Курс внеурочной деятельности по русскому языку в 10 классе«И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге…» (Теория и практика написания сочинений разных жанров)
Оценка 4.7

Курс внеурочной деятельности по русскому языку в 10 классе«И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге…» (Теория и практика написания сочинений разных жанров)

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
русский язык
24.05.2023
Курс внеурочной деятельности по русскому языку в 10 классе«И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге…» (Теория и практика написания сочинений разных жанров)
внеурочка_русский язык 10 класс.docx

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено

Руководитель ШМО 

 

_________/ _____________/

 Протокол№_______

от «____» ____________ 2021 г.

 

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________/ Новоселова Л.В/

 

«____»__________2021 г

Утверждаю

Директор

 

 _________/ Петрова Н.Е./

Приказ № _______

от «___» ____________2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

по русскому языку

«И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге…»

(Теория и практика написания сочинений разных жанров)

среднего общего образования

10 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Максимова Л.Р.,

учитель

высшей категории

 

 

 

                                              2021

 

Планируемые результаты

В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении и языковом общении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:

  • повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
  • развитие интеллектуального потенциала школьников;
  • повышение уровня речевой грамотности  и общей языковой культуры обучающихся;
  • развитие личности выпускников основной школы.

Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:

Второй уровень результатов:

  • участие школьников в классных и школьных олимпиадах, внеклассных мероприятиях по русскому языку;
  • заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

Третий уровень результатов:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска информации в разных источниках;
  • участие в олимпиадах, конкурсах муниципального и регионального уровня.

Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности

•        Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.

•        Устные выступления по заданным темам.

•        Написание сочинений разных жанров.

•        Итоговый проект.  Презентация группового проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

I. Введение (2 ч)

1.Введение. Цели и задачи курса “Теория и практика написания сочинений разных жанров”.

2.Требования к написанию экзаменационного сочинения. Анализ предложенных тем по направлениям.

 

II.Общие вопросы теории и практики работы над сочинением (8 часов)

1.Тема и основная мысль сочинения.

2. План сочинения. Виды планов (простой и сложный). Раскрытие понятий логичность и последовательность изложения. Композиция сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части. Трудности при написании заключения.

3.Собирание и систематизация материала к сочинению.

4.Виды ошибок в сочинении: стилистические, грамматические, в содержании. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений. Работа со словарями разных видов при подготовке к сочинению.

III. Жанровая классификация сочинений (25 часов).

1.Сочинение – рассуждение. Структура сочинения-рассуждения, его композиция.

2.Практическое занятие. Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту.

3.Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

4. Сочинение – описание. Жанрово-стилистические особенности описания.

5. Практическое занятие. Сочинение-описание природы.

6. Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

7. Сочинение-характеристика литературного героя.

8.Практическое занятие. Написание сочинения-характеристики литературного героя.

9. Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Типология ошибок.

10. Сочинение-рецензия.

11.Практическое занятие. Создание рецензии на самостоятельно прочитанное произведение литературы.

12. Анализ рецензий, написанных учащимися.

13. Сочинение-анализ лирического произведения. Основная тематика и проблематика лирики.

14. Сравнительный анализ лирических произведений.

15. Практическое занятие. Анализ лирических стихотворений по выбору учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса

с учётом программы воспитания

 

Воспитательный потенциал внеурочной деятельности по русскому языку определен концепцией учебного предмета

«русский язык» и предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителями и школьниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; 

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.  

         На занятиях используются следующие виды и формы деятельности: проблемно-ценностное общение, лекции, практические и творческие работы, презентации, работа с текстом.                     

 

 

 

 

 

№ уроков

 

№ уроков по теме

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

( УУД) по теме

Плановые сроки прохождения

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Раздел I.    Введение (2 часа)

1

1

Цели и задачи курса

1.Познавательные:

-понимание проблемы;

-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;

-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;

-умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;

-умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;

-выведение следствий

2.Коммуникативные:

-понимание вопроса задания;

-владение монологической письменной речью;

-умение отвечать на поставленные вопросы;

-умение полно и ясно выражать свои мысли.

3.Регулятивные:

-понимание того, что доказывается;

-понимание, к какому выводу необходимо прийти;

-понимание алгоритма работы;

-умение удерживать собственную мысль;

-умение корректировать написанное;

-контроль правильности выполнения задания.

4.Личностные:

-умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;

-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;

-умение понимать нравственные идеи текста.

 

 

День знаний. Международный день распространения грамотности.

2

2

Требования к написанию экзаменационного сочинения

 

Раздел II.Общие вопросы теории и практики работы над сочинением(8 часов)

3-4

1-2

Тема и основная мысль сочинения

1.Познавательные:

-понимание проблемы;

-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;

-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;

-умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;

-умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;

-выведение следствий

2.Коммуникативные:

-понимание вопроса задания;

-владение монологической письменной речью;

-умение отвечать на поставленные вопросы;

-умение полно и ясно выражать свои мысли.

3.Регулятивные:

-понимание того, что доказывается;

-понимание, к какому выводу необходимо прийти;

-понимание алгоритма работы;

-умение удерживать собственную мысль;

-умение корректировать написанное;

-контроль правильности выполнения задания.

4.Личностные:

-умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;

-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;

-умение понимать нравственные идеи текста.

 

 

Международный день учителя. День народного единства и согласия. 200-летие со дня рождения Достоевского.

5-6

3-4

План сочинения. Виды планов. Композиция сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части. Трудности при написании заключения.

 

 

7-8

5-6

Собирание и систематизация материала к сочинению

 

9-10

7-8

Виды ошибок в сочинении: стилистические, грамматические, в содержании. Выполнение тренировочных упражнений

 

 

Раздел III. Жанровая классификация сочинений (25 часов)

11-12

1-2

Сочинение – рассуждение. Структура сочинения-рассуждения, его композиция.

 

1.Познавательные:

-понимание проблемы;

-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;

-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;

-умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;

-умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;

-выведение следствий

2.Коммуникативные:

-понимание вопроса задания;

-владение монологической письменной речью;

-умение отвечать на поставленные вопросы;

-умение полно и ясно выражать свои мысли.

3.Регулятивные:

-понимание того, что доказывается;

-понимание, к какому выводу необходимо прийти;

-понимание алгоритма работы;

-умение удерживать собственную мысль;

-умение корректировать написанное;

-контроль правильности выполнения задания.

4.Личностные:

-умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;

-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;

-умение понимать нравственные идеи текста.

 

 

День Героя Отечества. День неизвестного солдата. 200-летие со дня рождения Некрасова. День российской науки. Международный день родного языка. День космонавтики. День Победы. День славянской письменности и культуры.

13-14

3-4

Практическое занятие. Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту.

 

 

15

5

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

 

 

16

6

Сочинение – описание. Жанрово-стилистические особенности описания.

 

 

17-18

7-8

Практическое занятие. Сочинение-описание природы.

 

 

19

9

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка

 

20

10

Сочинение-характеристика литературного героя.

 

 

21-22

11-12

Практическое занятие. Написание сочинения-характеристики литературного героя.

 

 

23-24

13-14

Практическое занятие. Написание сочинения-характеристики литературного героя.

 

 

25-26

15-16

Практическое занятие. Написание сочинения-характеристики литературного героя.

 

 

27

17

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Типология ошибок.

 

 

28

18

Сочинение-рецензия.

 

 

29-30

19-20

Практическое занятие. Создание рецензии на самостоятельно прочитанное произведение литературы.

 

 

 

31

21

Анализ рецензий, написанных учащимися.

 

 

 

32

22

Практическое занятие. Создание рецензии на самостоятельно прочитанное произведение литературы.

 

 

 

33

23

Сочинение-анализ лирического произведения. Основная тематика и проблематика лирики.

 

 

 

34

24

Сравнительный анализ лирических произведений.

 

 

 

35

 

25

Практическое занятие. Анализ лирических стихотворений по выбору учащихся.

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

Планируемые результаты В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты

Планируемые результаты В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

Третий уровень результатов: приобретение опыта самостоятельного поиска информации в разных источниках; участие в олимпиадах, конкурсах муниципального и регионального уровня

Третий уровень результатов: приобретение опыта самостоятельного поиска информации в разных источниках; участие в олимпиадах, конкурсах муниципального и регионального уровня

Содержание программы I. Введение (2 ч) 1

Содержание программы I. Введение (2 ч) 1

Сочинение-характеристика литературного героя

Сочинение-характеристика литературного героя

Календарно-тематическое планирование курса с учётом программы воспитания

Календарно-тематическое планирование курса с учётом программы воспитания

Наименования разделов и темХарактеристика основных видов деятельности ученика (

Наименования разделов и темХарактеристика основных видов деятельности ученика (

Коммуникативные : -понимание вопроса задания; -владение монологической письменной речью; -умение отвечать на поставленные вопросы; -умение полно и ясно выражать свои мысли

Коммуникативные : -понимание вопроса задания; -владение монологической письменной речью; -умение отвечать на поставленные вопросы; -умение полно и ясно выражать свои мысли

Личностные: -умение выражать свое отношение к поставленной проблеме; -понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; -умение понимать нравственные идеи текста

Личностные: -умение выражать свое отношение к поставленной проблеме; -понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; -умение понимать нравственные идеи текста

Коммуникативные : -понимание вопроса задания; -владение монологической письменной речью; -умение отвечать на поставленные вопросы; -умение полно и ясно выражать свои мысли

Коммуникативные : -понимание вопроса задания; -владение монологической письменной речью; -умение отвечать на поставленные вопросы; -умение полно и ясно выражать свои мысли

Регулятивные: -понимание того, что доказывается; -понимание, к какому выводу необходимо прийти; -понимание алгоритма работы; -умение удерживать собственную мысль; -умение корректировать написанное; -контроль правильности выполнения задания

Регулятивные: -понимание того, что доказывается; -понимание, к какому выводу необходимо прийти; -понимание алгоритма работы; -умение удерживать собственную мысль; -умение корректировать написанное; -контроль правильности выполнения задания

Международный день учителя. День народного единства и согласия

Международный день учителя. День народного единства и согласия

Регулятивные: -понимание того, что доказывается; -понимание, к какому выводу необходимо прийти; -понимание алгоритма работы; -умение удерживать собственную мысль; -умение корректировать написанное; -контроль правильности выполнения задания

Регулятивные: -понимание того, что доказывается; -понимание, к какому выводу необходимо прийти; -понимание алгоритма работы; -умение удерживать собственную мысль; -умение корректировать написанное; -контроль правильности выполнения задания

День Героя Отечества. День неизвестного солдата

День Героя Отечества. День неизвестного солдата
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2023