Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Средняя образовательная школа № 13»
Программа внеурочной деятельности
«Мир профессий»
НОО
Пояснительная записка
Рабочая программа курса « Мир профессий» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, с учётом Примерной программы внеурочной деятельности начального общего образования МБОУ СОШ №13. Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Проблема профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитательном процессе актуальна для образования в целом. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт работы по профориентации старших школьников.
Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с воспитанниками младших классов.
В начальной школе, когда учебно - познавательная деятельность становится ведущей, важно дать представление детям о различных профессиях. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений ребенка о мире труда и профессий.
Курс внеурочной деятельности «Мир профессий" уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка знакомит младших школьников с профессиями и обеспечивает пропедевтику профориентационной подготовки младших школьников. Таким образом, предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.
Реализация программы осуществляется через систему внеурочной и внеклассной деятельности.
Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, ОБЖ, изобразительного искусства, художественного труда. Программа рассчитана на 3 года (1 -3 классы).
Цель: создать условия для расширения знаний учащихся о мире профессий, формирование интереса к познанию мира и успешной социализации младших школьников.
Задачи:
Ø познакомить с миром профессий, особенностями разных профессий;
Ø способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
Ø способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
Ø способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимания, справедливости и т.д.;
Ø способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
На реализацию данной программы «Мир профессий» в 1-м классе отводится 16 часов, во 2-3 классах – по 17 часов в год. Общий объём составляет 50 часов.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Многие уроки урочной деятельности, такие как математика, русский язык, окружающий мир наполнены профориентационным содержанием. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную.
Занятия проводятся в активной форме. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Продуктом занятий может быть: рисунок, аппликация, сообщение, модель, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ по ИЗО и технологии.
Формы работы:
1. Беседы о профессиях.
2. Сообщения, презентации.
3. Конкурсы рисунков и стихов.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Письменные работы: мини-сочинения.
8. Диагностика учащихся.
9. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
Формируемые универсальные учебные действия
Личностные результаты:
Ø овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
Ø формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
Ø формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ø предвосхищать результат;
Ø ставить и формулировать проблему;
Ø ставить вопросы и искать пути решения;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ø обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
Ø предлагать помощь и сотрудничество;
Ø договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Ø формулировать собственное мнение и позицию;
Ø координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ø осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Ø узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
Ø фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, строить и читать схемы и таблицы, работать с опорой на прочитанный текст;
В результате изучения курса «Мир профессий» младший школьник узнает:
у ученика будут сформированы:
Ø отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
Ø осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
Ø выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
у ученика могут быть сформированы:
Ø стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия,
Ø преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
Ø стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
ученик научится:
Ø организовывать свою деятельность, готовить рабочее место;
Ø принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
Ø планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными;
Ø действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
Ø контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
Ø оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
ученик получит возможность научиться:
Ø оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
Ø ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
Ø проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
Ø адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия:
ученик научится:
Ø осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи;
Ø осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, делать отбор содержания;
Ø наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
ученик получит возможность научиться:
Ø сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
Ø обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
Ø дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
Ø осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ученик научится:
Ø осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Ø аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
Ø вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
Ø допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
ученик получит возможность научиться:
Ø оперировать в речи предметным языком – правильно использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
Ø планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
Ø проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
Ø уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
Ø участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Основные направления программы:
Модуль I - «Игра в профессии» - 1 класс.
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
Модуль II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс.
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
Модуль III - «Все работы хороши» - 3 класс.
Цель: формирование мотивации, интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду
Содержание модуля I
Все работы хороши (1ч). Занятие с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит из разрезанной на части картинок). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея). Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбака), без дела жить-…(только небо коптить). Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).
Кому что нужно(1 ч). Дидактическая игра.
Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник, повар-кастрюля и т.д.
Оденем куклу на работу, в театр, в спортзал... (1ч). Дидактическая игра. Практическое занятие - рисуем одежду для куклы.
Профессия «Повар»(2ч). Экскурсия в школьную столовую.
Презентация профессий. Знакомство со столовой школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой.
Магазин (1ч). Ролевая игра.
Мы идем в магазин (1ч). Экскурсия. Беседа по содержанию, рисунки.
Почта (1ч). Атрибуты почтальона. Экскурсия.
В библиотеке. Какие бывают профессии (2 ч). Игровой час.
Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…», например, «без труда..(не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?
С.Михалков «Дядя Степа» (1ч).Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия.. Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы.
С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» (3ч). Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил в данной ситуациях. Конкурс рисунков.
К. Чуковский «Доктор Айболит»- (2ч) Просмотр м/ф по произведению.
Игра-демонстрация, викторина, рисунки.
Заключительное занятие. Игра-викторина.
Содержание модуля II
Все работы хороши (1ч). Викторина. Интерактивная презентация - вопрос - ответ.
Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой- 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4 картонных круга - тех же цветов). Определить профессии, результат труда человека.
Мы строители (1ч). Практическое занятие - легоконструирование
Использование настольного конструктора «Строитель» в группах. Итог - защита проекта города группы.
Вкусная профессия. Кто готовит нам обед. (1 ч). Профессия повар. Введение понятий: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, дуршлаг. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне». Интервьюирование школьного повара .
Удивительные профессии (1ч) КВН
В парикмахерской (1ч) мастер - класс: "Русская коса"
Здоровье в твоих руках (1ч). Самопрезентация здорового образа жизни. Спорт в моей семье.
Профессия будущего (1ч) Сочинение, конкурс рисунков
Почта(1ч) Игра "12 записок"
Библиотекарь (1ч) Экскурсия, презентация
Проект «Моя будущая профессия» (2ч). Разработка плана презентации, отбор содержания, работа над презентацией, защита проекта.
Все работы хороши - выбирай на вкус! (1ч) конкурс чтецов
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (1ч.) Просмотр мультфильма, работа с текстом, рисунки.
Железная дорога (1ч) Легоконструирование: проектируем и строим железную дорогу, дидактическая игра.
Пожарная часть (2ч) Экскурсия в пожарную часть, конкурс рисунков.
Праздник "Все работы хороши" (1ч) представление итогов курса для родителей.
Содержание модуля III
Что такое профессия(1ч). Игровая программа.
Роль труда в жизни человека. Работа с пословицами: например: «Труд кормит человека, а лень портит...»Закончить пословицу: «Кто не работает (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице угадать профессию, например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).
У кого мастерок, у кого молоток (2ч). Обзор рабочих профессий посредством презентаций. Беседа с элементами игры.
Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне, например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.
Истоки трудолюбия (1ч). Игровой час.
Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».
Домашний помощник (2ч). Игра-конкурс.
Введение в игру. Конкурс, кто каким делом занят. Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение пауза». Сказки о том, как опасна лень (В.Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьет гвоздь».
Калейдоскоп профессий (1ч). Викторина.
Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщикам. Вопросы о профессии. Загадки о профессиях. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Конкурс: «отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях. Игра эрудит (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач). Итог награждение лучших игроков.
Сладкая профессия - кондитер (1ч).
НПК "В мире профессий (4ч). Школьная конференция.
Спортивные профессии. (1ч). Занятие с элементами спортивной игры.
Наши друзья-книги (4ч). Экскурсия в библиотеку. Творческая мастерская "Книжка - малышка"
Тематический план 1 класс
Модуль I - «Игра в профессии» - 16 часов
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
«Все работы хороши» |
1 |
Занятие с элементами игры видеознакомство |
2 |
«Кому, что нужно» |
1 |
Дидактическая игра с просмотром мультфильма, беседа |
3 |
«Оденем куклу на работу, в театр, в спортзал, в школу» |
1 |
Занятие с элементами игры Практическая работа:"Рисуем спецодежду для куклы" |
4-5 |
В школьной столовой "Профессия повар" |
2 |
Экскурсия, рисунки. |
6 |
«Магазин» |
1 |
Знакомство с атрибутами, ролевая игра. |
7 |
«Мы идем в магазин» |
1 |
Экскурсия. |
8 |
«Почта» |
1 |
Знакомство с атрибутами, экскурсия. |
|
|
|
|
9-10 |
В библиотеке: «Какие бывают профессии» |
2 |
Видеознакомство, игровой час
|
11-12 |
С.Михалков «Дядя Степа» |
1 |
Чтение, беседа, викторина, конкурс рисунков. |
13-14 |
«Дядя Степа-милиционер» |
2 |
Экскурсия, видеоурок, встреча с работником полиции |
15-16 |
К.Чуковский «Доктор Айболит» |
2 |
Игра-демонстрация, мини сценки, рисунки |
16 |
Заключительное занятие. |
1 |
Викторина. |
Тематический план 2 класс
Модуль II – «Путешествие в мир профессий» - 17 часов
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения, основное содержание |
1 |
«Все работы хороши» |
1 |
Викторина. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» |
2 |
«Мы строители» |
1 |
Легоконструирование: проектируем и строим город |
3 |
Вкусная профессия. Кто готовит нам обед. |
1 |
Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . |
4 |
«Удивительные профессии» |
1 |
Презентация продукта. Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. КВН
|
5 |
«Парикмахерская» |
1 |
Мастер - класс: "Русская коса" Аттракцион «Завяжи бантик» |
6 |
Здоровье в твоих руках |
1 |
Занятие с элементами игры, рассказ о здоровьесбережении. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». |
7 |
Профессия будущего |
1 |
Сочинение, конкурс рисунков. |
8 |
«Почта» |
1 |
Экскурсия |
9 |
«Библиотекарь» |
1 |
Экскурсия, презентация |
10-11 |
Проект "Моя будущая профессия" |
2
|
Создание проекта |
12 |
«Все работы хороши -выбирай на вкус» |
1 |
Поэтическая гостиная |
13 |
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла » |
1 |
Просмотр мультфильма, работа с текстом Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? |
14 |
Железная дорога |
1 |
Легоконструирование: проектируем и строим железную дорогу, дидактическая игра |
15-16 |
Пожарная часть |
2 |
Экскурсия в пожарную часть, рисунки. |
17 |
Праздник "Все работы хороши" |
1 |
Праздник |
Тематический план 3 класс
Модуль III – « Все работы хороши» - 17 часов
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
«Что такое профессия» |
1 |
игровая программа |
2-3 |
«У кого мастерок, у кого молоток» |
2 |
обзор рабочих профессий посредством детских презентаций |
4 |
«Истоки трудолюбия» |
1 |
игровой час |
5-6 |
«Домашний помощник» |
2 |
игра - конкурс |
7 |
Игровая программа "Калейдоскоп профессий» |
1 |
игра-конкурс |
8 |
«Сладкая профессия - кондитер» |
1 |
Конкурс рисунков – фантик, обертка на шоколадку |
9-12 |
НПК "В мире профессий" |
4 |
школьная конференция |
13 |
Спортивные профессии |
1 |
занятие с элементами спортивной игры |
14-17 |
«Наши друзья-книги» |
4 |
экскурсия в библиотеку творческая мастерская "Книжка - малышка" |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Барсева Л.Б. Обучение сюжетно - ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития / Л.Б. Барсева – Санкт- Петербург. Издательство «СОЮЗ», 2001 – 412с.
2. Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова. / Волгоград. Издательство « Учитель», 2009 – 159с.
3. Козлова М.А. Классные часы 1- 4 кл. /М.А. Козлова-М: Изд. «Экзамен», 2009. - 317с.
4. Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии / А.А. Катаева – М.: ВЛАДОС, 2001 – 220с.
5. Стребеляева В.А. Формирование мышления у детей с отклонением в развитии. / В.А. Стребеляева–М.: Издательство ВЛАДОС, 2001 -180с.
6. Сасова И.А. Экономика 2 кл. [ текст], тетрадь творческих заданий. / И.А. Сасова, В.Н. Земасенская. – М.: Вита-Пресс, 2007, 2008
7. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 -96с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 192с.
2. Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство «Детская литература», 1989 -310с.
3. Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. / Н. Носов – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 160с.
4. РодариД. Чем пахнут ремесла? / Д. Родари–М.: Издательство «Детская литература», 1989 -15с.
5. Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко / Э. Успенский – «Стрекоза», 2000 – 79с.
6. Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство « Детская литература», 1986 – 56с.
7. Чуковский К. Доктор Айболит. / К. Чуковский – М.: Издательство «Детская литература»,1989с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.