Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
ОБЗР
6 кл
27.02.2019
В пособии представлена рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочных занятий по основам безопасности жизнедеятельности, а также методические разработки (конспекты занятий, игры, викторины, конкурсы и т.д.), используемые во внеурочной деятельности.
Курс внеурочных занятий «Основы безопасности жизни» в 6 классе предназначен для формирования у обучающихся системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выживания в природной среде в случае экстремальной ситуации, в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, по оказанию само- и взаимопомощи. Кроме того, содержание курса направлено на формирование ряда физических качеств и психологических черт личности, необходимых для решения вопросов выживания в различных аварийных ситуациях.
Издание адресовано преподавателям ОБЖ, руководителям методических объединений образовательных учреждений; может быть полезно студентам педагогических учреждений и классным руководителям при проведении классных часов или внеклассных мероприятий.
_Внеурочка по ОБЖ. (2) — копия.docx
Курс внеурочных занятий
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ»
6 класс
ВВЕДЕНИЕ
С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность стала
неотъемлемой частью образовательного процесса. Она характеризуется как
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно
урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но одновременно
направлена на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организация общественнополезной и досуговой деятельности обучающихся в
тесном взаимодействии с социумом.
2. Включение обучающихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
3. Организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями в решении общих проблем.
5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для
формирования здорового образа жизни.
6. Организация информационной поддержки обучающихся.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
связь теории с практикой;
доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию.
Внеурочная деятельность даёт обучающимся возможность развивать свои
интересы, расширять кругозор, развивать познавательную самостоятельность. В
настоящее время она стала важной формой общественного воспитания детей и
представляет систему организованных занятий, проводимых школой с обучающимися
во внеурочное время, являющихся составляющим звеном воспитательной работы
школы. Внеклассная работа направлена на физическое и духовное становление
личности.
Место внеурочных занятий курса ОБЖ в учебном плане
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в
соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» преподаётся в школе
только с 8 класса. И так как в учебном плане школы нет свободных часов для ведения в 6х классах учебных занятий по курсу ОБЖ, то возникла необходимость
ведения внеурочных занятий и разработки рабочей программы по данному курсу.
Курс внеурочных занятий «Основы безопасности жизни» в 6 классе
предназначен для формирования системы специальных знаний, умений и навыков,
необходимых для выживания в природной среде в случае экстремальной ситуации.
Программа курса строится на основе формирования целостного представления об
опасностях природной среды и предполагает привитие знаний и умений распознавать
и оценивать опасные факторы, определять способы защиты от них, ликвидировать их
негативные последствия и оказания само и взаимопомощи. Кроме того, содержание
курса направлено на формирование ряда физических качеств и психологических черт
личности, необходимых для решения вопросов выживания в различных аварийных
ситуациях.
Отличительной чертой курса «Основы безопасности жизни» является его
ярко выраженный прикладной характер. Его усвоение обучающимися возможно
только через постоянный тренинг. Цель любого занятия – не только и не столько
сообщить соответствующий объём знаний, сколько выработать достаточно твёрдые
умения и навыки поведения по сохранению здоровья и жизни в экстремальных
ситуациях природного, техногенного, экологического и социального характера, а
также в условиях автономного существования в природных условиях. Поэтому для
проведения занятий необходимо привлекать лиц, обладающих большим опытом в
своей области: спасателей, лётчиков, бывалых туристов, охотников и т.д. К
занятиям, связанным с медицинской тематикой, могут привлекаться лица, имеющие
медицинское образование, с пожарной тематикой – пожарные, а с дорожной
безопасностью – сотрудники ГИБДД.
Более детальное рассмотрение вопросов безопасности в жизни позволит
обобщить накопленный, в том числе и на уроках ОБЖ (в 5 классе курс ОБЖ
преподавался за счёт школьного компонента и был включён в учебный план школы),
материал на основе анализа конкретных ситуаций, что значительно активизирует
учебновоспитательный процесс, станет побудительным фактором к творческому
подходу в поиске правильных решений по выходу из опасных ситуаций,
представляющих угрозу для жизни и здоровья человека.
Курс желательно завершить однодвухдневным походом на природу с целью
проверки сформированности навыков выживания в природной среде, умения
анализировать и принимать целесообразные решения в опасных ситуациях.
Внеурочные занятия по курсу ОБЖ призваны способствовать формированию
у обучающихся:
сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной
безопасности;
навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
индивидуальной системы здорового образа жизни.
Особенность курса внеурочной деятельности «Основы безопасности жизни»
заключается в том, что с его помощью обучающиеся приобретают навыки
2 самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной
жизни и в различных опасных ситуациях, выбирать средства реализации
поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной
безопасности. Каждый учитель должен иметь максимально полную информацию о
том, что имеется по предмету в области внеурочной деятельности. Эти знания
помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учётом
реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их
применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.
Рабочая программа внеурочных занятий
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочных занятий «Основы безопасности жизни»
(далее Рабочая программа) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
(ОБЖ) для 6 класса составлена на основе обязательного минимума содержания
образования. Исходными документами для составления рабочей программы
являются:
Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 N 273ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении
изменений в федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования».
Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
министерства образования.
Санитарные правила СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010
г. № 189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. № 189).
3 Приказ Министерства образования и науки Амурской области от 15.09.2013 г. №
1439 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки
и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей) общеобразовательными учреждениями,
расположенными на
территории Амурской области и реализующих программы общего образования».
Устав МОБУ Ромненская СОШ.
Образовательная программа основного общего образования МОБУ Ромненская
СОШ.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ
учителя МОБУ Ромненская СОШ.
Учебный план МОБУ Ромненская СОШ.
Для реализации рабочей программы используется учебнометодический
комплект, включающий учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6
класса:
учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников;
под общей ред. Смирнова А.Т. М.: Просвещение, 2016;
учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов,
А.Т. Смирнов; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ : Астрель, 2015.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе
учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа включает два логически взаимосвязанных раздела,
содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику
защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.
Обоснованность (актуальность, новизна и значимость) курса внеурочных
занятий «Основы безопасности жизни» в школе обусловлена необходимостью
выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к
увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. Кроме того,
безопасность каждого человека во многом зависит от его самого, от его готовности
правильно оценить складывающуюся опасную ситуацию и найти из неё наиболее
безопасный выход. Умение правильно вести себя в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях определяет защищённость человека от отрицательного
воздействия на него фактора риска окружающей среды и характеризует его уровень
культуры безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, общую культуру человека в области безопасности
жизнедеятельности можно характеризовать как его умения и навыки
своевременно и адекватно реагировать на различные опасные и чрезвычайные
ситуации природного, техногенного и социального характера, найти наиболее
безопасный выход из сложившейся ситуации, снизить фактор риска для себя
и для окружающих.
4 Курс внеурочных занятий «Основы безопасности жизни» строится так,
чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного
здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни
человека;
готовность к оказанию первой помощи пострадавшим и нуждающимся в ней;
готовность и обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких задач, как:
формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной
жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в условиях автономного существования в
природных условиях;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.
Основными принципами обучения являются:
1. Принцип интеграции. Весь учебный материал подчинён принципу интеграции
субъективных и объективных факторов, обеспечивающих безопасность в любой
чрезвычайной ситуации. Так, содержание раздела, знакомящего школьника с
опасными ситуациями на дорогах и правилами дорожного движения, строится на
основе рассмотрения вопросов дорожной безопасности как результата
согласованной деятельности всех участников дорожного движения (водитель,
пассажир, пешеход). Другие проблемы (здоровье человека, природные
катаклизмы) рассматриваются не только как личные, но и как общезначимые,
государственные.
2. Принцип психологической обусловленности позволяет ученику быть не
столько объектом, сколько субъектом учебновоспитательной деятельности. В
средствах обучения, реализующих программу курса, много материалов,
формирующих контрольнооценочные действия обучающихся, их рефлексивную
позицию. Особое внимание уделено оценке здоровья человека, роли
психологического фактора в его сохранении, а также в регулировании
отношений со сверстниками.
3. Принцип практической направленности обеспечивает формирование
конкретных умений и навыков в процессе практических занятий во внеучебной
деятельности.
4. Принцип деятельностного подхода
обеспечивает активность и
самостоятельность деятельности школьника. Весь методический аппарат
позволяет обсуждать программные темы не на констатирующем, а на
проблемном уровне.
5 Общая характеристика внеурочной деятельности
Основные методы обучения:
Словесные методы: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог
(диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом), консультация.
Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии
изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов:
картин, рисунков, плакатов, фотографий;
таблиц, схем, диаграмм, чертежей, графиков;
демонстрационных материалов: моделей, приборов, предметов (образцов
изделий, муляжей и т. д.);
видеоматериалов, презентаций.
Практические методы
обеспечивают самостоятельную деятельность
обучающихся:
метод упражнения: упражнения, тренинг, тренировка.
письменные работы: конспект, выписки, составление тезисов (доклада),
реферат; письменные ответы на вопрос; составление аннотации
(произведения, статьи).
метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений;
зарисовка, рисунки; запись звуков, голосов, сигналов; фото, видеосъёмка;
проведение замеров.
практические занятия: оказание первой помощи, определение сторон
горизонта и своего местонахождения, составление плана местности и др.
проектные и проектноконструкторские методы обучения: разработка
проектов; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых
способов решения задачи; создание моделей, конструкций, макетов;
создание творческих работ; проектирование (планирование) деятельности,
конкретных дел.
Применяются нетрадиционные формы внеурочных занятий – интернет
занятия, видеозанятия, интегрированные занятия (ОБЖ + литература), экскурсии (в
т.ч. виртуальные), викторины, игры, конкурсы, соревнования, поход и т. д.
Для решения воспитательных задач, используются методы воспитания:
традиционные – убеждение, упражнения, поощрения, пример;
инновационнодеятельностные – алгоритмизация;
неформальноличностные – пример личностнозначимых людей, пример
авторитетных людей, пример друзей, близких, героев литературных
произведений;
рефлексивные – индивидуальное переживание, самоанализ, осознание
собственной ценности в реальной действительности.
Общая характеристика внеурочных занятий по курсу ОБЖ
6 Изучение данного курса предполагает получение обучающимися
углубленных знаний по обеспечению личной безопасности в условиях автономного
существования в природных условиях, по соблюдению правил дорожного движения и
правил пожарной безопасности, оказанию первой помощи пострадавшим при
различных видах травм. Внеурочные занятия по курсу ОБЖ дают возможность:
формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных
ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни
человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности, безопасности окружающих;
приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в
неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно
реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
повышения уровня знаний и навыков в обеспечении безопасности
жизнедеятельности при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
формирования уверенности в успешном преодолении трудностей и веры в успех
при столкновении с опасными и экстремальными ситуациями;
продолжать повышение уровня знаний по пожарной безопасности и безопасности
дорожного движения, а также формирования навыков и умений по оказанию
первой помощи пострадавшим при различных видах травм.
Система оценки достижений обучающихся
Деятельность учащихся на внеурочных занятиях ОБЖ оценивается с
позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении,
развивающего обучения и успешности деятельности обучающихся. Задания носят
посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования
обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей обучающихся.
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в
повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир,
предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и, в случае их наступления, правильно
на них реагировать и действовать. Таким образом, формируется и повышается общая
культура безопасности личности в окружающем мире.
Формы и вопросы контроля: Основной формой текущего контроля знаний
являются устные ответы обучающихся на теоретические вопросы. Письменный
контроль осуществляется в форме тестирований. Тесты по содержанию вопросов и
уровню их сложности позволяют учителю осуществить проверку знаний, а
обучающимся дают возможность подготовиться к опросу, зачётам и самостоятельно
проверить правильность усвоения материала. Итоговая контрольная письменная
работа проводится в конце учебного года. Контрольные работы служат для контроля
7 за качеством усвоения обучающимися учебного материала и их умением применять
знания на практике. Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные
задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение
нормативов в практических видах деятельности позволяют преподавателю иметь
точное и ясное представление о полученных обучающимися знаниях и
приобретённых ими навыках, и умениях.
Возможные виды самостоятельной работы обучающихся: выполнение
презентаций, проектов, подготовка докладов.
Логические связи. Курс внеурочной деятельности «Основы безопасности
жизни» обобщает и систематизирует учебный материал из различных учебных
предметов. В таких разделах, как «Чрезвычайные ситуации природного и
техногенного характера» и «Обеспечение безопасности при автономном
существовании человека в природной среде» прослеживается связь с географией,
историей, экологией. В разделе «Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи» прослеживается связь с биологией.
На внеурочных занятиях курса ОБЖ широко используется межпредметная
связь с уроками литературы, приводятся примеры из сказок, используются загадки,
пословицы и поговорки. Проводится анализ действий литературных героев по
выживанию в экстремальных ситуациях (лётчик А. Мересьев в повести Б. Полевого
«Повесть о настоящем человеке») и безопасного поведения и выживания в условиях
автономного существования в тайге (произведение В.П. Астафьева «Васюткино
озеро») и на необитаемом острове (произведение Д. Дефо «Робинзон Крузо»).
Межпредметные связи реализуются за счёт применения опорных знаний
обучающихся, проведения интегрированных занятий, конкурсов, викторин, игр,
экскурсий и т.д.
Результаты освоения содержания курса
Личностные результаты:
усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах, в
условиях автономного существования в природных условиях;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование способности оценивать своё поведение в разных жизненных
ситуациях с точки зрения безопасности и способности предвидеть опасные
ситуации и уметь избегать их;
формирование готовности к преодолению опасных ситуаций в случае их
неизбежности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
8 осознанному выбору профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов
деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности, повышение
культуры безопасности в различных ситуациях.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, строить
логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее
9 решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в условиях автономного существования в
природе, в том числе оказания самопомощи и первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, в условиях автономного существования.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в
условиях автономного существования в природных условиях;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера;
понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая их последствия для личности, общества и
государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций, в условиях автономного существования в природе;
умение оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, полученной из различных
источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
10 Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28 ч.)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (28 ч.)
Глава 1. Обеспечение безопасности при автономном существовании
человека в природной среде (11 ч.)
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная
автономия. Факторы риска и выживания. Тактика выживания.
Ориентирование на местности. Ориентирование по компасу, Солнцу, Луне,
звёздам. Ориентирование по местным признакам.
Определение своего местонахождения. Определение своего местонахождения и
выбор направления движения на местности. Азимут. Выдерживание курса. Как
находить дорогу к жилью.
Способы подачи сигналов бедствия. Средства для подачи сигналов бедствия.
Сигналы международного кода.
Устройство временных укрытий. Выбор места. Постройка временных укрытий.
Виды укрытий. (Изготовление макетов временных укрытий).
Разведение костра. Выбор места для костра. Добывание огня. Разжигание костра.
Типы костров. Сохранение огня.
(Изготовление макетов различных типов
костров).
Обеспечение водой. Как преодолеть недостаток воды. Поиск и добывание воды.
Очистка и обеззараживание воды.
Организация питания. Общие принципы организации питания. Растительная
пища. Нетрадиционные виды пищи. Добывание пищи охотой и рыбной ловлей.
Способы приготовления пищи.
Выживание на необитаемом острове. Работа с произведением Д. Дефо
«Робинзон Крузо». (Бинарное внеурочное занятие по ОБЖ и литературе по теме
«Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо
«Приключения Робинзона Крузо»»).
Выживание в тайге. Работа с произведением В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
(Бинарное внеурочное мероприятие по ОБЖ и литературе по теме «Выживание
в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»»).
туристических узлов и способы их вязки.
Мы идём в поход. Виды туризма. Туристическое снаряжение. Виды
Глава 2. Опасные ситуации в природных условиях (2 ч.)
Опасные погодные явления. Опасные погодные явления и способы защиты от
них. Безопасность на водоёмах.
Безопасность при встрече с опасными животными. Как вести себя при встрече
с опасными животными. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и
его профилактика.
11 Глава 3. Опасные ситуации техногенного характера (10 ч.)
Пассажир. Безопасность пассажира. (Конкурсигра по безопасности
Дорожное движение. Участники дорожного движения. Безопасность участников
дорожного движения. Причины дорожнотранспортного травматизма. (Викторина по
правилам дорожного движения "Красный. Жёлтый. Зелёный").
Пешеход. Безопасность пешехода. (Конкурсигра по безопасности дорожного
движения "Пешеход").
дорожного движения "Светофор").
Пожарная безопасность. Причины и последствия пожаров. Правила безопасного
поведения при пожаре. (Интерактивная игра по пожарной безопасности "Что?
Где? Когда?". Интерактивная викторина "Закончи пословицу" о пожарах и огне).
Огнетушитель. Назначение, устройство и правила пользования огнетушителем.
(Игратренажёр «Виды огнетушителей и их назначение»).
безопасности», часть 1, 2, 3).
Экскурсия в музей Учебного центра пожарной охраны г. Благовещенска.
(Виртуальная экскурсия по музею Учебного центра пожарной охраны).
Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с работой пожарных и спасателей,
специальной техникой и оборудованием, применяемых при тушении пожаров и ЧС.
Знаки пожарной безопасности. (Игратренажёр «Знаки пожарной
Глава 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
(5 ч.)
Чрезвычайные ситуации природного характера. Классификация. Причины
возникновения и последствия. Правила безопасного поведения. (Интерактивная
игра «Чрезвычайные ситуации природного характера»).
Лесные и торфяные пожары. Причины возникновения, последствия,
профилактика. Правила безопасного поведения. (Интерактивная игра по основам
пожарной безопасности «Берегите лес от пожара»).
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Классификация. Причины
возникновения и последствия. Правила безопасного поведения. (Интерактивная
игра «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»).
Модуль 2. Основы медицинских знаний (6 ч.)
Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (6 ч.)
Глава 6. Первая помощь при неотложных состояниях (6 ч.)
Общие принципы оказания первой помощи. Общие принципы оказания
самопомощи и первой помощи пострадавшему.
12 Первая помощь при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.
Первая помощь при укусах животных. Укусы животных, насекомых, ядовитых
змей. Первая помощь при отравлениях.
Первая помощь при травмах. Ушибы. Растяжения и разрывы связок. Вывихи.
Сдавления. Переломы.
Первая помощь при кровотечениях. Артериальное, венозное и капиллярное
кровотечение. Кровотечение из носа. Порезы, ссадины.
Первая помощь утопающему. Основные приёмы реанимации.
Е
И
Н
А
В
О
Р
И
Н
А
Л
П
Е
О
К
С
Е
Ч
И
Т
А
М
Е
Т
О
Н
Р
А
Д
Н
Е
Л
А
К
а
с
с
а
л
к
6
я
л
д
Ж
Б
О
у
с
р
у
к
о
п
»
И
Н
З
И
Ж
И
Т
С
О
Н
13 14 15 16 17 18 19 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная литература:
1. Учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников;
под общей ред. Смирнова А.Т. М.: Просвещение, 2016.
20 2. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов,
А.Т. Смирнов; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ : Астрель, 2015.
Дополнительная литература и источники:
1. Васюткино озеро. / В.П. Астафьев. – М: Издво детская литература, 1980.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника / В.П.
Ситников. – М: Филологич. обво «СЛОВО», АСТ, Центр гуманитарных наук
при фте журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.
3. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5
11классы /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, В.А. Васнев, М.В.
Маслов; под общей редакцией А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук. М.:
Просвещение, 2010 — (Академический школьный учебник).
4. Основы безопасности жизнедеятельности. Автономное существование в
природных условиях. 9 класс: элективный курс / авт.сост. О.В. Павлова.
Волгоград: Учитель, 2007.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. 58 классы. Школьный курс в тестах,
играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.сост. Г.П. Попова. Волгоград:
Учитель, 2006.
6. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 511 классах
(игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.сост. О.В.
Павлова, Г.П. Попова. Изд. 2е — Волгоград: Учитель, 2010.
7. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2016.
8. Приключения Робинзона Крузо / Перевод с англ. Хабаровск: кн. издво, 1991.
9. Энциклопедия выживания и спасения: Пер. с англ. – М.: Вече, 1997.
10. Юные друзья пожарных: программа работы кружка, конспекты занятий,
внеклассные мероприятия / авт.сост. С.В. Виноградова. – Волгоград: Учитель,
2007.
11. Основы безопасности жизнедеятельности для детей и подростков. Компакт
диск.
12. ОБЖ. Библиотека электронных наглядных пособий 511 классы. Компактдиск.
13.Основы безопасности жизни. Курс внеурочных занятий, 6 класс. Компактдиск с
приложениями.
21
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Курс внеурочных занятий "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ", 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.