Курс лекций. История скульптуры. Мартос Иван Петрович. История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мартос Иван Петрович (1754-1835), русский скульптор, художник. Родился в Ичне (ныне Черниговская область, Украина) в 1754 в казачьей семье. Учился в петербургской Академии художеств (1764-1773). В качестве «пенсионера» Академии побывал в Риме (1774-1779), где копировал произведения античной пластики. Вернувшись в Россию, жил в Петербурге. О его творческой зрелости свидетельствуют надгробия, которые по праву считаются едва ли не лучшими образцами русского мемориального искусства нового времени. Варьируя композиции (в разнообразных сочетаниях аллегорий и эмблем печали и смерти либо аллегорий и портретов), Мартос создал в этом жанре образы, выразившие чувство светлой элегической грусти.Известнейшим городским монументом Мартоса является знаменитый памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве (1804-1818).
Иконка файла материала Мартос И.П..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» Курс лекций. История скульптуры.  Мартос Иван Петрович. История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2018Мартос Иван Петрович.   Мартос Иван ПетровичПамятник К. Минину и Д. Пожарскому 1804­1818 гг., Москва. Памятник губернатору Э.Ришелье 1823­1828 гг., Одесса.Памятник М. В. Ломоносову 1826­1829 гг.,  Мартос Иван Петрович (1754­1835), русский скульптор, художник. Родился в Ичне  (ныне Черниговская область, Украина) в 1754 в казачьей семье. Учился в  петербургской Академии художеств (1764­1773). В качестве «пенсионера» Академии  побывал в Риме (1774­1779), где копировал произведения античной пластики.  Вернувшись в Россию, жил в Петербурге. О его творческой зрелости свидетельствуют  надгробия, которые по праву считаются едва ли не лучшими образцами русского  мемориального искусства нового времени. Варьируя композиции (в разнообразных  сочетаниях аллегорий и эмблем печали и смерти либо аллегорий и портретов), Мартос  создал в этом жанре образы, выразившие чувство светлой элегической грусти. Таковы  надгробия (преимущественно мраморные) С.С.Волконской (1782, Третьяковская  галерея), М. П. Собакиной (1782, Донской монастырь, Москва), П. А. Брюс (1786­1790, там же), Н. И. Панина (1788), Е. С. Куракиной (1792), Е. И. Гагариной (бронза, 1803,  все ­ в Музее городской скульптуры, Петербург), Павлу I (1807, Павловск). Мастер  исполнил также, преимущественно в 1800­е годы, немало монументально­декоративных работ (пластическое убранство «Зеленой столовой» Екатерининского дворца в  Царском селе, Тронного зала Павловского дворца и др.; особого упоминания  заслуживает рельеф Источение Моисеем воды в пустыне на аттике Казанского собора  (известняк, 1804­1807), а также ряд садовых скульптур (Памятник родителям в  Павловском парке, мрамор, после 1798; статуя Актеон для фонтанов Петергофа,  золоченая бронза, 1801).Известнейшим городским монументом Мартоса является знаменитый памятник К.  Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве (1804­1818). Монументальная  поэтика гражданской доблести выражена здесь мощным языком жестов и поз двух  главных героев; более скромные по масштабу рельефы на пьедестале (на лицевом  рельефе среди нижегородцев, приносящих дары на алтарь отечества, художник  изобразил и себя с двумя сыновьями) эмоционально дополняют основную тему. В  композиционно­сюжетном отношении памятник увязан со своим историческим  окружением (первоначально он стоял напротив кремлевской стены). Если надгробия  Мартоса по­своему предромантичны, то здесь его классицизм выступает в кристально­ чистом виде. Из поздних его работ наиболее значительны памятник губернатору Э.  Ришелье в Одессе (1823­1828) ­ эффектно поставленный над спуском к морю, и  памятник М.В. Ломоносову в Архангельске (1826­1829, установлен в 1832; все три  работы ­ бронза, гранит). Большой вклад в искусство Мартос внес и как педагог,  будучи профессором (с 1794) и ректором (с 1814) Академии художеств. Умер Мартос в Петербурге 5 (17) апреля 1835.

Посмотрите также