МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию города Барнаула
МБОУ "Лицей №122"
Рассмотрена на заседании учебно- методической кафедры начального общего образования (протокол от ______20__г. №__)
Согласована на заседании методического совета (протокол от _____ 20__г. № __)
|
Согласована с Педагогическим советом (протокол от _____20__г. №__)
|
Утверждена приказом директора МБОУ «Лицей №122» от _____20___г. № _____
|
Рабочая программа курса
«Информационная безопасность»
для 4 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Анисимова Надежда Александровна,
учитель начальных классов
Барнаул, 2023
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
2. Основной общеобразовательной программы начального общего образования ФГОС МБОУ «Лицей №122» г. города Барнаула,
3. Учебного плана МБОУ «Лицей №122» г. Барнаула на 2023-2024 учебный год,
4. Годового календарного графика МБОУ «Лицей №122» г. Барнаула на 2023-2024 учебный год,
5. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №122»
6. Курса «Основы кибербезопасности» для общеобразовательных организаций авторов Тонких И.М., Комарова М.М., Ледовского В.И., Михайлова А.В., переработана и модифицирована.
Пояснительная записка
Программа курса «Информационная безопасность» включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы курса, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели
и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его
изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Общая характеристика курса «Информационная безопасность»
Рабочая программа разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей при организации урочной и внеурочной деятельности.
Содержание программы носит практико-ориентированный характер. Организация самостоятельной деятельности обучающихся достигается разнообразием форм, методов и приемов.
Цель программы: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.
Задачи обучения
Образовательные:
1.Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
2.Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
3. Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Развивающие:
1. Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
2. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
3. Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий;
Воспитательные:
1. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
2. Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
3. Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Место изучения курса «Информационная безопасность» в учебном плане
Программа рассчитана для обучающихся 4 класса. Объем - 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса «Информационная безопасность»
Предметные:
1. Сформированы знания о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет;
2. Сформированы умения соблюдать нормы информационной этики;
3. Сформированы умения безопасно работать с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Метапредметные:
1. Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
2. Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
3. Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
Личностные:
1. Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности;
2. Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности;
3. Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Способы определения планируемых результатов - педагогическое наблюдение, тесты, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п. Для отслеживания результативности можно использовать: педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы; мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, ведение зачетных книжек, ведение творческого дневника обучающегося, оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчета и т.д.
Содержание курса
Раздел 1. Информация, компьютер и Интернет.
1. Основные вопросы: Компьютер – как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию для урока. Интернет-средство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как обращаться со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя. Полезные и вредные страницы Интернета. Как отличать полезную и правдивую информацию. Ненужные ссылки, ложные ссылки, реклама. Что такое вредоносные сайты. К чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Возьми с собой электронного помощника. Мобильные устройства. Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете – переписка, форумы, социальные сети. Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе – скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.). Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта.
2. Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать об истории появления компьютера и Интернета. Правила работы с компьютером. Научиться соблюдать правила работы с файлами. Уметь отличать безопасные сайты и ссылки от вредоносных. Знать технические и программные возможности мобильных устройств. Преимущества мобильной связи и их опасность. Понимать пользу и опасности виртуального общения, социальных сетей.
Обучающиеся должны уметь правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра. выполнять основные действия с файлами. Копировать файлы, проверять файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска информации в сети Интернет.
3. Тематика практических работ.
Практическая работа №1. Поиск информации в сети Интернет.
Практическая работа №2. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС, Госуслуги, Википедия, эл. книги, фотоколлаж, Компас, диктофон, Калькулятор и пр.).
Практическая работа №3. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype.
Практическая работа 4. Создание электронной почты.
Раздел 2. Техника безопасности и экология
1. Основные вопросы: Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами. Сколько времени можно проводить за компьютером. Как правильно сидеть за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений, Компьютеру тоже нужна забота, Компьютер и среда обитания (растения, животные, другие члены семьи). Везде ли есть Интернет? Может ли компьютер заменить компас. Как мобильные устройства помогают ориентироваться на местности. Воздействие компьютера на зрение и др. органы. Физическое и психическое здоровье. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу.
2. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать основные правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами
в условиях окружающей среды, основные навыки ухода за ПК, опасности при работе с электрическими приборами.
Обучающиеся должны уметь соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в файловой системе.
3.Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Использование мобильного приложения Компас Практическая работа №2. Создание буклетов по темам:
- «Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях»
- «Правила поведения на улице с мобильными устройствами»
- «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами)
- Практическая работа №3 «Создание презентации «Компьютер и здоровье человека»
Раздел 3. Мир виртуальный и реальный. Интернет-зависимость.
1. Основные вопросы: Что такое Интернет-сообщество. Как не превратить свою жизнь в виртуальную? Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Виртуальная личность – что это такое. Сайты знакомств. Незнакомцы в Интернете. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости.
2. Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать виды общения в Интернете. Правила безопасной работы при интернет - общении.
Обучающиеся должны уметь пользоваться основными видами программ для общения в сети. Чего не следует делать при сетевом общении.
Уметь применять программу Skype для общения, создание контактов.
Отличать вредные игры от полезных.
3.Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Создание сообщества класса в детских социальных сетях. Практическая работа №2. Тест «Есть у меня игровая зависимость».
Раздел 4. Методы безопасной работы в Интернете.
1. Основные вопросы: Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры, движение в Интернете (серфинг). Знаки Интернета, рассказывающие об опасной информации. Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов. Вирусы и антивирусы. Обновление баз. Что такое электронные деньги, как с ними правильно обращаться. Почему родители проверяют, что ты делаешь в Интернете?
2. Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать основные понятия о компьютерных вирусах и контент-фильтрах.
Обучающиеся должны уметь использовать приемы работы с антивирусными программами, запускать программы-антивируса для сканирования компьютера и внешних носителей информации, устанавливать и сканировать антивирусной программой. Детские контент-фильтры.
3.Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Поиск вирусов (выявление признаков заражения вирусом).
Раздел 5. Потребительские опасности в Интернете
1.Основные вопросы:
Интернет и экономика – польза и опасность. Кто и как может навредить в Интернете. Электронная торговля – ее опасности. Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение. Сколько стоят ошибки в интернете.
2. Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать принципы работы интернет - магазинов, понятие «электронные деньги». Обучающиеся должны уметь дозировано использовать личную информацию в сети интернет. Уметь различать (распознавать) мошеннические действия.
3.Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Квест «Покупка в интернет-магазине».
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
Всего
|
Контрольные работы |
Практические работы |
|||
1 |
Информация, компьютер и Интернет. |
10 |
|
4 |
http://1-4-old.prosv.ru/ |
2 |
Техника безопасности и экология. |
8 |
|
3 |
https://resh.edu.ru/ |
3 |
Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость. |
7 |
|
2 |
https://dzen.ru/video?from=ether_welcome |
4 |
Методы безопасной работы в Интернете. |
6 |
|
1 |
https://uchi.ru/teachers/lk/main |
5 |
Потребительские опасности в Интернете. |
3 |
|
1 |
https://pedsovet.org/ |
|
Итого |
34 |
|
11 |
|
Поурочное планирование
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
Всего
|
Контрольные работы |
Практические работы |
||||
1 |
Что такое компьютер? Устройство компьютера. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
2 |
Глобальная информационная система сети «Интернет». Выход в Интернет. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
3 |
Практическая работа. Поиск информации в сети Интернет. |
1 |
|
1 |
|
Устный опрос |
4 |
Мобильные устройства. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
5 |
Практическая работа. Работа с мобильными устройствами. |
1 |
|
1 |
|
Устный опрос |
6 |
Совместные игры в сети Интернет. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
7 |
Практическая работа. Обмен данными при совместной работе- скайп. |
1 |
|
1 |
|
Устный опрос |
8 |
Сохранение информации. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
9 |
Что такое электронная почта. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
10 |
Практическая работа Создание электронной почты. |
1 |
|
1 |
|
Устный опрос |
11 |
Гигиена работы с компьютером. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
12 |
Правила работы на компьютере и техника безопасности. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
13 |
Польза и вред компьютерных игр. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
14 |
Вред компьютера здоровью человека. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
15 |
Улица и мобильные устройства. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
16 |
Практическая работа Использование мобильного приложения «Компас» |
1 |
|
1 |
|
Устный опрос |
17 |
Практическая работа. Создание буклетов по темам: «Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях» «Правила поведения на улице с мобильными устройствами» «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами) |
1 |
|
1 |
|
Устный опрос |
18 |
Практическая работа. «Создание презентации «Компьютер и здоровье человека» |
1 |
|
1 |
|
Устный опрос |
19 |
Что такое интернет сообщества. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
20 |
Социальные сети. Этика общения. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
21 |
Что такое интернет-зависимость? |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
22 |
Развлечения в сети Интернет. Игры. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
23 |
Признаки игровой зависимости. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
24 |
Практическая работа. Создание сообщества класса в детских социальных сетях. |
1 |
|
1 |
|
Устный опрос |
25 |
Практическая работа. Тест «Есть у меня игровая зависимость». |
1 |
|
1 |
|
Устный опрос |
26 |
Правила поиска информации. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
27 |
Фильтры. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
28 |
Вирусы и антивирусы. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
29 |
Практическая работа. Поиск вирусов (выявление признаков заражения вирусом). |
1 |
|
1 |
|
Устный опрос |
30 |
Электронные деньги. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
31 |
Родительский контроль. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
32 |
Польза и опасность интернета. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
33 |
Правила правильного скачивания информации. |
1 |
|
|
|
Устный опрос |
34 |
Практическая работа. Квест «Покупка в интернет-магазине». |
1 |
|
1 |
|
Устный опрос |
|
Итого |
34 |
|
11 |
|
|
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Методические материалы для учителя.
1. Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение: Издательство: ДМК-Пресс, 2012, 474 с.
2. Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение 2-е издание: Издательство: ДМК-Пресс, 2017, 434 с
3. Колесниченко Денис. Анонимность и безопасность в интернете. От чайника к пользователю. Самоучитель Издательство: БХВ-Петербург, 2012, 240с.
4. Мазаник Сергей. Безопасность компьютера. Защита от сбоев, вирусов и неисправностей: издательство: ЭКСМО, 2014, 256 с.
5. Мэйволд Э. Безопасность сетей (2-е изд.) Книги» Сетевые Технологии. Название: Безопасность сетей: Издательство: М.: НОУ "Интуит", 2016,571 с.
6. Платонов В.В. Программно-аппаратные средства защиты информации: учебник для студ. учрежд.высш. проф. образования / В. В. Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, 336 с.
7. Проскурин В.Г Защита в операционных системах: Издательство: Горячая линия-Телеком, 2014, 192 с.
8. Савченко Е. Кто, как и зачем следит за вами через интернет: Москва -Третий Рим, 2012, 100 с.
9. Яковлев В.А. Шпионские и антишпионские штучки: Техническая литература Издательство: Наука и Техника, 2015, 320 с.
10. Доценко С.М., Шпак В.Ф. Комплексная информационная безопасность объекта. От теории к практике, Издательство: ООО «Издательство Полигон», 2000, 215 с.
11. Клепа и железный друг//Клепа. - 2014. - № 8. - С. 1-33.Электронная версия журнала: http://klepa.ru
12. Методическое пособие для работников системы общего образования Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», 2015 - 156с.
13. Сорокина Е.В., Третьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. [Текст] Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОНПРЕСС, 2010. - 176 с.: ил
14. Цирлов В.Л. Основы информационной безопасности автоматизированных систем. Краткий курс. – Феникс, 2008.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет.
http://www.kaspersky.ru
http://www.onlandia.org.ua/rus/
http://www.interneshka.net
http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/__12697.pd
http://www.saferinternet.ru
http://content-filtering.ru
http://www.rgdb.ru
http://www.fid.su/
http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu.html
http://www.interneshka.net/children/index.phtml
http://www.rgdb.ru/innocuous-internet
http://habrahabr.ru/company/mailru/blog/252091/
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Оборудование для лабораторных, практических работ, демонстраций
Интерактивная доска. Мультимедийный проектор.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.