Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Забайкальский государственный университет»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
Направление «Педагогическое образование»
Профиль «Начальное образование»
Курсовая работа
Тема: «Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе»
.
Чита, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в начальной школе………….…. ……………………………... |
6
|
1.1. Понятие и сущность универсальных учебных действий ………….. |
6 |
1.2. Виды универсальных учебных действий ………………………..... |
9 |
Вывод по первой главе………………………………………………………. |
16 |
Глава 2. Теоретические основы формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе…………………… |
17 |
2.1. Понятие и сущность личностных универсальных учебных действий |
17 |
2.2. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе …………………………………………........ |
22 |
Вывод по второй главе……………………………………………………… |
35 |
Заключение…………………………………………………………………… |
36 |
Список использованной литературы ………………………………....... |
38 |
Тезаурус……………………………………………………………………… |
41 |
ВВЕДЕНИЕ
С вступлением в силу в 2011 году нового федерального государственного образовательного стандарта начального образования целью образования становиться общекультурное, личностное, и познавательное развитие учащихся, которое обеспечивает такую компетенцию, как умение учиться и поэтому возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время.
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) начального общего образования определил в качестве главных результатов формирование универсальных учебных действий (далее УУД), которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (далее ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенции учащегося, в том числе социальной и личностной. В результате развития личностных универсальных действий формируется личностная позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Существует концепция развития универсальных учебных действий разработаная на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).
Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников с позиции личностно-ориентированного подхода будет осуществляться их вовлечением в личностно-ориентированные ситуации, где будет востребован их учебный, познавательной, жизненной субъектный опыт.
Таким образом, в сфере личностных универсальных учебных действий у младшего школьника необходимо формировать:
- внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню.
Личностные универсальные учебные действия описаны в трудах следующих авторов: А. Г. Асмолов, И. П. Подласый, А. В. Леонтьев, В.С. Мухина, В.С. Сластёнин.
Исходя из этого тема «Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников» является актуальной.
Объектом исследования является процесс формирования универсальных учебных действий в начальной школе.
Предметом исследования является формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Цель исследования: изучить особенности формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Цель помогли нам сформировать следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность универсальных учебных действий в начальной школе.
2. Рассмотреть виды универсальных учебных действий в начальной школе.
3. Раскрыть понятие и сущность личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
4. Определить особенности формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
В нашей работе мы использовали следующие методы:
Методы исследования:
1) анализ психолого–педагогической и методической литературы по проблеме развития личностных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста;
2) обобщение педагогических основ личностных универсальных учебных действий;
3) синтез особенностей формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в начальной школе
1.1. Понятие и сущность универсальных учебных действий
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. ФГОС представляет собой принципиально новый документ, который разработан на основе глубокого ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения. В связи с этим педагогический процесс должен соответствовать требованиям ФГОС. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение обучающихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент делается на формирование УУД [29].
В нашей исследовательской работе мы раскроем базовые понятия.
Ключевыми понятиями в нашей исследовательской работе являются понятия «универсальные учебные действия», «личностные универсальные учебные действия».
Как писал А. Г. Асмолов, универсальные учебные действия в широком смысле означают умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта[8, с. 27].
В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [8, с. 27].
Т.В. Василенко дает следующее обоснование понятию: «Универсальные учебные действия – инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальных учебных действий создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться» [2, с. 15].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) универсальные учебные действия (далее УУД) – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению [29].
По мнению А.В. Федотовой, УУД – это и есть обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [22].
А.Г. Асмолов, Т.В. Василенко, А.В. Федотова выделяют следующие функции УУД [5, c.5]:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области[5, c.5].
Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы [32, c.46]:
- представление о действии, первичный опыт и мотивация;
- приобретение знаний о способе выполнения действия;
- тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;
- контроль умения выполнять действие[32, c.47].
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым.
Как писал А.Г. Асмолов, универсальные учебные действия (далее по тексту УУД) в широком смысле означают умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [5].
Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями [18]:
● Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
● Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
● УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности [18].
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся [18]:
● Показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;
● Определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;
● Охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий, опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях;
● Предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;
● Формировать умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности;
● Формировать ИКТ-компетентности учащихся [18].
Выделяются следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом [4].
Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предстоит восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений и не сводится к их массе[24, c.14].
Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь. Осмысление – это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа – запоминания.
Запоминание (закрепление) учебного материала – это не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.
Овладение материалом – это возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества.
Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах[24, c.24].
ФГОС НОО выделяет четыре вида универсальных учебных действий[29, с. 35].
1. Личностные УУД:
личностное самоопределение;
ценностно-смысловую ориентация обучающихся и нравственно-этическое оценивание;
смыслообразования;
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Познавательные УУД:
общеучебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения;
постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ её решения.
3. Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей.
4. Регулятивные УУД:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
4. Контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.
6. Оценка – осознание уровня и качества усвоения.
7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий [29, с. 35].
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями [5]:
- состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
- уровень развития речи;
- степень владения русским языком;
- умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
- стремление принимать и решать учебную задачу;
- навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке[5].
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, включает в себя: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, самостоятельное, выделение, поиск информации, структурирование знаний.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [5].
Итак, в соответствии с первой задачей необходимо было изучить понятие и сущность универсальных учебных действий. Проанализировав литературу, мы определили что, овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
1.2. Виды универсальных учебных действий
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные [29].
В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе.
Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств – нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением и квинтэссенцией личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль обучающегося, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию [30, c.234].
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий [31, c.28]:
действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся [31, c.30]:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [31, c.30].
Регуляция субъектом своей деятельности предполагает произвольность и волю. Произвольность – умение действовать по образцу и подчинение правилам предполагает построение образа ситуации и образа действия, подбор или конструирование средства или правила и удержание этого правила в процессе деятельности ребенка, трансформацию правила во внутреннее правило как основу целенаправленного действия. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность [21].
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение обучающегося строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства[20].
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания [31, c.31].
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Для развития познавательной сферы у обучающихся в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем [31, c.42].
Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций –
умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии [21, c.70].
Общеучебные универсальные действия включают:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной) [31, c.33].
Номенклатура логических действий включает [24, c. 25]:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств/различия, определения общих признаков и составления классификации);
опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
вывод следствий;
установление аналогий [24, c. 25].
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослым [20, c. 154].
Видами коммуникативных действий являются [6, c.142]:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Рассмотрим регулятивные универсальные учебные действия [6, c.142]. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе ученик учится решать сложные математические примеры и задачи, но не получает навыки освоения способов преодоления жизненных проблем.
Для того чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные универсальные учебные действия, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее. Чтобы ребенок не растерялся в различных жизненных ситуациях, ему необходимо овладеть универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.
Функция регулятивных универсальных учебных действий – организация учащимся своей учебной деятельности [6, c. 156].
Номенклатура регулятивных универсальных учебных действий [24, c. 16]:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [24, c. 16].
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной [6, c.159].
Более развёрнуто УУД представлены в таблице 1 [18].
Таблица 1.
Характеристика универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС НОО
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
Личностные УУД |
Ребенок умеет слушать и слышать; Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме; Может создавать устные и письменные высказывания; Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; Ребенок владеет операциями классификации, умеет устанавливать причинно-следственные связи; Ребенок может проанализировать ход и способ действий; У ребенка сформированы умения анализа и синтеза; Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию |
Ученик умеет составлять план действий; Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Ученик способен к волевому усилию; У ученика развита рефлексия; Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля; У ученика сформирован внутренний план действий; Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий |
Ученик умеет составлять план действий; Ученик умеет договариваться; Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок может сотрудничать с другими людьми; Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы; Ученик может отслеживать действия партнера; Ребенок умеет слушать и слышать; Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; Ребенок может осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми; Ребенок может интегрироваться в группу сверстников |
Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат; Ученик умеет делать нравственный выбор; Ученик способен к волевому усилию; У ребенка развита рефлексия; У ребенка сформирована учебная мотивация; Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. |
В соответствии со второй задачей нужно было рассмотреть виды универсальных учебных действий. Мы определили, что при реализации ФГОС НОО происходит формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных действий, включает в себя различные виды действий, описанных в параграфе выше. стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
Вывод по первой главе
В первой главе рассмотрели понятие и сущность универсальных учебных действий.
Определили, что универсальные учебные действия ведут к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Так же рассмотрели виды универсальных учебных действий, которые в учебных программах разделены на 4 блока: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные.
Личностные универсальные учебные действия, которые нацелены на ценностно-смысловую ориентацию обучающихся.
Регулятивные действия направлены на постановку целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия направлены на действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Формирование коммуникативных действий отвечает за социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослым.
Глава II. Теоретические основы формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе
2.1. Понятие и сущность личностных универсальных учебных действий
Остановимся более подробно на личностных УУД. А. Г. Асмолов подчеркивает, что они обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Ценностно – смысловая ориентация личности школьника лежит в основе поведения субъективного и отношения к выбранной деятельности, является сензитивным периодом развития компонентов личности, связанных с формированием мировоззрения. В частности, становление мировоззрения взаимосвязано с ценностно-смысловой сферой личности, которая в данный период устойчивые. Это проявляется в виде возрастных особенностей младшего школьника, черт характера, его интересов и т. д.
Личностные действия УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В начальной школе у младших школьников необходимо сформировать личностные универсальные учебные действия, включаемые в три следующие основные блока[23, c. 267]:
самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование – поиски установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;
нравствено-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при разрешении моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира [23, c. 269].
В начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Смыслообразование в начальной школе – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события [14, c. 453].
Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.)
Для того чтобы более успешно формировать личностные УУД необходимо видеть в ребенке разные стороны его личности – не только недостатки, но и имеющиеся положительные качества.
К личностным УУД относятся [23, c. 233]:
− положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
− желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
− осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
− осваивать новые виды деятельности,
− участвовать в творческом, созидательном процессе;
− осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
− осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
− стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- творческие задания.
А.Г Асмолов, Т.В. Василенко, А.В. Федотова выяснили, что под УУД понимают совокупность способов действия учащихся связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, а также различают 4 вида УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные. Изучив более подробно личностные УУД, можно сказать, что для формирование личностных УУД необходимо обеспечивать ценностно – смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
УУД могут быть сформированы только в сфере новых условиях учебной деятельности. В связи с этим возникла необходимость изучить возрастные особенности младшего школьного возраста.
Личностные УУД формируются, когда [23, c.245]:
– учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е. вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
– учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений и др.
И. П. Подласый говорил, что становление личности школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми, т.е. учителями и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствует податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное- огромный авторитет, которым пользуется учитель [19, 207].
В исследованиях А. В. Леонтьева роли учебной деятельности в развитии самооценки младшего школьника было показано, что рефлексивная самооценка развивается благодаря тому, что ученик сам участвует в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям. В связи с этим учителю необходимо научить ребенка фиксировать свои изменения и адекватно выражать их в речи [12, с.33].
Для развития личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста необходимо применять различные образовательные технологии.
Технология проблемного диалога – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога [14, с.23].
Отечественный психолог В.С. Мухина утверждает: "Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Выделяются следующие структурные компоненты самосознания: физический облик; имя, пол через реализацию притязаний ребенка на признание их в прошлом, настоящем и будущем; развитие рефлексии, обучение навыкам позитивного стиля общения" [7, c. 199].
В.С. Сластёнин отмечает: "Самооценка является составной и неотъемлемой частью развития личности. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом [9].
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения, сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позиции, нарастанию недовольства учением и школой.
Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.
Для достижения результатов на внеклассных занятиях используются методы формирования универсальных учебных действий:
словесные,
наглядность,
наблюдение,
практические,
проблемно-поисковые (самостоятельная деятельность детей, работа в группах),
репродуктивные (работа по образцу),
методы контроля и самоконтроля (исправления ошибок),
методы стимулирования (проявление чувства ответственности),
метод игры [8, с.45].
По мнению автора А. Г. Асмолова, личностная саморегуляция, основанная на самооценке школьника, обеспечивается включенностью в мотивационно-смысловую сферу личности, формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе, нравственно-этическим оцениванием ребенком своих поступков на основе усвоения системы нравственных норм; развитием мышления, позволяющим дифференцировать самооценку [8, с.33].
В.С. Мухина выделила следующие критерии сформированности внутренней позиции школьника [16]:
— положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
— проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;
— предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).
В соответствии с третьей задачей нужно было раскрыть понятие и сущность личностных универсальных учебных действий, мы рассмотрели понятие и сущность личностных универсальных учебных действий. Определили, что личностные универсальные учебные действия направлены на обеспечение ценностно – смысловой ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Именно поэтому в рамках реализации ФГОС НОО формированию личностных универсальных учебных действий уделяется большое количество внимания.
2.2. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе
Для успешной работы с нашей проблемой нам необходимо рассмотреть особенности формирования личностных универсальных учебных действий.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения [3].
Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого обучающегося интерес и стремление учиться, а также сформировать у обучающегося совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Каждый учитель должен обладать способностью целенаправленно проектировать задания, развивающие уровень владения учащимися различными универсальными учебными действиями [10].
Литературное чтение является наиболее подходящей дисциплиной для формирования личностных универсальных учебных действий. Поскольку к ключевым направлениям учебного предмета «Литературного чтения» относится:
• формирование навыков правильного, выразительного и сознательного чтения, чтение вслух и про себя (что позволит развить коммуникативно-речевые умения);
• приобщение к чтению художественной литературы, ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям (так у младших школьников будет формироваться нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру);
• формирование у начинающего читателя интереса к книге, к истории ее создания (способствует расширению кругозора юных читателей, проявлять познавательные интересы в выборе произведения)[10].
Наиболее эффективные пути и способы развития универсальных учебных действий в контексте уроков литературы:
• учебное сотрудничество
• формирование универсальных учебных действий в процессе анализа художественного текста
• формирование универсальных учебных действий в процессе исследовательской и проектной деятельности [1].
Личностные действия формируются на уроках через прослеживание «судьбы героя», на основе сравнения себя с героями литературных произведений, знакомства с героическим прошлым России с подвигами и достижениями ее граждан. Для формирования личностных действий необходимо использовать различные методы обучения в комплексе. В раннем школьном возрасте усвоение правил нравственного поведения происходит на основе подражания взрослым, учителю, родителям, через инсценировки стихотворений, рассказов нравственной тематики. Важно учить детей оценивать свои поступки. А учителю быть тактичным в поощрении и порицании при обсуждении нравственных поступков. Обучая самих детей оценивать поступок, важно учить выделять мотив, то есть для чего, во имя чего совершается тот или иной поступок. Младшим школьникам легче осознать поступки и их мотивы у других людей, чем их собственные [1].
Наиболее эффективными, для формирования личностных УУД на уроках, будут следующие технологии.
1.Технология решения изобретательских задач [17].
Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования в условиях внедрения ФГОС НОО.
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
1. методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
2. методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач;
3. воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.
ТРИЗ даёт для учителя возможность:
• усовершенствовать методику преподавания предмета;
• работать с увлечением;
• сделать свой предмет интересным для детей;
• создать у учащихся единую систему мировоззрения;
• пользоваться доверием детей и их родителей.
Внедрение ТРИЗ-РТВ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи [17]:
1. Воспитательные:
- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру;
- развитие у обучающихся самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они смогут справиться с решением любой задачи;
2. Образовательные:
- повышение уровня общей образованности учащихся;
- формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
- умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
- целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
3. Развивающие:
- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
- развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
- развитие пространственного мышления;
- развитие речи;
- умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
- развитие творческого мышления.
Основное направление в начальной школе – развитие управляемого творческого воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ, то есть подготовка сознания ребенка к дальнейшему восприятию ТРИЗ.
Для этого используются мозговой штурм, метод пиктограмм, дихометрия (сужение поля поиска) и методы создания речевых творческих продуктов (загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).
В процессе использования технологии ТРИЗ будет проходить формирование Личностных универсальных действий, а именно личностная ориентация обучающихся на положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, формирование у детей правильного отношения к окружающему миру.
2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Д. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл[19].
Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развития качеств личности открытого общества. Технология пригодна для решения многих проблем в образовательной сфере.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Развитие критического мышления важно для человека в современном мире, так как новый век требует творческой деятельности. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цели технологии развития критического мышления через чтение и письмо:
1.Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2.Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
3.Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
-понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
-делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
-подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
-отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
4. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
5. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий)[18].
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
На уроках литературы в рамках данной технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
3.Технология продуктивного чтения [26, c.14].
Технология продуктивного чтения, разработана профессором Н.Н. Светловской. Эта технология направлена на формирование личностных УУД, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Таким образом, на материале текстов учебника строится формирование правильной читательской деятельности.
Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Перед чтением любого произведения эффективно использовать приём «прогнозирования», ученикам предлагаются ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя опорные фразы, школьники определяют цель урока «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу обучающихся так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Первичное чтение текста организуется в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. Далее идет выявление первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребенку увидеть в тексте автора (его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность»), а это возможно лишь в ходе повторного (аналитического, изучающего, «медленного») чтения [26, c. 15].
III этап. Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Результатом коллективного обсуждения, прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.
В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. По иллюстрации использую следующие вопросы: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли видение автора с вашим?
Использование технологии продуктивного чтения позволяет формировать Личностные УУД, а именно действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Для третьего этапа работы с текстом предусмотрено творческое задание [26, c.16].
Формы и методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Выбирая те или иные формы и методы, учитель, прежде всего, должен определить цель их применения. Затем следует подобрать конкретные действия и выбрать те средства обучения, которые приведут к достижению цели, дадут нужный результат. Следует отметить, что на своих уроках учитель какой-либо один метод редко использует в чистом виде, обычно сочетаются несколько. Сегодня на уроках обществознания можно увидеть применение объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, частично-поискового, исследовательского методов обучения [11, c.25].
Формы работы: индивидуальная, фронтальная. Они предполагают активный подход, то есть, направлены на реализацию деятельностного отношения учащегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности учащегося, а также способствует формированию личностных универсальных учебных действий [15, c.32].
Для успешного применения этих методов на уроке следует постепенно обучать учеников приемам работы, начинать с применения элементов и только потом можно строить их на них весь урок. Стоит учитывать готовность класса к такой работе, так как требуется активная работа учащихся. Учитель, практикуя активные и интерактивные методы, должен очень гибко и быстро реагировать на возможную смену формы работы. Так же нужно применять методы в соответствии возрастным особенностям класса, например, для старших классов могут применяться более сложные методы (дебаты, кейсы и т.д.), а для младших более легкие (элементы игры, творческие задания). Методы активного и интерактивного обучения необходимы на уроках окружающего мира для выполнения целей школьного образования. Например, урок можно начинать с небольшой эвристической беседы для логического перехода между темами или в конце урока можно провести обсуждение, в виде небольшой дискуссии, для подведения итогов урока. Например, при использовании исследовательского метода предполагается обязательная постановка учителем поисковой задачи. Результаты проведенного исследования (идея и доказательства) могут быть представлены учащимися в презентативной или письменной форме (сообщение, доклад, реферат) или устно на уроках-практикумах, уроке - семинаре, на уроке — круглом столе, в ролевой игре [27, c.145].
При проведении уроков можно использовать такие методы активного и интерактивного обучения как «Мозговой штурм», «эвристическая беседа», дискуссии и игра [28, c. 142].
«Мозговой штурм» позволяет включить в работу всех участников урока, активизировать познавательную и творческую деятельность. Достоинства метода «Мозговой штурм»
● Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, многократно усиливает результат поиска решений.
● Во-вторых, процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, преобразуясь в увлекательную коллективную игровую деятельность.
Эвристическая беседа – это активный метод обучения, при котором у учащихся развиваются когнитивные (сравнение, анализ, классификация, синтез и т.д.), творческие и коммуникативные качества личности. При этом методе ученики самостоятельно приходят к выводу. Для учащихся такая форма работы была непривычна и в начале были затруднения, но режим диалога и возможность отвечать «не по учебнику», а размышлять помогли включиться в работу всему классу. Применение примеров «из жизни» наглядно показало современную ситуацию и обеспечило взаимосвязь предмета с реальностью, это дало возможность для формирования гражданской позиции учащихся [25, c.35].
Одна из наиболее интересных форм работы с учащимися – уроки-дебаты, дискуссии. Они имеют большую обучающую и развивающую ценность, учат более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других, где ребята овладевают ораторским умением. На таких уроках можно проследить за уровнем самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, за умением использовать исследуемый материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы дебаты прошли интересно, необходимо найти такую тему, где нет однозначной оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мнения. Здесь раскрывается способность к определению своей позиции и ответственному поведению личности в современном обществе. Ребята анализируют происходящие в современном мире события и явления, опираясь в своих ответах на опыт прошлых поколений, а также высказывают свои предположения о последствиях данных событий на развитие всего человечества.
Урок-ролевая игра является особенно предпочтительным типом урока при изучении общественных событий, в которых явно можно проследить противоположные интересы различных групп людей, где, например, возможно смоделировать альтернативы в развитии истории. При изучении темы по окружающему миру «Трудные времена земли русской» можно использовать игру, где учащийся будут людьми из истории и ведут переговоры: Войско князя Владимира и Золотая Орда [14, c. 445].
Игра – это метод обучения, в ходе проведения которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются знания учащихся. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся, и создает атмосферу раскованности, свободы мышления. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
Можно применять также метод учебного проекта. Первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом [13, c.2].
Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление [24, c.5].
Урок – тренинг это урок активной мыслительно-речевой деятельности учащихся, где ученик является главным действующим лицом. Тренинг - это способ специально организованного общения учащихся, основная цель которого - личностное развитие членов тренинговой группы. Задача учителя,- чтобы каждый ребенок чувствовал поддержку, доброе отношение к нему. Чувство единения с классом, учителем, - помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания (Личностные УУД). Основная задача этой формы работы - научить ребят слышать и слушать другого человека, вести диалог, учитывая особенности партнера, его состояние и настроение; откровенно высказывать свои соображения, аргументировать свои выводы, принимать во внимание доводы собеседника. Можно провести тренинг на уроке во время физминутки: обучающийся поворачивается спиной к однокласснику, закрывает глаза и падает, а другой должен его поймать [24, c.15].
В соответствии с четвертой задачей, мы определили особенности формирования личностных универсальных учебных действий. Рассмотрели технологии формирования личностных УУД и формы и методы на уроках, такие как: технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления через чтение и письмо и технология продуктивного чтения. Особенность формирования личностных действий при использовании различных технологий, методов и приемов, заключается в том, учитель должен организовать работу так, чтобы у обучающихся формировался интерес к обучению и развивались личностные качества. А именно самоопределение к деятельности, смолообразование, нравственно – эстетическая направленность. Мы можем сделать вывод о том, что для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе.
Вывод по второй главе
Во второй главе мы рассмотрели понятие и сущность личностных универсальных учебных действий. Определили виды личностных действий, виды заданий направленные на формирование действий. Рассмотрели понятия различных авторов, которые рассматривали формирование личностных универсальных учебных действий. Личностные универсальные действия направлены на формирование личностных качеств обучающихся, а именно: самоопределение, смыслоообразование, нравственно-этическая ориентация.
Так же рассмотрели особенности формирования личностных универсальных учебных действий: описали различные технологии, методы и формы работы на уроках которые можно использовать в начальной школе. Для того чтобы формировать личностные универсальные учебные действия учитель должен создать ситуацию в ходе которой будет происходить эффективное формирование. Именно для того, чтобы формирование действий проходило эффективней можно использовать формы, методы и приемы, описанные в нашей работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенции учащегося, в том числе социальной и личностной. В результате развития личностных универсальных действий формируется личностная позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Целью нашей работы являлось выявление особенностей формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе. Для достижения цели мы сформулировали и решили следующие задачи.
По первой задаче мы изучили понятие и сущность универсальных учебных действий. «Универсальные учебные действия – инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальных учебных действий создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться».
Во второй задаче мы изучили и описали виды универсальных учебных действий. В рамках реализации ФГОС НОО универсальные учебные действия включают в себя три вида: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные.
По третьей задаче мы раскрыли понятие и сущность личностных универсальных учебных действий. Определили что, формированию личностных действий в рамках реализации ФГОС уделяется огромное внимание, как в урочной деятельности, так и во внеурочной.
В процессе формирования личностных универсальных учебных действий обучающихся формируется внутренняя позиция в ходе которой обучающиеся принимают и осваивают новые социальные роли, изучают становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности, развивают самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности. Так же формируется смыслообразование, которое включает в себя осознание личностного смысла; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва. В процессе формирования личностных универсальных учебных действий получают знание об основных моральных нормах; учатся учитывать позиции, мотивы и интересы участников моральной дилеммы при разрешении моральной дилеммы; развиваются этические чувства.
По четвертой задаче мы определить особенности формирования личностных универсальных учебных действий. К особенностям мы отнесли технологии, используемы на уроках в ходе которых будет проходить формирование личностных универсальных учебных действий. Описали методы и формы работы. Специально организованная работа способствует формированию личностных универсальных учебных действий в ходе которой у обучающихся происходить осмысление в учении и понимание, для чего нужно учиться в школе.
В работе мы выявили особенности формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе. Считаю, что можно продолжить рассмотрение данной темы при работе над дипломной работой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. – Текст: электронный / И.В. Абакумова. – Ростов н/Д., –2003.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с. – Текст: электронный
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – Текст: электронный / – Воронеж.: издательство «Институт практической психологии», НПО «МОДЭК», 1997. – 352с.
4. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания: Педагогика / Е. В .Бондаревская, – Москва : Педагогика, 2001. – №1. – Текст : непосредственный.
5. Виды универсальных учебных действий. // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2010. – 27-37с. – Текст : непосредственный.
6. Виноградова, Н. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий, как планируемых результатов обучения // – М.: Начальная школа. 2014. – 105с. – Текст : непосредственный.
7. Голубева, Е.В., Голубева И.В. Развитие языковой личности на «Уроках одного слова» / – М.: Начальная школа. 2014, – № 3. – 23-27с. – Текст : непосредственный.
8. Елфимова, Н.В. Особенности отношения учащийся к различным формам организации обучения. / Ильин Е.П., Маркова А.К. – М.: Педагогика, 2005. – 127 с.
9. Знанио [офиц. сайт]. URL: http://znanio.ru/) (дата обращения: 23.01. 2021).
10. Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]: http://cyberleninka.ru/
11. Ковалева, Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий / Г.С. Ковалева. – М.: Просвещение, 2009. –25 с.
12. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова/ – Москва : Издательский центр «Академия», 2005.
13. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. –М.: Просвещение, 2008. – 1-2с.
14. Марикова, Ю. С. Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы. Текст : электронный // Молодой ученый. 2015. №13. – 670 с.
15. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Текст : электронный. Пособие для учителя. / А.К. Маркова/ – М.: Просвещение, 1983. – 96с.
16. Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий. – М.: Ювента, 2009. Текст : электронный.
17. Мультиурок [офиц. сайт]. URL: http://multiurok.ru/) (дата обращения: 23.01. 2021).
18. Нспортал [офиц. сайт]. URL: http://multiurok.ru/) (дата обращения: 23.01. 2021).
19. Открытый урок Первое сентября [офиц. сайт]. URL: https://urok.1sept.ru/) (дата обращения: 23.01. 2021).
20. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. 2011. №5. Т.2. –151-155. Текст : непосредственный.
21. Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р.Г. Чуракова / Учебник/ – М.: Академкнига, 2012. – 147с. Текст : непосредственный.
22. Прошколу [офиц. cайт]. URL: https://proshkolu.ru/ (дата обращения: 23.01.2021).
23. Радугин, А.А. Психология личности общее и индивидуальное в психике человека. «Психология и педагогика» / А.А. Радугин. –М.: «Центр», 1999. – 346 с.
24. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения: на основе учебно-метод. комплекта "Школа России" // Нач. шк.: журн. 2009. № 9. – 3-25с. Текст : электронный.
25. Романович И. Ю. Ведение учета сформированности УУД у младших школьников // Управление начальной школой. 2014. № 1. – 35-39с.
26. Скоморохова, М.И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников / М.И. Скоморохова, С.П. Леонюк. // Начальная школа, 2009. №4. –14-17с. Текст : непосредственный.
27. Сластенин, В.А. Педагогика. Учебное пособие / В.А. Сластенин. – М.: Просвещение, 2004. – 237 с.
28. Учебник по Литературе за 3 класс Климанова Л.Ф. Часть 1.// Авторы: Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. и др. Издание: 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 134-135с.
29. ФГОС НОО: с изм. И доп. На 2011 г./М–во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.– 10–16.
30. Фопель К. Как научить обучающихся сотрудничать? Психологические игры и упражнения. в 4–х томах. Т. 4. Практическое пособие / К. Фопель; - М. : Генезис, 2001. 360с. – Текст : электронный.
31. Шевцова Е. А . Формирование универсальных учебных действий у младших школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. № 2. – 28-32с.
32. Щеулова, Е. А., Митичева Т. И. Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2017. №1. – 445с. Текст : электронный.
ТЕЗАУРУС
Воля - высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий.
Запоминание учебного материала - это не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала.
Игра – это метод обучения, в ходе проведения которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Личностные УУД - обеспечение ценностно – смысловой ориентацией в социальных ролях и межличностных отношениях.
Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам предполагает построение образа ситуации и образа действия, подбор или конструирование средства или правила и удержание этого правила в процессе деятельности ребенка, трансформацию правила во внутреннее правило как основу целенаправленного действия.
Овладение материалом - это возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике.
Технология проблемного диалога – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога.
Универсальные учебные действия - умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия - инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальных учебных действий создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.
Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Универсальные учебные действия - это и есть обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Эвристическая беседа - это активный метод обучения, при котором у учащихся развиваются когнитивные (сравнение, анализ, классификация, синтез и т.д.), творческие и коммуникативные качества личности
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.