"Куначество, как способ разрушения межэтнических барьеров"
Оценка 4.9

"Куначество, как способ разрушения межэтнических барьеров"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
7 кл—11 кл
26.03.2021
"Куначество, как способ разрушения межэтнических барьеров"
История обряда куначества
исследовательский проект - Куначесво.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Темой данной методической разработки  является куначество – старинный кавказский обычай, который с древних времён способствовал налаживанию и повышению безопасности межэтнических контактов.

Данная тема представляет особую актуальность, в том, что Краснодарский край имеет внутри себя автономию – Республику Адыгея и граничит со Ставропольский краем, Карачаево – Черкесией, Абхазией. Эти регионы сложны и в языковом, и в этническом, и в религиозных отношениях.

Здесь на сравнительно небольшой территории издавна, бок обок проживают народы, отличающиеся друга особенностями хозяйства, быта, традициями повседневной жизни. Для сохранения  мира  между ними столетиями был актуален обычай куначества – побратимства. Этот обычай  устанавливал добрососедские отношения между представителями различных национальностей, повышал культуру общения,  помогал изучению и уважению обычаев, традиций друг друга. 

Сегодня этот обычай практически забыт, а межнациональных конфликтов стало больше. В своей работе я предлагаю вспомнить о нём и предложить возродить традицию.

Цель проекта: Изучить старинный кавказский обычай куначество, проследить его историю, выявить значимость, а так же предложить возрождение обычая в современной жизни молодёжи Краснодарского края.

Задачи проекта:

·        Дать определение куначеству, проследив историю обычая;

·        Найти отличие  куначества от гостеприимства и показать  значимость;

·        Выяснить, как заключались  братания;

·        Разработать проект по возрождению обычая в современном обществе.

Методы работы: изучение специальной литературы, анализ и обобщение результатов.

 

 

Основная часть

Ход урока:

1.     Организационный момент (приветствие, определение темы)

2.     Актуализация знаний обучающихся по данной теме.

 

На сегодняшний день можно смело утверждать, что  в России нет внятной национальной политики межнациональных (как и межконфессиональных) отношений, поэтому они находятся в глубоком кризисе. Но я убежден, что еще не все потеряно и при желании как со стороны государства, так и со стороны общества, ситуацию можно и нужно исправить с помощью древнего кавказского обычая – куначества .

          Появлению  куначества предшествовал закон о гостеприимстве. Куначество стало логическим развитием этого закона и служило для укрепления межродовых и межнациональных отношений. Представители разных родов, обществ, народов гостили друг у друга, оказывали взаимопомощь и поддержку и могли стать очень близкими друзьями – кунаками.

          Тема кунаков — отражена и в горском фольклоре. В кавказских сказках кунаки помогают друг другу в бою, ищут невест среди самых достойных девушек, а один из двух часто спасает жизнь другому ценой своей собственной.

           Кунаки — горцы поражали своей преданностью русских офицеров, служивших на Северном Кавказе. Иван Фёдорович Бларамберг писал: «Русские, живущие в пограничных с Кавказским хребтом районах, и особенно казаки на Линии, имеют кунаков среди черкесов, чеченцев и других народностей, с которыми они поддерживают дружеские отношения в мирное время».

          Так, что же это за обычай, который на протяжении многих веков помогал обрести крепкую дружбу между людьми разных народов?

 

 

 

1.     История куначества.

          Точное происхождение названия слова кунак пока не установлено. По одной версии, слово «кунак» происходит от чеченского «къонах» (благородный человек). По другой версии — слово «кунак» происходит от тюркского «конак» (гость).

           Куначество — старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту. По форме и по сути куначество — дальнейшее развитие обычая кавказского

гостеприимства, которое является искусственным родством, побратимством.

           Куначество способствовало разрушению межэтнических барьеров, налаживанию дружбы соседних и других народов, из которой в дальнейшем произрастало торговое и иное сотрудничество разных плёмен, народов.

Отношения  кунаков длились на протяжении веков, так как куначество передавалась по наследству, кунаки и их дети оказывали друг другу взаимопомощь во всех важнейших делах. Известны случаи, когда кунак заменял детям умерших родителей и опекал их до самого взросления.

           Время возникновения этого обычая относят к седой старине, но точный период пока не установлен. Одним из самых ранних исторических свидетельств о существовании на Кавказе обычая Куначества может служить свидетельство генуэзца Джорджио  Интериано, который в конце 15 века много лет прожил на Кавказе и по возвращению домой в 1502 году издал книгу в которой сообщалось следующее : «Вообще у них в обычае гостеприимно и с величайшим радушием принимать всякого. Хозяина и гостя они называют „конак“, что значит на латинском  hospite (гостеприимство). По уходе гостя хозяин провожает конака – чужестранца  до другого гостеприимного крова, охраняет его и, если потребуется, то отдает за него жизнь как самый преданный друг. И хотя, как было сказано, грабеж в здешней стране — такое обычное явление, что на этом деле, казалось бы, заработать им и не грех, однако конакам своим они обычно остаются верны и дома и вне дома и относятся к ним с величайшим радушием».

Куначество — имеет общие истоки с обычаем гостеприимства, и тем не менее их нельзя отождествлять. Куначество является более поздним явлением.

2.     Отличие куначества от гостеприимства.

           Гостеприимство — один из древних общественных институтов народов Кавказа, который в феодальную эпоху претерпел изменения и обрел новые функции. Гостеприимство играло значительную роль, удовлетворяя потребности всех социальных слоев. Обычай имел не только бытовое, но и политическое значение. В условиях феодальных междоусобиц, экономической и территориальной разобщенности горцев он был весьма необходим (кроме того, что путнику грозила опасность в чужих владениях, напрочь отсутствовала сеть гостиниц и постоялых дворов). Гостеприимство делало возможным отношения между аулами и народами. Гость находился под защитой хозяина.

Принято считать, что «Гость – посланник Бога». Считалось, кто не оказал почета гостю – у того поле не заколосится. Пословицы говорят об этом следующее: «С тем, кто не считается с гостем, не будет считаться и бог»; «Дом, куда не приходит гость, считается могилой»; «Куда не заглянет гость – не заглянет добро».

 Не соблюдение законов гостеприимства навлекало позор не только на свою семью, но и на родственников и на ближайших однофамильцев. Свидетельством готовности оказать гостеприимство любому путнику в прошлом считалось наличие во дворе коновязи.

          Правила гостеприимства, безусловно, распространялись на людей иной веры и иной национальности. Так строгое соблюдение у адыгов обычая гостеприимства отмечено в сборниках адатов, составленных в первой половине XIX века: «Гостеприимство у черкес считается первейшей добродетелью, и гость у них, кто бы он ни был, есть особа неприкосновенная». Наличие в кунацкой адыга всего лучшего (оружие, ковры, посуда и т.д.), что есть в доме, говорило о том, что все в доме принадлежит гостю. Обычай также предписывал хозяину защищать гостя в случае нанесения ему обиды и всячески помогать ему в его делах, даже если это был преступник или кровник.

По мнению исследователей, чувство гостеприимства – одна из основных черт этнической психологии горских народов.  В  традиционно-бытовой культуре народов Кавказа институт гостеприимства осуществлял важную социальную функцию: он позволял поддерживать интенсивные связи и контакты не только внутри одного этноса, но и между представителями разных народов. Характерно, что у большинства народов существовала пословица «Дальний гость почетней ближнего». Именно поэтому с наибольшей пышностью и вниманием встречали на Кавказе путешественников-иностранцев, которые и оставили нам многочисленные восторженные отзывы о гостеприимстве кавказских народов. При госте, если он не знал языка сельчан, говорил на понятном ему языке. Ему прощали невольные промахи в поведении, происходившие от незнания местных порядков, которые «своему» никогда бы не простили.
          С обычаем гостеприимства был тесно связан институт куначества, повсеместно распространенный на Северном Кавказе. Куначество, по сути, было дальнейшим развитием обычая гостеприимства: частое гостеванье одного человека в семье другого сближало их и в конце концов могло сделать их кунаками. Если обычный гость оказывался под покровительством хозяина лишь на тот период, пока он находился в его доме, то кунаки были связаны между собой постоянными и нерушимыми узами дружбы, которой они должны были быть верны при любых обстоятельствах.
           Исследователи справедливо подчеркивают, что одно из основных значений обычаев гостеприимства и куначества – это  их важная роль в установлении добрососедских отношений и сохранения мирных отношений между народами, общинами. И.Ф. Бларамберг так описывает эту сторону гостеприимства: «Если один кунак гостит у другого, его угощают самым наилучшим образом, в его распоряжение предоставляется все, что только есть у хозяев... посредством этих индивидуальных связей все самые различные народы сближены. Часто случается, что знакомство, вытекающее из обязательств гостеприимства, перерастает в дружбу. Русские, живущие в пограничных с Кавказом районах, и особенно казаки на линии, имеют кунаков среди черкесов, чеченцев и других народностей, с которыми они поддерживают дружеские отношения».

Хан-Гирей (XIX в.) отмечал относительно адыгов, что «каждый старается иметь кунака в отдаленной стране и прибегает к нему в случае нужды, а посредством связей, каковые каждый имеет в чуждой земле, сближаются между собою все народы или по крайней мере есть возможность к взаимному их сообщению. Лучший и весьма употребительный способ обеспечить себя от разбоев на случай переезда из одного места в другое внутри гор, состоит в приискании надежного кунака, каковые охотно нанимаются в провожатые за умеренную плату и отвечают за ценность особы и пожитки путешественника. Частные люди и купцы не иначе ездят из Моздока в Грузию и из Кизляра в Дербент и Баку, как под покровительством кунаков».
          Как видно из приведенных выше описаний, этнические и религиозные различия не препятствовали установлению куначеских отношений. Напротив, это в каком-то смысле даже способствовало их возникновению, поскольку, только став кунаком, человек иной веры или иной этнической принадлежности мог с уверенностью рассчитывать на безопасность своего путешествия и успех своей деятельности.

Так, И.Ш. Анисимов пишет: «Каждый горец-еврей имеет в других аулах своих кунаков, еврея или мусульманина, у которых он останавливается; также и каждый мусульманин. Армяне (черкесогаи), издавна жившие в Черкесии, осуществляя свою торговую деятельность, старались иметь кунаков среди адыгов. Грузины Тушети имели кунаков в Дагестане, в селении Хварши. Исследователи  культуры куначества отмечают, что этот обычай  сыграл положительную роль в общении осетин с другими народами – русскими поселенцами на  Кубани и Тереке,  адыгами, грузинами, кабардинцами, ингушами и чеченцами, балкарцами, карачаевцами.
          Нередко куначеские отношения становились наследственными, передавались из поколения в поколение в течение десятилетий. Так, Михаил Лобжанидзе из с. Геби Онского района Грузии,  в конце XIX в. стал кунаком адыгской семьи Шаваевых, поскольку часто бывал в их селе в связи со своими торговыми делами. Трое его сыновей – Георгий, Лука и Серго – также часто бывали у адыгских кунаков, а Лука даже жил у них в течение года, чтобы выучить язык. Когда в 1944 г.  Шаваевы были вынуждены покинуть родные места, они оставили своим кунакам на хранение кое-что из имущества, в том числе бочонок меда. Вернувшись через 13 лет домой, Шаваевы получили все обратно в целости и сохранности.
          Семья, имевшая много кунаков, пользовалась уважением в селе. Эта форма личных связей помогала не только решать проблемы повседневной жизни, но и улаживать межобщинные распри и конфликты.
          Следует отметить, что для народов Кавказа характерно особое отношение к дружбе, особенно дружбе мужской. Престиж верности дружбе, ее ценности отражен в многочисленных пословицах: «Оставшийся без друзей споткнется тысячу раз»; «Сто друзей – мало, один враг – много»; «Если у тебя есть друг, следи, чтобы тропа к его дому не заросла травой»; «У кого хорошие друзья, у того родник любви не иссякнет».  

          Хан-Гирей, замечая, «сколь много производит дружба между горцами Кавказа спасительных связей», в то же время указывал на случаи «коварной измены», и на тех преступников, которые становились в результате этого «предметом народного презрения»: «Честные люди теряют к ним уважение и гнушаются их сообществом..., а в прежние времена подобные изверги новее были изгоняемы из общества людей чтимых». Черкесы, «желая память изменников коварных предать проклятию потомства», говорили: «Бог дружбы да накажет злодея!».

Как отмечают исследователи, « На протяжении всей истории, живя в постоянных контактах с другими народами, знакомясь с их бытом, традициями, культурой и образом их жизни, народ мудро видел, что счастье не на пути вражды и зла к другим народам, а на пути добра и братства».

           Безусловно, куначество способствовало и повышению безопасности межэтнических контактов, так как обычай обязывал кунаков обеспечивать полную безопасность друг друга, как безопасность родных братьев. Об этом, например, Ф. А. Щербина писал так: «Обычай куначества свято соблюдался черкесами. Взять кунака из сакли черкеса можно было, лишь перешагнувши через труп хозяина сакли». Куначеские отношения обычно устанавливались с первых взаимных симпатий между хозяином дома и гостем и оформлялись обменом клятвами, обменом ценными и дорогими подарками и несложными ритуальными формальностями.

           В период кавказских воин куначество было одной из главных составляющих в постоянном поиске компромисса. Многие представители кубанского и терского казачества братались с горцами и становились их кунаками, понимая, что дружба, взаимопонимание, уважение к иноплеменной культуре, дают куда большие результаты, нежели ссоры и распри.

            Наиболее значимые отличия  гостеприимства  от куначества следующие:

·        обычай гостеприимства запрещал хозяину интересоваться личными или иными делами (проблемами) гостя;

·        куначество, наоборот, обязывало кунака активно интересоваться и знать всё, что беспокоит его друга-кунака, чтобы своевременно оказать помощь.

·        обычай гостеприимства обязывал хозяина обеспечивать защиту гостя лишь в пределах собственных владений;

·        кунак отвечал за безопасность друга-кунака, где бы он ни был, более того, обязывал даже мстить за обиду или смерть друга-кунака.

 

3.     Обряды братания.

Куначество или «братание», как и любой обряд имеет свой особенный ритуал. На сегодняшний день известны три вида братания:
1. Заключение дружеского союза  путём торжественной клятвы. Такой обряд проводился обязательно в присутствии друзей или старших по возрасту.
2. Испитее  молока или браги из одной чаши. В чашу с напитком как символ верности, клали золотое кольцо, чтобы дружба никогда « не кончалась и не ржавела».
3. Клятва на крови. Побратимы делали на пальцах порезы и смешивали капельки крови.

После совершения одного из этих ритуалов названные братья обменивались шашками, башлыками, бурками и другими вещами, что также  символизировало побратимство. О совершенном обряде сообщалось семьям и близким родственникам обеих сторон.

          Великие русские писатели А.Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и другие, знавшие быт и нравы горцев, писали о традициях куначества. Л. Толстой дружил со многими горцами и называл их кунаками. Вот как писал он о своем кунаке Садо Мисербиеве: «Много раз он доказывал мне 

свою преданность, подвергая из – за  меня свою жизнь опасности, но это для него ничего не значит, это для него обычай и удовольствие…». Известно, что Садо Мисербиев подарил Л.Толстому шашку в знак верной дружбы и закрепления обряда куначества. Сегодня эта шашка находится в музее писателя в Москве.

 

Предложение проектной деятельности по теме.

          Из исследовательской части проекта видно насколько куначество играло ключевую роль в сохранении мира и дружественных отношений между народами Кавказа во все времена.

          Сегодня на Кавказе всё чаще неспокойно. Происходящее в наши дни на вытеснение русского этноса является болезненным процессом для обеих сторон, так как в свое время культуры местного и пришлого народов оказали влияние друг на друга.

          Большая проблема для народов Кавказа – отсутствие правдивой истории народов региона. Сейчас историей своего народа занимаются все, кому не лень. Занимаются историки – профессионалы  каждого народа, но они не могут быть всегда объективными, каждый из них часто тянет на себя одеяло истории, часто выдавая собственное за общепринятое.  Хочет он или нет, но он искажает историю не всегда в пользу своего народа. Но что это им даст, не понятно. На этой почве возникают стычки, пустые споры и даже конфликты. Поэтому необходимо объективное издание истории каждого народа на фундаменте архивных материалов, археологических раскопок и исторических письменных документов известных авторов. Но кто это может сделать сейчас в век дикой рыночной экономики и коррупции?

А пока историки думают, как решить эту проблему,  молодое поколение нашего края может сделать первый шаг на пути к миру на Кавказе.

Цель проекта: Укрепление дружбы путём возрождения куначества, налаживание добрососедских отношений между разными национальностями, знакомство с обычаями, традициями и культурой народов Кавказа.

 

 

Задачи проекта:

·        Познакомить учащихся своей школы с термином и обычаем куначество;

·        Наладить тесные дружественные отношения с соседними государствами;

·        Поспособствовать развитию добрососедских отношений;

·        Познакомиться с традициями и культурой других народов;

·        Рассмотреть куначество как разрушение межэтнических барьеров.

          Проект должен иметь название, эмблему и кодекс. В ходе реализации

проекта ребята знакомятся с понятием и обычаем куначества, изучат традиции и культуру народа, с которым по обоюдной договорённости будут задействованы в реализации проекта.  Например, это могут быть адыгские школьники и их семьи. Можно начать проект с общения в социальной сети или официального визита в одну из школ Республики Адыгея. Необходимо наладить гостевые визиты в семьи-участники проекта. Это поможет наяву, а не по учебникам узнать об обычаях соседних народов, наладить дружественные отношения и при взаимной симпатии стать кунаками.

          Для решения поставленных задач, можно провести несколько бесед с ребятами 5 – 9 классов, включая классы казачьей направленности. Подробно рассказать о куначестве как о древнем обычае  жителей Кавказа. Показать суть, значимость и пользу этого обряда во все времена. Привести высказывания известных историков в пользу куначества и показать примеры куначества между людьми разных народностей и религиозных принадлежностей.

Предложить начать совместную работу  по реализации проекта:

·        Придумать название проекта;

·        Создать  эмблему проекта;

·        Разработать кодекс кунака;

·        Обратиться за помощью в реализации проекта в Комитет по делам молодёжи г-к Анапа.

В настоящий момент ведётся работа  над названием и эмблемой проекта,  копия проекта находится в Комитете  по делам молодёжи г-к Анапа для ознакомления,  создан примерный кодекс кунака.

Кодекс кунака:

1.     Будь всегда честен и справедлив.

2.     Уважай культуру, традиции и религию других народов.

3.     Уважай и почитай старших.

4.     Храни мир в своей семье.

5.     Помни, что в лице кунака ты приобрёл брата.

6.     Знай, что быть кунаком – это на всю жизнь. Будь достоин чести называться кунаком.

7.     Защищай честь, достоинство и благополучие  не только своего кунака, но  и членов его семьи.

8.     Не забывай, что родственники твоего кунака становятся тебе друзьями.

9.     Уважай семейные традиции своего кунака.

10. Будь гостеприимен, старайся все лучшее предложить кунаку.

11. Будь внимателен к кунаку, проявляй интерес к его заботам и оказывай ему  всяческую поддержку.

12. Спеши на помощь своему кунаку в беде и радости.

13. Будь верен слову, которое дал кунаку.

14. Помни, что ты несешь ответственность за безопасность кунака в твоем доме, городе, населенном пункте.

15. Помни, что  ты являешься представителем своего народа, и от тебя зависит, какое мнение сложится о нём!

 

 

 

Заключение. Исследовав куначество как старинный обычай на Кавказе, и проведя беседы с учащимися школы, я верю, что куначество может стать способом разрушения межэтнических барьеров. Этот обычай, как и в древние века, поможет наладить не только дружественные отношения, и создать искусственное родство между людьми разных культур и религий. А это в свою очередь поможет сохранить мир на Кавказе.

 

Источники:

1. Эдуард Владимирович Бурда, кандидат исторических наук «Аталычество и куначество в быту терского казачества»;

2. Зубов П. «Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель».

3. Данилевский Н. «Кавказ и его горские жители».

4. Лилов А. «Очерки быта кавказских горцев».

5. Труд Любови Соловьёвой, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Отдела Кавказа  Института этнологии и антропологии РАН.

6. A.M. Малкандуев "О влиянии адыгской культуры  на нравственную жизнь народов Кавказа".

7. Екатерина Тесемникова «Этика куначества и межнационального согласия».

8. Статьи Н. Дубровина.

9. Диссертация С.А. Белокуровой.

10. Сайт: адыги. Ру

11. Сайт: Wikipedia.ru  и другие интернет ресурсы.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

"Куначество, как способ разрушения межэтнических барьеров"

"Куначество, как способ разрушения межэтнических барьеров"

Введение Темой данной методической разработки является куначество – старинный кавказский обычай, который с древних времён способствовал налаживанию и повышению безопасности межэтнических контактов

Введение Темой данной методической разработки является куначество – старинный кавказский обычай, который с древних времён способствовал налаживанию и повышению безопасности межэтнических контактов

Основная часть Ход урока: 1

Основная часть Ход урока: 1

История куначества.

История куначества.

И хотя, как было сказано, грабеж в здешней стране — такое обычное явление, что на этом деле, казалось бы, заработать им и не грех, однако…

И хотя, как было сказано, грабеж в здешней стране — такое обычное явление, что на этом деле, казалось бы, заработать им и не грех, однако…

Правила гостеприимства, безусловно, распространялись на людей иной веры и иной национальности

Правила гостеприимства, безусловно, распространялись на людей иной веры и иной национальности

Исследователи справедливо подчеркивают, что одно из основных значений обычаев гостеприимства и куначества – это их важная роль в установлении добрососедских отношений и сохранения мирных отношений…

Исследователи справедливо подчеркивают, что одно из основных значений обычаев гостеприимства и куначества – это их важная роль в установлении добрососедских отношений и сохранения мирных отношений…

Так, И.Ш. Анисимов пишет: «Каждый горец-еврей имеет в других аулах своих кунаков, еврея или мусульманина, у которых он останавливается; также и каждый мусульманин

Так, И.Ш. Анисимов пишет: «Каждый горец-еврей имеет в других аулах своих кунаков, еврея или мусульманина, у которых он останавливается; также и каждый мусульманин

Хан-Гирей, замечая, «сколь много производит дружба между горцами

Хан-Гирей, замечая, «сколь много производит дружба между горцами

Обряды братания. Куначество или «братание», как и любой обряд имеет свой особенный ритуал

Обряды братания. Куначество или «братание», как и любой обряд имеет свой особенный ритуал

Садо Мисербиев подарил Л.Толстому шашку в знак верной дружбы и закрепления обряда куначества

Садо Мисербиев подарил Л.Толстому шашку в знак верной дружбы и закрепления обряда куначества

Задачи проекта: ·

Задачи проекта: ·

Обратиться за помощью в реализации проекта в

Обратиться за помощью в реализации проекта в

Заключение. Исследовав куначество как старинный обычай на

Заключение. Исследовав куначество как старинный обычай на
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2021