратковременной   образовательной Содержание деятельности  Материалы, оборудования   Мотивация «Исчезла в группе вся бумага»­ обращение  к сотрудникам ДОУ Мозговой   штурм   «Откуда   пришла бумага и где нам ее взять»    Презентация   «Откуда   к   нам   пришла бумага»  Альбом «Виды бумаги» Фотовыставки «Люди , чья профессия связана с изготовлением бумаги»  Кол­во часов  1час Результат,   продукт деятельности    Возникновение интереса к процессу изготовления бумаги необходимости узнать о процессе ее возникновения. и      Подготовка к встрече:  Опыт «Что будет если бумагу залить клеем, водой, компотом». Практическое занятие  Использованная бумага, Вода, Схема   «Технология   изготовления бумаги в домашних условиях»  1  часа Бумага,   самостоятельно изготовленнаятесто»   3   Чудеса   бумажной ленты 4 Сказка оригами  5 Цветочная сказка (конструиров ание) Презентация ребенка как изготовить бумагу  в домашних условиях  Совместная деятельность   по схеме «Технология изготовления бумаги в домашних условиях»   Проблемная   ситуация   «Что   мы можем сделать с бумагой,   которую изготовили» Проблема «какая бумага и для чего» Квест­ игра «В поисках подходящей бумаги»  Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация   Альбом «Разные виды бумаги» Наборы     разных   видов   бумаги   для экспериментирования   на   каждого ребенка+ дополнительный комплект Дневники опытнической деятельности 2 часа    Знания о свойствах и качественных характеристиках бумаги     Развивать   мелкую   Воспитывать   навыки характеристиками бумаги  ­ моторику. ­ коллективной деятельности   ­   Познакомить   детей   со свойствами и качественными характеристиками   бумаги   в различных изделиях.   ­Создать   условия   для овладения художественными способами   использования бумаги.  ­ Развивать   познавательные процессы: память, внимание, творческое речь, воображение,   логическое мышление      ­ Закрепить знания о свойствах   и   качественных характеристиках   бумаги   в различных изделиях.   ­Создать условия для овладения художественными способами   использования бумаги.  ­   Развивать   сенсорную   цветовосприятие, сферу: мелкую моторику. ­ Развивать познавательные   процессы: память,   речь, творческое воображение.   внимание,   ­ Формировать произвольность таких качеств   как   усидчивость, умение   доводить   начатое   1   занятие   –   овладение   основными моделями оригами 2 занятие «Сказка Колобок»  ­ изготовление животных оригами» 3.   активные   игрушки   «Лягушка, ворона,     чертик,   хлопушка»­   по выбору детей 4. Сказка «Оригами»   1занятия: знакомство с основными геометрическими   телами:   цилиндр, конус, призма, куб 2­3  занятие: «Моя любимая сказка»: медведь, лиса, еж, заяц, мышь,волк, лягушка, дом  4  Драматизация сказки  Листы бумаги необходимой формы, Обрезки   цветной   бумаги   для дополнительного оформления работы 4 часа  Бумажные заготовки  (ватман, тонкий картон) изготовления геометрических   тел,   обреки   цветной бумаги для оформления поделок для     4 часа   детей   линия, Выставка   «Сказки оригами», Информация   для родителей   «Польза оригами» Знания основых геометрических понятий: диагональ, горизонталь, близлежащие, противоположные)   Информация   для родителей «Изготовим   дома сами» Рукотворная   игра «Строим из геометрических6 7 8   9 10 Воздушная сказка (аппликация) Тестопластик а (папье­ маше)   Торцевание   Экскурсия   в музей Соликамскбум пром Встреча интересными людьми с   дело до логического конца. ­Воспитывать бережное, отношение к бумаге,   экономное Формировать   навыки аккуратной работы.    ­   Формировать потребность   в   активном использовании   бумаги   в качестве   художественного средства.  ­   Воспитывать   умение работать   в   коллективе   и договариваться   с   друг другом    ­       Создать  условия  для овладения художественными способами использования  бумаги  . ­ Продолжать   знакомить     детей   со технологией   производства бумаги,   ее   свойствами   и качественными характеристиками   бумаги   в различных изделиях. ­  Развивать сенсорную   цветовосприятие, сферу: мелкую моторику. ­ Развивать     раздвигания   и 1 занятие – скраббукинг  Встреча   с   интересными   людьми Якушева У.С., мастер класс 2   технология   подкладывания 3 Технология гармошка 4   Технология   вырезывания 1занятие Знакомство с технологией изготовление папье­маше. Занятие   Путешествие   по 2.3 сказке   К.И.Чуковского  «Федорино горе»:   изготавливаемпосуду, изготавливаем продукты 4 занятие – драматизация сказки     симметричного   Листы бумаги необходимой формы, и различного по качеству  Обрезки   цветной   бумаги   для дополнительного оформления работы 4 часа   Бумага­салфеточная,   мультфильм «Федорино горе»,   Книги с оформительским  решением разными художниками.  4 часа 1   занятие   –   опытническая деятельность   «на   что   похожа, свойства, где встречается и для чего нужна гофрированная бумага» Гофрированная бумага  4 часа  1 занятие   Договор с фирмой «Тур Соль» 1 час  тел» Презентация   сказки деятм   группы   и малышам Выставка поздравительных открыток   приглашений   празднику и   к         Конкурс   для родителей   и   детей «Вкусняшки   для куклы   Наташки»   ­ пополнение   РППС для   разыгрывания с\р игры «продуктовый магазин» «Участие в конкурсе   «Чудеса гофрированной бумаги, инициированной ЦДТ «Рост» Фотовыставка    Встреча   «Похвальбушечки»   М.В., Холмов Л.В, Геййр И.А.   Дик Презентация, альбом с видами бумаги, фотовыставка   «Люди   бумажной профессии» 1 час  Фотовыставка, знания   детей   о технологии производства бумагипознавательные   процессы: память,   речь, творческое воображение.   внимание, ­   Формировать   навык осуществления   простейших операций: логических   умозаключение,   сравнение, обобщение, анализ. ­Воспитывать   экономное бережное,   к   бумаге: отношение понимание   сложности   в технологии ее изготовления, уважения   к   людям,   чья профессия   связанна     с изготовлением бумаги.  ­Создать   условия   для овладения художественными способами   использования бумаги.  ­  Развивать сенсорную   цветовосприятие, сферу: мелкую моторику. ­ Развивать       внимание, познавательные   процессы: память,   речь, творческое воображение. Формировать ­ произвольность таких качеств   как   усидчивость, умение   доводить   начатое дело до логического   ­   Воспитывать   умение работать   в   команде   и самостоятельно. -Воспитывать   бережное,   экономное   отношение   к бумаге: понимание     11 Мастерская «Бумагаделкин а» 12 Праздник «Бумажная река» Итоговое  творческое мероприятие  Разные   виды   бумаги   ,   клей,   обрезки цветной   бумаги   для   оформления работ  Презентация собственных поделок 1час  Выставка  1час  Конкурс «Чудеса из бумажной коробки»,сложности   в   технологии   ее изготовления,     уважения   к людям,   чья   профессия связанна     с   изготовлением бумаги.   Создавать   условия   для включение   дошкольников   в события общественной жизни     Конкурс­   дефиле «Бумажное платье»Методика:  Степень активности заинтересованности  старшими дошкольниками   изготовленных поделок    в игровой деятельности. Авторы – составители: Шапкина В.Б, Мартынова А.И, Королева И.В.  Форма: наблюдение за ходом игры с  поделками   Цель: выявить знания о поделках о бумаге  и умении использовать ее в игре.  В   наблюдении   исследуется   только   игровая     деятельность   детей,   анализируется     групповая   (по   два­три   ребенка)   и индивидуальная игра. В качестве игрового материала детям необходимо предложить изготовленные поделки и дополнительные игровые атрибуты Для оценки игровой деятельности  используются  следующие параметры: •             •             •             •             •             •             •             •             •             Критерии оценки: 0 баллов – не проявляет                                1балл ­ проявляет, но не в полной мере                               2 балла ­ проявляет в полной мере 16­18 баллов ­ игровая деятельность находится на высоком уровне; 12­15 баллов ­ игровая деятельность находится на среднем уровне; От 11 баллов ­ игровая деятельность находится на низком уровне.  Эмоциональная  включенность ребенка (интерес к игре);  Сосредоточенность во время игры (как долго играет без утраты интереса);  Варианты действий (создает ли ребенок свои собственные сюжеты или играет в соответствии с разъяснениями взрослого);  Понимает ли смысл игры  Необходимо ли вмешательство взрослого в процесс игры;  Отношение к поледке  Качество игровых цепочек (длительность, разнообразие, последовательность);  Ролевое поведение (сохранение себя в рамках принятой  роли, и возможность вновь включаться в роль);  Речевое сопровождение игры (содержание высказываний, уровень речевой активности)в   т е а р г и и л и ы т е ж ю с   т е а д з о с (   й и в т с й е д ы т н а и р а В   с   и и в т с т е в т о о с е ы н н е в т с б о с     и о в с   к о н е б е р и л ; ) о г о л с о р з в   и м я и н е н с я ъ з а р з е б     т е а р г и о г л о д к а к (   ы р г и   а к н е б е р   ь т с о н н е ч ю л к в я а н ь л а н о и ц о м Э ) е р г и к     с е р е т н и ( я м е р в   о в   ь т с о н н е ч о т о д е р с о С ) а с е р е т н и ы т а р т у   № ФИ ребенка  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итог ы р г и   л с ы м с   и л   т е а м и н о П и л   о м и д о х б о е Н в   о г о л с о р з в   о в т с ь л е т а ш е м в   е к л е д о п к   е и н е ш о н т О , е и з а р б о о н з а р   , ь т с о н ь л е т и л д ( к е ч о п е ц   х ы в о р г и   о в т с е ч а К ; ) ь т с о н ь л е т а в о д е л с о п и   , и л о р     й о т я н и р п х а к м а р   в   я б е с   е и н е н а р х о с ( ; ) ь л о р   в   я с ь т а ч ю л к в е и н е д е в о п   е о в е л о Р ь в о н в   ь т с о н ж о м з о в , й и н а в ы з а к с ы в   е и н а ж р е д о с ( ы р г и   е и н е д ж о в о р п о с   е о в е ч е Р ) и т с о н в и т к а   й о в е ч е р   ь н е в о р у