Курсовая

  • docx
  • 23.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала курсовая Анна ОБРАЗЕЦ.docx

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ     

4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РОЛИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности

1.2 Причины нарушений осанки и группы риска

1.3 Развитие здорового школьника и осанки

1.4 Методы профилактики и коррекции нарушения осанки

 

 

6

6

 

13

16

19

 

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА  ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ В ШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ                                                                                             

2.1 Организация и методы исследования                                                                           

2.2 Анализ результатов исследования                                      

 

 

 

 

19

19

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ       

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                           

   28

                                                                         

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. За последние десять лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих образовательные учреждения. Число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3–26,9%), а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 5–6%). По данным центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья – от легкой степени выраженности до тяжелой патологии. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной и пищеварительной систем [22, c. 17].

При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребенка, – возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная емкость легких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость – звенья одной цепи. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника – сколиозы. Сколиоз и нарушение осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых [25, c. 36].

Неправильное положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы, односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного аппарата создает неблагоприятные и условия для функционирования органов и систем. Вред наносится, в частности, таким системам, как кровообращение, дыхание, пищеварение. Таким образом, формирование правильной осанки важно в целях повышения работоспособности и гармонизации функций систем организма.

 

Выявление причин нарушения осанки является одной из главных задач по врачебному контролю на уроках физической культуры.

В связи с этим мы считаем тему в настоящий момент актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей.[8, 12].

Цель исследования - исследовать, какое значение имеет осанка для здоровья ребенка.

Задачи исследования:

1. Анализ литературных источников по теме исследования.

2. Разработать комплекс упражнений для исправления неправильной осанки.

3. понаблюдать за изменениями здоровья при выполнении профилактических упражнений и утренней зарядки.

Объект исследования – коррекция осанки младших школьников

Предмет исследования – влияние специальных физических упражнений на коррекцию осанки младших школьников.

Методы исследования:

- анализ литературных источников по теме исследования;

- наблюдение;

- изучение литературы об осанке;

- опрос учащихся;

- поиск необходимых сведений в сети Интернета.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих шести параграфов, заключения, списка литературы (20 источников).

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РОЛИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности

Осанка – привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.

Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки. Определяется вертикальное положение головы – подбородок слега приподнят, линия, соединяющая нижний край орбиты глаза и козилок уха, горизонтальна; шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы; плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены; грудная клетка симметрична и немного выступает, живот подтянут, лопатки прижаты к туловищу, расположены на одной горизонтальной линии.

При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба.

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1–2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед, угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков – 28°, у девочек – 31°. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10–12 годам.

Осанка зависит от формы гибкости позвоночника, от состояния нервно – мышечного и связочного аппарата. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функцию спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

Дефекты осанки заключаются в изменении положения туловища, плечевого пояса и таза, головы, вызывающем увеличение или уменьшение физиологических изгибов позвоночника.

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в саггитальной, горизонтальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков. Обращаю внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой. Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в саггитальной плоскости, анфас представляет прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз).

В сагиттальной плоскости различают четыре физиологических изгиба позвоночника: два обращены выпуклостью кпереди шейный и поясничный лордозы; два обращены выпуклостью к ним это грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Сагиттальная плоскость (от латинского «сагитта» – стрела) делит тело на правую и левую половины. Происходит сгибание (наклон вперед) и разгибание позвоночника (наклон назад).

Существуют следующие виды нарушения осанки в саггитальной плоскости:

1. Нарушения осанки связанные с увеличением физиологических кривизн позвоночного столба:

 

а) Сутуловатость характеризуется увеличение грудного кифоза при одновременном или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.

б) Круглая спина (кифотическая осанка), характеризуется увеличение грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название – «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные»; ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощения ягодиц; мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.

в) Кругло-вогнутая спина (кифолордическая осанка), характеризуется увеличением всех изгибов позвоночного столба. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах – нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и истощены.

2. Нарушения осанки связанные с уменьшением физиологических кривизн позвоночного столба:

а) Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища.

б) Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдаются при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают сзади; живот отвисает.

 

Фронтальная плоскость – делит тело на переднюю и заднюю стороны (наклоны туловища вбок). Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.

1. Асимметричная, или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечается неравенство треугольников талии, асимметрии мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличии от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

2. Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, часто сменой положения тела в пространстве.

Сколиоз – это заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, сочетающееся с торсией позвонков.

Наличие торсии является главным отличительным признаком сколиоза – по сравнению с нарушениями осанки во фронтальной плоскости.

Торсия (torsio) – скручивание позвонков вокруг вертикальной оси, сопровождающееся деформацией их отдельных частей и смещением позвонков относительно друг друга в течение всего периода роста позвоночника.

В верхней половине дуги искривления остистые отростки изгибаются в выпуклую сторону, в нижней – в вогнутую. На вогнутой стороне сколиоза мышцы и связки укорочены, на выпуклой – стянуты. Растянутые мышцы на выпуклой стороне развиты значительно слабее, чем укороченные мышцы на вогнутой стороне позвоночной дуги. Ребра повернуты; грудина смещена и наклонена в сторону вогнутости. Грудная клетка более всего деформируется сколиозом в области грудных позвонков, смещение ребер вызывает изменение ее формы. На выпуклой стороне ребра направлены косо – вниз – вперед, промежуток между ребрами расширен (рис. 2).

На вогнутой стороне ребра менее наклонены спереди и располагаются близко друг к другу. Лопатки находятся на разной высоте; в случае сколиоза в грудной части позвоночника лопатки также имеют торсию. Таз наклонен с торсией вокруг крестца.

Эти структурные изменения проводят к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем, желудочно-кишечного тракта, других систем организма. Поэтому правильно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни.

По форме искривления и степени сложности сколиозы делятся на две группы: простые и сложные.

Простые сколиозы характеризуются простой дугой искривления. При этом позвоночный столб напоминает букву «С» и отклоняется в одну сторону. Такие сколиозы могут быть локальными (поражающими один отдел позвоночника) и тотальным (поражающим весь позвоночник).

Сложные сколиозы характеризуются двумя и более отклонениями позвоночника в разных направлениях. Это так называемые S-образные сколиозы.

По направлению дуги искривления сколиозы делятся на правосторонние и левосторонние.

Сложные сколиозы образуются из простых: основная, первичная дуга искривления компенсируется вторичной дугой искривления. Тип сколиоза определяется локализацией первичной дуги искривления.

Этиологически различают сколиозы врожденные (они встречаются у 23%) и приобретенные.

К приобретенным сколиозам относится:

 

1. Ревматические, возникающие внезапно и обуславливающие мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;

2. Рахитические – рано проявляется различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, – благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

3. Паралитические – возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

4. Привычные – на почве привычной плохой осанки (часто их называют «школьными», так как в этом возрасте они получают наибольшее выражения). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и т.д.

Дефекты осанки ухудшают функцию внутренних органов. Уменьшение амплитуды движений грудной клетки диафрагмы нарушает функцию органов дыхания, ухудшаются условия для работы сердечнососудистой системы. Уменьшение колебаний внутрибрюшного давления оказывает неблагоприятное влияние на желудочно-кишечный тракт.

Различают три степени нарушения осанки

1. Первая степень характеризуется изменением тонуса мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Нарушение легко исправляется при систематических занятиях корректирующей гимнастикой.

2. Вторая степень характеризуется изменения в связочном аппарате позвоночника. Изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корректирующей гимнастикой под руководством медицинских работников.

 

3. Третья степень характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Изменения не исправляются корректирующей гимнастикой, а требует специального ортопедического лечения.

Анатомо-физиологические особенности при нарушениях осанки

Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит устойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы является основой неустойчивости осанки. Неумеренность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.

При правильной осанке все части тела расположены симметрично, относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости, изгибов позвоночника или косого расположения таза – во фронтальной плоскости, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, на линии, соединяющей передние края лодыжек.

Пропорции тела с возрастом меняются: размеры головы уменьшаются, конечностей – увеличиваются. Поэтому устойчивое вертикальное положение тела в различные возрастные периоды достигается за счет разного взаимоположения частей тела и разных усилий мышц, поддерживающих туловище. Правильная осанка у дошкольника, школьника, а так же у юноши и девушки в период полового созревания различается.

При нормальной осанке, у школьника плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Физиологические изгибы выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половины туловища симметричны. Остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны, находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут, по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей – грудной кифоз.

Неправильная осанка отрицательно влияет на работу внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становиться вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

 

1.2 Причины нарушений осанки и группы риска

 

Нарушение формы позвоночника у школьников может быть вызвано самыми разными причинами:

1. Врожденные дефекты. Касаются, прежде всего, клиновидных позвонков, сросшихся и лишних ребер. Эти дефекты весьма опасны, но достаточно редки (не более 0,5 – 0, 25% всех случаев). Проявляются очень рано и требуют чрезвычайно интенсивного лечения. При врожденных дефектах сколиоз обычно сочетается с деформацией грудной клетки, кифозом и лордозом.

2. Родовые травмы. При тяжелых родах страдает головной мозг ребенка, нарушается симметрия иннервации (снабжение, какого-либо органа или ткани нервами, обеспечивающими их связь с центральной нервной системой) тела. Часто дефекты развития позвоночника после таких травм начинают проявляться примерно с 5–6 лет. Форма заболевания бывает самой разной – от легкой до очень тяжелой. Ранее родовые травмы были основной причиной нарушений позвоночника.

3. Индуцированные нарушения. Встречаются очень часто и бывают вызваны внешними причинами, к которым относятся виды спорта, требующие несимметричной нагрузки разных групп мышц (теннис, стрельба из лука, фехтование, метание спортивных снарядов и т.д.), а также игра на скрипке, привычка сидеть в развалку или поджав ногу. Индуцированный сколиоз может развиваться вследствие разной длины ног. В этом случае перекошенный таз вызывает изгиб позвоночника в поясничной области и появляется контризгиб в противоположную сторону.

4. Разнообразные травмы позвоночника. Травмировать позвоночник можно при падениях, активных играх, занятиях спортом. Травмированный позвонок или диск запускает механизм развития дефекта осанки.

5. Последствия операционных вмешательств и ожог. Обширные повреждения участков кожи, мышц, нервов при серьезных полостных операциях или ожогах приостанавливают развитие пострадавших участков и вызывают нарушение осанки.

6. Дисковые грыжи или ущемление крупных нервов. Вызывают функциональный, адаптационный сколиоз или кифоз.

7. Чрезмерно быстрый рост ребенка. Во время полового созревания бывают периоды взрывного роста, при этом рост мышц в длину сильно отстает от роста скелета. И ребенка может перекосить.

8. Остеохондропатия. Недоразвитие костно-хрящевого аппарата.

9. Анатомо-конституционные типы строения позвоночника.

10. Частые инфекционные заболевания [2, c. 201].

11. Неудовлетворительное питание [13, c. 35].

12. Недостаточная двигательная активность [7, c. 387].

13. Слишком мягкая кровать – способствует формированию так называемой круглой спины; слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины.

14. Мебель, не соответствующая возрасту и росту ребенка. Низкая парта способствует формированию круглой спины, если наоборот слишком высока, школьник все время вынужден поднимать плечи вверх. Если школьник сидит за круглым столом, локти не имеют должной опоры, поэтому он вынужден наклоняться вперед и усиленно сгибать спину.

15. Дефекты зрения.

16. Отсутствие привычки к соблюдению правильной осанки .

17. Постоянное ношение тяжести (сумки, портфеля) в одной и той же руке или на одном и том же плече.

18. Постоянная привычка стоять, отставляя ногу в сторону.

19. Длительное сгорбленное положение тела во время работы.

20. Ношение тесной одежды.

21. Раннее сидение или вставание ребенка на ножки.

22. Ожирение или ослабление мышц брюшного пресса, спины и ягодичных мышц.

23. Слабость костной системы.

Исследования показали, что далеко не у всех детей, находящихся в неблагоприятных условиях может развиваться то или иное заболевание. Хотя организм очень чувствителен к различным неблагоприятным факторам.

К группам риска относятся те люди, у которых вероятность развития заболевания выше среднестатистической. В целях профилактики члены таких групп требуют повышенного внимания, особенно в детском и юношеском возрасте.

На основании многолетних наблюдений к группам риска можно отнести следующие категории:

 

1. Дети, родители которых имеют значительные нарушения осанки. Сколиоз у одного или обоих родителей сильно повышает вероятность заболевания ребенка

2. Дети высоких родителей. Дети вырастают высокими, у них вероятность заболеть сколиозом гораздо выше, чем у других детей

3. Вундеркинды и дети, обучающиеся в элитных школах. В специализированных школах мало времени отводится на физическое развитие.

4. Спортсмены. Занятия гимнастикой, акробатикой, борьбой могут привести к травмам позвоночника. Теннис, метание спортивных снарядов, бокс, гребля на каноэ, стрельба из лука требуют неравномерного распределения нагрузок на позвоночник и вызывают развитие сколиоза.

5. Молодые матери. Гормональная перестройка при рождении ребенка способствует развитию у женщин заболеваний позвоночника и суставов.

6. Манекенщицы и фотомодели. Высокие изящные девушки (юноши) с тонким телосложением страдают от сколиоза.

 

1.3 Развитие здорового школьника и осанки

 

В первые годы жизни ребенка необходимо полноценное питание, массаж и физкультура для здоровья в целом и нормального формирования позвоночника. Регулярные визиты к врачу позволят своевременно выявить нарушения опорно-двигательного аппарата.

Здоровый ребенок должен много двигаться (из-за особенностей детской нервной системы и мышц). Если находиться в одной позе в положении сидя или стоя приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) – необходимые условия нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Осанка в основном формируется в 6–7 лет, это связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Дети 6–9 лет находятся в периоде интенсивного биологического развития и активного освоения различных форм школьного труда. В связи с этим обучение осанки в 1–2 классах направленно на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний однообразных поз и малоподвижного режима, характерного для школьного труда.

С первого дня в школе позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки – ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. При сколиозе грудной отдел позвоночника – изогнут выпуклостью вправо, а позвонки при взгляде сверху – закручены против часовой стрелки. Такой тип нарушения осанки иногда называют «школьным сколиозом».

Чаще всего первоклассник делает уроки в полумраке, за столом, рассчитанным на взрослого, и на «взрослом» стуле. Столешница находится на уровне подбородка, плечи – выше ушей, спина выгибается, чтобы опереться на спинку стула – в поясничном отделе формируется кифоз (вместо лордоза) или ребенок сидит боком на краешке стула – формируя сколиотическую осанку.

В школе – от первого до одиннадцатого класса школьники сидят на стульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника среднего роста.

Легко воспитать и закрепить у школьников новую правильную осанку, если одновременно с укрепляющими оздоровительными мерами (рациональный распорядок дня, полноценный сон, питание и закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разнообразные физические упражнения.

Каждый школьник должен выработать привычку к правильной осанке. При стоянии и ходьбе свободно, без особых усилий, держать голову и корпус прямо, плечи держать на одном уровне, слегка отведены назад и нормально опущены вниз.

У школьников, не соблюдающих нормальной осанки, грудная клетка постепенно суживается, становится более плоской, углы лопаток торчат, принимают форму крыльев, живот вытягивается вперед, одно плечо опускается ниже другого.

Без специальных мер профилактики плохая осанка грозит практически каждому школьнику – это соблюдение элементарных правил:

После уроков школьнику (особенно) ученику младших классов, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы расслабились и отдохнули.

При чтении в постели необходимо хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почти полностью отсутствует.

Нельзя носить сумку на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, лучше носить ранец или рюкзак.

Спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с не высокой, специальной ортопедической подушкой – нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться (и во время сна).

Необходимо больше двигаться, 20–30 минут в день заниматься физкультурой. Вид спорта и интенсивность нагрузок подбирать в соответствии с состоянием здоровья.

 

В положении сидя плотно опираться спиной на спинку стула, стараться сохранять постоянный изгиб. Сидеть прямо. Не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед.

Основными задачами обучения осанки школьников являются сообщения знаний о признаках правильной и неправильной осанки, гигиенических условиях и мерах предупреждения нарушений осанки.

Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны с нерациональной организацией учебного процесса..

 

1.4 Методы профилактики и коррекции нарушения осанки

 

Существует различные методики для профилактики и коррекции нарушения осанки. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показано на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза. При возникновении сколиоза проводят комплексное упражнение лечебной гимнастики: диета, массажных приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации.

Методика массажа и самомассажа, построенная с учетом клинико-физиологических показателей является эффективным средством лечения, восстановления работоспособности, снятие усталости, а главное – служит для предупреждения и профилактики заболеваний, являясь активным средством оздоровления организма; физиотерапия и гидротерапия, лечебное плавание, лыжные прогулки, корригирующая кровать, гипсовые корсеты.

 

Предупреждение дефектов осанки заключается в рациональном физическом воспитании и в соблюдении гигиенических правил жизни дома и в школе.

Основными средствами профилактики нарушений осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статистических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика).

Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение следующих правил:

1. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой, лучше ортопедической подушкой. Желательно приучить ребенка спать на спине или боку, но, не свернувшись «калачиком».

2. Приходя из школы, ребенок после обеда должен лечь и отдохнуть 1–1,5 часа для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положения обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках.

3. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 мин.

4. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий – 20 минут, оптимальная – 40 минут.

5. Необходимо правильно организовать рабочее место, освещение должно быть рассеянным и достаточным.

6. Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:

 

Высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола была около 30 см.

Высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90°.

Желательно иметь опору для шейного и грудного отделов позвоночника, а так же опору для стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статистическом режиме.

7. Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения под контролем педагогов и родителей. Правильная симметричная установка различных частей тела проводится последовательно, начиная с положения стоп:

Стопы в опоре на полу или скамейке

Колени над стулом, на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым или небольшим тупым углом)

Равномерная опора на обе половины таза

Между грудью и столом – расстояние от 1 до 2 см

Предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны

Голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см

При письме тетрадь повернута на 30°, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

8. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, в начальной школе лучше дать ребенку ранец.

9. Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме – когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза – когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.

10. Нужно освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или ассиметричной статичной позой.

11. Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро- и микроэлементов. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета».

12. Достаточный сон в хорошо проветриваемой комнате (для детей 7–8 лет – 9,5–10 часов, 13–15 лет – 8,5–9 часов).

13. Ежедневная утренняя гимнастика должна проводиться с 4–5 летнего возраста с последующими закаливающими процедурами (обтирание, обливание прохладной водой).

14. Через 35–40 мин занятий делать перерыв на 3–5 мин с выполнением 3–5 упражнений.

15. Ежедневно гулять на свежем воздухе 1,5–2 часа, отдыхать днем (до 1 часа).

16. При недостатках зрения обязательно использовать корректирующие очки.

17. Бороться с излишней полнотой.

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться и тотальным «ортопедическим надзором» со стороны родителей и преподавателей.

 

Чтобы справляться с нагрузками, позвоночнику в равной мере необходимы и гибкость (подвижность) и устойчивость – сила и выносливость позных мышц.

Гибкость позвоночника. При наклоне вперед подросток с хорошей осанкой должен суметь, не сгибая коленей, достать пальцами рук до носков ног, сидя – положить подбородок на колени. При наклоне назад (стоя, с прямыми ногами) следует достать пальцами рук до середины бедра. При наклоне вбок (не наклоняя туловище вперед и не поворачивая его) – достать пальцами до боковой поверхности ноги на уровне подколенной ямки. Чтобы оценить суммарную подвижность всех отделов позвоночника в горизонтальной плоскости, следует сесть верхом на стул или скамейку, чтобы исключить поворот ног и таза, и повернуть туловище и голову, посмотрев вбок и назад. В норме сагиттальная плоскость головы (нос) должна повернуться примерно на 110°. Можно не измерять угол транспортиром: если максимально скосить глаза, при нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной плоскости становиться видно, что находится прямо за спиной.

 

Нормальная гибкость позвоночника у детей младшего возраста больше, чем у подростков и здоровых взрослых людей. Например, расстояние между остистыми отростками 7 шейного позвоночника и вершиной межъягодичной складки при наклоне назад у детей 7–11 лет должно уменьшатся примерно на 6 см, у детей 12 лет и старше – на 4 см. его отделов в зависимости от возраста, пола, типа конституции и других факторов.

Намного важнее обратить внимание на то, чтобы гибкость не слишком отклонялась от нормы ни в ту, ни в другую сторону. Следует обращать внимание на асимметрию при наклонах туловища вбок и поворотах в сторону: Различия в объеме этих движений свидетельствует о нарушениях осанки во фронтальной плоскости или сколиозе.

 

Ограничение подвижности позвоночника – явный признак нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата, но и чрезмерная гибкость, особенно в сочетании со слабыми мышцами так же опасна для позвоночника.

Мышечный корсет. Правильная форма позвоночника, хорошая осанка обеспечиваются способностью мышц поддерживать статические усилия. В формировании осанки и поддержки положения туловища главную и важную роль играет статическая силовая выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища. Мышцы должны быть не просто сильными, а гармонично развитыми, способными как длительно удерживать туловище в правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц – антагонистов во время движений. Спазматически сокращенные или слабые, растянутые мышцы нарушают нормальное положение позвоночника и вызывают нарушения осанки. Представьте себе плохо натянутую палатку – она выглядит кривой из-за неравномерных или недостаточных усилий от растяжек. Точно так же под влиянием неравномерных усилий позных мышц или их общей слабости (провисает) позвоночник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ  РОЛИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

2.1 Организация и методы исследования

 

Исследовательская деятельность проводилась на базе МОУ СОШ №10 им. Героя России Чепракова В.Н. В исследовании приняли участие обучающиеся всех возрастных категорий. Исследование началось со сбора и анализа медицинских показателей обучающихся. По данным медицинского обследования здоровых учащихся в школе 19%, с отклонением здоровья 52%, на диспансерном учете 29%.

 

Также были проведены сравнения состояния здоровья обучающихся по годам в МОУ СОШ №10 им. Героя России Чепракова В.Н. 2021-2022 и 2022-2023уч.год

Далее было проведено изучение соматических заболеваний учащихся по классам в МОУ СОШ №10 им. Героя России Чепракова В.Н.

 

Далее было проведено тестирование до начала эксперимента с целью выявления развития физического качества – быстрота, включающий в себя 4 упражнения. Полученные данные представлены в таблицах №… Педагогический эксперимент, в котором были включены упражнения на развитие быстроты, проводился в течении первой – второй четверти. В конце исследования сделано повторное тестирование. Проведен сравнительный анализ начального тестирования и итогового. Сравнительный анализ полученных данных позволил оценить эффективность применяемых комплексов.  

Для реализации поставленной цели и задач исследования использовались следующие методы:

1. Анализ литературных источников по теме исследования:

2. Педагогическое наблюдение;

3. Педагогический эксперимент;

4. Тестирование;

5. Методы математического исследования.

Анализ литературных источников по теме исследования подразумевает два этапа. На подготовительном этапе осуществляется первичное ознакомление с литературой по теме исследования, с появившимися новыми сведениями, которые подбираются после выбора темы и определения задач. На следующем этапе происходит более углубленная работа, которая предполагает уточнение, подтверждение и обоснование полученных результатов. Изучение литературы нужно для ясного представления методологии исследования и определения общей теоретической позиции, выявления уровня научной разработанности данной проблемы [7]. Изучение литературных источников позволило составить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить опыт применения упражнений в практике физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ. Анализу и обобщению была подвергнута специальная научно-методическая литература и документальные материалы.

 Педагогическое наблюдение как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными [7]. Целью проведения педагогического наблюдения является изучение различных вопросов, связанных с учебным процессом. К ним можно отнести следующее: задачи обучения и воспитания; средства физического воспитания, их место в занятиях; методы обучения и воспитания; характер и величина нагрузки; некоторые элементы техники выполнения движений; тактические действия; величина пространственных, временных и силовых характеристик и т.д.

Педагогическое наблюдение проводилось с целью выявления особенностей влияния сенситивных периодов на развитие быстроты учащихся 3-х классов на уроках физической культуры в МБОУ СОШ №16 г. Невинномысска.

Педагогический эксперимент — это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов [7].

Нами были составлены комплексы упражнений для развития быстроты с учетом сенситивного периода развития данного физического качества в этом возрасте. Для выявления их эффективности был проведен педагогический эксперимент в течении первой – второй четверти. Принимали участие обучающиеся 3-х «А» класса. По общепринятой программе занималась контрольная группа. 

Комплекс №1

1. Бег на месте с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, бег прыжками с ноги на ногу 10 с, также на 15-20 м;

2. Бег с высокого старта 15, 30 м;

3. Одновременный старт бегунов, стоящих в двух шеренгах, на расстоянии 2 м друг за другом. Бегуны из второй шеренги должны догнать стартующих перед ними на дистанции 15 м;

4. Бег с низкого старта с максимальной скоростью: на 5 м с возвращением, на 10 м с возвращением;

5. Из различных исходных положений (стоя боком, лицом или спиной вперед, на одном или обоих коленях, лежа на животе и т.д.) по зрительному или звуковому сигналу выполнить рывки на 10, 15 и 30 м.

6. Подвижная игра:

- «Бегуны в квадрате». Участники игры (16-20 человек) рассчитываются на первый, второй, третий. Игроки под первым номером объединяются в группу А и назначаются убегающими, остальные, ловцы, объединяются в группу Б. Убегающие входят на площадку, а по сигналу туда вбегают игроки группы Б. Им дается 30 сек., и за это время надо осалить как можно больше соперников. Тот, кого коснулись рукой, покидает площадку. По свистку игра останавливается и подсчитывается число осаленных. После этого убегающими становятся вторые номера, а первые и третьи объединяются в команду ловцов. Снова пересчитываются пойманные, и ловля в квадрате проводится последний раз: игроки под третьим номером убегают, а остальные ловят их в течении 30сек. Побеждает команда, имеющая меньше осаленных игроков. Отмечают тех, кто ни разу не был пойман и сумел осалить большее число соперников. Запрещается выбегать за границы площадки. Нарушившие это правило выбывают из игры.

Комплекс №2

1. Бег на месте с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, бег прыжками с ноги на ногу 10 с, также на 15-20 м;

2. Переменный бег на дистанции 120 м, пробегая отрезок 20 м в полную силу, затем отрезок 20 м - расслабленно и т.д.

3. Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на 30, 60 м;

4. Семенящий бег с переходом на быстрый бег (частые сокращения и расслабления мышц голени при мелких движениях стопы и голени);

5. Многоскоки по 20–50 м;

6. Подвижные игры:

- «День, ночь». Вначале игры выбирается ведущий, который включает музыку. Обручи раскладываются на земле – это норки. Остальные дети – лисята. Лисят должно быть больше, чем норок. Пока музыка играет – это день, лисята бегают вокруг норы. Когда музыка замолкает, значит наступает ночь и лисята занимают норы (1 лисенок в одну нору). Кому не хватило, тот выходит из игры.

- «Хитрая лиса». Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Ведущий просит всех закрыть глаза, после обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Играющие три раза спрашивают хором: «Хитрая лиса, где ты?». В третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», — хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону. После того как лиса поймала двух-трех детей, ведущий говорит: «В круг». Игра повторяется.

Комплексы упражнений на быстроту выполнялись как в подготовительной, так и в основной части урока, чередуя с основной направленностью урока. Эффективность физических упражнений определяется содержанием и объемом этих заданий, их организация: правильность объяснения каждого упражнения, рациональность проведения учета физических показателей у детей. Применяемые комплексы упражнений использовался полностью или частично. Для установления эффективности развития быстроты в течении четверти проводилось контрольное тестирование.

Тестирование – метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, задатков, способностей и других качеств, соответствие их определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий [7]. В физической культуре используются тесты, которые проводятся с целью определения состояния учащихся, оценки уровня физической подготовленности, его отдельных компонентов и степени их изменения под влиянием физкультурной деятельности с целью получения конкретной количественной информации об эффективности исследуемых факторов физической культуры.

Для определения быстроты проводилось следующие тесты:

1. При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см. Стоя, в согнутую под прямым углом правую руку возьмите линейку вертикально так, чтобы её нулевая отметка была на одном уровне с мизинцем. Разожмите, отпуская линейку, и сразу же как можно быстрее вновь сожмите пальцы рук. Чем меньше расстояние от нижнего края линейки до ладони, тем лучше.

2. Частота движений в беге на месте. Определяется путем подсчета количества шагов в единицу времени;

3. Бег на 30 м. Проведение данного теста было осуществлено на беговой дорожке школьного стадиона. Участникам дается задание пробежать всю дистанцию, не замедляя движения, с максимально возможной скоростью. Забеги проводились парами. По команде «На старт!» участники подходят к черте и встают лицом по направлению бега, отставив одну ногу назад. По команде «Внимание!» участники при этом слегка сгибают обе ноги и наклоняют туловище чуть вперед. По команде «Марш!» включается секундомер. Участники бегут в полную силу до финиша. Секундомер выключается в момент пересечения груди участников линии финиша. Точность измерения - до 0,1 сек.

4. Бег с высокого старта на 60 метров. Проведение данного теста было осуществлено на беговой дорожке школьного стадиона. Участникам дается задание пробежать всю дистанцию, не замедляя движения, с максимально возможной скоростью. Забеги проводились парами. По команде «На старт!» участники подходят к черте и встают лицом по направлению бега, отставив одну ногу назад. По команде «Внимание!» участники при этом слегка сгибают обе ноги и наклоняют туловище чуть вперед. По команде «Марш!» включается секундомер. Участники бегут в полную силу до финиша. Секундомер выключается в момент пересечения груди участников линии финиша. Точность измерения - до 0,1 сек.

Методы математической статистики — наука, разрабатывающая математические методы систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов. Методы математической статистики применялись для обработки результатов тестирования. Производился расчет средних арифметических значений и процент прироста показателей [7].

2.2 Анализ результатов исследования

 

Для тестирования физического качества быстроты были использованы следующие тесты: тест с линейкой для определения быстроты реакции, частота движений в беге на месте, бег на 30 и 60 м.

В результате проведенных исследований детей младшего школьного возраста были получены следующие результаты.

Таблица 1

Средний результат теста с линейкой в начале и в конце эксперимента

Наименование теста

Контрольная группа

Прирост %

Экспериментальная группа

Прирост %

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Тест с линейкой (см)

37

31

16,2

36

28

22,2

 

Таблица 2

Средний результат показателей частоты движений в начале и в конце эксперимента в 2-х группах.

Наименование тестов

Контрольная группа

Прирост %

Экспериментальная группа

Прирост %

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Частота движений

45

41

8,8

42

37

11,9

 

 

 

 

 

Таблица 3

Средний результат теста в начале и в конце эксперимента в 2-х группах

Наименование тестов

Контрольная группа

Прирост %

Экспериментальная группа

Прирост %

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Бег 30 м

7,0

6,4

14,2

6,2

5,3

16,6

 

Таблица 4

Средний результат показателей бега на 60 м в начале и в конце эксперимента в 2-х группах

Наименование тестов

Контрольная группа

Прирост %

Экспериментальная группа

Прирост %

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Бег 60 м

11,1

10,8

9,1

10,9

10,3

9

 

Анализ результатов выявил улучшение показателей быстроты за данный промежуток времени. Необходимо отметить, что уровень развития двигательных способностей у школьников 3-х классов в экспериментальном классе выше по сравнению с контрольным.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное применение разнообразных средств и методов на занятиях физической культуры оказало положительное влияние на увеличение уровня физического развития детей младшего школьного возраста.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте создается специальным подбором методик занятий и физических упражнений. Уровень физической подготовленности школьников значительно возрастает, если развитие физических качеств происходит с учетом сенситивных периодов развития детей. Постепенное физическое воспитание приводит к повышению физической подготовленности учащихся, укреплению функциональных возможностей организма, формированию волевых качеств личности.

Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:

1. Сенситивный период — это наиболее благоприятное время для формирования, развития и совершенствования у детей определенных физических качеств. Они воздействуют и способствуют увеличению наследственных возможностей, изменению врожденных задатков в способности. Занятия, направленные на развитие конкретного физического качества в школе наиболее эффективны, так как период наибольшего прироста физических способностей приходится на возраст от 6-7 и до 15-17 лет. Возможность правильно выстроить процесс подготовки ребенка появляется при использовании методов и средств развития его способностей в соответствии с возрастом, учитывающих индивидуальные особенности, наследственные задатки того или иного ребенка, сенситивные периоды развития физических качеств. Быстрота - это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия. Период наибольшего развития быстроты является возраст 10-11 лет. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия.

2. Для исследования развития быстроты в данном возрасте был проведен педагогический эксперимент, составлен комплекс упражнений, направленный на повышение показателей развития быстроты двигательной реакции и быстроты движения. Комплекс составлялся с учетом того, какие упражнения будут способствовать повышению данного физического качества. Упражнения должны носить разнообразный характер, подавать их рекомендуется в интересной форме, применяя подвижные игры для того чтобы дети овладели необходимыми видами двигательных действий.

3. Разработанный комплекс упражнений, применяемый в 3 «А» классе (экспериментальная группа), помог улучшить показатели быстроты. А именно результаты в тестах с линейкой улучшились на 22,2%, частоты движений в беге на месте на 11,9%, бег 30 м на 16,6% и 60 м на 9%. От сюда следует, что в экспериментальном классе, показатели после применения комплекса, направленного на развитие быстроты на уроках физической культуры выше, чем в контрольном. Это свидетельствует об эффективности предлагаемой методики.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Амиралиева Е. А., Шлемова М. В., Чернышева И. В., Егорычева Е. В. Роль физической культуры в повседневной жизни человека // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 203 – 204.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Москва: Физкультура и спорт, 2014. 223 с.

3. Барышева Н.В. Основы физической культуры младшего школьника. Самара. 2012. 27 с.

 4. Васильков  А.А. Теория и методика спорта. Ростов на Дону: Феникс, 2015. 379 с.

5. Губа В.П., Булыкина Л.В., Ачкасов Е.Е., Безуглов Э.Н. Сенситивные периоды развития детей: определение спортивного таланта. Москва: Спорт, 2020. 176 с.

6. Демидова  И. В. Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников // Молодой ученый. 2020. № 9 (299). С. 186-188.

7. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 264 с.

8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания Москва: Издательство «Спорт», 2020.200 c.

9. Курамшин  Ю.Ф. Теория и методика физической культуры.  Москва: Советский спорт, 2014. 464 с.

10. Лях В. И. Двигательные способности школьников основы теории и методики развития: методические указания.  М.: Терра-Спорт, 2010г. 45с.

11. Лях  В.И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 2012. 159 с.

12. Лях  В.И. Физическая культура 1-4 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2011. 190 с.

13. Лях  В.И. Физическая культура. Методические рекомендации.1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций. М.: Просвещение, 2014. 143 с.

14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Москва: Физкультура и спорт, 2016. 543 с.

15. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М.: Издательство Карапуз, 2011. 272 с.

16. Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Воспитание физических качеств детей, методическое пособие. М.: Айрис пресс: Айрис дидактика, 2012. 110с.

17. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Москва: Издательство «Спорт», 2018. 624 c.

18. Торочкова Т., Аристова Н., Демина И.  Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом. Учебное пособие. М.: Издательство «Академия», 2020. 272 с.

19. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. 11-е издание. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 480 с.

20. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания школьников. Часть 1. М. Изд-во Просвещение, 2011. 272 с.