Курсовая работа "Детский коллектив как объект и субъект воспитания"
Оценка 4.8

Курсовая работа "Детский коллектив как объект и субъект воспитания"

Оценка 4.8
docx
23.02.2020
Курсовая работа "Детский коллектив как объект и субъект воспитания"
Детский коллектив как субъект и объект воспитания.docx

План

Введение ………………………………………………………………………… 3

1. Становление и развитие концепции детского коллектива ………………… 6

2. Понятие коллектива, его признаки и функции ………………………..…... 11

3. Особенности и этапы развития детского коллектива .................................. 14

4. Детский коллектив как субъект воспитания и его влияние на личность …22

5. Принципы педагогического управления детским коллективом

как объектом воспитания …………………………………………………….... 27

Заключение …………………..………………………………………………... 34

Список использованной литературы ………………..…………………….. 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема коллектива и коллективного воспитания является одной из наиболее разработанных в отечественной педагогике. Отечественной школой накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. С первых лет создания отечественной школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников.

Проблема коллектива встает перед учителем с того момента, как дети приходят в первый класс. К учителю дети приходят совершенно не подготовленные к совместной деятельности, и перед ним стоит задача увидеть в детях потенциальный коллектив и создать условия, в которых случайным образом собранная группа учащихся класса переросла в коллектив. Коллектив необходим и детям, и педагогам сегодняшней школы: ведь в ней воспитываются не только и не столько ученики – "пятерочники", "троечники" и "двоечники", – а интеллектуалы, эрудиты, умельцы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. К тому же мы хотим, чтобы это были добрые, гуманные отзывчивые люди, заботливые мамы и папы, хорошие соседи. Воспитание их малоэффективно без опоры на коллектив самих ребят, их организационное единство, психологическую общность, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Ибо детский коллектив, как бы он не назывался, – является весьма действенным и мощным инструментом воспитания в руках думающих педагогов-гуманистов, сориентированных на ребенка как на высшую ценность.

Очевидно, что если в группе не учитываются индивидуальные потребности и возможности личности, то ее не правомерно рассматривать как коллектив. Ребенок в настоящем детском коллективе не "принимает чужую норму", а вместе со всеми участвует в сотворчестве норм общежития. Во взаимодействии личности и общества проявляется человеческая сущность – гуманность, с одной стороны, как стремление утвердить собственную индивидуальность, ощущаемую в виде абсолютной ценности, и, с другой стороны – как уважение к суверенности другой личности.

В современной педагогике гуманистические отношения в коллективе рассматриваются в качестве одного из важнейших условий его сплоченности и воспитательной эффективности. Поэтому не выдерживают критики попытки представить коллектив виновником всех недостатков и промахов школьного воспитания. Ведь как в отечественной, так и в зарубежной педагогике есть немало примеров идеальных детских сообществ, обеспечивающих развитие уникальности каждого ребенка – члена коллектива, ратующих за уважение его точки зрения, утверждение чувства собственного достоинства и возвышение авторитета личности. Детский коллектив, достигший высокого уровня развития остается важнейшим инструментом воспитания. Но не всякий коллектив и не при любых условиях является эффективным инструментом воспитания. И не во всяком объединении дети чувствуют себя уютно и защищено, ибо не всегда в нем складываются условия, благоприятные для личностного развития детей. Если возможности ребенка в коллективе используются не полностью, значит воспитательный потенциал коллектива снижается.

Вопросами воспитательного потенциала коллектива, его признаками, условиями, способствующими сплочению коллектива, занимались такие педагоги, как Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.К. Конникова, И.П. Иванов, Л.И. Новикова. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский и другие видные педагоги и общественные деятели.

К сожалению, за последнее время оказался забыт теоретический багаж отечественной школы, растрачен неоценимый практический опыт педагогов. Сегодня актуальной представляется задача возрождения этого опыта, отбора из него тех истинных ценностей, которые помогут на современном этапе воспитывать благородную и нравственную личность.

Актуальность проблемы рассмотрения коллектива как субъекта и объекта воспитания определила выбор темы нашей курсовой работы. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть детский коллектив с двух взаимосвязанных сторон – как субъект воспитания, влияющий на формирование личности ребенка,  и как объект воспитательного воздействия.

Объект:  детский школьный коллектив.

Предмет исследования: особенности детского коллектива как субъекта и объекта воспитания личности школьника.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть становление и развитие концепции детского коллектива, обозначить его особенности, признаки и этапы становления.

2) Определить возможности воспитательного влияния коллектива на личность школьника.

3) Изучить принципы педагогического управления коллективом, обозначить правила воспитательного воздействия на коллектив и его развитие.

В процессе исследования нами был использованы методы теоретического исследования, изучение и анализ литературы по теме исследования, анализ опыта воспитательной работы учителей с коллективом школьников.

 

 

 

1. Становление и развитие концепции детского коллектива

Сама проблема детского коллектива родилась отнюдь не сегодня. Истоки ее в отечественной педагогической литературе предреволюционных лет. И породила ее обстановка, свойственная массовой школе того времени – массовое появление стихийно образующихся группировок, в которых дети пытались найти то, чего лишила их школа: возможность самим обсуждать и решать интересующие их проблемы. О необходимости развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной воспитательной работы писали Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение – в своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и конкретные пути формирования детского коллектива, подчеркнула связь детского коллектива с широкой социальной средой, изучила роль самоуправления в детском коллективе и разработала методические основы его организации.

Особую роль в развитии представлений о детском коллективе сыграл опыт А.С.Макаренко, начавшего писать свою «Педагогическую поэму» в 20-е годы. Этот опыт возник не на голом месте: многие из тех мыслей, идей, положений, которые широко обсуждались в те годы в среде педагогов, он знал, апробировал в своем опыте, скорректировал и дополнил, привел в определенную систему. Будучи реализованными в опыте как самого А.С. Макаренко, так и его последователей, эти идеи сложились в определенную концепцию, в рамках которой детский коллектив рассматривался как объект, субъект и инструмент воспитания. Основными составляющие этой концепции стали закон движения коллектива, принципы перспективных линий, параллельного действия, сочетание требования и доверия. Это также идеи одновременного воздействия педагога на коллектив и личность воспитанника, организации повседневной жизни коллектива, педагогического рисунка в ней, педагогического коллектива как дифференцированного единства воспитателей, отношения ответственной зависимости как основы сплочения коллектива и важнейшего фактора его влияния на личность ребенка, первичного коллектива как основного пути прикосновения воспитательного учреждения к личности ребенка. [14] В 50-е годы разработанные им положения с успехом использовались в практическом опыте многих школ, актуальны они и сегодня.

В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» (В.А.Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей. [24,47]

В 60-е годы родилась идея коммуны, воплотившаяся в опыте фрунзенской коммуны (Ленинград), читинской «Бригантины», лагеря «Орленок» и других очень разных объединений коммунарского типа. Она породила популярную в те годы коммунарскую методику воспитания – методику коллективных творческих дел. Лозунги коммуны о служении людям, о творческом отношении к любому делу были предельно гуманистичны. Жизнь ребят в условиях коммуны была насыщена фантазией, игрой, творчеством. Характерной для коммуны была атмосфера доброжелательности, взаимной заботы, внимания друг к другу. Во главе объединений коммунарского типа стояли также талантливые педагоги, как И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро, М.Н. Ахметова. Их идеи легли в основу ряда книг и диссертаций. Коммунарский опыт родился и развивался вне учебы и в связи с этим использовался в практике массовой школы главным образом при проведении массовых мероприятий — лагерных сборов, туристских походов, в лагерях труда. Лишь некоторые школы (например, школы В.А. Караковского, Ю.М. Цейтлина, С.Д. Полякова) сумели рационально использовать идеи коммуны в работе с ученическими коллективами, распространить их на учебный процесс, сделать ведущими в создании школьных воспитательных систем. [22,76]

В 60-е годы начала развиваться и в 80-е окончательно оформилась концепция детского коллектива, разработанная совместными усилиями ученых Москвы и Таллинна (М.Д. Виноградова, Н.С. Дежникова, У. Кала, А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс, В.Й. Максакова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, И.Б. Первин, Н.Л. Селиванова). Для данной концепции характерны:

- подход к детскому коллективу как своеобразному инструменту, который надо создать, чтобы использовать в воспитании всех и развитии каждого в отдельности;

- трактовка детского коллектива как единства организации и психологической общности, в рамках которого он выступает и как объект, и как субъект воспитания;

- подход к коллективу воспитательного учреждения как к дифференцированному единству разнотипных коллективов, возникающих под влиянием процессов дифференциации и интеграции;

- подход к детскому коллективу через призму общего, особенного и единичного, что дает возможность выявить общие закономерности его становления и развития, поставить проблему типологии коллективов, ввести понятие индивидуальности коллектива;

- трактовка целеполагания как вида деятельности коллектива, детерминирующего развитие субъективности входящих в него детей;

- представление о взаимодействии личности ребенка с коллективом как о процессе двустороннем: идентификации ребенка с коллективом и обособлении его в коллективе;

- подход к управлению коллективом как трех аспектному процессу (социально-педагогический, педагогический, психолого-педагогический). [22,116]

Сегодня в рамках целостной воспитательной системы школы детский коллектив рассматривается как механизм, обеспечивающий саморазвитие системы и позволяющий педагогам перейти в управление ею из сферы деятельности в сферу отношений.

Подход к школьному ученическому коллективу как к дифференцированному единству разнотипных коллективов не является случайным. Он связан с необходимостью установить взаимосвязь между процессами дифференциации и интеграции в жизнедеятельности коллективов.

Проблема дифференциации детских коллективов в настоящее время является одной из наиболее актуальных, прежде всего потому, что современный ребенок входит в мир, формируется и развивается как личность через несколько разных по своему воспитательному потенциалу, сложности структуры, длительности функционирования коллективов. Фактически в настоящее время мы не имеем дела с формулой «коллектив и личность ребенка». И когда мы говорим о коллективе как факторе развития личности подрастающего человека, то, по сути дела, имеем дело с формулой «коллективы и личность ребенка», т.е. имеем в виду целую сетку коллективов, включающих современного ребенка (по крайней мере, школьного возраста). Эти коллективы неидентичные, да и не должны быть идентичны в своем влиянии на ребенка. Наоборот, целесообразно, чтобы они были разными и по характеру деятельности, и по способу вхождения в них детей, и по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, и по длительности пребывания в них ребят. Естественно. что в изучении, моделировании и организации коллективов необходим дифференцированный подход, предотвращающий такую унификацию детских коллективов, когда, например, не отличить кружок от класса: те же занятия, те же уроки, те же методы организации жизни детей.

Ясно, что детских коллективов должно быть много и они должны быть разными, ибо только многообразие может обеспечить свободу выбора каждому ребенку. Вместе с тем проблема дифференциации детских коллективов порождает проблему интеграции их воздействия на личность отдельного ребенка. При отсутствии такой интеграции испытываемые детьми влияния разных коллективов нередко оказываются противоречивыми. Чтобы предотвратить противоречивость влияний тех коллективов, в которые входит ребенок, на процесс его личностного развития, надо, с одной стороны, знать воспитательный потенциал каждого коллектива, а с другой – обеспечить их педагогически целесообразное взаимодействие. Только тогда их влияние на ребенка будет сбалансированным.

В прошлом при исследовании проблем коллектива и личности рассматривали двусторонний процесс: влияние коллектива на личность ребенка и восприятие личностью этих воздействий. В настоящее время такая трактовка является неполной, поскольку помимо взаимных воздействий коллектива на личность и личности на коллектив, осуществляемых на основе взаимного восприятия ими друг друга, имеют место и «процессы взаимопроникновения». Среди них особое значение приобретают процессы идентификации ребенка с коллективом и обособление его в нем, диалектически связанные между собой.

2. Понятие коллектива, его признаки и функции

Понятие «коллектив» происходит от латинского colligio, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus - «собирательный».

Традиционно в отечественной терминологии закрепилось два значения понятия «коллектив»: широкое, когда под коллективом понимается организованная группа людей (завод, цех, бригада, школа, класс, отряд, дружина, детское объединение и т, д.), и более узкое, социально-психологическое и социально-педагогическое значение, когда под коллективом понимают (вслед за А.С. Макаренко) высокий уровень развития группы.

В педагогике под коллективом понимается социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. [3,214] Г.М. Коджаспирова в своем педагогическом словаре предлагает такое определение коллектива: «Коллектив – это группа людей, взаимовлияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выраженной руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа» [9,87]

В отличие от малых групп, коллектив характеризует стоящая перед ним социально значимая цель осознана и принята всеми его членами, прилагающими максимум своих усилий в ее достижении и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности; присутствие в коллективе наиболее ценных типов межличностных отношений: доброжелательность, взаимопонимание, взаимопомощь, доверие, сплоченность, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость; наличие в коллективе руководителя-лидера, т.е. лица, совмещающего в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала, уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы. [2,64]

Сущность коллектива детально определял А. С. Макаренко, который отмечал, что нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, поскольку у него есть органы, полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, это просто толпа или сборище. Если исходить из такого определения, то становится понятным: создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время.

В процессе своего становления и развития, как отмечает Л.И. Уманский, общность людей превращается из группы в коллектив, проявляя следующие особенности:

«Группа – конгломерат». Группа ранее незнакомых людей. Общение поверхностное и ситуативное. Общая цель, поставленная воспитателем, заставляет действовать;

«Группа ассоциация». Члены группы приняли статус первичного коллектива: появляются органы самоуправления;

«Группа – кооперация». Актив авторитетен. Организационное единство группы. В отношениях ярко выражен деловой характер. Мотивы деятельности не всегда выдержаны нравственно.

«Коллектив». Высокий и устойчивый уровень нравственной направленности общественной деятельности.

Исследователями определены основные признаки коллектива, к которым относятся:

¨     Наличие общественно значимых целей.

¨     Последовательное развитие целей в результате совместной деятельности.

¨     Систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность.

¨     Практическая связь коллектива с обществом.

Кроме того, согласно определению Макаренко, коллективу присущи наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.[14,69].

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности.

Выделяют три функции коллектива:

1) организационную – коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

2) воспитательную – коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

3) стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. [19,56]

Эти функции коллектива связаны с приобщением его членов к общественной культуре, с развитием творческой индивидуальности каждого из его членов. Свои воспитательные функции коллектив реализует в зависимости от его типа, возраста входящих в него членов, уровня развития коллектива.

Однако нужно отметить, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности.

3. Особенности и этапы развития детского коллектива

Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка. Средством осуществления этих ценностных ориентаций становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом, – все это позволяет воспитателю рассматривать коллектив как явление педагогическое.

Вместе с тем следует учитывать, что в ученической среде возникают различные объединения (по увлеченности, совместной деятельности, взаимным симпатиям, по интересам, соседству и другим признакам). В процессе общения развиваются межличностные отношения. Коллектив обретает свою внутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционирует как явление социальное.

Детский коллектив как система – это:

¨        органическая часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего, помимо детского, и коллектив педагогов;

¨        относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

¨        скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;

¨        субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

¨        носитель общего интегративного свойства – его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

¨        субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов. [18,49]

Своеобразной формой общности школьников, отличающейся от других детских объединений, является  ученический коллектив, среди особенностей которого рассматриваются:

1) устремление школьников к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение школьников к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства учителя, характера взаимоотношений с ним. Вот почему первый признак – совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) – предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.

2) совместная деятельность членов детского коллектива, направленная на достижение поставленных целей, ее характер, содержание, формы сотрудничества, результаты также обусловлены особенностями ученической позиции школьника. В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, чести заводской марки, дисциплинированности и т. д., деятельность школьников в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества. Учебная деятельность – основная для школьников.

3) наличие в коллективах школы отношений ответственной также имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость школьников в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии учителя. [27]

Исследователи коллектива (Л. И. Новикова, А. Т. Куракин и др.) показали, что ученический коллектив как социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений детей.

Детский коллектив призван выполнять ряд функций:

- организация учебно-воспитательной, досуговой деятельности учащихся с целью развития их склонностей и способностей, подготовки к предстоящему периоду жизни;

- формирование опыта общения, реализации существующих общественных отношений, деловых отношений, предусматривающих требовательность, ответственность, контроль, взаимозависимость, взаимоуважение и т.п.;

- реализация в процессе воспитания нравственной сущности личности;

- воспитание коллективистских отношений на основе взаимопринятия членами ученического коллектива друг друга, формирование благодаря этому гуманистических качеств личности;

- выполнение роли первичной референтной группы в условиях первичных ситуаций успеха членов коллектива;

- корректировка и регулирование поведения и деятельности их на основе общепринятых в коллективе норм.

Процесс функционирования ученического коллектива осуществляется неравномерно: для него характерны чередования подъема и относительной стабильности, постоянное усложнение перспективы превращения части их в традиции коллектива.

Детский коллектив в своем развитии проходит несколько стадий:

♦ на первой он выступает как цель воспитательной деятельности педагогов;

♦ на второй – как инструмент воспитания и формирования социально значимых качеств личности;

♦ на третьей – как инструмент индивидуального развития воспитанников.

Итак, началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного, творческого.

Поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого нужно выявить интересы, стремления учащихся, их моральные и культурные представления, имеющийся у них опыт коллективных дел и взаимоотношений. Такая информация совершенно необходима для определения частных целей и конкретного содержания будущей коллективной деятельности.

Необходимо отметить, что цель коллективной жизни с ее общественно ценным нравственным смыслом на первом этапе следует рассматривать как далекую трудно достижимую перспективу.

В качестве непосредственных побудителей практической деятельности и взаимоотношений на первом этапе выступают частные цели непосредственно привлекающих и обязательных дел – близкие и средние перспективы, которым наличие далекой перспективы придает особый смысл.

Эти близкие и средние перспективы (викторина, КВН, субботники, поход, "огонек" и др.) уже на первом этапе следует выбирать самим ребятам при помощи коллективной "разведки" интересных и нужных дел, в которой должен участвовать каждый.

Следующий шаг на первом этапе – коллективное планирование. Выделение актива – важнейший шаг на пути первого этапа коллективной жизни. Здесь важно опереться на таких учащихся, которые в ходе "разведки", коллективного планирования или еще раньше проявили себя наиболее заинтересованными, инициативными, сведущими. Это ответит стремлению коллектива осуществлять намеченные действия как можно лучше. Отсутствие у воспитанников положительного опыта участия в коллективной деятельности на первом этапе чрезвычайно осложняет педагогическое руководство. Коллективное обсуждение проделанного – важный элемент коллективной жизни первого этапа.

Первый этап можно считать завершенным, когда:

¨   приняты цели коллектива, по крайней мере, его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;

¨   развернута непрерывная коллективная деятельность (этот признак следует считать особенно важным, так как в практике наблюдаются периоды бездействия коллектива - паузы, которые приводят к потере и разрушению достигнутого);

¨   действуют первичные коллективы, в которых большинство членов занимают активную позицию;

¨   складываются отношения ответственной зависимости, возникает деловое и творческое общение;

¨   в качестве передовой части коллектива - его актив (выделяется группа ребят, наиболее заинтересованных, инициативных, творческих, способных к организаторской работе);

¨   у школьников возникает интерес к разным сферам коллективной жизни, желание приобщиться к ней, переживается удовлетворение от собственной активности и совместных с товарищами достижений.

На втором этапе коллектив развивается, совершает поступательное движение при условиях решения все более сложных задач. Прежде всего усложняются способы организации коллективной жизни – коллектив переходит к полному самоуправлению. Передовой опыт показывает, что самоуправление – это не только проблема органов самоуправления, а в первую очередь создание возможности всем членам данного коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью.

Принципиальной особенностью второго этапа является усложнение практической деятельности школьников. И теперь имеют место близкие перспективы, рассчитанные на отдых, развлечение, получение непосредственного удовольствия от личных достижений и контактов в коллективе. Но не они являются характерной особенностью второго этапа. Школьники самостоятельно планируют, организуют и проводят сложную познавательную, политическую и трудовую деятельность.

Деловые отношения в коллективе на этом этапе не исчерпываются отношениями ответственной зависимости, когда органы коллектива выполняют лишь распорядительные и контролирующие функции, требуя от остальных ответственного исполнения. Появляются отношения творческого сотрудничества, взаимообучения и взаимопомощи членов коллектива.

В ходе многопланового интенсивного общения возникает еще одно новообразование второго этапа – представительное, содержательное, динамическое и действенное общественное мнение – на первом этапе оно еще складывалось и не обладало совокупностью необходимых признаков.

Изменения происходят и в активе. Если на первом этапе актив составляли наиболее действующие, инициативные, заинтересованные  в делах коллектива школьники, то на втором этапе им на смену приходят ребята, которые создают и отстаивают нравственно ценный опыт коллективной жизни.

Второй этап можно считать состоявшимся, когда:

¨   цели деятельности и все начинания коллектива приобретают для его передовой части нравственный смысл;

¨   коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе - деловых отношений, общения, общественного мнения;

¨   у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, опыт самовыражения творческой индивидуальности, рождаются профессиональные интересы.

Спецификой третьего этапа развития коллектива является интенсивное идейно-нравственное формирование личности в коллективе. Подлинное движение коллектива, его нравственное воздействие на личность не может состояться без специального формирования у каждого его члена общественно ценных мотивов деятельности.

На третьем этапе развития коллектива необходимо содействовать становлению устойчивых гуманистических отношений широкого плана, которые отличаются следующими признаками:

- в коллективе устойчиво преобладает общий дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды и радость товарищей не избирательно, а по отношению ко всем членам коллектива;

- в таком коллективе нейтрализуются случаи "изолированности" и чрезмерной полумерности, "лидерство" отдельных детей;

- возникает интерес к другим коллективам, исчезает соперничество, явление "группового эгоизма", групповой замкнутости.

Расцвет таких отношений происходит на высоком уровне развития коллектива, побуждаемого нравственно ценными мотивами деятельности и поведения.

Изменение мотивов деятельности на этом этапе – увлеченность ее идейной стороной – как бы высвобождают личность от связанности с конкретной ситуацией, когда непосредственное побуждающее значение имели интересное дело, содержательное общение, необычная позиция и т.д. Теперь "ради идеи" выполняется трудная, малоинтересная работа, преодолеваются всякого рода помехи (сопротивление других людей, свои собственные недостатки). Это очень важное новообразование – признак устойчивости личности, ее саморегуляции.

Итак, третий этап можно считать состоявшимся, когда:

¨   цели деятельности, ее общественно ценный смысл для подавляющего большинства воспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе;

¨   поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуативного оно превращается в саморегулируемое;

¨   этому способствует процесс самовоспитания – предъявление к себе требований широкого нравственного плана;

¨   самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают не только частные, но и общие нравственно ценные цели своей жизни.

На каждой последующей стадии коллектив, развиваясь, помогает решать все более сложные задачи воспитания.

4. Детский коллектив как субъект воспитания и его влияние на личность

В теории и практике формирования детского коллектива сложились различные точки зрения в оценке значения коллектива в воспитании личности. Так, Р. С. Немов предлагает отказаться от догмы однозначно положительного влияния реального коллектива на личность. [18,78] Другие ученые считают развитие личности и коллектива взаимообусловленными процессами: «Активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива». [23,67] По мнению М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой, воспитательная работа предполагает представление о взаимодействии ребенка и коллектива как о процессе двустороннем: идентификации ребенка в коллективе и обособлении его в коллективе («быть со всеми» и «оставаться самим собой»). В самом деле, в педагогическом процессе детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребенка взаимодействию с другими людьми, выстраиванию взаимоотношений. Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации личностных потенциалов, приобретения социального опыта.

Но, несмотря на разноречивость мнений по поводу роли коллектива в процессе воспитания, никто не станет спорить с тем, что коллектив для человека сфера его жизнедеятельности. В нем он проводит значительную часть своей жизни. Коллектив можно назвать сферой самоутверждения и самореализации личности, поскольку только в коллективе человек может сопоставить самооценку с тем, как его оценивают другие, выразить свою индивидуальность, реализовать свои способности и возможности.

Кроме того, коллектив – это и сфера общения, в которой реализуются естественные потребности личности в диалоге, в получении информации, в понимании, потребность в сочувствии. Коллектив выступает гарантом защищенности и поддержки, поскольку в нем человек обретает защиту и помощь, поддержку и дружеское понимание.

Кроме того, люди, школьники, конечно, могут полноценно развиваться и вне коллективистских отношений, вне воспитательных классных коллективов, как это было до появления практики и теории коллективного воспитания в XX в. Уточним, что надо отличать некорректное употребление понятия «коллектив» в значении социальная группа, часть социального пространства, социальной среды, в которой происходит адаптация, формирование людей, членов общества, от понятия «коллектив», школьный класс, спортивная команда, отряд в лагере как педагогическое явление, как средство воспитания. Не случайно специалисты по педагогике, теории воспитания, рассматривают воспитание в классном коллективе в рамках воспитания в широкой социальной среде, наряду с воспитанием в семье, в детских организациях и внешкольных учреждениях, в неформальных группах. Любые социальные связи оказывают формирующее, воспитательное воздействие.

Принцип формирования личности в коллективе является  одним из основных принципов реализации теории коллектива в педагогике. Данный принцип был разработан основоположниками советской педагогики Н.К. Крупской и А.В. Луначарским. Он провозглашает основной целью коллектива «всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально» [12,20]. Согласно данной теории, роль коллектива в развитии личности проявляется в следующих моментах:

Коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта, поскольку только в школьном коллективе его освоение специально планируется и направляется.

Коллектив обеспечивает воспитаннику возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в нем формируются самооценка, уровень притязаний и самоуважение.

В коллективе формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации, гражданская позиция воспитанника.
Трудовая деятельность в условиях коллектива стимулирует проявление ответственности за результаты труда.

Коллективная деятельность открывает возможности для реализации и развития физического и творческого потенциала воспитанников, их эмоционального развития.

Коллектив играет очень важную роль в жизни каждого воспитанника. В нем также удовлетворяются естественные потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек может обрести поддержку и защиту, а также признание своих достижений и успехов.

Коллектив способен изменять человека. Поскольку ему приходится учиться и жить в окружении других людей, он вынужден приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству.[26]

В соответствии с психологической концепцией персонализации, каждому человеку присущи потребность и способность быть личностью. Потребность означает, что человеку необходимо быть в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своей деятельностью преобразования их смысловой сферы. Способность подразумевает совокупность индивидуальных особенностей и средств, обеспечивающих удовлетворения потребности быть личностью. [26]

Становление личности невозможно вне коллектива, поскольку ее стержневым образованием является самооценка, основанная в значительной степени на оценках, которые дают человеку другие люди. Поэтому, исходя из вышеизложенных фактов, влияние коллектива на личность не вызывает сомнений.

Таким образом, согласно теории отечественных педагогов, полноценное формирование личности может происходить только в коллективе. Поэтому он является основой для воспитания и обучения.

Считая воспитание в коллективе и через коллектив стержнем воспитательного процесса, следует подчеркнуть, что современный ребенок испытывает, кроме того, самые разнообразные целенаправленные влияния фронтального (массового), группового и индивидуального характера, механизмы воздействия на личность которых отнюдь не идентичны. В практике, как воспитания, так и обучения преобладают фронтальные, массовые формы работы, недостаточно реализуются возможности групповых форм, эпизодически используется индивидуальный подход. Что же касается воспитания в коллективе и через коллектив, то нередко реализуется лишь первая часть этой формулы, то есть ребенок, будучи членом коллектива, испытывает на себе преимущественно те же фронтальные, или массовые, воздействия при бездействующих или выключенных механизмах коллективного влияния. Между тем в настоящее время возможности каждого типа воздействий в повышении эффективности воспитания в той или иной мере изучены.

Известно, например, что, используя рассчитанные на всех массовые формы работы с детьми, можно не только дать основание для последующего коллективного суждения о выдвинутой идее, но и вызвать эффект эмоционального заражения, побудить детей к совместным переживаниям. В итоге может возникнуть ситуативная общность, своеобразный ситуативный коллектив. Установлено, что в организации любой деятельности коллектива, в том числе и учебной, с целью ее интенсификации и корректировки отношений в детской среде успешно могут быть использованы малые группы, а при определенных условиях воспитательная эффективность может быть повышена за счет введения различных форм групповой работы. Установлено также, что лишь с помощью индивидуального подхода, обеспечивающего каждому ребенку благоприятное для его развития положение в системе коллективных отношений, эффективно могут быть использованы возможности коллектива в индивидуальном развитии школьников.

Педагогам-практикам хорошо известно, что влияние коллектива на личность ребенка зависит от «слияния» его с коллективом, от того, насколько он «влюблен» в свой коллектив, в какой мере он ощущает себя его членом, в какой мере ценности коллектива являются его собственными ценностями. Но идентификация с коллективом отнюдь не должна приводить к растворению в нем личности ребенка, к бездумному восприятию им нравственных норм коллектива и механическому усвоению его традиций. Такое некритическое восприятие коллектива, как показывает опыт прошлых лет, ведет к нивелировке личности ребенка, к ущемлению его индивидуальности. В силу этого процессы идентификации ребенка с коллективом, обособления его в коллективе должны выступать не как дополняющие друг друга процессы, а как единый процесс, так как процесс идентификации с коллективом и процесс обособления в коллективе являются следствием потребностей ребенка «в других», в общении с ними, в самореализации и самоутверждении его «среди этих других». Естественно, что без квалифицированной помощи взрослых реализация этих потребностей самими детьми может привести и к отрицательным результатам. Требуется педагогическое управление этими процессами как взаимосвязанными и взаимообусловленными.

5. Принципы педагогического управления детским коллективом как объектом воспитания

Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись по внимательнее, видим - процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

Управлять ученическим коллективом – это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. [17,25]

Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса:

1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках;

2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика.

  Оптимизация управления ученическим коллективом связана с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений; разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации. Важнейшее условие оптимизации – интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем:

- использования комплекса педагогических воздействий на коллектив;

- постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;

- создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;

- расширения функций ученического самоуправления;

- объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

Управление ученическим коллективом – это управление процессом его развития, использование возможностей коллектива для воспитания школьников. Анализ работ И.П. Иванова, Ф.Я. Шапиро, Ю.М. Цейтлина, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой и др., позволяет сформулировать следующие принципы педагогического управления процессом воспитания в коллективе:

1. Принцип зависимости стиля педагогического руководства от степени развития ученического коллектива. На первой стадии формирования коллектива отношения «учитель – ученики» имеют субъект-объектный характер, по мере развития коллектива ученики становятся более активными, отношения между педагогом и воспитанниками постепенно приобретают субъект-субъектный, сотрудничающий характер.

2. Принцип всестороннего воздействия на коллектив. На коллектив оказывается воздействие не только самим воспитателем (классным руководителем), но и его коллегами, другими коллективами, общественностью, семьями учащихся.

3. Принцип сочетания контроля (педагогом) и самоконтроля (активом и членами коллектива) в коллективе.

4. Принцип сочетания руководства со следованием естественным потребностям воспитанников. («Не подавлять, а направлять!»).

5. Принцип влияния персональных (межличностных) отношений (отношений друг к другу) с отношениями партнёрскими (к совместной деятельности) и мотивационными (к предмету деятельности) в дружеское единение членов коллектива. («Я охотно берусь за это дело, потому что со вместе мной им заняты мои лучшие друзья».)

6. Принцип избегания формализма. Дело не должно быть «для галочки», «потому что так надо – не понятно, кому и для чего». Оно должно быть осознано воспитанниками как личностно и общественно значимое.

7. Принцип учёта и контроля факторов, определяющих положение личности в коллективе. Для этого педагогу необходимо постоянно изучать коллектив и личность воспитанников.

 8. Принцип смены характера деятельности. Деятельность не должна надоедать. Если она превращается в скучную рутину, необходимо либо по-другому распределить поручения внутри коллектива, либо освоить новый вид деятельности, либо придать знакомой деятельность новую направленность (умножить её количественно, направить на новые объекты).

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

- Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятные каждому члену.

- Коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

- Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний - важнейшая обязанность классного руководителя.

- Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

- Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости. Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения). На этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.
К чему это обязывает воспитателя? К такой организации коллективного взаимодействия, при котором персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения, сотрудничества. Добиться этого очень непросто: избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.

- Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений – неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. В этом случае ребята фактически выпадают из системы коллективных отношений. Вот почему в разработке индивидуальных поручений следует идти как от потребностей коллектива, так и от возможностей и интересов самих школьников. Тогда положение каждого в коллективе окажется наиболее благоприятным.

- Положение ученика и коллективе зависит также от норм и стандартов принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентации. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.  Кроме того, на положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Вдумчивый педагог постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят. В зависимости от стадии развития детского коллектива используются различные стили руководства им:

Приказание: четкая постановка цели и инструкция для ребят; часто проводится инструктаж; уточнение, как поняты ребятами конкретные задания; кратко с каждым исполнителем уточняются его действия; проверяется выполнение заданий; отмечаются ошибки и хорошо выполняемые поручения; требовательность, но тактичность.

Распределение и стимулирование: оценивание и учет в работе индивидуальностей характеров ребят; выявление общих интересов; при необходимости даются задания; педагог следит за тем, чтобы задания выполнялись точно; похвала в присутствии других ребят; недостатки разбираются наедине; поощрение за позитивную самостоятельную деятельность.

Участие в принятии решений: ставится цель без уточнения способов достижения; ограничиваются прямые указания и контроль; создается система самоконтроля; проводятся консультации по отдельным проблемам; поощряются высказанные замечания; детям предоставляется больше самостоятельности; педагог контролирует ситуацию.

Передача полномочий: оказывается поддержка и помощь, если ребята просят о ней; педагог избегает вмешательства в дела без особой необходимости; контроль не ослабляется; соизмеряются возможности ребенка и сложность задания; хвалить ребят нужно как можно чаще.

Таким образом, можно выделить признаки стиля: порядок распределения обязанностей; методы подготовки, принятия и организации выполнения решений; формы контактов с воспитанниками и контроль за их деятельностью. Реализуя определенный стиль руководства, педагог решающим образом влияет на формирование того или иного типа взаимоотношений в коллективе.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема детского коллектива в педагогике – это в конечном итоге проблема управления им: процессами его создания и совершенствования, влияния его на всех вместе и на каждого в отдельности. Процессы эти взаимообусловлены и неразрывны, они связаны с включением ребят в целеполагание, в совместную деятельность и расширением ее видов, с формированием общественного мнения, утверждающего общечеловеческие ценности, с созданием ситуаций, корректирующих отношения детей в коллективе, с оказанием им помощи в самопознании и самореализации. Реализуя эти функции в управлении детским коллективом, педагогический коллектив выступает в качестве субъекта воспитания. Функции эти непрерывно расширяются в связи с тем, что детский коллектив становится все более сложным и все более ответственные задачи возникают перед ним в связи с развитием воспитательной системы школы. А педагогический коллектив как субъект воспитания должен быть адекватным объекту воспитания, быть не менее разнообразным, чем объект, для того чтобы реализовать эти задачи.

Усложнение объекта и целей воспитания привело к тому, что в настоящее время в воспитательную систему учреждения включаются в качестве субъекта воспитания помимо дипломированных педагогов-специалистов воспитатели-общественники, активисты, родители. Совокупность их имеет основание превратиться в новую общность – коллектив воспитателей, вооруженный единым подходом к детям, едиными принципами воспитания. Естественно, что коллектив педагогов при этом становится своеобразным ядром этого коллектива, центром интеграции воспитателей всех рангов и видов, но, ни единый подход к детям, ни целостная воспитательная система, обеспечивающая рациональное использование всех воспитывающих сил, не возникают сами по себе. Они могут быть созданы лишь усилиями педагогов, теоретически и методически подготовленных не только к работе с детьми, но и к сотрудничеству со своими помощниками в воспитательном процессе.

В качестве субъекта управления вместе с взрослыми выступают и органы детского самоуправления, актив воспитанников. В зависимости от развитости самоуправления в детском коллективе часть воспитательных функций педагогов берут на себя дети, выступающие в роли ответственных за то или иное дело, консультантов в учебном процессе – помощников учителей, шефов младших. Используя возможности детского самоуправления в организации воспитательного процесса, педагогический коллектив берет на себя функцию руководства им, подготовки к реализации воспитательных задач по отношению к коллективу и отдельным детям.

В основе новых подходов лежит признание педагогом самоценности каждой личности в детском коллективе, понимание роли коллективных отношений и сотворчества в создании перспективы индивидуально роста и становлении субъектной позиции ребенка во взаимодействии с окружающими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.       Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 98 с.

2.       Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.–189 с.

3.       Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов/Н.В. Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Питер ,2000. – 304 с.

4.       Варламова А.Я. Педагогика: Учебно-методическое пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 74 с.

5.       Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. – Калининград: Калиниградский университет, 1996. – 107 с.

6.       Из опыта организации воспитания ученического коллектива / под ред. В.Е. Гмурмана. – М., 1955. – 179 с.

7.       Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. Л. – 1983. – С. 19.

8.       Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова И.Л. Воспитание? Воспитание: Воспитание! // Теория и практика воспитательных систем. – М.: Новая школа , 1996. – 160 с.

9.       Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь – М.: Педагогика, 2000. – 219 с.

10.   Коротаева Е.В. Основы педагогического взаимодействия. – Екатеринбург: 1996. – 217 с.

11.   Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М.: Академкнига, 2003. – 336 с.

12.   Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1976. – 640 с.

13.   Лутошкин Л.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., Педагогика, 130 с.

14.   Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972. – 334 с.

15.   Макаренко А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Педагогика // пед.сочинения в 8 т. – М., Перспектива, 1984. – Т.4.

16.   Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. //Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. – М., ИП РАН, 1995.

17.   Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М.: Знание, 1983. – 96 с.

18.   Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М.: Педагогика, 1988. – 144 с.

19.   Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. – М.: Педагогика , 1978. – 144 с.

20.   Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.

21.   Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2007 – 464 с.

22.   Проблема детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. / Под ред. А.Ю. Гордина, Л.И. Новиковой. – М.: Педагогика, 1973. – 318 с.

23.   Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

24.   Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 123с.

25.   Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. – М.: Педагогика, 1985. – С. 224.

26.   http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-teorii-kollektiva-v-otechestvennoy-pedagogike - Моргаевская А.Н. Направления развития теории коллектива в отечественной педагогике (эл.ресурс)

27.            http://festival.1september.ru/articles/418639/ - Барышникова Н.А. Формирование временного детского коллектива в летнем оздоровительном центре (эл.ресурс)


 

28.            Скачано с www.znanio.ru

План Введение ………………………………………………………………………… 3 1

План Введение ………………………………………………………………………… 3 1

Введение Проблема коллектива и коллективного воспитания является одной из наиболее разработанных в отечественной педагогике

Введение Проблема коллектива и коллективного воспитания является одной из наиболее разработанных в отечественной педагогике

В современной педагогике гуманистические отношения в коллективе рассматриваются в качестве одного из важнейших условий его сплоченности и воспитательной эффективности

В современной педагогике гуманистические отношения в коллективе рассматриваются в качестве одного из важнейших условий его сплоченности и воспитательной эффективности

Сегодня актуальной представляется задача возрождения этого опыта, отбора из него тех истинных ценностей, которые помогут на современном этапе воспитывать благородную и нравственную личность

Сегодня актуальной представляется задача возрождения этого опыта, отбора из него тех истинных ценностей, которые помогут на современном этапе воспитывать благородную и нравственную личность

Становление и развитие концепции детского коллектива

Становление и развитие концепции детского коллектива

В 50-е годы разработанные им положения с успехом использовались в практическом опыте многих школ, актуальны они и сегодня

В 50-е годы разработанные им положения с успехом использовались в практическом опыте многих школ, актуальны они и сегодня

Характерной для коммуны была атмосфера доброжелательности, взаимной заботы, внимания друг к другу

Характерной для коммуны была атмосфера доброжелательности, взаимной заботы, внимания друг к другу

Сегодня в рамках целостной воспитательной системы школы детский коллектив рассматривается как механизм, обеспечивающий саморазвитие системы и позволяющий педагогам перейти в управление ею из сферы деятельности…

Сегодня в рамках целостной воспитательной системы школы детский коллектив рассматривается как механизм, обеспечивающий саморазвитие системы и позволяющий педагогам перейти в управление ею из сферы деятельности…

Эти коллективы неидентичные, да и не должны быть идентичны в своем влиянии на ребенка

Эти коллективы неидентичные, да и не должны быть идентичны в своем влиянии на ребенка

Понятие коллектива, его признаки и функции

Понятие коллектива, его признаки и функции

Сущность коллектива детально определял

Сущность коллектива детально определял

Наличие общественно значимых целей

Наличие общественно значимых целей

Однако нужно отметить, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически

Однако нужно отметить, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически

Своеобразной формой общности школьников, отличающейся от других детских объединений, является ученический коллектив , среди особенностей которого рассматриваются: 1) устремление школьников к единым общественно значимым целям,…

Своеобразной формой общности школьников, отличающейся от других детских объединений, является ученический коллектив , среди особенностей которого рассматриваются: 1) устремление школьников к единым общественно значимым целям,…

В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, чести заводской…

В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, чести заводской…

Процесс функционирования ученического коллектива осуществляется неравномерно: для него характерны чередования подъема и относительной стабильности, постоянное усложнение перспективы превращения части их в традиции коллектива

Процесс функционирования ученического коллектива осуществляется неравномерно: для него характерны чередования подъема и относительной стабильности, постоянное усложнение перспективы превращения части их в традиции коллектива

Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного, творческого

Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного, творческого

Первый этап можно считать завершенным, когда : ¨ приняты цели коллектива, по крайней мере, его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и…

Первый этап можно считать завершенным, когда : ¨ приняты цели коллектива, по крайней мере, его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и…

Но не они являются характерной особенностью второго этапа

Но не они являются характерной особенностью второго этапа

Спецификой третьего этапа развития коллектива является интенсивное идейно-нравственное формирование личности в коллективе

Спецификой третьего этапа развития коллектива является интенсивное идейно-нравственное формирование личности в коллективе

На каждой последующей стадии коллектив, развиваясь, помогает решать все более сложные задачи воспитания

На каждой последующей стадии коллектив, развиваясь, помогает решать все более сложные задачи воспитания

Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации личностных потенциалов, приобретения социального опыта

Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации личностных потенциалов, приобретения социального опыта

Любые социальные связи оказывают формирующее, воспитательное воздействие

Любые социальные связи оказывают формирующее, воспитательное воздействие

Коллектив способен изменять человека

Коллектив способен изменять человека

Что же касается воспитания в коллективе и через коллектив, то нередко реализуется лишь первая часть этой формулы, то есть ребенок, будучи членом коллектива, испытывает на…

Что же касается воспитания в коллективе и через коллектив, то нередко реализуется лишь первая часть этой формулы, то есть ребенок, будучи членом коллектива, испытывает на…

Такое некритическое восприятие коллектива, как показывает опыт прошлых лет, ведет к нивелировке личности ребенка, к ущемлению его индивидуальности

Такое некритическое восприятие коллектива, как показывает опыт прошлых лет, ведет к нивелировке личности ребенка, к ущемлению его индивидуальности

Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его…

Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его…

Л.И. Новиковой, В.А. Караковского,

Л.И. Новиковой, В.А. Караковского,

Принцип смены характера деятельности

Принцип смены характера деятельности

Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса

Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса

Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений – неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям

Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений – неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям

Распределение и стимулирование: оценивание и учет в работе индивидуальностей характеров ребят; выявление общих интересов; при необходимости даются задания; педагог следит за тем, чтобы задания выполнялись…

Распределение и стимулирование: оценивание и учет в работе индивидуальностей характеров ребят; выявление общих интересов; при необходимости даются задания; педагог следит за тем, чтобы задания выполнялись…

Заключение Проблема детского коллектива в педагогике – это в конечном итоге проблема управления им: процессами его создания и совершенствования, влияния его на всех вместе и…

Заключение Проблема детского коллектива в педагогике – это в конечном итоге проблема управления им: процессами его создания и совершенствования, влияния его на всех вместе и…

В качестве субъекта управления вместе с взрослыми выступают и органы детского самоуправления, актив воспитанников

В качестве субъекта управления вместе с взрослыми выступают и органы детского самоуправления, актив воспитанников

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Макаренко А.С. Цель воспитания

Макаренко А.С. Цель воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020