Курс «Уроки гражданственности Донбасса» План - конспект. 1класс. Тема. Богатыри земли нашей.
Оценка 5

Курс «Уроки гражданственности Донбасса» План - конспект. 1класс. Тема. Богатыри земли нашей.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
классное руководство
1 кл
01.04.2017
Курс «Уроки гражданственности Донбасса»  План - конспект. 1класс.  Тема. Богатыри земли нашей.
Цель: способствовать формированию представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской, развитию осознанной гражданской позиции, чувства патриотизма. Задачи: 1. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. 2. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу защитников Родины, уважение к воинам-защитникам, желание выполнять их заветы. Оборудование: компьютерная презентация, индивидуальные листы самоконтроля.Цель: способствовать формированию представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской, развитию осознанной гражданской позиции, чувства патриотизма. Задачи: 1. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. 2. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу защитников Родины, уважение к воинам-защитникам, желание выполнять их заветы. Оборудование: компьютерная презентация, индивидуальные листы самоконтроля.
Богатыри земли русской.doc

Открытое мероприятие для детей

Курс «Уроки гражданственности Донбасса»

 

План - конспект. 1класс.

 

Тема. Богатыри земли нашей.

 

Цель: способствовать формированию представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской, развитию осознанной гражданской позиции, чувства патриотизма.

Задачи:

1. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. 

2. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу защитников Родины, уважение к воинам-защитникам, желание выполнять их заветы.

Оборудование: компьютерная презентация, индивидуальные листы самоконтроля.

Ход занятия:

I.      Организация начала урока.

1.     Слово учителя.

Ой, вы, гой, еси, красны девицы и добры молодцы, 
глядите все и слушайте.

Я рассказ поведу про дела старинные, чтобы воды все успокоились,
Чтобы добрые люди послушали, чтобы молодцы призадумались!

·                   Когда так обращались люди друг к другу?

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в прошлое нашей страны  на много лет назад.

2.     Лист самоконтроля. Настроение.

3.     Беседа.

Давным-давно территория, где мы живем, входила в состав Древнерусского государства – Киевская Русь, жили на ней славяне.  «Гой, еси» - означает на старославянском языке пожелание здоровья «будь здоров». 

·       На что похоже слово «славяне» по звучанию?

Ой, да широка была страна привольная,

С народом многочисленным,

Душой широкой, духом сильным, телом крепким, умом проворным,

Да сердцем искренним.

И звалась та страна Киевская Русь великая.

Для сыновей и дочерей своих – Русь – матушка.

Для злых врагов – Русь непокорная.

Так начинались сказания народные в древности.

II.  Актуализация опорных знаний.

1. Работа с загадкой.

 Слово учителя. Чтобы узнать о ком будут эти народные сказания старины, давайте разгадаем загадку.

Воплощен в сказаньях старых

Добрый к людям, чист душой!

Бич врагов в сраженьях ярых

Витязь Родины святой!

Меч в руках его тяжелый

А в ногах — узорный щит

На пиру он гость веселый

В битвах — молнией летит! Богатырь.

III.           Формулировка темы урока, постановка цели урока.

1.     Беседа.

Много раз рвались на Киевскую Русь половцы, татары, рыцари-крестоносцы, поляки, литовцы. И вставали на защиту земли своей сильные духом богатыри русские. Давайте сформулируем тему нашего урока. Что мы уже знаем о богатырях?

2.     Словарная работа

По словарю Ожегова:

Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

·       Где можно узнать о подвигах богатырей?

·       А как по-другому можно назвать богатыря?

·       А где сейчас мы можем встретить богатырей – защитников?

3.     Лист самоконтроля. Задание 1.

·       Как вы думаете, за какие качества богатырей любили и уважали?

·       Какие из этих качеств нужны в наше время? Это необычные цветы, а те, которыми можно украсить душу человека, его сердце. Выберите цветок, которым вы хотите украсить свою душу.  Я хочу вам предложить еще один цветок «Мудрость».

·       А как вы думаете, что такое мудрость?

IV.            Формирование новых учебных знаний, умений, навыков.

1.     Слово учителя.

На доске - камень на перепутье. Именно перед таким камнем останавливались богатыри и решали, куда же им ехать.

- Сколько дорог?

Надпись на камне:

 «Если направо пойдёшь,

Совет мудрый найдёшь.

А если повернёшь левее,

Узнаешь, что сердцу милее.

А двинешься прямо,

Ждёт тебя богатырская застава».

Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой. Прежде, чем отправиться в дальний путь, богатыри кланялись своим родителям, просили у них благословение. Родители своим детям давали мудрый совет. Давайте, сначала пойдём по дороге направо, мудрый совет нам в пути пригодится.

2. Работа в парах. Лист самоконтроля. Задание 2.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. 

Пословица – это  мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание.

Соедини начало и конец каждой пословицы.   

Родина – мать,

При солнце тепло, а

Не тот герой, кто награду ждёт, а

при матери добро

тот герой, кто за народ идёт.

умей за нее постоять

V.   Физкультминутка «Богатыри».

VI. 

 

2. 

1,2,3 – Смело ты вперёд иди,

Скоро подрастём и мы,

Станем как богатыри!

Руки вверх мы поднимаем,

На заставу мы шагаем.

Богатырская застава!

Смотрим влево, смотрим вправо.

Ни в морях, ни в небесах

Не пропущен будет враг.

Мы шагаем дружно в ногу

Пусть уходит враг с дороги.

VI. Работа с иллюстрациями картин.

1.     Слово учителя.

Многие известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах.

• Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»
• К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту»,
• И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»

• Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри».

2.     Беседа по картине.

Рассмотрите репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Определите, кто здесь Илья Муромец, кто Добрыня Никитич, а кто Алеша Попович. Как их изобразил художник? Что их объединяет? Какой богатырь самый могучий? Какой самый мечтательный? Кто держит меч? Куда смотрит каждый из богатырей? Чем вооружены богатыри? Что охраняют богатыри? Какие отношения между богатырями? Какими чертами характера обладает каждый  богатырь? Совпадают ли образы героев на картине с теми, которые вы представляли себе, читая былины?

Лист самоконтроля. Задание 3. Запиши другое название картины.

3.     Слово учителя.

Металлический щит надежно защищал воина в бою. Однако щит был нужен не только древним воинам. Апостол Павел говорит: "Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие". Плохие стрелы могут лететь в нас: жадность, страх, жестокость, злость. Надо защищаться, чтобы не пустить их в свою душу, чтобы не засохли от них все цветы в душе нашей.  

Библия говорит, что христианам так же нужен щит. Нас всех может защитить особый щит, щит веры. Ребята, вы знаете, как можно развивать свое умение владеть щитом веры?  Наша вера должна быть прочной, как щит. С такой верой мы сможет противостоять всем врагам и отразить все его стрелы.  Пока вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу Республику крепкой и могучей, если будете любить своих близких  и друзей, будете помогать им, не будете ссориться.

4.     Работа в группах. Лист самоконтроля. Задание 4.

Соотнести события с отрывком из былины. Назвать имя богатыря.

1 группа. Прочитайте отрывок из былины. Найди из предложенных предметов те, которые подходят к отрывку. Наклейте предметы, чтобы получилась иллюстрация к отрывку.

И тут старый казак Илья Муромец –

Берёт-то свой лук разрывчатый,

Он тетивочку шелковую натягивал.

И спустил стрелу в того-то Соловья-разбойникка –

Ему выбил право око с окосицею.

2 группа.  Прочитайте отрывок из былины. Найди из предложенных предметов те, которые подходят к отрывку. Наклейте предметы, чтобы получилась иллюстрация к отрывку.

Подъезжал Добрынюшка ко норам змеиным,

Оставил он коня богатырского,

И пошёл он по норам змеиным,

И дошел он до Змеища до Горыныча.

У того-то в плену сидит Забавушка Путятична!

И убил Добрынюшка Змеища-то Горыныча!

3 группа. Прочитайте отрывок из былины. Найди из предложенных предметов те, которые подходят к отрывку. Наклейте предметы, чтобы получилась иллюстрация к отрывку.

Слез с коня Алёшенька,

Идёт пешим дорогою,

Да шалыгою подорожною подпирается.

А навстречу едет Тугарин по чисту полю,

Кричит он, зычит во всю глотку-то…

Да Алёшенька Попович млад,

Выскаивал из-под гривы лошадиной,

Он махнул шалыгою по Тугариновой буйной голове –

Покатилась голова с плеч, как пуговица…

5.                 Слово учителя.

Осталось нам пройти по дороге левее. А как вы думаете, что сердцу всего милее? Милее всего сердцу родной край. Нет в мире краше Родины нашей.  Нашу Родину окружали и сейчас окружают разные страны, и не все они относятся к нам дружелюбно. С давних пор было необходимо защищать границы. И в наше время границы ни на минуту не остаются без охраны. Тем, кто идёт к нам с добром, с интересом к нашим людям, мы всегда рады. Для них границы открыты, как и сердца людей. Наш народ славится гостеприимством, сердечностью, добротой. Но тем, кто придёт с мечом, от меча и погибнет.

·       Отличаются ли богатыри от наших защитников Отечества? Чем?

VII.        Игра «Диалог времён».

Как в стародавние времена защищали нашу землю – матушку богатыри, так и в нынешнее время охраняют её наши доблестные воины – солдаты. Представим себе, что встретились однажды воины разных времён и завели они между собою разговор. Примерные вопросы для диалога:

·       Почему вы охраняете границы нашей Родины?

·       Кого вы любите больше всего на свете?

·       Какая для вас самая ценная награда?

·       Кого вы охраняете на своём посту?

Говорят, что сила наших воинов досталась им от предков богатырей-силачей. Желаю вам вырасти большими, сильными, смелыми и здоровыми. А когда придет время, вы тоже станете защитниками своей Родины.  
VIII. Итог урока.

1.                 Беседа

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Давайте не забывать о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Подготовленные ученики:

Оглянусь на предков наших,

На героев прошлых дней.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины моей!

Врагу не сломить нашу крепкую волю,

Мы духом и сердцем во веки сильны, Единству и братству славянских народов,

Мы будем всегда беззаветно верны!

Вспоминаю добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Донецкая Русь сквозь года величала,

Победное знамя своё пронесёт,

Святая народная наша Держава

С надеждой и верой для мира цветёт!

2.     Рефлексия

Я знаю …  Я научился … Мне понравилось…

Лист самоконтроля. Настроение.


Открытое мероприятие для детей

Открытое мероприятие для детей

Давным-давно территория, где мы живем, входила в состав

Давным-давно территория, где мы живем, входила в состав

Словарная работа По словарю Ожегова:

Словарная работа По словарю Ожегова:

Работа в парах. Лист самоконтроля

Работа в парах. Лист самоконтроля

Рассмотрите репродукцию картины

Рассмотрите репродукцию картины

Берёт-то свой лук разрывчатый,

Берёт-то свой лук разрывчатый,

И в наше время границы ни на минуту не остаются без охраны

И в наше время границы ни на минуту не остаются без охраны

Оглянусь на предков наших, На героев прошлых дней

Оглянусь на предков наших, На героев прошлых дней
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017