Курс лекций. История картин. Пейзажи И.И. Левитана. История изобразительного искусства. ДХШ.
Оценка 4.6

Курс лекций. История картин. Пейзажи И.И. Левитана. История изобразительного искусства. ДХШ.

Оценка 4.6
Лекции
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
06.03.2017
Курс лекций. История картин.    Пейзажи И.И. Левитана. История изобразительного искусства. ДХШ.
Творчество талантливейшего русского художника-пейзажиста Исаака Левитана — одно из ярких, неповторимых явлений в истории миро­вой культуры. Признанный мастер «пейзажа на­строения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность или скорбная одухотворенность образа, Левитан в своих рабо­тах стремился показать всю красоту, неповтори­мость, широту и безбрежность русской природы.Думаю, что слова, сказанные И. Левитаном о картине «Над вечным покоем»: «…в ней я весь со всей психикой, со всем моим содержанием», — можно смело отнести ко всему его творчеству.
Пейзажи И.И.Левитана.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования   «ДШИ Починковского  района» Курс лекций. История картин.    Пейзажи И.И. Левитана. История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2017 ПЕЙЗАЖИ  И.И. ЛЕВИТАНА   Творчество   талантливейшего   русского   художника­пейзажиста   Исаака   Левитана   — одно   из   ярких,   неповторимых   явлений   в   истории   мировой   культуры.   Признанный мастер «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность   или   скорбная   одухотворенность   образа,   Левитан   в   своих   работах стремился   показать   всю   красоту,   неповторимость,   широту   и   безбрежность   русской природы. В ранних произведениях художника, написанных скорее в повествовательно­ описательном   стиле,   уделяется   большое   внимание   деталям.   В   них   часто прослеживается слегка скупой, сумрачный колорит. Но уже в начале 1880­х годов под влиянием творчества своих учителей — Саврасова и Поленова, художник переходит к раскрытию тончайших состояний природы, тесно связанных с состоянием человеческой души,   к   дельности   эмоционального   образа.   Работы   И.   Левитана   порой   напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом. Автор словно предоставляет нам возможность домыслить, додумать продолжение его сюжета. Так, знаменитая картина «Осенний день. Сокольники», написанная в 1879 году, овеяна одновременно и теплотой золотой осени, и печалью, напоминающей саму русскую жизнь. Молодая женщина в черных   одеждах   медленно   ступает   по   вороху   опавшей   листвы.   Она   совсем   одна посреди осенней рощи, и это одиночество окутывает ее ощущением спокойной грусти и глубокой задумчивости. За спиной женщины дорога уходит вдаль, словно унося с собой ее прошлое. Дорога впереди — неведомое будущее, которое манит ее и в то же время слегка   страшит   своей   неизвестностью…   «Осень   на   картинах   Левитана   очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно», — отмечал писатель Константин Паустовский. И действительно, картины художника, посвященные осени, совершенно не похожи между собой, индивидуальны: «Осенний день», «Октябрь (Осень)», «Осень. Усадьба», «Золотая осень», «Осенние листья»… Одно и то же время года предстает перед нами в различных, постоянно меняющихся состояниях.   Как   это   похоже   на   состояние   человека!   Насколько   тонко   ощущает художник эту связь между природой и миром людей! Почти во всех пейзажах Левитана присутствует знакомый и родной образ России. Несколько едва уловимых штрихов, особых   оттенков,   полутонов   —   и   простой   пейзажный   мотив   превращается   в обобщенный образ родины. Левитана очаровывало и вдохновляло величие волжских просторов,   потому   волжская   тема   на   многие   годы   стала   ведущей   в   его   работах. Тишиной   и   удивительным   спокойствием   веет   с   картины   «Вечер   на   Волге»   (1888). Величественная, могучая река соединяется с небесной высью и словно продолжается в горах и лесах необъятной России. Такие картины заставляют задуматься о жизни, о вечных   вопросах,   в   любые   времена   волнующих   человечество.   Состояние   природы осмысливается   автором   как   выражение   тончайших   движений   человеческой   души. Природа   предстает   поэтически   преображенной,   одухотворенной   незримым присутствием   человека,   ее   образ   навевает   целую   гамму   душевных   переживаний. Левитан написал на Волге целый ряд картин, таких как «Вечер. Золотой плес», «После дождя. Плес», «Пасмурный день» и другие. Но, на мой взгляд, самый яркий образ великой русской реки запечатлен на полотне «Свежий ветер» (1895). Ослепительно белые корабли, синяя вода, яркие солнечные блики, огромные баржи с товарами — все это создает радостное ощущение движения, жизни, наполненной трудом и смыслом. Произведения Левитана, такие как «Вечерний звон» (1892), «У омута» (1892), «Над вечным покоем» (1893­1894) и многие другие, отражают понятные каждому человеку мысли, чувства и настроения. А здания храмов вносят в природу умиротворение или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного. Продолжая религиозную тему и вместе с тем обозначая свою гражданскую позицию, художник создал в 1892 году знаменитую картину «Владимирка», где впервые ввел ставшую впоследствии одной из центральных в его творчестве тему дороги, ее влекущей вдаль силы. Широкая дорога, одинокая фигурка странника у придорожной иконки заставляют задуматься о величии человеческой   души,   о   глобальности   исторических   событий,   о   предопределенности судьбы. Многие картины Левитана, как утверждаю настоящие ценители его творчества, по   своим   интонациям   и   настроениям   близки   к   прозе   Чехова.   «Картины   Левитана требуют   медленного   рассматривания,   —   утверждал   К.   Паустовский.   —   Они   не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься   в   них,   тем   все   милее   становится   тишина   провинциальных   посадов, знакомых ре и проселков». И это, вероятно, не случайно, так как в 1880­1890­е годы отношения   художника   с   великим   русским   писателем   стали   особенно   близкими   и дружескими. И. Левитан восхищался творчеством А. П. Чехова, а писатель, в свою очередь,   высоко   ценил   художественный   дар   пейзажиста:   «Со   мной   живет   Левитан, привезший… массу (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов. Талант его растет не по дням, а по часам…» — писал Чехов одному из своих адресатов. Чувствуя родственную душу, способную понять его чувства и переживания, Левитан признавался Чехову: «Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не   понимаю   себя   вне   живописи».  Пейзажи   Левитана  1890­х   годов   отличает   особая цветовая   насыщенность, прозрачность,  чистота   красок, внутренняя  динамика. В  эти годы   мастер   отбирает   все   более   простые   мотивы,   придавая   им   некое   подобие будничного   чуда.   Так,   при   взгляде   на   картину   «Март»   (1895)   ощущается торжественный приход весны. Еще лежит на лужайке последний снег, еще деревья не одели веселый зеленый наряд, но солнце греет совсем по­весеннему и словно слышится близкое   журчание   ручьев   и   радостное   пение   птиц.   Многие   картины   этого   периода («Березовая роща», «Весна — большая вода», «Золотая осень») привлекают какой­то особой жизнерадостностью, «звонкостью» цвета, мажорными интонациями. Этому же учил Левитан и своих учеников, будущих художников, советуя им не ограничиваться поисками   удачной   композиции,   нужного   колорита.   Основной   задачей   пейзажиста мастер считал создание образа, способного передать жизнь природы. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами. «Полезно с натуры сделать два­три мазка, а остальное доделать дома, — советовал он. — Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов». В дневнике Чехова   есть   лаконичная   запись,   помеченная   декабрем   1896   года:   «У   Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни ». Но в эти годы, нося на груди глину, художник написал самые лучшие свои вещи — «Март», «Озеро в солнечный день», «Золотая осень». Последний, 1900 год был значительным и в то же время роковым в жизни Исаака Левитана. В этом году он написал едва ли не самое мажорное свое произведение — «Озеро. Русь», в котором создал великолепный монументально­эпический образ родной страны. Широкая гладь воды   отражает   облака,   освещенные   солнцем.  На   дальнем   берегу   раскинулись   поля, деревушки, купола церквей. Все в картине пронизано ощущением счастья. Кажется, автор хотел сказать: «Это Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет». В картине «Озеро. Русь» Левитан особенно приближает чистый пейзаж к человеческой жизни.   Радостный,   полный   солнечного   света,   воздуха   пейзаж   с   торжественными просторами   земли   и   неба   кажется   олицетворением   праздничного   дня   в   деревне. Пейзажи Исаака Левитана стали целой эпохой в истории мирового изобразительного искусства. В его видении природы удачно сочетались объективное и личное, традиция и новаторство. Его Волга — раздольная река русских песен; во «Владимирке» узнается дорога ссыльных, широкий тоскливый тракт, где «колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль»; при взгляде на таинственный омут («У омута») в памяти всплывают народные   предания.   Целую   гамму   разнообразных   чувств   и   переживаний   вызывают картины «Март» или «Большая вода», с их голубыми звонами, физически ощутимым теплом солнца, морозной свежестью последнего снега и тонкими березами в половодье! Думаю, что слова, сказанные И. Левитаном о картине «Над вечным покоем»: «…в ней я весь со всей психикой, со всем моим содержанием», — можно смело отнести ко всему его творчеству.

Курс лекций. История картин. Пейзажи И.И. Левитана. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.    Пейзажи И.И. Левитана. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Пейзажи И.И. Левитана. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.    Пейзажи И.И. Левитана. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Пейзажи И.И. Левитана. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.    Пейзажи И.И. Левитана. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Пейзажи И.И. Левитана. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.    Пейзажи И.И. Левитана. История изобразительного искусства. ДХШ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017
Посмотрите также: