МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГРУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №14»
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Разработал:
ученики 5 Г класса МБОУ СОШ №14
Васьковский Константин, Давыденко Егор,
Кузьминич Роман, Ширшин Иван
Руководитель проекта:
Черемисина Наталья Степановна
Иркутск
2022
Культура общения современного школьника
Введение
Работа посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного школьника.
Школьники – это возрастная группа, которая представляет наибольший интерес.
Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Всё это актуализирует проблему изучения речевого поведения современных школьников.
Цель работы – повысить уровень вежливости учащихся 5 «Г» класса МБОУ СОШ №14 с помощью продукта: «Брошюра вежливого человека»
Задачи исследования:
1. Узнать, что значит выражение «Литературно-языковая норма», и что подразумевают под этим понятием учёные.
2. Определить, какое место занимает ограниченная в употреблении лексика – жаргонизмы, сленг в речи учащихся.
3. Провести анкетирование среди учащихся с целью выяснения употребления и восприятия сленговых выражений школьниками.
4. Выполнить компьютерную презентацию.
Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных учащимися 5 «Г» класса МБОУ СОШ №14.
Предметом исследования стали особенности современных слов и речевого поведения обучающихся, проявляющиеся в процессе общения.
Гипотеза – предположим, что в речи современного школьника преобладает жаргонная (сленговая) лексика, что является показателем низкой речевой культуры учащегося.
Глава1
1.1. Толкование слова речь
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Также, речь- это существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
1.2. Что значит выражение «Литературно-языковая норма», и что подразумевают под этим понятием учёные.
Литературно-языковая норма- исторически обусловленная совокупность
общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые
обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является
одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и
историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не
исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости,
поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с
другой — удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества.
Современные ученые под нормой понимают следующее:
Нормы - это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование нормам обязательно для всех образованный людей (В. Ф. Греков)
Под литературно - языковой нормой обычно понимают
совокупность наиболее устойчивых, освящённых традицией языковых средств и
правил их употребления, принятых в данном обществе, в данную эпоху.
(Г. Я. Солганик)[1]
Норма - центральное понятие о правильности речи и о её культуре.
Норма литературного языка - это социально одобряемое правило, объективированное
реальной речевой практикой, правило, отражающее закономерности языковой системы
и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных,
образованной части общества.
(В. Горбачевич)[2]
Свой взгляд на понятие нормы имели известные ученые-лингвисты. Так, например Пешковский Александр Матвеевич считал, что, норма есть идеал, раз и навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные.[3]
1.3. Свойства речи.
1. Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.
2. Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
3. Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
4. Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждение и поведение.
Глава 2
2.1. Почему вредно употреблять нецензурную лексику, жаргонизмы, вульгаризмы и просторечия.
Нецензурная лексика, жаргонизмы и так далее очень опасны для
детей любого возраста. В первую очередь они являются проводником насилия в
жизнь ребенка. Сквернословие и жаргонизмы чаще всего становится спутником драк
и любых видов агрессии. Поэтому дети очень быстро пропитываются этой энергетикой
и начинают активно транслировать ее в окружающий мир, удивляя своим поведением
порой довольно благополучных родителей.
Во-вторых, от нецензурных слов практически мгновенно вырабатывается
зависимость. Психологи довольно часто проводят параллель между ней и
алкогольной либо никотиновой зависимостью. Ребенок, употребляющий с самого
раннего возраста ненормативную лексику, жаргонизмы, вульгаризмы и просторечия,
с большим трудом сможет избавиться от этой привычки. Процесс потребует от него
невероятных усилий.
2.2. Факторы, которые влияют на формирование речевой культуры сверстников.
1) Телевидение (телепередачи, сериалы и так далее).
Мир вокруг человека – это то, что он видит, слышит и ощущает.
Телевидение - это один из главных источников СМИ. Большинство телепередач и
сериалов учат нас чему – то интересному и полезному, но есть и не очень хорошие
телепередачи и сериалы, которые сильно влияют на речевую культуру.
Решение: Можно заменить плохую телепередачу или сериал на более познавательную
телепрограмму.
2) Музыкальная культура.
Музыка играет очень большую роль в жизни подростков. Ведь
чаще всего они находят в словах песни себя и тем самым пытаются справиться с
проблемами. Также, собственный музыкальный вкус- это так называемая индивидуальность,
к которой стремится почти каждый подросток. Плохие слова, даже всецело
подчинённые музыке, проникая в подсознание, удерживаются там на очень долгий
срок. Искажения вторгаются в языковую картину мира человека, внося в неё
деформации, которые зачастую управляют речевым поведением человека.
Решение: Современные исполнители совсем забывают о богатстве родного языка. И
сочиняют не очень хорошую музыку. Но люди, понимающие, что так нельзя,
просто ищут себе хорошую музыку, чаще всего зарубежных исполнителей.
3) Социальные сети.
На сегодняшний день важную роль в жизни человека занимают
социальные сети. Ни один подросток не может продержаться и дня чтобы не
проверить свой твитер или фейсбук. Социальные сети занимают у молодёжи
значительную часть их свободного времени. Современные технологии позволяют
подросткам общаться с друзьями, которые находятся за тысячу километров от них
самих. В интернете можно найти нового друга, но в некоторых случаях такой друг
может повлиять на тебя отрицательно, а именно может очень негативно влиять на
формирование твоей речевой культуры.
Решение: Вы можете уговорить своего интернет-друга попытаться избавиться от
нецензурной лексики, жаргонизмов и так далее, ведь вместе это сделать намного
проще. Но если ваш друг не согласен, то возможно нужно сократить общение с
таким человеком.
4) Среда и окружающие люди.
К 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: в школе, на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице. Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.
Решение: Прежде всего стоит предложить своим друзьям попробовать исключить из речи жаргонизмы, ненормативную лексику, вульгаризмы и просторечия, если они не хотят этого делать, то можно попросить не потреблять такие слова в вашем присутствии, но если и здесь они не хотят пойти вам на уступки, то стоит сократить с ними общения до минимума.
2.3. Рекомендации по формированию культурной речи школьников.
1) Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.
2) Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.
3) Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.
4) Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.
5) Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.
6) Необходимо уметь менять свою речь и подстраиваться под собеседника в зависимости от ситуации.
7) Не забывайте следить за реакцией собеседника. Так, если разговор вызвал отторжение у собеседника, то подумайте, с чем это связано. Обратите внимание, может ему не понравился ваш говор, тон или вы неправильно построили фразу. Анализируйте свою речь.
Анкета.
1. Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?
А) Да.
Б) Нет.
2. А в разговоре со взрослыми?
А) Да.
Б) Нет.
3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?
А) Самоутвердиться.
Б) Выглядеть лучше в глазах сверстников.
В) Придать своей речи живость, юмор.
4. Используете ли вы нецензурные слова в повседневной жизни?
А) Да.
Б) Нет.
5. Поправляют ли учителя Вашу речь?
А) Да.
Б) Часто.
В) Иногда.
Г) Нет.
6. Как относятся родители к вашей речи?
А) Им не важно, как я говорю.
Б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.
В) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.
7. Чья речь для Вас является эталоном?
А) Моих друзей.
Б) Моих родителей.
В) Моих учителей.
8. Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?
А) Нормально.
Б) Мне все равно.
В) Плохо.
9. Слышите ли вы скверные слова в своей семье?
А) Да.
Б) Нет.
В) Редко.
10. Употребляете ли вы в своей речи при общении с друзьями такие слова: “кринж”, “трэш”, “скам”, “токсик”?
А) Да.
Б) Нет.
В) Иногда.
Анкетирование одноклассников.
Наше исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся 5-го класса средней школы. Опрошено было 25 учеников. Нам необходимо было выяснить, что современные школьники употребляют в своей речи и реакция на их речь взрослых. Для этого мы провели анкетирование.
Результаты представлены в таблице:
Таблица
№ вопроса |
Количество учащихся в классе/Варианты ответов |
||||
|
А |
Б |
В |
Г |
|
1 |
21 |
4 |
|
|
|
2 |
8 |
17 |
|
|
|
3 |
4 |
6 |
15 |
|
|
4 |
13 |
12 |
|
|
|
5 |
3 |
8 |
14 |
|
|
6 |
2 |
4 |
19 |
|
|
7 |
6 |
12 |
7 |
|
|
8 |
5 |
16 |
4 |
|
|
9 |
4 |
6 |
15 |
|
|
10 |
9 |
4 |
12 |
|
|
Заключение
Целью данного исследования было изучение жаргонизации речи современных школьников. В результате анализа результатов проведенного нами анкетирования учащихся, мы сделали следующие выводы:
1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, а иногда придают их речи живость, помогают поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.
2. При изучении уровня жаргонизации речи также выявлено, что и учителя и родители делают замечания по поводу речи учащихся, но в тоже время учащиеся отметили, что эталоном речи для них все-таки являются родители и учителя.
3. Сегодня засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.
Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков, и для повышения уровня вежливости учащихся 5 «Г» класса МБОУ СОШ №14 нами была сделана “Брошюра вежливого человека”.
Скачано с www.znanio.ru
[1]
[2]
[3]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.