Тема урока: КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.: ДОСТИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Видеоурок
https://www.youtube.com/watch?v=rmjVG4tFrZE
Прочитать С 36-41.
Изучить информацию на диске.
Российская наука во второй половине XIX в. пережила значительный подъем. Научными деятелями были сделаны технические открытия мирового масштаба. В 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества А. С. Попов выступил с докладом об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов. Созданный им грозоотметчик являлся первой приемной радиостанцией.
Развитие физики было связано с именем А. Г. Столетова. Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.
Электротехник А. Н. Лодыгин изобрел в 1874 г. лампу накаливания. П. Н. Яблочков создал в 1876 г. дуговую лампу («свеча Яблочкова») и осуществил трансформацию переменного тока.
П. Л. Чебышев сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел и теории вероятностей. Он заложил основы петербургской математической школе, из которой вышло много талантливых ученых, например А. М. Ляпунов, автор теории устойчивости равновесия и движения механических систем, определяемых конечным числом параметров.
Развитие математики в это время связано с именем С. В. Ковалевской, первой в России женщиной-профессором и первой в мире женщиной профессором математики. Она открыла третий классический случай разрешимости задачи вращения твердого тела вокруг неподвижной точки. Ковалевская доказала существование голоморфного решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными.
А. Ф. Можайский в 1884–1885 гг. построил при поддержке военного ведомства аэроплан. Хотя из-за недостатка средств эксперименты пришлось свернуть, его по праву считают пионером авиации.
1860–1870-е гг. стали «золотым веком» русской химии. А. М. Бутлеров разработал теорию химического строения органических веществ, основные положения которой используются до настоящего времени. Д. И. Менделеев в 1869 г. открыл периодический закон химических элементов, на основании которого предсказал существование тогда еще не известных элементов.
Минералог В. В. Докучаев, заслуживший мировую славу монографией «Русский чернозем», положил начало современному почвоведению. В книге «Наши степи прежде и теперь» в 1892 г. он сформулировал план борьбы с засухами. Идеи Докучаева оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации и гидрогеологии.
Физиолог И. М. Сеченов организовал физиологическую лабораторию и разработал курс лекций «О животном электричестве». Работы ученого «Рефлексы головного мозга» и «Психологические этюды» принесли ему широкую известность. И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности животных и человека, разработал новые принципы физиологического исследования, обеспечивающие познание деятельности организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой. Биолог И. И. Мечников основал эволюционную эмбриологию и научную геронтологию, исследовал фагоцитоз и внутриклеточное пищеварение, сравнительную патологию воспаления, создал фагоцитарную теорию иммунитета и теорию фагоцителлы.
В 1851–1880 гг. вышел труд «История России с древнейших времен», написанный профессором Московского университета С. М. Соловьевым, который до сих пор используется специалистами. Автор уделил особое внимание росту государственности и объединяющей деятельности центра. Ученик С. М. Соловьева В. О. Ключевский в «Курсе русской истории» выдвигал на первый план историю политического и социально-экономического быта. М. М. Ковалевский прославился трудами по истории европейской крестьянской общины.
Во второй половине XIX в. русские путешественники исследовали глубинные районы Азии. Географ П. П. Семенов совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тяньшань. Возглавив Русское географическое общество, он разрабатывал планы новых экспедиций. По его инициативе был издан многотомный учебник отечественной географии «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».
С Русским географическим обществом была связана деятельность П. А. Кропоткина и Н. М. Пржевальского. Кропоткин в 1864–1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью. Пржевальский исследовал Уссурийский край, несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, изучил пустыню Гоби, Тяньшань, побывал в Тибете.
Н. Н. Миклухо-Маклай совершил путешествия на Канарские острова и в Северную Африку. В начале 1870-х гг. он посетил ряд островов Тихого океана, где изучал быт местных народов. Более года ученый прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке. Составленные им описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании были опубликованы после его смерти.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.