Утверждение достоинства человеческой личности, романтическая приподнятость и суровость художественных образов, исключающие всякую обыденность, — эти свойства определяют творческий почерк художников. Братья Смолины работали в так называемом «суровом стиле», основа которого была заложена в 1920-е годы А.А. Дейнекой, П. Кончаловским, А. Лентуловым и другими. Развитие же «суровый стиль» получил в творчестве такого мастера, как Т. Салахов.Братья Смолины смогли выразить призыв «Революция начинается!» в убедительном и понятном художественном образе.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
Братья Смолины.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017Братья Смолины
Братья Смолины, Александр Александрович (род. в 1927 г.) и Петр Александрович
(род. в 1930 г.) принадлежат к поколению советских художников, которое
выдвинулось в начале 1960х годов. Среди этих художников братья Смолины занимают
видное место.
Братья А.А. и П.А. Смолины «Зверобои»
Утверждение достоинства человеческой личности, романтическая приподнятость и
суровость художественных образов, исключающие всякую обыденность, — эти
свойства определяют творческий почерк художников. Братья Смолины работали в такназываемом «суровом стиле», основа которого была заложена в 1920е годы А.А.
Дейнекой, П. Кончаловским, А. Лентуловым
и другими. Развитие же «суровый стиль»
получил в творчестве такого мастера, как Т. Салахов.
Братья А.А. и П.А. Смолины «Полярники»
Поездки братьев Смолиных в Заполярье, их личные впечатления от жизни людей в
противоборстве с природой послужили основой для создания в 1961 году картин
«Полярники» и «Зверобои». Художники передали суровую неуютную красоту
Заполярья, мужество незаурядных людей – покорителей дальнего Севера. Сам
материал работы подсказал Смолиным ясную монументальную форму, смелые
композиционные решения. Но за этой формой не потерялись человечность образов и
симпатия художников к своим героям.Братья А.А. и П.А. Смолины «Колхозница Дагестана»
В картине «Стачка. 1905 год» задача художников, пожалуй, сложнее. Здесь героем
становится народ, а темой – революционное прозрение народных масс. Тема эта
выражена пластически. Она звучит в монолитной решимости толпы, в тяжелой поступи
человеческой реки, хлынувшей из пасти фабрики. Народная решимость победить в
борьбе за свои права обнаруживается в противоборстве людского потока с громадами
фабричных зданий и механизмов, обступающих его со всех сторон.Братья А.А. и П.А. Смолины «Стачка. 1905 год» 1964 г.
Это показано на полотне с прямолинейностью политического плаката. Море голов
колышется, как нарастающий прибой. Лица людей конкретны, но та доля
обобщенности, которая есть в них, позволяет взгляду охватить все лица целиком,
почувствовать единую их волю. В соответствии с торжественным и тяжелым ритмом
полотна находится его трагически напряженный краснокоричневый колорит. Ярким
всплеском прорывается тревожный цвет алых знамен. Монументальность картины
роднит ее с фреской. И это не случайно: образ пролетарской революции 1905 года
глубоко вжился в сознание народа. Братья Смолины смогли выразить призыв
«Революция начинается!» в убедительном и понятном художественном образе.