Пояснительная записка.
Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует поставленным целям. Сочетание теоретического материала с практическими работами обеспечивает учащимся успешное усвоение знаний, создает условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений. Цель курса: формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, выделить ряд основных вопросов, касающихся основ медицинских знаний и здорового образа жизни, сформировать умение следить за своим здоровьем. Задачи курса: · расширить и углубить знания учащихся по валеологии; · использовать знания в ситуациях поиска идеала нравственного и физического здоровья человека; · показать пагубное влияние на здоровье вредных привычек; · расширение и систематизация знаний о необходимости вести здоровый образ жизни; · учащиеся должны уметь излагать основное содержание курса, находить ответы на вопросы, самостоятельно изучать отдельные вопросы. Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» рассчитан на 34 часа. В программе курса рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. По мнению ученных, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека. При изучении данного курса основная опора делается на ранее изученные вопросы анатомии и физиологии человека. В содержании программы отражены те научно-практические задания, которые тесно связаны с актуальными проблемами медицины и экологии. Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися, участие в конференциях, ролевых играх, а также тестирование. Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и биологии, а также яркие и убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья, выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.
Содержание программы. 1. Введение. Общее понятие о здоровье как состоянии организма, которое развивается в процессе реализации генетического материала в условиях конкретной социальной и экологической среды. Критерии здоровья. Общественное, индивидуальное здоровье. Духовное и физическое здоровье в гармоничном единстве. 2. Здоровый образ жизни. Образ жизни - фактор здоровья. Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие физическое развитие человека. Физические упражнения и здоровье. Личная гигиена. Эмоциональная и психическая напряженности – факторы, влияющие на здоровье. Психогигиена. Старение. Старость. Продление жизни. Геронтология. Долгожители. Питание и здоровье. Влияние питания на здоровье. Рациональное питание - один из компонентов долголетия. Необходимость рационального питания для здоровья. Пищевой рацион человека, режим питания. Болезни, обусловленные неправильным питанием (гастрит, ожирение, гипертония, злокачественные опухоли и т. д.) Искусственная пища. Витамины. Лечебное голодание: за и против. Раздельное питание. Экологическая безопасность продуктов питания. Практическая работа «Составление ежедневного рациона питания». Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления. Аутотренинг, релаксация. Практические занятия «Помоги себе сам», «Релаксационные упражнения». 3. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания. Понятие о ране, классификация ран и их осложнения. Виды кровотечений и их характеристика. Первая медицинская помощь при ранениях. Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при кровотечениях, при синдроме длительного сдавливания и закрытых повреждениях. Понятие о переломах и травматическом шоке. Первая медицинская помощь при переломах, при ожогах, при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания, при обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями и насекомыми.
4. Инфекционные болезни, их профилактика и меры борьбы с ними. Понятие об инфекционных болезнях. Профилактика инфекционных болезней. Значение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями. Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными. Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными. 5. Уход за пораженными и больными, выполнение процедур в лечебных учреждениях. Обязанности персонала по уходу за больными в процессе их лечения. Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении. Выполнение процедур в лечебных учреждениях. Применение лекарственных средств при лечении больных. Транспортировка больных. Тематический план.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать:
Уметь:
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:
Информационное обеспечение курса.
Список литературы. 1.Н.Д.Андреева «Основы рационального питания. Нормы
питания.» Биология в школе, №7,2004г. 10.А.Н.Сизанов «Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет», Минск , «Полымя», 2000 год 11.В.В.Гаевая «За здоровый образ жизни», Волгоград, «Учитель», 2009 год 12. М.В.Высоцкая «Экология – элективные курсы», Волгоград, «Учитель», 2009 год 13.Н.Н.Шапцева «Наш выбор – здоровье», Волгоград, «Учитель», 2009 год 14.М.И.Гоголев, Б.А. Гайко «Основы медицинских знаний учащихся», Москва, «Просвещение», 1991 год.
Видео и аудио продукция.
1.Загадки человеческого тела – сборник компакт дисков, 3 части; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006 год. 2.Аудио продукция: «Исцеляющая сила музыки», «Музыка для релаксации», «Йога»; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2008 год.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.