Культурная революция в России в 20-30-е годы ХХ века».

  • Лекции
  • pptx
  • 30.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В истории СССР выделяется несколько этапов развития: гражданская война, НЭП, индустриализация и коллективизация, культурная революция 20-х - 30-х годов. Культурная революция в СССР явилась продолжением преобразований царя-реформатора, венцом «Ренессанса» в России. Она затронула практически все сферы деятельности страны: образование, науку, культуру, искусство, всю духовную жизнь общества.
Иконка файла материала Культурная революция в России в 20-30-е годы ХХ века»..pptx
«Культурная революция в России в 20-30-е годы ХХ века».
«Неграмотный человек стоит вне политики» В.И. Ленин Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в. (Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным.) Культурная революция направлена на превращение всех трудящихся в  социально активных участников культурно­исторического процесса, на  формирование нового человека.
Культурная революция предусматривала: • ликвидацию неграмотности, • создание социалистической системы народного образования и просвещения, • формирование новой, социалистической интеллигенции, • перестройку быта, • развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.
Ликвидация неграмотности – массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. 1919г.- Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех родном или русском языке (по желанию). грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев и др. Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
В результате осуществления культурной революции СССР были Итоги ликбеза: достигнуты значительные успехи: • по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 87,4 %; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; • • наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.
ОБРАЗОВАНИЕ 1. В 1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937 г.- к семилетке. 2. В школу возвратились: уроки, твердое расписание, отметки и т.д. 3. Были созданы новые программы и учебники. 4. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии, а затем и других дисциплин. 5. В стране было открыто 20 тыс. новых школ. 6. В конце 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн. учащихся. 7. По переписи 1939 г. грамотность составила 87,4%. 8. Быстрыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование. 9. По числу учащихся и студентов СССР вышел на 1-е место в мире. 10.Тираж книг в 1937 г.составил 700млн экземпляров. 11.Они выходили на 110 языках народов СССР.
В 1918 году была осуществлена реформа русского правописания, существенно упростившая обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, прежде ее не имевших. К 1936 году было обучено около 40 млн. неграмотных.  В 1933—1937 годах только в учтенных школах ликбеза  занимались свыше 20 млн.  неграмотных и около 20 млн.  малограмотных.  К концу 30­х годов неграмотность утратила характер острой  социальной проблемы.  По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16  до 50 лет приближалась к 90%.  К началу 40­х годов задача ликвидации неграмотности была в  основном решена.  К началу 50­х годов СССР стал страной практически сплошной  грамотности.
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К.Крупская, А.С.Бубнов, А.С.Макаренко, П.П.Блонский,С.Т.Шацкий и др.
Развитие науки и техники. К 20-м гг. относится создание рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры).
К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ        И.ПАВЛОВ В 20-30-е годы удалось добиться значительных успехов и в развитии науки. В голодном Петрограде в 1918 году были основаны физико-технический и оптический институты, ученые которых впоследствии создавали ядерный щит страны. А под Москвой открылась знаменитая лаборатория ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт) это значит, что наша дорога в космос началась в далеком 1918 году. Русские ученые становятся основоположниками новых направлений науки: Н.Е.Жуковский основателем современной аэродинамики, К.Э.Циолковский - создателем теории реактивного движения, которая лежит в основе современной реактивной авиации и космических полетов. Трудами В.И.Вернадского были заложены основы новых наук -биохимии, радиологии. Мировое признание получили работы русского ученого-физиолога И.П.Павлова, создавшего учение об условных рефлексах и высшей нервной
30-е годы - это время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 году на самолете АНТ-25 В.В.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков совершили беспересадочный полет Москва-Портленд (США) через Северный полюс, преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа. Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная магистраль СССР-США через Северный полюс.
В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1". Они проработали на льдине 274 дня, пройдя в дрейфе 2500 километров. Ученые сделали много для развития науки. Они впервые получили геологические данные об этой территории, провели магнитные измерения, которые вскоре помогли обеспечить безопасность полетов Чкалова, Громова, Леваневского, внесли огромный вклад в метереологию и гидрологию этой части планеты. После первой станции было открыто еще 30, последняя была открыта в
Мирового признания добились советские биологи ­ Н. Вавилов, В.Пустовой, В.Вильямс и др.Значительных  успехов достигли математика, астрономия, механика, физиология. Огромное развитие в этот период приобрели  геология и география. Это было связано с началом  промышленного развития Сибири и Дальнего Востока. Были  открыты новые залежи полезных ископаемых: нефти в  Поволжье, угля в  Подмосковье и Кузбассе,  железа –на Урале. В.С.Пустовойт
Развитие науки в СССР шло под мощным  идеологическим прессом. Несогласные с таким  подходом подвергались травле и репрессиям. В  биологической науке группа во главе с Т.Лысенко  подвергла травле советских генетиков – Н.Вавилова,  Н.Кольцова, А.Серебровского. Свои действия  Лысенко объяснял защитой дарвинизма и  мичуринской теории от «буржуазной  науки».Впоследствии  многие генетики  были репрессированы,  а сама генетика  ­  запрещена. Д.Налбандян. Сессия Академии наук СССР.
Несмотря на идеологическое  давление представители  естественных наук смогли  добиться выдающихся успехов.  С.Вавилов(оптика), А.  Иоффе(физика кристаллов), П.Капица(микрофизика), И.Курчатов(ядерная физика) и  др. обогатили мировую науку.  Химики Н.Зелинский, А.Бах,  С.Лебедев сделали  фундаментальные открытия в  области получения  искусственных веществ и  органических пищевых  продуктов. А . И О Ф Ф Е П.Капица
Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились: А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко и др.
В конце 20-х—30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).
В 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов : П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др.была выслана из страны. В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий выдающиеся экономисты: Н. Д. Кондратьев А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский и др. Сорокин П.А Бердяев Н.А Л. П. Карсавин Франк С.Л
ИСКУССТВО В 20­е г.в начала складываться  «пролетарская культура».  Пролеткульт охватил   около 400000  человек и ставил задачу  сформировать новую культуру. В  1920 г.возникает Театр рабочей  Молодежи (С.Эйзенштейн,  И.Пырьев, М.Шраух, Э.Гарин). В  1925г. создается Российская  ассоциация пролетарских писателей.  Ей передали ряд цензорских  функций. Появилась плеяда  талантливых писателей: М.Шолохов,  К.Тренев, И.Бабель и др. В живописи  на первый план вышло искусство  агитационного плаката (В. Дени,  Д.Моор)
ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР В концу 20­х гг. на сценах советских театров  начинают утверждаться пьесы советских  драматургов. «Человек с ружьем» Н.Погодина,  «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского,  «Таня» А.Арбузова – составили «золотой фонд»  репертуара многих театров. По всей стране с  успехом шли  пьесы М.Горького. Приобщение  советских людей к культуре шло благодаря  быстрому росту числа театров, музеев,  филармоний, библиотек. По всей стране  проводились смотры талантов.
Б.Щукин в роли Ленина в спектакле «Человек с ружьем» Д.Шостакович, В.Маяковский, В.Мейерхольд работают над пьесой «Клоп».