Курсовая работа: " Современные формы взаимодействия ДОУ с родителями"
Оценка 5

Курсовая работа: " Современные формы взаимодействия ДОУ с родителями"

Оценка 5
docx
16.11.2023
Курсовая работа: " Современные формы взаимодействия ДОУ с родителями"
КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛВРИАТА

 

СМИРНОВА ДАРЬЯ ЮРЬЕВНА

 

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка II курса, гр. ZSДО21

заочной формы обучения

Направление подготовки: 44.03.01

Педагогическое образование

Программа:

Дошкольное образование

 

Научный руководитель:

ст.преподаватель Головнева Н.А.

 

 

 

СТЕРЛИТАМАК – 2023

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ

1.1.          Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей…………………………………………………………………8

1.2.          Познавательные  формы взаимодействия с родителями в ДОУ………12

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ

2.1. Построение родительского собрания в современном обществе…………24

2.2. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания в детском саду……………………………………………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….50

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Актуальность исследования- Состоит в том, что в основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. И нам нужно изучить как могут реализовываться современные формы организации работы. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Таким образом, актуальность определила тему нашей работы «Современные формы взаимодействия с родителями в ДОУ», необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволит нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Главная цель нашей работы – изучить современные формы, а также профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Объект исследования-целостный педагогический процесс взаимодействия воспитателей и родителей воспитанников в процессе работы современных форм организации.

Предмет исследования-формы взаимодействия в педагогическом процессе в ДОУ.

Задачи нашего исследования таковы:

1.      Поддержать открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье

2.      Изучить современные формы организации работы с родителями в ДОУ

3.      Оказать практическую и теоретическую помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми

4.      Использовать с родителями различные формы сотрудничества и сов- местного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

5.      Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого- педагогической компетентности родителей.

Методы исследования

-изучение и обобщение опыта педагогов в работе современных форм взаимодействия работы с родителями

-теоретический анализ современных форм взаимодействия.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение пси- хологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. [1]

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) без- оговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка - это ещѐ и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своѐ отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны зало- жить основы физического, нравственного и интеллектуального развития лично- сти ребѐнка в раннем возрасте».

Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В со- ответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьѐй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребѐнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнѐр родителей по их воспитанию.

 Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимное- ствие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. [2]

По этому поводу ещѐ Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле само- образования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ.

1.1.   Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов. К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся:

информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные формы. Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности. [21]

  Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников.

 К досуговым формам относятся:

Праздники: «Встреча Нового года», «Масленица», «Колядки», «Осенние праздники», «9 мая», «23 февраля», «Праздник воинов Отечества», «Посиделки», «Папа может всё, что угодно», «Праздник мам», «А ну-ка бабушки», «А ну-ка мама», «А ну-ка папы», «Кафе Мамина улыбка», спортивные соревнования «Большие гонки», «Форт Бояр», «Весёлые старты».

    Марафон

«Мама, папа, я – спортивная семья»

«Мама, папа, я – кулинарная семья»

«Мама, папа, я – музыкальная семья»

«Мама, папа, я – рукодельная семья»   

 Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них. Родители на празднике могут играть на музыкальных инструментах, петь песни, читать стихи, приносить свои коллекции, предметы быта, награды, проявить свои знания, эрудицию, смекалку в играх: «Ярмарка», «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Что, где, когда?», конкурс кулинаров «Сладкий час». [24]

Папы и мамы вместе с детьми выполняя творческие задания: «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».

Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских  собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.

Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий  терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Таким образом, всей своей работой воспитателю необходимо доказывать родителям, что их вовлечения в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

 

1.2.   Познавательные формы взаимодействия с родителями.

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми. По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения: Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников [23]

1.      Положение об общем родительском собрании ДОУ). На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки (см. ниже). Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги- психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как пока- зал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнооб- разные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е.П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму.

«Подготовка детей к школьному обучению). Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).

 В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:

•        наличие сведений об особенностях конкретной семьи;

•        определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;

•        разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознаком- ления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей опре- деленного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5 ч. Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:

•        собрание должно быть целенаправленным;

•        отвечать запросам и интересам родителей;

•        иметь четко обозначенный практический характер;

•        проводиться в форме диалога;

•        на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей .Традиционно она включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открыты- ми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

 •       Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

•        Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, ри- сунка, открытки и т.д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.

•        Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

•        Подготовка конкурсов, выставок.

•        Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

•        Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюр- призного момента).

•        Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать адми- нистрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осу- ществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанни- ков, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН»,

 «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:

«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошколь- ное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, про- граммой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание пе- дагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.

Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей. [14]

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо но- вом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

«Родительский университет». Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятель- ность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном (Приложение 11. План работы

«Родительского университета»).

В нѐм могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

•        «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая про- фессия).

•        «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).

•        «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители се- мейных традиций).

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспи- тания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать си- туацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

 Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, яв- ляющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ).

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.

Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.) К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями со-стоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:

•        быть конкретными и содержательными;

•        давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

•        пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

 •       повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно при- водить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется де- тально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую

«излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ре- бенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих вос- питанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения се- мьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по мере необходимости.

Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:

•        быть тактичным при посещении семьи;

•        не начинать разговор в семье о недостатках ребенка.

Таким образом, познавательные формы взаимодействия с родителями призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СОВРЕМЕННЫМИ ФОРМАМИ.

2.1.Построение родительского собрания в современном обществе».

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Воспитывает ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей, потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Задача педагога - максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице, разнообразить формы работы с родителями, повышающие их личную ответственность за безопасность своих детей. Можно с уверенностью сказать, что многие родителей сами не знают правил дорожного движении. Поэтому нам педагогам необходимо раскрывать, объяснять родителям причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. На собраниях и в беседах, консультациях и рекомендациях с помощью наглядной пропаганды (стенгазеты, книжек –раскладушек, брошюр, памяток, выставок совместных с детьми и родителями творческих работ) следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Оформляя родительский уголок по изучению Правил Дорожного движения, нужно стараться продумать все варианты, чтобы донести до родителей полезную информацию, которая сделает их главными союзниками в обучении детей ПДД.

 

Как мы можем помочь родителям научить ребенка транспортной культуре? Я считаю, что для этого они обязаны сами овладеть Правилами Дорожного Движения, изучить психологические и физиологические особенности поведения в дорожной среде. Родители должны стать самыми активными помощниками нам педагогам в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдая сами правила безопасности. В отношении проблемы безопасности детей между педагогами и родителями не должно быть легкомыслия, разногласий, споров по принципиальным вопросам. Родители не должны позволять себе пренебрежительно отзываться о значении профилактики дорожно-транспортных происшествий при детях, а наоборот самим как можно чаще заниматься с детьми, а также принимать активное участие в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми в ДОУ.

 

Родители для своих детей являются авторитетом, примером для подражания. Рождаясь, ребенок перенимает их привычки, модели поведения. Родители формируют сознание ребенка. Поэтому законопослушание на дороге ребенку в первую очередь прививают родители, а уже потом детский сад, школа, социум и другие общественные институты. Но, к несчастью, мы часто слышим, как в том или ином месте погибли или были ранены дети, находящиеся вместе со своими родителями, бабушками, дедушками на дороге, пешеходном переходе или в автомобиле.

 «Правила дорожного движения от любящих родителей»

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, повышение активности родителей в обучении детей правилам дорожного движения.

Задачи:

1. Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам дорожного движения.

2. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Побудить родителей задуматься о важности изучения детьми правил дорожного движения.

4. Разработать свод правил для детей «Правила дорожного движения от любящих родителей».

Оборудование и материалы: Картинки с проблемными ситуациями, головоломки со словами, карточки с правилами по ПДД, листочки, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, заготовка книги «Правила дорожного движения от любящих родителей» (книга должна быть яркой, содержать рисунки, бейджики для родителей «Водители» и «Пешеходы».

Предварительная работа:

- тест «Насколько я заботливый родитель?»;

- беседы по ознакомлению с правилами дорожного движения «Правила пешеходов и пассажиров»;

- подбор картинок для разработки книги «Правила дорожного движения от любящих родителей».

Ход собрания:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались для обсуждения очень важного вопроса. Мы будем говорить о правилах дорожного движения и наших детях, о том, как важно обучать их правилам дорожного движения. Это очень серьезный вопрос, который требует большого внимания со стороны взрослых: как педагогов, так и родителей. Ведь зачастую наши дети, не зная правил дорожного движения, а порой пренебрегая ими, попадают под колеса автомобиля.

 

(Звучит запись со скрипом тормозов, крик взрослых, плачь детей.)

 

Ведущий - воспитатель: Уважаемые родители, слушая грамзапись, мы невольно задумываемся о правилах дорожного движения. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

 

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестёр в воспитании ребёнка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка всё, что делают, особенно мама и папа, - правильно и лучше не бывает. Именно поведение родителей имеет решающее значение при выборе ребенком «своего стиля перехода проезжей части».

 

Ведущий: Сейчас мы заслушаем выступление сотрудника ГИБДД, инспектора по пропаганде ДТП.

 

(Вопросы выступления: Как уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий? ИнформацияОГИБДД МВД России по городу Прокопьевску данные о количестве случаев. Основные и распространённые причины ДТП:

 

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом;

 

2. Выход на проезжую часть из-за транспорта.

 

3. Игры на проезжей части.

 

4. Ходьба по проезжей части).

 

Ведущий:До нашего собрания мы предлагали вам пройти тест «Насколько я заботливый родитель?», каждый из вас уже может сделать вывод о том, достаточно или недостаточно много внимания он уделяет вопросу изучения правил дорожного движения со своим ребенком.

 

(Анализ результатов проведенного теста среди родителей «Насколько я заботливый родитель?» в цифрах).

 

Ведущий:Уважаемые участники команды «Водители» и «Пешеходы», Вы не только водители и пешеходы, но и родители - мамы и папы. Сегодня мы с вами поиграем. Предлагаю Вам решить проблемные ситуации. За каждый правильный ответ вы будите получать по светофорику.

 

Ситуации, которые будут вам предложены, вы должны будете рассмотреть именно с родительской точки зрения:

 

1) Мама ведет своего ребенка из детского сада. При этом мальчик непринужденно бегает по одной стороне тротуара на другую, при этом мешает встречным пешеходам. Мамочка не реагирует на поведение ребенка. Прокомментируйте ситуацию.

 

2) Мама с дочкой идут по улице. На противоположной стороне девочка увидела папу и готова броситься к нему, не смотря на быстро едущие по дороге машины. Ваши действия.

 

3) Папа с ребенком идут по тротуару. У ребенка в руках мяч. Мяч выскальзывает из рук, катится па дорогу. Ребенок бежит за ним. Как необходимо поступить папе?

 

4) Мама идет с сыном из детского сада по тротуару. Мальчик бежит впереди нее и мешает пешеходам. Мама не реагирует на это. Как надо поступить маме?

 

5) Мама с сыном идет по улице. Около киоска много народу. Мама отпускает руку ребенка и подходит к киоску. Как надо поступить маме?

 

Ведущий: Молодцы. Вы все справились с решением проблемных ситуаций. (Вручение светофорика). Следующая игра называется «Неразбериха». В этой буквенной неразберихе найдите слова, связанные с дорожным движением. Слова могут располагаться по горизонтали, вертикали, диагонали. Помните, что слова в головоломке могут читаться не только слева направо, а ещё и справа налево. Не только сверху вниз, но и снизу вверх. Слова могут примыкать друг другу, но не пересекаться.

 

(В головоломке загаданы слова: автобус, водитель, ГАИ, ГИБДД, дорога, жезл, зебра, знак, машина, переход, пешеход, правила, разметка, регулировщик, руль, световозвращатель, светофор, сигнал, туман, улица, фара, всего 21 слово).

 

Вам дается 5 минут, после звукового сигнала команды называют по очереди по одному слову. Команда, назвавшая последнее слово получает светофор.

 

Ведущий: Следующая игра на знание правил дорожного движения «Ошибочка».На карточках написаны правила дорожного движения, в которых допущены ошибки. Ваша задача их найти. За каждую исправленную ошибку команда получает светофор.

 

Правила при переходе проезжей части

 

Согласно пункту 4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по проезжей части (по обочинам) .

 

Согласно статье 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 1000 рублей (500 рублей).

 

Правила для водителей

 

10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч., а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 40км/ч (20 км/ч) .

 

2.2. Методические рекомендации по взаимодействию форм организации педагогов и родителей.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания в детском саду

 

1. Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал, в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

 

2. Максимальная продолжительность - 1-1,5 ч (60 мин с родителями и 20 мин с участием детей).

 

3. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.

 

4. Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода «сценария», только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю может в некоторых случаях оказать родительский комитет группы или отдельные активные родители.

 

5. Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.

 

6. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. В ходе проведения собрания могут быть использованы следующие методы:

 

• лекция;

 

• дискуссия;

 

• исследование;

 

• социально-педагогический тренинг;

 

• психологические игры;

 

• диагностика и др.

 

7. Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Безусловно, впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально. Например: интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т. п. В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие и так далее. Отработать их помогут приводимые ниже упражнения.

 

Упражнение «Мимическая реакция»

 

Цель: тренировка и осознание педагогом собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций.

 

• Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись!»), удивленно («Не ожидала...»), спрашивая («Что-нибудь случилось?»), радостно («Наконец-то!»).

 

• Вы решили посетить внезапно заболевшего ребенка. Звоните в квартиру. Вам открывает дверь удивленная мать. Покажите, как вы успокоите ее.

 

• Вы вошли в раздевалку и увидели мать 6-летнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую сыну ботинки. Вы не ожидали этого, удивлены. Покажите свое удивление.

 

Упражнение «Окно»

 

Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче невербальной информации собеседнику.

 

Вообразите, что с коллегой по работе вас разделяет «окно» с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании своей информации, передайте ее «через стекло». Чем выразительнее и полнее передается эмоциональная реакция, тем легче другому расшифровать содержание ситуации.

 

8. Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить специально разработанные анкеты, которые помогут воспитателю составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.

Основные этапы подготовки родительского собрания в ДОУ

 

I. Выбор темы собрания

 

Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности группы, закономерностями развития личности дошкольника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений детского сада и семьи.

 

II. Определение целей родительского собрания

 

Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы воспитатели отчетливо осознают, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями.

 

В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:

 

• способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и детском саду;

 

• содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества;

 

• выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

 

• пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;

 

• подвести итоги совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей за квартал, полугодие или учебный год.

 

III. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме

 

Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов.

 

IV. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания

 

Назначаются ответственные:

 

• за музыкальное оформление;

 

• организацию конкурсов;

 

• проведение рейдов проверки;

 

• оформление группы и столов.

Таким образом, можно сделать следующий вывод по второй главе. Родители будут с радостью идти на родительское собрание, зная, что будет что – то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам.

Родителям будут интересны ответы на волнующие темы, обсуждаемые педагогические ситуации, на что надо обратить особое внимание и каким образом помочь ребенку.

Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Подобная модель работы с семьей позволяет сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта. Количество таковых довольно велико; именно эта группа родителей обычно предъявляет строгие требования к учреждению, потому что они сами не хотят или не могут обеспечить детям желаемого развития.

Взаимодействие педагогов с родителями эффективно и направленно на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Задачи нашей работы были достигнуты:

1.      Мы поддержали открытость во взаимоотношениях между разными поколениями в семье

2.      Изучили современные формы организации работы с родителями в ДОУ

3.      Оказали практическую и теоретическую помощи родителям воспи- танников через трансляцию основ теоретических знаний и формиро- вание умений и навыков практической работы с детьми

4.      Использовали с родителями различные формы сотрудничества и сов- местного творчества, исходя из индивидуально- дифференцированного подхода к семьям.

5.      Повысили содействие общей культуры семьи и психолого- педагогической компетентности родителей.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй. Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [4, с. 52]. На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями. В этой связи меняется и позиция ДОУ в работе с семьей [3, с. 5]. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [2, с. 23]. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М.: Линка – Пресс, 2020 г.

2.     Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2022 г.

3.     Давыдова О.И, Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ Этнопедагогический подход. М.: Творческий Центр, 2020 г.

4.     Доронова Т.Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А.Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка – Пресс, 2021 г.

5.     Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М.: Творческий Центр, 2021 г.

6.     Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: Творческий центр, 2020 г.

7.     Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2021 г.

8.     Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2022 г.

9.     Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ».М.: Линка – Пресс, 2021 г.

10.  Газета «Детский сад. Управление» № 2 (2020 г.) Н.М.Крылова. Сотрудничество или содружество.

11.  Газета «Детский сад. Управление» № 2 (2020 г.) О.Цветкова. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия.

12. газета «Детский сад. Управление» № 2 (2020 г.) Титова С.Д., Струкова И.Б., Соколова Е.Ю. «Семейные гостиные».

13.  Газета «Дошкольное образование» № 2 (2020 г.) Кравцова Е., Бережковская Е. Оппоненты или сотрудники? Общение во взаимодействии педагогов с родителями детей.

14.  Журнал «Ребенок в детском саду» № 4 (2021 г.) Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования с. 41.

15.  Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 (2022 г.) Дорохина Н. «Школа для заботливых родителей» с.59.

16. журнал «Ребенок в детском саду» № 3 (2023 г.) Анисимова Н. Родительское собрание отцов с. 62.

17. журнал «Ребенок в детском саду» № 5 (2023 г.) Миленко В., Бутырина Н., Лысенко Г. Учимся работать с родителями с. 2.

18. журнал «Дошкольное воспитание» № 5 (2023 г.) Пастухова И. Семейный клуб в детском саду с.31.

19. Журнал «Управление ДОУ» № 4 (2023) Родители и ДОУ

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе «Безопасность детей на дорогах — забота общая»

Цель: привлечение внимания родителей к важности воспитания детей как грамотных участников дорожного движения.

План проведения собрания

1. вступительное слово воспитателя.

2. викторина для детей.

3. мастер – класс «Пешеходный светофор» в технике квиллинга.

Ход собрания

1.     Вступительное слово воспитателя

Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на дороге. Многие из вас могут подумать, не будет ли работа по изучению правил дорожного движения в детском саду не нужной, так как ребенок, на улице, всегда находится под присмотром взрослого?

Мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения — это процесс длительный. Сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта. Таким образом, работа по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми.

В нашем детском саду реализуется дополнительная общеобразовательная программа Соколовой Т. Б. «Азбука дорожного движения для детей дошкольного возраста». В ходе изучения этой программы дети узнают правила поведения на улицах города, в городском транспорте, знакомятся с транспортом разного назначения. Сегодня мы хотим вам показать уровень знаний, правил дорожного движения, наших детей. Для этого проведем мини викторину с участием двух команд.

2. Викторина детская

Заходят дети и рассаживаются за два стола.

 

Ведущий: я приветствую участников викторины. Сегодня за звание «Лучших знатоков правил дорожного движения» поборются две команды «Пешеходы» и «Автомобилисты».

 

А начнем мы с легкой разминки.

 

Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них ответить.

 

1. Какие машины могут проехать на красный сигнал светофора?

 

Папина и мамина

 

Такси

 

Скорая, пожарная, спецмашины

 

2. Дорогу можно переходить только на:

 

Черный сигнал светофора

 

Зеленый сигнал светофора

 

Мигающий сигнал светофора

 

3. Какая машина поможет проехать, если зимой снегом замело дорогу?

 

Поливомоечная

 

Легковое такси

 

Снегопогрузчик

 

4. какой пассажирский транспорт довезет до садика:

 

Бензовоз

 

Грузовик

 

Автобус.

 

Ведущий: Молодцы. Хорошо справились. Тогда переходим к заданиям посложнее.

 

Ребята мы с вами изучали, какие машины называются маршрутным транспортом. Давайте вспомним их названия.

 

Дети вместе с ведущим перечисляют: автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси.

 

Молодцы! Теперь я вам раздаю листок с заданием. Надо обвести в кружок только маршрутный транспорт. Какая команда быстрее и без ошибок справится та и получит 1 балл. (Дети выполняют задание)

 

(Приложение 1)

 

Ведущий: для выполнения следующего задания вам нужно выбрать по одному человеку, который умеет ловко конструировать. Потому что ему предстоит собрать своими руками автобус.

 

На отдельных столах разместить конструктор для двух команд. Выигрывает та команда, которая правильно построит.

 

Ведущий: ребята как вы много знаете о маршрутном транспорте. Давайте теперь проверим, что вы знаете о грузовом транспорте.

 

Ведущий: перед вами лист с заданием. Вам всей командой надо подумать и найти среди всего грузового транспорта лишний.

 

(Дети вычеркивают картинку не грузового транспорта.)

 

(Приложение 2)

 

Ведущий: теперь пришло время загадок. Первая загадка команде «Пешеходы».

 

Возит он коробки и мешки.

 

Для людей они нужны.

 

Грузы он возить привык.

 

Что же это? (грузовик)

 

Ведущий : Молодцы! Теперь загадка для команды «Автомобилисты».

 

У него огромная кабина

 

И толстые большие шины.

 

Кузов сзади наклоняется

 

С него груз весь высыпается.

 

(самосвал)

 

Ведущий: Молодцы! Давайте теперь немного отдохнем.

 

Физкультминутка

 

Игра «Пешеходные переходы». Условия игры на слово «пешеходный переход» - дети шагают на месте, на слове «подземный пешеходный переход» - приседают и ходят на корточках, на слово «надземный пешеходный переход» - поднимают руки вверх и ходят на носочках. Ведущий называет слова в разной последовательности.

 

Ведущий: Здорово поиграли, теперь переходим к следующему заданию. Для этого надо выбрать одного человека из команды, которому предстоит собрать с вашей помощью на доске грузовую машину. Для команды «Пешеходы» это будет бензовоз, а для команды «Автомобилисты» молоковоз.

 

На столы воспитатель раскладывает части разных машин. Все члены команды выбирают нужные детали, а один человек собирает из деталей машину на другом столе.

 

(Приложение 3)

 

Ведущий: Молодцы! Как вы быстро справились.

 

Чтобы перейти к следующему заданию, вспомним транспорт для выполнения определенных работ.

 

Ведущий показывает картинки, а дети проговаривают название машин.

 

(Приложение 4)

 

Ведущий: теперь проверим, так ли вы хорошо запомнили этот транспорт без картинок. Загадаю вам загадки. Сначала загадку будет отгадывать команда «Пешеходы»

 

Урны и контейнеры стоят.

 

В них бросают все подряд.

 

Собрать мусор он спешит.

 

Будет город всюду чист (мусоровоз).

 

Ведущий: А теперь загадка для команды «Автомобилисты»

 

Снегом замело дороги.

 

И заторов очень много.

 

Машину ты на помощь позови

 

И снег с дороги убери (снегопогрузчик).

 

Ведущий: Здорово! Все загадки отгадали про автомобили для выполнения определенных работ, но есть еще автомобили оперативных служб. Давайте их назовем.

 

Ведущий показывает картинки и дети называют автомобили: полиция, ДПС, пожарная охрана, скорая медицинская помощь.

 

(Приложение 5)

 

Ведущий: Верно, все сказали. Молодцы! Тогда можно переходить к следующему заданию.

 

Проверим, сейчас, как вы соберете из маленьких частей целую картинку? Команда «Пешеходы» будет собирать пожарную охрану, а команда «Автомобилисты» соберет скорую медицинскую помощь.

 

Детям выдаются разрезные картинки, и они их собирают.

 

(Приложение 6)

 

Ведущий: молодцы! Переходим к следующему заданию? Чтобы к нему приступить сначала отгадайте загадку.

 

По полосочкам шагает пешеход. (закончить должны дети)

 

Знак стоит здесь (пешеходный переход)

 

После правильного ответа, ведущий показывает знак пешеходного перехода.

 

(Приложение 7)

 

Ведущий: Правильно! У вас на столе много разных дорожных знаков. Вам надо найти все знаки пешеходного перехода.

 

Командам на столы раскладывает разные дорожные знаки и среди них 5 знаков пешеходного перехода. Задача детей найти все 5 знаков.

 

(Приложение 8)

 

Ведущий: Молодцы! Справились. У меня осталось два задания. Как называется этот дорожный знак?

 

Ведущий показывает знак сначала надземного пешеходного перехода, а потом подземного пешеходного перехода. Дети называют их.

 

(Приложение 9)

 

Ведущий: Все правильно назвали, тогда вы легко сможете найти эти знаки среди моих знаков на доске. Команда «Пешеходы» найдет знак подземного пешеходного перехода, а команда «Автомобилисты» найдет знак надземного пешеходного перехода.

 

По одному участнику из команды выходят к доске и находят нужные знаки.

 

(Приложение 10)

 

Ведущий: последнее задание нашей викторины. Все вы знаете, сколько сигналов у пешеходного светофора? У вас на столе картинки, вам необходимо правильно раскрасить сигналы светофора. Надо закрасить только тот сигнал, который горит пешеходу.

 

(Приложение 11)

 

Ведущий: Вот и подошла наша викторина к концу. Мы повторили все, что узнали о правилах дорожного движения. И всегда должны помнить о том, что мы должны беречь себя и быть очень внимательными, выходя на улицу! А пока мы подчитываем баллы, приглашаем детей и их родителей на мастер – класс по изготовлению пешеходного светофора в технике квиллинга. вмести с родителями

 

3. Мастер – класс «Пешеходный светофор» в технике квиллинг.

 

Всем родителям и детям раздаются схема светофора, полоски бумаги зеленого и красного цвета, клей.

 

 

 


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ВВЕДЕНИЕ За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное

ВВЕДЕНИЕ За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное

Главная цель нашей работы – изучить современные формы, а также профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая…

Главная цель нашей работы – изучить современные формы, а также профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая…

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение пси- хологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение пси- хологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия

Они обязаны зало- жить основы физического, нравственного и интеллектуального развития лично- сти ребѐнка в раннем возрасте»

Они обязаны зало- жить основы физического, нравственного и интеллектуального развития лично- сти ребѐнка в раннем возрасте»

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в

ГЛАВА 1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ГЛАВА 1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе

Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей

Познавательные формы взаимодействия с родителями

Познавательные формы взаимодействия с родителями

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей

Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е

Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей

При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом: •

При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом: •

Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в

Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в

Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс…

Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс…

Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей

Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей

Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя)

Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя)

В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т

В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т

Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно при- водить факты, положительно характеризующие ребенка

Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно при- водить факты, положительно характеризующие ребенка

Таким образом, познавательные формы взаимодействия с родителями призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать…

Таким образом, познавательные формы взаимодействия с родителями призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать…

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Можно с уверенностью сказать, что многие родителей сами не знают правил дорожного движении

Можно с уверенностью сказать, что многие родителей сами не знают правил дорожного движении

Родители для своих детей являются авторитетом, примером для подражания

Родители для своих детей являются авторитетом, примером для подражания

Водители» и «Пешеходы». Предварительная работа: - тест «Насколько я заботливый родитель?»; - беседы по ознакомлению с правилами дорожного движения «Правила пешеходов и пассажиров»; - подбор…

Водители» и «Пешеходы». Предварительная работа: - тест «Насколько я заботливый родитель?»; - беседы по ознакомлению с правилами дорожного движения «Правила пешеходов и пассажиров»; - подбор…

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге

Игры на проезжей части. 4.

Игры на проезжей части. 4.

Мамочка не реагирует на поведение ребенка

Мамочка не реагирует на поведение ребенка

В головоломке загаданы слова: автобус, водитель,

В головоломке загаданы слова: автобус, водитель,

Правила для водителей 10.2

Правила для водителей 10.2

Утверждается план совместной работы на учебный год

Утверждается план совместной работы на учебный год

Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными

Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными

Вы находитесь в методическом кабинете на консультации

Вы находитесь в методическом кабинете на консультации

Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить специально разработанные анкеты, которые помогут воспитателю составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить…

Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить специально разработанные анкеты, которые помогут воспитателю составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить…

III. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме

III. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме

IV. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания

IV. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания

Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка

Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В основе взаимодействия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В основе взаимодействия

ДОУ с семьёй. Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека

ДОУ с семьёй. Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека

Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой,

Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой,

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Газета «Детский сад. Управление» № 2 (2020 г

Газета «Детский сад. Управление» № 2 (2020 г

ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Родительское собрание по

ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Родительское собрание по

Ход собрания 1. Вступительное слово воспитателя

Ход собрания 1. Вступительное слово воспитателя

В нашем детском саду реализуется дополнительная общеобразовательная программа

В нашем детском саду реализуется дополнительная общеобразовательная программа

Дорогу можно переходить только на:

Дорогу можно переходить только на:

Грузовик Автобус. Ведущий:

Грузовик Автобус. Ведущий:

На отдельных столах разместить конструктор для двух команд

На отдельных столах разместить конструктор для двух команд

Что же это? (грузовик) Ведущий :

Что же это? (грузовик) Ведущий :
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2023