Курс внеурочной деятельности по русскому языку в 10 классе«И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге…» (Теория и практика написания сочинений разных жанров)

  • Разработки курсов
  • docx
  • 24.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала внеурочка_русский язык 10 класс.docx

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено

Руководитель ШМО 

 

_________/ _____________/

 Протокол№_______

от «____» ____________ 2021 г.

 

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________/ Новоселова Л.В/

 

«____»__________2021 г

Утверждаю

Директор

 

 _________/ Петрова Н.Е./

Приказ № _______

от «___» ____________2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

по русскому языку

«И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге…»

(Теория и практика написания сочинений разных жанров)

среднего общего образования

10 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Максимова Л.Р.,

учитель

высшей категории

 

 

 

                                              2021

 

Планируемые результаты

В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении и языковом общении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:

  • повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
  • развитие интеллектуального потенциала школьников;
  • повышение уровня речевой грамотности  и общей языковой культуры обучающихся;
  • развитие личности выпускников основной школы.

Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:

Второй уровень результатов:

  • участие школьников в классных и школьных олимпиадах, внеклассных мероприятиях по русскому языку;
  • заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

Третий уровень результатов:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска информации в разных источниках;
  • участие в олимпиадах, конкурсах муниципального и регионального уровня.

Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности

•        Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.

•        Устные выступления по заданным темам.

•        Написание сочинений разных жанров.

•        Итоговый проект.  Презентация группового проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

I. Введение (2 ч)

1.Введение. Цели и задачи курса “Теория и практика написания сочинений разных жанров”.

2.Требования к написанию экзаменационного сочинения. Анализ предложенных тем по направлениям.

 

II.Общие вопросы теории и практики работы над сочинением (8 часов)

1.Тема и основная мысль сочинения.

2. План сочинения. Виды планов (простой и сложный). Раскрытие понятий логичность и последовательность изложения. Композиция сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части. Трудности при написании заключения.

3.Собирание и систематизация материала к сочинению.

4.Виды ошибок в сочинении: стилистические, грамматические, в содержании. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений. Работа со словарями разных видов при подготовке к сочинению.

III. Жанровая классификация сочинений (25 часов).

1.Сочинение – рассуждение. Структура сочинения-рассуждения, его композиция.

2.Практическое занятие. Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту.

3.Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

4. Сочинение – описание. Жанрово-стилистические особенности описания.

5. Практическое занятие. Сочинение-описание природы.

6. Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

7. Сочинение-характеристика литературного героя.

8.Практическое занятие. Написание сочинения-характеристики литературного героя.

9. Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Типология ошибок.

10. Сочинение-рецензия.

11.Практическое занятие. Создание рецензии на самостоятельно прочитанное произведение литературы.

12. Анализ рецензий, написанных учащимися.

13. Сочинение-анализ лирического произведения. Основная тематика и проблематика лирики.

14. Сравнительный анализ лирических произведений.

15. Практическое занятие. Анализ лирических стихотворений по выбору учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса

с учётом программы воспитания

 

Воспитательный потенциал внеурочной деятельности по русскому языку определен концепцией учебного предмета

«русский язык» и предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителями и школьниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; 

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.  

         На занятиях используются следующие виды и формы деятельности: проблемно-ценностное общение, лекции, практические и творческие работы, презентации, работа с текстом.                     

 

 

 

 

 

№ уроков

 

№ уроков по теме

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

( УУД) по теме

Плановые сроки прохождения

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Раздел I.    Введение (2 часа)

1

1

Цели и задачи курса

1.Познавательные:

-понимание проблемы;

-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;

-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;

-умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;

-умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;

-выведение следствий

2.Коммуникативные:

-понимание вопроса задания;

-владение монологической письменной речью;

-умение отвечать на поставленные вопросы;

-умение полно и ясно выражать свои мысли.

3.Регулятивные:

-понимание того, что доказывается;

-понимание, к какому выводу необходимо прийти;

-понимание алгоритма работы;

-умение удерживать собственную мысль;

-умение корректировать написанное;

-контроль правильности выполнения задания.

4.Личностные:

-умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;

-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;

-умение понимать нравственные идеи текста.

 

 

День знаний. Международный день распространения грамотности.

2

2

Требования к написанию экзаменационного сочинения

 

Раздел II.Общие вопросы теории и практики работы над сочинением(8 часов)

3-4

1-2

Тема и основная мысль сочинения

1.Познавательные:

-понимание проблемы;

-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;

-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;

-умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;

-умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;

-выведение следствий

2.Коммуникативные:

-понимание вопроса задания;

-владение монологической письменной речью;

-умение отвечать на поставленные вопросы;

-умение полно и ясно выражать свои мысли.

3.Регулятивные:

-понимание того, что доказывается;

-понимание, к какому выводу необходимо прийти;

-понимание алгоритма работы;

-умение удерживать собственную мысль;

-умение корректировать написанное;

-контроль правильности выполнения задания.

4.Личностные:

-умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;

-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;

-умение понимать нравственные идеи текста.

 

 

Международный день учителя. День народного единства и согласия. 200-летие со дня рождения Достоевского.

5-6

3-4

План сочинения. Виды планов. Композиция сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части. Трудности при написании заключения.

 

 

7-8

5-6

Собирание и систематизация материала к сочинению

 

9-10

7-8

Виды ошибок в сочинении: стилистические, грамматические, в содержании. Выполнение тренировочных упражнений

 

 

Раздел III. Жанровая классификация сочинений (25 часов)

11-12

1-2

Сочинение – рассуждение. Структура сочинения-рассуждения, его композиция.

 

1.Познавательные:

-понимание проблемы;

-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;

-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;

-умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;

-умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;

-выведение следствий

2.Коммуникативные:

-понимание вопроса задания;

-владение монологической письменной речью;

-умение отвечать на поставленные вопросы;

-умение полно и ясно выражать свои мысли.

3.Регулятивные:

-понимание того, что доказывается;

-понимание, к какому выводу необходимо прийти;

-понимание алгоритма работы;

-умение удерживать собственную мысль;

-умение корректировать написанное;

-контроль правильности выполнения задания.

4.Личностные:

-умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;

-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;

-умение понимать нравственные идеи текста.

 

 

День Героя Отечества. День неизвестного солдата. 200-летие со дня рождения Некрасова. День российской науки. Международный день родного языка. День космонавтики. День Победы. День славянской письменности и культуры.

13-14

3-4

Практическое занятие. Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту.

 

 

15

5

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

 

 

16

6

Сочинение – описание. Жанрово-стилистические особенности описания.

 

 

17-18

7-8

Практическое занятие. Сочинение-описание природы.

 

 

19

9

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка

 

20

10

Сочинение-характеристика литературного героя.

 

 

21-22

11-12

Практическое занятие. Написание сочинения-характеристики литературного героя.

 

 

23-24

13-14

Практическое занятие. Написание сочинения-характеристики литературного героя.

 

 

25-26

15-16

Практическое занятие. Написание сочинения-характеристики литературного героя.

 

 

27

17

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Типология ошибок.

 

 

28

18

Сочинение-рецензия.

 

 

29-30

19-20

Практическое занятие. Создание рецензии на самостоятельно прочитанное произведение литературы.

 

 

 

31

21

Анализ рецензий, написанных учащимися.

 

 

 

32

22

Практическое занятие. Создание рецензии на самостоятельно прочитанное произведение литературы.

 

 

 

33

23

Сочинение-анализ лирического произведения. Основная тематика и проблематика лирики.

 

 

 

34

24

Сравнительный анализ лирических произведений.

 

 

 

35

 

25

Практическое занятие. Анализ лирических стихотворений по выбору учащихся.