Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 2-4 классов.
На проведение занятий в каждом классе отводится 34 часа -1 час в неделю.
Цель: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
-способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
-расширить лингвистический кругозор;
- воспитывать языковое чутьё;
-повышать общую языковую культуру;
-развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
-выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.Рабочая программа
рабочая программа курса.doc
Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 24
Пояснительная записка
классов.
На проведение занятий в каждом классе отводится 34 часа 1 час в неделю.
Цель: формирование у обучающихся позитивного эмоциональноценностного
отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД,
интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
расширить лингвистический кругозор;
воспитывать языковое чутьё;
повышать общую языковую культуру;
развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность,
активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы
научности, доступности, систематичности и последовательности, связи
теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и
перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми
определяются, с одной стороны содержание, с другой формы, виды и методы
проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные учся
на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных
занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи
активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать
с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом
индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого
ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность одно из основных условий пробуждения и поддержания
интереса к занятиям курса. Занимательность достигается путём
использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад,
чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности.
Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уч
ся, развивает любознательность. Для учся начальной школы занимательно то,
что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению
русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учся поддерживается не только содержанием проводимых занятий,
но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а
также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения
языкового материала.
Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического
материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется
целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы
мышления нагляднодейственное, нагляднообразное, словеснологическое. Методы и формы организации занятий.
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с
возрастными особенностями и потребностями учся. Яркая эмоциональная
окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и
организацией познавательнопоисковой деятельности, включающие эмоции
удивления, радости «открытия».
Формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры,
проблемные и творческие занятия. Формы организации занятий
предусматривают внедрение современных педагогических технологий и
содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и
индивидуальных особенностей учся.
Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится
олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор,
сообразительность и смекалка школьников.
Ожидаемые результаты обучающихся:
применение полученных знаний и умений на практике;
участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах,
интеллектуальных марафонах по русскому языку;
умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного
опыта и представлений.
В программе выделено 6 разделов, подчиняющихся общему направлению
курса.
Первый раздел «Фонетика» даёт учся общее представление о роли и
значении современного русского алфавита, о том как появились и зачем
нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Учся на примере стихов и
рассказов детских писателей знакомятся с характером гласных и согласных,
ударных и безударных звуков. В разделе используются метаграммы, загадки,
шарады, проблемные задания.
Раздел «Словообразование» расширяет представление о составе слова,
о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой
роли в слове. Здесь знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоциональноокрашенным, узнают смыслоразличительную функцию
однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и
викторин.
В разделе «Орфоэпия. Орфография» учся развивают внимание,
память, обогащают словарный запас. Данный раздел включает блок
орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.
Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела
«Морфология». В данном разделе учся шире знакомятся с
морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей
речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей
речи. Используются лингвистические сказки и истории, занимательные
правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Раздел «Пунктуация» вводит учся в мир пунктуационных знаков. В
стихотворной форме знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр
для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков
препинания применяют полученные знания.
Раздел «Лексика» расширяет лингвистический кругозор, повышает
общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Учся знакомятся с
различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и
антонимов, с фразеологическим словарём. Глубже знакомятся с
однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением
слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен
пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и
выражениями.
Каждый раздел программы предполагает определённый объём и
содержание, предъявляет требование к тому, что должны знать и уметь
учащиеся. Содержание программы(34 часа)
Главная цель программы 2 класса: развитие интереса к русскому языку как
учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам
языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.
Задачи:
воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты
русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;
углубление знаний о лексике, фонетики и грамматики русского языка;
развитие речи, мышления и воображения.
Фонетика(6часов)
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов.
Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи.
Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы.
Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских
писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков.
Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадкишарады.
Морфемика(6 часов)
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал
слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове.
Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в
словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу.
Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных
слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды.
Занимательные игры.
Морфология(6 часов)
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих
частей речи. Фразеологизмы и глаголысинонимы. Задания на смекалку.
Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и
истории. Чайнворды.
Орфография(6 часов)
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и
орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с
непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница
частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных
слов.
Лексика(10 часов)
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или словаперевёртыши.
Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи
со словами.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса.
Обучающиеся должны:
Иметь представление:
о происхождении слов русского языка;
о словарях русского языка(толковом, орфографическом, этимологическом,
фразеологическом);
о прямом и переносном значении слов;
о многозначных и однозначных словах.
Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология,
транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаимзы,
фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада,
калейдоскоп, палиндром, криптограмма.
Уметь:
применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
выполнять фонетический разбор слова;
различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и
однокоренные;
определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
Курс "Русский язык с увлечением"
Курс "Русский язык с увлечением"
Курс "Русский язык с увлечением"
Курс "Русский язык с увлечением"
Курс "Русский язык с увлечением"
Курс "Русский язык с увлечением"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.