На уровне предметного освоения курса формируются первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Учащиеся осваивают необходимые знания в области изобразительных искусств, выразительных средств языка живописи, скульптуры, архитектуры, получают представления о специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.), а также о декоративном направлении и дизайне. Большое место в содержании курса отведено знакомству как с родной, так и с мировой культурами.
Курс «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 14 классов
(авторы: О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская)
Зачем нужен курс «Изобразительное искусство» в начальной школе
Курс по изобразительной деятельности направлен на формирование духовной культуры
средствами художественнотворческой изобразительной деятельности.
На личностном уровне формируются ценностные ориентиры в области изобразительного
искусства, уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей,
развиваются самостоятельность и стремление к поиску самостоятельных решений,
готовность к отстаиванию своего эстетического идеала, духовная и эстетическая
потребность в восприятии прекрасного, а также навыки совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками.
На межпредметном уровне реализуются связи с технологией, музыкой, литературой.
Художественнотворческая изобразительная деятельность неразрывна с эстетическими
представлениями о действительности, о деятельности, о человеке вообще и о самом себе в
общеэстетическом контексте, выраженном через определенные понятия. Их усвоение
поможет учащимся включиться в процесс творчества.
На уровне предметного освоения курса формируются первоначальные представления о
роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовнонравственном развитии.
Учащиеся осваивают необходимые знания в области изобразительных искусств,
выразительных средств языка живописи, скульптуры, архитектуры, получают
представления о специфических формах художественной деятельности, базирующихся на
ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.), а также о
декоративном направлении и дизайне. Большое место в содержании курса отведено
знакомству как с родной, так и с мировой культурами.
Какие линии развития учащихся реализуются на основе курса ИЗО
Расширение художественноэстетического кругозора осуществляется в пособиях через
знакомство с понятиями, с творчеством художников, с основами оформительства и
дизайна.
Девиз: Ученик много знает — многое умеет!
Приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных
видов искусства. Живопись, скульптура, архитектура сосуществуют в искусстве в единстве
видового своеобразия. Литература сформировала в живописи сюжетность, музыка дала
архитектуре мелодичность («Архитектура застывшая музыка» В. Гюго), а театр как
синтетический вид искусства вобрал всю специфику. В ходе реализации курса ИЗО
учащиеся выполняют задания продуктивного характера, связанные с синтетическими
свойствами искусства, которые развивают интегративное мышление как неотъемлемую
составляющую общего интеллекта.
Девиз: Ученик через изобразительное искусство знакомится с искусством!Освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных
материалов и инструментов как условие создания простейших художественных образов
средствами живописи, рисунка, графики, пластики. На уроках ИЗО учащиеся
экспериментируют с материалами (акварелью, гуашью), с цветом (цветоведение), с формой
(объемные фигуры), с композицией. В курсе предусмотрены задания на размышление, на
усвоение необходимых навыков в передаче и ощущении формы и цвета, поисково
экспериментальная деятельность в коллективной работе, которая завершает каждый
проблемный содержательный блок.
Девиз: В процессе создания образа ученик образовывает сам себя!
Воспитание зрительской культуры. В процессе освоения программных дидактических
единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными
операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретновизуального
образа, но и постигают контекст художественного явления как результат преобразования
действительности в процессе самовыражения.
Девиз: Учим умению видеть, а значит — воспринимать!
Какие задачи Государственного стандарта решает курс «Изобразительное искусство»
Курс рассчитан на 14 классы начальной школы. Его характеризует непрерывность и
преемственность. Так, в динамике, развивающий алгоритм действий может быть
проиллюстрирован следующими блокаминаправлениями:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни
человека через темы: «Художник и жизнь» и др. (1 кл.), «Кто такой художник» и др. (2
кл.), «Мастер иллюстрации» и др. (3 кл.), «Фотография», «Народные художники» и др. (4
кл.);
формирование основ художественной культуры, в том числе на материале культуры
родного края, отношения к миру, понимания красоты как ценности через темы:
«Знакомство с народными промыслами» и др. (1 кл.), «Музей искусств. Третьяковская
галерея», «Растительный орнамент» и др. (2 кл.), «Картины о жизни людей», «Чудо
радуга» и др. (3 кл.), «Родная природа. Поэт пейзажа» и др. (4 кл.);
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства осуществляется посредством тем «Линии и пятна», «Жанры в
живописи», «Цвет и его выразительность» и др. (1 кл.), «Весенние впечатления»,
«Композиция орнамента», «Колоритдуша живописи» и др. (2 кл.), «Фантазируем и
учимся», «Какие бывают фигуры», «Что такое композиция» и др. (3 кл.), «Русская икона»,
«Монументальная живопись» и др. (4 кл.);
овладение элементарными практическими навыками и умениями в различных видах
художественной деятельности реализуется через темы «Основы графического рисунка»,
«Акварель» и др. (1 кл.), «Рисуем цветными карандашами», «Рисунок. Штриховка»,
«Гравюра. Фактура» и др. (2 кл.), «Смешиваем краски», «Черное на белом и белое на
черном», «Цвета и цветы» и др. (3 кл.), «Композиция и ее основные законы», «Твоя
мастерская. Отмывка. Гризайль» и др. (4 кл.).
Важной методической составляющей курса являются разделы «Твоя мастерская», «Из
истории искусства», «Наши проекты», «Учимся видеть», «Изучаем работу мастера» и др.,связанные с формированием зрительской культуры, развитием личности в ее
интеллектуальной и эмоциональной целостности.
Как методически обеспечен курс ИЗО
Курс «Изобразительное искусство» обеспечен программой «Изобразительное искусство»,
учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») и рабочими тетрадями с
аналогичным названием для 14 классов (авторы О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская) с
методическим комментарием и пошаговыми рекомендациями. В процессе реализации
программы по желанию учителя возможно использование учебников «Технология» (14
классов) (авторы О.А.Куревина, Е.А.Лутцева), в которых содержится материал
общеэстетической направленности. Вместе с тем комплект «Изобразительное искусство»
может быть использован самостоятельно.
Как курс может быть реализован в соответствии с базисным учебным планом
В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное
количество часов (по 32 часа в каждом классе) с возможной корректировкой часов из
школьного компонента.
Как работать по комплекту «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»)
В ходе реализации учебных задач в соответствии с программой по изобразительному
искусству и художественнотворческой деятельности (авторы О.А.Куревина, Е.Д.
Ковалевская) учащиеся получают необходимые знания в области изобразительных
искусств, знакомятся со специфическими выразительными средствами языка живописи,
скульптуры, архитектуры, а также декоративного направления и дизайна. Тексты
учебников для 14 классов содержат необходимый материал для усвоения
стандартизированных дидактических единиц, лексических алгоритмов, с помощью которых
о произведениях искусства можно рассуждать, высказывать о них свое мнение. Широкий
подбор иллюстративного материала придает учебнику справочный характер: ученик
знакомится не только с текстами, но и с произведениями художников разных эпох и
направлений.
Полученные знания и представления учащиеся реализуют в репродуктивной и
продуктивной деятельности, выполняя творческие задания и проекты, предложенные в
рабочих тетрадях.