Курс " Информационная безопасность"
Оценка 4.6

Курс " Информационная безопасность"

Оценка 4.6
Документация
docx
20.06.2023
Курс " Информационная безопасность"
информационная+безопасность.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Комитет по образованию города Барнаула

МБОУ "Лицей №122"

 

 

Рассмотрена                               

на заседании учебно-

методической кафедры

начального общего образования

(протокол от ______20__г. №__)

 

Согласована

 на заседании методического совета

(протокол от _____ 20__г. № __)

 

 

Согласована

с Педагогическим советом  (протокол от _____20__г. №__)

 

Утверждена

приказом директора

 МБОУ «Лицей №122»

от _____20___г. № _____

 

 

Рабочая программа курса     

   «Информационная безопасность»

 

 

 

для 4 класса начального общего образования 

на 2023-2024 учебный год

 

 

 

Составитель:

Анисимова Надежда Александровна,

  учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2023

 

 

Данная рабочая программа разработана на основе: 

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

2. Основной общеобразовательной программы начального общего образования ФГОС МБОУ «Лицей №122» г. города Барнаула,

 3. Учебного плана МБОУ «Лицей №122» г. Барнаула на 2023-2024 учебный год,

4. Годового календарного графика МБОУ «Лицей №122» г. Барнаула на 2023-2024 учебный год,

5. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №122»

6. Курса «Основы кибербезопасности» для общеобразовательных организаций авторов Тонких И.М., Комарова М.М., Ледовского В.И., Михайлова А.В., переработана и модифицирована.

Пояснительная записка

Программа курса «Информационная безопасность» включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы курса, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.

Общая характеристика курса «Информационная безопасность»

         Рабочая программа разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей при организации урочной и внеурочной деятельности.

Содержание программы носит практико-ориентированный характер. Организация самостоятельной деятельности обучающихся достигается разнообразием форм, методов и приемов.

Цель программы: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.

Задачи обучения

Образовательные:

1.Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;

 

2.Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;

3.                 Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.

Развивающие:

1.                 Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;

2.                 Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;

3.                 Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий;

Воспитательные:

1.                 Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;

2.                 Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.

3.                 Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.

 

Место изучения курса «Информационная безопасность» в учебном плане

Программа рассчитана для обучающихся 4 класса. Объем -  34 учебных часа, 1 час в неделю.

 

Планируемые результаты освоения курса «Информационная безопасность»

Предметные:

1. Сформированы знания о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет;

2.      Сформированы умения соблюдать нормы информационной этики;

3.     Сформированы умения безопасно работать с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.

Метапредметные:

1.     Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;

2.     Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;

3.     Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.

Личностные:

1.     Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности;

2.     Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности;

3.     Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.

              Способы определения планируемых результатов - педагогическое наблюдение, тесты, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п. Для отслеживания результативности можно использовать: педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы; мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, ведение зачетных книжек, ведение творческого дневника обучающегося, оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчета и т.д.

             

Содержание курса

Раздел 1. Информация, компьютер и Интернет.

1.  Основные вопросы: Компьютер – как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию для урока. Интернет-средство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как обращаться со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя. Полезные и вредные страницы Интернета. Как отличать полезную и правдивую информацию. Ненужные ссылки, ложные ссылки, реклама. Что такое вредоносные сайты. К чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Возьми с собой электронного помощника. Мобильные устройства. Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете – переписка, форумы, социальные сети. Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе – скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.). Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта.

2.     Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать об истории появления компьютера и Интернета. Правила работы с компьютером. Научиться соблюдать правила работы с файлами. Уметь отличать безопасные сайты и ссылки от вредоносных. Знать технические и программные возможности мобильных устройств. Преимущества мобильной связи и их опасность. Понимать пользу и опасности виртуального общения, социальных сетей.

Обучающиеся должны уметь правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра. выполнять основные действия с файлами. Копировать файлы, проверять файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска информации в сети Интернет.

            3. Тематика практических работ.

Практическая работа №1. Поиск информации в сети Интернет.

Практическая работа №2. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС, Госуслуги, Википедия, эл. книги, фотоколлаж, Компас, диктофон, Калькулятор и пр.).

Практическая работа №3. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype.

Практическая работа 4. Создание электронной почты.

Раздел 2. Техника безопасности и экология

1.   Основные вопросы: Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами. Сколько времени можно проводить за компьютером. Как правильно сидеть за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений, Компьютеру тоже нужна забота, Компьютер и среда обитания (растения, животные, другие члены семьи). Везде ли есть Интернет? Может ли компьютер заменить компас. Как мобильные устройства помогают ориентироваться на местности. Воздействие компьютера на зрение и др. органы. Физическое и психическое здоровье. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу.

2.            Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать основные правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами

в   условиях окружающей среды, основные навыки ухода за ПК, опасности при работе с электрическими приборами.

Обучающиеся должны уметь соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в файловой системе.

3.Тематика практических работ:

Практическая работа №1. Использование мобильного приложения Компас Практическая работа №2. Создание буклетов по темам:

- «Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях»

-   «Правила поведения на улице с мобильными устройствами»

-     «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами)

-     Практическая работа №3 «Создание презентации «Компьютер и здоровье человека»

 

Раздел 3. Мир виртуальный и реальный. Интернет-зависимость.

1.   Основные вопросы: Что такое Интернет-сообщество. Как не превратить свою жизнь в виртуальную? Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Виртуальная личность – что это такое. Сайты знакомств. Незнакомцы в Интернете. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости.

2.     Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать виды общения в Интернете. Правила безопасной работы при интернет - общении.

Обучающиеся должны уметь пользоваться основными видами программ для общения в сети. Чего не следует делать при сетевом общении.

Уметь   применять  программу  Skype  для   общения, создание    контактов.

Отличать вредные игры от полезных.

          3.Тематика практических работ:

Практическая работа №1. Создание сообщества класса в детских социальных сетях.  Практическая работа №2. Тест «Есть у меня игровая зависимость».

 

Раздел 4. Методы безопасной работы в Интернете.

1.            Основные вопросы: Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры, движение в Интернете (серфинг). Знаки Интернета, рассказывающие об опасной информации. Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов. Вирусы и антивирусы. Обновление баз. Что такое электронные деньги, как с ними правильно обращаться. Почему родители проверяют, что ты делаешь в Интернете?

 

2.     Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать основные понятия о компьютерных вирусах и контент-фильтрах.

Обучающиеся должны уметь использовать приемы работы с антивирусными программами, запускать программы-антивируса для сканирования компьютера и внешних носителей информации, устанавливать и сканировать антивирусной программой. Детские контент-фильтры.

          3.Тематика практических работ:

Практическая работа №1. Поиск вирусов (выявление признаков заражения вирусом).

 

Раздел 5. Потребительские опасности в Интернете

1.Основные вопросы:

Интернет и экономика – польза и опасность. Кто и как может навредить в Интернете. Электронная торговля – ее опасности. Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение. Сколько стоят ошибки в интернете.

2.     Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать принципы работы интернет - магазинов, понятие «электронные деньги». Обучающиеся должны уметь дозировано использовать личную информацию в сети интернет. Уметь различать (распознавать) мошеннические действия.

         3.Тематика практических работ:

Практическая                работа     №1. Квест «Покупка в интернет-магазине».

 

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество    часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

 

Контрольные работы

Практические работы

1

Информация, компьютер и Интернет.

10

 

4

http://1-4-old.prosv.ru/

2

Техника безопасности и экология.

8

 

3

https://resh.edu.ru/

3

Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость.

7

 

2

https://dzen.ru/video?from=ether_welcome

4

Методы безопасной работы в Интернете.

6

 

1

https://uchi.ru/teachers/lk/main

5

Потребительские опасности в Интернете.

3

 

1

https://pedsovet.org/

 

Итого

34

 

11

 

 

Поурочное планирование

 

Тема урока

Количество    часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

Всего

 

Контрольные работы

Практические работы

1

Что такое компьютер? Устройство компьютера.

1

 

 

 

Устный опрос

2

Глобальная информационная система сети «Интернет». Выход в Интернет.

1

 

 

 

Устный опрос

3

Практическая работа. Поиск информации в сети Интернет.

1

 

1

 

Устный опрос

4

Мобильные устройства.

1

 

 

 

Устный опрос

5

Практическая работа. Работа с мобильными устройствами.

1

 

1

 

Устный опрос

6

Совместные игры в сети Интернет.

1

 

 

 

Устный опрос

7

Практическая работа. Обмен данными при совместной работе- скайп.

1

 

1

 

Устный опрос

8

Сохранение информации.

1

 

 

 

Устный опрос

9

Что такое электронная почта.

1

 

 

 

Устный опрос

10

Практическая работа Создание электронной почты.

1

 

1

 

Устный опрос

11

Гигиена работы с компьютером.

1

 

 

 

Устный опрос

12

Правила работы на компьютере и техника безопасности.

1

 

 

 

Устный опрос

13

Польза и вред компьютерных игр.

1

 

 

 

Устный опрос

14

Вред компьютера здоровью человека.

1

 

 

 

Устный опрос

15

Улица и мобильные устройства.

1

 

 

 

Устный опрос

16

Практическая работа Использование мобильного приложения «Компас»

1

 

1

 

Устный опрос

17

Практическая работа. Создание буклетов по темам:

«Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях»

«Правила поведения на улице с мобильными устройствами»

«Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами)

1

 

1

 

Устный опрос

18

Практическая работа. «Создание презентации «Компьютер и здоровье человека»

1

 

1

 

Устный опрос

19

Что такое интернет сообщества.

1

 

 

 

Устный опрос

20

Социальные сети. Этика общения.

1

 

 

 

Устный опрос

21

Что такое интернет-зависимость?

1

 

 

 

Устный опрос

22

Развлечения в сети Интернет. Игры.

1

 

 

 

Устный опрос

23

Признаки игровой зависимости.

1

 

 

 

Устный опрос

24

Практическая работа. Создание сообщества класса в детских социальных сетях.

1

 

1

 

Устный опрос

25

Практическая работа. Тест «Есть у меня игровая зависимость».

1

 

1

 

Устный опрос

26

Правила поиска информации.

1

 

 

 

Устный опрос

27

Фильтры.

1

 

 

 

Устный опрос

28

Вирусы и антивирусы.

1

 

 

 

Устный опрос

29

Практическая работа. Поиск вирусов (выявление признаков заражения вирусом).

1

 

1

 

Устный опрос

30

Электронные деньги.

1

 

 

 

Устный опрос

31

Родительский контроль.

1

 

 

 

Устный опрос

32

Польза и опасность интернета.

1

 

 

 

Устный опрос

33

Правила правильного скачивания информации.

1

 

 

 

Устный опрос

34

Практическая работа. Квест «Покупка в интернет-магазине».

1

 

1

 

Устный опрос

 

Итого

34

 

11

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Методические материалы для учителя.

1.     Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение: Издательство: ДМК-Пресс, 2012, 474 с.

2.     Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение   2-е издание: Издательство: ДМК-Пресс, 2017, 434 с

3.     Колесниченко Денис. Анонимность и безопасность в интернете. От чайника к пользователю. Самоучитель Издательство: БХВ-Петербург, 2012, 240с.

4.     Мазаник Сергей. Безопасность компьютера. Защита от сбоев, вирусов и неисправностей: издательство: ЭКСМО, 2014, 256 с.

5.     Мэйволд Э. Безопасность сетей (2-е изд.) Книги» Сетевые Технологии. Название: Безопасность сетей: Издательство: М.: НОУ "Интуит", 2016,571 с.

6.     Платонов В.В. Программно-аппаратные средства защиты информации: учебник для студ. учрежд.высш. проф. образования / В. В. Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, 336 с.

7.     Проскурин В.Г Защита в операционных системах: Издательство: Горячая линия-Телеком, 2014, 192 с.

8.     Савченко Е.  Кто, как и зачем следит за вами через интернет: Москва -Третий Рим, 2012, 100 с.

9.     Яковлев В.А.       Шпионские и антишпионские штучки: Техническая литература Издательство: Наука и Техника, 2015, 320 с.

10.  Доценко С.М., Шпак В.Ф. Комплексная информационная безопасность объекта. От теории к практике, Издательство: ООО «Издательство Полигон», 2000, 215 с.

11.  Клепа и железный друг//Клепа. - 2014. - № 8. - С. 1-33.Электронная версия журнала: http://klepa.ru

12.  Методическое пособие для работников системы общего образования Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», 2015 - 156с.

13.  Сорокина Е.В., Третьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. [Текст] Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОНПРЕСС, 2010. - 176 с.: ил

14.  Цирлов В.Л. Основы информационной безопасности автоматизированных систем. Краткий курс. – Феникс, 2008.

 

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет.

 

http://www.kaspersky.ru

http://www.onlandia.org.ua/rus/

http://www.interneshka.net

http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/__12697.pd

http://www.saferinternet.ru

http://content-filtering.ru

http://www.rgdb.ru

http://www.fid.su/

http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu.html

http://www.interneshka.net/children/index.phtml

http://www.rgdb.ru/innocuous-internet

http://habrahabr.ru/company/mailru/blog/252091/

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Оборудование для лабораторных, практических работ, демонстраций

Интерактивная доска. Мультимедийный проектор.



 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Данная рабочая программа разработана на основе: 1

Данная рабочая программа разработана на основе: 1

Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий; 2

Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий; 2

Содержание курса Раздел 1.

Содержание курса Раздел 1.

Основные вопросы: Гигиена при работе с компьютером

Основные вопросы: Гигиена при работе с компьютером

Раздел 4. Методы безопасной работы в

Раздел 4. Методы безопасной работы в

Интернет зависимость. 7 2 https://dzen

Интернет зависимость. 7 2 https://dzen

Правила работы на компьютере и техника безопасности

Правила работы на компьютере и техника безопасности

Практическая работа. Создание сообщества класса в детских социальных сетях

Практическая работа. Создание сообщества класса в детских социальных сетях

В. В. Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, 336 с

В. В. Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, 336 с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2023