ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД - ПЕРИОД ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ДОШКОЛЬНИКУ ВСЕ ИНТЕРЕСНО И ВСЕ ВАЖНО. КАК ВЫСТРОИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНОК СТАЛ НЕ ТОЛЬКО СЛУШАТЕЛЕМ И АКТИВНЫМ УЧАСТНИКОМ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. ИНТЕРЕСНОЙ ФОРМОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАНОВИТСЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА. РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСТУПАЕТ В ПРОЦЕСС ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ( В ДАННОМ СЛУЧАЕ С БУМАГОЙ) РАЗНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С БУМАГОЙ ПОМОГУТ ЕМУ УСВОИТЬ ЕЕ СВОЙСТВА, ВОСПИТАЮТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, УСИДЧИВОСТЬ, НАУЧАТ АКТИВНОМУ И ПОЛЕЗНОМУ ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЮ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ И С ИНТЕРЕСНОМ., С УЧЕТОМ ЛИЧНОГО МНЕНИЯ.культурная образовательная практика "Бумажная река"
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка
«Соликамскбумпром» «Детский сад № 22»
Культурная практика
«Бумажная река»
Разработала: Александрова Ирина Александровна
воспитатель первой квалификационной категории,г. Соликамск, 2016 г.Культурная образовательная практика « Бумажная река»
Краткое формулирование главной идеи КОП
Первые представления об окружающем мире и возможности его
преобразования ребенок получает именно в дошкольном возрасте. Дошкольник
учиться устанавливать первичные и элементарные межпредметные связи, у него
формируется навык элементарного умозаключения, установление причинно
следственных связей овладевает возможностью самостоятельно использовать
полученные знания в практике как в специально подготовленных условиях, так и
самостоятельно,
Чтобы ребенок стал активным участником общественной жизни, чтобы у него
сформировались такие общественнозначимые личностные качества как
инициативность, креативность, целеполагание, мобильность необходимо включать
ребенка в преобразование окружающего его мира, формировать знания об социуме.
В 2016 году градообразующее предприятие нашего города
«Соликамскбумпром» отмечает юбилей. Родители наших воспитанников в основном
заняты на этом производстве, поэтому было решено организовать краткосрочную
образовательную практику, направленную на обогащение наших воспитанников
знаниями о том, чем же заняты их родители на производстве и для чего нам нужна
бумага.
В основной образовательной программе учреждения, разработанной на основе
примерной ООП Н.М.Крыловой «Детский саддом радости» значительное место
уделяется вопросам трудового воспитания, поэтому данная образовательная
практика органично вписалась в реализацию таких образовательных областей как
речевое развитие, познавательное развитие, социальнокоммуникативное развитие.
Активные познавательноисследовательские и деятельнопрактические
действия с бумагой будут способствовать развитию психических качеств и
процессов личности ребенка:
комуникативность,
инициативность, эффективное овладение сенсорными эталонами, овладение
навыками опытнической и поисковоисследовательской деятельности. Работа в
коллективе будет способствовать усвоению простейших навыков совместной
деятельности, активному взаимообмену, взаимосотрудничеству, формированию
коммуникативных навыков у всех участников овладения КОП.
воображение,
речь,
Данная кратковременная образовательная практика при целенаправленном
взаимосотрудничестве и реализации соответствующих возрасту методов и приемов
даст обучающий и развивающий эффект.
Цель: формирование представлений о значимости бумаги в жизни человека
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей со технологией производства бумаги, ее свойствами и
качественными характеристиками бумаги в различных изделиях.
Создать условия для овладения художественными способами использования
бумаги.
Развивающие:
Развивать сенсорную сферу: цветовосприятие, мелкую моторику.
Развивать познавательные процессы: память, внимание, речь, творческое
воображение.
Формировать произвольность таких качеств как усидчивость, умение
доводить начатое дело до логического конца.
Формировать навык осуществления простейших логических операций:
умозаключение, сравнение, обобщение, анализ.
Воспитательные:
Воспитывать бережное, экономное отношение к бумаге: понимание сложности
в технологии ее изготовления, уважения к людям, чья профессия связанна с
изготовлением бумаги.
Формировать потребность в активном использовании бумаги в качестве
художественного средства.
Воспитывать навыки коллективной деятельности
Образовательные области:
В ходе реализации задач кратковременной образовательной практики будет
осуществляться интеграции всех образовательных областей, регламентируемых в
ФГОС.
Принципы построения КП
принцип индивидуализации учет возрастных и индивидуальных особенностей
ребенка;
деятельностный принцип;
принцип развивающего обучения
единство развивающих, образовательных и воспитательных задач процесса
образования детей дошкольного возраста, с целью формирования определенных
практических навыков и умений, обогащения знаниями по теме КОП, влияющих на
всестороннее развитие ребенка;
построение образовательной деятельности с учетом принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с уровнем подготовленности с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников
учет основного вида деятельности, определяемых в ФГОС как психолого
педагогическими особенностями возраста
принцип природосообразности;
принцип «минимакса» согласно которому, ребенку дается максимальный
объем знаний, но освоить он должен минимум, развитие каждого ребенка
происходит в своем «темпе».
В процессе КОП «Бумажная река» реализуется принцип деятельностного
подхода к организации детской деятельности, дошкольник включен
в
самостоятельную познавательнотворческую, игровую
деятельность, педагог
обеспечивает сопровождение, поддержку, ненавязчивое обучение и помощь вовладении техническими навыками конструкторской и творческой деятельности.
Детям предоставляется возможность своими руками изучить процесс
приготовления бумаги и способами креативного ее использования.
Возрастная категория: 6 лет
Количество участников: 2 подгруппы по 10 человек
Количество часов: 28 часов: 7 теоретических часов, 21 практических занятий
Периодичность встреч: 1 раз в неделю
Длительность встречи 30 минут.
Формы и методы работы:
Творческая
деятельность организуется в виде встреч в лаборатории
профессора Знайкина. Каждый участник встречи имеет свое специально
подготовленное место. Включение в деятельность идет без принуждения, через
создание игровой или проблемной ситуации. Дети приступают к работе без
«призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному
желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного
общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе
деятельности с бумагой, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о
своих ощущениях, настроении и т.д.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
•
создание ситуации успеха (учет индивидуальных особенностей,
дифференцированная помощь детям);
• мотивационный (убеждение, поощрение);
• метод «тьютерства» (индивидуальная работа, сопровождение, поддержка,
помощь,)
• метод проблемнопоисковый ситуации: для чего нам это надо и как мы это
можем использовать
• метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций,
альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий),
• метод игровых форм организации (игровые ситуации, игровые «оболочки»,
•
дидактические игры)
словесный (беседа, вопросответ, презентация, объяснение использование
художественного слова)
• практический (самостоятельное выполнение детьми изделий);
•
эвристический (практического обследования и действия);
• метод включение разных видов двигательной активности;
•
Результат образовательных достижений ребенка, участвовавшего в КП,
•
• овладел разными способами работы с бумагой (оригами, тестопластика,
знает простейшие свойства бумаги;
сотворчество;.
творческое рисование, аппликативная деятельность);
• может самостоятельно использовать различные технологии работы с
•
бумагой в самостоятельной деятельности;
знает и личностно принимает необходимость бережного и уважительного
отношения
к бумаге, к лесу и людям, чья профессия связана с
изготовлением бумаги.•
Продукт деятельности:
методический кейспортфель со сценарием КОП «Бумажная река» с
иллюстративным, демонстративным материалом, альбомами по теме,
презентационный материал.
Формы подведения итогов КОП:
• Детский мастер класс для родителей и детей в рамках дня открытых
дверей;
• Выставка презентация рукотворных работ по итогам тем
• Праздник «Бумажная река»
• Презентация результатов КОП на педагогическом часе ДОУ, СМИ в форме
участия в конкурсных мероприятиях
Методика выявления результативности реализации КОП
• Методика:
Степень активности заинтересованности
старшими
дошкольниками изготовленных поделок в игровой деятельности.
Авторы – составители: Шапкина В.Б, Мартынова А.И, Королева И.В.
• Оценка детьми значения образовательной практики;
• Оценка родителями качеством предоставленной услуги.
• Результативное участие в творческом конкурсном движении
можно разбить поблочно на
Данную культурную практику
краткосрочные образовательные практики по интересам и запросам
детей
Учебно тематический план
№
Раздел, тема
Общее
количест
во часов
Количеств
о
теоретиче
ских часов
Количеств
о
практичес
ких часов
1. Проблемная ситуация «Кончилась
1
бумага»
2. Создаем бумагу
3. Исследовательская деятельность
1
2
«Разная бумага»
4. Сказка оригами
5 Цветочная сказка (конструирование)
6
7
8
9
Воздушная сказка (аппликация)
Тестопластика (папьемаше)
Торцевание
Соликамскбумпром
Экскурсия
музей
в
10 Встреча с интересными людьми
11 Мастерская «Бумагаделкина»
12 Праздник «Бумажная река»
Итого
4
4
4
4
4
1
1
1
1
24
1
0
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
6
0
1
1
3
3
3
3
3
1
1
1
1
18практики «Бумажная река»
№ Название
Задачи
1
2
Проблемная
ситуация
1,2,3,4,5
бумаги нет,
идем искать»
Лаборатория
профессора
Знайкина
«Бумажное
Формировать
Развивать познавательные
память,
процессы:
творческое
воображение,
речь,
навык
осуществления простейших
логических
операций:
умозаключение, анализ.
Воспитывать бережное,
экономное
отношение к
бумаге.
Познакомить детей со
технологией производства
бумаги, ее свойствами и
качественными
Содержание кратковременной образовательной
Содержание деятельности
Материалы, оборудования
Мотивация «Исчезла в группе вся
бумага» обращение к сотрудникам
ДОУ
Мозговой штурм «Откуда пришла
бумага и где нам ее взять»
Презентация «Откуда к нам пришла
бумага»
Альбом «Виды бумаги»
Фотовыставки «Люди , чья профессия
связана с изготовлением бумаги»
Колво
часов
1час
Результат, продукт
деятельности
Возникновение
интереса к процессу
изготовления
бумаги
необходимости
узнать о процессе ее
возникновения.
и
Подготовка к встрече:
Опыт «Что будет если бумагу залить
клеем, водой, компотом».
Практическое занятие
Использованная бумага,
Вода,
Схема «Технология изготовления
бумаги в домашних условиях»
1 часа
Бумага,
самостоятельно
изготовленнаятесто»
3
Чудеса
бумажной
ленты
4
Сказка
оригами
5
Цветочная
сказка
(конструиров
ание)
Презентация ребенка как изготовить
бумагу в домашних условиях
Совместная деятельность по схеме
«Технология изготовления бумаги в
домашних условиях»
Проблемная ситуация «Что мы
можем сделать с бумагой, которую
изготовили»
Проблема «какая бумага и для чего»
Квест игра «В поисках подходящей
бумаги»
Мультимедийный проектор, ноутбук,
презентация
Альбом «Разные виды бумаги»
Наборы разных видов бумаги для
экспериментирования на каждого
ребенка+ дополнительный комплект
Дневники опытнической деятельности
2 часа
Знания о свойствах
и
качественных
характеристиках
бумаги
Развивать мелкую
Воспитывать навыки
характеристиками бумаги
моторику.
коллективной деятельности
Познакомить детей со
свойствами и качественными
характеристиками бумаги в
различных изделиях.
Создать условия для
овладения художественными
способами использования
бумаги.
Развивать познавательные
процессы: память, внимание,
творческое
речь,
воображение,
логическое
мышление
Закрепить знания о
свойствах и качественных
характеристиках бумаги в
различных изделиях.
Создать условия для
овладения художественными
способами использования
бумаги.
Развивать сенсорную
цветовосприятие,
сферу:
мелкую моторику.
Развивать
познавательные процессы:
память,
речь,
творческое воображение.
внимание,
Формировать
произвольность
таких
качеств как усидчивость,
умение доводить начатое
1 занятие – овладение основными
моделями оригами
2 занятие «Сказка Колобок»
изготовление животных оригами»
3. активные игрушки «Лягушка,
ворона,
чертик, хлопушка» по
выбору детей
4. Сказка «Оригами»
1занятия: знакомство с основными
геометрическими телами: цилиндр,
конус, призма, куб
23 занятие: «Моя любимая сказка»:
медведь, лиса, еж, заяц, мышь,волк,
лягушка, дом
4 Драматизация сказки
Листы бумаги необходимой формы,
Обрезки цветной бумаги для
дополнительного оформления работы
4 часа
Бумажные заготовки (ватман, тонкий
картон)
изготовления
геометрических тел, обреки цветной
бумаги для оформления поделок
для
4 часа
детей
линия,
Выставка «Сказки
оригами»,
Информация для
родителей «Польза
оригами»
Знания
основых
геометрических
понятий:
диагональ,
горизонталь,
близлежащие,
противоположные)
Информация для
родителей
«Изготовим дома
сами»
Рукотворная игра
«Строим
из
геометрических6
7
8
9
10
Воздушная
сказка
(аппликация)
Тестопластик
а
(папье
маше)
Торцевание
Экскурсия в
музей
Соликамскбум
пром
Встреча
интересными
людьми
с
дело до логического конца.
Воспитывать
бережное,
отношение к бумаге,
экономное
Формировать навыки
аккуратной работы.
Формировать
потребность в активном
использовании бумаги в
качестве художественного
средства.
Воспитывать умение
работать в коллективе и
договариваться с друг
другом
Создать условия для
овладения
художественными способами
использования бумаги
.
Продолжать
знакомить
детей со
технологией производства
бумаги, ее свойствами и
качественными
характеристиками бумаги в
различных изделиях.
Развивать сенсорную
цветовосприятие,
сферу:
мелкую моторику.
Развивать
раздвигания и
1 занятие – скраббукинг
Встреча с интересными людьми
Якушева У.С., мастер класс
2 технология
подкладывания
3 Технология гармошка
4 Технология
вырезывания
1занятие Знакомство с технологией
изготовление папьемаше.
Занятие Путешествие по
2.3
сказке К.И.Чуковского «Федорино
горе»:
изготавливаемпосуду,
изготавливаем продукты
4 занятие – драматизация сказки
симметричного
Листы бумаги необходимой формы, и
различного по качеству
Обрезки цветной бумаги для
дополнительного оформления работы
4 часа
Бумагасалфеточная, мультфильм
«Федорино горе»,
Книги с оформительским решением
разными художниками.
4 часа
1
занятие – опытническая
деятельность «на что похожа,
свойства, где встречается и для чего
нужна гофрированная бумага»
Гофрированная бумага
4 часа
1 занятие
Договор с фирмой «Тур Соль»
1 час
тел»
Презентация сказки
деятм группы и
малышам
Выставка
поздравительных
открыток
приглашений
празднику
и
к
Конкурс для
родителей и детей
«Вкусняшки для
куклы Наташки»
пополнение РППС
для разыгрывания
с\р
игры
«продуктовый
магазин»
«Участие
в
конкурсе «Чудеса
гофрированной
бумаги,
инициированной
ЦДТ «Рост»
Фотовыставка
Встреча «Похвальбушечки»
М.В., Холмов Л.В, Геййр И.А.
Дик
Презентация, альбом с видами бумаги,
фотовыставка «Люди бумажной
профессии»
1 час
Фотовыставка,
знания детей о
технологии
производства
бумагипознавательные процессы:
память,
речь,
творческое воображение.
внимание,
Формировать навык
осуществления простейших
операций:
логических
умозаключение,
сравнение,
обобщение, анализ.
Воспитывать
экономное
бережное,
к бумаге:
отношение
понимание сложности в
технологии ее изготовления,
уважения к людям, чья
профессия связанна
с
изготовлением бумаги.
Создать условия для
овладения художественными
способами использования
бумаги.
Развивать сенсорную
цветовосприятие,
сферу:
мелкую моторику.
Развивать
внимание,
познавательные процессы:
память,
речь,
творческое воображение.
Формировать
произвольность
таких
качеств как усидчивость,
умение доводить начатое
дело до логического
Воспитывать умение
работать в команде и
самостоятельно.
-Воспитывать бережное,
экономное отношение к
бумаге:
понимание
11 Мастерская
«Бумагаделкин
а»
12 Праздник
«Бумажная
река»
Итоговое творческое мероприятие
Разные виды бумаги , клей, обрезки
цветной бумаги для оформления
работ
Презентация собственных поделок
1час
Выставка
1час
Конкурс «Чудеса из
бумажной
коробки»,сложности в технологии ее
изготовления, уважения к
людям,
чья профессия
связанна с изготовлением
бумаги.
Создавать условия для
включение дошкольников в
события
общественной
жизни
Конкурс дефиле
«Бумажное платье»Методика: Степень активности заинтересованности старшими дошкольниками изготовленных поделок в игровой
деятельности.
Авторы – составители: Шапкина В.Б, Мартынова А.И, Королева И.В.
Форма: наблюдение за ходом игры с поделками
Цель: выявить знания о поделках о бумаге и умении использовать ее в игре.
В наблюдении исследуется только игровая деятельность детей, анализируется групповая (по дватри ребенка) и
индивидуальная игра. В качестве игрового материала детям необходимо предложить изготовленные поделки и дополнительные
игровые атрибуты
Для оценки игровой деятельности используются следующие параметры:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Критерии оценки: 0 баллов – не проявляет
1балл проявляет, но не в полной мере
2 балла проявляет в полной мере
1618 баллов игровая деятельность находится на высоком уровне;
1215 баллов игровая деятельность находится на среднем уровне;
От 11 баллов игровая деятельность находится на низком уровне.
Эмоциональная включенность ребенка (интерес к игре);
Сосредоточенность во время игры (как долго играет без утраты интереса);
Варианты действий (создает ли ребенок свои собственные сюжеты или играет в соответствии с разъяснениями взрослого);
Понимает ли смысл игры
Необходимо ли вмешательство взрослого в процесс игры;
Отношение к поледке
Качество игровых цепочек (длительность, разнообразие, последовательность);
Ролевое поведение (сохранение себя в рамках принятой роли, и возможность вновь включаться в роль);
Речевое сопровождение игры (содержание высказываний, уровень речевой активности)в
т
е
а
р
г
и
и
л
и
ы
т
е
ж
ю
с
т
е
а
д
з
о
с
(
й
и
в
т
с
й
е
д
ы
т
н
а
и
р
а
В
с
и
и
в
т
с
т
е
в
т
о
о
с
е
ы
н
н
е
в
т
с
б
о
с
и
о
в
с
к
о
н
е
б
е
р
и
л
;
)
о
г
о
л
с
о
р
з
в
и
м
я
и
н
е
н
с
я
ъ
з
а
р
з
е
б
т
е
а
р
г
и
о
г
л
о
д
к
а
к
(
ы
р
г
и
а
к
н
е
б
е
р
ь
т
с
о
н
н
е
ч
ю
л
к
в
я
а
н
ь
л
а
н
о
и
ц
о
м
Э
)
е
р
г
и
к
с
е
р
е
т
н
и
(
я
м
е
р
в
о
в
ь
т
с
о
н
н
е
ч
о
т
о
д
е
р
с
о
С
)
а
с
е
р
е
т
н
и
ы
т
а
р
т
у
№ ФИ ребенка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итог
ы
р
г
и
л
с
ы
м
с
и
л
т
е
а
м
и
н
о
П
и
л
о
м
и
д
о
х
б
о
е
Н
в
о
г
о
л
с
о
р
з
в
о
в
т
с
ь
л
е
т
а
ш
е
м
в
е
к
л
е
д
о
п
к
е
и
н
е
ш
о
н
т
О
,
е
и
з
а
р
б
о
о
н
з
а
р
,
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
и
л
д
(
к
е
ч
о
п
е
ц
х
ы
в
о
р
г
и
о
в
т
с
е
ч
а
К
;
)
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
а
в
о
д
е
л
с
о
п
и
,
и
л
о
р
й
о
т
я
н
и
р
п
х
а
к
м
а
р
в
я
б
е
с
е
и
н
е
н
а
р
х
о
с
(
;
)
ь
л
о
р
в
я
с
ь
т
а
ч
ю
л
к
в
е
и
н
е
д
е
в
о
п
е
о
в
е
л
о
Р
ь
в
о
н
в
ь
т
с
о
н
ж
о
м
з
о
в
,
й
и
н
а
в
ы
з
а
к
с
ы
в
е
и
н
а
ж
р
е
д
о
с
(
ы
р
г
и
е
и
н
е
д
ж
о
в
о
р
п
о
с
е
о
в
е
ч
е
Р
)
и
т
с
о
н
в
и
т
к
а
й
о
в
е
ч
е
р
ь
н
е
в
о
р
у