Курсовая работа по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях на примере темы «Рассказ о Пермской земле и пермском зверином стиле»
Оценка 4.9

Курсовая работа по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях на примере темы «Рассказ о Пермской земле и пермском зверином стиле»

Оценка 4.9
docx
06.05.2023
Курсовая работа  по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях на примере темы «Рассказ о Пермской земле и пермском зверином стиле»
Курсовая работа Пантелеев В.М..docx

МИнистерство образования и науки пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально – педагогический колледж имени А.П. Раменского»

 

 

 

Курсовая работа

по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности

Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях на примере темы «Рассказ о Пермской земле и пермском зверином стиле»

 

Выполнил: Пантелеев Владислав Маратович, группа Ш-36                     

                               44.02.02 Преподавание в начальных классах

                                                                                 (наименование специальности)       

Руководитель: Ковалева Жанна Александровна, преподаватель колледжа                                              

 

Допущен к защите: «__» ______________ 2022 г.

Защита состоялась: «__» _______________ 2022 г.

 

Отметка «__» (_______________)

 

 

 

Соликамск, 2022

 

Содержание

                                                                               

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы использования проектной деятельности во внеурочной работе.

1.1 Организация внеурочной деятельности в начальной школе. 4

1.2 Организация проектной деятельности в начальной школе. 7

1.3 Особенности организации проектной деятельности во внеурочной работе……………………………………………………………………………….12

Вывод по 1 главе. 17

Глава 2. 2 Глава Разработка проекта по внеурочной деятельности по теме «Рассказ о Пермской земле и пермском зверином стиле».

2.1 Паспорт проекта. 18

Вывод по 2 главе. 22

Заключение. 23

Список литературных источников. 25

Приложения. 27

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность программы:

Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи». Эти слова академика Д. С. Лихачева следует отнести не только к наиболее значимым явлениям общерусской культуры, но и к художественным ценностям нашей малой родины. Каждый народный художественный промысел – это не только очаг уникального искусства, но и местность, обладающая неповторимым своеобразием природы, исторического прошлого, жизненного уклада и характера людей, их культуры.

К числу самобытных центров принадлежат и уникальные памятники культуры Прикамья, такие, как пермский звериный стиль. Тема «Пермский звериный стиль» сложная, но интересная, познавательная. Тема выбрана не случайно, т.к. художественная культура Перми – явление яркое, интересное и во многом уникальное.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение родного края играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между воспитательной и учебной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – к замечательной пермской земле.

Цель: Теоретическое изучение роли внеурочной деятельности обучения в изучении понятия «Пермский звериный стиль».

Объект: Организация внеурочной деятельности по теме «Рассказ о Пермской земле и пермском зверином стиле».

Предмет: Организация исследовательской деятельности в ходе внеурочного занятия по изучению понятия «Пермский звериный стиль».

Задачи:

1. Формировать у детей младшего школьного возраста элементарные представления о древнем виде искусства Прикамья (Пермский звериный стиль).

2. Познакомить детей с древними традициями звериного стиля (выбор сюжетов, образов и материалов).

3. Обогатить словарь детей по теме программы (археолог, звериный стиль, раскопки, находки и т.д.).

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственные пермскому звериному стилю.

5. Повысить компетентность и заинтересованность родителей (законных представителей) в обсуждении вопросов древнего творчества людей Прикамья с детьми за пределами школы.

Методы:

Изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме.

Анализ и обобщение материала, полученного в результате изучения литературы из различных источников по теме.

Систематизация теоретических и практических знаний по теме исследования.

Изучение объекта путем создания и исследования его модели (копии), замещающей оригинал (моделирование).

1 Глава Теоретические основы использования проектной деятельности во внеурочной работе

1.1   Организация внеурочной деятельности в начальной школе.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. [1]

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Также определение внеурочной деятельности давали следующие ученые педагоги-дидакты:

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.  (Ш.А. Амонашвили) [5]

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. (В.В. Давыдова.) [7]

Внеурочная деятельность – является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. (И.Б. Шилина) [6]

Исходя из этого, можно сделать вывод. Внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС НОО, организуемая участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств детей в формах, отличных от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного выбора их детьми. Она предлагает для обучающихся многофункциональные возможности, условия для реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей, с учетом их интересов, способностей.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для реализации детьми своих индивидуальных потребностей (в содержательном досуге, участии в самоуправлении, общественно-полезной деятельности), интересов, способностей в различных сферах жизнедеятельности (познавательной, социальной, культурной), которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий (на основе свободного выбора, постижения духовно нравственных ценностей и культурных традиций).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

·        обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

·        оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

·        улучшить условия для развития ребенка;

·        учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

В целом можно отметить, что данная деятельность способствует развитию активности детей, направленной на преобразование окружающего мира и самого себя, и позволяет решать задачу удовлетворения изменяющихся индивидуальных образовательных запросов и потребностей обучающихся. Она осуществляется в различных видах деятельности школьников, в которых целесообразно решать задачи воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

·        спортивно-оздоровительное

·        духовно-нравственное

·        социальное

·        общеинтеллектуальное

·        общекультурное

Важно: цель работы по любому из направлений внеурочной деятельности – повышение образовательных результатов.

         Согласно ФГОС внеурочная деятельность реализуется в следующих формах:

• кружки,

• художественные, культурологические, филологические, хоровые студии,

• сетевые сообщества,

• школьные спортивные клубы и секции,

• юношеские, краеведческие организации,

• конференции,

• школьные научные общества,

• олимпиады,

• военно-патриотические объединения,

• экскурсии,

• соревнования,

• поисковые и научные исследования,

• общественно полезные практики и других. [2]

Одним из показателей результативности внеурочной деятельности является повышение уровня сформированности социально приемлемых личностных качеств обучающихся.

Вывод: внеурочная деятельность имеет возможности (организационные, развивающие, кадровые и др.) для создания оптимальных условий, пространства для самореализации, активности, творческо-преобразующей деятельности, разностороннего гармоничного развития самоактуализирующей личности воспитанников в условиях коллективной творческой деятельности. Одной из самых эффективных форм реализации внеурочной деятельности является проектная работа, т.к. позволяет одновременно обеспечить: развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков; формирование универсальных компетентностей; развитие личностных качеств; реализует индивидуальный подход в образовании; позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей.

1.2   Организация проектной деятельности в начальной школе.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуально развития и образования. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, и в целом - восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания. Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлении, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо, сверх того. Почти одновременно с педагогическими исканиями Дьюи, в России появились первые разработки проектов. Основателем считают С.Т.Шацкого, который в 1905 году организовал группу исследователей, учёные проводили первые работы с детьми и учителями. В дальнейшем, большое значение методу проектов уделяла Н.К. Крупская.

Понятие "проектная деятельность школьников" находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания. В педагогической литературе проектная деятельность рассматривается в двух аспектах: как педагогическое проектирование (B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, О.С. Орлов, В.В. Сериков и др.), т.е. деятельность, направленная на разработку образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях; как проектная деятельность учащихся, реализуемая в системе основного и дополнительного образования.

 

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", "творчество", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки. До сих пор в большинстве случаев понятие "проект" подразумевает неявное расширение - "технический проект". Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении. Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Так характеризует понятие "проект" Е.С. Полат: "Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия".

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

«Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей».

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

По методу деятельности проекты могут быть:

·        творческими,

·        игровыми,

·        информационными,

·        предметно-ориентированными,

·        исследовательскими.

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.

Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

ФГОС начального общего образования (НОО).

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия. В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

Таким образом, проектная деятельность выводит обучающего за границы урока, учебника, представляет проблему объёмно, с позиции разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приёмов и методов оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.

Достоинством проектного метода организации учебной деятельности является привитие учащимся навыка сотрудничества. Участники исследовательской деятельности не замыкаются на личностных интересах, они учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что результаты их исследований будут использованы для анализа полученных данных и формулирования выводов.

Проектная деятельность ориентирована не на передачу готовых знаний, а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Следовательно, внедрение проектной деятельности в образовательном учреждении направлено на обеспечение паритета образованности и сбережение здоровья учащихся и предполагает опору на педагогическое и ученическое взаимодействие участников образования и профессиональную самоорганизацию педагогов, участвующих в реализации проекта.

1.3    Особенности организации проектной деятельности во внеурочной работе.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов, таких как Давыдов В.В., Дусавицкий А.К., Левитес Д.Г., Репкин В.В., Цукерман Г.А., Эльконин Д.Б. и др., для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость».

Это проявляется в сформированности у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

·        умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

·        умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

·        умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

·        умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

 

Помимо этого, показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

·        развитие аналитико-синтетических действий;

·        сформированность алгоритма сравнительного анализа;

·        умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

·        возможность выделять общий способ действий;

·        перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

 

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве ещё одного показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности служит опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

·        адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

·        обоснованно и доброжелательно оценивать, как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное оценивание;

·        выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

·          мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

·          этап планирования – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

·          информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

·          рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Анализ литературы показывает, что роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом.

В своей практической работе Маллуева К.Ю. отмечает роль родителей в сопровождении учащихся в проектной деятельности. Учитывая особенности возраста учащихся, учитель берёт на себя задачу заинтересовать родителей в процессе и результате деятельности их ребёнка.

На последнем этапе роль учителя и родителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали. Прийти к умозаключениям, сделать анализ деятельности и продукта, может взрослый с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Помощь со стороны родителей, по словам Маллуевой К.Ю., является необходимым условием для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте. Третьим субъектом проектной деятельности в начальной школе, автор считает родителей.

Учителя-практики отмечают, что привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов.

Чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо тем, прежде всего, замечает Пахомова Н.Ю., начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта.

Важно отметить, что тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес.

Следуя этапам проектной деятельности, на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать «наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

 

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Таким образом, организация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости осуществляется при условии психолого-педагогического сопровождения. На каждом этапе, как учитель, так и учащиеся выполняют определённую роль, решают поставленные цели и задачи. В организации проектной деятельности учащихся начальной школы учитель, на своё усмотрение, привлекает родителей учащихся.

Вывод по 1 главе.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.  Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

Таким образом мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.

Эффективность использования технологии проектно – исследовательской деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся. Взаимодействие учащихся позволяет развивать коммуникативность обучающихся, способствует нравственному развитию детей. Групповые проекты дают возможность вовлекать в работу детей с низкой мотивацией к обучению.

 

 

2         Глава Разработка проекта по внеурочной деятельности по теме «Рассказ о Пермской земле и пермском зверином стиле».

 

2.1   Паспорт проекта

  №

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

Пантелеев Владислав Маратович

   2

Тема проекта

Создание изделия из глины в Пермском зверином стиле.

   3

Актуальность проекта

Особое значение Пермского звериного стиля состоит в том, что он существовал в пределах единого этнокультурного региона и эволюционировал в течение большого исторического промежутка времени. Замечательные создания первобытных художников дороги нам не только как памятники древнего искусства, но и тем, что они прекрасны, гармоничны и при этом современны, без скидок на время их изготовления. Внимательное изучение наследия прошлого помогает учащимся проникнуть в духовную жизнь наших предков, понять, как они воспринимали окружающий мир и пытались воздействовать на него.

  4

Объект исследования

Декоративно-прикладное творчество в Пермском зверином стиле

  5

 

Цель проекта

Для учителя: формирование у школьников устойчивого интереса к художественной культуре Пермского края, уважительного отношения к его наследию, понимания его роли и места в культуре России. Знакомство с искусством Пермского звериного стиля на примере создания изделия из глины в данном стиле.

Для ученика: формирование знаний о художественной культуре Пермского края, выполнение изделия из глины в Пермском зверином стиле.

  6

Тип проекта

Теоретико-практический

  7

Этапы реализации проекта (краткое их описание)

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

этап планирования – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (исследовательской) (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

  8

Исследовательский этап проекта ( полное описание)

Цель исследования: освоение знаний о художественной культуре Пермского края, специфике пермского звериного стиля, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Гипотеза исследования: Приобретенные знания, умения и навыки по теме будут способствовать дальнейшему развитию творческих способностей и эстетического вкуса рабенка.

    Методы исследования:

·          Изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме.

·          Анализ и обобщение материала, полученного в результате изучения литературы из различных источников по теме.

·          Систематизация теоретических и практических знаний по теме исследования.

·          Изучение объекта путем создания и исследования его модели (копии), замещающей оригинал (моделирование).

Оборудование для проведения исследования: Наглядный материал, самозатвердевающий пластилин, стеки, гуашь, лак.

Ход исследования:

·          Постановка проблемы

·          Проектирование работы

·          Поиск информации

·          Изготовление продукта

·          Презентация проекта

  9

Продукт проекта

Изделие из глины в Пермском зверином стиле.

 10

Перспектива проекта

Формирование интереса к культуре Пермского края и проведение выставки работ в Пермском зверином стиле.

 

Вывод по 2 главе.

 

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя - помочь детям в этом.

 

Таким образом мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться. Для каждого ребёнка важна успешность. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретут навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они станут проявлять инициативу, начнут мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысится мотивация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что проектная, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление порождает проектное и исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

 

Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Проектная деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Главная цель проектного обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и проектного обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского и проектного поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность.

Организация такой познавательной деятельности, как исследовательская- проектная, даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не в учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Конкретные знания, добытые самостоятельно, пригодятся в дальнейшем при изучении предметов в среднем и старшем звене, позволяют сформировать собственное мировоззрение, отстаивать свою точку зрения. Такие дети охотно вступают в диалог, спорят с одноклассниками, пытаются находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, опираясь на полученные знания. Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности. Развивается познавательная сфера. Дети приобретают навык поиска и отбора информации из различных информационных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературных источников.

Научная литература:

1.     Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от

11.12.2020) ФГОС Начальное общее образование. / - М., 2009.- С. 41

2.     Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС.

3.     Утверждены постановлением Главного государственного санитарного

врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПИН 2.4.2.2821-10/ - М., 2010.- С. 60

4.     «Актуальность изучения Пермского звериного стиля на уроках изобразительного искусства». / Лобанова Т.А.- г. Кунгур, 2014 г.

5.     Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Амонашвили Ш.А. - М., “Университет”, 1990 г.

6.     Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007.

7.      Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993-1999.

 

Интернет-источники:

8.     «Деятельность выдающихся дидактов, их основные творческие

достижения.».  [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: [https://mylektsii.su/11-107740.html ]  (дата обращения: 18.11.2022)

9.     Дидактика. Конспект лекций для студентов педагогических

вузов».  [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: [https://kartaslov.ru/книги/Е_А_Волохова_Дидактика_Конспект_лекций_для_студентов_педагогических_вузов/1 ]  (дата обращения: 18.11.2022)

10. «Исследовательская деятельность в школе. Новый ФГОС».

[Электронный ресурс]. –  Режим доступа: [https://infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-v-shkole-noviy-fgos-1639582.html]  (дата обращения: 21.11.2022)

mo/2018/08/11/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-mladshih ]   (дата обращения: 21.11.2022)

11. История исследовательского подхода в отечественной дидактике XX века // infourok.ru [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://infourok.ru/istoriya-issledovatelskogo-podhoda-v-otechestvennoy-didaktike-veka-1540660.html (дата обращения: 02.12.2022).

12. Понятие и сущность исследования». [Электронный ресурс].    

 –  Режим доступа: [https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-i-sushhnost-issledovaniya]. (дата обращения: 28.11.2022)

13. Проектная деятельность в реализации внеурочных занятий»

[Электронный ресурс].  - Режим доступа: https://kopilka.edu-eao.ru/proektnaya-deyatelnost-v-realizatsii-vneurochnyh-zanyatij/]. (дата обращения: 02.12.2022)

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ   

                                 Приложение 1

                                                          

Министерство образования Пермского края

ГБПОУ «Соликамский социально - педагогический колледж имени А.П. Раменского

 

 

Внеклассное мероприятие

 

Мастер класс с элементами беседы на тему «Рассказ о Пермской земле и пермском зверином стиле»

 

 

 

Выполнил студент

Группы: Ш -36

Специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Пантелеев Владислав Маратович

 

 

 г. Соликамск 2022 г.

 

Тема: Мастер класс с элементами беседы на тему «Рассказ о Пермской земле и пермском зверином стиле»

Цель: формирование у школьников устойчивого интереса к художественной культуре Пермского края, уважительного отношения к его наследию, понимания его роли и места в культуре России. Знакомство с искусством Пермского звериного стиля на примере создания изделия из глины в данном стиле.

Задачи:

Образовательные:

-       формирование умения анализировать и обрабатывать прослушанную ранее информацию;

-       формирование умения грамотно и последовательно строить свою речь при высказывании мнения;

-       формирование умений самоорганизации и самоконтроля.

Воспитательные:

-       воспитание чувства коллективизма, умения прислушиваться к мнению друг друга;

-       воспитание интереса и уважения к культуре родного края

-       воспитание эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности, свойственные пермскому звериному стилю.

Развивающие:

-       развитие интереса к культуре Пермского края;

-       развитие памяти, внимания, мышления и творческого воображения;

-       развитие творческих способностей учащихся.

Время проведения: 60 минут

Класс: 3

Организатор (студент): Пантелеев Владислав Маратович

Форма проведения: Мастер класс с элементами беседы

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для мастер класса

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационный этап

(Организационный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап учебного действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап

контроля и самоконтроля

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап

самооценки

Здравствуйте, ребята, сегодня на занятии вас ждут открытия. Вы сами их будете совершать.   -Друзья, а вы знаете, где живем мы и все люди? (на планете Земля)

- На каком материке мы живем? (Евразия)

- В какой стране? (России)

- Как называется наш край? (Пермский край)

 - Это современное название территории. Давным-давно наш край    назывался Пермь Великая, еще раньше «пера маа» -  что значит «дальняя земля».

-Давайте просмотрим видеоролик и узнаем немного о истории Пермского края.

-Сегодня на машине времени мы отправимся в прошлое нашего Пермского края и узнаем что-то интересное о жизни наших предков.

Ученые, которые изучают человеческую историю по вещественным источникам, проводя раскопки, называют археологами.

Однажды они нашли удивительные предметы. Посмотрите на них внимательно

- Как вы думаете, что это такое?

- Кто изображён на них?

- Для чего люди в прошлом использовали эти предметы?

- У вас были интересные предположения, но всё это изделия, выполненные в Пермском зверином стиле.

Звериный стиль – условное общее название широко распространенных в искусстве древности изображений отдельных животных, частей их тела или композиций из нескольких животных. Истоки «звериного стиля» следует искать в изобразительной деятельности каменного века. В определенной мере, изображения зверей первобытными охотниками можно считать и первым проявлением «звериного стиля». Звериный стиль был и у нас Урале.  Его называли: «Пермский звериный стиль». В его изображении присутствовали сюжеты в виде фантастических существ, сочетавшие признаки реальных животных и птиц с образом человека («человеколоси», «птицечеловеки»). Сюжеты пермского звериного стиля в последующие годы нашли отражение в искусстве коми-пермяков: вышивка, ткачество, литье, резьба по дереву и другие.

-А, чтобы ближе познакомиться с данным стилем предлагаю просмотреть видеоролик.

- А сейчас я проверю, как вы меня внимательно слушали. Я посмотрю, что вы запомнили из беседы.

-Что такое звериный стиль?

-Каково предназначение предметов звериного стиля?

-На какие виды искусства оказал влияние звериный стиль?

(ответы детей)

 -Молодцы, те, кто хорошо запомнил то, что я рассказал.

Мы живём в Пермском крае. Символом его является зверь, о котором я сейчас прочитаю загадку. Отгадайте, кто это?

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу левую сосал,

А проснулся, стал реветь...

Этот зверь - лесной... (медведь)

Верно! Молодцы!

Медведь — он и символ Урала, и лесной страж, и желанный трофей для охотника, и да, еще он есть на гербе Перми. Его уважают и боятся с детства. А носить его изображение — это особая привилегия с древних времен.

Считалось, что медведь, как хозяин и повелитель лесного хозяйства, обладает свойствами всех лесных животных, знает их повадки и определяет успех промысла вообще.

Пряжки с медведем служили в качестве оберега охотника. Ношение медвежьего образа с магической целью обеспечить удачу охотника. Существовала священная клятва на лапе медведя. Считалось, что, если поклялся на лапе медведя и эту клятву нарушил, именно медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных.

Изображение медведя служили мощными оберегами, защищали владельца от всего дурного.

Так как мы живем на Пермской земле и медведь наш главный символ, то сегодня мы сделаем своеобразное его изображение, чтобы он нас защищал и оберегал в течение всей жизни.

Пермский звериный стиль представляет собой искусство металлического литья, поэтому мы сегодня тоже будем выполнять объемное изделие, самозатвердевающего пластилина. А ещё нам понадобятся: досочка для работы с пластилином, стеки, гуашь, лак, а также блески, чтобы создать эффект металла.

 

-Выполнять мы сегодня работу будем в технике барельеф. Барельеф это - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

-Но перед работай давай вспомним правила работы с пластилином.

 

1. Работу выполнять на подставке или на листе бумаги.

2. Делить пластилин нужно приспособлением

для резки пластилина.

3. Чтобы пластилин не прилипал к рукам, подготовить стаканчик с водой для смачивания пальцев рук.

4. По окончании работы вытереть руки сухой тряпочкой и помыть их.

Молодцы! Приступаем к работе.

(Практическая часть: учитель выполняет вместе с детьми изделие, комментируя каждый этап работы, а также активно работает индивидуально с каждым учеником.

 

 

-Сейчас мы создадим выставку из наших изделий.

- У всех получились замечательные работы.

 

Подведение итогов занятия:

 

- Что нового вы узнали на этом уроке?

 

- Что вы расскажете дома своим родителям, когда принесёте домой, сделанное вами изделие?

 

- Как вы думаете, где лучше всего у себя дома разместить полученное изделие?

 

- Как оно вас будет защищать и оберегать?

-А теперь найдите на столах у себя изображения медведя, если вы сегодня остались довольны своей работой на занятии и вам все понравилось – раскрасьте оранжевым, если были трудности – раскрасьте синим.

- Я очень рад, что у большинства оранжевые медведи.

-Молодцы! Всем спасибо за занятие

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

 

 

 

Смотрят видеоролик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривать иллюстрации

 

Высказывают предположения

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеоролик

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют правила

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют изделие

 

 

 

Демонстрируют изделия

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу

 

 

 

Видеоматериалы из внеурочного занятия:

1.     https://www.youtube.com/watch?v=40NLFMGh6ss&t=1s

2.     https://www.youtube.com/watch?v=RA-W0Fq_vIE


 

Скачано с www.znanio.ru

МИнистерство образования и науки пермского края

МИнистерство образования и науки пермского края

Содержание

Содержание

Введение Актуальность программы:

Введение Актуальность программы:

Все это относится и к нашим родным местам – к замечательной пермской земле

Все это относится и к нашим родным местам – к замечательной пермской земле

Изучение объекта путем создания и исследования его модели (копии), замещающей оригинал (моделирование)

Изучение объекта путем создания и исследования его модели (копии), замещающей оригинал (моделирование)

Исходя из этого, можно сделать вывод

Исходя из этого, можно сделать вывод

Она осуществляется в различных видах деятельности школьников, в которых целесообразно решать задачи воспитания и социализации

Она осуществляется в различных видах деятельности школьников, в которых целесообразно решать задачи воспитания и социализации

Одним из показателей результативности внеурочной деятельности является повышение уровня сформированности социально приемлемых личностных качеств обучающихся

Одним из показателей результативности внеурочной деятельности является повышение уровня сформированности социально приемлемых личностных качеств обучающихся

Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию

Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", "творчество", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного…

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", "творчество", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного…

По методу деятельности проекты могут быть: · творческими, · игровыми, · информационными, · предметно-ориентированными, · исследовательскими

По методу деятельности проекты могут быть: · творческими, · игровыми, · информационными, · предметно-ориентированными, · исследовательскими

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

Особенности организации проектной деятельности во внеурочной работе

Особенности организации проектной деятельности во внеурочной работе

Помимо этого, показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость»

Помимо этого, показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость»

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения

В своей практической работе Маллуева

В своей практической работе Маллуева

Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся

Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной;…

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной;…

Глава Разработка проекта по внеурочной деятельности по теме «Рассказ о

Глава Разработка проекта по внеурочной деятельности по теме «Рассказ о

Цель проектаДля учителя: формирование у школьников устойчивого интереса к художественной культуре

Цель проектаДля учителя: формирование у школьников устойчивого интереса к художественной культуре

Исследовательский этап проекта ( полное описание)Цель исследования: освоение знаний о художественной культуре

Исследовательский этап проекта ( полное описание)Цель исследования: освоение знаний о художественной культуре

Исследовательский этап проекта ( полное описание)

Исследовательский этап проекта ( полное описание)

Вывод по 2 главе. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя

Вывод по 2 главе. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя

Заключение. Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что проектная, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать

Заключение. Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что проектная, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать

Организация такой познавательной деятельности, как исследовательская- проектная, даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не в учебных сферах деятельности, что…

Организация такой познавательной деятельности, как исследовательская- проектная, даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не в учебных сферах деятельности, что…

Список литературных источников

Список литературных источников

Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ https :// infourok

Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ https :// infourok

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тема: Мастер класс с элементами беседы на тему «Рассказ о

Тема: Мастер класс с элементами беседы на тему «Рассказ о

ЭтапДеятельность учителяДеятельность ученика

ЭтапДеятельность учителяДеятельность ученика

Этап учебного действия

Этап учебного действия

Этап учебного действия

Этап учебного действия

Мотивационный этап (Организационный)

Мотивационный этап (Организационный)

Видеоматериалы из внеурочного занятия: 1

Видеоматериалы из внеурочного занятия: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2023