Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Крутоярская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель ШМО
_________/ _____________/ Протокол№_______ от «____» ____________ 2021 г.
|
Согласовано Заместитель директора по УВР __________/ Новоселова Л.В/
«____»__________2021 г |
Утверждаю Директор
_________/ Петрова Н.Е./ Приказ № _______ от «___» ____________2021 г.
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
по русскому языку
«И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге…»
(Теория и практика написания сочинений разных жанров)
среднего общего образования
10 класс
Максимова Л.Р.,
учитель
высшей категории
2021
Планируемые результаты
В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:
Второй уровень результатов:
Третий уровень результатов:
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности
• Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
• Устные выступления по заданным темам.
• Написание сочинений разных жанров.
• Итоговый проект. Презентация группового проекта.
Содержание программы
I. Введение (2 ч)
1.Введение. Цели и задачи курса “Теория и практика написания сочинений разных жанров”.
2.Требования к написанию экзаменационного сочинения. Анализ предложенных тем по направлениям.
II.Общие вопросы теории и практики работы над сочинением (8 часов)
1.Тема и основная мысль сочинения.
2. План сочинения. Виды планов (простой и сложный). Раскрытие понятий логичность и последовательность изложения. Композиция сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части. Трудности при написании заключения.
3.Собирание и систематизация материала к сочинению.
4.Виды ошибок в сочинении: стилистические, грамматические, в содержании. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений. Работа со словарями разных видов при подготовке к сочинению.
III. Жанровая классификация сочинений (25 часов).
1.Сочинение – рассуждение. Структура сочинения-рассуждения, его композиция.
2.Практическое занятие. Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту.
3.Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.
4. Сочинение – описание. Жанрово-стилистические особенности описания.
5. Практическое занятие. Сочинение-описание природы.
6. Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.
7. Сочинение-характеристика литературного героя.
8.Практическое занятие. Написание сочинения-характеристики литературного героя.
9. Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Типология ошибок.
10. Сочинение-рецензия.
11.Практическое занятие. Создание рецензии на самостоятельно прочитанное произведение литературы.
12. Анализ рецензий, написанных учащимися.
13. Сочинение-анализ лирического произведения. Основная тематика и проблематика лирики.
14. Сравнительный анализ лирических произведений.
15. Практическое занятие. Анализ лирических стихотворений по выбору учащихся.
Календарно-тематическое планирование курса
с учётом программы воспитания
Воспитательный потенциал внеурочной деятельности по русскому языку определен концепцией учебного предмета
«русский язык» и предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителями и школьниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
На занятиях используются следующие виды и формы деятельности: проблемно-ценностное общение, лекции, практические и творческие работы, презентации, работа с текстом.
№ уроков
|
№ уроков по теме |
Наименования разделов и тем |
Характеристика основных видов деятельности ученика ( УУД) по теме |
Плановые сроки прохождения |
Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
||
Раздел I. Введение (2 часа) |
|||||||
1 |
1 |
Цели и задачи курса |
1.Познавательные: -понимание проблемы; -выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование; -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства; -умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов; -умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис; -выведение следствий 2.Коммуникативные: -понимание вопроса задания; -владение монологической письменной речью; -умение отвечать на поставленные вопросы; -умение полно и ясно выражать свои мысли. 3.Регулятивные: -понимание того, что доказывается; -понимание, к какому выводу необходимо прийти; -понимание алгоритма работы; -умение удерживать собственную мысль; -умение корректировать написанное; -контроль правильности выполнения задания. 4.Личностные: -умение выражать свое отношение к поставленной проблеме; -понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; -умение понимать нравственные идеи текста.
|
|
День знаний. Международный день распространения грамотности. |
||
2 |
2 |
Требования к написанию экзаменационного сочинения |
|
||||
Раздел II.Общие вопросы теории и практики работы над сочинением(8 часов) |
|||||||
3-4 |
1-2 |
Тема и основная мысль сочинения |
1.Познавательные: -понимание проблемы; -выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование; -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства; -умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов; -умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис; -выведение следствий 2.Коммуникативные: -понимание вопроса задания; -владение монологической письменной речью; -умение отвечать на поставленные вопросы; -умение полно и ясно выражать свои мысли. 3.Регулятивные: -понимание того, что доказывается; -понимание, к какому выводу необходимо прийти; -понимание алгоритма работы; -умение удерживать собственную мысль; -умение корректировать написанное; -контроль правильности выполнения задания. 4.Личностные: -умение выражать свое отношение к поставленной проблеме; -понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; -умение понимать нравственные идеи текста.
|
|
Международный день учителя. День народного единства и согласия. 200-летие со дня рождения Достоевского. |
||
5-6 |
3-4 |
План сочинения. Виды планов. Композиция сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части. Трудности при написании заключения.
|
|
||||
7-8 |
5-6 |
Собирание и систематизация материала к сочинению |
|
||||
9-10 |
7-8 |
Виды ошибок в сочинении: стилистические, грамматические, в содержании. Выполнение тренировочных упражнений |
|
||||
|
Раздел III. Жанровая классификация сочинений (25 часов) |
||||||
11-12 |
1-2 |
Сочинение – рассуждение. Структура сочинения-рассуждения, его композиция.
|
1.Познавательные: -понимание проблемы; -выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование; -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства; -умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов; -умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис; -выведение следствий 2.Коммуникативные: -понимание вопроса задания; -владение монологической письменной речью; -умение отвечать на поставленные вопросы; -умение полно и ясно выражать свои мысли. 3.Регулятивные: -понимание того, что доказывается; -понимание, к какому выводу необходимо прийти; -понимание алгоритма работы; -умение удерживать собственную мысль; -умение корректировать написанное; -контроль правильности выполнения задания. 4.Личностные: -умение выражать свое отношение к поставленной проблеме; -понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; -умение понимать нравственные идеи текста.
|
|
День Героя Отечества. День неизвестного солдата. 200-летие со дня рождения Некрасова. День российской науки. Международный день родного языка. День космонавтики. День Победы. День славянской письменности и культуры. |
||
13-14 |
3-4 |
Практическое занятие. Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту.
|
|
||||
15 |
5 |
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.
|
|
||||
16 |
6 |
Сочинение – описание. Жанрово-стилистические особенности описания.
|
|
||||
17-18 |
7-8 |
Практическое занятие. Сочинение-описание природы.
|
|
||||
19 |
9 |
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка |
|
||||
20 |
10 |
Сочинение-характеристика литературного героя.
|
|
||||
21-22 |
11-12 |
Практическое занятие. Написание сочинения-характеристики литературного героя.
|
|
||||
23-24 |
13-14 |
Практическое занятие. Написание сочинения-характеристики литературного героя.
|
|
||||
25-26 |
15-16 |
Практическое занятие. Написание сочинения-характеристики литературного героя.
|
|
||||
27 |
17 |
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Типология ошибок.
|
|
||||
28 |
18 |
Сочинение-рецензия.
|
|
||||
29-30 |
19-20 |
Практическое занятие. Создание рецензии на самостоятельно прочитанное произведение литературы.
|
|
|
|||
31 |
21 |
Анализ рецензий, написанных учащимися.
|
|
|
|||
32 |
22 |
Практическое занятие. Создание рецензии на самостоятельно прочитанное произведение литературы.
|
|
|
|||
33 |
23 |
Сочинение-анализ лирического произведения. Основная тематика и проблематика лирики.
|
|
|
|||
34 |
24 |
Сравнительный анализ лирических произведений.
|
|
|
|||
35 |
25 |
Практическое занятие. Анализ лирических стихотворений по выбору учащихся.
|
|
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.