Департамент образования Вологодской области
БПОУ ВО «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж»
МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ
Курсовая работа
по МДК.01.08 Теория и методика
музыкального воспитания
с практикумом
студентки 3А курса,
специальности 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Сясько Арина Александровна
Руководитель
Шпикина Наталья Валентиновна
Великий Устюг
2020
Содержание
Введение. 3
1. Понятие и структура музыкально-дидактической игры.. 6
2.Виды музыкально – дидактических игр. 10
3.Использование музыкально – дидактических игр на уроке музыки в 1 классе. 12
Заключение. 18
Список использованных источников. 20
Приложения……………………………………………………………………...22
ВВЕДЕНИЕ
В современной педагогике и психологии утвердилось представление об игре как о ведущем виде деятельности детей в младший школьный период. Преимущество игры как воспитательного средства проанализированы в работах Н.П. Аникеевой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.Р. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, С.А. Шмакова и др. Игровая деятельность занимает важное место в обучении младших школьников, и организовывать её нужно в контексте всех предметов школьной программы. Это относится и к урокам музыки, на которых игра становится музыкальной.[19]
В наше время подрастающее поколение не достаточно хорошо разбирается в музыкальном искусстве. Всё это из-за того, что на начальных ступенях их развития, информация на уроках музыки давалась поверхностно. Дети не пропитывались особой атмосферой урока. Не всегда достаточно глубоко происходит развитие в детях чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, любви и интереса к слушанию музыки. А сейчас, для того, чтобы дети могли получать информацию на более доступном им языке, вошёл в применение метод музыкальной игры. Важно заинтересовать детей, суметь вовлечь их в процесс познавания музыкального искусства. Для детей важна простота и ясность в правилах музыкальной игры. Чем понятней для них будет суть, тем больше они смогут раскрыться и влиться в процесс игры.
Музыкально-дидактические игры, открывающие детям пути к разнообразным эмоционально-двигательным впечатлениям, являются обязательным дополнением и к технологиям обучения в связи с особенностями возраста учеников. С их помощью, возможно, не только осуществлять какие либо задачи и получить необходимые умения и навыки, но и наладить контакт с учениками.
Музыкальное воспитание детей, по мнению Орфа, не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением пению или игре на инструментах. Задача музыкального воспитания - стимулировать и направлять творческую фантазию, умению импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования. [15]
В воспитании и развитии чувства ритма значительных успехов достигают те, кто в своей работе опираются на теорию швейцарского музыканта Жака Далькроза, который первым понял активную двигательную природу музыкально-ритмического чувства. Развитие музыкального ритма должно осуществляться только в процессе своей музыки. Вот почему первейшая задача педагога - постепенно вовлечь ребенка в активную моторную деятельность. Ребенок обязан всем своим телом почувствовать ритмическую сферу, т.е. инкорпорировать моторно-двигательное начало музыки. В этом ему помогут, прежде всего, самые простые народные песенки и детские игры. [9]
Однако, несмотря на огромное количество различных методических трудов и разработок, мало внимания в работах современных исследователей уделяется примерам практического внедрения музыкальной игры непосредственно в урок музыки в общеобразовательных школах. Современные методы работы должны помочь учителю ответить на вопросы: как научить учащихся внимательно слушать музыку и понимать её содержание и постепенно подвести к пониманию так называемой «серьёзной» музыки, к которой относятся лучшие образцы музыкального искусства. Программы урока музыки предоставляют возможность развития музыкальных способностей учащихся посредством музыкальных игр, но учителя, уделяют недостаточно внимания этому методу в учебном процессе. Поскольку существует множество разновидностей музыкальных игр, то известную трудность представляет проблема выбора и включение в урок наиболее подходящих из них для данного конкретного периода. [4]
Возникает противоречие, которое заключается в недостаточной методической разработанности психолого-педагогических условий и особенностей применения музыкальной игры на уроках музыки в младших классах. Данное противоречие выявляет проблему организации педагогически целесообразной музыкально-образовательной среды для учащихся младших классов. Выявленная проблема обусловила актуальность выбора темы курсовой работы: «Музыкально – дидактические игры в 1 классе».
Объект: урок музыки
Предмет: музыкально-дидактические игры.
Цель: теоретически обосновать роль и значение музыкально-дидактической игры на уроках музыки с учащимися 1 класса.
Задачи:
1. Раскрыть сущность музыкально-дидактических игр в 1 классе.
2.Выявить основные виды музыкально-дидактических игр 1 классе.
3.Рассмотреть приемы использования музыкально-дидактических игр на уроках музыки в 1 классе.
Методы работы: отбор и систематизация литературных источников; анализ и синтез; сравнение и сопоставление.
Теоретической основой работы послужили психолого-педагогические работы Метлова Н.А., Эльконина Д.Б., Дзержинской И.Л., Кононовой Н.Г., монографии по программе Критской Е.Д.
Практическая значимость заключается в следующем: предлагаются методы и приемы использования музыкально-дидактических игр на уроках музыки для детей младшего школьного возраста.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
1. Понятие и структура музыкально-дидактической игры
Игра – это реальная, необходимая часть жизни ребенка, особенно в младшем возрасте. В младшем школьном возрасте важно начинать с развития эмоционального мира ребенка, развития его способностей через игру. Это очень подходящий период: ребенок без труда включается в любую игру, одушевляет любые предметы и образы. [10]
Музыкальные психологи выделяют три вида музыкальных способностей:
1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;
3) ритмическое представление - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи. Известно, что игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости. В музыкальном воспитании чаще всего используются игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические игры. Такие игры способствуют развитию музыкальных способностей у детей: - мелодического слуха (что необходимо во время восприятия музыкальных произведений); - чувство ритма (что является основой музыки); - музыкальной восприимчивости. С помощью музыкально-дидактических игр, дети знакомятся со сложными законами музыкальной грамоты на урока .
Во многих источниках даётся разное объяснение определения музыкально-дидактических игр.
В практикуме по методике музыкального воспитания Сергеевой дано следующее определение: МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА (МДИ) - это игра, целью которой является развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности. [2]
В учебнике Ветлугиной «Музыкально-дидактические игры» представлено другое определение: Музыкально-дидактические игры - музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры. [7]
Мы можем рассматривать множество источников, и везде будут даны не схожие друг с другом разъяснения этого определения. Но мы согласимся с понятием о музыкально-дидактических играх с Сергеевой Г. П. , так как она дала более полное, понятное и конкретное объяснение.
Музыкально-дидактические игры ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т.д. Музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в организованной музыкальной деятельности.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Задачи, которые помогают решить использование музыкально-дидактических игр:
1) учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
2) развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
3)совершенствовать звуко-высотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте. Развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения получаемых знаний в жизненной практике. [8]
Любая дидактическая игра имеет определённую структуру, которую можно перенести и на музыкально-дидактическую игру. Следуя этой структуре, можно отметить, что основу музыкально-дидактических игр составляют: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила, результат.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Дидактическую задачу определяет педагог в соответствии с обучающей деятельностью. [14]
Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности. Игровая и обучающая задачи отражают взаимосвязь игры и обучения. Дидактическая задача при этом решается через игру, она определяет игровые действия детей, становится задачей самого ребёнка, активизирует игровые действия и возбуждает желание решить поставленную задачу.
Основу музыкально-дидактической игры составляют игровые действия, без которых сама игра невозможна. Игровые действия определяют содержание игры. И чем интереснее и привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игровые и дидактические задачи детьми. Необходимо обучение детей игровым действиям для того, чтобы игра носила обучающий характер и была содержательной. Обучение игровым действиям, как правило, даётся через показ действия, через пробный ход. Мотив игровой деятельности и активное желание решить задачу, поставленную перед ребёнком, проявляется в игровых действиях.
Игровые действия - это не всякие практические внешние действия сравнения, выбора, разбора. Это и сложные умственные действия, выражающиеся в процессах мышления: целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания материала. [11]
Правила игры тоже являются одним из составных элементов музыкально-дидактической игры. Правила содержат определённые требования к взаимоотношениям детей и к выполнению ими задания. В музыкально-дидактической игре правила являются заданными. Они обучают, организуют и дисциплинируют детей. Обучающие правила информируют детей о том, что и как нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль и раскрывают способ действий. Также они организуют и познавательную деятельность ребёнка: услышать и сравнить звуки, определить характер музыки, сравнить фрагменты музыкальных произведений и т.д., найти способ решения поставленной игровой задачи.
Организующие правила раскрывают порядок и последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. [12]
Результат - это выполнение игровой задачи, которое служит завершающим концом музыкально-дидактической игры. Для педагога результат является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, в их применении. Для детей результат - это определённое достижение чего-либо, например, выполнение задания, заполнение карточки, отгадывание музыкальной загадки.
Таким образом, музыкально-дидактические игры имеют свой игровой сюжет, игровые действия, правила, которые необходимо соблюдать. Игры должны быть просты, доступны, занимательны, красочно и эстетически оформлены. Карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественными, точно соответствующими содержанию игры. Музыкально-дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей.
Существуют различные классификации музыкально-дидактических игр. Э.П. Костина выделяет следующие:
1. Игры, с помощью которых развивается звуко-высотный слух младших школьников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.(Приложение..)
2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.
3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.
4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко - тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.
Н. А. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.
В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.
Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную, плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.
Третьей группе музыкально - дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг (группа детей) и солист. Например, на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра – второго, на звучание низкого – третьего круга. Побеждает тот круг, чьи участники правильнее среагировали на смену звучания.
Четвёртая группа способствует выразительности детского исполнительства, а также пониманию динамики детьми как одного из средств музыкальной выразительности. Так, в частности, выразительные возможности динамики дети анализируют в третьей четверти, слушая по программе Кабалевского пьесы из сюиты «Пер Гюнт» Грига — «Утро» и «В пещере горного короля». [13]
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Таким образом: существуют разнообразные виды музыкально – дидактических игр, разработанные музыкальными педагогами (Н. А. Ветлугина, Э. П. Костина, Л. Н. Комиссарова и др.). Каждая музыкально – дидактическая игра содержит в себе дидактическую задачу, направленную на развитие у дошкольников музыкально – сенсорных способностей, понимания особенностей музыкального языка.
Основной, общепринятой, то есть традиционной формой проведения музыкальных занятий в общеобразовательной школе является урок. В структуре подобного урока присутствуют различные виды музыкальной деятельности (хоровое пение, слушание музыки, музыкальная грамотность, игра на простейших музыкальных инструментах, творчество), единство которых обеспечивает принцип тематического построения. Развитием творческих, индивидуальных способностей можно обеспечить целенаправленное музыкальное развитие учащихся. С огромным интересом проходят уроки музыки с элементами игры. Уроки с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу учащихся, повышают интерес к предмету, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные факторы в развитии личности ребенка. Главной задачей таких уроков является воспитание у детей навыков творческого развития, умение проявлять индивидуальность. Поэтому так важно с первого урока поддержать их потребность в новых впечатлениях, в стремлении узнать новое. [3]
В музыкальной педагогике накоплен большой отечественный и зарубежный опыт развития музыкальных способностей младших школьников.
Музыкально-дидактические игры могут применятся в любом виде музыкальной деятельности:
1.Слушание;
2.Хоровое пение;
3. Музыкально-ритмические движения;
4.Игра на детских музыкальных инструментах.
1. В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Вместе с музыкой они переживают и радуются, грустят и смеются, то есть испытывают определенные чувства.
Чтобы научить детей чувствовать музыку более глубоко, необходимо помочь ребенку ее пережить, пропустить ее через себя. В этом ребенку помогут игровые приемы, используемые во время слушания.
Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики.
Например, в игре «Догадайся, кто поет?» дети на слух определяют тембр голоса поющего: «Эту песенку свою я тебе, дружок, спою. Ты глаза не открывай, кто я – ну-ка, угадай». Такие игры, как «Будь внимательным», «Буратино», «Музыкальный магазин», «Времена года» развивают восприятие музыки и память, которая совершенствуется в результате неоднократного прослушивания. Но каждый раз ребенок должен узнавать что-нибудь новое.
2. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Школьник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
Например, для чистого интонирования очень часто используют игру “ музыкальный телефон”, которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню. Для закрепления знакомых песен можно использовать игру “Эхо”, где дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах. Также используются игры : «Паровозик» , «Торт со свечками», «Ёжик запыхался», «Эмоционально-образные игры» на чистоту интонирования. Игра «Ниточка-иголочка».
3. Движение под музыку развивает у младших школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения.
Источниками движения считают физические упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки. Назначение упражнений – развитие гимнастических, танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности.
Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения.
Например, в инсценировании сюжета песни «Тень – тень» дети действуют как сказочные герои, в движениях передают музыкально-игровые образы животных, находящиеся в определенных взаимоотношениях. В инсценировке стихов «Кот и мыши» ученики движениями раскрывают не только образы литературных персонажей, но и закрепляют умение в различии динамических оттенков, что способствует развитию динамического слуха. Используются и такие игры как, «Зайцы и лиса», «Карусели», «Козел», «Если нравится тебе!», «Музыкальные стульчики»
4. С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Вначале разучиваются ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке, - так детям легче сосредоточить свое внимание на точном выполнении приемов игры. Это различные попевки и несложные песенки. [18]
Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Выразительное исполнение произведения педагогом, показ приемов, способов звуко-извлечения и пояснения - хорошо проверенные, традиционные методы. Детям предлагают самостоятельно «исследовать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению и самостоятельных занятиях. Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех. [6]
Также, игра на музыкальных инструментах младших школьников развивает творческие способности учащихся. Например, для развития звуко-высотного слуха используется игра «Лесенка», в которой дети различают направление движения звукоряда.
С самого начала надо учить детей играть правильно, уметь четко воспроизводить ритм. Для этого мы применяем такие музыкально-дидактические игры, как «Небо синее», «Смелый пилот», «Дон-дон», «Частушки». [17]
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок всё время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
В дидактических играх перед детьми необходимо ставить разные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательности действий, преодолеть трудности. Игры содействуют развитию у младших школьников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его музыкальных способностей. [5]
Цель применения музыкально-дидактических игр – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности. [1]
Музыкально-дидактические игры предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.
Для того чтобы игры вызывали у детей желание петь, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, игры должны быть оформлены очень красочно, отличаться разнообразием. Только в этом случае будут выполняться непосредственные задачи, стоящие перед игрой, такие, как: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоты, темпа, динамики, ритма), координации движений; воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.
Заключение
Музыкально-дидактическая игра приобщает к музыкальной деятельности, формирует представления о выразительной интонационной природе музыкального искусства через непосредственное проживание образов. Наряду с развитием музыкальной деятельности детей осуществляется и воспитательный процесс формирования любви к музыке вообще. Дидактические игры способствуют музыкально-сенсорному развитию ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.
В этой работе сделана попытка обобщить богатейший опыт специалистов в области музыки. Музыкальное искусство открывает свои перспективы использования игры в педагогической практике. Игра в системе музыкальной культуры помимо педагогического смысла (обучение, воспитание, развитие) реализует свой художественный потенциал. Наблюдается качественное улучшение слушательских возможностей школьников благодаря внедрению в процесс обучения игр, игровых методов и приемов. Таким образом, игровая деятельность является эффективным средством развития музыкального восприятия подростков и в рамках целенаправленного педагогического процесса, способствует пониманию музыкального произведения.
Игра - универсальное педагогическое средство, обладающее широким функциональным полем воздействия на разностороннее развитие личности школьника. В условиях музыкального обучения использование игр, игровых методов и приемов создает благоприятные условия для развития самых разнообразных способностей и качеств учащихся: воображение, эмоциональность, гибкость мышления, ассоциативное мышление, память, аналитические способности, способность к творчеству и самостоятельному развитию.
Проделав данную работу, мы смогли выполнять поставленные нами задачи:
1.Раскрыли сущность музыкально-дидактических игр через анализ и сравнение книг педагогов музыки и известных специалистов таких как Сергеева Г.П. и Ветлугина Н.А.
2.Выявили основные виды музыкально-дидактических игр в 1 классе через анализ электронных Интернет-источников.
3.Рассмотрели приёмы использования музыкально-дидактических игр через анализ методик проведения уроков музыки в 1 классе.
В каждом параграфе мы теоретически обосновывали роль и значение музыкально-дидактических игр на уроках музыки в 1 классе. Нам удалось выполнить нашу цель.
В дальнейшем изучение данной темы перетечёт в дипломную работу, где мы постараемся глубже изучить приёмы проведения музыкально-дидактических игр на уроках музыки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные документы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 No 373 (ред. от 31.12.2015).
Литература
2.Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе [Текст] / Г. П. Сергеева. – Издательский центр «Академия», 1998.
Интернет- ресурсы
3.Апраксина, О.А. Музыка в воспитании творческой личности (Музыкальное воспитание в школе, вып. 3.) / О.А. Апраксина.− М. : Музыка , 2017. – 236 с. (дата обращения 28.03.2020 г)
4.Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография / В.А. Беликов. − М. : Академия Естествознания, 2015. − 310 с. (дата обращения 30.03.2020 г)
5.Бугаева, З.Н. «Веселые уроки в школе и дома» / З.Н. Бугаева.− М. : АСТ, 2018.− 289 с. (дата обращения 20.03.2020 г)
6.Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания / Н.А. Ветлугина. − М. : Просвещение, 2018 . – 203 с. (дата обращения 20.03.2020 г)
7.Ветлугина, Н.А. Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки / Н.А. Ветлугина.− М. : Просвещение, 2018. – 223 с. (дата обращения 18.03.2020 г)
8.Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2018. – 193 с. (дата обращения 27.03.2020 г)
9.Галкина, В.Л. Творческая лаборатория учителя музыки: Учебно-методическое пособие / В.Л. Галкина. − Чебоксары, 2019. – 122с. (дата обращения 28.03.2020 г)
10.Дзержинская, И.Л. Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности / И.Л. Дзержинская. − М. : Просвещение, 2016– 347 с. (дата обращения 10.03.2020 г)
11.Давыдов, В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии / В.В. Давыдов. – М. : Владос, 2019.−288 с. (дата обращения 24.03.2020 г)
12.Затямина, Т.А. Современный урок музыки: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. − М. : Глобус, 2017. – 170 с. (дата обращения 23.03.2020 г)
13.Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М. : Просвещение, 2018. – 288с. (дата обращения 25.03.2020 г)
14.Кабалевский, Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы.1-3 классы / Д.Б. Кабалевский. − М. : Просвещение, 2018. – 156 с.(дата обращения 28.03.2020 г)
15.Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д.Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 2017. – 206 с.(дата обращения 28.03.2020 г)
16.Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для школьников / Н.Г. Кононова. – М. : Просвещение, 2018.− 133 с. (дата обращения 24.03.2020 г)
17.Метлов Н.А. Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма / Н.А. Метлов. − М. : Просвещение, 2019.- 132 с.(дата обращения 23.03.2020 г)
18.Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. − Ярославль: Академия развития, 2018. − 189 с. (дата обращения 23.03.2020 г)
19.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М. : изд-во АПН, 2019. – 335 с. (дата обращения 15.03.2020 г.)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Игры для развития звуко-высотного слуха
«Музыкальное лото»
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки - ноты, детские музыкальные инструменты (балалайки, металлофон, триола).
Ход игры: Ученик-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Ребята должны на карточке выложить ноты - кружочки от первой линейки до пятой или от пятой до первой, или на одной линейке.
«Повтори звуки»
Игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «Дон», желтый - «Динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждый по одному); металлофон.
Ход игры: Педагог показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь. Учитель просит детей спеть, как звучит бубенчик: низкий, средний, высокий. Затем всем ребятам раздают по одной большой карточке.
Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Учитель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов ребят, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).
Игры для развития чувства ритма.
«Наше путешествие»
Игровой материал: Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.
Ход игры: «Ребята давайте придумаем небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. Например, Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).
Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать. И она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).
Ребята или продолжают рассказ или придумывают свой рассказ.
«Определи по ритму»
Игровой материал: Карточки, на одной половинке которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты - группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.
Ход игры: Ученик-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Ребята по ритму определяют песню, и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).
При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.
Игры для развития тембрового слуха
«На чем играют?»
Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.
Ход игры: Ребятам раздают по нескольку карточек. Ученик-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Ребята определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.
Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4-6 квадратиков, дается изображение различных инструментов Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дает по одной большой карте и 4-6 маленьких.
Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.
«Музыкальные загадки»
Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.
Ход игры: Ребята сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ученик-ведущий проигрывает мелодии или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ученик получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большое число фишек.
Игры для развития диатонического слуха.
«Громко-тихо запоем»
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Ребята выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ученик успешно справился с заданием. При повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
Игры для развития памяти и слуха.
«Наши песни»
Игровой материал: Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель, фишки.
Ход игры: Ребятам раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закрывает все карточки.
«Назови композитора музыки»
Игровой материал: Программные произведения М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.
Ход игры: Учитель показывает ребятам портреты композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. Затем проигрывается то или иное произведение. Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ученик получает два очка. Выигрывает тот, кто получил большее число очков.
«Какая музыка?»
Игровой материал: Проигрыватель, запись вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих пар - вальс, народную пляску и польку.
Ход игры: Детям раздают карточки. Учитель дает прослушать на проигрывателе или играет сам музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Ребята узнают произведения и поднимают нужную карточку.
Игры для развития детского творчества.
«Музыкальная шкатулка»
Игровой материал: Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор).
Ход игры: В шкатулке помещается 5-6 карточек. Ребята по очереди вынимают карточки и передают их ведущему. Называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального провождения группой ребят или индивидуально.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.