Курс лекций. РУССКАЯ ХУДОЖНИЦА БАШКИРЦЕВА М. К. История изобразительного искусства. ДХШ.
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Курс лекций. РУССКАЯ ХУДОЖНИЦА БАШКИРЦЕВА М. К. История изобразительного искусства. ДХШ.

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Лекции
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
11.03.2017
Феномен её очарования ещё долго будет вызывать споры и, по-видимому, так никогда до конца и не будет познан. Действительно, девушка, почти ничего не успевшая в жизни сделать, взволновала души поэтов и художников. Её обаяние незримо присутствовало в русском «серебряном веке», во французском экзистенциализме, воздействует оно и на современный авангардизм. Это таинственное притяжение искусства, возможно, связано с драмой невыраженности её души при необычайном таланте. Мария Башкирцева оставила потомкам всего лишь юношеский дневник, да несколько картин, да гениальную тоску по несбыточному.Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Русская художница М.К.Башкирцева.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования   «ДШИ Починковского  района» Курс лекций.  РУССКАЯ ХУДОЖНИЦА  БАШКИРЦЕВА М. К.  История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ      Починковского района» Казакова Инна Викторовна 2017 Русская художница Башкирцева   Мария   Константиновна(1860­1884). Ей даровал Бог слишком много! И слишком мало ­ отпустил. О, звездная ее дорога! Лишь на холсты хватило сил... Я с этой девушкой знакома Увы, конечно, не была! Но, как она ­ сидела дома И золотой узор ткала. В привычной клетке одиночеств, Где и живет одна ­ душа, Как много в дневниках пророчеств, Когда Любви тебя лишат! Ей даровал Господь так много! А Жизнь ­ крупинками считал. О, звездная ее дорога! И Смерть ­ признанья пьедестал! М.Цветаева (из сборника "Вечерний альбом") Феномен её очарования ещё долго будет вызывать споры и, по­видимому, так никогда  до конца и не будет познан. Действительно, девушка, почти ничего не успевшая в жизни сделать, взволновала души поэтов и художников. Её обаяние незримо присутствовало в русском «серебряном веке», во французском экзистенциализме, воздействует оно и на  современный авангардизм. Это таинственное притяжение искусства, возможно, связано  с драмой невыраженности её души при необычайном таланте. Мария Башкирцева  оставила потомкам всего лишь юношеский дневник, да несколько картин, да  гениальную тоску по несбыточному. Автопортрет с палитрой. 1882. 73 х 92 см. масло, холст.  М. К. Башкирцева родилась в знатной и богатой семье. Девочка была очень болезненна, и в десятилетнем возрасте мать увезла ее в Ниццу. С тех пор она лишь три раза  ненадолго приезжала в Россию, живя постоянно за границей и много путешествуя по  Европе. В 1877 г. она стала посещать академию Р. Жюлиана в Париже. В 1879 г. получила  золотую медаль на конкурсе ученических работ и с этого времени регулярно  выставляла свои картины, неизменно встречавшие теплые отзывы французских газет и  журналов. Ее работ сохранилось немного, почти все они погибли в годы Первой мировой войны.  Демократические настроения эпохи нашли отражение в ее картинах "Жан и Жак"  (1883), "Совещание" (1884), которая была приобретена Люксембургским национальным музеем. Жан и Жак. 1883. 115 х 155 см. масло, холст. Частная коллекция Совещание. 1884. 193 х 177 см. масло, холст. Париж, Музей Орсе Среди наиболее известных полотен ­ "Дождевой зонтик", "Три улыбки", "Осень" (все  1883), ныне в Государственном Русском Музее. В их мастерской живописи ощутимо влияние учителя Башкирцевой ­ французского  художника Ж. Бастьен­Ленажа, но выбор сюжетов и мотивов изображения  демонстрирует индивидуальность художницы. Зонтик. 1883. 93 х 74 см. масло, холст. Санкт­Петербург, Русский музей Осень. 1884. 117 х 97 см. масло, холст. Санкт­Петербург, Русский музей Три улыбки 1. Улыбка ребенка,1883. 55 х 46 см. масло, холст. Санкт­Петербург, Русский музей Три улыбки 2. Улыбка девочки,1883. 55 х 46 см. масло, холст. Санкт­Петербург, Русский музей Три улыбки 3. Улыбка девушки,1883. 55 х 46 см. масло, холст. Санкт­Петербург, Русский музей В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество  Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к  художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество. Её с  юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть  европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала  превосходным сопрано. С тринадцати лет и до самой смерти Башкирцева вела дневник, куда с поразительной  откровенностью заносила все события своей жизни, свои мысли и чувства. "Я говорю  все, все, все", ­ писала она, предназначая свой дневник для печати. "Дневник Марии  Башкирцевой" впервые был опубликован во Франции в 1887 г., а в 1893 г., выдержав  уже несколько изданий на французском языке, вышел в свет и в России. Он запечатлел  образ женщины­художницы, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей  для этого, казалось бы, все возможности, но так и не успевшей реализовать себя. ДНЕВНИК МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ. Он был написан талантливо и предельно откровенно, подобных ему произведений  почти нет в истории литературы. Может быть, поэтому «Дневник» вызвал как  восторженные отклики, так и яростную критику. "Жизнь коротка, нужно смеяться, сколько можешь. Слез не избежать, они сами  приходят. Есть горести, которых нельзя отвратить: это смерть и разлука, хотя даже  последняя не лишена приятности, пока есть надежда на свидание. Но портить себе  жизнь мелочами — никогда!"  Творчество, переживания, сомнения, поездки по Европе, борьба с болезнью. И –  шокирующая искренность. (Портрет брата Павла) Автопортрет в шляпе с пером,1878 Молодая женщина с сиренью 1880 В студии. Мастерская Жюлиана,1881 188 х 154 см. масло, холст. Днепропетровск, Художественный музей Женский портрет. 35 х 27 см. масло, холст. Москва, Третьяковская галерея Женский портрет. 1881 92 х 73 см. масло, холст. Амстердам, Рейксмузеум Женский портрет. 1881. 116 х 89 см. масло, холст. Санкт­Петербург, Русский музей Жены­мироносицы (святые жены) Жоржет. 1881. 55 х 46 см. масло, холст. Франция, Музей Замка Генриха IV. Верхняя Гаронна За книгой. ок.1882. 63 х 60.5 см. масло, холст. Харьков, Художественный музей Восточная девушка. 1882. масло, холст. Ницца, Музей Жюля Шере Парижанка из Гавронцев Портрет Ирмы. 1882. 46 х 55.3 см. масло, холст. Париж, Петит Палас. Портрет молодой девушки за чтением,около 1882г 130 х 98 см. масло, холст. Частная клоллекция Портрет пожилой женщины. масло, холст. Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова Образ Башкирцевой последних месяцев вспоминает подробно в предисловии к  каталогу её картин известный в своё время критик Франсуа Коппе. Это была девушка  небольшого роста, худая, очень красивая, с тяжёлым узлом золотых волос,  «источающая обаяние, но производившая впечатление воли, прячущейся за  нежностью… Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под женской  прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила, и невольно приходил на  память подарок Улисса юному Ахиллу: меч, скрытый между женскими уборами». В мастерской гостя удивили многочисленные тома книг: «Они были здесь все на своих  родных языках: французы, немцы, русские, англичане, итальянцы, древние римляне и  греки. И это вовсе не были книги „библиотечные“, выставленные напоказ, но  настоящие, потрёпанные книги, читанные­перечитанные, изученные. Платон лежал на  столе, раскрытый на нужной странице». Во время беседы Коппе испытал какую­то необъяснимую внутреннюю тревогу, какой­ то страх, даже предчувствие. При виде этой бледной, страстной девушки ему  «представлялся необыкновенный тепличный цветок — прекрасный и ароматный до  головокружения, и тайный голос шептал в глубине души слишком многое сразу». Весна, апрель. 1884. 199.5 х 215.5 см. масло, холст. Санкт­Петербург, Русский музей Как бы прощаясь с жизнью, Мария начала писать большое панно «Весна»: молодая  женщина, прислонившись к дереву, сидит на траве, закрыв глаза и улыбаясь, словно в  сладчайшей грёзе. А вокруг мягкие и светлые блики, нежная зелень, розово­белые  цветы яблонь и персиковых деревьев, свежие ростки, которые пробиваются повсюду.  «И нужно, чтобы слышалось журчание ручья, бегущего у её ног, — как в Гренаде среди  фиалок. Понимаете ли вы меня?» Скончалась эта одаренная художница от туберкулеза, не дожив до двадцати четырех  лет. Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор  интерес к ее творчеству и личности не угасает. Вечерний дым над городом возник, Куда­то вдаль покорно шли вагоны, Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны, В одном из окон полудетский лик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С той девушкой у темного окна ­ Виденьем рая в сутолке вокзальной Не раз встречалась я в долинах сна. Но почему она была печальной? Чего искал прозрачный силуэт? Быть может ей ­ и в небе счастья нет? М.Цветаева Мопассан, посетив ее могилу, изрек: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он  будет так ярок и так короток!» После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную  часть живописных работ дочери. В роковом 1917­м коллекция сгорела вместе с  подожженной усадьбой... Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году… Некогда Люксембургскую галерею в Париже украшала аллегорическая скульптура  «Бессмертие»: молодой гений умирает у ног ангела смерти, в руке которого развернут  свиток с перечнем замечательных художников, преждевременно сошедших в могилу.  На этом свитке есть русское имя — Мария Башкирцева. . Ответить С цитатой В цитатник луида обратиться по имениВоскресенье, 20 Апреля 2014 г. 00:20 (ссылка) Ответить С цитатой В цитатник Комментировать « Пред. запись — К дневнику — След. запись » Страницы: [1] [Новые] Добавить комментарий: Введите свое имя и пароль на сайте: Регистрация Текст комментария: смайлики Напоминание пароля Проверка орфографии: (найти ошибки) Комментарий можно добавить без регистрации. На дополнительной странице Вам нужно будет ввести символы с изображения в специальное поле. Прикрепить картинку: Переводить URL в ссылку Подписаться на комментарии Подписать картинку Опубликовать
скачать по прямой ссылке